Ответы на билеты - Политическая философия - файл n1.doc

приобрести
Ответы на билеты - Политическая философия
скачать (727.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc728kb.01.06.2012 13:21скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7
1.Политическое мышление (ПМ) и его сущность. Понимание политики в политическом мышлении.

Политические исследования

Политическое мышление

Политическая философия

Политическая теория

Политическое мышление

Философская «первобытность» политики. До 17 в. Не было политической теории, философии. Политическая философия возникает в 17 веке и носит название классической. Аристотель, Платон и т.д. – интеллектуалы, но не полит философы. Они мыслили политически, но политических теорий и философий не создавали.

В ПМ действует нераздельность политики и права. Человек, который мыслит политически не разделяет политики и права, т.к. это искусственно выбранные позиции. Общество на эти позиции встало и, исходя из них, регулирует действия общества. Право устанавливает правила поведения людей в обществе, а политика эти правила конфигурирует. Интуитивно приоритет отдается политике. Если политика имеет приоритет над правом, значит политика универсальна, политика всеобща.

Универсальность политики :
1. Политика делает политическим любое пространство, в которое человек попадает – это означает, что где мы человек не оказался, если он вступает в коммуникацию, то оказывается в ситуации политической.
2. Любое время становится временем политическим. Непрерывность политического времени. Это касается жизни каждого отдельного человека.
3. Непрерывность политического субъекта. Любой субъект – человек. Группа людей, государство – вовлеченный в определенную ситуацию, становится политическим субъектом. Мысля политически, мы всегда создаем определенные политические ситуации.

В рамках политического мышления за века его существования накоплен огромный теоретический материал. Поставлены след вопросы:
Что такое власть, властные отношения?
Создана философия свободы, философия власти, вопрос о справедливости, вопрос о политическом благе, что такое государство?
В каких вариантах но существует?
Что такое диктатура?
Только в 17 в., Вестфальский мир, возникает полит философия как отдельная академическая дисциплина. Кумулятивный (накопительный) результат политического мышления.

2.Политическая философия и ее сущность. Отличия от политического мышления

Предмет полит философии – исследование политического мышления отдельных людей или групп людей. Задача: создавать идеально типические конструкции, которые могут не иметь ничего общего с реальной жизнью.
Нач. с 17 века носит название классической – буквально «совершенная». Заканчивается в сер. 19 в.

Сформулированы и отрефлексированы 4 основных понятия, без которых невозможно полит размышл.
1 – понятие абсолютного государства – понятие государства в чистом виде. Единственное место, где может реализоваться политика – точка отсчета в политике. (в полит фил было придумано по крайней мере 5 пониманий взаимоотношений государств и гражд общества – понятия Гоббса, Локка, Гегеля, де Токвиля)

Гоббс — один из основателей «договорной» теории происхождения государства.

Государство - результат договора между людьми, положившего конец естественному догосударственному состоянию «войны всех против всех». принцип изначального равенства людей. Отдельные граждане добровольно ограничили свои права и свободу в пользу государства, задача которого — обеспечение мира и безопасности. принцип правового позитивизма и превозносит роль государства, которое он признаёт абсолютным сувереном. В вопросе о формах государства симпатии Гоббса — на стороне монархии. Отстаивая необходимость подчинения церкви государству, он считал необходимым сохранение религии как орудия государственной власти для обуздания народа.
Алексис де Токвиль полагал, что между старым сословным порядком и буржуазными преобразованиями должна быть сохранена преемственность, и отрицал разрывы и революционные перевороты. 
Локк.

Естественное состояние — состояние полной свободы и равенства при распоряжении своим имуществом и своей жизнью. Это состояние мира и доброжелательности. Закон природы предписывает мир и безопасность.

2. – понятие абсолютной власти – некое идеальное состояние, к которому все стремятся, но которого не всем удается достичь. Понятие власти является переменной политики.
3 – понятие абсолютной войны – вне войны невозможна политика. До 19 века существовал только термин Симметричная война, отец-основатель - Клаузевиц «Трактат о войне». (на исходе классич философии возникли первые мотивы ассиметрично войны: Тирольское восстание 1807, герилья испанская – пример партизанской войны нового типа. Теоретик партизанкой войны – Карл Шмидт, который написал книгу «Теория партизана».
Клаузевиц

-война есть только продолжение политики другими средствами
-война есть явление политическое, и в силу такого подчиненного положения она объективно эволюционизирует вместе с политикой
-война подвержена изменениям, и они происходят в соответствии с изменениями политики
-Каждой эпохе свойственны свои войны, отражающие специфические конкретно-исторические социально-политические условия
-война, не насилуя своей природы, может воплощаться в весьма разнообразные по значению и интенсивности формы, начиная от войны истребительной и кончая выставлением простого вооруженного
-война - это акт насилия, имеющий целью заставить противника выполнить нашу волю наблюдения
Карл Шмидт

-главенство политических принципов надо всеми критериями общественного существования
-определение политики как отношений по схеме «друг - враг»
-вооружённый партизан становится одним из ключевых субъектов мировой политики.
четыре основных критерия партизана: иррегулярность, повышенная мобильность, теллурический характер и повышенная интенсивность политической вовлеченности.
4. – понятие абсолютной революции. Любая революция – это террор, из террора вырастает терроризм.
3.Классическая политическая философия, ее основные понятия и теории

Предмет полит философии – исследование политического мышления отдельных людей или групп людей. Задача: создавать идеально типические конструкции, которые могут не иметь ничего общего с реальной жизнью.
Нач. с 17 века носит название классической – буквально «совершенная». Заканчивается в сер. 19 в.

Фихте – этический идеализм.  «Основы общего наукоучения» (1794), «Рассуждения о назначении ученого» (1794), «Основы естественного права» (1796), «Система учения о нравственности» (1798).

В 1799 г. вспыхнула полемика на тему атеизма. Представление о Боге совпадает с моральным мировым порядком и потому в существовании Всевышнего нельзя сомневаться.
В «Рассуждениях о немецкой нации» (1808) Фихте доказывал необходимость покончить с разрушительной для Германии политикой бездарных военных чинов и возродить страну, сообщив ей моральный и культурный импульс. Примат духовных ценностей обеспечит немецкому народу восхождение к зениту славы.

Фихте – «я» полагает само себя = интеллектуальное созерцание. Превосходство разума практического над чистым разумо. Бог не есть субстанция или реальность сама по себе — это мировой моральный порядок, долженствование, а значит, Идея. Подлинная религия — в нравственном поступке. Конечное (человек) — структурно необходимый момент Бога (Абсолюта как Идеи, реализующейся в бесконечном).

Наше существование в интеллигибельном мире — моральный закон, наше существование в мире чувственном — реальное действие; момент единства двух миров — свобода, абсолютная власть — определять второе через первое.

Ученый наделен особой миссией. Не только продвижение знания — главная из его забот, но и быть лучшим из лучших в моральном смысле, ведь его деятельность должна способствовать прогрессу человечества.

Множественность людей предполагает также возникновение «права» и «государства». Поскольку человек — часть «общества» и свободное существо, наряду с другими такими же свободными существами. Значит, он обязан ограничить свою свободу, признавая свободу других. Иначе говоря, рамки моей свободы ограничены правом других на собственную свободу. Так рождается право.

 Шеллинг - Истинная философия состоит в доказательстве, что бесконечное не вне себя, а все в нем — принцип, который из всех философов вполне понимал лишь Спиноза: Абсолютное тождество есть «единое целое», вне которого никакая вещь не существует сама по себе. Это сам Универсум, совечный Тождеству.

В каждом из нас есть два начала, бессознательное и сознательное. Процесс самоформирования заключается в доведении до сознания того, что есть уже в подсознании.

Для позднего Шеллинга характерно различение «позитивной» философии и «негативной». Под «негативной» философией (которой он придерживался прежде) Шеллинг понимает размышления о «сущности вещей». Под «позитивной» философией он понимает философию, занимающуюся «реальным существованием вещей». Негативная философия целиком основана на разуме, позитивная — на религии и Откровении; необходима, по мнению Шеллинга, их интеграция.

Шеллинг распространяет понятие Откровения на все исторические формы религии, включая политеистические и языческую мифологию. Важно помнить, что Бог в позитивной философии понят как личностный Бог, Творец и Спаситель.

 Гегель - «Феноменология духа» знаменует собой решающий этап. Гегель отходит от Шеллинга, формируя совершенно оригинальный тип мышления. Для понимания Гегеля необходимо усвоить главное: реальное и действительное. Это не «субстанция» (т. е. более или менее застывшая сущность, как традиционно считалось), а Субъект, Мысль, Дух. Со всей ясностью он это утверждает в «Феноменологии»: «В соответствии с моим мировоззрением, лишь в процессе изложения система доказывает себя: все зависит от понимания и выражения действительного не как субстанции, а как субъекта».

Абсолют

1. Идея-в-себе (=Логос), изучаемая логикой

2. Идея-в-ином (=Природа), изучаемая философией природы

3. Идея-в-себе-и-для-себя (=Дух), изучаемая философией духа

Гегелевский «панлогизма»: «Все есть мысль». Он не означает, что все предметы обладают присущей нам мыслью (или сознанием), но предполагает, что все разумно, поскольку есть определение мысли.

Роль, которую играет «отрицание» в гегелевской концепции Духа: Жизнь Духа состоит не в том, чтобы избегать смерти, а в том, чтобы «противостоять смерти и сохранять себя в ней». Дух «достоин Истины, лишь вновь обретая себя в абсолютном опустошении», — говорит Гегель и добавляет, что мощь его такова благодаря умению «смотреть в лицо негативному и утверждаться в противостоянии ему». «Эта способность утверждаться есть та магическая сила, которая обращает отрицание в бытие».

Задача, которую Гегель ставит перед собой, состоит в «содействии восхождению философии к высотам науки» через открытие и применение «нового метода». Такой метод Гегель находит в диалектике.

Понимание «трех сторон», или моментов диалектического движения: эти три момента принято обозначать в упрощенной форме терминами: 1) «тезис»; 2) «антитезис»; 3) «синтез». Гегель пользуется ими в редких случаях и отдает предпочтение более сложному языку. Первый момент назван Гегелем «абстрактной, или рассудочной, стороной»; второй определен как «диалектическая (в узком смысле), или негативно разумная, сторона»; третий обозначен как «спекулятивная, или позитивно разумная, сторона». Философия не может обойти своим вниманием работу рассудка и должна начинать именно с нее. При всем при том рассудок дает неадекватное познание, замкнутое в границах конечного (либо, самое большее, «дурной бесконечности»), в застывших абстракциях, вследствие чего становится жертвой противоречий, которые сам же создает в процессе различения и разграничения. Следовательно, философское мышление должно выйти за пределы рассудка. «Спекулятивный», или «положительно-разумный», момент есть постижение единства противоположных определений, или положительное, возникающее в результате разрешения противоположностей (синтез противоположностей). В момент философствования человек поднимается над уровнем обыденного сознания, а точнее, на высоту чистого разума. «Феноменология духа» была задумана и написана Гегелем как раз с целью очистить эмпирическое сознание и «опосредованно» возвысить его до абсолютного Знания и Духа. В целом феноменологический путь предполагает следующие этапы: 1). Сознание (в узком смысле); 2). Самосознание; 3). Разум. 4). Дух; 5.) Религия; 6). Абсолютное Знание. Тезис Гегеля состоит в том, что любое сознание представляет собой самосознание (самосознание есть истина сознания); в свою очередь, самосознание раскрывается как Разум (Разум есть сущность самосознания); наконец, в полной мере Разум реализует себя как Дух, который через Религию достигает своей вершины в абсолютном Знании.

Феноменология содержит этап — религию, через которую приходят к цели, к абсолютному Знанию. В религии и ее различных проявлениях Дух осознает сам себя с точки зрения сознания, понимающего абсолютную сущность.

Логика бытия подразделяется на логику: 1) качества, 2) количества, 3) меры. 1). Качество — понятийное определение, непосредственно совпадающее с вещью. 2). В понятии количества качество игнорируется и мыслится как индифферентное. 3). Мера есть синтез, снимающий и удерживающий два предыдущих момента, единство качественного и количественного, т. е. это «квалитативное количество», или иначе — «правило» любой операции измерения (в самом деле, мера — это качественно-количественный синтез).

Свободная воля, чтобы не остаться чисто абстрактной, должна «приобрести существование», т. е. конкретизироваться; материя, в которой это непосредственно происходит, образуется вещами и внешними предметами. Так рождается «право» и то, что с ним связано – мораль – государство – история. Знание Духа о самом себе не является мистической интуицией, а реализуется в диалектическом триадичном процессе: 1) Искусство; 2) Религия; 3) Философия. Это три формы, посредством которых мы познаем Бога, а Бог познает Самого Себя: 1) через чувственное созерцание (эстетику); 2) представление веры; 3) посредством чистого понятия.

 Фрэнсис Бэкон –"Новый Органон" - пишет о трех открытиях, неведомых античности: искусство книгопечатания, порох, компас. Эти три изобретения полностью изменили порядок: первое - в литературе, второе - в военном деле, третье - в навигации. Почти вся традиционная культура вращается вокруг немногих имен - Аристотеля, Платона, Гиппократа, Галена, Евклида и Птолемея. "Итак, вы видите, - пишет Бэкон в работе "Опровержение философии", - что ваши богатства принадлежат немногим и что надежды и удачи всех людей скрыты, может быть, в шести умах. <...> Бог дал вам крепкие и прочные чувства не для того, чтобы вы изучали сочинения немногих, но для постижения неба и земли - творений Бога". Аристотель, "обративший в рабство столько умов и свободных душ, никогда ничем не был полезен человечеству". "Человек, слуга и интерпретатор природы, - пишет Бэкон в начале первой книги "Нового Органона", - действует и понимает настолько, насколько может восстановить устройство природы путем наблюдения за вещами и работой ума; он не знает и не может знать ничего сверх этого". Бэкон намерен "обратить людей к изучению частных конкретных явлений, сосредоточив внимание на их последовательности и порядке, вынудив на какое-то время отвлечься от понятий и привыкнуть к самим вещам". "Есть четыре вида идолов, осаждающих человеческий ум. В дидактических целях назовем их: идолы рода, идолы пещеры, идолы площади, идолы театра. Идолы пещеры (idola specus) исходят от отдельного человека. Каждый из нас, помимо общих заблуждений, свойственных человеческому роду, имеет свою собственную пещеру, в которой свет природы рассеивается и гаснет по причине специфической природы каждого индивида или воспитания и влияний других людей, или из-за книг, которые он читает, и авторитета тех, кем он восхищается и кого уважает, или по причине различия впечатлений. Идолы площади, или рынка (idola fori). Бэкон пишет: "Есть также идолы, зависящие, так сказать, от взаимных контактов человеческого рода: мы называем их идолами площади, соотнося с торговлей и общением". Идолы театра (idola theatri) "проникли в человеческую душу с помощью различных философских доктрин из-за наихудших правил доказательства".

 Декарт 
1. "Никогда не принимать ничего на веру, в чем с очевидностью не уверен; иными словами, старательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению
2."Разделять каждую проблему, избранную для изучения, на столько частей, сколько возможно и необходимо для наилучшего ее разрешения".
3.Располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу". "
4. делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено".

 Кант 

Учение Канта о праве и государстве явилось первой крупной политической доктриной, созданной с учетом итогов и под непосредственным впечатлением Великой французской революции. Кант соединил политическую программу либерализма с идеями наиболее радикальных и популярных течений того времени и придал им форму глубоко продуманной теоретической системы, которая с трудом поддавалась критике. Кантовская философия по праву считается немецким вариантом оправдания Французской революции.

В учении о международном праве Кант выдвинул проект установления вечного мира. Философ мечтал о мире без захватнических войн, о создании международно-правового порядка, основанного на принципах равенства народов и невмешательства во внутренние дела государств.

Моральная личность, считал философ, не может руководствоваться гипотетическими (условными) правилами, которые зависят от обстоятельств места и времени. В своем поведении она должна следовать требованиям категорического (безусловного) императива. 

Рассматривая отношение права и морали, Кант характеризует правовые законы как своего рода первую ступень (или минимум) нравственности. 

право – это совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы.

сформулировал основные идеи и принципы современных учений о правовом государстве (хотя сам не употреблял этого термина). Согласно дефиниции в “Метафизике нравов”, государство – это соединение множества людей, подчиненных Правовым законам. В качестве важнейшего признака государства здесь было названо верховенство закона. Кант при этом подчеркивал, что рассматривает не государства, существующие в действительности, а “государство в идее, такое, каким оно должно быть в соответствии с чистыми принципами права”.

Призванное гарантировать устойчивый правопорядок, государство должно строиться на началах общественного договора и народного суверенитета. Кант считал, подобно Руссо, что осуществление законодательной власти народом исключает возможность принятия законов, наделяющих граждан неравными правами. 

Кант сводит деятельность государства к правовому обеспечению индивидуальной свободы.

Обсуждая способы перехода к идеальному государству, философ категорически отверг путь насильственной революции. 
4. Политическая теория, ее сущность. Основные направления политической теории.

Политическая теория – массив научной мысли, нацеленной на оценку, объяснение и прогнозирование политических феноменов. Одновременно политическая теория представляет собой раздел политологии, интерес которого направлен на политические идеи, ценности и концепции, а также на объяснение и прогнозирование политического поведения. В этом широком смысле политическая теория подразделяется на два крупных ответвления. Одно из них – политическая философия, или нормативная теория со своей ценностной, аналитической, исторической и спекулятивной проблематикой.

Другое – эмпирическая теория, с ее усилиями объяснять, давать прогнозы, направлять исследования и придавать знанию организованную форму, выстраивая абстрактные модели и формулируя поддающиеся научной проверке пропозиции. Всякой жизнеспособной научной дисциплине требуется теоретический стержень для придания ее предмету упорядоченности, сфокусированности и смысла. В русле бихевиориальной революции рационалистическую и нормативную проблематику политической философии как ведущей теоретической структуры рассматриваемой дисциплины фактически оттеснила эмпирическая теория с ее приверженностью научному методу. Исходя из бихевиористской посылки о единообразии элементов, лежащих в основе политических феноменов, эмпирические теоретики устремились на поиски верифицирующих пропозиций, объясняющих и прогнозирующих политическое поведение. Хотя эмпиристские методы привнесли в данную сферу исследований большую систематичность и точность, большинство политологов ныне признает, что повысить интеллектуальную мощь и практическую значимость дисциплины может некоторый синтез (или, по крайней мере, мерное сосуществование) эмпиристсой и философической систем мышления.

По лекции

Политическая теория – это эмпирически проверяемый набор гипотез о поведении в политики.

Полный отказ от ценностных и оценочных суждений, прогматизм.

Основные направления:

Историческое (родилось непосредственно из политической философии), анализ идей (Л.Штраус)

20-е гг. бихевиориальное направление (эмперическое) (Лассуэл) акцент на опыт , исследование человеческого поведения.

50-е гг. 20в. Нормативное направление. Моральные, нравственные нормы, которыми мы руководствуемся при осуществлении тех или иных политических действий.

1. Карл Поппер «Открытое общество и его враги»

2. Ханна Арондт; работы о психологии тоталитаризма

3. Майкл Оукшот «Рационализм в политике»

4. Исайя Берлин; ввел понятие морального монизма

5. Герберт Маркузе; исследователь капитализма

Эти нормативисты не создали школы, они мыслили в унисон. В 60-е гг. все они умерли, и направление сошло на нет. Политическая действительность стала более насыщенной.

60-е гг. – н.70х гг. Идеологическое направление. Запад и восток не отличаются ничем, их отличает ТОЛЬКО идеология (нас разделяют только пустые слова).

Возник постмодернизм, который сломал дуальность, показал, что есть полутона, (например: гомосексуализм).

Возникла идея конца – конца идеологии, конца истории.

- Карл Дойч;  работы, направленные на изучение войны, мира, национализма, сотрудничества и взаимообщения.

- Квентин Скиннер; интересы профессора Скиннера лежат в областях интеллектуальной истории Раннего модернизма и политической философии XVII века, в частности Томаса Гоббса; его исследования затрагивают философские вопросы истории понятий, концепцию политической свободы и характер государства.

В к.60-х гг. возник кризис, в н.70-х появились новые гуру политической теории. Они стояли особняком.

Новая теория общественного договора:

Джон Роулз 1971 г. «Теория справедливости» - новый взлет либеральной теории – новая концепция социальной справедливости.

Роберт Дворкин «Дестрибутивня теория рынка» - экономические проблемы.

Контракционизм = теория общественного договора (согласие, достигнутое в коммуникации). Контракционизм предлагает не отречение от локальных традиций в пользу принятого всеми «правильного» образа жизни, а диалог о правах, в ходе которого конфликтующие стороны, не оспаривая друг у друга возможность самостоятельно формулировать критерии правильного и неправильного, договаривались бы по поводу распределения и разграничения зон правомочности.

Классическая теория общественного договора: Гоббс, Локк, Кант, Руссо

Неоклассическая теория общественного договора: Роулз, Дворкин

На рубеже 20-21 вв. возникли новые политические теории, это не направления, а так называемые вспышки:

1) феминизм

2) квир-теория («квир» - отклонение. Например: педофил, зоофил и проч.)

3) мультикультурализм (толерантность, порождающая мультикультурность)

4) теория политкорректности и др.

5. Политическая теория и политическая философия: сходства и различия.

В схеме:




Политическое мышление (ПМ)

Политическая философия (ПФ)

Политическая теория (ПТ)

Древнейшая форма. Политическая рефлексия. Создает политические ситуации. В своем базисе хар-ся нерасчлененностью политики и права. Все-таки политика преобладает приоритетом -> это породило понятие ГОС-ВО, ДЕМОКРАТИЯ и проч.

Когда материала, накопленного ПМ стало достаточно, появилась ПФ. Она занимается упорядочиванием, анализирует ПМ. Создана в 17в.

Рождены 4 понятия, без которых ПФ не может существовать:

  1. абсолютное государство (вне государства политика не возможна)

  2. абсолютная власть

  3. абсолютная война (о войне накоплено очень много инф.)

  4. абсолютная революция (зеркальное отражение войны)

особенности ПФ:

- ПФ может иметь отношение к реальности, а может не иметь

- ПФ дает оценочные суждения, не дает практических рекомендаций (живет немного в сослагательном наклонении)

В начале 20в. из ПФ рождается ПТ, абсолютно свободная от ПФ, т.к. основная задача – реальная оценка анализ реальных событий.

Разделилась на 4 основных направления:

  1. историческое (проистекло из ПФ), анализ идей

  2. бихевиориальное или эмпирическое. Акцент на опыт, исследование человеческого поведения.

  3. нормативисты. Предлагали определенную норму.

  4. идеологическое. Запад и восток отличаются только идеалогией, а так они не отличаются вообще (нас разделяют только пустые слова)

(из лекции)

Зоны взаимосвязи полит.философ., полит. теории и полит. мышления


(Греч.) Исономия – равенство всех перед законом, свобода всех. Во Фр. породила Эгалитаризм

(Рим.) civitas – акцент не на свободе, а на правах, идея гражданства




  1   2   3   4   5   6   7


1.Политическое мышление (ПМ) и его сущность. Понимание политики в политическом мышлении
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации