Актуальные проблемы совершенствования физической подготовки студенческой молодежи - файл n1.doc

приобрести
Актуальные проблемы совершенствования физической подготовки студенческой молодежи
скачать (82 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc82kb.01.06.2012 13:10скачать

n1.doc



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Уральская государственная юридическая академия»

Институт государственного и международного права

Кафедра физического воспитания и спорта
Реферат на тему: «Актуальные проблемы совершенствования физической подготовки студенческой молодежи»

Выполнила: студентка 232 гр. Вдовина Л.П.
Проверила: преподаватель физической культуры

Новоселова М.С.

Екатеринбург, 2009
Содержание:

1 Введение …………………………………………………………. 3-5

2. Актуальные проблемы совершенствования физической подготовки студенческой молодежи и пути их решения …………………….…….. 6-11

3. Заключение ……………………………………………………... 12-13

4. Список использованной литературы …………………..…….. 14

Введение

Рост заболеваемости среди населения страны, в том числе среди студентов, требует неуклонного совершенствования и научного обоснования новых технологий в физкультурно-оздоровительной работе. Основная цель при обучении и воспитании студентов - формирование потребности в «конструировании здоровья». В условиях модернизации Российского образования необходимо совершенствование в вузах системы занятий физической культуры и спортом.

Современнее условия жизни оказывают огромное влияние на физическую активность молодежи, в том числе и студентов, что проявляется в снижении их физического развития и подготовленности. Способствование физическому и профессиональному самосовершенствованию должно быть приобщение студентов к самостоятельным занятиям физической культурой, привитие у них потребности в систематических занятиях физическими упражнениями. В структуре общей физической культуры личности студента значительное место отводиться на «совершенствование личных способностей, развитие самовоспитательной и образовательной функции студента».

Будущая профессия требует от выпускников вузов крепкого здоровья, высокого уровня физической подготовленности. Однако анализ физкультурно-оздоровительной работы вузов страны показывает, что она не отличается особой спецификой и профессионально-прикладной направленностью. При этом необходимо отметить, что занятия физической культурой в рамках образовательной программы не позволяют решать всего комплекса задач, стоящих перед ней. Многими авторами отмечается снижение интереса к занятиям физической культурой в вузе.

Развитие массовой физической культуры и спорта является в настоящее время важной составной частью государственной экономической политики, при этом предоставляемые физической культурой возможности используются не эффективно. Одна из основных первоочередных задач в воспитании у учащейся молодежи устойчивого интереса в регулярных занятиях физической культурой и спортом может быть успешно решена при создании педагогических условий стимулирующих формирование потребности к занятиям физической культурой.

В исследованиях проведенными научными центрами отмечается, что ежегодно на первый курс вузов России поступает обучаться только 16 % абитуриентов, отнесенных к основной медицинской группе (Т.Г. Коваленко, 2000 и др.). К последнему году обучения количество студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, увеличивается. Такая тенденция типична для многих вузов РФ. Это указывает о возможной деградации интеллектуальной элиты страны в будущем (Л.В. Волкова, Т.Г. * Коваленко, 2000). Опасность этой ситуации трудно преувеличить, поскольку в ближайшие годы современные студенты будут предопределять степень благосостояния страны, ее экономический, научный и культурный уровень.

При этом невозможно достигнуть успехов в решении данной проблемы только созданием нормативно-правовых актов, регламентирующих занятия физической культурой. Одним из важнейших компонентов, составляющих структуру активности занятий физической культурой и спортом, является внутреннее желание и интерес к занятиям у каждого отдельного человека. Поэтому формирование у молодежи потребности в физкультурной деятельности должно стоять во главе угла физкультурно-оздоровительной работы любого образовательного учреждения. Большую роль при этом будет играть осознание студентами подлинного уровня своего физического развития и необходимости в его совершенствовании.

Физическая культура будущих специалистов - один из важных видов культуры личности и культуры общества в целом и без нее достичь всестороннего развития молодежи невозможно. В совокупности с учебными занятиями правильно организованные самостоятельные занятия обеспечивают оптимальную непрерывность, и эффективность физического воспитания.

Актуальность совершенствования физической подготовки представителей различных профессий обусловливается особенностями и спецификой производства. Высокими темпами развития отрасли, в которой работает или предстоит работать специалисту, большой долей личного фактора в обеспечении и повышения производительности труда, а так же высокими требованиями к физической и психологической подготовленности работников, надежности человеческого фактора в системе «человек - человек» и другими факторами.

Целью моего реферата является выделение и изучение актуальных проблем совершенствования физической подготовки студенческой молодежи.

Для достижения цели я поставила следующие задачи:

Объектом исследования является физкультурно-оздоровительная работа со студентами технического вуза.

Предметом исследования – особенности формирования у студентов технического вуза потребности к занятиям физической культурой на основе использования рейтинговой системы оценивания.

Метод исследования - описательный. (Описание становления системы налогообложения России, анализ существующей налоговой системы Российской Федерации, опираясь на прочитанную литературу).

Структура моей работы такова: введение, три главы, каждая из которых решает требуемое; заключение, список используемых справочных материалов и источников, с какими я работала при исследовании данной темы, а также приложения.
Актуальные проблемы совершенствования физической подготовки студенческой молодежи и пути их решения

Физическое воспитание в системе высшей школы включено в учебные планы вузов по всем специальностям как обязательная дисциплина и в настоящее время осуществляется на основе комплексной программы для высших учебных заведений. Основной формой его реализации являются учебные занятия, направленные на всестороннюю физическую подготовку студентов, укрепление их здоровья, повышение уровня их физического развития, физической подготовленности и работоспособности.

Но как показывает практика, в деятельности вузов по физической подготовке студентов имеются серьезные недостатки, среди которых особо выделяются следующие:

- отсутствие планомерного роста показателей физической подготовленности каждого студента, с учетом его индивидуальных особенностей;

- недостаточная степень освоения знаний и навыков самостоятельных занятий студентами;

- отсутствие у студентов устойчивой осознанной потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.

По данным Л.А. Виноградова, В.И. Столярова, О.М. Мильштейна лишь около 10 % студентов постоянно включают целенаправленные физические упражнения в свою жизнедеятельность. Их двигательная активность в среднем за день составляет около 15 мин (зарядка, бег, танцы, физический труд на садовом участке и т.д.), хотя гигиеническая норма составляет более одного часа. Более 90 % студентов, отмечает А.П. Душанин, имеют недостаточную физическую активность, 60 % студентов имеют выраженную гиподинамику; почти каждый пятый студент находится в состоянии глубокой гипокинезии. В итоге по многочисленным данным, около 85 % студентов имеют недостаточный уровень развития двигательных качеств. Очевиден разрыв между массовым охватом занятиями физическими упражнениями на всем протяжении теоретического обучения и фактическим уровнем физической подготовленности студентов. Устранение этого разрыва стало одним из важнейших условий перестройки физического воспитания в высшей школе.

В плане реорганизации вузовских программ, по предмету «Физическая культура», в структуре гуманизации высшего образования важнейшим критерием повышения эффективности физкультурного образования определено постепенное перерастание его в процесс самообразования и самосовершенствования студента.

Однако в практике физического воспитания вуза, очевидно, что большинство студентов не заинтересовано в самостоятельных занятиях. Этому явлению можно найти массу причин. Одной из этих причин исследователи называют отсутствие в студенческом возрасте биогенных потребностей в движении, характерных для раннего детства, а социальные потребности не сформированы из-за слабой постановки физического воспитания в дошкольных и школьных учреждениях. Среди прочих причин недостаточной физической активности чаще всего указывается на дефицит времени, отсутствие условий или большее увлечение малоподвижными видами активности в свободное время.

По мнению В.И. Юшкова, устранить причины низкой двигательной активности сегодня вряд ли возможно. Следовательно, подчеркивает автор, повышение физической подготовленности студентов будет по-прежнему ложиться главным образом на академические часы. Содержание занятий, качество их проведения в этом случае имеет первостепенное значение.

К сожалению очень часто нововведения, применяемые в практике вузовского физкультурного образования, не приносят должного эффекта, так как не всегда согласуются с интересами студентов и закономерностями познавательно-практической деятельности по овладению знаниями и приобретению опыта самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности. Поэтому, как свидетельствует практика, желаемые результаты достигаются далеко не всегда.

Многие исследователи указывают на низкий уровень физической подготовленности студентов, особенно девушек. Естественно, возникает необходимость в создании и внедрении таких форм занятий, которые позволят более глубоко и в тоже время оптимально решать все задачи физического воспитания студентов; помогут заинтересовать молодых людей в повышении уровня своей физической подготовленности; будут эффективно воздействовать на функциональные возможности организма занимающихся с учетом их индивидуальных особенностей. Решение данной проблемы требует поиска новых методов, способствующих достижению цели.

В качестве одного из возможных вариантов успешной реализации активного включения студентов в процесс физкультурного самообразования может быть взята такая форма организации учебного процесса, при котором практические занятия по учебной программе дополнялись бы активной творческой деятельностью по самовоспитанию и физическому самосовершенствованию. С этой целью, под руководством преподавателя, каждый студент мог бы разработать индивидуальную программу физического самосовершенствования, включающую рекомендации по подбору и методике выполнения комплексов физических упражнений, по дозировке нагрузки, и по критериям оценки, определяющей эффективность их выполнения, с учетом функционального и соматического состояния занимающегося.

Решение данного вопроса требует поиска новых физкультурно-оздоровительных технологий, предусматривающих применение широкого арсенала средств физической культуры с учетом индивидуальных особенностей каждого человека. Сближение субъективных желаний и целей студентов с объективно поставленными задачами физического воспитания в вузе является одним из ведущих факторов, стимулирующим интерес к занятиям физическими упражнениями.

Отмеченные выше особенности побуждают многих исследователей вести дальнейший поиск, в плане совершенствования учебного процесса физического воспитания с целью оптимизации физической подготовки студентов. Оптимизация физической подготовки является одним из перспективных направлений в совершенствовании физического воспитания студентов.

Проблема повышения качества и эффективности физической подготовки студентов, на основе совершенствования организации и методики академических занятий, а также, совершенствования методов контроля над физическим развитием и физической подготовленностью студенческой молодежи является ключевой в оптимизации физической подготовки студентов. Решение данной проблемы обусловлено внедрением в учебный процесс физической культуры научно-обоснованных рекомендаций по гибкому дифференцированному использованию средств и методов в целях совершенствования физического развития, укрепления здоровья, повышения работоспособности и учебно-тренировочной активности студентов в период обучения.

В свете новых тенденций физкультурного образования в высшей школе становится актуальным реализация и внедрение технологии использования метода оценки двигательных способностей для модернизации учебно-тренировочных занятий со студентами с учетом их индивидуальных особенностей, способностей и интересов, как фактора оптимизации физической подготовки с целью повышения уровня их физической подготовленности.

Оценка двигательных способностей студентов должна способствовать осознанию ими собственных двигательных умений и навыков, уровня развития двигательных качеств, а также цели и пути своего физического самосовершенствования, что в свою очередь будет способствовать активному вовлечению студентов в данный процесс.

Еще одна проблема совершенствования физической подготовки студентов состоит в том, что в настоящее время законодательство Российской Федерации не гарантирует в полном объеме предоставление за бюджетный счет (муниципальный, региональный, федеральный) услуг по организации занятий и обучению детей и молодежи в сфере физической культуры и спорта. Имеются нерешенные вопросы нормативно-правового и организационного характера, сдерживающие дальнейшее развитие системы физической культуры и спорта  в вузах. Недостаточно развит студенческий спорт, отсутствует необходимая нормативно-правовая база по вопросам развития спорта среди студенческой молодежи.

Однако данные проблемы нашли решение. Так по итогам совместного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению ХХII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, дано поручение Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 21 октября 2008 г. № Пр-2248 ГС:

В целях эффективного развития физического воспитания, развития школьного, молодежного спорта в образовательных учреждениях страны Минспорттуризм России совместно с заинтересованными органами исполнительной власти ведет активную работу по следующим направлениям:

С целью улучшения сложившейся ситуации в сфере студенческого спорта необходимо внести изменения в действующее законодательство Российской Федерации, направленные на обеспечение и защиту прав студентов на занятия физической культурой и спортом, создание правовых гарантий для функционирования и развития студенческого спорта; внести в перечень аккредитационных показателей деятельности вуза при прохождения процедуры аттестации пункт «Эффективность системы физического воспитания».

Также необходимо определить основы государственной политики и государственные гарантии Российской Федерации в области студенческого спорта с определением уровней компетенции федерального центра, субъектов Федерации, местного самоуправления и непосредственно самого высшего учебного заведения.

Также рассмотрим одну из главнейших проблем совершенствования физической подготовки студентов - формирование потребности к занятиям физической культурой у студенческой молодежи, как психолого-педагогическая проблема.

Изменения в обществе, переход высшего образования к личностно-ориентированной педагогике, состояние уровня здоровья современных студентов требуют серьезного подхода к решению проблемы формирования потребности к занятиям физической культурой, к исследованию особенностей реализации данного процесса в условиях вуза.

Физическому воспитанию студенческой молодежи всегда придавалось большое государственное значение как одному из главнейших средств гармоничного и всестороннего воспитания молодого человека.

Рассмотрение содержания первых учебных программ физического воспитания для студентов показывает, что общая тенденция вузовской физической культуры, заложенная изначально, стала основой при ее дальнейшей разработке и развитии. Строгое прохождение регламентированного программного материала, заведомо ограничивало духовное воспитание личности студента, его индивидуальности. Утилитарная установка при применении средств, методов, форм обучения и воспитания в области физической культуры не содействовала развитию личностной физической культуры как значимого вида общей культуры молодежи. В итоге это выразилось в снижении потребности, интересов и мотивов у студентов технических вузов к занятиям физической культуры, уменьшением авторитета дисциплины «Физическая культура» в системе вузовского образования.

Признано, что занятия физической культурой являются важнейшим фактором поддержания и укрепления здоровья, формирования положительного морально-психологического климата в различных коллективах. Идя в ногу с общемировым направлением в вопросе развития физической культуры и спорта, основополагающей, тенденцией социальной политики в нашей стране становится претворение в жизнь гуманистических идей и ценностей.

В «Концепции развития физической культуры и спорта Российской Федерации на период до 2008 г.» говорится, что приоритетными направлениями развития науки в области физической культуры и спорта должны стать разработка теоретико-методологических основ формирования физической культуры личности и здорового образа жизни, апробация и внедрение новых технологий, усовершенствованных педагогических систем.

Появление новой Концепции развития физической культуры и спорта обусловлено снижением уровня физической подготовленности, состояния здоровья, физического развития всех социально-демографических групп населения России, в том числе и студентов.

Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры, во многом предопределяет поведение человека в учёбе, на производстве, в быту, оказывает содействие решению образовательных, воспитательных и оздоровительных задач. По мнению А.А. Дубова, Г.К. Зайцева, СВ. Малиновского, П.А. Назарова, колоссальный общественный потенциал физической культуры и спорта используется не в полной мере. Это мало затратный и наиболее эффективный способ морально - нравственного и физического оздоровления нации.

В условиях перехода России к рыночной экономике, демократическому обществу - к системе физической культуры и спорта предъявляются новые требования.

На сегодняшний день, в образовательном процессе вуза, качество системы педагогического воздействия на психологию студентов в привитии потребности в занятиях физическими упражнениями не достаточно. Преподавателям необходимо разработать методику пропаганды здорового образа и необходимости спорта для жизни каждого студента. Данный метод будет способствовать не только развитию физического, но и психического здоровья студента, а также эмоциально-волевого фона, что является одной из основополагающих сил к самосовершенствованию личности.

Заключение

Изучая и анализируя проблему улучшения физического здоровья студенческой молодежи, повышения уровня их физической подготовленности исследователи выясняется, что значимых результатов можно добиться лишь при активном участии в этом процессе самих студентов. Но в силу объективных и субъективных причин практика самостоятельных занятий физическими упражнениями себя не оправдала. Поэтому задача повышения физической подготовленности студентов по-прежнему решается главным образом на учебно-тренировочных (академических) занятиях. Содержание и качество их проведения в этом случае имеет первостепенное значение.

Учебно-тренировочные занятия вызывают определенное нервно-психическое напряжение. Для профилактики перенапряжений необходимо прежде всего положительное отношение к выполняемой работе. В таком случае студенты лучше выполняют предложенные им задания и тем выше результативность и привлекательность проводимого занятия.

Одним из существенных факторов, препятствующих положительному отношению студентов к активной тренировочной работе, является монотонность и однообразие выполняемой работы. Из-за которой страдает количество и качество выполняемой работы, замедляется рост уровня физической подготовленности, учащаются прогулы занятий. Такая картина наблюдается на регулярных учебных занятиях по физической культуре в средних и высших учебных заведениях. Вот почему так важно на сегодняшний день решить проблему оптимизации физической подготовки студентов.

Под оптимизацией физической подготовки подразумевается использование такой методики решения задач физкультурно-спортивных занятий, которая в данных конкретных обстоятельствах позволяет достичь наилучших результатов за отведенное время, а по мере возможностей и за меньшее время, меньшими усилиями.

Оптимизация физической подготовки студентов на основе оценки двигательных способностей предполагает повышение эффективности учебно-тренировочных занятий через разработку и внедрение строгой системы контроля над уровнем физической подготовленности студентов и оценки их двигательных способностей. Таким образом, на основе анализа соответствующей литературы были определены основные направления оптимизации физической подготовки студентов:

1. Метод оценки двигательных способностей студентов (комплекс тестов) - как основной метод контроля над уровнем физической подготовленности. Очень важно, какие стороны физической подготовленности оценивают подобранные двигательные задания, насколько они надежны, информативны и стандартизированы, поскольку этим определяется достоверность получаемой информации об индивидуальных особенностях развития двигательных способностей.

2. Комплексная оценка уровня физической подготовленности - как основной показатель эффективности процесса физической подготовки. К тому же оценка способствует осознанию своих двигательных способностей.

3. Содержание занятий и структура их построения - как одно из условий оптимизации физической подготовки.

4.Условия, обеспечивающие оптимизацию физической подготовки студентов на основе применения технологии использования метода оценки двигательных способностей.

Важнейшими аспектами физического воспитания студенческой молодежи являются волевые, эмоциональные и познавательные процессы. Для улучшения физической подготовки необходимо акцентировать внимание на психологическом влиянии применяемой обучающей программы на человека. Необходимо разработать мотивационную программу для студентов, что приведет к значительному повышению продуктивности занятий физической культуры.

Физическое воспитание – одно из наиболее актуальных направлений в политике государства, которому уделяется огромное внимание. Создание молодежных движений, пропагандирующих здоровый образ жизни, проведение массовых мероприятий, улучшение материальной базы вузов для развития спорта, развитие юношеского спорта – все это в большей мере решает проблемы совершенствования физической подготовки студентов, однако разработка новых методик, применяемых в вузах, акцентирование внимания на внутренних проблемах физической подготовки без сомнения приведет к их полному искоренению.

Список использованной литературы:

1. Конеева Е.В. Физическая культура. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Феникс, 2005

2. Физкультура и Спорт. Энциклопедия - М.: Радуга, 1992

3. Физкультура и спорт. Учебник для институтов физической культуры//Под. ред. Ю.М. Портнова. - М.: 1998

4. Физическая культура в специальном образовании. Учебное пособие для ВУЗов, автор Дмитриев А.А. «Академия». 2002 г.




Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации