Контрольная работа - Внешний и внутренний контроль. Оформление результатов ревизии. Ревизия капитальных вложений - файл n1.doc
Контрольная работа - Внешний и внутренний контроль. Оформление результатов ревизии. Ревизия капитальных вложенийскачать (195.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc
СОДЕРЖАНИЕВведение …………………………………………………………………………………3 § 1. Внешний и внутренний контроль: сравнительная характеристика ……………………………………………………………………4 1.1. Внешний и внутренний контроль ………… ……………………………… 4 1.2. Взаимосвязь и различия внешнего и внутреннего контроля …… ……7 § 2. Оформление итогов ревизии ……………………………………………… …11 § 3. Ревизия капитальных вложений …………… ………………………… ……17 3.1. Направление ревизии капитальных вложений …………………………19 3.2. Инвентаризация ………… …………… ………………………………… …24 Заключение …………………………………………………………………………… 26 Список литературы …………………………………………………………………28 Приложение ……… ……………………………… …………………………… ……29 ВВЕДЕНИЕ Контроль - это проверка исполнения тех или иных хозяйственных решений с целью установления их достоверности, законности и экономической целесообразности Контроль проникает во все сферы правоотношений и затрагивает интересы миллионов людей, десятки тысяч организаций.
В стране действует более 260 федеральных законов, указов, постановлений, в которых регулируется контрольная и надзорная деятельность. Поэтому ориентироваться в компетенции и полномочиях контролирующих органов затруднительно для руководителей, бухгалтеров.
Предприятиям и фирмам предоставлены права самостоятельно действовать в соответствии с принятой учетной политикой и международными стандартами бухгалтерского учета и отчетности. В этих условиях контроль обеспечивает выполнение функции «управление управлением» и является синтезом планирования, учета, экономического анализа, организации информационных, денежных потоков, документооборота. Контроль выявляет слабые стороны, позволяет оптимально использовать ресурсы, вводить в действие резервы, а также избежать банкротства и кризисных ситуаций. Контроль на предприятии включается в процесс управления, установление целей, разработку бизнес-планов, бюджетов, мониторинга, оперативной работы, отклонений от намеченных целей на всех этапах жизни товара: от его создания до реализации.
Наряду с внутренним контролем, важное значение в финансовой и налоговой сфере в современной обстановке представляет ревизия - как инструмент контроля. Неплатежи, задержки заработной платы, налоговое бремя, инфляция и нестабильность экономики в стране требует со стороны государства радикальных мер, соответствующих международным стандартам: проверок финансовых результатов, правил документооборота и контроля учетной политики. Эти функции контроля и ревизий в стране вскрывают укрытие фирм от налоговых платежей, нарушения в использовании бюджетных ассигнований. Наполняемость бюджета и внебюджетных фондов позволит своевременно выдавать заработную плату, пенсии и стипендии, пособия, улучшить социальную помощь, здравоохранение, образование, работу правоохранительных органов и выполнять другие функции государства Российского [12].
В данной работе будут рассмотрены такие вопросы, как:
внешний и внутренний контроль и их сравнительная характеристика;
оформление итогов ревизии;
ревизия капитальных вложений.
§ 1. Внешний и внутренний контроль: сравнительная характеристика 1.1. Внешний и внутренний контроль В зависимости от структуры взаимоотношений лиц, осуществляющих контроль, и управляемого субъекта, различают следующие виды контроля:
внешний;
внутренний;
смешанный [9, c.29].

Деление контроля на внешний и внутренний является относительным, а поэтому сложным понятием.
Государственный контроль для большинства организаций является внешним. Однако в некоторых случаях государственный контроль может классифицироваться как внутренний, например, проверка отраслевым министерством подчиненного федерального унитарного предприятия.
Коммерческий (аудиторский) контроль, для проверяемых организаций в большинстве случаев является внешним. В то же время внешняя аудиторская организация может на основании договора исполнять функции внутреннего контроля, в этом случае будет проводиться внутренний контроль, но силами сторонней организации.
Внутрихозяйственный контроль, как правило, внутренний. Однако, если отдел внутреннего контроля создан в структуре материнской компании, по сути контроль для дочерней компании является внешним, а в рамках группы компаний – внутренним.
Смешанным видом контроля является деятельность таких контролирующих субъектов:
совет директоров или наблюдательный совет;
ревизионная комиссия;
службы финансового контроля материнской компании холдинга, осуществляющие контроль дочерних компаний.
Так, в состав совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионную комиссию акционерного общества (АО) могут избираться физические лица, не являющиеся работниками или акционерами данного АО. Поэтому статус данных органов двоякий: с одной стороны, это органы АО, а с другой стороны, исходя из способа их формирования и полномочий, они могут состоять из внешних по отношению к АО лиц, например, представителей владельце крупных пакетов акций. Независимость членов ревизионной комиссии по отношению к АО реализуется через нормы ст. 85 Федерального закона Российской Федерации «Об акционерных обществах»:
«6. Члены ревизионной комиссии (ревизор) общества не могут одновременно являться членами совета директоров (наблюдательного совета) общества, а также занимать иные должности в органах управления общества. Акции, принадлежащие членам совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицам, занимающим должности в органах управления общества, не могут участвовать в голосовании при избрании членов ревизионной комиссии (ревизора) общества»[1].
Аналогичным образом службы финансового контроля материнской компании холдинга занимают двоякое положение: по отношению к материнской организации они являются внутренним, а по отношению к дочерним компаниям — внешним органом финансового контроля. Данное обстоятельство придает проблеме независимости контролера и его непредвзятости особое значение.
Общественный контроль в большинстве случаев внешний. Но возможны случаи использования и внутреннего общественного контроля, например со стороны совета трудового коллектива [9].
1.2. Взаимосвязь и различия внешнего и внутреннего контроля Особую форму имеют отношения внешнего коммерческого (аудиторского) контроля и внутреннего финансового контроля. Внешний аудитор может изучать и использовать в своей работе документы, подготовленные внутренними службами контроля. Однако внешний аудитор имеет право не доверять внутреннему контролю, предполагая его заинтересованность в искажении данных отчетности организации.
Внешние аудиторы оказывают важное воздействие на качество внутреннего контроля, в том числе путем его обсуждений с менеджментом и советом директоров или комитетом по аудиту и рекомендаций по его улучшению [4].
Внешняя аудиторская организация должна иметь право свободно и в полном объеме общаться с внутренними аудиторами.
Для эффективного использования работы внутреннего аудита внешнему аудитору следует:
а) рассмотреть план работы службы внутреннего аудита за интересующий период и обсудить его на возможно более ранней стадии аудита;
б) определить порядок встреч с сотрудниками службы внутреннего аудита;
в) заранее договориться о сроках проведения работ, объеме аудиторской выборки, уровнях тестов, методах определения выборки и порядке документального оформления выполненной работы, которая будет проведена внутренними аудиторами.
В случае использования работы внутренних аудиторов на эффективность аудиторской проверки может повлиять выполнение следующих действий:
а) взаимная координация планов аудиторской проверки;
б) обмен отчетами;
в) регулярные рабочие встречи;
г) свободный и открытый взаимный доступ к рабочей документации;
д) совместное представление отчетов руководству и (или) собственникам экономического субъекта;
е) общий порядок документирования аудита.
Аудиторская организация должна иметь доступ к интересующим ее отчетам внутреннего аудита и быть информирована по любому важному вопросу, который, по мнению внутреннего аудитора, может оказать влияние на работу аудиторской организации [9].
Решение о необходимости внутреннего аудита не должно определяться наличием у компании внешнего аудитора, поскольку
внешний и внутренний аудиты выполняют разные функции.
Во-первых, внешний аудит традиционно занимается подтверждением достоверности финансовой отчетности компании и фокусируется на операциях и событиях, которые могут оказать материальное воздействие на отчетность. Внутренний аудит направлен, прежде всего, на оценку существующих систем контроля и управления рисками компании и фокусируется на операциях и событиях, препятствующих эффективному достижению поставленных целей.
Во-вторых, внешний аудит, в рамках оказания аудиторских услуг, не делает оценку эффективности деятельности (операционной эффективности), что обычно является одной из задач аудита внутреннего.
В-третьих, внешний аудит служит, в первую очередь, интересам внешних заинтересованных сторон - потенциальных инвесторов, кредиторов и так далее, в то время как внутренний аудит служит, прежде всего, интересам советов директоров и исполнительного руководства компании.
Следует подчеркнуть, что эффективный внутренний аудит может снизить затраты предприятия на внешний аудит (если внешний аудитор будет иметь возможность полагаться на результаты работы внутреннего аудита, что сократит объем аудиторских процедур, выполняемых внешним аудитором), но не отменит необходимость внешнего аудита.
Наиболее наглядно сравнение внутреннего и внешнего аудита представлено в таблице 1.
Таблица 1. Сравнительные характеристики внешнего и внутреннего аудитов | Внешний аудит | Внутренний аудит |
Цель | Выразить мнение о достоверности финансовой отчетности компании | Повышение эффективности деятельности компании |
Основные пользователи | Инвесторы, кредиторы, государственные органы | Совет директоров, менеджмент |
Объект аудита | Финансово-бухгалтерская отчетность компании | Системы внутреннего контроля, управления рисками, корпоративного управления |
Интеграция объектов изучения | При внешнем аудите хозяйственная деятельность предприятия воспринимается как единое целое | При внутреннем аудите основное внимание уделяется центрам ответственности, т. е. структурным подразделениям, возглавляемым руководителями |
Специфика | Фокусируется на операциях и событиях, способных оказать существенное воз-действие на финансовую отчетность компании; не рассматривает вопросы экономической обоснованности управленческих решений | Фокусируется на событиях, препятствующих эффективному достижению компанией поставленных целей; дает оценку экономической обоснованности управленческих решений |
Периодичность | По окончании отчетного периода | Непрерывно на основе плана аудитов |
Используемые измерители | Так как целью внешнего аудита является подтверждение достоверности бух. учета, который ведется в российской валюте - рублях, в рублевой оценке должна быть составлена бухгалтерская (финансовая) отчетность | При организации и осуществлении внутреннего контроля используются денежные и неденежные измерители (штуки, метры, тонны, литры и т.д.). Для измерения рабочего времени применяются часы, машино-часы и т.д. |
Степень открытости информации | Аудиторское заключение - открытый документом. Конфиденциальной информацией является лишь аналитическая часть заключения и письменная информация аудитора руководству проверяемого экономического субъекта по результатам проведения аудита.
| Все документы внутреннего контроля носят сугубо конфиденциальный характер |
[12].
§ 2. Оформление итогов ревизии Результаты ревизии оформляют актом. Для его составления ревизор в процессе проверки финансово-хозяйственной деятельности должен записывать в особую тетрадь, называемую рабочим дневником ревизора, все выявленные им факты нарушений законодательства, нормативных актов и устава предприятия. Рабочий дневник можно вести, записывая все нарушения подряд по мере их выявления или группируя материалы по разделам будущего акта (по видам операций – кассовые, расчетные и т.д.). В первом случае ревизор по окончании проверки помечает в дневнике, в какой раздел акта включить тот или иной материал. Во втором – для каждого раздела акта и группы нарушений отводит в дневнике отдельные листы. Второй способ облегчает составление акта, но требует от ревизора большего внимания. Делая записи в дневнике, надлежит избегать сокращений, указывать необходимые данные:
номера и даты документов и записей;
суммы операций;
законы и инструкции, пункты устава, которые были нарушены;
сущность нарушений;
должности, фамилии, имена и отчества виновных, размер ущерба.
В проверяемых документах и книгах учета, формах отчетности не следует делать никаких отметок, исправлений, полностью сохраняя их первоначальный вид. По окончании документальной ревизии перед составлением акта необходимо пересмотреть черновые записи. Определить необходимое, исключить лишнее, проверить согласованность материалов.
Акт ревизии состоит из вводной и описательной частей.
В вводной части акта ревизии рекомендуется отражать следующую информацию:
- наименование темы ревизии;
- дату и место составления акта ревизии;
- кем и на каком основании проведена ревизия (номер и дата удостоверения, а также указание на плановый характер ревизии или ссылку на задание);
- проверяемый период и сроки проведения ревизии;
- полное наименование и реквизиты организации, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
- ведомственная принадлежность и наименование вышестоящей организации;
- сведения об учредителях;
- основные цели и виды деятельности организации;
- имеющиеся у организации лицензии на осуществление отдельных видов деятельности;
- перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учреждениях, включая депозитные, а также лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства;
- кто в проверяемый период имел право первой подписи в организации и кто являлся главным бухгалтером;
- кем и когда проводилась предыдущая ревизия, что сделано в организации за прошедший период по устранению ею выявленных недостатков и нарушений [11,c.54-55].
Вводная часть акта ревизии может содержать и иную необходимую информацию, относящуюся к предмету ревизии.
Описательная часть акта ревизии должна состоять из разделов в соответствии с вопросами, указанными в программе ревизии. Во втором разделе кратко перечисляют основные показатели работы предприятия в ревизуемом периоде в сравнении с планом, сметой и предыдущими периодами. Затем излагают сведения о выявленных недостатках в работе предприятия, называют виновных лиц, указывают размер их материальной ответственности. Особо выделяют вскрытые хищения и растраты [10,c. 377].
Результаты проверки документов и инвентаризации ценностей группируют в разделы по типам операций. Например, третий раздел – результаты ревизии денежных средств, расчетных и кредитных операций; четвертый – результаты проверки сохранности материальных ценностей; пятый – результаты ревизии финансового состояния и т.п. К этим разделам акта прикладывают инвентаризационные описи и другие документы проверки сохранности собственности предприятия (
Приложение 1).
В акте ревизии ревизующие должны соблюдать объективность и обоснованность, четкость, лаконичность, доступность и системность изложения.
Результаты ревизии излагаются в акте на основе проверенных данных и фактов, подтвержденных имеющимися в ревизуемых и других организациях документами, результатами произведенных встречных проверок и процедур фактического контроля, других ревизионных действий, заключений специалистов и экспертов, объяснений должностных и материально ответственных лиц.
Описание фактов нарушений, выявленных в ходе ревизии, должно содержать следующую обязательную информацию: какие законодательные, другие нормативные правовые акты или их отдельные положения нарушены, кем, за какой период, когда и в чем выразились нарушения, размер документально подтвержденного ущерба и другие последствия этих нарушений.
В акте ревизии не допускаются различные выводы, предположения и факты, не подтвержденные документами или результатами проверок, сведениями из материалов правоохранительных органов и ссылками на показания, данные следственным органам.
В акте ревизии не должна даваться правовая и морально-этическая оценка действий должностных и материально-ответственных лиц ревизуемой организации, квалифицироваться их поступки, намерения и цели.
Объем акта ревизии не ограничивается, но ревизующие должны стремиться к разумной краткости изложения.
Акт подписывается руководителем ревизионной группы, руководителем и главным бухгалтером ревизуемой организации. Один экземпляр акта ревизии, подписанного руководителем ревизионной группы, вручается руководителю ревизуемой организации под роспись в получении с указанием даты получения.
По просьбе руководителя или главного бухгалтера ревизуемой организации по согласованию с руководителем ревизионной группы может быть установлен срок для ознакомления с актом ревизии и его подписания до 5 рабочих дней.
При наличии возражений или замечаний по акту подписывающие его должностные лица делают об этом оговорку перед своей подписью и одновременно представляют руководителю ревизионной группы письменные возражения или замечания, которые приобщаются к материалам ревизии.
Руководитель ревизионной группы в срок до 5 рабочих дней обязан проверить обоснованность изложенных возражений или замечаний и дать по ним письменные заключения, которые после рассмотрения и утверждения руководителем контрольно - ревизионного органа, направляются в ревизуемую организацию и приобщаются к материалам ревизии.
В случае отказа должностных лиц ревизуемой организации подписать или получить акт ревизии руководитель ревизионной группы в конце акта производит запись об их ознакомлении с актом и отказе от подписи или получения акта.
В этом случае акт ревизии может быть направлен ревизуемой организации по почте или иным способом, свидетельствующим о дате его получения. При этом к экземпляру акта, остающемуся на хранении в контрольно-ревизионном органе, прилагаются документы, подтверждающие факт отправления или иного способа передачи акта.
В тех случаях, когда выявленные нарушения могут быть скрыты или по ним необходимо принять срочные меры к их устранению или привлечению должностных или материально ответственных лиц к ответственности, в ходе ревизии составляется отдельный (промежуточный) акт и от этих лиц запрашиваются необходимые письменные объяснения.
Истребование объяснений от должностных или материально ответственных лиц ревизуемой организации производится по определенным формам.
Промежуточные акты составляются также для оформления результатов ревизии отдельных участков деятельности ревизуемого предприятия по результатам ревизии кассы, инвентаризации материальных ценностей и основных фондов, контрольного обмера и проверки качества выполненных строительно- монтажных работ и др. (
Приложение 2).
Промежуточные акты прилагаются к основному акту ревизии и подписываются участником ревизионной группы, ответственным за проверку конкретного вопроса программы ревизии, и соответствующими должностными и материально ответственными лицами ревизуемой организации. Один экземпляр промежуточного акта вручается должностному (материально ответственному) лицу ревизуемого предприятия, подписавшему акт.
Факты, изложенные в промежуточных актах, включаются в основной акт ревизии.
Материалы ревизии состоят из акта ревизии и надлежащие оформленных приложений к нему, на которые имеются ссылки в акте ревизии (документы, копии документов, сводные справки, объяснения должностных и материально ответственных лиц и т.п.) [11,c. 55-59].
§ 3. Ревизия капитальных вложений Капитальными вложениями называются вложения инвестиций в основные средства, нематериальные активы, земельные участки, объекты природопользования. В соответствии с Федеральным законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица [3].
Отдельные виды специальных строительных работ выполняются специализированными субподрядными организациями на основании субподрядных договоров, заключаемых между генподрядчиком и субподрядчиком. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с законодательством.
Создание основных средств путем строительства называется
капитальным строительством. В капитальном строительстве получили распространение такие организационные формы, как хозяйственный и подрядный способы.
При
хозяйственном способе строительство объектов ведется собственными силами заказчика или инвестора. Для этого в организационной структуре заказчика создается строительно-монтажное подразделение, которое и осуществляет комплексное строительство объекта.
При
подрядном способе строительство объекта осуществляется постоянно действующими специальными строительными и монтажными организациями (подрядчиками) по договорам с заказчиком.
Учет капитальных вложений регулируется следующими нормативными документами:
Информация о капитальных вложениях застройщика в основные средства обобщается на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». На этом счете учитываются все затраты, связанные с сооружением и вводом в эксплуатацию объектов основных средств, и определяется инвентарная стоимость объектов.
Не включаются в инвентарную стоимость объектов основных средств следующие затраты:
средства, передаваемые на строительство объекта в порядке долевого участия, если объект будет передан в собственность другой организации;
по возмещению собственникам стоимости принадлежащих им строений, посадок;
расходы по уплате процентов за кредиты банков сверх учетных ставок, установленных Банком России, плюс три пункта;
проценты, штрафы, пени и неустойки за нарушения в финансово-хозяйственной деятельности организации и д.р.
Затраты на строительство учитываются на субсчете «Строительство объектов основных средств» счета 08, а затраты, не входящие в инвентарную стоимость,— на субсчете «Затраты, не увеличивающие стоимость основных средств» счета 08.
Подрядный способ ведения работ. В бухгалтерском учете принятые от подрядчика работы должны быть отражены проводкой:
Д 08, субсчета «Строительство объектов основных средств» и «Затраты, не увеличивающие стоимость основных средств» — К 60 (76) — по акту приемки законченного строительством объекта.
По мере ввода объекта в эксплуатацию делается проводка:
Д 01 — К 08, субсчет «Строительство объектов основных средств».
Выполнение работ хозяйственным способом. Затраты на ведение работ отражаются в учете проводкой:
Д 08, субсчет «Строительство объектов основных средств» — К 02 (05, 10, 12, 69, 70, 76).
Окончание работ и ввод объекта в эксплуатацию отражаются в учете проводкой:
Д 01 — К 08, субсчет «Строительство объектов основных средств».
Затраты, не входящие в инвентарную стоимость объекта, по мере их осуществления списываются со счета 08 в дебет счета 91. Если в схеме строительства есть инвестор, то заказчик передает расходы, не увеличивающие стоимость основных средств, инвестору, которые он относит в своем учете на счет 91 [10, c.353-357].
3.1. Направления ревизии капитальных вложений Основой для оценки законности операций по расходованию средств в процессе строительства является наличие утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации. Проверка наличия проектно-сметной документации выявляется инвентаризацией и встречной сверкой. Фактическое наличие проектов, смет, рабочих чертежей определяется путем обязательного просмотра и анализа этих документов, изучения записей в книге или ведомости регистрации документов, поступивших в организацию. Особое внимание необходимо обращать на своевременное поступление рабочих чертежей, их комплектность, а также качество поступающей технической документации.
Ревизующий должен проанализировать утвержденные проекты, просмотреть на стройке карточки регистрации проектов, в которых фиксируются все исправления, внесенные в проекты. Необходимо проверить, не ведется ли беспроектное строительство. Наличие беспроектного строительства можно установить непосредственно на строящемся объекте путем инвентаризации имеющихся рабочих чертежей и другой проектной документации.
В процессе проверки обеспеченности строительства технической документацией нужно установить качество этой документации. Для этого изучают претензии подрядной строительной организации к качеству проектов, смет, рабочих чертежей, а также анализируют эти документы.
Ревизующий проверяет обоснованность плана капитальных вложений, а именно: правильно ли указаны объемы работ, подлежащих выполнению; не включены ли в план капитальных вложений работы, которые относятся к капитальному ремонту, и затраты, не увеличивающие стоимость основных средств.
Проверка подрядного договора на выполнение строительных работ — еще одно направление ревизии. Своевременное заключение договоров с подрядчиками имеет большое значение для начала работ в запланированный срок. Ревизующий должен установить, как поставлен оперативный учет за выполнением договорных условий строительства, своевременно ли выявляются нарушения договорных обязательств сторонами, его подписавшими. Сроки, в течение
которых могут быть предъявлены претензии по договору подряда, определены Гражданским кодексом Российской Федерации и специальными нормативными актами.
Важнейшей задачей ревизии договорных взаимоотношений между подрядчиком и заказчиком является проверка состояния расчетов заказчика с подрядчиком за выполненные работы и по авансам, выданным подрядной организации. Аванс считается неоправданным в том случае, если подрядная организация не приступает к работе и не сдает выполненные работы в сроки, предусмотренные договором. Однако возможно и обратное — неполное финансирование подрядчика с точки зрения объема выполненных работ. В любом случае следует выяснить причины нарушений и принять меры к их устранению.
Ознакомившись с планом капитального строительства на изучаемый период, ревизор последовательно выясняет, все ли сделало ревизуемое предприятие-заказчик для того, чтобы план был выполнен успешно. При этом, в частности, необходимо проверить:
своевременно ли были заключены генеральные договоры с подрядчиками и поставщиками оборудования; отведен и передан ли в срок подрядчику земельный участок под застройку;
передана ли генподрядчику проектно - сметная документация, включая рабочие чертежи, не менее чем на первый год строительства;
как и кем осуществляется технический надзор;
в каком порядке проводится приемка поступающего оборудования, как организовано его хранение до передачи в монтаж или эксплуатацию;
осуществлены ли в период планового пускового срока пусконаладочные и другие работы по подготовке к сдаче объектов капитальных вложений государственным приемочным комиссиям.
Объем выполненных работ является материальной основой их стоимости. Поэтому проверка правильности определения объема выполненных работ имеет исключительно важное значение. Основными материалами для проверки показателей объема выполненных работ служат данные актов приемки выполненных работ, акты инвентаризации незавершенного строительства. Общая оценка выполнения плана строительно-монтажных работ и ввода в действие законченных объектов дается на основании отчетности. В процессе ревизии важно выявить факты завышения объемов и стоимости выполненных работ.
К наиболее распространенным приемам и методам проверки относятся:
контрольный обмер фактически выполненных работ;
сопоставление объема работ, указанных в актах приемки и актах инвентаризации незавершенного строительства, с объемом работ, указанным в оплаченных рабочих нарядах;
встречная проверка операций по расчетам с другими организациями;
проверка сопутствующих операций, связанных с выполнением и сдачей выполненных работ.
В отдельных случаях выполняемый объем работ проверяется путем анализа сопутствующих операций. Так, изучая акты приемки выполненных работ, ревизор обратил внимание на то, что по ним в больших размерах засчитывается стоимость материалов, полученных от заказчика. Встречная проверка показала, что подрядчик не получает от заказчика эти материалы. Завышая объем работ, преследовалась цель незаконно получить денежные средства.
До начала проверки выполнения плана ввода в действие мощностей и основных фондов необходимо из плана капитального строительства предшествующего и текущего годов выбрать данные об объектах капитальных вложений, ввод которых в эксплуатацию по плану приходится на ревизуемый период.
В соответствии с приходящимися на ревизуемый период сроками ввода в действие объектов капитальных вложений, утвержденных в титульных списках, ревизор в хронологическом порядке по каждому объекту производственного назначения в отдельности определяет, не принимались ли в эксплуатацию объекты: с недоделками, препятствующими их нормальной эксплуатации и ухудшающими санитарно-гигиенические условия и безопасность труда работающих; с отступлениями от утвержденного проекта или состава пускового комплекса; без опробования, испытания и проверки работы всего оборудования и механизмов, по которым на установленном оборудовании не начат выпуск продукции, предусмотренной проектом. Если планировался ввод в действие площадей зданий (цехов, корпусов), то нужно удостовериться, установлено ли на них все предусмотренное проектом оборудование и начат ли на нем выпуск запроектированной продукции.
Что касается объектов жилищно-гражданского назначения, то ревизор должен убедиться, что объекты были приняты в эксплуатацию после выполнения всех строительно-монтажных работ и работ по благоустройству территорий, а также при полной обеспеченности объектов оборудованием и инвентарем в полном соответствии с утвержденными проектами и сметами. Датой ввода в эксплуатацию объектов жилищно-гражданского назначения считается дата подписания акта государственной приемочной комиссией.
При проверке плана ввода в действие приобретенных основных средств следует сначала установить полноту и комплектность приобретенных объектов и их соответствие перечню, содержащемуся в плане. При расхождении ревизор выясняет, почему допущены отклонения в приобретении основных средств, последствия этих отклонений и виновников, а также устанавливает, какие меры приняты для восполнения недопоставленных объектов.
Иногда объекты производственного и жилищно-гражданского назначения принимаются в эксплуатацию со значительными отступлениями от изложенных выше требований, определяющих готовность и качество строительства, а также с существенными недоделками, которые исправляются после официальной сдачи объектов строительства в эксплуатацию, их расширения и реконструкции, поэтому ревизору нужно быть очень внимательным.
На законченные строительством объекты, фактически введенные в эксплуатацию полностью или частично (в том случае, когда общий объем работ включает в себя строительство нескольких объектов, которые могут быть введены в эксплуатацию и использоваться обособленно), приемка и ввод в действие которых не оформлены надлежащими документами, составляются особые описи. Отдельные описи составляются также на законченные, но почему-либо не введенные в эксплуатацию объекты. В описях обязательно указываются причины задержки оформления сдачи в эксплуатацию этих объектов.
На прекращенные строительством объекты, а также на проектно-изыскательские работы по неосуществленному строительству составляются описи, в которых приводятся данные о характере выполненных работ и их стоимости с указанием причин прекращения строительства. Для этого должны использоваться соответствующая техническая документация (чертежи, сметы, сметно-финансовые расчеты), акты сдачи работ, этапов, журналы учета выполненных работ на объектах строительства, и другая документация [10, c.357-361].
3.2. Инвентаризация Проводится посредством контрольных обмеров, как и при ревизии строительных организаций. При этом фактические объемы выполненных строительно-монтажных работ должны сопоставляться с данными локальных смет, а также с данными учета соответствующих служб заказчика и подрядчика.
В инвентаризационных описях незавершенного капитального строительства указываются наименование объектов и объем работ, выполненных на этих объектах, по каждому виду работ, конструктивным элементам, оборудованию и т.п. Инвентаризация проводится как по общей стоимости объектов, так и по структуре капитальных вложений. Инвентаризационные описи заполняются в сметных ценах 1984-го или 1991 г. Затраты, не увеличивающие инвентарную стоимость объектов, являются отдельным элементом структуры капитальных вложений и учитываются на соответствующем субсчете счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». Этот вид капитальных вложений в инвентаризационных описях должен быть выделен.
В ходе инвентаризации незавершенного строительства образование излишков мало вероятно. Суммы инвентаризационных разниц снимаются одновременно с общей суммы незавершенного строительства и суммы кредиторской задолженности подрядным организациям посредством оформления проводки:
Д 08 — К 60 — на всю сумму выявленной недостачи (сторно).
Инвентаризация оборудования к установке фактически осуществляется в три этапа:
1) инвентаризация оборудования на складе;
2) инвентаризация смонтированного оборудования;
3) инвентаризация оборудования, переданного в монтаж.
При этом нужно проверять, не числится ли в составе незавершенного капитального строительства оборудование, переданное в монтаж, но фактически не начатое монтажом. Технологией строительства разрыв между передачей оборудования подрядной организации и фактической его установкой может быть запланирован. Тогда ревизор должен сосредоточить внимание на выявлении фактов переплат по монтажным работам. Результаты инвентаризации смонтированного оборудования сверяются с данными бухгалтерского учета установленного оборудования.
Оборудование, переданное для монтажа, но не смонтированное, а находящееся на учете по забалансовому счету 005 «Оборудование, принятое для монтажа», а также временные здания и сооружения, арендуемые подрядной организацией и учитываемые ею на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства», будут проинвентаризированы дважды: у собственника (заказчика строительства) и у организации, принявшей указанные виды основных средств на забалансовый учет.
В ходе инвентаризации должны быть изучены данные счета 60. Он проверяется по документам в согласовании с корреспондирующими счетами. Кроме того, следует определить правильность отражения дебиторской и кредиторской задолженности по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», так как в организациях заказчиков строительства остатки по данному счету могут быть значительными.
При инвентаризации незавершенного строительства также проверяется состояние законсервированных и временно прекращенных строительством объектов с обязательным указанием причин и оснований консервации. Уместна также проработка предложений по дальнейшему использованию подобных объектов [10,c.361-362].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В работе были подробно рассмотрены такие вопросы, как:
внешний и внутренний контроль и их сравнительная характеристика: была определена сущность понятия «контроль» (это проверка исполнения тех или иных хозяйственных решений с целью установления их достоверности, законности и экономической целесообразности), а также его структура (внешний, внутренний и смешанный).;
оформление итогов ревизии;
ревизия капитальных вложений.
Рассмотрев эти вопросы можно сделать ряд выводов: именно контроль следит за укреплением законности и правопорядка, он обеспечивает сохранность принадлежащего предприятию имущества, денежных средств и т.д., благодаря контролю достигается целевое, экономное и рациональное использование всех средств, находящихся в распоряжении предприятия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Федеральный закон РФ « Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ (принят ГД ФС 24.11.1995 - в ред. от 28.12.2010)(с измен. и доп. вступ. в силу с 01.01.2011). 2. Федеральный закон РФ « О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (принят ГД ФС 19.12.2008 - в ред. от 07.12.2011 № 8 - ФЗ). 3. Федеральный закон РФ « Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 № 39-ФЗ (принят ГД ФС 15.07.1998 - в ред. от 23.07.2010). 4. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 29. «Рассмотрение работы внутреннего аудитора» (Постановление правительства РФ от 23.09.2002 № 696 - в ред. от 27.01.2011). 5. Приказ Министерства финансов РФ «Об обеспечении деятельности по осуществлению государственного финансового контроля» от 25.12.2008 № 146 н (вместе с «Положением о требованиях к деятельности по осуществлению государственного финансового контроля» (зарегистрировано в Минюсте РФ 19.02.2009 « 13404). 6. Указ Президента РФ « О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» от 25.07.1996 № 1095 (в ред. Указов президента РФ от 18.07.2001 № 872. 7. Административный регламент исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности (утв. Приказом Минфина РФ от 04.09.2007 № 75 н – в ред. от 04.10.2010 № 120 н). 8. Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008) (в ред. Приказа Минфина РФ от 23.04.2009 № 35н). 9. Бровкина Н.Д. – Контроль и ревизия: учебное пособие. – М.: Инфра – М, 2007. – 346 с. 10. Мельник М.В. – Контроль и ревизия. – М.:КНОРУС, 2009. – 640с. 11. Мещеряков С.А. – Контроль и ревизия: учебное пособие. – Спб. 2008. – 77с. 12. Сравнительная характеристика внешнего и внутреннего контроля [Электронный ресурс]. – http://wwww.trirpx.com