Диплом - Дизайн-проект женского костюма по мотивам произведений А.П. Чехова - файл n1.doc

Диплом - Дизайн-проект женского костюма по мотивам произведений А.П. Чехова
скачать (20920.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc20921kb.01.06.2012 13:06скачать

n1.doc

  1   2   3   4




АННОТАЦИЯ
Выпускной дипломный проект на тему: «Дизайн-проект женского костюма по мотивам произведений А. П. Чехова» состоит из введения, шести разделов, выводов к каждому разделу, общего заключения, приложения, словаря специальных терминов и списка литературы, содержащего из 31 источников.

Полный объём работы 129 страниц. Работа содержит 7 таблиц на 14 страницах, 1 схему на 1 странице, 11 рисунков на 11 страницах, 5 формул на трёх страницах. Графическая часть выпускного дипломного проекта состоит из 8 листов формата А-1 и 1 листа формата А-2. Также к выпускному дипломному проекту прилагается макет женского вечернего платья.

Ключевые слова: направления моды, предпроектные исследования, декор, первоисточник, авторское решение, художественный образ, коллекция, стиль «модерн», рекомендуемые материалы, чертёж конструкции, урок, зрительные иллюзии, цена изделия, себестоимость, охрана труда, вибрация, пожарная безопасность, условия труда.
СОДЕРЖАНИЕ

С.

ВВЕДЕНИЕ 5

РАЗДЕЛ 1. ПРЕДПРОЕКТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

    1. Исследование исходных данных для разработки коллекции

моделей 7

      1. Анализ современного и перспективного направления моды женских вечерних платьев 7

      2. Анализ тканей и материалов, предлагаемых современной

модой для женских вечерних платьев 10

      1. Анализ декоративных приёмов оформления, используемых

современной модой 13

Выводы 15

РАЗДЕЛ 2. ИССЛЕДОВАНИЯ И АНАЛИЗ ПЕРВОИСТОЧНИКА

2.1 Характеристика первоисточника 19

2.2 Анализ декоративного оформления первоисточника 30

2.3 Обоснование выбора прототипа 35

Выводы 38

РАЗДЕЛ 3. ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНАЯ РАЗРАБОТКА КОЛЛЕКЦИИ 39

3.1 Коллекция, типы коллекций и их характеристика 40

3.2 Художественно-компазиционная проработка моделей-

предложений 48

3.3 Описание моделей коллекции 60

3.4 Обоснование авторского решения 67

Выводы 72

РАЗДЕЛ 4. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

СЕБЕСТОИМОСТИ И ЦЕНЫ ЖЕНСКОГО ВЕЧЕРНЕГО ПЛАТЬЯ

4.1 Расчёт себестоимости женского вечернего платья 73

4.2 Расчёт цены изделия 78

Выводы 80

РАЗДЕЛ 5. ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ «СПЕЦРИСОВАНИЕ»

5.1 Разработка дидактического проекта урока

5.1.1 Анализ учебно-программной документации 81

5.1.2 Планирование урока по предмету «Спецрисование» 85

Выводы 96

РАЗДЕЛ 6. МЕРОПРИЯТИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ ТРУДА

6.1 Значение охраны труда и окружающей среды. Системный

подход к организации охраны труда в отрасли 97

6.2 Анализ производственного травматизма в отрасли 99

6.3 Мероприятия по производственной санитарии и гигиене труда 105

6.4 Исследование промышленной вибрации 107

6.5 Мероприятия по пожарной безопасности 111

Выводы 113

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 114

Словарь специальных терминов 115

ПРИЛОЖЕНИЕ 118

ЛИТЕРАТУРА 127


ВВЕДЕНИЕ
Выпускной дипломный проект – это творческая исследовательская работа будущего специалиста, которая выполняется самостоятельно и базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных в период изучения цикла специальных и смежных дисциплин.

Дипломный проект предназначен для объективного контроля степени сформированности умений студента. Они отражены в образовательно-квалификационной характеристике и относятся к проектировочной, конструкторской, технологической, производственной, экономико-организационной и управленческой функциям [26, с. 89-90].

Интенсивно формирующийся рынок труда предъявляет новые требования к содержанию и процессу подготовки специалистов. Сегодня требуется работник нового типа – профессионально и социально мобильный, имеющий глубокие профессиональные знания в интегрированных профессиях, владеющий экономическими и правовыми знаниями, основами научной организации труда и культуры производства, способный к техническому и социальному творчеству, самоусовершенствованию, готовый к работе в разных формах организации труда и производства в условиях конкуренции [26, с. 7].

Поэтому работа студента над дипломной темой должна основываться на углублённом изучении теории, приведением в систему ранее полученных знаний и пополнением их в процессе практического решения поставленной задачи, формировании и развитии навыков исследования, экспериментирования и самостоятельной работы, которая способствует повышению эрудиции, расширению познавательных интересов, улучшению теоретической подготовки специалистов [26, с. 89-90].

Сегодня на первый план выходят задачи развития образно-ассоциативного мышления, интенсификация творческого процесса, ориентация на генерирование новых идей, а также воссоздание в современных проектах культурных, исторических и национальных традиций. В современных условиях требуется специалист, ориентированный на эксперимент, сознательно ставящий перед собой определённые задачи при проектировании одежды и способный с помощью самых разнообразных методов решать их.

Таким образом, достаточно сложные и разные реконструкции исторического или национального костюмов, выполненные студентами способствуют развитию таких необходимых качеств будущего профессионала, как глазомер, чутко воспринимающий малейшие нарушения пропорций, ощущение чистоты стиля, проявленное в своеобразии линий силуэта, способность оценить художественные достоинства формы, вкус к безупречно выполненной работе и т. п.

Тема данного дипломного проекта «Дизайн-проект женского костюма по мотивам произведений А. П. Чехова». Тема выбрана не случайно, так как героини произведений Антона Павловича – это всегда яркие, неповторимые образы и характеры, актуальные и по сей день. Чехов с присущей ему мудростью вырисовывает самодостаточную и женственную натуру с высокими моральными и нравственными идеалами, современницу период стиля модерн. Стиль модерн по самостоятельности художественного мышления создателей костюма, насыщенности смелыми экспериментами и дерзкими новациями делает его весьма значимым в истории костюма, словно стряхнув с себя гипноз подражательности различным стилям (классицизм, готика, ренессанс, барокко и рококо), с очевидным упоением отдались созиданию совершенно нового, современного женского платья [16, с. 192]. Художники-модельеры создают удивительные и разнообразные формы одежды. В каждом произведении отражается душа мастера, веяния эпохи, все разнообразие окружающего нас мира.
РАЗДЕЛ 1
ПРЕДПРОЕКТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Исследование исходных данных для разработки коллекции моделей
Исходный пункт творчества дизайнера ? потребности человека и общества. Их он должен изучать, знать, чувствовать и претворять в предметные формы и образы, возникающие как отклик на потребности. Основа дизайна ? всесторонний учет общественных потребностей, анализ современных и перспективных направлений моды. Методика ди­зайна основана на последовательном применении методов анализа и синтеза [23].

Предпроектные исследования ? это проводимые на начальном этапе проектирования исследования и анализ данных о желаемых функциях вещи или комплекса вещей либо среды, об облике проектируемого изделия и среды, о спосо­бе изготовления, о наличии аналогов предполагаемого объекта [5].
1.1.1 Анализ современного и перспективного направления моды выбранного ассортимента

Новое - это хорошо забытое старое.

Роза Бертен, модистка Марии Антуанетты
Мода приходит, стиль остается.

Коко Шанель
Сегодня самые известные модельеры предлагают перевоплотиться в поэтический образ из прошедших эпох. Часто, в преддверии появления «нового модного чуда» модельеры пересматривают коллекции прошлого. Мода наступающего года перекликается с модой ?I? начала ?? века.

Романтический стиль медленно, но верно, вытеснит стиль «унисекс». «Придёт» одежда, подчеркивающая женственность, придающая плавность движениям.

В моде «закрытое тело», пробуждающее фантазию у мужчин, и дающее женщинам чувство превосходства от владения им одним известной тайной.

Идёт стремительный возврат к старине, к прошлому, к самым романтическим видам платья. Корсеты и юбки, рюши и прозрачные ткани.

Дизайнеры всё чаще расставляют акценты с помощью скрытых полунамёков, всё чаще появляется одежда, которая заставляет фантазировать и мечтать. Но, тем не менее, многие кутюрье (В. Вествуд, Дж. Ричмонд, Р. Кавалли и др.) не забывают так полюбившиеся многим женщинам платья с открытыми лифами, обнажающими плечи.

Силуэты «балахон» и «трапеция» будут так же актуальны, как и приталенные. Ультрамодные вечерние платья похожи по силуэту на русалку или песочные часы.

Предпочтительная длина до середины икры или почти до пятки. В моде длинные шлейфы. Платья должны струиться, иногда даже волочиться. На пике моды не только простота и элегантность, а и роскошь, но роскошь не кричащая! Такая женщина должна вызывать восхищение у окружающих [14].

Поэзия, сказки и мистика станут источником вдохновения. Самыми популярными темами для коллекций вечерних нарядов станет море, океан, тайна, мистика, эротика, загадочность, классическая литература и музыка, любовь и цветы (приложение А).

Как уже было выше сказано, в цене у грядущей моды женственность и нежность. Мода обратит свой взор на женщин с довольно выраженными женскими достоинствами. Мягкость, закругленность форм и романтизм будет присутствовать в вечерних нарядах и фигуре. Фигура «русалки», образ женщины-цветка станет предметом вожделения.

Поэтому всё чаще и чаще на показах появляются платья в духе позднего модерна. Вместо драпировок – жестковатый чуть преувеличенный объем юбок, юбки-баллоны и черные бархатные банты под грудью. Высокий расшитый пайетками лиф у многослойного шифонового платья Matthew Williamson (Sanahunt).

Еще один вариант платьев в стиле модерн подразумевает сложные орнаменты, вышитые шелком и бисером, но при этом нарочито негармоничное, замечательно подчеркивающее женскую хрупкость сочетание тонких шелков и плотных бархатных беек. Такие платья можно найти у Nina Ricci (Sanahunt) – приглушенных цветов, до колена, визуально разбитые по горизонтали нашитыми лентами или усыпанные бисером.

Вообще, скромность и закрытость сейчас в тренде. У прямого черного бархатного платья в пол с объемными рукавами до локтя от Alexander McQueen (Sanahunt) – манишка и внушительное декольте на спине закрыты кружевом. У Ralph Lauren (Sanahunt) черное шелковое платье-гольф с длинными рукавами украшают лишь манжеты из крупных черных бусин и декольте на спине (приложение Б).

Пропорциональные соотношения частей одежды, не имеют постоянства.

Декоративные элементы могут иметь как минимальные, так и максимальные размеры, превращаясь из нюанса в композиционный центр.

Женская свобода, независимость уйдут, на смену придет слабость, женское очарование и поиски принца на белом коне. От женщины должно «веять» уютом и теплом, хорошими манерами, уйдет в прошлое желание женщины идти в ногу с техническим прогрессом, свободная распущенность и гиперсексуальность [14].

В моду входят не только образы русалки, женщины-цветка, но и аристократки. Возможно, поэтому всё чаще и чаще модельеры для придания законченности созданного костюмом образа используют головные уборы и замысловатые причёски прошлых эпох. Таким образом, наблюдается попытка вернуть шляпки, но прижиться смогут только новые фасоны, маленькие, облегающие голову. Очень модными снова станут вязаные шапочки - ажурные, но из пушистой пряжи-мохера с люрексом, или пряжи с шелковистым, атласным блеском, в отделке могут использоваться ленты, стразы. Ожидается возвращение «пилоток» и «таблеток», а также шляп немыслимых романтических фасонов.

Дизайнеры всего мира единогласно утверждают, что к вечерним платьям нынешнего сезона могут надеваться любые украшения, будь то жемчуг, дорогие металлы и камни или бижутерия, но обязательно отличного качества и с эффектом состаренности. Также дополнением могут служить по-прежнему модные сумочки – клатчи, и маленькие мешочки. Особый шик – это кружевной платок с ручной вышивкой и ажурные перчатки, длина которых также может быть разнообразной. При этом кольца и браслеты должны надеваться прямо на перчатки и быть массивными [14].
1.1.2 Анализ тканей и материалов, предлагаемых современной модой для вечерних платьев

Для создания вечерних платьев используют большое количество тканей и материалов, так как должен создаваться эффект расточительности применяемых материалов. Дизайнеры сообща работают над увеличением расхода материи на одно изделие. Это, вообще, характерно для кризисных времен (например, послевоенный new look, требовавший невозможной расточительности). Впрочем, сегодня ситуация совсем другая. Войны нет, разрухи нет, а есть лишь плавное погружение в мировой кризис. Однако расход ткани уже возрос. Поэтому находками сезона являются: пышная юбка-солнце в складку, два слоя ткани вместо одного, можно еще добавить и третий слой из кружева, очень хороши в этом смысле складки и рукава-крылья.

Материалы блестящие, струящиеся, прозрачные. По-прежнему модельеры продолжают умело совмещать различные фактуры. Гладкие ткани могут как преобладать, так и перекрываться мехом, бархатом, замысловатыми узорами кружев.

Фактура создает внешний вид изделия и опреде­ляет его зрительный образ. Применение в одной модели материалов разных фактур дает возможность подчеркнуть особенности каждой поверхности. Используются контрастные и нюансные сочетания фактур, в которых компози­ция построена на тончайших переходах одной фактуры в другую. Фактура насыщается объемными дополнениями: ворс, узлы, букле, кисти, торчащие перья, жгуты ? все это увеличивает общую массу изделия, в то время как гладкая поверхность при­дает изделию легкость, пластичность, зрительно уменьшает объем. Кроме того, идет развитие мятых, гофрированных, плиссированных и складчатых повер­хностей [14].

Декоративность – одна из ярко выраженных тенденций весеннее-летнего сезона, а разнообразие приёмов декора не знает границ. Всё начинается с оформления тканей, которые имеют рельефную фактуру, изысканные жаккардовые и набивные рисунки или украшены вышивкой и аппликациями. Некоторые ткани сплошь расшиты бисером или пайетками. Платья из коллекций haut couture, как правило, вышиваются вручную, но это всегда требует огромных временных затрат. Поэтому модели прет-а-порте, выпускаемых небольшими сериями, используют ткани, расшитые промышленным способом.

Стоит отметить, что сегодня декоративные украшения согласно общей тенденции чаще всего делаются в едином цветовом решении с моделью. Контрастные акценты уместны в том случае, если главной темой становятся узоры в фольклорном стиле или используются вышивки и бижутерия цвета старого золота, бронзы и серебра.

Новым приемом в моделировании одежды является сочетание в одном из­делии традиционных отделок и активных насы­щенных фактурных поверхностей.

Современные рисунки тканей характеризуются большим разнообразием:

- пространственные;

- космические;

- линейные (чертежи и схемы);

- декоративные в «национальном» стиле;

- цветочные;

- имитирующие разные фактуры;

- геометические: клетки, круги, квадраты, ромбы, зиг-заги.

Наиболее актуальны рисунки - стилизованные цветы, морская тематика, водоросли, раковины, а также абстрактные. Особое место в вечернем наряде начинает занимать полоска, но не стоит забывать и гладкокрашеные ткани, которые всё-таки продолжают использовать в относительно большем количестве [14].

Ультрамодными считаются бархат, а также лёгкие, струящиеся натуральные и синтетические ткани. Не теряют своей актуальности шифоны и атласы. Но особое внимание уделяется гипюру и кружевам! Ведь кружева – это всегда намек на чувственность, загадочность и романтику. Кружева стирают грань между доступным и сокрытым и тем самым еще больше притягивают взгляды окружающих. Кружева ассоциируются с женственностью со времен храбрых рыцарей, прекрасных дам и их кружевных платочков. Настоящие кружева олицетворяют собой чистую роскошь и неподдельную женственность. В этом сезоне ожидается триумфальное возвращение этой изысканной нежной детали, которая приобретает особенную актуальность. Смешивая старинные кружева с ультра-современной технологией их создания, а также ручную вязку и плетение с актуальными модными деталями, дизайнеры создают оригинальные и стильные вещи.

Что касается цветовых решений, то первое и главное – это контраст черного и всевозможных оттенков жёлтого. На пике моды яркие контрастные сочетания однотонных тканей – белый и черный, желтый и фиолетовый, зеленый и красный, синий, бирюзовый, малиновый. Главное, чтобы цвет был чистым и ярким. Вечернее платье должно мерцать, отбрасывать блики. Между тем, приверженцы классики могут полностью выдержать свой гардероб в самых спокойных тонах – бежевом, сером, молочном с добавлением черного и белого. Все цвета можно использовать одновременно, а можно по частям, составляя полностью монохромные ансамбли. Даже летом total black остается вне времени! Впрочем, тенденция «вся в белом» тоже обещает быть очень востребованной в вечерних нарядах.

Особую актуальность приобретают контрасты чёрного и белого можно видеть в объемных аппликациях и в отделках кружевом; присборенные детали, сутаж, бахрома, пайетки, лазерное кружево; набивные рисунки с пятновыми мотивами, а также эффекты деграде, мотивы паутины, имитация батика, техника повторного крашения, напыление, брызги и многое другое [14].
1.1.3 Анализ декоративных приёмов оформления, используемых современной модой

Сегодня дизайнеры единогласно утвердили моде женственность, а это значит, что невозможно обойтись без рюшей, воланов, плиссе, гофре, всевозможных драпировок и т.д.

Но следует помнить, что в композиционном применении отделок существует одно правило: необхо­димо соблюдать чувство меры. Современное моделирование предлагает исполь­зование разнохарактерных отделок. Иногда модели очень перегружены факту­рой и отделкой, поэтому требуется особое композиционное чутье.

Складки и защипы можно делать практически везде: на груди, по талии, по бедрам, по линии низа. В общем, везде, где хочется добавить немного объема. Но романтика это не только изящное кружево или оборки. Романтическое настроение можно показать тонкими деталями (например, связанными крючком) или силуэтом (немного или чересчур расширенный рукав).

Декоративные приёмы отделки в большинстве своём традиционные, но также и новые. Например, ранее использовались съемные и не съемные искусственные цветы из различных материалов (атласа, бархата, шифона, кожи, бисера), сегодня цветы являются единым целым с платьем, так как они как бы расцветают, пробиваются из материалов платья, это достигается путём особого кроя, как самого изделия, так и отдельных его элементов (воротников, рукавов, полотнищ юбок).

Особое место в декоративном оформлении по-прежнему занимают стразы, кристаллы Сваровски, жемчуг, горный хрусталь, пайотки, бисер, стеклярус и т.п. Причём, благодаря новейшим технологиям бусины и стеклярус, теперь вплетают в саму ткань, что придаёт ей как бы сияние изнутри. Узоры, расшитые полудрагоценными камнями, очень активно используются для создания декора по низу рукавов или по линии талии как имитация роскошного пояса, а также по краю выреза горловины – в виде изысканных ожерелий, которые выглядят как настоящие драгоценные украшения. Дизайнеры смело применяют выстёгивание тканей золочёными нитями, при этом рисунок может быть разнообразным (цветы, животные) [14].

Среди самых изысканных и великолепных видов декора – кружевные отделки края деталей: воротника, рукавов, низа платья, юбки, а также вставки из тонкого кружева, которые могут быть расшиты бисером или пайетками тон в тон. Особенно эффектно выглядят варианты в чёрном, белом или бежевом цвете. При этом кружевные отделки могут использоваться в наслоениях белого на белое или когда белое кружево накладывается на контрастный чёрный фон (приложение В, Г)

Некоторые дизайнеры обходятся и без вышеперечисленных способов отделки, ограничиваясь совмещением различных фактур и цветовых сочетаний, иногда контрастных решений используемых материалов. Не устаревает и техника «батик».


Выводы

В первом разделе дипломного проекта были исследованы и систематизированы исходные данные для разработки будущей коллекции моделей женских платьев. Исследование исходных данных заключалось в анализе современного и перспективного направления моды, модных тканей и материалов, анализе декоративных приёмов оформления, используемых современной модой. В результате чего можно сделать вывод, что современные и перспективные направления женской моды, ориентированы на воспроизведение женских образов, позаимствованных из различных исторических эпох, из произведений классической литературы, музыки и даже сказок, легенд. Поэтому в моде романтика и истинная женственность. Созданию образа такой женщины способствуют используемые ткани, а также различные виды декора, отделки.
РАЗДЕЛ 2
ИССЛЕДОВАНИЯ И АНАЛИЗ ВЫБРАННОГО ПЕРВОИСТОЧНИКА
В человеке должно быть все прекрасно:

и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

А. П. Чехов
Моделирование одежды – это творческий процесс создания разнообразных моделей, создания художественной материальной оболочки, формирующей внешний облик человека. Большое значение для творчества несет источник художественной идеи или источник вдохновения [17, с. 5].

Творческий процесс – чрезвычайно сложное, порой необъяснимое, явление, но его можно подвергнуть некоторому анализу. В дизайне важно просле­дить, как происходит придумывание, фантазирование не вообще, а на задан­ную тему, и каким образом достигается результат [3, с. 11].

Вдохновить дизайнера на решение творческой задачи может любой аспект жизни человека. Источниками вдохновения для проектировщика одежды часто бывают различные виды изобразительного искусства и архитектура, музыка, литература, театр, хореография, природа, а также костюмы народов мира различных исторических эпох. Кроме того, в настоящее время толчком фантазии могут быть продукты циви­лизации, урбанизм городов, космические исследования, инженерные идеи, машинные формы, новые материалы и технологии, социальные катаклизмы общества.

Процесс творчества модельера, как и любого другого художника, будучи непрерывным, постоянно открывает красоту то в линии, то в материале, то в цвете предметов окружающего его мира, корректируя первоначальные ощущения и побуждая к созданию новых, более красивых и гармоничных форм. Под влиянием окружающей действительности у художника (дизайнера) возникает некоторая идея, которая конкретно или обобщенно воплощается в художественный образ. Образ идеи трансформируется в форму, которая долж­на отвечать замыслу.

Замысел – это структурный элемент композиции – средства для выражения художественной идеи. Умение дизайнера абстрагироваться от второстепенных свойств объекта, обобщать и развивать свою идею в нужном направлении – все это входит в решение композиционной задачи.

Творческий процесс – это достижение единства формы и содержания.
Проектирование дает полезный эффект в том случае, если мышление ди­зайнера развито в профессиональном направлении и сам дизайнер обладает следующими качествами:

- способностью увидеть и четко сформулировать задачу;

- способностью бегло выработать достаточное количество идей за ограничен­ное время;

- умением отыскивать оригинальные решения;

- умением быстро придумывать самые невероятные решения заданной про­блемы.

Существует определенный план творческого процесса дизайнера:

1.     Возникновение замысла и постановка задачи.

2.     Сбор и накопление материала, определение творческого источника.

Развитие ассоциативного мышления дизайнера проявляется в преобразова­нии предметных, абстрактных и психологических ассоциаций в графические поиски решений объекта. Ассоциативное мышление в творческом процессе очень важно. Способность художника (дизайнера) к такому мышлению являет­ся основой творчества, так как любое произведение искусства – это результат ассоциативных представлений о предметах и явлениях реального мира, воссоз­даваемых в памяти [3, с. 12-14].

Дизайнер одежды из реальной действительности может взять почти все, что каким-то образом можно трансформировать, преобразовать в одежду: мотив, фрагмент чего-то или источник целиком.

Ассоциации могут быть любые: предметные, абстрактные, психологические, ирреальные.

Решая определенную задачу, дизайнер всегда стоит перед проблемой выбо­ра средств, способных наиболее полно и точно выразить его идею.

Процесс творчества связан не только с эмоциональным чувством, но и со способностью абстрагирующего мышления человека.

3. Концентрирование усилий, интенсивная работа, использование различных методов эвристики и проектирования.

4. Передышка, отвлечение, чтобы через некоторое время опять вернуться к решению и оценить его «свежим взглядом». Необходимо какое-то время, чтобы идея «улежалась».

5. Озарение – получение окончательного оптимального решения.

6. Доработка, доведение работы до конца, обобщение, выводы, оценка, оформление документации [3, с. 15].

На всех этапах проектирования теоретическая и практическая работа может строиться по единой проектной методике:

- осмысление проблемной ситуации;

- предпроектный анализ;

- определение принципов и средств решения задачи;

- формирование формального образа;

- анализ проектной ситуации;

- эскизный поиск принципиальных решений;

- проектная проработка.

Методический процесс проектирования можно разделить на четыре основ­ных этапа:

I. Информационный

II. Аналитический – исследовательская часть;

III. Синтетический

IV. Коммуникативный – практическая часть [21, с. 8-9].
2.1 Характеристика первоисточника
Платье должно быть достаточно облегающим, чтобы показать, что вы женщина, и достаточно свободным, чтобы показать, что вы леди.

Эдит Хед
Тема данного дипломного проекта «Дизайн-проект женского костюма по мотивам произведений А. П. Чехова». Из сказанного видно, что первоисточником является творчество А. П. Чехова, героини его рассказов и пьес, а также мода конца XIX, начала XX века.

Давно замечено, что сочинения Чехова ? всеобъемлющие, вобравшие в себя все черты тогдашнего общества, практически все «типы» людей, его составляющих. Женщины, конечно, не были исключением. Писатель создал такую галерею женских портретов. Чеховские портреты женщин, сами по себе чрезвычайно занимательные, показывают замечательное умение писателя подойти к непростой теме с самых разных сторон. Он видит реальную правду и умеет высказать о ней мысли неожиданные и меткие [29].

Изображая различных женщин в своих произведениях, Антон Павлович умело переплетает в своих повествованиях характеры женщин, стиль их жизни с манерой одеваться. Например, в рассказе «Дама с собачкой», так описывает главную героиню, Анну Сергеевну: «…дама в берете подходила не спеша…Её выражение, походка, платье (!), причёска говорили ему, что она из порядочного общества, замужем, в Ялте в первый раз и одна, что ей скучно здесь…». В другом своём рассказе («Он и она») Чехов так описывает свою героиню так: «Она, царица обеда, одета простенько, но ужасно дорого. Крупный бриллиант выглядывает на шее из-под кружевной оборочки…».

Теперь возьмём предельно, казалось бы, далёкие от «женского вопроса» чеховские путевые очерки «Из Сибири». Сухая статистика глухой провинции, спокойные описания обыденных жестокостей русской ссылки и каторги приятному разговору о женщинах способствуют мало. И всё же Чехов эту тему неожиданно и вполне компетентно затрагивает: «Женщина здесь так же скучна, как сибирская природа: она не колоритна, холодна, не умеет одеваться, не поёт, не смеётся, не миловидна и, как выразился один старожил в разговоре со мной, «жестка на ощупь».

И вместе с тем для внимательного читателя очевидна высота художественного обобщения, содержащегося в сухой «статистике» и доступного лишь выдающемуся художнику. Серьёзная и глубокая мысль стала живым образом. Характеристика сибирских женщин дана в чеховских путевых набросках со свойственным писателю беспощадным реализмом [29].

Но для нашей темы в его размышлениях важно другое: в этом описании Чехов как бы «от противного» даёт портрет типичной, рядовой «новой женщины»: она – героиня, вдохновляет мужчину, зовёт его к высокой деятельности, спасает, готова идти с ним на край света и т.д. Таков идеал, норма.

В 1891 году появляется фельетон Чехова «В Москве», сатирический портрет московского интеллигента. Разумеется, у интеллигента есть возлюбленная из числа передовых женщин: «Одета скверно, «без претензий», причёсана глупо-преглупо; беру её за талию – корсет хрустит, целую в щеку – щека солёная.

Изображена особа неумная и пошлая, желающая казаться «новой», передовой, ибо такова мода. Но художественное обобщение, острая писательская наблюдательность присутствуют и здесь, в шаржированном портрете среднестатистической «передовой» женщины. Это уже точно намеченный тип, требующий развития. Отсюда тянутся нити к очень серьёзным и глубоким произведениям Чехова. Собственно, весёлый шарж и внешне бесстрастное статистическое описание сибирских женщин – границы, в которых существует множество интереснейших чеховских вариаций на тему «новая женщина».

Чехов ведёт в прозе и пьесах всестороннее творческое изучение женского вопроса и типов «новых женщин». Он и женщинам даёт возможность показать себя, выявиться до конца, и в то же время позволяет мужчинам откровенно высказаться о женском вопросе.

Никак нельзя представить Чехова гонителем «новых женщин», хотя такие его героини, как энергичная, бездушная «прогрессистка» Лида из «Дома с мезонином», свидетельствуют о неизбежных издержках и трагических ошибках самоуверенной женской эмансипации, на которые писателю пришлось ответить гениальной Душечкой, женщиной подлинной и вечной. Но, изображая женщин, он идёт не от пошленькой героини фельетона «В Москве» к грешной Раневской из «Вишневого сада», а от Верочки из одноимённого рассказа к Наде из «Невесты». Этими образами Чехов показал, что у новых женщин есть будущее.

Любившая его писательница Л.А.Авилова запомнила его уроки: «Он не давал формы, внешности, костюма... Требования Чехова были иные: не надо было ни костюма, ни прически, а надо было научиться иначе, чувствовать, иначе думать, чтобы не было «стыдно». И за это никаких знаков отличия, никакой этикетки».

Многим известны слова Антона Павловича: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Не будет преувеличением сказать, что Чехов не на словах, а в реальной жизни соответствовал этим требованиям. Решив как-то навестить Толстого, он целый час выбирал в какой одежде к нему ехать. Выходил из спальни то в одних, то в других штанах:

– Нет, эти неприлично узки! Подумает: шелкопер!

И шел надевать другие, и опять выходил, смеясь:

– А эти шириною с Черное море! Подумает: нахал! [29].

«Новые» женщины, современницы Чехова, как и многие современные женщины, его урокам не вняли, погнавшись именно за внешними привлекательными формами, этикетками и знаками отличия. О каком-то «стыде» и говорить не приходится...

Для того чтобы узнать, как же все-таки выглядели современницы А. П. Чехова, следует рассмотреть модные веяния той эпохи, а именно конец XIX начало XX века.

В моде XIX века господствовали два противоположных направления: одно подчинено спорту, другое – модным салонам. С одной стороны преобладает функциональность, с другой – декорация. Требованием консервативной моды была стилизованная женщина-цветок, женщина салонов, театров и различных вечерних развлечений, это женщина, еще стянутая корсетом. С другой стороны начинается настоящее движение против корсетов, сторонники которого говорили о его вредности и стремились запретить его ношение [16, с. 198].

С одной стороны входит в жизнь велосипед и костюм, который дает женщинам возможность свободно двигаться, с другой – проводятся анкеты на тему о том, не вреден ли спорт для женщины, не повредит ли он женской морали. Сторонникам второго направления кажется, что женщина должна носить перчатки, сидеть дома и т. д.

Новое направление в культуре как короткая декоративная волна захватило постепенно весь мир. Его пропагандисты - архитекторы, художники, скульпторы, журналисты - распространили его на все области искусства и на моду. Безусловно, на моду девяностых годов имели большое влияние как дамы из высшего общества, так и дамы полусвета, актрисы и балерины [10].

На моду все больше влияния оказывает промышленность, без которой невозможно было бы представить массовую моду капиталистического общества. В XIX в. формируется массовый потребитель на основе средней и мелкой буржу­азии. Развитие буржуазной моды было тесно связано с развитием производства. Влияние Англии на европейскую моду в немалой степени было обусловлено тем, что именно Англия стала центром технической революции, начавшейся в 60-е гг. XVIII в. Технический переворот произошел в текстильной промышлен­ности, когда были изобретены прядильная машина, мюль-машина, механический и автоматический ткацкие станки, а также главное изобретение – швейная машина. Это позволило существенно повы­сить производительность труда, снизить стоимость пряжи и тканей. Это привело к тому, что в моде XIX века были не только шерстяные, шёлковые материалы, но и кружевные ткани. До конца ?VIII века из-за сложности изготовления кружево оставалось очень дорогим элементом одежды. В XIX веке наступила эпоха машинного производства кружева [6, с. 233].

Поэтому модные платья этого периода отличались небывалым количеством декоративных деталей: ленты, оборки, банты, сборки, воланы [6, с. 248].

В женской одежде чётко прослеживался профильный силуэт, лиф плотно облегал грудь, живот и бёдра, показывая фигуру женщины. К узкой юбке, расширенной книзу прикреплялась вторая – задрапированная спереди или на боках, отделанная оборками, кантом, бантами и рюшами из газа, кружевами и др. Эта форма женского костюма стала переходной: в ней появились черты моды модерна, который сменил позитивизм в 90-х годах [20, с. 156-157].

Параллельно с основной модной тенденцией той эпохи, стремящейся к обилию декоративных элементов, элегантный наряд «девушки Гибсона», также считался крайне популярным благодаря своей естественности и простоте. Чарльз Гибсон (1867-1944) создавал рисунки, на которых запечатлевал девушек, занимающихся спортом. Обычно его модели были одеты в простые накрахмаленные блузки [10].

В 90-х годах XIX века в искусстве и костюме возник художественный стиль модерн – последний «большой художественный стиль». Эклектичность, «всеядность» стиля выразилась в интересе к различным историческим стилям, их декору: к ампиру и готике, к восточным культурам, эгейскому искусству.

Период стиля «модерн» имеет большое значение для истории костюма и искусства кроя. Мастера костюма тех времён с упоением отдавались созиданию совершенно нового современного женского платья [10].

Возник новый тип женской одежды: узкий лиф с воротником-стойкой, с юбкой-клёш и окорокообразными рукавами. Вечернее платье было обычно без длинных рукавов. В силуэте платья и его декоре проявились «текучие», плавные линии и изгибы модерна. Талия в 53 см предполагала обязательное ношение корсета, отчего фигура казалась прогнутой в виде буквы S, а верхняя часть туловища создавала впечатление «голубиной груди» (графическая часть лист 1).

Поступательный процесс изменения костюма конца XIX начала XX века наглядно показывает рисунок 2.1.1

Этот ряд представляет собой систему гомологических переходов от крайне возможных изогнутых и закрученных вокруг вертикали форм 1870-х годов к относительно спокойным формам начала XX века.

Платья той эпохи наиболее интересны в конструктивном и технологическом отношении. Для создания необходимой формы использовали корсеты и турнюры. А также некоторые способы формообразования (см. табл. 2.1). Лиф мог иметь рельефные швы, складки и быть как отрезным по линии талии, так и нет. Часто лиф состоял из верха и внутренней части лифа, в швах которой располагались косточки, юбки – конические, двухшовные иногда состоящие из пяти и более клиньев.
Таблица 2.1 – Конструкторский анализ костюма конца XIX начала XX века

Эскиз

Развёртка,

способ получения формы

Образующаяся поверхность

1

2

3

Лиф



















Продолжение таблицы 2.1

1

2

3

Рукав























Продолжение таблицы 2.1


1

2

3

Юбка




























Продолжение таблицы 2.1


1

2

3

Отделка








2.2 Анализ декоративного оформления первоисточника
Давая волю фантазии, придержи руку

А. П. Чехов
Декор обязан поддержать или подчеркнуть форму изделия, художественный замысел.

В практике моделирования одежды широко применяют различные виды отделки, которые не только украшают изделие, но усиливают и обогащают его композицию. Отделка может быть использована для выделения формы изделия или ее части, членения формы на части, объединения частей формы или нескольких различных самостоятельных форм, организации зрительного движения в определенном направлении на поверхности формы. Декор, отделка обогащают художественно-образный замысел костюма. Одни виды отделок одновременно имеют декоративное и конструктивное значение, другие – декоративное и утилитарное [5, с. 8].

Материалы и формы отделок могут быть самыми разнообразными. Все многообразие их можно подразделить на семь групп.

I. Отделка, получаемая в результате выполнения всех видов рельефных швов, складок, буф, драпировок, сборок, плиссе, гофре, отделочных строчек.

II. Отделка деталями, выполненными из ткани изделия или отделочной ткани (оборки, рюши, воланы, бейки, канты, окантовочные швы, рулики, банты, галстуки, хлястики, клапаны).

III. Отделка специальными отделочными материалами (кружево, тесьма, вьюнчик, шнур, сутаж, бахрома, лента, цветы).

IV. Отделка фурнитурой (пуговицы, пряжки, декоративные кнопки, блочки, халнитены, молнии).

V. Отделка вышивкой, аппликацией, эмблемами.

VI. Отделка другими материалами (мех и кожа (как натуральные, так и искусственные), трикотаж, замша, спилок, бархат, кружевное полотно, ткани).

VII. Отделка деталей изделия печатным рисунком [3, с. 54-56].

Выбор того или иного вида отделки зависит от назначения изделия, его формы, вида, фактуры, и стоимости материала, а также от ряда других факторов.

За тысячелетия развития искусства костюма человечество изобрело бесчисленное множество приёмов декорирования: крашение, набойка (печатание рисунка), различные техники росписи ткани (батик), художественное ткачество, вышивка, аппликация, печворк, квилт (соединение печворка с фигурной стёжкой), тиснение кожи, плетение, инкрустация и многие другие. При всём техническом разнообразии этих приёмов украшения цель их применения одна – превратить даже грубое домотканое полотно в драгоценность, сделать костюм неповторимым и, кроме того, донести до зрителя определённую информацию [21, с. 88].

Важную роль в истории костюма сыграло изобретение плетения и ткачества. Также довольно рано человек научился окрашивать ткани натуральными минеральными и растительными красителями, создавая при этом различные орнаменты.

Термин орнамент неразрывно связан с термином декор, который «никогда не существует в чистом виде, он состоит из сочетания полезного и красивого; в основе лежит функциональность, красота приходит вслед за ней».

Орнамент – это особый вид художественного творчества, который, как считают многие исследователи, не существует в виде самостоятельного произведения, он лишь украшает собой ту или иную вещь, но, тем не менее, «он представляет собой достаточно сложную художественную структуру, для создания которой используются различные выразительные средства. Среди них – цвет, фактура и математические основы орнаментальной композиции – ритм, симметрия; графическая экспрессия орнаментальных линий, их упругость и подвижность, гибкость или угловатость; пластика – в рельефных орнаментах; и, наконец, выразительные качества используемых натурных мотивов, красота нарисованного цветка, изгиб стебля, узорчатость листа.

Излюбленными орнаментами эпохи модерна были сюжеты, связанные с морской стихией – лилии, водоросли и даже русалки. Орнамент имел текучую, вялую линию, отличающуюся от энергичных линий барокко и законченных линий рококо [10].

Впрочем, гибкостью линий не исчерпывается арсенал выразительных средств этого орнамента. Он знает и заполнение плоскостей густой фактурной рябью прорезной листвы каштана или дуба, и даже жесткие геометрические формы. Однако и в геометрические мотивы модерн умеет привнести свойственные ему черты беспокойного напряжения. Правильные окружности помещаются одна в другую эксцентрично, сбивая привычную симметрию. Нарушается регулярность в сетке треугольников или квадратов, они будто неравномерно, рывками захватывают поверхность.

При всем многообразии произвольных орнаментальных форм модерн сохраняет всюду это свое основное стилистическое качество: ритмическую экспрессию, напряженность, эмоциональную насыщенность узора. Такой орнамент всегда склонен к экспансии, он растекается, овладевая доступной ему поверхностью. В отличие от классицистического он принципиально антитектоничен, то есть не подчеркивает структурность, не разделяет, а напротив, сливает разнородные части предмета – стена с его помощью плавно перетекает в потолок, горловина и ножка вазы составляют неразделимое целое с ее туловом.

Орнамент модерна не удовлетворяется ролью декоративного заполнения пауз. В беспокойной назойливости его ритмов, в упорстве, с каким он навязывает зрителю свою изломанную капризно-нервную возбужденность, есть претензия самому вести главную тему, быть прямым и полным выражением меняющегося на рубеже веков ощущения мира. Многозначительный, он сам переполнен символами – от прорастающего из почвы к небесам многоветвистого Мирового Древа до Вечной Женственности, воплощаемой в томных масках с текучими прядями длинных распущенных волос [4, с. 18].

Таким образом, сложились особенности орнаментальных узоров, выявившиеся в изысканных, элегантно-удлиненных переплетениях извилистых, текучих, беспокойно напряженных и резко расслабленных линий, легших в основу стиля модерн.

Остро модными считались тогда плетеные из шелка-сырца французские кружева, так называемые блонды. Будучи предметом роскоши, они оставались недоступной мечтой для большинства провинциалок, а словечко «блондовый» вошло в русский язык как синоним слов «суетный», «модный, но никчемный».

Исключительную популярность и практически у всех горожанок, любого достатка имели во второй трети XIX в. накидки. Кружевные мантильи (длинные сзади и едва доходящие до талии спереди), заимствованные российской модой из Испании, служили украшением даже самому простенькому платью. Хозяйки и посетительницы столичных салонов носили особые воздушные покрывала, выполненные в сложной технике: рисунок создавался пушинками лебедят, вручную закрепленными на ткани.

Что касается отдельных частей платьев, то в области груди лиф часто украшался различными рюшами, воланами и жабо, выполненными, как из кружева, так и из шёлка, шифона. Широко было распространено и декорирование нижних частей юбок, замысловатые растительные узоры как бы поднимались снизу вверх и могли располагаться, как по горизонтали, так и по вертикали. Тогдашние модницы предпочитали объёмные вышивки шнуром или бисером по бархату. При этом как бы выкладывались округлые петельные рисунки [10].

Использовались и такие техники вышивки, как «гладь», «ришелье». Успехом пользовалась и ажурная вышивка по сукну. Иногда дорогие кружева нашивались на ткани, преимущественно на шерстяные и хлопчатобумажные, но в некоторых случаях на шёлковые. Как видно в те годы одежда обильно украшалась, и декорировалось, но это касалось, только одежды для выходов «в свет», вечерних нарядов и свадебных платьев, повседневная одежда была намного проще. Такую одежду украшали сутажом (расшивались воротники, лацканы, нижняя часть полотнищ юбок, отвороты рукавов, полы пелерин и др.).

Наиболее распространенными аксессуарами модной женской одежды второй половины XIX – начала XX вв. были перчатки и зонтики. Эти аксессуары, безусловно, имели не только функциональное значение, но и были изящным дополнением платья или костюма.

Но, не смотря на обилие и разнообразие декоративных элементов наряды современниц А. П. Чехова украшались очень деликатно. Хороший вкус – если верить российским модным журналам 1890-1900 гг. – отличало умение одеться продуманно, с роскошью, но не кричащей. Блестящие и сверкающие украшения платьев, причесок, пояса, равно как все виды серег, брошей, колец и браслетов – женщина со вкусом надевала лишь к бальному вечернему туалету. При этом выйти в вечернем платье на улицу и, например, дойти пешком до театра или знакомых считалось верхом безвкусицы. Надев нарядное платье и украшения, полагалось нанять экипаж. Кроме того, в начале XX в. для выездов на званые и торжественные вечера представительницы наиболее богатой части российского общества стали шить специальные «сорти-де-баль» – накидки из дорогой ткани или меха, прикрывающие роскошный наряд [4, с. 26].

2.3 Обоснование выбора прототипа
Тесно облегающее, чёрное кружевное платье со шлейфом, причудливо усеяно стальной синевой сверкающих блесков… И под этими сложными и в то же время простыми туалетами больше, чем когда бы то ни было, нам является женщина так, как она создана, со всем очарованием её силуэта и прелестнейшими линиями своего тела

С. Малларме
Современной моде свойственен как традиционный подход к моделирова­нию нарядной одежды, так и нетрадиционный. Некоторые дизайнеры вообще отрицают важность деления одежды на нарядную и повседневную (минималисты и деконструктивисты). Однако традиции сохраняются в нарядной одежде определенного назначения: свадебной (по-прежнему преобладают белые пла­тья невесты, хотя эта традиция возникла только в начале XIX в.), для офици­альных торжеств (например, для мужчины в таких случаях обязателен смо­кинг, для женщины – длинное платье), для официальных приемов (в этом случае особенности одежды определяются протоколом). Как и в повседневной одежде, степень модности нарядной одежды зависит и от ее назначения, и от личного выбора ее обладателя [3, с. 12].

Сегодня в Европе среди состоятельных женщин находит всё большее распространение коллекционирование одежды. И не простое собирание одежды! А коллекционирование антикварных платьев, в большинстве своём это наряды украшенные ручной вышивкой, инкрустированные драгоценными камнями или декорированные кружевами ручной работы. Это и не удивительно, потому что такая одежда является не только ценным предметом старины, но и истинным произведением искусства!

Многие именитые дизайнеры (Р. Кавалли, В. Вествуд, дома Живанши и Шанель, В. Юдашкин, В. Зайцев, М. Чернецов) в своих коллекциях пытаются воссоздать платья ?VIII-?I?, начала ?? века. Такие вечерние наряды пользуются особым спросом у самых изысканных покупательниц, с особо утончённым вкусом. Это не только представительницы королевской крови, но и жёны дипломатов, миллионеров и миллиардеров, а в последнее время и голливудские звёзды.

Внимание к антикварным нарядам не случайно, так как мода эпохи позитивизма и модерна как нельзя лучше отражает потребности современности. А наше сегодня уже утомлено вульгарностью, упадком нравственности. Женщины уже начинают уставать от стиля унисекс, от надуманных и пёстрых одежд. И поэтому всё больше возрастает спрос на ретромоду. Образцы модных туалетов стиля модерн, создаваемые русскими модельерами, прежде всего Н. Ламановой, оставались уникальными произведениями искусства, как по изысканности отделки, так и по «неутилитарности» вечерних платьев и бальных нарядов [4, с. 42].

Можно черпать вдохновение из простых описаний истории костюма, старинных картин и репродукций, но наиболее ценны, могут быть произведения классической литературы. Ведь словам известного литературоведа М. М. Бахтина, подлинно художественные произведения разрывают рамки своего времени и живут в веках, причем «более интенсивной и полной жизнью, чем в своей современности. В процессе посмертной жизни они обогащаются новыми значениями, новыми смыслами; эти произведения как бы перерастают в то, чем они были в эпоху своего создания». Эти соображения имеют непосредственное отношение и к творчеству Антона Павловича Чехова [30].

В произведениях А.П.Чехова представлены разные типы женских образов эпохи позднего позитивизма и модерна. В характерах героинь писатель отмечает не только ярко выраженные черты, но и самые мелкие особенности своего времени. Он справедливо относится к своим героиням, не делает скидок для женщин, потому что глубоко убежден, что женщины – это личность, способная на серьезные поступки, умеющая сопротивляться обстоятельствам. Они испытывают на себе воздействие времени. На их примерах Чехов рассказывает о противоречиях в обществе, раскрывает социальные проблемы. Без этих женских образов рассказы писателя потеряли бы свою достоверность, глубину, а в отдельных случаях и поэтичность. Да, Чеховские героини отличаются от Тургеневских барышень, нежных, поэтичных, изысканных. Но именно в этом их особенность. Эти женщины-героини своего времени, потому что они отражение противоречия эпохи.

До конца жизни А.П. Чехов неустанно и горячо отстаивал свои самые заветные убеждения о необходимости культуры, моральной чистоты, справедливости и порядочности. Здесь он был неумолим – даже когда речь шла о самых близких для него людях, даже если речь шла женщине.

Велико чеховское наследие. У писателя довольно много рассказов, в которых автор создаёт женские образы. Эти женщины отличаются своими судьбами, характерами. Но их объединяет желание жизни, стремление к любви, счастью. Разве в этом не схожи они с современными женщинами?!

Чехов обладал удивительным умением сжато, коротко, как бы мимоходом нарисовать портрет – полный и законченный [30]. Часто писатель рисует лишь некоторые детали портрета, но они настолько выразительны, что воссоздают облик человека в целом. При этом он часто пользуется описанием костюма героини и это не случайно, так как одежда – отражение личности. Так Антон Павлович вырисовывал и чётко видел образ идеальной женщины – женщины вне времени! А именно сильной, мудрой и в то же время очень женственной, такой на чьих плечах держится всё!
Выводы

Источниками вдохновения часто бывают различные виды изобразительного искусства, архитектура, музыка, литература, театр, хореография, природа. В данной работе первоисточником является творчество А. П. Чехова.

Во втором разделе дипломного проекта дана характеристика выбранного первоисточника, а именно рассмотрены некоторые типичные образы героинь Антона Павловича Чехова, черты того времени (стиль модерн). При характеристике прототипа анализировались не только модные веяния той эпохи, но и силуэты, способы получения развёрток необходимых форм.

Таким образом, можно сделать вывод, что, не смотря на время, женский костюм стиля модерн не теряет своей яркости, неповторимости и актуальности на сегодняшний день. А образы героинь произведений Чехова вполне типичны и востребованы современностью.

  1   2   3   4


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации