Ответы к экзамену по социальной психологии девиантного поведения - файл n1.doc

приобрести
Ответы к экзамену по социальной психологии девиантного поведения
скачать (821.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc822kb.08.07.2012 21:11скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

1 понятие нормы и отклоняющегося поведения, характеристика. Девиация. (лат. deviatio — уклонение: de — от + via — дорога) — отклонение от психической нормы, например, манифестация необычного, крайне интенсивного поведения или эмоционального/когнитивного состояния (острого приступа психического заболевания, акта насилия и т. п.). В психологии выделяются четыре подхода к пониманию Д. и ее этиологии (Davidson, 1994). В рамках первого подхода (Goldstein et al., 1981) Д. интерпретируется как функция индивидуальных различий между людьми. Д. наблюдается, когда эти различия выходят за пределы нормы популяционной вариативности. Людям, обладающим необычными физиологическими, психологическими или поведенческими характеристиками, приписывается девиантность на основе каких-либо существующих классификационных схем. Этими схемами могут являться психиатрические или соматические диагнозы, критерии образовательной успеваемости, и т. п. Осуществив классификацию, психологи обычно начинают поиск психологических корреляций и признаков, которые позволяют объяснить членство того или иного субъекта в девиантной группе (например, по уровню интеллекта, характеристикам личностного профиля и т. п.). После того как подобные признаки описываются, нередко предпринимается обратный шаг — на основе определенных паттернов значимых признаков определяется (или "предсказывается") членство в одной из девиантных групп. Второй подход связывает интерпретацию Д. с теорией научения А. Бандуры (A. Bandura, 1969). Согласно этой теории, человеческое поведение (как нормальное, так и девиантное) является серией действий, усвоенных в результате социального научения, в том числе наказания и вознаграждения. Люди, демонстрирующие девиантное поведение, получали разного типа вознаграждения и наказания, усваивая эти поведенческие паттерны. Между девиантным и нормальным поведением, согласно Бандуре, не существует врожденных различий: различия возникают только в ходе индивидуального обучения. Устанавливая различающиеся связи с девиантными и нормальными социальными группами, обучающийся индивид демонстрирует либо нормативное, либо более девиантное поведение. Третий подход к пониманию Д. связан с интеракционистской концепцией. Согласно этой точке зрения, феномен Д. возникает в результате критической реакции личности (личностей) на какое-то действие, например, в результате "приклеивания ярлыка". В этом подходе абсолютного критерия для определения Д. не существует. Только в результате фиксирования значимыми социальными силами определенного поведения как девиантного оно начинает восприниматься как таковое (H. S. Becker, 1963). В рамках этой теории Д. является результатом взаимодействия между индивидуальным поведением и общественной реакцией на него. Четвертый подход имеет социологические корни и рассматривает Д. в рамках теории социально-структурных различий. Эта теория основывается на эмпирическом наблюдении за тем, что Д. непропорциально распределена между разными слоями общества. Утверждается, что представители низших слоев демонстрируют девиантное поведение чаще, чем представители более благополучных слоев. Причиной этой диспропорции считается неравенство представителей разных общественных слоев по отношению к доступности или недоступности законных способов реализации индивидуальности субъекта. Социальное отчуждение и социальная вражда являются критическими составляющими для возникновении Д. (R. K. Merton, 1957). Т. о. в данной трактовке Д. рассматривается как результат взаимодействия индивидуальных факторов (которые, в свою очередь, отражают влияние социально-структурных различий) и средовых сил.

Отклоняющееся (девиантное) поведение — действия и поступки людей, социальных групп, противоречащие социальным нормам либо признанным стандартам поведения. Выражается в несоблюдении требований социальной нормы, выборе иного варианта поведения и ведет к нарушению меры взаимодействия личности и общества, группы и общества, личности и группы. Наиболее опасная форма О. п. выражается в преступности.

Норма – статистическое понятие. Нормальным признается то, чего много, что относится к середине распределения. А «хвостовые» его части, соответственно, указывают на область низких («субнормальных») или высоких («супернормальных») значений. Для оценки качества мы должны соотнести показатель человека с другими и таким образом определить его место на кривой нормального распределения. Очевидно, что приставки «суб» и «супер» не дают этической или прагматической оценки качества (ведь если у человека «супернормальный» показатель агрессивности, едва ли это хорошо для окружающих и для него самого).

Нормы не абсолютны, они развиваются и получаются эмпирически для данной группы (возрастной, социальной и других).

Нормы обусловлены социальными стереотипами. Если поведение человека не соответствует общепринятому в данном обществе, оно воспринимается как отклоняющееся.

ормы – это не застывшее явление, они постоянно обновляются и изменяются.

ВИды норм: социальная, личностная, культурная, религиозная....

2 психологическая норма. Ее значение Понятие психологической нормы

Основным потребителем дифференциально-психологических знаний является психодиагностика. В психологии индивидуальных различий рождаются понятия, для измерения которых затем создаются или подбираются методики. Здесь же возникает представление о способах оценки и интерпретации полученных результатов. В связи с этим очень важным является понятие психологической (психической) нормы, очень неоднородное по своему содержанию, на которое оказывают влияние по меньшей мере четыре фактора.
1. Норма - статистическое понятие. Нормальным признается то, чего много, что относится к середине распределения. А «хвостовые» его части, соответственно, указывают на область низких или высоких значений. Для оценки качества мы должны соотнести показатель человека с другими и таким образом определить его место на кривой нормального распределения. Очевидно, что приставки «суб» и «супер» не дают этической или прагматической оценки качества.
Нормы не абсолютны, они развиваются и получаются эмпирически для данной группы (возрастной, социальной и других). Так, например, на протяжении последних лет показатель маскулинности по опроснику MMPI у девушек устойчиво повышен; однако это говорит не о том, что они поголовно ведут себя как юноши, а о необходимости пересмотра устаревших норм.
2. Нормы обусловлены социальными стереотипами. Если поведение человека не соответствует общепринятому в данном обществе, оно воспринимается как отклоняющееся. Например, в российской культуре не принято класть ноги на стол, а в американской это никем не осуждается.
3. Нормы ассоциируются с психическим здоровьем. Ненормальным может считаться то, что требует обращения к клиницисту. Необходимо отметить, однако, что и в психиатрии оценочный подход дискутируется, а в качестве наиболее существенных указаний на отклонение от нормы принимается нарушение продуктивности деятельности и способности к саморегуляции. Так, например, когда пожилой человек, осознавая слабость своей памяти, использует вспомогательные средства (записную книжку, раскладывание необходимых предметов в поле зрения), то это поведение соответствует норме, а если он, относясь к себе некритически, отказывается от необходимости «протезировать» свое жизненное пространство, то это приводит в конечном счете к неспособности решать поставленные задачи и свидетельствует о нарушении психического здоровья.
4. Наконец, представление о нормах определяется ожиданиями, собственным необобщенным опытом и другими субъективными переменными: так, например, если первый ребенок в семье начал говорить в возрасте полутора лет, то второй, который к двум годам еще не научился свободно изъясняться, воспринимается как наделенный признаками отставания.
В. Штерн, призывая к осторожности в оценке человека, отмечал, что, во-первых, психологи не имеют права из установленной аномальности того или иного свойства делать заключение об анормальности самого индивида как носителя этого свойства и, во-вторых, невозможно установленную анормальность личности свести к узкому признаку как ее единственной первопричине. В современной диагностике понятие «норма» используют при изучении внеличностных характеристик, а когда речь заходит о личности, применяют термин «особенности», тем самым подчеркивая намеренный отказ от нормативного подхода.
Итак, нормы - это не застывшее явление, они постоянно обновляются и изменяются. Обязательно должны регулярно пересматриваться и стандарты психодиагностических методик.

3. Классификация девиантного поведения

Некоторые отечественные и зарубежные ученые считают целесообразным подразделять отклоняющееся (девиантное) поведение на преступное (криминальное), делинквентное (допреступное) и аморальное (безнравственное). Данные типы (разновидности) девиантного поведения выделены с учетом особенностей взаимодействия индивида с реальностью, механизмам возникновения поведенческих аномалий.

Криминальной называют личность, совершившую преступление. Убийства, изнасилования, бесчеловечные поступки во всем мире считаются девиацией, несмотря на то, что во время войны убийства оправданы.

Под делинквентностью традиционно понимается правонарушительное или противоправное действие, не несущее за собой уголовной ответственности. В немецком языке понятие «делинквентность» включает все случаи нарушения норм, предусмотренные уголовным кодексом, т.е. все юридически наказуемые деяния. Отечественные ученые личность несовершеннолетнего, совершившего преступление, называют делинквентной; совершеннолетнего - криминальной.[24]

Поскольку отмеченные качества являются аморальными (противоречащими нормам этики и общечеловеческим ценностям), наблюдается определенная трудность в отграничении делинквентных и аморальных поступков. По многим характеристикам криминальное и делинквентное поведение рядоположены. Различие между всеми этими понятиями заключается в том, что преступное и делинквентное поведение носят антисоциальный характер, аморальное - асоциальный. Аморальное поведение, отражающее аномалии характера, предрасполагает к совершению делинквентных и криминальных проступков.[24]

Существует еще одна классификация, выделяющая следующие формы отклоняющегося поведения: асоциальное (аморальное, деструктивное, политическое преступление), делинквентное (криминальное) и паранормальное. Третья обобщенная классификация выделает такие типы девиантного поведения: преступность, алкоголизм, употребление наркотиков, проституция, самоубийство. Эти типы могут быть отнесены как к болезненным проявлениям, так и к нормальным, и даже оставаться без внимания, если общество относится к ним терпимо (как, например, к абортам и гомосексуализму в различных культурах, в разные эпохи).[8]

термин «аддиктивное поведение» обозначает злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние до того, как от них сформируется зависимость, а аутоагрессивное поведение направлено на самого себя, связано с психическими заболеваниями или сильными душевными расстройствами и определяется как суицид.

Беличева С.А. среди отклонений от нормы выделяет асоциальный тип отклоняющегося поведения; рассматривает социальные отклонения корыстной направленности (хищения, кражи и т.п.), агрессивной ориентации (оскорбление, хулиганство, побои), социально-пассивного типа (уклонение от гражданских обязанностей, уход от активной общественной жизни); считает, что они различаются по степени общественной опасности, по содержанию и целевой направленности. Ею выделяется докриминогенный уровень, когда несовершеннолетний еще не стал объектом преступления, и криминогенные проявления - асоциальное поведение преступной ориентации.[4]

В.В. Ковалев выделяет 10 основных вариантов отклоняющегося поведения:· уклонение от учебной и трудовой деятельности. У школьников отказ от учебы, систематическое невыполнение заданий, прогулы частично объяснялись пробелами в знаниях, которые делали невозможным дальнейшее продолжение учебы;· систематическое пребывание в антиобщественно настроенных неформальных группах;· антиобщественные насильственные действия. Они выражаются в агрессии, драках, совершении мелких грабежей, порче и уничтожении имущества и тому подобных действиях;· антиобщественные корыстные действия, выражающиеся в основном в мелких кражах, мелкой спекуляции, вымогательстве;· антиобщественные действия сексуального характера. Этот вариант отклоняющегося поведения выражается в совершении циничных, непристойных действий сексуального характера, направленных обычно на лиц противоположного пола;· злоупотребление алкоголем;· употребление наркотических и токсических веществ;· уходы из дома, бродяжничество;· азартные игры;· прочие виды отклоняющегося поведения.

А.Е. Личко выделяет следующие формы проявления нарушений поведения: делинквентное поведение, побеги из дома и бродяжничество, ранняя алкоголизация как токсикоманическое поведение, девиации сексуального поведения, суицидальное поведение[32].

Таким образом, подростковому возрасту также присущи различные типы нарушенного поведения. Необходимо выделить делинквентные действия, распространенные среди несовершеннолетних - наркомания, токсикомания, алкоголизм, угон автотранспорта, побеги, домашние кражи, хулиганство, подростковый вандализм, агрессивное и аутоагрессивное поведение, сверхценные увлечения, а также типично подростковые девиации, встречающиеся только при психопатологическом типе - дисморфомания, дромомания, пиромания, гебоидное поведение.

Критерии девиантного поведения неоднозначны. Латентные правонарушения (безбилетный проезд, нарушение правил уличного движения, мелкие кражи, скупка краденого) могут остаться без внимания. Однако резкие изменения в поведении, когда потребности личности не соответствуют предложению; снижение ценностного отношения к себе, своему имени и телу; негативное отношение к институтам социального контроля; нетерпимость к педагогическим воздействиям; ригоризм в отношении к наркомании, проституции, бродяжничеству, попрошайничеству, связанный с особым виктимным опытом; правонарушения служат наиболее устоявшимися признаками девиантного поведения. Недопустимо навешивать ярлык девиантности на некий вид поведения при всех обстоятельствах.

девиантное поведение может иметь разнообразную структуру и динамические характеристики, формироваться как изолированное явление или как явление группового порядка, сочетать в себе несколько клинических форм или единственную, быть устойчивым или неустойчивым, иметь различную направленность и социальную значимость.Итак, девиантным считается поведение, отклоняющееся от норм морали, принятых в определенном обществе на данном уровне социального и культурного развития, и влекущее за собой санкции: изоляцию, наказание, лечение, осуждение и другие формы порицания нарушителя. Проявляется оно в виде несбалансировнности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением.

.


5 концепции отклоняющегося поведения. Девиация. Концепции (лат. deviatioуклонение: deот + viaдорога)отклонение от психической нормы, например, манифестация необычного, крайне интенсивного поведения или эмоционального/когнитивного состояния (острого приступа психического заболевания, акта насилия и т. п.). В психологии выделяются четыре подхода к пониманию Д. и ее этиологии (Davidson, 1994). В рамках первого подхода (Goldstein et al., 1981) Д. интерпретируется как функция индивидуальных различий между людьми. Д. наблюдается, когда эти различия выходят за пределы нормы популяционной вариативности. Людям, обладающим необычными физиологическими, психологическими или поведенческими характеристиками, приписывается девиантность на основе каких-либо существующих классификационных схем. Этими схемами могут являться психиатрические или соматические диагнозы, критерии образовательной успеваемости, и т. п. Осуществив классификацию, психологи обычно начинают поиск психологических корреляций и признаков, которые позволяют объяснить членство того или иного субъекта в девиантной группе (например, по уровню интеллекта, характеристикам личностного профиля и т. п.). После того как подобные признаки описываются, нередко предпринимается обратный шагна основе определенных паттернов значимых признаков определяется (или "предсказывается") членство в одной из девиантных групп. Второй подход связывает интерпретацию Д. с теорией научения А. Бандуры (A. Bandura, 1969). Согласно этой теории, человеческое поведение (как нормальное, так и девиантное) является серией действий, усвоенных в результате социального научения, в том числе наказания и вознаграждения. Люди, демонстрирующие девиантное поведение, получали разного типа вознаграждения и наказания, усваивая эти поведенческие паттерны. Между девиантным и нормальным поведением, согласно Бандуре, не существует врожденных различий: различия возникают только в ходе индивидуального обучения. Устанавливая различающиеся связи с девиантными и нормальными социальными группами, обучающийся индивид демонстрирует либо нормативное, либо более девиантное поведение. Третий подход к пониманию Д. связан с интеракционистской концепцией. Согласно этой точке зрения, феномен Д. возникает в результате критической реакции личности (личностей) на какое-то действие, например, в результате "приклеивания ярлыка". В этом подходе абсолютного критерия для определения Д. не существует. Только в результате фиксирования значимыми социальными силами определенного поведения как девиантного оно начинает восприниматься как таковое (H. S. Becker, 1963). В рамках этой теории Д. является результатом взаимодействия между индивидуальным поведением и общественной реакцией на него. Четвертый подход имеет социологические корни и рассматривает Д. в рамках теории социально-структурных различий. Эта теория основывается на эмпирическом наблюдении за тем, что Д. непропорциально распределена между разными слоями общества. Утверждается, что представители низших слоев демонстрируют девиантное поведение чаще, чем представители более благополучных слоев. Причиной этой диспропорции считается неравенство представителей разных общественных слоев по отношению к доступности или недоступности законных способов реализации индивидуальности субъекта. Социальное отчуждение и социальная вражда являются критическими составляющими для возникновении Д. (R. K. Merton, 1957). Т. о. в данной трактовке Д. рассматривается как результат взаимодействия индивидуальных факторов (которые, в свою очередь, отражают влияние социально-структурных различий) и средовых сил.

Отклоняющееся (девиантное) поведение — действия и поступки людей, социальных групп, противоречащие социальным нормам либо признанным стандартам поведения. Выражается в несоблюдении требований социальной нормы, выборе иного варианта поведения и ведет к нарушению меры взаимодействия личности и общества, группы и общества, личности и группы. Наиболее опасная форма О. п. выражается в преступности.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


1 понятие нормы и отклоняющегося поведения, характеристика
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации