Контрольная работа - Рецензия на статью К. Хорни Уход от женственности - файл n1.docx

Контрольная работа - Рецензия на статью К. Хорни Уход от женственности
скачать (25.2 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx26kb.05.06.2012 09:15скачать

n1.docx

Рецензия на работу Карен Хорни «Уход от женственности
(Комплекс маскулинности у женщин глазами мужчин и женщин)» (1926)


Источник: Карен Хорни «Женская психология», СПб.: Вост.-Европ. ин-т психоанализа, 1993. Под общ. ред. А. И. Белкина, М. М. Решетникова; Т. 1.


Работы Карен Хорни – немецко-американского психолога, реформатора психоанализа, привлекли мое внимание, поскольку это одна из немногих женщин – психологов широко известная во всем мире. Я сама женщина и мне интересен взгляд женщины-психолога на изучение сущности женской психологии, на изучение психологических различий между мужчиной и женщиной, так как до неё объектом психоанализа преимущественно являлось сознание мужчин и мальчиков. Хорни стремилась показать, что девочка и женщина обладает лишь ей присущими биологической конституцией и схемами развития, которые следует рассматривать, исходя из женского начала, а не как отличные от мужских, и не как продукты их предполагаемой неполноценности по сравнению с мужскими.

В своей статье «Уход от женственности» Карен Хорни подчеркивает важность такого открытия Фрейда, как зависть женщины к мужскому пенису и раскрывает особенности того, что исследователи называют «фаллической фазой».

Фаллическая фаза – это период психосексуального развития, наступающая после анальной фазы и приходящаяся на возраст от 3 до 5 лет. Главный символ этого периода — мужской половой орган, фаллос, основная задача — половая самоидентификация. Мальчик преодолевает бессознательное влечение к матери (Эдипов комплекс), девочка — к отцу (комплекс Электры). Таким образом, мальчик стремится к идентификации с отцом, девочка — с матерью. В период фаллической фазы важное значение отдается только пенису – мужскому половому органу, что и отличает инфантильную генитальную организацию от взрослой. В этой фазе клитор расценивается как пенис, что позволяет и мальчикам и девочкам расценивать себя одинаково. Женская маскулинность по своей природе есть следствие незавершившейся фаллической фазы, т.е. продолжающейся и во взрослом состоянии зависть женщины к мужскому половому органу.

Взгляды Карен Хорни на природу женской маскулинности сформировались под влиянием мировоззренческой позиции Георга Симмеля, отстаивавшего точку зрения о маскулинности цивилизации, т.е. о равенстве понятий «объективное» и «мужское». Цивилизация не может быть рассмотрена вне контекста пола по той причине, что понятия «человек» и «мужчина» являются понятиями-синонимами и даже имеют одинаковое языковое выражение.

Приведу примеры:

В английском языке оба понятия выражаются словом «man». Существует также понятие «human», но оно не социальное, а биологическое по своей сути. Понятие же «person» отражает в первую очередь психологическую сущность человеческого индивидуума.

То же самое можно сказать и о немецком языке, итальянском, французском, нидерландском и многих других языках. Что касается русского языка, то в настоящее время в нем существует четкое разграничение общего понятия «человек» и полоидентификационных понятий «мужчина» и «женщина», однако при этом можно обратить внимание на категорию рода данного существительного.

При этом женщина в обществе, за исключением некоторых далеких от цивилизации племен с существующим в них матриархатом, всегда занимала и продолжает занимать подчиненное положение, что выражается в необходимости для женщины подстраиваться под мужчин, быть изначально ведомой, занимать второстепенное положение. Адаптация женщины к мужской точке зрения, принятие ею подчиненного положения происходит еще в раннем детстве и основывается на социальных установках, родительском воспитании, а также принципах, диктуемых коллективным бессознательным.

В своей работе Карен Хорни подробно останавливается на концепции материнства, поскольку именно материнство является тем феноменом, который в некотором роде обеспечивает если не превосходство мужчины над женщиной, то некоторое ее преимущество, поскольку способность к рождению детей заложена только у женщин. Однако, в существующих социальных условиях это преимущество сглаживается за счет навязываемых мужчинами установок по поводу того, что материнству предшествует и сопутствует. Так, согласно традиционной точки зрения, половой акт для женщины необходим только с позиции инстинктивного стремления к продолжению рода, т.е. не имеет никакой ценности сам по себе. Я так понимаю, исходя из этой точки зрения, что женщина лишена возможности стремления к половому акту для получения удовольствия и удовлетворения своих сексуальных потребностей без привязки к оплодотворению. Я же считаю, что данная точка зрения является глубоко ошибочной, поскольку женщина не только желает сексуальной близости, но и желает получать удовольствие от сексуального контакта без мыслей о будущем оплодотворении. Мужская точка зрения, вероятнее всего, основывается на том, что мужской оргазм при совершении сексуального акта – это явление обязательное, тогда как женский – необязательное, но только вероятное. Необязательность женского оргазма – это ошибочное суждение, являющееся прямым следствием мужского шовинизма любой степени, а вероятность женского оргазма (т.е. не стопроцентность его возникновения) обуславливается более сложной по сравнению с мужским природой женского оргазма.

Что касается материнства, которое ставит женщину в еще более слабое и зависимое положение, а также является, по мнению некоторых исследователей, единственным, на что женщина способна в полной мере, то этот вопрос, на мой взгляд, также достаточно спорен. Мне кажется, что сосредоточенность женщины на материнстве обуславливается ее большей, по сравнению с отцом, вовлеченностью в процесс выращивания ребенка, обеспечения ему приемлемых условий, ее большей ответственностью. То, что мужчины расценивают как чисто биологическое явление, на самом деле является явлением не в меньшей степени социальным.

Карен Хорни полагает, что на бессознательном уровне знание мужчин о преимуществе в материнстве приводит к бессознательной зависти и, как следствие, в интеллектуализации стремления мужчин к материнству, т.е. обесценивании материнства. В данном случае мы получаем классический пример из серии «зелен виноград», когда мужчина, не имея возможности достичь желаемого, пытается интеллектуально уничтожить все его положительные качества и чрезмерно преувеличить отрицательные, что позволяет ему избежать классического внутриличностного конфликта между «хочу» и «могу». На мой взгляд, это положение не является абсолютно верным в современных условиях как раз потому, что положительные стороны материнства уже настолько уничтожены мужским обществом, а отрицательные настолько преувеличены, что существующие социальные установки позволяют мужчине не испытывать зависти к материнству изначально, и рассматривают его сразу, даже подсознательно, как нечто из области чисто женских инстинктов, делающих ее слабой, зависимой и ведомой. В таком случае в материнстве не может быть для мужчины ничего привлекательного.

По мнению автора, стремление мужчин к феминности приводит к созданию культурных ценностей. С ее точки зрения такой перевес в культурных ценностях, созданных мужчинами, напрямую связан со стремлением мужчин реабилитироваться за то, что они принимают столь незначительное участие в создании живых существ. Мне кажется, что в данном случае автор не принимает в расчет того, что создание культурных ценностей напрямую связано, если так можно выразиться, с освобождением от других обязанностей, поскольку требует сосредоточения и полной вовлеченности. Мужское общество во все времена позволяло мужчине сосредоточиться на каком-либо одном деле, будь то война, путешествия или создание культурных ценностей. При этом женщина не могла в силу социальных установок сосредоточиться именно на этом, поскольку бремя ее обязательств перед социумом всегда было гораздо тяжелее – существовали жесткие предписания, что именно женщина должна сделать, чтобы считаться успешной. Выйти за рамки этих предписаний человеческому существу достаточно сложно. Как мне кажется, более высокий процент культурных ценностей, созданных мужчинами, может быть объяснен за счет более высокого процента мужчин, которые этим занимались и занимаются, хотя я могу и ошибаться, т.к. не компетентна в этом вопросе.

Нельзя не согласиться с автором в том, что потребность мужчин умалять достижения женщин несоизмеримо больше, чем потребность женщин умалять достижения мужчин. С точки зрения Карен Хорни это может быть объяснено либо тем, что зависть женщин к пенису выражена в меньшей степени, чем зависть мужчин к материнству, либо тем, что эта зависть успешно компенсируется каким-либо другим путем. Автор утверждает, что зависть к пенису имеет столь сильное значение для некоторых взрослых женщин, что это заставляет их отвергать свою феминность. При этом важно то, что женщина с рождения убеждается в своей неполноценности, исходя из того, что мужчина сильнее физически, а значит, ему гораздо легче установить свои правила в отношениях между полами и социальных отношениях. В данном случае имеет место чисто биологический подход, когда более сильное животное завоевывает право руководить стаей с позиции силы. Зависть женщины к пенису может быть связана также и с тем, что наличие пениса ассоциируется с наличием силы, которой женщине, в силу анатомических и физиологических особенностей, не хватает. Поэтому женщине приходится отступить и занять подчиненное положение.

Слова Карен Хорни «уход от женственности» поистине становятся пророческими. Наши женщины все больше и больше, к сожалению, маскулинизируются. И даже те, у кого не было с детства комплекса маскулинности. В настоящее время в качестве основных маркеров стремления женщины к маскулинности можно выделить:

  1. реализацию в профессиональном плане, которая зачастую предшествует замужеству и рождению детей, стремление к карьерному росту наравне с мужчинами;

  2. участие женщины в видах спорта, которые исторически рассматривались как чисто мужские (футбол, хоккей, бокс, автогонки), что позволяет женщине демонстрировать свою силу, соревноваться в силе, занимая тем самым позицию самца.

  3. соревновательный момент, присутствующий при выборе женщиной автомобиля. Женщины всё чаще отказываются от чисто женских моделей автомобилей (вызывающих в мужском обществе некоторые насмешки и снисходительность) в пользу чисто мужских автомобилей.

  4. отстаивание женщинами права не вступать в брак, в случае, если у женщины имеется какое-либо «дело всей жизни», что ранее также было привилегией мужчин.

Подводя итог проведенному анализу, можно сделать вывод, что «зависть к пенису» должна расцениваться как эвфемизм, выражающийся в конечном результате в стремлении к самореализации и раскрытию всех заложенных природой личностных качеств вне зависимости от половой принадлежности. Мы женщины, стремясь к самовыражению, не пытаемся стать мужчинами, мы пытаемся, оставаясь женщинами, иметь возможности, которые не диктуются вопросами полоролевой субординации.

В заключении хотелось бы сказать, что, возможно, я не до конца правильно поняла мысли Хорни, раскрытые в данной статье, так как стиль ее написания для меня сложен. В каких-то вопросах я совершенно не компетентна, мой взгляд на эту статью, наверное, больше с житейской стороны, нежели с точки зрения науки. Я попыталась высказать своё мнение и отношение к данной проблеме. После прочтения статьи «Уход от женственности», мне захотелось познакомиться более близко с другими научными трудами Хорни, т.к. многие её идеи и мысли мне близки и понятны. Надеюсь, что это, в первую очередь, поможет мне в понимании и познании самой себя.

Рецензия на работу Карен Хорни «Уход от женственности(Комплекс маскулинности у женщин глазами мужчин и женщин)» (1926)
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации