Ответы на вопросы по истории дизайна - файл n1.docx

приобрести
Ответы на вопросы по истории дизайна
скачать (157.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx158kb.29.05.2012 21:16скачать

n1.docx

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
1 Функциональность и рациональность форм

Внешний вид изделия, его эстетические качества непосредственно связаны с его конкурентоспособностью. Они играют зачастую решающую роль при реализации на рынке. Известно, что любые художественные украшения ведут к дополнительному удорожанию изделия, а следовательно к определенному снижению его конкурентоспособности. При этом декоративный элемент, изготовленный машинным способом тысячными тиражами утрачивает свою уникальность, а вместе с ней и художественную ценность. Это наглядно продемонстрировала история промышленного дизайна. Машинное массовое производство вначале шло путем копирования форм вещей, создававшихся до того ремесленниками. Однако технология производства их уже была совершенно иной: производимые машинами вещи только напоминали ремесленные изделия, но выглядели подделкой, оскорблявшей хороший вкус [4, с.34]

Дизайнеры нашли выход из этой, казалось бы, тупиковой ситуации. "Украшать" изделие стал не декор из привычного орнаментального рисунка, а функционально необходимые детали и геометрия формы. Форма изделия начала с особой тщательностью прорабатываться в многочисленных эскизах и моделях дизайнеров, в которых до мелочей продумывались многие аспекты, включая кон- структивно-технологические и функциональные. Красоту формы видели в ее тектонике и функциональной целесообразности.

Функциональность и рациональность - одна из основных позиций философии дизайна - достижение максимального эффекта при минимальных затратах. Не случайно дизайн в исторических исследованиях рассматривается в тесной связи с господствующим в н.ХХв. в ряде стран архитектурным стилем «функционализм». И его яркие представители явились пионерами современного дизайна.

Ханс Майер, один из директоров Баухауза, писал: "Все вещи на земле являются произведением от перемножения функции на экономичность" [5, с.359]. Экономичность материалов и конструкций, рациональность использования пространства были ведущими принципами обучения и в известной школе современной архитектуры и дизайна ВХУТЕМАС. Например, среди заданий, которые давались студентам, были такие: упростить существующую вещь (снять с нее украшения, выявить конструкцию, убрать неработающие части и т.д.), улучшить существующую вещь (сделать ее более удобной, функциональной) [6, с.8-9].

Мобильность и вариабельность форм

Принципы мобильности в архитектуре и производстве мебели известны давно. Достаточно вспомнить кочевые юрты и походные шатры, складные ширмы и секретеры. В дизайне, основой которого являются принципы компактности и рациональности использования пространства, они приобретают особое значение. Способность элементов изменять свою внешнюю форму, приспособли- ваясь под определенные функции и конкректные пространственные ситуации, является привлекательной чертой мобильности и активно используется дизайнерами в своей деятельности.

Известной проблемой массового индустриального производства является ограниченное число типов выпускаемой продукции и вследствие этого - однообразие внешнего вида изделий. На помощь дизайнеру здесь приходит вариабельность серийно выпускаемых элементов, позволяющая по принципу конструктора компоновать эти элементы, составляя различные композиции, адаптируясь к различным ситуациям. Большой потенциал в достижении разнообразия общего внешнего вида имеет использование различных цвето-фактурных решений в отделке элементов. Вариабельность позволяет выпускать большие

тиражи недорогих изделии, при этом достигается высокий уровнь их разнообразия, который удовлетворяет различные запросы потребителей.

БЕЛОРУССКИЙ СОЮЗ ДИЗАЙНЕРОВ был создан решением учредительного съезда 12 декабря 1987 года республиканский творческий союз, объединяющий, более 500 специалистов в области индустриального и графического дизайна, проектирования малых форм, интерьеров и оборудования, рекламы, арт-дизайна, модельеров, педагогов и теоретиков дизайна.

Бсд член международной ассоциации "Союз дизайнеров" и ассоциации общественных объединений "Белорусская конфедерация творческих союзов".

Основные цели союза – развитие и пропаганда творческой деятельности дизайнеров, защита авторских прав, профессиональных, экономических и социальных интересов; повышение эффективности вклада дизайна в развитие культуры и экономики республики Беларусь.

Члены Союза представлены в отраслевых художественных советах, в жюри профессиональных конкурсов и фестивалей, комиссиях по присуждению премий. Союз активно сотрудничает с министерствами культуры и информации, периодическими изданиями, иностранными культурными организациями и посольствами.

Члены БСД имели персональные выставки в различных городах мира и внесли большой вклад в создание школы советского и белорусского плаката. Многие работы наших мастеров побеждали в престижных международных конкурсах и фестивалях и представлены в самых известных музеях плаката в Варшаве, Лахти, Брно, Таяме, Нью-Йорке, Мехико, Лондоне и Лувре. На всемирной выставке в Ганновере центральное место в белорусской экспозиции занимала концептуальная разработка членов Союза «Проект Века».

Издательские проекты БСД – "Справочник БСД", каталог "Знак. Логотип", издание "PROдизайн" – отмечены высшими наградами республиканского конкурса "Искусство книги".
2 Государственный дизайн. Всесоюзный институт технической эстетики (ВНИИТЭ)

В 1962 году специальным постановлением Совета Министров СССР был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ). На Институт возлагалась разработка и внедрение методов художественного конструирования, координация научно-исследовательских работ в этой области, методическое руководство работой специальных художественно- конструкторских бюро, обобщение и распространение лучшего отечественного и зарубежного опыта в дизайне, а также разработка проектов отдельных видов массовых и наиболее сложных изделий машиностроения и товаров культурно-бытового назначения [10, С. 132]. С 1964 года стал издаваться специальный журнал "Техническая эстетика". Таким образом, с начала 60-х дизайн в СССР начал развиваться на государственном уровне. При этом необходимо отметить, что на первом плане "государственного дизайна" стояла продукция машиностроения и удобство эксплуатации, а не эстетические принципы и не товары непосредственно для людей. Тем самым было задано на много лет вперед и направление дизайна в СССР [10, С. 136].

Вслед за ВНИИТЭ в течение пяти лет было создано более полутора десятка крупных дизайнерских организаций (филиалы ВНИИТЭ и специальные художественно- конструкторские бюро) и около 200 художественно-конструкторских групп, отделов, лабораторий и т.д. на различных предприятиях, в проектных и исследовательских институтах. Кроме того, увеличилось значительно число и свободных дизайнеров, работающих по договорам. К середине 1960-х годов в стране в различных дизайнерских организациях работало более 10.000 человек.

Рациональный стайлинг

ВНИИТЭ занимался пропагандой дизайна, дизайнерским образованием, и проектированием. Причем для проектирования выбирались темы, позволявшие сделать вещи, образцовые во всех отношениях - с точки зрения стиля, моды, принципов графической подачи проекта, методики проектирования.

Одним из наиболее ярких для 60-х годов был проект специализированного автомобиля-такси (1963-1965), выполненный в реальном материале как действующая модель, в которой в реальной ситуации можно было увидеть БСеВЫГ°ДЫ или просчеты дизайнерского решения. Автомобиль-такси был построен В опытных мастерских ВНИИТЭ. Сварная рама, на нее крепился корпус Из стеклопластика с внутренней отделкой фанерой, имитировавшей пластмассовую облицовку с мягким ворсовым покрытием. Сидения, органы управления, приборная доска - все было настоящим и действующим. Когда директор института докладывал о новой машине в министерстве автомобильной промышленности, то скептики сказали, что такая машина вообще не сможет ездить. Здесь директор сделал театральный жест и сказал, что собственно они и приехали на этом автомобиле и он стоит во дворе. Все собрание ринулось на улицу... [11, С. 95]

В автомобиле-такси было все необычно: и внешний вид, до сих пор сохраняющий привлекательность, гармоничность, современность; и вагонная компоновка, широкая сдвижная дверь; и перемещение двигателя назад; и его поперечное расположение; и материал корпуса - стеклопластик.

Автомобиль-такси в сравнении с обычным серийным автомобилем «Волга», который использовался в качестве такси в те годы, показал удобство посадки пассажира и загрузки багажа, удобство работы водителя, удобство обслуживания, заметность автомобиля на улице, его компактность и маневренность в городе. Несмотря на то, что специализированный автомобиль-такси показал себя более пригодным и экономичным ему, как и многим другим прогрессивным проектам того времени, так и не суждено было реализоваться в промышленности в условиях планового социалистического хозяйствования.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации