Лекция - Регуляция поведения в обществе. Социальные отклонения - файл n1.doc

Лекция - Регуляция поведения в обществе. Социальные отклонения
скачать (60.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc61kb.01.06.2012 13:11скачать

n1.doc

Тема 2.2. Регуляция поведения в обществе. Социальные отклонения.
План:


  1. Социальное поведение.

  2. Отклоняющееся поведение. Девиантное и делинквентное поведение.

  3. Подростковая девиантность.


1. Социальное поведение.

Поведение человека есть результат взаимодействия его внутренней природы и процесса социализации, в качестве составных элементов которого выступают другие индивиды.

Социализация - процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного я проявляется уникальность данного индивида как личности.

Следовательно, можно сказать, что в социальном поведении человека проявляются генетические и биологические особенности, а также то, что они освоили в процессе воспитания и своего жизненного опыта.

Поведение можно определить как реакцию человека на внутренние и внешние «раздражители», в числе которых могут быль как другие индивиды, так и различная опосредованная информация, затрагивающая интересы человека. Поведение может быть как осмысленным, так и инстинктивным, когда мы например, оглядываемся на звук шагов идущего за нами человека.

Для того чтобы выделить собственно социальный, сознательный фактор поведения, в социологии принято разделять понятия социального действия и социального взаимодействия.

Под социальным действием подразумевается определенная осмысленная система поступков, средств, npи помощи которых лицо или группа намериваются изменить поведение, установки или мнения других лиц.

Отсюда большое значение приобретает категория социальной установки как формирование ориентации индивида на те или иные тины деятельности. Так как наши социальные действия направлены на изменения чужих установок и поведения, то они ведут к удовлетворению определенных потребностей, интересов или стремлений человека. Однако для общества не безразлично, какими средствами, методами и действиями пользуется человек, чтобы достичь своих целей.

В обществе определены такие социальные нормы, закрепленные в культуре, образе жизни общества, групп и индивидов, которых мы должны придерживаться, отклонение от них мы рассматриваем как патологию.

Нормы - означает правило, руководящее начало. Однако не все правила могут рассматриваться как социальные нормы, а только такие, которые регулируют общественное поведение людей и их взаимоотношения с обществом. Социальные нормы - это требования, предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения.

Источниками поддержания нормативного поведения могут быть:

- социальный институт, с которым связана наклонность человека следовать без раздумья некоторым общим правилам поведения;

- «позитивное моральное расположение» - чувство долга;

- боязнь внешнего принуждения, наказания;

- напоминание о божественной власти.
Все эти факты действуют тогда, когда эффективны социальный контроль и законы, система воспитания, формирующая у людей чувство долга, и члены общества обладают высоким уровнем религиозности.
2. Девиантное и делинквентное поведение.
Если действие указанных факторов ослабевает, в обществе возрастает число лиц, поведение которых не соответствует социальным или даже правовым нормам.

Личность, нарушаемая норму, обязательно должна подвергаться тому или иному типу социального наказания, так как безнаказанность продуцирует дальнейший рост социальных отклонений. В этом случае мы в праве говорить об отклоняющемся поведении, которое может привести к опасности, к негативным явлениям. В связи с этим - наряду с моральными осуждением в обществе появились правовые нормы и институты принуждения: суд, тюрьма и др.

Таким образом, правовые нормы возникли в результате потребности общества сдерживать распространение отклоняющихся форм поведения, особенно опасное для других людей. Следовательно, они направлены на то, чтобы внедрить в социальную систему не только элементы согласия, но и порядка, что поддерживает состояние «нормального общества».

Нормативные системы общества не являются застывшими, навсегда данными. Изменяются сами нормы, изменяется отношение к ним. Отклонением от нормы столь же естественно, как и следование им. Полное принятие нормы выражается в конформизме, отклонение от нормы - в различных видах девиации, девиантного поведения.

Усвоение социальных норм — основа социализации. Соблюдение же этих норм определяет культурный уровень общества.
Отклонение от общепринятых норм называется в социологии девиантным поведением, а серьезное нару­шение закона, влекущее за собой уголовное наказание, называется делинквентным поведением.
Характерная черта девиантного поведения — культурный релятивизм (относительность). В первобытный период, а у некоторых примитивных племен еще и сегодня, канниба­лизм, убийство стариков, кровосмешение и убийство детей считались нормальным явлением, вызванным экономическими причинами (дефицит продуктов питания) либо социальным устройством (разре­шение брака между родственниками).

Культурный релятивизм (относительность) может быть сравнительной ха­рактеристикой не только двух разных обществ или эпох, но также двух или нескольких больших социальных групп внутри одного общества.

Пример таких групп — политические партии, правительство, социальный класс или слой, верующие, молодежь, женщины, пенсионеры, на­циональные меньшинства. Так, непосещение церковной службы — девиация с позиций верующего человека, но норма с позиций неверующего. Этикет дворянского сосло­вия требовал обращения по имени-отчеству, а уменьшительное имя («Колька» или «Никитка») — норма обраще­ния в низших слоях — считалось у дворян девиацией.

Подобные примеры можно привести и для современного общества. Убийство на войне разрешается и даже вознаграж­дается, но в мирное время за ними следует наказание. В Париже проституция легальна (узаконена) и не осуждается, а в других странах она считается нелегальной и девиантной. От­сюда следует, что критерии девиантности относительны и не могут рассматриваться в отрыве от конкретной культуры. В СССР в 60—70-е годы школьные учителя боролись с «длинноволосыми» учениками, усматривая в их прическах подражание «буржуазному образу жизни» и признаки нрав­ственного растления. В конце 80-х годов наше общество из­менилось и длинные волосы превратились из девиации в норму.
Сделаем вывод: девиация относительна — а) истори­ческой эпохе,

б) культуре общества.
Борьба с девиациями часто перерождается в борьбу с разнообразием чувств, мыслей, поступков.

Как показывает история, борьба с разнообразием нерезультативна: через какое-то время отклонения воз­рождаются, причем, как правило, в еще более яркой форме.

В конце 80-х годов советская молодежь подражала за­падным моделям поведения настолько откровенно, что бороться с этим государство было не в силах. Снятие соци­альных и идеологических запретов обогатило обществен­ную жизнь творчеством и разнообразием.

В большинстве обществ контроль девиантного поведения несимметричен: отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хорошую — одобряются. В зависимости оттого, позитив­ным или негативным является отклонение, все формы девиа­ций можно расположить на некотором континууме.

На одном его полюсе разместится группа лиц, прояв­ляющих максимально неодобряемое поведение: революционеры, террористы, непатриоты, политические эмигранты, предатели, атеисты, преступники, ванда­лы, циники, бродяги.

■ На другом полюсе расположится группа с макси­мально одобряемыми отклонениями: национальные герои, выдающиеся артисты, спортсмены, ученые, писатели, художники и политические лидеры, мис­сионеры, передовики труда, очень здоровые и кра­сивые люди.

Если мы проведем статистический подсчет, то окажется, что в нормально развивающихся обществах и в обычных условиях на каждую из этих групп придется примерно по 10—15% общей численности населения. На­против, 70% населения составляют «твердые середняки» — люди с несущественными отклонениями.

Хотя большинство людей большую часть времени ве­дет себя в согласии с законами, их нельзя считать абсо­лютно законопослушными, т.е. социальными конформис­тами.

При обследовании жителей Нью-Йорка 99% опрошен­ных признались в том, что они совершили один и более незаконных поступка, например, скрытно воровали в ма­газине, обманывали налогового инспектора или посто­вого, не говоря уже о более невинных шалостях — опоз­дании на работу, переходу улицы или курению в непо­ложенных для этого местах.
3. Подростковая девиантность
Районы города, где чаще других происходят преступления, называют криминогенными, а категории на­селения, которые более других склонны совершать девиантные или делинквентные поступки, — группами риска.

К ним относится, в частности, молодежь. Особенно часто девиантное поведение наблюдается у подростков. Оно встречается здесь чаще, чем в других возрастных группах. Причины: социальная незрелость и физиологические особенности формирующегося организ­ма. Проявляются они в стремлении испытать любопыт­ство, острые ощущения, в недостаточной способности прогнозировать последствия своих действий, гипертро­фированном стремлении быть независимым. Подросток часто не соответствует требованиям, которые предъявляет к нему общество, он не готов к выполнению опреде­ленных социальных ролей в той мере, в какой ожидают от него окружающие. В свою очередь он считает, что не получает от общества того, на что вправе рассчитывать. Противоречие между биологической и социальной нерелостью подростков, с одной стороны, и требования­ми общества — с другой, служит реальным источником девиации.

По данным ООН, около 30% всех молодых людей при­нимают участие в каких-либо противоправных действи­ях, а 5% — совершают серьезные правонарушения.

Социологи установили тенденцию: человек тем больше усваивает образцы девиантного поведения, чем чаще с ними сталкивается и чем моложе его возраст.
Нарушения социальных норм молодежью могут быть серьезными и несерьезными, сознательными и неосоз­наваемыми. Все серьезные нарушения, сознательные они или нет, подпадающие под категорию противоправного действия, относятся к делинквентному поведению.



Сделаем выводы: девиантность и делинквентность — две формы отклонения от нормального поведения. Первая форма относительная и малозначительная, вторая абсолютная и значительная. Девиантность не­льзя путать с разнообразием. Самой опасной и по­датливой к девиации группой является молодежь.





Тема 2.2. Регуляция поведения в обществе. Социальные отклонения
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации