Лекция - История социологии - файл n1.doc

Лекция - История социологии
скачать (58 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc58kb.01.06.2012 13:11скачать

n1.doc

Тема 1.2. История социологии.

План:

1. Концепции общественного развития Платона, Аристотеля,

Н. Макиавелли, Т. Гоббса.

2. Современные социологические концепции. (Огюст Конт, Карл Маркс, Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер.).
1.

Из истории социально-философской мысли.

Мыслители с древних пор стремились открыть тайные пружины, управляющие глобальными социальными процессами и тонкими механизмами взаимодействия двух и более человек. Однако социология как самостоятельная наука появилась только в середине 19 века. Правда, запоздалое возникновение науки можно объяснить чрезвычайной сложностью предмета изучения - человеческого общества. Ведь мы толком не знаем, когда именно оно возникло. Историки говорят: 40 тыс. лет назад, хотя человеческий род возник более 2 мил. лет назад. Не скрыт ли здесь какой-то парадокс?

Что бы там не говорили историки, можно точно сказать, что первое и достаточно полное представление о строении общества дали античные философы Платон и Аристотель. Затем наступила очень долгая, растянувшаяся на две тысячи лет, историческая пауза, прежде чем появились выдающиеся ученые и мыслители (Н. Макиавелли, Т. Гоббс. Ж..-Ж. Руссо, И. Кант и др.), которые серьезно обогатили наши знания об обществе и поведении людей. Наконец, в 19 веке рождается собственно социология, вобравшая в себя лучшие достижения человеческой мысли об обществе и благодаря применению конкретно- научных методов продвинувшая наши знания дальше. В ряду творцов научной социологии выделяются О. Конт, К. Маркс, Э. Дюркгейм и М. Вебер. С них открывается собственно научный период истории социологии.

Итак, нам предстоит совершить краткое путешествие в предисторию и историю социологии.

К предистории мы отнесем античность и новое время. Здесь выделяются четыре фигуры: Платон, Аристотель, Макиавелли и Гоббс.

К собственно истории социологии относится период с середины 19 начала 20 века, когда жили и творили основатели современной социологии Конт, Маркс, Дюркгейм и Вебер.

Только в современный период социология появляется как точная наука, опирающаяся на эмпирические факты, научный метод и теорию. Два предшествующих периода характеризуют ее донаучный этап, когда совокупность идей, объяснявших человека и общество, формировались в рамах философии.
Термин социология введен в научный обиход, как уже отме­чалось, сравнительно недавно - в середине XIX века. Но обще­ство со всеми его сферами и компонентами изучалось в рамках философии со времени ее появления.

В античной философии, в трудах Платона, Демокрита, Аристотеля были высказаны мно­гочисленные идеи о происхождении общества, о его структу­ре, об организации общественной жизни, о субъектах и груп­пах социума, о причинах общественного развития и т.д. Доста­точно конструктивна, например, идея Демокрита о том, что источником общественного движения является «нужда» (по­требность). В последующих исследованиях практически все ав­торы склоняются к осознанию роли социальных потребностей как конечной движущей силы социального развития. В рабо­тах Аристотеля исследование способностей, социального потен­циала тоже имеет важное значение для последующего изуче­ния деятельных сил общества (деятельность, способности, по­тенциал, кадры и т.п.).

В последующем развитии философской мысли в разные эпо­хи социальная проблематика присутствует в сочинениях прак­тически всех мыслителей. Здесь нет необходимости рассмат­ривать их взгляды, поскольку это было сделано при изучении самой философии.

2. Современные социологические концепции. (Огюст Конт, Карл Маркс, Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер.).

В 19 веке европейское общество окончательно и бесповоротно вступает на путь капиталистического развития. Двое мыслителей, рассматриваемых в этой теме, а именно О. Конт и К. Маркс, застали начальную стадию капитализма, а двое других (Э. Дюркгейм и М. Вебер) – развитую (продвинутую). Между этими стадиями существует качественная разница. Отсюда во многом проистекает и различие их взглядов.

Огюст Конт (1798—1857), давший имя социологии, на­чал творить чуть раньше Маркса. Поэтому он выразил в своем творчестве идеалы прогресса, политической и эко­номической свободы, надежду на то, что с помощью науки можно решить все социальные проблемы. На вопрос о том, как вылечить больное общество, Конт отвечал про­сто: надо создать такую же точную и объективную науку об обществе, какой является естествознание. Новая наука называется «социология». Открытые наукой законы общест­ва надо преподавать в школах и университетах, дабы про­светить людей в отношении того, как следует правильно и разумно строить свои взаимоотношения.

О. Конт настолько уверовал в свое детище, что во всеоб­щей классификации наук поставил социологию на самую вершину — выше математики, физики и биологии, а пре­образующую роль социологии в обществе (она должна про­извести революцию в умах людей) считал столь же важ­ной, как и роль религии. Социология призвана открывать универсальные законы развития и функционирования об­щества, неотделимые от законов природы. Свои открытия она совершает при помощи четырех методов: наблюдение, эксперимент, сравнение и исторический метод. Причем применяться они должны объективно и независимо от оце­ночных суждений исследователя. Такой подход с тех пор называют позитивизмом.

Конт совершил поистине коперниканскнй переворот в социологии, определил предмет и метод социологии. По его мнению, наука должна раз и навсегда отказаться от нерешаемых вопросов. К ним Конт относил те, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на фак­ты. Прежде всего к ним относятся философские суждения, оторванные от жизни.

Конт преклонялся не только перед созданной им социологией, но и перед человеческим обществом, кото­рое она призвана описывать. Для него отдельный инди­вид — почти ничто, а точнее — абстракция. Общество же есть высшая реальность. Под ним подразумевалось все че­ловечество или какая-то его часть, связанная консенсусом (всеобщим согласием).
Учение Конта состояло из двух час­тей

  1. социальной статики, описывающей законы сущес­твования, и

  2. социальной динамики, описывающей законы и этапы изменения общества.



Карл Маркс (1818—1883) куда более пессимистично смотрел на возможности капитализма, нежели Конт. Он воочию наблюдал «зверства первоначального накопления»: рост преступности и нищеты в городах, разорение кресть­янства, сказочное обогащение кучки буржуа, продажу де-1сй в рабство и т.п. Поэтому Маркс выдвинул совершенно иной подход к пониманию общества. Его считают изобре­тателем теории социального конфликта. Если для Конта и Дюркгейма главное — стабилизация общества, го для Мар­кса — его уничтожение и замена новым, более справедли­вым. Считается, что вся мировая социология возникла и сформировалась чуть ли не как реакция на марксизм, как стремление средствами теории опровергнуть его. В самом деле, Маркс выступал за революционный путь изменения общества, а все другие социологи — за реформистский.

В отличие от Конта и Дюркгейма Маркс придавал ано­малиям, т.е. негативным сторонам капитализма, а именно эксплуатации, обнищанию, преступности не относитель­ное, а абсолютное значение. Их нельзя устранить полностью или частично в рамках капитализма. Это такой же антаго­нистический строй, как рабовладение и феодализм. Анта­гонизм — непримиримое противоречие основных классов любого общества. Всюду, где есть классы, существует анта­гонизм, ибо один класс всегда эксплуатирует другой, т.е. живет за его счет, присваивает неоплачиваемый труд. Ра­бовладение и феодализм все больше накапливают такой антагонизм, а капитализм доводит его до логической точ­ки. Антагонизм нельзя разрешить в рамках существующего строя, ибо эксплуататоры добровольно не отдадут награб­ленное и не поменяются местами с теми, кого они эксплу­атируют. Даже если два класса поменяются местами, эксплу­атация как явление, как социальный институт не исчезнет. Эксплуатацию нельзя реформировать, ее можно только унич­тожить, заменив классовое общество на бесклассовое.

Эмиль Дюркгейм (1858—1917), как и О.Конт, был фран­цузом. Но, в отличие то последнего, он застал свою страну на качественно ином этапе развития. Капитализм превра­тился в мировую систему, охватившую все континенты. Крупные банки, предприятия и офисы, машинная индус­трия, пароходы, автомобили и аэропланы определяли лицо европейского общества рубежа XX века.

Дюркгейм предлагал опираться на социальные факты и изучать их статистически. Под социальными фактами он понимал коллективные привычки, традиции, обычаи, пра­вила поведения, обряды. Считать их фактами, доступными объективному изучению наряду с магнетизмом или гравитацией, было по тем временам революционным шагом. Но Дюркгейм был уверен, что они существуют независимо от индивида, наподобие природных фактов. Собрав обшир­ный фактический материал, он доказал, что число само­убийств в разных социальных группах неодинаково: у ка­толиков их меньше, чем у протестантов, а у горожан боль­ше, чем у сельчан. Почему так происходит? Дело в том, что чем выше уровень интеграции (сплоченности, солидарнос­ти) социальной группы, тем ниже уровень самоубийств. Горожане и протестанты более разобщены и индивидуа­листичны, нежели сельчане и католики.

Как видим, одни социальные факты (самоубийства) Дюркгейм объяснял при помощи других социальных фак­тов (интеграция), не прибегая к психологическим или фи­зическим причинам, например к расстройству памяти или росту человека. И это еще одно достижение французского социолога. По существу, Дюркгейм дал новую методоло­гию современной социологии.

Немало заслуг у Дюркгейма и перед научной теорией. Главным в человеческом обществе, что цементирует и спла­чивает его, он считал социальную солидарность, а силой, создающей общественное целое, полагал разделение труда, т.е. специализацию и распределение людей по професси­ям. Солидарность покоится на коллективном сознании — совокупности общих верований и чувств, которые разде­ляют члены одной группы или общества. Коллективное сознание отражает характер народа, его идеалы и тради­ции.

Разделение труда вносит разнообразие, и чем оно боль­ше, тем сильнее у людей стремление к единству и обмену. Символом обмена, его юридической формой выступает договор. Обмен предполагает, что два человека берут на себя взаимные обязательства. Из этого проистекают сотруд­ничество и кооперация. Кооперироваться — значит поделить между собой общее занятие. Договор покупателя с продав­цом или предпринимателя с рабочим — форма социально­го взаимодействия. Их отношения регламентируются пра­вами и законами, на которых покоятся социальные инсти­туты общества.

В примитивных обществах, основанных на механиче­ской солидарности, личность не принадлежит себе и поглощается коллективом. Напротив, в развитом обществе, основанном на органической солидарности, оба допол­няют друг друга. Чем примитивнее общество, тем больше люди похожи друг на друга, тем выше уровень принуждения и насилия, ниже ступень разделения трудам разнообразия ин­дивидов. Чем больше в обществе разнообразие, тем выше ,, терпимость людей друг к другу, шире базис демократии. Чем глубже разделение труда, тем больше появляется но­вых профессий.
Макс Вебер (1864—1920) — соотечественник К.Маркса — жил в одно время с Э.Дюркгеймом. Тем не менее взгляды их существенно различались. Дюркгейм и Маркс отдавали приоритет обществу. Маркс главным для про­гресса считал экономические факторы, верил в истори­ческую миссию пролетариата. Вебер превыше всего ста­вил индивида, причиной развития общества называл куль­турные ценности, верил в интеллигенцию. Согласно Веберу, только индивид обладает мотивами, целями, инте­ресами и сознанием. Коллективное сознание — скорее метафора, нежели точное понятие. «Класс», «государст­во», «общество» — собирательные понятия. Мы гово­рим о «капиталисте», «предпринимателе», «рабочем» или «короле» как о среднетипичном представителе данного слоя. Но предпринимателя или рабочего «вообще» не существует. Это абстракция, придуманная учеными для того, чтобы одним именем обозначать целые совокуп­ности фактов, людей, явлений. Иначе их можно назвать «идеальными типами».

Говоря о методах исследования, Вебер подчеркивал, что уповать только на социальную статистику неправильно. Это первый, но далеко не последний шаг ученого. Второй и более главный шаг — поиск мотивов, которые могут рас­крыть содержательную связь явлений. Статистика и изучение мотивов, которые игнорировали Конт, Маркс и Дюр­кгейм, — взаимодополнительные части социологического исследования. Таково ядро научного метода.

Но как выяснить мотивы? Ведь мы их не видим. Учено­му надо мысленно поставить себя на место того, кого он изучает, и разобраться, почему он поступил так, а не ина­че, что им руководило, какие цели он преследовал. Наблюдая цепочку реальных действий, например забастовку, социолог должен сконструировать правдоподобное объяс­нение на основе внутренних мотивов ее участников. Моти­вы других людей мы раскрываем благодаря знанию того, что в схожих ситуациях большинство людей поступают одинаково. Так Вебер подошел к теории социального дей­ствия, выделив четыре его типа: целерациональное; ценнос­тно-рациональное; традиционное; аффективное. Два послед­них не входят в предмет социологии, так как человек вы­полняет их либо автоматически, сообразуясь с традициями, либо бессознательно, подчиняясь чувствам (аффектам). Только первые два он относил к социологии и называл их ра­циональными (осознанными).

Идеи Вебера пронизывают все здание современной со­циологии, составляя его фундамент. Творческое наследие Вебера огромно. Он внес вклад в теорию и методологию, заложил основы отраслевых направлений социологии: бю­рократии, религии, города и труда.
Сделаем выводы:

Развитие социологических представ­лений об обществе все время шло по нарастающей — от Платона и Аристотеля к Макиавелли и Гоббсу, а от них к Конту и Марксу. С каждым шагом наши знания уг­лублялись и обогащались. Наивысшим выражением стали идеи Дюркгейма и Вебера. Они не только создали са­мую сложную теорию общества в рассматриваемый ис­торический период, но и заложили методологический фундамент современной социологии, что было сделать еще труднее. Конечно, и общество в их время стало намного богаче и сложнее. Дюркгейма принято считать пионером социальной статистики в социологии, а Ве­бера — самым крупным теоретиком среди всех когда-либо живших социологов.

Итак, мы совершили небольшое путешествие в исто­рию социологии и остановились у самого порога ее современного этапа. Но мы заглянем за него в следующих разделах книги, ибо вся она посвящена тем понятиям, методам и концепциям, которые созданы социологами XX века.






Тема 1.2. История социологии
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации