Лекции - Различные народы Западной Европы - файл n1.doc

Лекции - Различные народы Западной Европы
скачать (216 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc216kb.01.06.2012 13:24скачать

n1.doc

  1   2   3
ПОЛЯКИ

поляци (самоназвание), народ, основное население Польши. Численность 38,459 млн. человек (1993). За пределами Польши живут в Белоруссии (417,7 тыс. человек), Литве (258 тыс. человек), на Украине (219,2 тыс. человек), Российской Федерации (94,6 тыс. человек), Казахстане (60 тыс. человек), Латвии (60 тыс. человек); США (5,6 млн. человек), Германии (1,5 млн. человек), Франции (1 млн. человек), Канаде (400 тыс. человек), Великобритании (140 тыс. человек), Бразилии (200 тыс. человек), Аргентине (100 тыс. человек), Чехии и Словакии (по 40 тыс. человек), Бельгии (60 тыс. человек) и в других странах. Общая численность свыше 49 млн. человек. Говорят на польском языке славянской группы индоевропейской семьи. Письменность на основе латинского алфавита. Верующие — в основном католики, есть протестанты.

Поляки как народ складывался с формированием и развитием древнепольского государства. Его основу составили объединения западно-славянских племён полян, слензан, вислян, мазовшан, поморян. Процесс консолидации Поморья с остальными польскими землями был заторможен не только непрочностью политических связей его с древнепольским государством, но и своеобразием его социально-экономического и культурного развития (длительное господство язычества и др.). По говорам близки были поляне, слензане и висляне. В период политической раздробленности (XI—XIII века) отдельные польские земли обособились, но культурные и экономические связи между ними не прерывались. В ходе сопротивления немецкой экспансии и преодоления политической раздробленности (XIII—XIV века) осуществлялось объединение польских земель, расширялись и укреплялись связи между их населением. В это же время шёл процесс германизации захваченных немцами западных и северных земель (Нижняя Силезия, Поморье, Мазурия, Западная Великопольша).

В XIV—XV веках объединение земель польского государства способствовало процессу национальной консолидации поляков, усилившемуся в XVII веке. В рамках многонационального государства — Речи Посполитой (образована в 1569 Люблинской унией с Великим княжеством Литовским) — происходил процесс консолидации польской нации. Этот процесс осложнился с конца XVIII века в связи с тремя разделами Речи Посполитой (1772, 1793 и 1795) между Россией, Австрией и Пруссией и утратой единой польской государственности. В конце XVIII—XIX вв. в сохранении и росте национального самосознания поляков выдающуюся роль сыграли национально-освободительные движения (восстания 1794, 1830—31, 1846, 1848, 1863—64); польский народ сохранял приверженность родине, родному языку и обычаям.

Но политическая разобщённость поляков сказывалась на их этнической истории. Ещё в XIX веке существовало несколько групп поляков, различавшихся диалектами и некоторыми этнографическими особенностями: на западе — великополяне, ленчицане и серадзяне; на юге — малополяне; в Силезии — слензане (слензаки, силезцы); на северо-востоке — мазуры и вармяки; на побережье Балтийского моря — поморяне. В группу малополян входили гурали (население горных районов), краковяне и сандомирцы. Среди силезцев различались ляхи, силезские гурали и другие группы. К великополянам относились куявяне, а к мазурам — курпи. В Поморье особенно выделялись кашубы, сохранявшие специфику языка и культуры (иногда их считают особой народностью). С ростом промышленности и урбанизацией, особенно с конца XIX века, различия между этими группами стали стираться.

После 1-й мировой войны 1914—18 образовалось независимое польское государство, в которое не вошли многие северные и западные польские земли. Создание единого государства стало основой этнической реинтеграции групп населения, разобщённых в период разделов. Воссоединение Польшей её северных и западных земель наступило лишь после 2-й мировой войны 1939—45. В стране произошли значительные перемещения населения. В западных районах Великопольши, в части Силезии, Поморья и на Мазурии, откуда выехали немцы, среди местных поляков поселились поляки из других частей Польши, СССР, Югославии, Румынии, западно-европейских стран. Польша стала страной с почти однородным национальным составом населения.

Более половины поляков живут в городах (наиболее крупные — Варшава, Лодзь, Краков, Вроцлав, Познань), заняты в многоотраслевой промышленности, торговле, бытовом обслуживании, в сфере здравоохранения, просвещения, науки, культуры.

Главные отрасли сельского хозяйства — земледелие и животноводство; основное направление — возделывание зерновых культур, значительная часть посевных площадей занимает картофель. Важное значение имеют овощеводство, садоводство. Кроме современной сельскохозяйственной техники применяются старые орудия: рамочные бороны, косы, грабли, вилы. Животноводство молочное и мясное (крупный рогатый скот, овцы, свиньи). Для переездов, перевозок, отчасти сельскохозяйственных работ крестьяне традиционно используют ещё лошадей, в меньшей степени — волов.

Различия природных условий, исторические судьбы различных областей способствовали возникновению региональных особенностей хозяйства и традиционной культуры. Так, в хозяйстве гуралей — жителей горных районов Малопольши и Силезии сохраняются традиции отгонного скотоводства. Согласно обычаю, владельцы овец выбирают старшего пастуха (бацу), у него есть помощники (юхаси) и погоняльщик (хонельник).

В Западном и Восточном Поморье издревле развито морское рыболовство: им занимаются главным образом государственные промысловые организации и кооперативы современного типа, но кое-где на побережье сохранились старинные рыбацкие артели (машоперии), живы старинные обычаи коллективного лова рыбы. Рыболовство развито также в речных и озёрных районах страны (Мазурское Поозерье, районы течения Вислы и др.). Применяются как современная техника лова и транспортировки рыбы, так и старинные рыболовецкие орудия: остроги, верши, неводы, сети и др. Подсобные занятия — пчеловодство, сбор грибов и ягод.

Традиционные типы сельских поселений: уличные деревни, окольницы и овальницы с домами, расположенными вокруг центральной площади или пруда (радиальная планировка). В процессе социально-экономического и культурного развития меняются планировка и типы застройки польских деревень. Во многих деревнях возведены новые здания — школы, клубы, кафе и др., в архитектуре которых сочетаются современный стиль и местные традиции. В клубах (светлицах) и кафе можно увидеть старинную крестьянскую мебель, интерьер кафе нередко выдержан целиком в стиле старой корчмы, еще сохраняющейся в отдельных деревнях. Здесь подают польские национальные блюда и напитки.

В сельских поселениях многих районов преобладают срубные постройки. В Великопольше, Любушской земле, в Западном Поморье, Вармии, на Мазурах применяется каркасная конструкция стен из столбов и балок с заполнением пространства между ними глиной, кирпичом, обмазанными глиной связками соломы и др. Повсеместно растёт использование новых строительных материалов. Крыши построек четырёхскатные, двускатные или полувальмовые, с небольшим навесом. На западе и северо-западе сохранились дома с «подсенями» в виде арки, ниши, галереи. Традиционная планировка крестьянского жилища — трёхкамерная, с центральным или боковым расположением сеней. В Силезии, Великопольше, Мазовии, в южных районах Малопольши распространены сени с большим сводчатым камином, в него выходит устье хлебной печи, находящейся в избе. Современный сельский дом имеет несколько жилых и хозяйственных помещений.

Большинство поляков носят современные костюмы. Традиционную народную одежду надевают в части деревень по праздникам. Разнообразны и красочны традиционные костюмы крестьян, приезжающих из различных районов на праздник урожая, другие общенародные торжества. Более чем в других районах традиционная одежда сохранилась в окрестностях города Лович и в горах, где крестьяне носят её повседневно. Для ловичского костюма характерны полосатые ткани; из них сшиты юбки, передники, женские накидки, мужские штаны.

Сохранилась верхняя мужская одежда — сукман. В горах мужчины носят короткую льняную рубаху с запонкой из серебра или иного металла, штаны из белого сукна, украшенные сердцевидным узором, широкий кожаный пояс, короткую куртку (цуху) из белой шерсти. Крестьянки носят юбку из узорной или однотонной ткани, рубаху, безрукавку. Зимняя одежда гуралей — кожухи. Своеобразен краковский костюм: женская юбка из ткани в цветочек, передник тюлевый или полотняный, поверх рубахи — суконный или бархатный корсаж, украшенный золотым или серебряным шитьём, металлическими пластинками и др. ; мужской — рубаха с отложным воротником, штаны в полоску, синий кафтан с богатой вышивкой, из головных уборов (тёплые меховые шапки, шляпы и др.) интересна конфедератка, подобная головному убору польских военных.

Поляки сохранили немало традиционных способов приготовления пищи. В горных районах делают фигурные сыры, кислый освежающий напиток из молока. Распространены кислые похлёбки — жур (из муки, заквашенной на воде), квасница (из квашеной капусты), баршч (из квашеной свёклы) и др. Первые блюда приправляют салом, маслом, сметаной; баршч готовят с ушками — тесто с начинкой из мяса или грибов, жур — с колбасой. Распространённое блюдо — бигос из квашеной или свежей капусты, которую тушат с мясом или колбасой, луком, грибами, яблоками, лавровым листом. Большое место в питании поляков занимают блюда из картофеля, молоко, творог, сыр и др. Польская кухня славится кондитерскими изделиями — свадебное и новогоднее печенье в виде птиц и животных, пряники, торты, пирожные и т. п. В некоторых деревнях пекут свадебный «каравай». Обычные напитки — чай, кофе из злаков и чёрный.

Семья преимущественно малая (простая), менее распространена расширенная (сложная) семья. В XIX веке встречались сложные «отцовские» семьи из супругов-родителей, их сыновей с жёнами и детьми и «братские», объединяющие несколько братьев с жёнами и детьми. Из старинных обычаев сохранились некоторые семейные (например, свадебные) и календарные.

Традиционный свадебный цикл включал в прошлом сватовство, сговор (на нём договаривались о приданом и др.), обручение, венчание, свадебное пиршество. На свадьбе противостояли две «дружины» — жениха и невесты, состоявшие из их родственников и друзей. В современной свадьбе многие старые обряды уже не выполняются, остальные носят главным образом игровой характер. Сохранился обычай иметь дружек, но дружины жениха и невесты стали немногочисленными. По традиции заботятся о том, чтобы свадебный пир был обильным, в некоторых сельских районах к нему пекут ещё обрядовый хлеб — «колач», «каравай», мелкое фигурное печенье.

Похоронная обрядность поляков сократилась, но, как и ранее, носит двойственный характер — семейно-родственный и общественный. Во всей Польше ежегодно 2 ноября отмечают День поминовения: в костёлах служат панихиды, все стремятся посетить могилы своих родственников, даже если надо для этого приехать издалека. На могилах и перед памятниками на улицах и площадях зажигают свечи и лампады.

Из календарных зимних праздников особенно почитаемы рождественские — «Годы»; в их обрядности прослеживаются элементы аграрной и скотоводческой магии, культа предков. Канун Рождества — сочельник и первый его день считаются семейными праздниками. Принято в сочельник собираться в доме родителей или в кругу своей семьи. К этому дню наряжают елку. На ужин обязательно готовят рыбные блюда, вся остальная пища тоже постная. Перед едой сотрапезники разламывают облатни, одаривают ими друг друга, желая счастливого нового года, здоровья, удачи. Пища в первый день Рождества должна быть обильной и состоять преимущественно из мясных блюд. На Рождество дети получают подарки, якобы от Святого Миколая. В прошлом в рождественские праздники и на Новый год колядовали. Сейчас колядуют не повсеместно, колядниками бывают мальчики, а сам обряд превратился в игру, увеселенье. В том же значении бытуют святочные и новогодние гадания, выступления ряженых.

Славится общественными гуляниями польский «карнавал» — масленица. На Масленицу в последний четверг перед постом едят специально к этому дню выпеченные пончики, оладьи, пышки. Главный весенний праздник «Вельканоц» — Пасху поляки отмечают очень торжественно, как и в старину: к Пасхе красят яйца, выпекают обрядовый хлеб, которые освящают в костёле, готовят разнообразную праздничную пищу. Сохранились отчасти ещё обычаи хождения ряженых по дворам и обливания водой в пасхальные понедельник (девушек) и вторник (юношей). Некоторые традиционные народные праздники имеют иное значение, чем прежде. Например, дожинки стали всенародным праздником урожая. Отмечают новые праздники — День моря, День шахтёра, День ребёнка и др.
В Польше живы традиции народного творчества: скульптура, резьба, живопись на стекле, вырезание выцинанок — узоров из бумаги, вышивка, керамика, ткачество и плетение. Народные мотивы используют в своём творчестве многие художники-профессионалы. Богато устное народное творчество (обрядовые, календарные, лирические, семейные, трудовые песни, легенды, баллады, басни, сказки, пословицы и др.). Польские народные танцы — полонез, краковяк, мазурка и др. в переработанном виде распространились во всей Европе. Народные танцы, песни и музыка вошли в репертуар современных профессиональных и самодеятельных коллективов. Народные танцевальные и песенные мелодии звучат в произведениях польских композиторов.
ЧЕХИ

чеши (самоназвание), народ в Чехии (8,4 млн. человек, 1991; в прошлом в состав чехов включались группы, которые в переписи населения 1991 назвали себя мораванами и силезцами). Живут также в Словакии (53 тыс. человек), США (550 тыс. человек), Канаде (55 тыс. человек), Германии (27 тыс. человек) и др. Общая численность 10,38 млн. человек. Говорят на чешском языке западной подгруппы славянской группы индоевропейской семьи. Основные группы диалектов: чешская, среднеморавская, восточноморавская, ляшская. Письменность на основе латинского алфавита. Верующие — главным образом католики, есть протестанты (последователи Евангелической церкви чешских братьев, лютеране и др.).

Славяне стали преобладающим населением на территории современной Чехии в VI—VII веках, ассимилировав остатки кельтского и германского населения. Письменные источники сохранили названия племён на территории Богемии (латинское обозначение Чехии): чехи, хорваты, лучане, зличане, дечане, пшоване, литомержцы, хебане, гломачи. Самым сильным среди них было племенное княжество чехов. В IX веке Чехия входила в состав Великоморавской державы, к этому времени относится распространение здесь христианства из Византии. В конце IX — начале X вв. образовалось Чешское (Пражское) княжество, включившее в X веке в свои земли Моравию. Со второй половины XII века Чехия в составе Священной Римской империи. Немецкая колонизация, проводимая чешскими королями, католическим духовенством и дворянством, привела к нарушению этнического единства страны, острым национальным противоречиям и наряду с другими причинами вызвала в первой половине XV века гуситское движение. В 1526 Чехия попала под власть Габсбургов, проводивших политику онемечивания чехов. К XVIII веку дворянство восприняло немецкий язык и культуру. В конце XVIII — первой половине XIX вв. пробуждается чешское национальное самосознание, возрождается чешский литературный язык, создаются национально-просветительные общества (так называемое чешское Возрождение). С распадом Австро-Венгрии в 1918 образовалось национальное государство чехов и словаков. В 1993 оно распалось на Чехию и Словакию.

В составе чехов выделяются областные группы. Различается традиционная культура сельского населения собственно Чехии и исторической области Моравия, где сохраняются областные группы (гораков, моравских словаков, моравских валахов и ганаков).

Традиционное занятие чехов — земледелие (зерновые культуры, сахарная свёкла, кормовые культуры, хмелеводство, садоводство, овощеводство). Большую роль играет животноводство (крупный рогатый скот, свиноводство и птицеводство). Народные промыслы — изготовление изделий из стекла, керамики и фаянса, плетёных кружев, вышивка. Современные чехи преимущественно заняты в промышленности.

Более половины городского населения живёт в небольших городах с населением до 20 тыс. человек. Большинство из них возникло в средние века и сохраняет старую радиально-круговую планировку. Сельские поселения обычно рядовой, уличной или круговой планировки, в горных районах преобладает беспорядочная кучевая планировка. Сельские дома, как правило, обращены фасадом к улице, хозяйственные постройки располагаются под одной крышей с жилищем. Преобладают усадьбы закрытого типа с глухими воротами. Традиционный сельский дом состоит из трёх помещений: изба, сени-кухня и кладовая (комора). В сенях можно встретить так называемые чёрные кухни — каменные конусообразные помещения, куда выходит устье находящейся в избе печи. Старые постройки преимущественно срубные, крыши двускатные, полувальмовые, крыты соломой или дранкой. Щели стен замазывали глиной и красили в белый, жёлтый или голубой цвета. В безлесных районах ставили глинобитные дома, к концу XIX века широко распространились кирпичные постройки. Региональные различия сказывались во внешнем оформлении домов, в частности в окраске или орнаментальной росписи стен изнутри и снаружи.

Традиционная мужская одежда состоит из рубахи, штанов до колен, жилета, верхнего суконного кафтана, женская — из длинной рубахи, корсета, широкой сборчатой юбки с большим количеством нижних юбок, фартука, чепца или платка на голове. Традиционную одежду чехи перестали носить уже в середине XIX века, но в некоторых районах она сохраняется. В Восточной Моравии и сейчас почти каждая деревня имеет свой костюм, отличающийся расцветкой и украшениями. Самый красочный — праздничный костюм области Подлужи. На юге Моравского Словацка женские и мужские сорочки украшают сплошной вышивкой и кружевом. Головной убор девушек — обтянутый красным материалом картонный усечённый конус, прикреплённый широкой лентой и бантом на темени. В Западной Чехии (в районе Домажлице) сохраняется праздничный костюм этнографической группы ходов: женская белая с широкими рукавами сорочка, красная гофрированная юбка, полосатый тканый передник, яркий корсаж, большой чёрный с красными цветами платок, завязанный особым способом на затылке.

Для чешской национальной кухни характерно обилие мучных изделий: кнедлики (вареники) из кислого или пресного теста, чаще всего с фруктовой начинкой, блины, лепёшки и т. п. Традиционное чешское блюдо — свинина с кнедликом и капустой. Множество сдобных булочек, калачей, пышек, печенья, пряников готовят по праздникам, на Рождество — особый сдобный хлеб. Распространённый напиток — пиво, а также чёрный кофе.

Семья малая. Чтобы не дробить земельные наделы, родители при жизни передавали хозяйство и дом старшему из сыновей (майорат), который обязан был взамен давать им ежегодно определённую сумму денег или часть урожая на содержание. Сохраняется старинная семейная обрядность, особенно свадебная. Руководят свадьбой «старосват» (или «дружба», «оратор») и «старосватка». Оратор произносил наставления, шутливые речи. Свадебные речи печатались отдельными изданиями уже с XVII века, а в середине XIX века издавались подробные руководства по празднованию народной свадьбы.

Чехи отмечают многие календарные праздники. Рождество празднуется с ближайшими родственниками, под украшенное рождественское дерево прячут подарки. Масленица («мясопуст») отмечается в основном сельской молодёжью: ряженые с музыкантами ходят по домам с колядками, получая угощение, вечером устраиваются танцы в трактире. Веселье кончается шуточными похоронами символа Масленицы — контрабаса. В Западной Чехии устраивается пародийный «суд» над Масленицей — соломенным чучелом, которое приговаривается к смерти. Кульминация обряда — обвинительная речь «судьи» с шутливой злободневной критикой местных порядков. В городах сохраняется традиция костюмированных масленичных балов. На Пасху готовятся пышки и калачи, красятся пасхальные яйца. В пасхальный понедельник по традиции молодёжь хлещет друг друга прутьями и обливает водой. На майские праздники в деревнях и маленьких городах юноши ставят молодые деревца — «май» — перед домами девушек; самый большой «май» украшает центральную площадь. Торжественно отмечается также праздник окончания уборки урожая — дожинки.

Фольклор включает исторические песни и предания, сказки, баллады, песни, танцы: чешская полька, соуседка (вальс с хороводом), седлацка (кружение пары). Самодеятельные ансамбли народных инструментов (две скрипки, контрабас, кларнет, флейта, с конца XIX века — духовые инструменты) существуют в каждой деревне или городском квартале. Большой популярностью пользуется фольклорный фестиваль в городе Стражнице.

СЛОВАКИ
словаци (самоназвание), народ, основное население Словакии (85,6%). Численность свыше 4,5 млн. человек. Живут также в США (530 тыс. человек), Чехии (390 тыс. человек), Венгрии (80 тыс. человек), Сербии (67 тыс. человек), Канаде (25 тыс. человек), Польше и Румынии (по 22 тыс. человек) и др. Говорят на словацком языке славянской группы индоевропейской семьи. Письменность на основе латинской графики. Большинство верующих — католики, есть протестанты (лютеране) и греко-католики (униаты).

Славяне на территории Словакии стали преобладать с VI века. Двигаясь с юго-востока и севера, они частично поглотили прежнее кельтское, германское, а затем и аварское население. Вероятно, южные районы Словакии входили в первое западнославянское государство Само в VII веке. Первое племенное княжество предков словаков — Нитранское, или княжество Прибины, возникло в начале IX века по течению Вага и Нитры. Около 833 оно присоединилось к Моравскому княжеству — ядру будущей Великоморавской державы.

В 863 появляется глаголическое письмо. Под натиском венгров, появившихся в Подунавье в конце IX века, Великоморавское государство распалось. Его восточные области постепенно (к XII веку) вошли в состав Венгерского государства, затем (после 1526) — Австрийской (с 1867 Австро-Венгерской) монархии. Термин «словаки» появился с середины XV века. В более ранних источниках встречается этноним «словени», «словенка» и территория «словенско».

Словацкие области на севере Венгрии не представляли особой административные единицы. С XVI века, со времени османской оккупации собственно венгерских областей, появилось этнотерриториальное понятие Словакии (Slavonia, Slowakei). Формирование словацкой нации шло в условиях национального гнёта и насильственной (отчасти естественной) мадьяризации. Словацкое «национальное возрождение» началось в 80-х годах XVIII века, большую роль в нём играли сельская интеллигенция (священники, учителя) и горожане. Появление словацкого литературного языка в конце XVIII века способствовало росту самосознания и национальной консолидации словаков. В 1863 в городе Мартине было основано национальное культурно-просветительное общество Матица Словацкая.

В 1918—93 Словакия в составе Чехословакии. С 1993 — независимая суверенная Словацкая республика.

Традиционное занятие словаков — сельское хозяйство: в горных районах пастбищное отгонное скотоводство (крупный рогатый скот, овцы), в низменных — земледелие (зерновые, виноград, садоводство). Развивается промышленность; рассредоточенный характер промышленности позволяет и сельским жителям трудиться на промышленных предприятиях.

Традиционные ремёсла — изготовление изделий из кожи, деревянной утвари, плетение, вышивка, производство кружев, набивных тканей. Крупнейшие керамические мастерские в городах Модра и Поздишовце изготовляют фаянс и керамику в традиционном стиле.
Традиционные поселения в Южной Словакии рядовой и уличной планировки. В горных районах преобладают небольшие кучевые поселения и хутора. Встречаются и поселения, тянущиеся цепочкой на несколько километров. Традиционные жилища состоят из трёх помещений: хижи (изба), питвора (сени), коморы (кладовая). В горных районах преобладают деревянные срубные постройки, на равнинах — глинобитные и саманные, стены которых окрашены в светлые тона, на юго-западе расписанные ярким орнаментом. Дома обращены фасадами к улице, жилые и хозяйственные помещения расположены в ряд под одной крышей.

Традиционная одежда имеет около 60 вариантов. Наиболее распространённый женский костюм состоит из длинной нательной рубахи с лямками, короткой собранной у ворота сорочки, переднего и заднего фартука (позднее юбки и передника). Другой распространённый комплекс — туникообразная длинная рубаха, юбка, передник, безрукавка.

Мужская одежда — штаны (узкие или широкие, суконные, полотняные, расшитые шнуром), туникообразная рубаха, меховые и суконные жилеты. На шляпе холостые носят перья и длинные ленты. Обязательная принадлежность костюма горца — очень широкий кожаный пояс с латунными пряжками.

Традиционная пища — каши, блюда из картофеля и капусты, молочные продукты, мясо.

В семейном быту до недавнего времени сохранялись патриархальные черты. До середины XX века существовали сложные отцовские или братские семьи. Глава семьи (газда) пользовался непререкаемой властью. Сохраняется традиционная соседская взаимопомощь. Из семейных обрядов самый торжественный — свадьба: ранее она праздновалась всеми родственниками и соседями целую неделю.

Характерными были связанные с семейными и календарными обрядами народные театральные представления: молодёжь в масках устраивала танцы и игры. Одним из самых больших календарных праздников остаётся Рождество. Его отмечают в семейном кругу, наряжают рождественское дерево (ранее это мог быть и сноп), дарят подарки. Распространены новогодние обходы «полазников» с пожеланиями счастья и добра, имевшие когда-то магическую функцию.

Масленица, особенно её последние три дня, праздновалась всей деревней. Руководила ею молодёжь и её выборный староста. Ряженые (в медведя, переодетые женщинами парни) обходили дома с колядками, получая дары в каждом доме. Вечером в трактире устраивалось угощение с танцами. Праздник дожинок — окончания уборки урожая тоже сопровождается маскарадом. Дожинки приобрели особую популярность.

В фольклоре словаков большое место занимают сказки и предания. Особенно сильна традиция воспевания народных мстителей — «збойников», среди которых наиболее популярен Юрай Яношик, герой народных баллад и сказок.

Народные песни связаны с семейными и календарными обрядами. Сохранились лирические песни, с преобладанием минорного тона. На востоке Словакии типичны танцевальные песни. Наиболее распространённые танцы — одземок, чардаш, полька и др., имеющие много вариантов. Существует множество музыкальных народных ансамблей (струнных, духовых). Популярна сольная инструментальная музыка (скрипка, свирель, волынка, цимбалы и др.). Ежегодно устраиваются фольклорные праздники, самый крупный из них — общесловацкий фестиваль в городе Виходна.
БОЛГАРЫ

болгары (самоназвание), народ, основное население Болгарии. Численность в Болгарии 7850 тыс. человек. За пределами Болгарии живёт около 600 тыс. человек, из них 234 тыс. человек на Украине, 100 тыс. человек в США, 88 тыс. человек в Молдавии. Небольшими группами болгары расселены в России, Румынии, Югославии, Греции, Турции, Венгрии и др. На территории Украины, Румынии и Югославии (Банат) болгары эмигрировали в основном в XVIII — первой трети XIX вв., в другие страны переселялись главным образом с конца XIX века до 2-й мировой войны. Говорят на болгарском языке славянской группы индоевропейской семьи. Письменность на основе кириллицы. Различаются две группы диалектов — восточная и западная. Верующие — в основном православные, есть мелкие группы католиков и протестантов; значительна группа мусульман.

Основную роль в этногенезе болгар сыграли славянские племена, переселившиеся на Балканы в VI—VII вв. Другие этнические компоненты — фракийцы, обитавшие на востоке Балканского полуострова с эпохи бронзы, и тюркоязычные протоболгары (самоназвание — болгары), пришедшие в 670-е гг. из причерноморских степей. Фракийские черты в традиционной культуре болгар в большой мере прослеживаются к югу от Балканского хребта; в северной и западной областях Болгарии ярче пласт славянской культуры.

Истоки болгарской государственности восходят к славянским племенным объединениям VII века — Славиниям у византийских авторов. Она получила дальнейшее развитие с образованием политического объединения славян Мисии и протоболгар, принёсших централизованную организацию. Синтез двух социальных традиций положил начало Болгарскому государству. Главенствующее положение в нём заняла первоначально протоболгарская знать, поэтому этноним «болгары» дал название государству. С расширением границ Первого Болгарского царства (образовано в 681) в VIII—IX веках в его состав вошли новые славянские племена и небольшие группы протоболгар. Сложение славяноболгарского государства, развитие товарно-денежных отношений способствовали консолидации славянских племён и ассимиляции славянами протоболгар. Ассимиляция осуществлялась не только в силу численного преобладания славян, но и потому, что их хозяйственно-культурный тип создавал более широкую и устойчивую основу для социально-экономического развития в условиях Балкан. Важную для этнического объединения роль сыграло принятие в 865 христианства, а также распространение в конце IX века славянского письма. В конце IX—X вв. термин «болгары», означавший прежде подданных Болгарии, приобрёл смысл этнонима. К этому времени процесс этногенеза болгар и сложения народности в основном закончился. В период Второго Болгарского царства (конец XII—XIV вв.) культура средневековых болгар достигла наивысшего расцвета. В конце XIV века османское завоевание привело к деформации социальной структуры болгар: знать перестала существовать, значительно уменьшился торгово-ремесленный слой в городах.

Носителем этнической культуры до XVIII века выступало в основном крестьянство. Язык, обычаи, традиции сельской общины, а также православное вероисповедание выполняли ярко выраженную этнодифференцирующую роль; монастыри выступали хранителями исторической памяти болгар и их культурного наследия. Борьба с угнетателями, принимавшая разные формы, поддерживала национальное самосознание. Она нашла отражение в фольклоре (юнацкий и гуйдуцкий эпосы). Часть болгар подверглась турецкой ассимиляции, другая часть (в Родопских горах), приняв ислам, сохранила родной язык и культуру.

Во второй половине XVIII—XIX вв. подъём производительных сил, зарождение буржуазных отношений, новый этап в развитии культуры, формирование литературного языка (XIX век), развёртывание национально-освободительной борьбы способствовали национальной консолидации болгар. После победы России над Турцией в войне 1877—1878 болгарский народ обрёл государственность и национальную независимость. Происходило ускоренное размывание локальных различий в крестьянской культуре, восприятие ею городского влияния. В условиях сильного притока в города сельского населения и уважения к народным традициям отмечается также частичное воздействие сельской культуры на городскую.

Традиционные занятия болгар — пашенное земледелие (зерновые, бобовые, табак, овощи, фрукты) и скотоводство (крупный рогатый скот, овцы, свиньи). В городах развиты разнообразные ремёсла, в XIX веке зародилась промышленность. Аграрное перенаселение вело к развитию отхожих промыслов (в том числе за границу), среди которых особенно известны огородничество и строительные ремёсла. Современные болгары заняты в многоотраслевой промышленности и механизированном сельском хозяйстве.

Традиционные поселения имеют кучевую или разбросанно-кучевую (в горах) планировку. Распространяется уличная планировка. Традиционное жилище на равнине одноэтажное, в горах в два-три этажа с нависанием верхних над нижними, эркерами. Конструкция стен каркасная, заполнение — балки, плетень, сырцовый кирпич, камень, обмазка глиняная. В подунавье бытовали землянки. Четырёхскатная крыша — из черепицы, соломы, каменных плит. Ядро дома — многофункциональное помещение с очагом, вторая жилая комната, используемая также для приёма гостей, чулан. Современное жилище строится из кирпича. Дома двух- и трёхэтажные, на равнинах первый этаж углублён в землю (для прохлады летом и тепла зимой). Очага нет. Помещения — холл, спальни, кухня. Декор интерьера — тканые и вышитые изделия — сочетается с городской меблировкой.

Женская традиционная одежда — поясная с двумя полотнищами (на севере), с одним полотнищем (локально на юге), сарафан (сукман) в среднем поясе страны и распашная (сая) на юге (сукман и сая — с фартуками). Рубаха на севере с поликами (треугольными вставками), в других районах туникообразная. Мужская одежда — белосуконная с узкими штанами и горничной одеждой (курткой) до колен или до талии (на западе) и тёмносуконная с широкими штанами и короткой горничной (на востоке). Оба типа — с туникообразной рубахой и широким поясом. В сёлах сохраняются некоторые её модифицированные элементы из фабричных тканей: фартуки, безрукавки, платки, изредка у пожилых — сукманы, широкие пояса и др.

Этнические традиции устойчивы в пище и режиме питания. Характерно тушение овощей и мяса в острых соусах, жарение мяса на решётке. Важное место в питании занимают хлеб, кислое молоко, брынза, фрукты, прохладительные напитки, кофе, боза (из просяной муки).

Для традиционного общественного быта характерны обычаи взаимопомощи; патриархальные устои семьи ушли в прошлое.

Много своеобразия сохраняет народная праздничная культура.

Новогодние поздравления по старому обычаю — посещение домов родных и друзей, которых похлопывают по спинам украшенной веткой кизила (символа здоровья), приговаривая слова из обрядовой песни.

По сёлам Западной Болгарии ходят ряженые парни в зооморфных масках, украшенных птичьими перьями, с бубенцами на поясе — сурвакары (народное название Нового года — Сурва година). Их сопровождают шуточные персонажи: некоторые из них («невеста») имели связь с культом плодородия. Праздник заканчивается утром на площади благопожеланиями сурвакаров и общим хороводом. В этих обычаях синтезированы древнеславянские и фракийские традиции.

1 марта болгары отмечают приход весны, прикалывая к груди мартеницы — поделки из красных и белых ниток (символы здоровья и долголетия). Их носят весь месяц.

Воскресенье на масленицу (Сырнице) — день встречи родных в доме старшего родственника. Обрядовым блюдом служит халва. В Восточной Болгарии к этому дню приурочивают кукерские игры (восходящие к фракийским культам плодородия) или переносят их на следующее воскресенье, чтобы побывать с группой ряженых (кукеров) в другом селе.

Красочность масок и костюмов создали обычаю популярность в стране и за рубежом на фольклорных фестивалях.

Трифон Зарезан отмечается в честь покровителя виноградников (восходит к фракийскому культу Сабазия-Диониса), Георгиев день — в честь покровителя животноводства.

Расширил сферу бытования старый обычай выплёскивать воду под ноги при всяком начинании (выход молодожёнов, отправление ребёнка в первый класс, открытие нового завода и др.), чтобы дело пошло гладко, как по воде.

Непременным атрибутом торжественных встреч в общественном и семейном быту являются хлеб, соль, красный перец и красное вино (красное — символ здоровья), пучок дикой герани (здравец).

Специфичны для болгар два гражданских праздника: День славянской письменности и болгарской культуры 24 мая, посвящённый составителям славянской азбуки Кириллу и Мефодию и деятелям болгарской культуры; День памяти борцов за свободу 2 июня.

Широко известны праздники юмора и сатиры, карнавалы, устраиваемые в городе Габрово, прославившемся своим фольклором.
  1   2   3


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации