Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации - файл n1.doc

приобрести
Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации
скачать (1967.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1968kb.08.07.2012 21:09скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11



Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»

А. М. Годин, И. В. Подпорина

Бюджет

и бюджетная система Российской

Федерации


Учебное пособие

Издание второе, переработанное и дополненное

МОСКВА 2002




УДК 336.12

ББК 65.261.3

Г 59
Авторы:
А. М. Годин — академик Международной Академии информатиза­ции, профессор кафедры финансов и кредита Всероссийской государственной налоговой академии, кандидат экономичес­ких наук;

И. В. Подпорина — заместитель руководителя аппарата Комитета Совета Федерации по бюджету, налоговой политике, финан­совому, валютному и бюджетному регулированию банковской деятельности, заслуженный экономист Российской Федера­ции, доктор экономических наук, профессор.
Рецензент:

В. Р. Веснин — доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории Московской государственной юриди­ческой академии.

Годин А. М., Подпорина И. В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2002. — 340 с.
ISBN 5-94798-002-9
Учебное пособие раскрывает основные положения бюджетной сис­темы и бюджетного процесса Российской Федерации, показывает бюджет­ный процесс и его стадии; дает характеристику бюджетной системы и бюд­жетной политики Российской Федерации. Особое внимание авторы уделяют исследованию вопросов бюджетного планирования и бюджетного федера­лизма.

Книга позволяет каждому самостоятельно изучить вопросы, свя­занные с бюджетом и бюджетным устройством Российской Федерации. Она может применяться для обучения студентов по финансово-экономическим специальностям на курсах повышения квалификации, а также аспиранта­ми и преподавателями для изучения и исследования бюджета и бюджетных отношений в России.
ББК 65.261.3

© А. М. Годин, 2002

ISBN 5-94798-002-9 © И. В. Подпорина, 2002


Содержание

Введение 4

Глава 1. Бюджетная система

и бюджетное устройство Российской Федерации 6

§ 1. Бюджет. Основные черты бюджетной системы

и бюджетного устройства Российской Федерации 6

§ 2. Принципы бюджетной системы 12

§ 3. Бюджетная классификация.

Доходы и расходы бюджетов разных уровней 14

§ 4. Сбалансированность бюджетов 25

Глава 2. Характеристика бюджетной системы

Российской Федерации 30

§ 1. Федеральный бюджет 30

§ 2. Бюджеты субъектов Российской Федерации 37

§ 3. Местные бюджеты 53

§ 4. Внебюджетные фонды 69

Глава 3. Бюджетный процесс и его стадии 71

§ 1. Сущность и содержание бюджетного процесса 71

§ 2. Составление проектов бюджетов 74

§ 3. Рассмотрение и утверждение бюджетов 78

§ 4. Исполнение бюджетов 83

§ 5. Составление отчетов об исполнении бюджетов

и их утверждение 85

Глава 4. Бюджетное планирование 86

§ 1. Основы составления проектов бюджетов 86

§ 2. Органы, осуществляющие составление проектов

бюджетов. Этапы формирования бюджетов 87

§ 3. Сущность и организация перспективного

финансового планирования 92

Глава 5. Современные проблемы бюджетного

регулирования в России 93

§ 1. Сущность и основные задачи

бюджетного регулирования 94

§ 2. Формы сбалансированности бюджетов 97

§ 3. Механизм вертикального

бюджетного выравнивания 98

§ 4. Механизм горизонтального

бюджетного выравнивания 101

Глава 6. Бюджетный федерализм: его сущность,

проблемы и пути совершенствования 108

§ 1. Сущность бюджетного федерализма 108

§ 2. Основные проблемы бюджетного федерализма 116

Глава 7. Бюджетная политика Российской

Федерации и направления ее реформирования 132

Словарь использованных терминов

и определений 159

Список использованной

и рекомендуемой литературы 178
Введение
В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляе­мое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих го­сударству осуществлять экономическое и социальное регу­лирование, является финансовая система общества, глав­ное звено которой — бюджетная система. Именно посред­ством финансовой системы государство образует центра­лизованные и воздействует на формирование децентрали­зованных фондов денежных средств, обеспечивая возмож­ность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала 90-х годов, не могли не затронуть сферу государственных финансов, и в первую очередь бюджетную систему Российской Федерации, которая в 1991 г. претер­пела кардинальные изменения. До этого государственный бюджет России включался в государственный бюджет СССР, в котором отражались все бюджеты на территории страны, в том числе сельские и поселковые.

В настоящее время государственная бюджетная систе­ма Российской Федерации состоит из трех звеньев:

Все эти бюджеты функционируют автономно. Местные бюджеты со своими доходами и расходами не входят в бюд­жеты территорий, а последние не включаются в федераль­ный республиканский бюджет.

Бюджетная система представляет собой центральное звено финансовой системы страны. С момента, когда госу­дарство начинает регулярно составлять бюджет, финансы приобретают всеобщий характер.

Через федеральный бюджет образуется и использует­ся общегосударственный централизованный фонд денежных средств, а государство организует перераспределение средств между производственной и непроизводственной сфе­рами народного хозяйства, между регионами государства, между отраслями народного хозяйства.

Выступая, как система денежных отношений, федераль­ный бюджет, будучи экономической категорией, выражает экономические отношения в обществе — отношения между социальными слоями и группами.

По форме федеральный бюджет выступает как рос­пись доходов и расходов государства на определенный срок, утверждаемая в законодательном порядке. Утверждение бюджета парламентом придает бюджету силу закона.

Федеральный бюджет, являясь главным средством мо­билизации и расходования ресурсов государства, дает по­литической власти реальную возможность воздействовать В на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее за­щищенным слоям населения.

Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства бу­дет отвечать требованиям времени.

В первую очередь это касается регионов Российской Федерации, так как финансово-бюджетный кризис, обострив­шийся летом 1998 г., оказал чрезвычайно неблагоприятное воздействие на их экономику. В отличие от федерального центра последние не имеют возможности решать свои бюд­жетные проблемы за счет рублевой эмиссии или масштаб­ного привлечения спекулятивного финансового капитала. В результате региональные бюджеты оказываются неспо­собными исполнять взятые на себя финансовые обязатель­ства, а их дефицит покрывается путем необеспеченных заимствований и возрастающей эмиссии денежных суррога­тов, представляющих собой различные формы территори­альных взаимозачетов и налоговых освобождений.

Прямое воздействие августовского валютно-финансового кризиса на экономику регионов выразилось в резком изменении соотношений между объемами рублевых поступ­лений в территориальные бюджеты и размерами их валют­ных обязательств перед иностранными инвесторами и кре­диторами.

Резкое удорожание цены валютных заимствований и последующий уход инвесторов с рынка субфедеральных ценных бумаг, номинированных в рублях, усугубили про­блему дальнейшего обслуживания региональных займов. Это заставило ряд субъектов Федерации принудительно рест­руктурировать выплаты по внутреннему долгу. Как след­ствие бюджеты субъектов Федерации лишились возмож­ности рефинансирования своих долговых обязательств за счет эмиссии ценных бумаг, а значит, потеряли важный источник покрытия бюджетного дефицита.

Поиск выхода из глубочайшего экономического кризи­са, в котором оказалась Россия, потребовал радикального обновления финансовой системы общества, в том числе и бюджетной системы.

Создавшаяся и изменяющаяся крайне медленно ситуа­ция в бюджетной сфере во многом была связана с тем, что фактически отсутствовали нормативные положения и акты, основным назначением которых являлось бы регулирова­ние бюджетных правоотношений.

Составной частью пути выхода из кризиса явилось при­нятие Государственной Думой 17 июля 1998 г. Бюджетного кодекса Российской Федерации, установившего общие прин­ципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного про­цесса Российской Федерации.

Думается, что новый Бюджетный кодекс должен изме­нить создавшееся положение и усовершенствовать многие аспекты финансовой деятельности, связанные с бюджетны­ми отношениями.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что изуче­ние бюджетной системы, бюджетного процесса, теорети­ческих и законодательных основ и практики функциониро­вания бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.

Целью настоящего учебного пособия является рассмот­рение бюджетной системы как важнейшего элемента фи­нансовой системы общества, основных черт бюджетной сис­темы и бюджетного процесса, выявление наиболее значи­тельных проблем в функционировании бюджетного меха­низма и соответственно рассмотрение возможных путей их решения.

Данное пособие базируется на таких составных частях бюджетной системы, как бюджетный процесс, бюджетное устройство Российской Федерации, доходы и расходы бюд­жетов, сбалансированность бюджетов, бюджетный федера­лизм.

Издание рассчитано на широкий круг специалистов, работающих в различных сферах деятельности, а также студентов, изучающих суть финансового механизма и его составную часть — бюджет.

Глава 1. Бюджетная система

и бюджетное устройство
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации