Курсовая работа - Деятельность детских библиотек в современный период - файл n1.doc

Курсовая работа - Деятельность детских библиотек в современный период
скачать (203.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc204kb.05.06.2012 09:18скачать

n1.doc

  1   2


Курсовая работа

По предмету: «Общее библиотековедение»

На тему: «Деятельность детских библиотек в современный период»

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Детская библиотека и ее место в современном обществе…………..8

1.1. Состояние и проблемы развития детских библиотек в современный период…………………………………………………………………………….8

1.2. Проблемы воспитания культуры чтения у детей……………………..17

1.3. Использование новых информационных технологий в обслуживании читателей-детей…………………………………………………………………21

Глава 2. Взаимодействие детских библиотек с организациями, работающими с детьми………………………………………………………………………….26

2.1. Библиотека и семья……………………………………………………..26

2.2. Детский сад, школа и библиотека……………………………………..28

2.3. Особенности взаимодействия детских библиотек со СМИ………...32

Заключение………………………………………………………………………36

Список литературы……………………………………………………………...41

Введение

Актуальность исследования. В современных условиях, по утверждению ученых, формируется личность нового типа с высоким уровнем информационных потребностей и запросов. Это обусловлено особенностями исторического развития, изменениями в системе образования. Дети во всем мире, в том числе и в нашей стране, начинают осознаваться как самая большая ценность. Эта группа населения имеет свои ярко выраженные специфические особенности развития, высокий уровень информационных потребностей и запросов. Забота о воспитании является важнейшей государственной задачей и одновременно привлекает внимание общественных объединений, средств массовой информации, религиозных конфессий. Поскольку судьба любого цивилизованного общества зависит от подрастающего поколения, то, следовательно, юные читатели должны быть приоритетной группой. Их воспитанием и обучением непосредственно занимаются семья, образовательные и внешкольные учреждения. Основным принципом социокультурной политики в отношении подрастающего поколения, является максимальная дифференциация мер способствующих социальной адаптации детей в обществе.

Библиотечное обслуживание детей вносит весомый вклад в социализацию личности ребенка, в его инкультурацию. Детская библиотека является социокультурным институтом, способствующим не только сбору, хранению, обработке информации, циркулирующей в культуре. В контексте инкультурации личности детская библиотека воспроизводит (поддерживает) саму культуру через востребованность культурно-значимой информации, формирует эту потребность.1 Детские библиотеки (школьные, сельские, публичные) ныне призваны стать центром общедоступной информации, они должны быть востребованы как для обучения, так и для личностного, ________________________________

1 Голубева, Н.Л. Детская библиотека: современные проблемы развития / Н.Л.Голубева. – М.: Литера, 2009. – С.9.

духовного, творческого развития, самосовершенствования.

Детская библиотека сегодня должна решать полифункциональные задачи в обществе, и, прежде всего, научить ребенка быть функционально грамотным и востребованным в современном мире. Именно это, в первую очередь, обусловливает актуальность данной работы.

Разработанность проблемы. С развитием детской литературы, осознанием необходимости целенаправленной деятельности по приобщению детей к чтению общество стало уделять все большее и большее внимание библиотечному обслуживанию детей, созданию условий для библиотечного чтения ребенка. В теоретико-практическом плане проблемы детской библиотеки, направления ее развития, содержания деятельности в разные исторические периоды освещали В.А.Зеленко, Н.К.Крупская, Л.Б.Хавкина, Н.А.Херсонская, Н.Н.Житомирова, В.А.Воронец, Н.С.Серова, Н.Е.Добрынина, Г.А.Иванова, Н.В.Бубекина, О.Л.Кабачек, В.П.Чудинова, Н.В.Степанова, Н.В.Фомина и др. В то же время публикации отечественных и зарубежных авторов по вопросам современного состояния детского чтения, роли детской библиотеки в его поддержке и развитии, проекты концепции библиотечного обслуживания детей в России, разработанные в последние годы, лишь частично, опосредованно затрагивают проблемы детских библиотек. Теоретическое осмысление назначения детской библиотеки будет более эффективно отвечать процессу инкультурации личности в современном обществе.

Объект исследования - процесс, создаваемый детской библиотекой для интеллектуального и творческого развития личности ребенка.

Предметом исследования данной работы выступает детская библиотека в современный период.

Цель исследования - рассмотреть детскую библиотеку, как центр инкультурации личности ребенка.

Опираясь на поставленную цель, мы можем выдвинуть перед собой следующие задачи:

Методы исследования. Характер рассматриваемых вопросов определил применение комплекса взаимодополняющих методов исследования. Теоретические методы: изучение и анализ литературы и законодательных документов.

Эмпирические методы: на базе периодических профессиональных изданий изучение детских библиотек, изучение опыта работы специалистов.

Метод обобщения: сделаны выводы по результатам работы в целом.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава первая «Детская библиотека и ее место в современном обществе» определяет место и роль детских библиотек в современном обществе. Ведь в лице библиотечных организаций мы имеем колоссальнейший культурный ресурс, в котором наше общество испытывает большую потребность, и который со временем не исчезнет, а будет только возрастать. Глава затрагивает очень острые моменты жизни детских библиотек: материально-техническое оснащение, создание условий для автоматизации библиотечных процессов, использование новых информационных технологий. А также факты закрытия детских библиотек, снижения бюджетных ассигнований, покушения на занимаемые библиотеками помещения. Словом о попытках разрушения извне существующей системы библиотечного обслуживания. Не меньшая опасность грозит детским библиотекам и изнутри. Опасность оказаться слишком медлительными и инертными в поисках своего облика и места среди прочих социальных институтов.

Большое внимание уделяется проблеме воспитания культуры чтения у детей. Большой интерес представляет опыт детских библиотек, отраженный в профессиональной периодике. Этот опыт можно отнести к инновациям. Ведь именно в инновационной деятельности проявляется высокий уровень профессионализма детских библиотекарей.

В последние годы большое внимание уделяется информатизации библиотек. Все большее число из них открывает новые подразделения, называя их электронным читальным залом, медиатекой, медиазалом и т.д. Важнейшими приоритетами их деятельности становятся: приобщение подрастающего поколения к культурным мировым ценностям, помощь в образовательном процессе, развитие информационной культуры, воспитание личности на основе учебных, развивающих и культурологических видеопрограмм, аудиоматериалов, электронных носителей информации и ресурсов Интернет. Эти и другие новые проблемы и задачи представляют повышенные требования к деятельности детских библиотек.

Вторая глава «Взаимодействие детских библиотек с организациями, работающими с детьми» рассматривает проблемы взаимодействия детских библиотек с организациями, работающими с детьми. Власти, обществу, в том числе семье, необходимо знать, где находятся «слабые звенья», что и как нужно сделать для того, чтобы поддержать читающих детей, а также помочь нечитающим приобрести высокую культуру чтения и открыть для себя богатство мира знаний.

Доказано, что расширение функций детской библиотеки, в контексте инкультурации, проявляются во взаимодействии с такими традиционными социокультурными, образовательными институтами, как семья, школа, библиотеки, клубы, музеи, СМИ и др. В главе показано взаимодействие детской библиотеки, семьи, школы, СМИ способствующее сохранению и развитию инкультурации личности ребенка, где ребенок получает необходимую социокультурную информацию от взрослого окружения.

В «Заключении» подводятся итоги проведенного исследования, раскрываются перспективы дальнейшего изучения детской библиотеки, как центра для интеллектуального и творческого развития личности ребенка.

Исследование показало, что несмотря на все трудности детские библиотеки не только выживают, но и находят возможности развиваться, улучшать свой имидж в глазах населения.


Глава 1: Детская библиотека и ее место в современном обществе.

1.1. Состояние и проблемы развития детских библиотек в современный период.

Бюджетные организации – головная боль многих руководителей органов исполнительной власти. Чаще всего говорят о положении дел в образовании и здравоохранении, редко – об учреждениях культуры, особенно библиотеках. Существует даже миф о том, что библиотеки почти прекратили свое существование, что они никому не нужны в век компьютерных технологий. Однако это не так. Библиотеки не только не утратили своих читателей, но значительно приумножили их количество. Удорожание книг, периодики, недоступность большинству населения небольших городов, поселков и особенно сел пользования театрами, музеями, другими учреждениями культуры, реформа образования,– все это и многое другое привели к востребованности библиотек в обществе.
Особенно нуждаются в библиотеках одна из самых незащищенных категорий населения – дети и юношество. Большинство семей из-за недостатка средств не могут приобретать книги, подписываться на журналы. В то же время усложнились программы обучения в школах. Практически каждый педагог по своей дисциплине требует знания не только учебника, но и дополнительной литературы, которой нет в учебных библиотеках. Библиотека остается единственным местом, где дети и подростки бесплатно могут не только получить необходимую информацию, документ, но и с пользой провести свой досуг.
Библиотечное обслуживание подрастающего поколения в значительной степени отличается от обслуживания взрослых. Именно поэтому дети и юношество имеют право на специализированное библиотечное обслуживание, что и закреплено Федеральным законом РФ «О библиотечном деле»2. Развитие душевной жизни ребенка, его личности требует особого

________________________________

2 О библиотечном деле: ФЗ РФ // Справ. библиотекаря.- СПб: Профессия, 2005.- С.18.

внимания специализированных учреждений, в том числе и культуры. Главная задача детских библиотек – создание для детей благоприятной среды

развития, формирования потребности в чтении, информационных

потребностей, в раскрытии интеллектуальных, нравственных, духовных черт, на формирование полноценной личности третьего тысячелетия.
Детские библиотеки проводят акции по привлечению к чтению и в библиотеки детей, родителей, успешно работают в помощь патриотическому, духовному, эстетическому воспитанию подрастающего поколения, много делают по информационному обеспечению профилактики правонарушений, наркомании, пьянства и других вредных привычек, процветающих, к сожалению, уже и в детской среде. Особенно усилилась в настоящее время краеведческая деятельность детских библиотек, что очень важно для воспитания любви к родине. Надо отметить и особую ответственность библиотекарей, работающих с малышами и их родителями, требуются особые знания, умения и навыки. Библиотечное обслуживание подростков также имеет свои особенности и требования. Все это по мере сил и возможностей стараются делать детские библиотеки. Много делают они для обеспечения образовательных потребностей школьников. Именно в этом предназначение и основная функция детских библиотек.

Исходя из вышеизложенного, основными показателями оценки деятельности детских библиотек должны быть объемы их практической, научной и методической деятельности. Именно эти показатели характеризуют деятельность библиотек. Однако в официальной статистике по учреждениям культуры фигурируют только показатели количества фонда документов, читателей, книговыдачи и посещений. Именно по этим показателям и финансируется библиотека.
Таким образом, основная деятельность (практическая, научная и методическая) детских библиотек практически не финансируется. В результате сельские библиотеки, коих большинство в любом регионе, остаются без помощи областных библиотек, хотя на селе читатели-дети составляют до 70% пользователей. Сами сельские библиотекари также нуждаются в повышении своей квалификации, поскольку в основном имеют среднее специальное образование.
В развитии детских и юношеских библиотек и всего библиотечного обслуживания есть немало проблем. Основные проблемы:
• отсутствие правовой защиты детских и юношеских библиотек и недопонимание их роли в обществе;
• несоответствие между миссией, целями, задачами, объемом выполняемой работы и ресурсным обеспечением библиотек;
• недостаточная координация и кооперация ресурсов детских библиотек, других учреждений культуры и образования.
В соответствии с Федеральным и региональными законами «О библиотечном деле» дети имеют право пользоваться всеми публичными библиотеками, библиотеками общеобразовательных школ и других учебных заведений. Кроме того, дети и юношество в соответствии со ст. 8 «Права особых групп пользователей» Федерального закона и соответствующих статей региональных законов «О библиотечном деле» имеют право пользоваться специализированными детскими и юношескими библиотеками, организация которых отвечает возрастным и психологическим особенностям этих категорий населения.

Однако нет механизмов развития и защиты детских библиотек как гарантов свободного и бесплатного приобщения подрастающего поколения к достижениям отечественной и зарубежной культуры и образования. Что должно быть сделано? Прежде всего, четко оговорено, что дети имеют право на «свою» территорию, на полноценное комплектование фондов библиотек, на пользование в комфортных для них условиях всеми техническими

достижениями и информационными технологиями. В настоящее время в самостоятельных детских библиотеках все средства, получаемые из бюджета или из других источников, идут на их нужды. Детские же библиотеки–филиалы, входящие в централизованные библиотечные системы, зачастую не только не знают, на какие средства рассчитывать, но и получают их в самую последнюю очередь.

Детские библиотеки должны быть защищены от ликвидации, объединения, реорганизации. Часто детские библиотеки исчезают потому, что их объединяют со взрослыми или юношескими библиотеками. Социологические исследования показывают, что дети в такие библиотеки идут с гораздо меньшей охотой. Некоторые руководители органов управления культурой и библиотек, обслуживающих взрослых, принимают решения о слиянии детских, юношеских и взрослых библиотек, тем самым лишая детей их территории и особого отношения со стороны библиотекарей, знающих психологические особенности этих категорий населения. Причем большую роль в этом сыграл Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 3 . До принятия закона, в России, наряду с детскими библиотеками-филиалами существовали центральные детские библиотеки, которые оказывали методическую помощь и квалифицированно занимались комплектованием фондов детских библиотек города или района. Теперь они переведены либо в разряд библиотек-филиалов, либо стали отделами взрослых библиотек.

В качестве примера можно привести показатели деятельности детских библиотек Ростовской области. За период с 2001 по март 2006 года с «библиотечной карты» ростовской области исчезло 10 детских библиотек ( из них 5 центральных) и более 30 муниципальных библиотек на селе, где до

60% читателей — дети и юношество.4

________________________________

3 Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: ФЗ .- ………. С.

4 Все начинается с детства. Сборник. Вып. С.13.

Мы считаем, что любое объединение в соответствии с Федеральным законом РФ «О библиотечном деле» должно строиться только на добровольной договорной основе с учетом местной специфики и следующих условий:

До тех пор, пока взрослые в нашей стране не осознают свою ответственность за духовное развитие детей, не научатся уважать их права, в том числе и выбор библиотеки, не будут созданы подлинно наилучшие условия для приобщения их к культуре и информации, все попытки объединения, лишения детских библиотек самостоятельности, будут носить, на наш взгляд, дискриминационный характер.

Для детских библиотек крайне важно официальное признание их деятельности со стороны властей и общества. Если губернатор, члены его команды, депутаты законодательных органов рассматривают библиотеки как равноправных партнеров, помощников в их работе с населением, тогда и библиотеки развиваются в соответствии с требованиями современного общества. В каждом регионе России от библиотек всегда требуют очень многого, но не всегда они получают моральную поддержку, которая, как это принято в России, влечет за собой и все остальное: финансирование, защиту и включение детских и юношеских библиотек во все областные программы развития.
Основу работы любой библиотеки составляют фонды документов. Причем, наряду с печатными изданиями, все большим спросом пользуются аудио и видеоматериалы, CDR и другая электронная продукция. От того, насколько фонд отвечает потребностям и запросам читателей, зависит их отношение к библиотеке, ее востребованность. Потребности детей только формируются, поэтому они больше всего нуждаются в новой литературе, причем эстетически оформленной. Особенность детского запроса состоит в том, что детям нужны материалы здесь и сейчас. Они не могут и не хотят ждать. Их запросы определяются либо школьным заданием, либо сиюминутным интересом.5 Отсюда главное требование к фонду детской библиотеки – достаточность, современность и эстетика документов, предназначенных детям. Каково же положение с комплектованием фондов детских библиотек?
Огромную тревогу вызывает тенденция к сокращению процента обновления книжных фондов детских библиотек. Согласно международным нормам, в фонды ежегодно должно вливаться не менее 5% новых изданий. Приток _______________________

5 Алунка чева, Г. «Чтение — акт перманентного творчества». Библиотека как ресурсный центр по вопросам детства / Г. Алункачева // Библиотечное дело. - 2010.- №16.- С.43.

новых поступлений в российских детских библиотеках в среднем едва

достигает 3%. Оставляет желать лучшего и качество новых поступлений.

Согласно ежегодному мониторингу состояния и комплектования книжного фонда детских библиотек Ростовской области, предпринимаемого ежегодно ОДБ, до 70% книг для детей устарели, потеряли читательский спрос.6
Отдельного разговора заслуживает проблема формирования фондов периодическими изданиями. Этот вид документов пользуется у читателей огромным спросом, т.к. позволяет восполнить пробелы фондов «свежей» информацией. При этом количество изданий, выписываемых средней муниципальной библиотекой, как правило, не превышает 10 –15 журналов и 5-8 газет. Сельская библиотека в среднем получает 3 журнала и 1-2 газеты. Положение усугубляет нерегулярное выделение средств на подписную кампанию и нередкое их запаздывание. Многие библиотеки выписывают издания с перерывом в полугодие, 1-3 месяца.
Отставание формирования фондов детских библиотек от требований сегодняшнего дня приводит к неудовлетворению читательского спроса, связанного с получением образования, организации культурного досуга, общения, в котором так нуждаются дети и подростки, подрывает авторитет библиотеки и чтения в глазах юного читателя.
Важной проблемой остается информатизация детских библиотек, без которой невозможно встраивание их в национальное и мировое информационное пространство. Модернизация детских библиотек требует значительных финансовых вливаний не только на приобретение и содержание техники, но и на создание локальных сетей, вхождение в Интернет, обучение кадров. К сожалению, детские библиотеки до сих пор не входят в российские федеральные программы Министерства культуры, а на местах информатизация этих библиотек практически не финансируется за счет

_______________________

6 Все начинается с детства. Сборник. Вып. С.13.

областных программ, поэтому каждая библиотека решает эти проблемы за

счет собственных скудных средств. Если областные детские и юношеские библиотеки за последнее время все-таки стали приобретать технику, то положение в детских муниципальных библиотеках остается катастрофическим. Оснащенность детских библиотек компьютерами весьма различна. Но по большей части они лишены и электронной почты, и доступа в Интернет. Отсутствие Интернета в детских библиотеках регионов не способствует их встроенности в информационное пространство, удовлетворению запросов современных школьников.

Проблема приобщения детей и молодежи к чтению в эпоху развивающихся информационных технологий во всем мире остается проблемой № 1. Без них подрастающее поколение большинства небольших библиотек по-прежнему остаются оторванными от общего информационного потенциала страны и не имеют информации, необходимой им для получения полноценного образования и приобщения к достижениям национальной и мировой культуры. Областные детские и юношеские библиотеки, наряду с универсальными научными, должны иметь возможности и средства для создания единого информационного пространства, а это значит, что они должны иметь не только сами достаточный парк компьютеров и входить в корпоративные сети библиотек регионов и России, но и помогать библиотекам, работающим с детьми и юношеством, осваивать информационное пространство страны.

Техническое оснащение детских библиотек крайне скудно. Оборудование, мебель изношены в большинстве муниципальных библиотек. В библиотеках практически нет современной теле- и видеоаппаратуры, проекторов, CD-приводов и т.д.
Некоторые библиотеки не имеют транспорта, и получая новые материалы из центральной библиотеки, зачастую находящейся далеко от филиала, вынуждены добираться частным транспортом и за свой счет. Отсутствие транспорта, телефонной и иной связи приводит к оторванности детской библиотеки от других библиотек, к невозможности книгообмена и профессионального общения библиотекарей.
Немногие ДБ имеют ксероксы, хотя именно ксерокопирование является весьма востребованной пользователями услугой, да и доведение до библиотек области методических и иных материалов также требует полиграфической базы.
Помещения тоже не отвечают Модельному стандарту. Среднестатистическая муниципальная детская библиотека имеет 200 кв. м. Для детских библиотек это немного, поскольку санитарные нормы предусматривают не только помещения для хранения фондов и обслуживания, но и помещения для выставок и массовой работы. Поскольку, как правило, детская библиотека имеет помещения только для одного читального зала и абонемента, вся массовая работа – вечера, утренники, театральные представления, обзоры литературы и пр. – проходит в читальном зале, что часто мешает пришедшим школьникам заниматься тем, ради чего они и приходят в библиотеку, то есть читать.
Говорить о финансировании детских библиотек очень сложно.
Почти 100% всех получаемых средств детские библиотеки получают из бюджета. Возможность нормально развиваться дают средства, получаемые библиотекой от разрешенной предпринимательской деятельности и привлечения внебюджетных средств (спонсоры, меценаты, гранты по различным программам). Финансовые средства используются, как правило, на оплату труда и материальные расходы, на комплектование фондов. Примером успешной деятельности в поиске средств является работа детских библиотек г.Таганрога. Выявив потенциальных спонсоров, а также возможные источники финансирования, заведующие детскими библиотеками обращаются к ним с обоснованными просьбами и самостоятельно определяют, какой вид помощи предпочтительнее для библиотеки - разовая или планомерная досрочная. Так, ООО «Лемакс» оказывает на протяжении многих лет ежемесячную финансовую помощь ЦГДБ, которая идет на дополнительное комплектование книжного фонда.7 Спонсоры охотно помогают библиотекам, если четко знают, куда идут денежные средства.
1.2. Проблемы воспитания культуры чтения у детей.

Одним из главных путей воспитания культуры личности человека мы видим в его активном приобщении к чтению, интерес к которому стремительно падает в наши дни в связи с засилием Интернета, телевидения и некачественной литературы.

Говорить о качественном приобщении детей к культуре чтения, книжной культуре достаточно сложно, т.к. государственными минимальными социальными стандартами основных показателей качества жизни детей в России не предусмотрены показатели приобщения к культуре подрастающего поколения, а это ведет к тому, что органы власти всех уровней не рассматривают создание необходимой и культурной достаточной среды развития детства в качестве своих задач.
Социологи и психологи всего мира давно сошлись во мнении, что именно чтение развивает интеллект. Люди, читающие быстрее, схватывают целое, лучше и полнее выявляют противоречия и связь явлений, более адекватно оценивают ситуацию, быстрее анализируют информацию, находят и принимают правильные решения, имеют больший объем памяти, активное творческое воображение, точно и ясно формулируют и излагают свои суждения, более самостоятельны в них и в поведении. Иными словами, чтение формирует духовно зрелую, образованную и социально ценную личность.

Раскроем тенденции, которые библиотекари видят сейчас в детском чтении. К сожалению, имеется очень мало сведений о детском чтении, потому что социологические исследования в масштабах всей страны не проводились.

_______________________

7 Все начинается с детства. Сборник. Вып. С.13.

Социологические исследования проводятся, в основном, в библиотеках. Чтение детей исследуется в Российской государственной детской, в областных, краевых, областных детских библиотеках. Исходя из этих данных, мы видим три тенденции, которые существуют сейчас в детском чтении.

Во-первых, это сильное расслоение детей по уровню читательской культуры, которое, естественно, зависит и от региональных различий, потому что столица и село имеют совершенно разные возможности обеспечения книгами; в зависимости от бюджета семьи и от доступности детям качественного образования, которое сейчас является основным мотивом обращения детей к чтению, а также, естественно, от источников доступа к Интернету и к другим источникам некнижной информации. Вторая тенденция, которую мы видим, - это смена модели чтения. И третье - идет ухудшение качества чтения за счет ухудшения книжной среды, окружающей ребенка. Остановимся на второй тенденции - на том, что меняется модель чтения, цели и задачи чтения.

По результатам библиотечных исследований, дети сейчас читают не меньше, чем раньше. Просто они читают по-другому. Примерно три четверти запросов детей, которые приходят в библиотеку, связаны с учебной деятельностью. Поменялись задачи, которые дети перед собой ставят, обращаясь к книге. Они, в первую очередь, стремятся получить информацию, и мы видим, как уходит буквально на глазах стремление получить наслаждение от чтения. Сейчас практически все стараются даже из художественного произведения «снять» информацию. Дети не «включают» эмоции при чтении, они не умеют сопереживать герою. Поэтому мы можем увидеть детей, которые очень хорошо знают литературу и хорошо читают, но которые совершенно не видят в этом смысла.

Уходит литературо-центричная модель нашего общества, которое было завязано на то, что читать престижно, а не читать - стыдно. Сейчас детям не стыдно признаваться, что они не любят читать. По результатам опросов среди ответов на вопрос «Что ты любишь делать в свободное время?» на первом месте раньше всегда стояло - «читать книги». Сейчас «читать книги» ушло на третье-четвертое место после просмотра телевизионных программ, прослушивания музыки либо игры или работы на компьютере.

Дети в основном заняты учебой, а значит, к книге они обращаются в основном с деловыми запросами.

И вот еще один важный фактор. Поскольку времени у них всегда нет, то из чтения постепенно уходят толстые романы XIX века. Современные дети очень любят просматривать журналы, где они одновременно получают свежую информацию и имеют видеоряд - то, к чему они привыкли в телевизоре и в компьютере.

Библиотекари уже в течение длительного периода времени проявляют беспокойство по поводу снижения интереса к чтению, уменьшения доли свободного времени, используемого ребенком для чтения, проблемам функциональной неграмотности. К этому надо добавить, что у нас практически не издаются книги, отвечающие на волнующие сегодняшних подростков темы, почти нет книг, воспитывающих гордость за свою Родину, ее историю, ее героев, формирующих нравственные, гражданские, патриотические позиции юных читателей.

Новые информационные технологии все глубже проникают в нашу жизнь. Дети и подростки наиболее подвержены их влиянию. В этой связи родители, педагоги, библиотекари выражают тревогу по поводу того, что печать проигрывает в соревновании за читательское внимание экрану - телевизионному или компьютерному. Увеличение числа телевизионных каналов, развитие кабельного телевидения и новых возможностей, которые представляют видеотехника и компьютеры, приводит к тому, что «экранная культура» все сильнее влияет на чтение детей и подростков. И эта проблема остро стоит не только в России. Библиотекари всего мира активно ищут различные пути приобщения ребенка к книге. Разрабатываются программы, организуются разнообразные конкурсы, проходят яркие и интересные праздники чтения.

Так Ульяновская областная библиотека для детей и юношества им. С.Т.Аксакова в своей деятельности стала использовать возможности театрализации. Занимаясь в библиотечном театре и постоянно работая с книгой, дети стали проникать в замысел художественного произведения, улавливать и эмоционально воспринимать нравственную суть поступков героев, понимать смысл прочитанных эпизодов.8 «Выставка незаслуженно забытых книг» филиала №16 Централизованной библиотечной системы г. Орла, втянула детей в чтение той литературы, которую раньше не читали. Ребята открыли для себя Дюма, Гайдара, Осееву.9

Интересное решение данной проблемы нашла библиотекарь 72-й школы г. Лесного Свердловской области Р.М.Злобина: была объявлена акция «Золотая полка книг нашей школы». Каждый класс должен был представить лучшую, на их взгляд, книгу, которая достойна «золотой полки». В итоге, акция дала толчок к творчеству, к вдумчивому чтению, к анализу прочитанного. Книги представленные в виде рекламы, отзыва, комментария и рецензии захотелось прочесть всей школе.10

Сегодняшней России необходимо осознание проблемы чтения детей и подростков в качестве национальной проблемы в связи с тем, что сегодня детское чтение особенно нуждается в защите и поддержке не только обществом, но и на государственном уровне. Наступил период, когда все те, от кого зависит защита, поддержка, продвижение идеи важности и

____________________

8 Серова, М. Театр у нас не просто востребован – он необходим /М.Серова // Библиополе.-2010.-№10.- С.17.

9 Ромашова,Л. Компьютер книге не противник /Л.Ромашова //Библиотека.- 2009.-№6.-С. 41.

10 Злобина,Р.М. Золотая полка, или Использование инновационных методов привлечения к чтению / Р.М.Злобина // Школьная б-ка.- 2009.- №1.- С.55.

необходимости детского чтения, должны объединить свои усилия.

Книги и чтение — только одно из средств в борьбе за возрождение российской духовности и формирование нравственного и творческого человека. Но именно они воздействуют на человека и развивают его всесторонне. В огромном потоке информации, с которым постоянно сталкивается современный человек, именно книги и чтение в состоянии давать ему ту, так необходимую для осмысления, обдумывания и воспоминания паузу, без которой невозможно накопить творческий потенциал. Предоставить ему возможность и умение воспользоваться этим островом спокойствия и духовного роста — святая обязанность всех, кто озабочен будущим.

1.3. Использование новых информационных технологий в обслуживании читателей-детей.

Привлечение учащихся в библиотеку, пробуждение и развитие интереса к книге и чтению – это одна из главных задач детских библиотекарей. Но библиотека в прежнем понимании этого слова, без современного оборудования и антуража не имеет былой привлекательности для нынешнего «компьютерного поколения». Теперь юного посетителя в библиотеке интересуют не только книги, но и новые информационные носители, возможность доступа к ресурсам Интернета. Сегодня при работе с подрастающим поколением невозможно обойтись без информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые стремительно вошли в библиотечную деятельность, открыв принципиально новые возможности для её совершенствования. Информационно-коммуникационные технологии навсегда изменили привычную деятельность наших библиотек и оказывают влияние на каждую грань библиотечной работы.

Информатизация – это не самоцель, а средство обеспечения привлекательности и комфортности библиотеки. Необходимо активно использовать технологические изменения, которые произошли за последние годы в наших библиотеках, чтобы стать более необходимыми, своим читателям.

Библиотеки для детей в силу объективных причин стоят еще на пороге процесса информатизации. Это вселяет большую тревогу. В условиях современного информационного общества, когда количество информации удваивается каждые пять лет, доступ к необходимой информации чрезвычайно сложен даже для взрослого человека. Но особенно трудно ориентироваться в потоке информации детям. На пути ребенка к заветной книге - ряды ящиков с каталожными карточками, формуляры, требования и отказы, море бумаг. Традиционное библиотечное обслуживание отталкивает детей своей загруженностью и догматизмом. Один из реальных способов изменить сложившуюся ситуацию - это компьютеризация детских библиотек. И наше глубокое убеждение - начинать этот процесс необходимо именно с библиотек для детей и юношества. Во-первых, для того, чтобы сократить путь ребенка к книге и с помощью современной техники обеспечить доступ к книгам, знаниям, к бесценной памяти человечества, хранилищами которой являются библиотеки. Это очень важно для воспитания и образования детей, от этого зависит уровень культуры общества в целом и дальнейшее развитие общества.

Еще один аргумент в доказательство тому, что компьютеризацию библиотечных технологий необходимо начинать с детских библиотек, - это то, что юные читатели, общаясь с компьютерами в детской библиотеке, будут готовы к работе с нею в будущем. Детская библиотека, оснащенная современной информационной и компьютерной техникой, воспитывает активных пользователей информации, умеющих работать с ресурсами новых типов и форм.

Кроме того, появление компьютеров в библиотеке косвенным образом меняет характер общения юных читателей с библиотекой.

Библиотека, где есть компьютеры, станет более привлекательной, особенно для детей, и обязательно привлечет новых читателей. Например ЦГДБ им. Ленина г. Ростова-на-Дону успешно применяют новые информационные продукты – мультимедийные (электронные презентации, виртуальные викторины, выставки, экскурсии).11 Залог успеха проведения массовых мероприятий с применением подобного рода информационных продуктов заключается в особенности восприятия информации современными детьми и подростками, получать сведения сразу по нескольким каналам восприятия: зрительному, слуховому, осязательному.

Входит в повседневную жизнь наших библиотек и становится обыденным делом работа с электронной почтой; сетевые проекты, телекоммуникационные олимпиады; работа в Интернете с поисковыми системами и другими ресурсами; работа с электронным каталогом библиотеки; издательская и проектная деятельность. Организация и проведение различных мероприятий с использованием технических средств – таких как: телемосты, виртуальные конференции, круглые столы, литературные гостиные с презентациями, библиотечные проекты – способствует формированию образа библиотеки как современного образовательно-культурного и информационного центра. Новейшие информационные технологии делают наши библиотеки более привлекательными для так называемого «цифрового поколения», и позволяют выполнять библиотекарям свою работу лучше, интереснее, оставляя при этом чтение на первом месте. Кроме того появились совершенно новые формы информационного обслуживания читателей. Это чтение электронных книг и журналов. В настоящее время с экрана дисплея могут быть прочитаны многие книги, которых нет в фонде библиотеки, выпуски электронных журналов.

________________________

11Все начинается с детства. Сборник. Вып. 2007г С.46

Стоит особо отметить опыт работы с аудиокнигой библиотекарей г. Таганрога. В условиях нехватки времени у родителей библиотекари в помощь предложили прослушивание дисков с записями литературных произведений. Даже в таком измененном общении с книгой задача воспитания информационной культуры не теряет своего значения.12

Ещё один способ привлечь к библиотеке современного подростка – издательская деятельность в детской библиотеке, изготовление печатно-рекламной продукции, посвящённой библиотеке и книге. С оснащением библиотек копировальной и множительной техникой, появилась возможность создания масштабной печатной продукции. Цель всё та же – привлечь подростков к книге и чтению.

Ярким примером этого являются издания ЦГДБ им. Крупской г. Шахты. Традиционные библиографические пособия дополняются новыми элементами: психологический тест по теме пособия, задания и игры для совместной работы взрослого с ребенком.13

Хочется отметить, что все эти виды деятельности, ставшие возможными благодаря компьютеризации, выполняют несколько важных функций:

___________________________

12Все начинается с детства Сборник. Вып. 2007г С.45

13То же.

Информационно-коммуникационные технологии и библиотечное сотрудничество позволяют то, что ещё несколько лет назад казалось неосуществимым: всплеск читаемости среди подростков, активность самой «нечитающей» категории учащихся, интерес к библиотеке и тем событиям, что в ней происходят.

Взаимодействие традиционной библиотеки с новейшими электронными технологиями выводит нашу библиотечно-информационную деятельность на качественно иной, более продуктивный, чем прежде уровень. Но миссия детской библиотеки – привлечение детей к чтению – при этом не изменилась, она лишь обрела новую глубину и содержание, получила новый потенциал. Можно уверенно заявить – современные технологии, если правильно ими воспользоваться, отнюдь не сбрасывают книгу с престола, а наоборот – помогают привлечь ребенка к чтению. Это замечательный инструмент, который способен развить не только доступ, но и мотивацию к чтению. Надо только с его помощью суметь организовать увлекательную современную читательскую деятельность на базе детской библиотеки.

  1   2


Курсовая работа
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации