Реферат - Обеспечение конкурентоспособности продукции предприятия - файл n1.docx
Реферат - Обеспечение конкурентоспособности продукции предприятияскачать (35.4 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx
Содержание Введение 3
1. Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия 4
1.1 Источники конкурентных преимуществ предприятия 4
1.2 Конкурентоспособность товаров, услуг, факторы и условия ее обеспечения 13
2. Анализ конкурентоспособности ОАО «Дальэнергомаш» 17
Заключение 19
Список используемой литературы 21
Введение Конкурентоспособность является одним из основных факторов успешного развития предприятия и одним из ключевых направлений экономического анализа фирмы.
Под конкурентоспособностью понимается текущее положение предприятия на рынке (в первую очередь, занимаемая доля рынка и тенденции ее изменения).
За счет своих рыночных преимуществ предприятия получает возможность потеснить конкурентов на рынке, увеличить собственные объемы продаж, в определенной мере воздействовать на среднерыночный уровень цен за счет манипулирования объемом продаж и, в конечном итоге повысить свои конечные финансовые результаты (величину чистой прибыли).
1. Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия 1.1 Источники конкурентных преимуществ предприятия При активном формировании ассортимента товара весьма полезным может стать опыт маркетинговой деятельности по исследованию жизненного цикла изделий. Жизненный цикл товара - период, в течение которого товар покупается на рынке. Эта концепция используется для создания и сбыта продукции, разработки стратегии маркетинга с момента поступления товара на рынок до его снятия с рынка.
Этапы жизненного цикла продукции. Товар представляет собой своего рода живой организм, развивающийся, как известно, в следующем порядке: зачатие - рождение - зрелость - старение и смерть. По аналогии различают следующие этапы типичного жизненного цикла товаров: этап разработки товара, этап выведения на рынок, этап роста, этап зрелости, этап насыщения рынка, этап упадка.
Разработка - это анализ возможностей производства продукции; исследования и опытно-конструкторские разработки, маркетинговые исследования; рыночные испытания.
Внедрение, или выведение на рынок,- фаза появления нового товара на рынке (первоначально в виде пробных продаж). Цель маркетинга - создать рынок нового товара. На этой стадии товар еще является новинкой. Чтобы товар был признан и принят потребителями в коммерческом смысле и доказал свои достоинства в смысле техническом, требуются значительное время и большие затраты денежных средств. При этом объем реализации мал и увеличивается очень медленно.
Если внедрение прошло успешно, товар вступает в фазу роста. Рост спроса - фаза признания покупателем товара и быстрого увеличения спроса на него. В этот период цель маркетинга - расширить сбыт и совокупность модификаций продукта. Возрастают число и объем повторных и многократных покупок, репутация и популярность товара повышаются в результате обмена мнениями между покупателями. Часто конкурирующие фирмы обращают внимание на этот потенциальный рынок, начинают предлагать аналогичные или сходные товары и, проводя собственные рекламные мероприятия, тем самым ускоряют увеличение емкости рынка. Характер этого этапа изменчивый, нестабильный.
Зрелость (стабилизация) - фаза постепенного удовлетворения спроса на данный товар. Главная задача маркетинговой деятельности в этих условиях - сохранить преимущественное положение товара на рынке как можно дольше. Снижаются темпы роста спроса и стабилизируются объемы продаж. В этой фазе становится необходимым увеличение расходов на маркетинг - рекламу, повышение качества товара, улучшение сервиса; возможно снижение цен для поддержания объемов продажи. Прибыльность торговли может быть обеспечена в этой фазе только на основе уменьшения производственных расходов. В конце этой фазы должны приниматься тактические и стратегические решения по продукту - осуществлять его дальнейшую модификацию или переходить на новую модель.
Наконец, рынок насыщается и товар вступает в фазу спада. Спад - фаза резкого снижения объемов продаж, а затем и прибыли. Для выигрыша времени в осуществлении изменений в ассортиментной политике фирма может усилить маркетинговые мероприятия (реклама, упаковка, методы сбыта и т. д.) или же вообще отказаться от производства потерявшего популярность товара. Объем реализации начинает уменьшаться. Рассматриваемый товар завершает свой жизненный цикл. Он вытесняется с рынка очередным поколением новых и перспективных товаров.
Финансовые цели на отдельных этапах жизненного цикла таковы: разработка - безубыточность; выведение на рынок - прибыль за счет продаж;
рост - максимальный объем прибыли; зрелость - прибыль за счет сокращения издержек; насыщение и упадок - сокращение затрат при уменьшении объема продаж товаров.
С помощью теории жизненного цикла можно автоматически прогнозировать ситуацию. Однако если руководство компании полностью доверится этой теории, то на этапе зрелости товар может быть лишен маркетинговой поддержки с целью направить освободившиеся средства на разработку товара-субститута. Без поддержки маркетинга объем продаж товара неизбежно сократится, и возникнет необходимость форсировать продвижение на рынок товара-субститута без надлежащей его технической проверки и рыночных испытаний, что в целом поставит компанию перед двумя неудачами вместо одного успеха.
Особенности этапов жизненного цикла товара
Характеристики | Фаза внедрения | Фаза роста | Фаза зрелости | Фаза спада |
Общая характеристика | Выведение на рынок и поступление товара в продажу. Новая марка товара имеет кратковременные (монополистические) преимущества | Быстро растущий рынок и ответная реакция конкурентов. Марка товара увеличивает или сокращает свою долю. Рост потребления на душу населения носит изменчивый и нестабильный характер | Стабилизация и рост продаж, но все более медленными темпами, затем приостановка и. в конце концов, сокращение. Значительное число покупателей выбирают марку товара, т.е. предпочтение марки становится существенным фактором, потребление на душу населения падает | Происходит насыщение рынка и упадок продаж, рынок сокращается. Возникает излишек мощностей. Возможны слияния фирм. Появляются товары-заменители |
Товар и его изменения | Ключевое значение для успеха имеют конструкция (дизайн), потребительские свойства товара, а также обратная связь с потребителями. На рынке множество разных товаров | Товары имеют технические и функциональные различия. Качество товаров высокое. Появляются конкурирующие товары | Превосходное качество. Замедление изменений товаров | Малая дифференциация между товарами. Качество товара нестабильное |
Маркетинг | Очень высокие затраты на рекламу по отношению к объему реализации товара. Максимальное использование возможностей цен. Большие расходы на мероприятия по маркетингу | Высокие расходы на рекламу, составляющие, однако, меньшую долю оборота, чем в фазе внедрения. Для товаров, не имеющих технического характера, ключевыми задачами являются реклама и распределение товара | Сегментация рынка: его разделение на отдельные сегменты. Усилия, направленные на продление жизненного цикла. Углубление ассортимента. Конкуренция рекламных кампаний | Низкое отношение расходов на рекламу к объему и реализации. Прочие расходы по маркетингу также малы |
Производство и распределение | Избыток и не доза груженность производственных мощностей. Выпуск товаров малыми и средними партиями. Высокая себестоимость. Специально выделенные каналы товарораспределения | Производственных мощностей не хватает. Сдвиг в сторону массового производства. Товаро-распределение осуществляется по каналам массового сбыта | Некоторый избыток производственных мощностей. Применяются стабильные, отработанные технологии. Товар выпускается крупными партиями. Высокие затраты на физическое распределение вследствие углубления ассортимента | Значительный избыток производственных мощностей. Использование лишь некоторых каналов товаро-распределе-ния |
Доля розницы в цене товара и прибыли | Высокие цены, высокая доля розницы. Низкая прибыльность. Эластичность цен, доступная отдельной розничной фирме, не столь велика, как в фазе зрелости и прибыли | Высокие прибыли. Весьма высокие цены, однако, ниже, чем в фазе внедрения. Доля розницы в цене и прибыли устойчива к воздействию экономического спада | Цены падают. Доля розницы в цене товара и прибыли уменьшается. Структура цен и распределение долей рынка между конкурирующими фирмами устоялись | Низкая цена, низкая доля розницы в этой цене. В самом конце фазы цены могут повыситься |
Конкуренция | Лишь немногие фирмы являются конкурентами | Многие фирмы вступают в конкурентную борьбу. Численность конкурентов становится значительной | Конкуренция цен. Увеличение количества фирменных торговых марок | Фирмы начинают выходить из конкурентной борьбы, количество конкурентов уменьшается |
Покупатель и его поведение | Покупатель инертен. Его необходимо убедить попробовать испытать товар | Контингент покупателей расширяется. Потребители принимают товары даже нестабильного и неодинакового качества | Массовый рынок. Насыщение. Повторные и многократные покупки. Как правило, покупатель выбирает из нескольких фирменных марок товара | Покупатели опытны, хорошо знают товар |
Адаптация продукции предприятия к требованиям рынка. Конкурентоспособность - это характеристика товара, отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.
Показатель, выражающий такое отличие, определяет конкурентоспособность анализируемого товара по отношению к товару-конкуренту. Базовой оценкой конкурентоспособности является исследование потребностей покупателя и требований рынка.
При совершении покупки потребитель осуществляет процесс выбора необходимого ему изделия среди целого ряда аналогичных, предлагаемых на рынке, и приобретает то из них, которое в наибольшей степени удовлетворяет его потребность. При этом покупатель учитывает потребительские свойства товаров, выясняет степень соответствия собственным запросам.
Каждая потребность обладает определенными свойствами и характеризующими их параметрами, которые определяют сущность потребности, необходимый потребителю полезный эффект и конкретные условия процесса потребления. При совпадении параметров совершается покупка.
Для того чтобы товар был приобретен конкретным покупателем, он должен соответствовать как его потребностям по техническим параметрам, так и финансовым возможностям (цена потребления товара), при этом покупатель стремится израсходовать минимум средств для приобретения и потребления товара, т. е. оптимизировать свои полные затраты.
Поскольку требования к каждому отдельному товару складываются под воздействием обширного комплекса факторов и носят индивидуальный характер, оценки одного и того же товара разными потребителями могут не совпадать. Соответственно, неодинаковым и будет их предпочтение, выбор из массы аналогичных товаров, предлагаемых на рынке. Следовательно, по отношению к конкретному потребителю конкурентоспособность данного товара также будет индивидуальной. Таким образом, конкурентоспособность любого товара может быть определена только в результате сравнения и поэтому является относительным показателем.
Наибольшее признание среди товаров, предназначенных для удовлетворения определенной общественной потребности, получает тот, который наиболее полно ей соответствует. Это выделяет его из общей товарной массы, обеспечивает успех в конкурентной борьбе.
Обеспечение конкурентоспособности продукции производится в несколько этапов. Конкурентоспособность определяется совокупностью свойств этой продукции, входящих в состав ее качества и важных для потребителя, определяющих затраты потребителя по приобретению, потреблению (эксплуатации) и утилизации продукции.
Оценка конкурентоспособности начинается с определения цели исследования: если необходимо определить положение данного товара в ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по важнейшим параметрам; если целью исследования является оценка перспектив сбыта товара на конкретном рынке, то в анализе должна использоваться информация, включающая сведения об изделиях, которые выйдут на рынок в перспективе, а также сведения об изменении действующих в стране стандартов и законодательства, динамики потребительского спроса. Независимо от целей исследования основой оценки конкурентоспособности является изучение рыночных условий, которое должно проводиться постоянно как до начала разработки новой продукции, так и в ходе ее реализации. Задача стоит в выделении той группы факторов, которые влияют на формирование спроса в определенном секторе рынка: рассматриваются изменения в требованиях постоянных заказчиков продукции; анализируются направления развития аналогичных разработок; рассматриваются сферы возможного использования продукции; анализируется круг постоянных покупателей.
Вышеизложенное подразумевает необходимость комплексного исследования рынка. Особое место в изучении рынка занимает долгосрочное прогнозирование его развития, связанное с длительностью осуществления разработки и производства многих видов компьютерной техники.
На основе изучения рынка и требований покупателей выбирается продукция, по которой будет проводиться анализ, или формулируются требования к будущему изделию, а далее определяется номенклатура параметров, участвующих в оценке. При анализе должны использоваться те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая товар.
По каждой из групп параметров проводится сравнение, показывающее, насколько эти параметры близки к соответствующему параметру потребности.
Анализ конкурентоспособности начинается с оценки нормативных параметров. Если хотя бы один из них не соответствует уровню, который предписан действующими нормами и стандартами, то дальнейшая оценка конкурентоспособности продукции нецелесообразна независимо от результата сравнения по другим параметрам. В то же время превышение норм и стандартов, установленных законодательством, не может рассматриваться как преимущество продукции, поскольку, с точки зрения потребителя, оно часто является бесполезным и потребительской стоимости не увеличивает.
Исключения могут составить случаи, когда покупатель заинтересован в некотором превышении действующих норм и стандартов в расчете на ужесточение их в будущем.
Производится подсчет групповых показателей, которые в количественной форме выражают различие между анализируемой продукцией и потребностью по данной группе параметров и позволяют судить о степени удовлетворения потребности по этой группе.
Рассчитывается интегральный показатель, который используется для оценки конкурентоспособности анализируемой продукции по всем рассматриваемым группам параметров в целом.
Результаты оценки конкурентоспособности используются для выработки вывода о ней, а также для выбора путей оптимального повышения конкурентоспособности продукции для решения рыночных задач.
Однако факт высокой конкурентоспособности самого изделия является лишь необходимым условием реализации этого изделия на рынке в заданных объемах. Следует также учитывать формы и методы технического обслуживания, наличие рекламы, торгово-политические отношения между странами и т. д.
В результате оценки конкурентоспособности продукции могут быть приняты следующие решения: изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья, полуфабрикатов), комплектующих изделий или конструкции продукции; изменение порядка проектирования продукции; изменение технологии изготовления продукции, методов испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки, монтажа; изменение цен на продукцию, цен на услуги по обслуживанию и ремонту, цен на запасные части; изменение порядка реализации продукции на рынке; изменение структуры и размера инвестиций в разработку, производство и сбыт продукции; изменение структуры и объемов кооперационных поставок при производстве продукции и цен на комплектующие изделия и состава выбранных поставщиков; изменение системы стимулирования поставщиков; изменение структуры импорта и видов импортируемой продукции.
Принципы и методы оценки конкурентоспособности могут быть использованы для обоснования принимаемых решений при: комплексном изучении рынка и выборе направлений коммерческой деятельности предприятия; разработке мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции; оценке перспектив продажи конкретных изделий и формировании структуры продаж; разработке предложений по развитию производственного потенциала предприятия; контроле качества продукции; установлении цен на продукцию; отборе продукции при покупке через тендеры и торги; аттестации продукции; подготовке технических заданий по созданию новых образцов продукции; решении вопроса о включении в экспортную программу и снятии продукции с экспорта либо ее модернизации; подготовке информации для рекламы продукции; решении вопроса о целесообразности патентования и поддержания патента в действии; разработке мероприятий по стимулированию разработчиков и поставщиков.
1.2 Конкурентоспособность товаров, услуг, факторы и условия ее обеспечения Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность предприятия-производителя продукции соотносятся между собой как часть и целое. Возможность компании конкурировать на определённом товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товара и совокупности экономических методов деятельности предприятия, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы.
Поскольку конкуренция предприятий на рынке принимает вид конкуренции самой продукции
, возрастает значение свойств, сообщаемых продукции предприятия, изготовившего и продающего её на мировом рынке.
Для того, чтобы более полно осветить сущность конкурентоспособности продукции, на наш взгляд, необходимо дать как можно полное представление о продукции (товаре).
Как известно, товар - главный объект на рынке. Он имеет стоимость и потребительную стоимость (или ценность), обладает определенным качеством, техническим уровнем и надежностью, задаваемой потребителями полезностью, показателями эффективности в производстве и потреблении, другими весьма важными характеристиками. Именно в товаре находят отражение все особенности и противоречия рыночных отношений в экономике. Товар - точный индикатор экономической силы и активности производителя. Действенность факторов, определяющих позиции производителя, проверяются в процессе конкурентного соперничества товаров в условиях развитого рыночного механизма, позволяющего выявить отличия данного товара от товара - конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Для этого товар должен обладать определенной конкурентоспособностью.
Конкурентоспособность товара - это такой уровень его экономическо-технических, эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке.
В условиях рыночной экономики конкурентоспособность товара это главный фактор успеха. Конкурентоспособность товара предполагает оптимальное сочетание качества, цены, дизайна и возможности послепродажного обслуживания. В связи с чем, одним из важнейших
показателей конкурентоспособности предприятия, особенно для производителя, является конкурентоспособность его продукции.
Конкурентоспособность товаров зависит от ряда факторов, в связи с чем, понятие конкурентоспособность достаточно ёмкое. Конкурентоспособность рассматривают, как способность товаров быть проданными. Чтобы удовлетворить различные потребности покупатель приобретает товары, качество и потребительские свойства товаров которых и способны удовлетворить эту потребность. Поэтому конкурентоспособность товаров можно считать и рядом качеств, обеспечивающих преимущества товару на рынке и содействующих его успешному сбыту.
Рассматривая конкурентоспособность в данном аспекте, можно сказать о том, что конкурентоспособность это более товароведное понятие, чем какой-либо другой науки.
В этой связи и по причине того, какое значение принимает конкурентоспособность на этапе становления цивилизованного рынка и по тому, как оно связано с потребительскими свойствами данное понятие можно рассматривать, как новое потребительское свойство с конкретными показателями, которые характеризуют, товары со всех точек зрения.
Конкурентоспособность можно рассматривать и как комплексное свойство, характеризующее способность товара обладать определенной предпочтительностью для потребления с различных точек зрения, как социальных, функциональных, так и экономических. Таким образом «конкурентоспособность» - совокупность только конкретных свойств, которые представляют несомненный интерес для покупателя. Конкурентоспособность товара - степень его притягательности для потребителя. Это свойство объекта, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке.
Конкурентоспособность товара определяется совокупностью только тех конкретных свойств, которые представляют несомненный интерес для данного покупателя и обеспечивают удовлетворение данной потребности. Товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособным, если значительно повысить его стоимость за счет придания товарам новых свойств, не представляющих существенного интереса для основной группы его покупателей.
Конкурентоспособность товара может быть определена только в результате его сравнения с другим товаром и является относительным показателем. Она отражает отличие данного товара от товара - конкурента по степени удовлетворения конкретной потребности. Для того, чтобы выяснить конкурентоспособность какого-либо товара, необходимо не просто сравнить его с другими товарами по степени их соответствия конкретной потребности, но и учесть при этом затраты потребителя на покупку и последующее использование для удовлетворения своей потребности.
Конкурентоспособность товара
- комплекс потребительских стоимостных характеристик товара, определяющих его предпочтительность для потребителя по сравнению с аналогичными товарам: других отечественных и зарубежных предприятий.
Конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые представляют существенный интерес для покупателя, поэтому она слагается из таких показателей как качество продукции, маркетинг и коммерческая деятельность, цена товара, имидж товара и престижность фирмы.
Существует много факторов, определяющих конкурентоспособность товара. Современному предпринимателю, чтобы выжить и процветать, необходимо постоянно следить за поставщиками, потребителями и другими силами, определяющими конкуренцию.
Для того чтобы товар был приемлемым для покупателя, он должен обладать набором определенных характеристик. Существуют следующие основные параметры, характеризующие конкурентоспособность товара.
Технические параметры включают - параметры назначения - свойства товара, определяющие области применения и функции, которые он предназначен выполнять (например, швейное производство, перевозка грузов, обработка сельхозпродукции);
Эргономические параметры, характеризующие, соответствие товара свойствам человеческого организма в процессе выполнения различных операций (трудовых, отдыха);
Конструктивные параметры, отражающие конструктивно технологические решения, присущие данным изделиям и обеспечивающие определенные свойства товаров (надежность, долговечность, ремонтопригодность и т.п.);
Эстетические параметры, характеризующие внешнее восприятие товара (цвет, мода, стиль).
Нормативные параметры. Они характеризуют, свойства товара, регламентируемые обязательными нормами стандартов на рынке, где его предполагается продавать. В случае несоответствия товара действующим обязательным нормам он не может использоваться для удовлетворения существующей потребности.
Экономические параметры. Они связаны с затратами покупателя на продукцию. К ним относятся: цена товара
, затраты на транспортировку и хранение, монтаж и наладку, а также все текущие эксплуатационные затраты.
2. Анализ конкурентоспособности ОАО «Дальэнергомаш» Конкурентная среда формируется не только внутриотраслевыми конкурентами, производящими аналогичную продукцию и реализующими ее на одном и том же рынке. Субъектами конкурентной среды являются и те предприятия, которые могут войти на рынок, а также те, которые производят замещающий продукт. Кроме них на конкурентную среду организации оказывают заметное влияние покупатели ее продукта и поставщики, которые, обладая силой к торгу, могут заметно ослабить позицию организации.
Многие предприятия не уделяют должного внимания возможной угрозе со стороны вновь пришедших на их рынок и поэтому проигрывают в конкурентной борьбе именно им. Об этом очень важно помнить и заранее создавать барьеры на пути вхождения потенциальных конкурентов. Такими барьерами могут быть углубленная специализация в производстве продукта, низкие издержки за счет эффекта масштаба производства, контроль над каналами распределения, использование местных особенностей, дающих преимущество в конкуренции, и т.п. Очень важно хорошо знать то, какие барьеры могут остановить или помешать потенциальному пришельцу выйти на рынок, и воздвигать именно эти барьеры.
Очень большой конкурентной силой обладают производители замещающей продукции. Для того чтобы суметь достойно встретить вызов со стороны предприятий, производящих замещающий продукт, организация должна иметь достаточный потенциал для перехода к созданию продукта нового типа.
Так как основную часть своей продукции ОАО «Дальэнергомаш» реализует за пределы Дальневосточного федерального округа, то география его конкурентов не ограничивается.
Если сравнивать ОАО «Дальэнергомаш» с предприятиями конкурентами, то можно сделать следующие выводы: у «Дальэнергомаша» хорошее качество товара, неплохая репутация фирмы, хорошие производственные мощности и очень хорошие технологические навыки, что способствует неплохому качеству выпускаемой продукции. Сбытовая сеть, реклама и любые средства продвижения товара - плохие, это приводит к тому, что готовая продукция залёживается на складах и не реализуется, а это в свою очередь приводит к потере прибыли, неустойчивому финансовому положению и к высоким издержкам. В связи с этим необходимо в следующем планируемом году для начала сделать значительное вложение в рекламную компанию, а так же повысить технологические навыки и только это может повысить финансовое положение компании.
Заключение Рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.
Согласно исследованиям, известного английского учёного, авторитета в области конкуренции М.Е. Портера состояние конкурентной среды на определённом рынке можно охарактеризовать пятью конкурентными силами:
1. Соперничество среди конкурирующих продавцов.
2. Конкуренция со стороны товаров, являющихся заменителями конкурентоспособных с точки зрения цены.
3. Угроза появления новых конкурентов.
4. Экономические возможности и торговые способности поставщиков.
5. Экономические возможности и торговые способности покупателей.
Элементами системы конкуренции являются: конкурентная среда; конкурентоспособность; конкурентные силы.
Изучение конкурентоспособности предприятия и продукции является одной из основных частей исследования рынка и значимой задачей экономического анализа.
Оно составляет основу для выработки стратегии и тактики предприятия на рынке, выборы путей повышения технического уровня и качества продукции предприятия. Причем, проблемы оценки конкурентоспособности стоят перед предприятием на протяжении всего периода функционирования.
Система стратегических показателей оценки конкурентоспособности предприятия может быть представлена следующими группами:
- экономический потенциал и эффективность деятельности предприятия;
- производственный и сбытовой потенциал;
- научно-исследовательский потенциал;
- анализ относительного уровня затрат;
- финансовое положение.
Для осуществления анализа, прежде всего, необходима информация о конкурентах. Любая фирма, если она не пользуется противозаконными методами сбора информации, располагает, лишь поверхностными данными о сопернике. Они собираются с помощью опросов, интервью, наблюдений и экспериментов.
Список использованной литературы
Просветов Г.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Задачи и решения. - М.: РДЛ, 2005. - 112 с.
Данько Т.П. Управление маркетингом: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 363 с. – (Высшее образование).
Панкрухин А.П. Маркетинг: Учебник. - М.: ИКФ "Омега-Л", 2009. - 656 с.
Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. С-Пб., 1998г., Изд: "Питер Ком"