Шпаргалка по Теории и практике массовой информации (ТиП МИ) - файл n1.doc

приобрести
Шпаргалка по Теории и практике массовой информации (ТиП МИ)
скачать (213.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc214kb.08.07.2012 21:02скачать

n1.doc

Беседа в условиях конфликта

Различают два типа конфликтного общения. Первый – конфликтность общения в условиях сотрудничества. Его основой является то, что журналист и его собеседник видят разные пути достижения общей цели.

Другой тип – явная противоположность позиций, их несовместимость. В известной мере это упрощает процесс общения, т.к. противоположность идей, несовместимость взглядов оборачивается полной откровенностью, прямотой суждений.

Исследователи (К.У. Томас и Р.Х. Килменн) указывают на пять основных стилей поведения при конфликте:

Стиль конкуренции или соперничества. Этот стиль наиболее типичен для поведения в конфликтной ситуации. Это стремление к одно­стороннему выигрышу, удовлетворению в первую оче­редь собственных интересов. Из этого проистекает желание надавить на партнера, навязать свои интересы, игнорируя интере­сы другой стороны.

Суть стиля компромисса заключается и том, что стороны пытаются урегулировать разногласия, идя на взаимные уступки. Этот стиль наиболее эффективен, когда обе стороны желают одного и того же, но знают, что од­новременные желания невыполнимы.

При использовании этого стиля акцент делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте, который можно выразить словами: «Мы не можем полностью выполнить спои желания, следовательно, необходимо прийти к решению, с которым каждый из нас мог бы согласиться». Стиль компромисса требует определенных навыков в веде­нии переговоров, чтобы каждый участник их чего-то добился. Следует иметь в виду, что если компромисс достигнут без тщательного поиска вариантов решения, то он мо­жет быть не оптимальным исходом конфликтной ситуации.

Стиль уклонения реализуется обычно, если конфликт не затрагивает прямых интересов сторон или возникшая проблема не столь важна для сторон. Этот стиль рекомендуется также использовать в тех случаях, когда одна из сторон обладает большой властью или чувствует, что не права, или считает, что нет серьезных основа­ний для продолжения контактов.

Стиль приспособления означает, что вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собст­венные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстанов­ления нормальной рабочей обстановки.

алгоритмом действий:

Биографич-й метод в журналистике

Этот метод заимствован журналистикой из смежных областей познания: литературоведения, этнографии, истории, социологии, психологии. Впервые данный метод стал применяться американскими учеными в 1920-е годы.

В центре биографического исследования — изучение течения всей жизни человека, ее внутренней динамики.

При использовании биографического метода следуют различным правилам, способствующим сбору более обширной и панорамной информации. Во-первых, «история жизни» одного человека сопоставляется с историей общества, в котором индивид живет. Во-вторых, обращаясь к биографии конкретной личности, журналисты пытаются охватить ее в целом. В-третьих, пыта­ются осмыслить поведение человека в тех или иных ситуациях, вскрывая мотивацию его поведения и анализируя его мировоззренческие позиции и т. д.

В журналистике биографический метод применяется в адаптированном к профессиональным потребностям виде. С его помощью собираются различные жизненно-исторические сви­детельства, наблюдения и воспоминания очевидцев тех или иных событий, семейно-исторические документы. Благодаря этим свидетельствам журналист воссоздает процессы, которые трудно поддаются наблюдению. Обращаясь к биографическому исследованию, журналист может рассказать об истории становления отдельной личности, показать определяющие моменты профессионального роста человека и т.д. Журналисты, обращающиеся к биографическому методу, чаще всего используют биографическое интервью. В довери­тельной беседе с человеком можно выявить поворотные эпизо­ды его жизни, впечатления, воспоминания, эмоциональные пе­реживания и т. д. Выделяют следующие виды биографического интервью:

Лейтмотивное интервью. Респонденту помогают сразу по­дойти к определенной теме и поддерживают к ней интерес на протяжении всего разговора.

Нарративное интервью. Собеседника просят подробно рас­сказать историю своей жизни в свободной форме, но в хроно­логической последовательности событий.

Открытое интервью. Интервьюер выступает в качестве любопытного знакомого, который — по типу повседневного раз­говора — задает наводящие вопросы.

Виды очерка: портретный, проблемный и путевой.

В портретном очерке предметом изображения является личность, заинтересовавшая журналиста в силу своих наиболее типичных или наоборот ярких, нетипичных, индивидуальных характеристик.

Предметом отображения в проблемном очерке выступает не­кая проблемная ситуация. Существенное отличие проблемного очерка от статьи заключается в том, что в очерке идет рассказ о конкретных людях и столкновении их интересов. Через эти человеческие конфликты очеркист исследует суть проблемы, опираясь на всевозможные ассоци­ации, параллели, используя отступления от темы.

Путевой очерк отно­сится к наиболее «старым» журналистским жанрам, появившимся на заре становления специальности. Он представляет собой описание собы­тий, встреч с разными людьми в ходе путешествия автора. В соответствии со своим замыслом, основной идеей, которую стремится донести автор, он отбирает и включает в очерк только самые интересные эпизоды своего путешествия, са­мые яркие иллюстрации своей идеи.

Виды творчества в журналистике

Есть несколько классификаций видов творчества в журналистике. Они выделяются по разным критериям.

С формальной точки зрения выделяются следующие виды творчества (в соответствии с типологией изданий):

С содержательной точки зрения выделяются следующие виды творчества в журналистике:

1. Организационно-управленческое творчество редактора, ответственного секретаря, зав. отделом. Основная проблема – организовать работу редакции как единого предприятия, выпускающего печатную или эфирную продукцию. Сделать так, чтобы концепция СМИ была интересна аудитории, для которой СМИ работает.

2. Организаторская деятельность журналистов, предметным основанием которой служат внередакционные связи сотрудников редакции – выездные редакции, связь с собкорами и т.д. Организация и редактирование материалов от читателей, внештатных авторов, организация мероприятий «обратной связи». Отклик на отдельные журналистские материалы или на концепцию СМИ.

3. Публицистическая деятельность. Написание текстов журналистами.

Журналистское расследование

Его предметом обычно становится яркое, скандальное по своей сути, сенсационное явление, которое влечет за собой серьезные неприятные или даже катастрофические последствия для большой массы людей, и сведения о котором обычно скрываются.

Цель журналистского расследования – обнаружить эти негативные сведения, которые тщательно маскируются под благополучную действительность или скрываются.

Характерной чертой текста журналистского расследования является присутствие автора в ряду действующих героев рассказанной истории.

Приступая к расследованию, часть необходимых сведений журналист может получить из открытых источников — газет, журналов, теле- и радиопередач, библиотек, баз компьютерных данных, Интернета. Но, конечно, основной объем сведений, непосредственно связанных с предметом расследования, журналист может получить при помощи наблюдения (часто и включенного), беседы с близкими к предмету расследования людьми и изучения документов.

Прежде чем приступить к изучению явления, ситуации, журналист выстраивает себе некую гипотезу.

Правильная гипотеза помогает сделать максимально информативным любой, даже самый слабый сигнал.

В процессе расследования любые факты могут трактоваться в пользу первоначальной гипотезы, а детали, которые в нее не вписываются, просто отбрасываться.

Виды журналистского расследования: расследование-репортаж и расследование-панорама. В расследовании-репортаже автор наглядно показывает читателям поиск разоблачительных фактов и документов, результаты журналистского поиска, поведение участников ситуации. Основа расследования-панорамы – авторское размышление, сопоставление обнаруженных фактов, находок, свидетельских показаний, документов.

Зарисовка

У зарисовки нет четко определенного событийного повода, но есть высокая художественность слова и изображения. Часто вербальные журналистские зарисовки сопровождаются целой серией фотоиллюстраций.

В газетной зарисовке автор образно но кратко рассказывает о своих впечатлениях и наблюдениях, описывает обстановку, чтобы дать наиболее полную картину увиденного. В ней отсутствует сюжетное описание.

Для зарисовки не обязательны композиционная завершенность, глубина, логичность.

Виды зарисовки

Портретная: журналистом создается образ личности, местности или явления. Как правило, такая зарисовка предполагает образное раскрытие одного эпизода биографии, наиболее типичного для этого человека.

Ассоциативная: зарисовка, построенная на ассоциациях журналиста, выполненная в форме свободного размышления над увиденным или пережитым.

Пейзажная: журналистом описывается природа, ее состояние, настроение, возникающее в связи с определенным пейзажем.

Эссе

Это художественно-публицистический жанр журналистики, выявляющий закономерности бытия человека через изображение процесса восприятия мира. Слово «эссе» в переводе с французского означает: «опыт», «сочинение».

для эссе так необходимо создание психологически достоверного образа повествователя. С помощью ассоциаций автор предлагает самоанализ личности, познающей окружающий мир и самое себя. Откровенность в описании собственных переживаний, своего внутреннего состояния – важнейшее качество эссеистского текста.

желательно, чтобы:

а) текст сразу вводил аудиторию в курс дела;

б) содержание текста было хронологически упорядоченным, чтобы аудитория могла понять, что за чем следует;

в) аудитории было ясно, что автор доказывает себе и другим, какие аргументы при этом использует;

г) сложные рассуждения сопровождались пояснениями, при­мерами;

д) текст завершался определенными выводами, резюмирую­щими главную мысль автора».

Выделяют следующие виды эссе политические, экономические, литературные, публицистические и др.

Изучение документов

Проработка документов – метод, позволяющий получать уже имеющиеся в обществе, зафиксированные сведения самого разного характера. Журналист может встроить их в свой материал, а может ограничиться только изучением найденных данных, чтобы составить себе представление о происходящем.

Существует многообразная классификация документов:

1) по форме изложения

– статистические;

– вербальные;

2) по общей значимости

– официальные;

– неофициальные;

3) по способу фиксации информации

– письменные документы;

– иконографические (картины, кино- и фотодокументы);

– фонетические (магнитофонные записи, грампластинки, CD-диски и др.).

Работа с документами включает в себя поиски документа, его освоение и проверку. Чтобы найти документ журналисту требуется высокий уровень библиографической грамотности, представление о структуре органов власти, в которых готовятся официальные документы.

Освоение документа складывается из трех процедур: извлечения данных, их интерпретации и фиксации.

Проверка документа предполагает установление его подлинности, достоверности и надежности.

При первом знакомстве с документом, определяя его подлинность, журналист выясняет:

Желательно также установить дату появления документа и его номер.

Делая извлечения из документа, журналист:

– фиксирует точное название документа, его дату, автора и место издания;

– заключает в кавычки изъятые фрагменты текста и указывает страницы;

– помечает специальными знаками собственные мысли и оценки, возникшие во время чтения;

– по завершении работы специально проверяет все цитаты, названия, цифры, фамилии, имена и прочие сведения.

Личными документами можно распоряжаться только с разрешения их владельца.

Интервью как метод изучения ситуации

Сведения, которые может получить журналист в беседе, разнообразны: это и факты, и мнения, и объяснения, и предположения и прогнозы. В зависимости то того, что журналист намерен получить в ходе беседы (факты или комментарии к ним), интервью делятся на так называемые докумен­тальные интервью — изучение событий прошлого, уточнение фактов и интервью мнений, цель которых — выявление оценок, взглядов, суждений и т. п.

К журналисту, отправляющемуся на беседу, предъявляется два основных требования: «Интервьюер дол­жен обладать умением «сходиться с людьми», располагающи­ми информацией, а также тщательная подготовка к интервьюированию.

У интервью есть поведенческие стилистические приемы.

Конфронтационный стиль проявляется, когда журналист не доверяет своему источнику и в каждом событии ищет двойной смысл. Его вопросы часто бывают нелицеприятными, и собе­седник ждет подвоха.

Элитарный стиль сводится к обостренному чувству социальной ответственности журналиста, который стоит на страже интересов определенных социальных групп.

В контексте партнерского подхода сбор информации осуществляется не с помощью ролевых функ­ции «сборщиков и поставщиков» сведений, а в процессе человеческой коммуникации и равноправного взаимодействия двух (или более) людей. Этот подход требует большей самоотдачи автора и проник­новения в мир собеседника, понимания его убежде­ний, установок, мотивов, даже если это не столь важно для журналистской «истории».

Работу над интервью можно разложить на три последова­тельные стадии: подготовка, проведение, завершение.

Готовясь к беседе, журналист, как правило, решает не только различного рода организационные вопросы, но и продумывает тему будущей беседы, знакомится со специаль­ной литературой, составляет приблизительный вопросни. Все эти моменты, несомненно, могут сказаться на результативно­сти встречи.

В целом, большинство журналистов придерживаются нестро­гих правил планирования интервью.

– Преамбула интервью, или «разминка», — это разговор для «наведения мостов», его тема может и не перекликаться с основной задачей интервью.

– В начале интервью задаются нетрудные для собеседника, например фактические, вопросы.

– Далее можно приступать к основным вопросам.

– Самый главный вопрос, ради которого интервью и затевалось, стоит припасти напоследок.

– Очень важен заключительный этап интервью, в котором, как правило, заранее можно спланировать только время оконча­ния. Соблюдать договоренность о продолжительности интервью — хороший тон.

– Заканчивайте интервью строго в условленное время. Толь­ко сам собеседник может предложить вам его продолжить.

– Собеседник может, сам того не замечая, посылать вам знаки того, что пора завершать беседу. Это сигналы к тому, что беседу надо прекратить или перенести на другое время.

– Завершая интервью, не поленитесь просмотреть свои за­писи. Это займет немного времени, зато вы оградите себя от возможных ошибок: забытых вопросов или непроверенных имен и т.п.

– Напоследок можно поинтересоваться, не хочет ли ваш со­беседник добавить что-нибудь к сказанному. Возможно, о самом главном для него вы и не спросили.

– Интервью желательно завершать на положительной ноте. В заключение можно спросить о чем-нибудь приятном для со­беседника. Иногда вполне уместны вопросы о детях (внуках), домашних животных (собаках, кошках).

– Не ослабляйте внимания, когда стоите на пороге: именно в этот момент ваш собеседник может сказать самое интересное.

Интервью

Интервью – литературный пересказ беседы с человеком, мнения и взгляды, соображения и предположения которого по определенным вопросам имеют общественный интерес.

Специфика интервью как жанра заключается в том, что в его тексте внешне главенствует точка зрения не автора, а собеседника журналиста. Искусство интервью заключается в том, что аудитория всегда получает возможность соотнести взгляд публициста со взглядом его собеседника.

К журналисту предъявляется два основных требования: «Интервьюер дол­жен обладать умением «сходиться с людьми», располагающи­ми информацией... — это первое требование. Второе требование — тщательная подготовка к интервьюированию.

Готовясь к интервью, журналист решает не только организационные вопросы (о времени и месте встречи), но и продумывает тему будущей беседы, знакомится со специаль­ной литературой, составляет приблизительный вопросник.

От того, насколько ясны цели беседы, зависит успех всех последую­щих шагов. Ответив на ряд вопросов, можно прояснить цели:

Зачем вы хотите взять интервью?

Информационная заметка

Заметка – краткое информационное сообщение, отвечающее на вопросы Что? Где? Когда? Почему? и Зачем? с указанием на источник информации.

Важнейшие требования, предъявляемые к заметке:

Основное назначение жанра за­метки заключается в передаче актуальных новостей, поэтому ее структурно-композиционное построение должно быть под­чинено данной цели. Обычно журналисты выстраивают замет­ку по принципу перевернутой пирамиды: главный факт выно­сится в начало, а второстепенные ранжируются в материале в зависимости от их значимости. Данный подход позволяет со­кращать материал без ущерба для смысла.

Новость в авторской интерпретации представлена в лиде. ЛИД это фактологическая основа заметки, ее смысловой центр. Немаловажное значение для информационной заметки имеет и зачин, т.е. структура первого предложения. В зачине журналист может обозна­чить проблему, привести мнение какого-либо официального лица, констатировать итоги того или иного события и т. д.

Отчет. Публикации в форме отчета содержат постановку актуальных проблем действительности, анализ проблемных ситуаций, рассуждения и предположения. Роль журналиста состоит в том, что он придает выдержкам из докладов и речей экспрессивную стилистическую окраску, литературно обрабатывает их. Особенности работы журналиста над отчетом

1. Перед посещением заседания, конференции, съезда и т.п. нужно ознакомиться с повесткой дня, выступающими, сформулировать проблему, которая будет интересовать журналиста.

2. Обязательно личное присутствие на мероприятии, материал для отчета набирается при помощи метода наблюдения.

3. Обязательно получение всех возможных документов с мероприятия, т.к. понадобится их цитирование в тексте.

4. Интерпретация документов в отчете достаточно строгая, что не исключает эмоциональности.

5. Следующий шаг – выбор композиции – хронологический или тематический порядок изложения.

Использование социол-их методов в журналистике

Первый вариант использования социологии в журналистике – использование итогов социологического опроса. В информации, касающейся опроса, должен быть указан автор - социологическое агентство, проводившее исследование, репрезентативная выборка - сколько человек и каких категорий опрошено и обязательно сформулированы вопросы, без этого информация потеряет корректность.

Другой случай использования социологических методов – когда журналист проводит опросы по собственной инициативе. Если это происходит на уровне мнений – беседы с несколькими людьми на одну тему – это разновидность жанра «интервью». Другое дело, если журналист намеревается сделать статистические, социологические выводы из своего опроса, тогда он должен использовать в своей работе определенные социологические подходы (опросить достаточно большое число людей, использовать принцип репрезентативности). В социологии выработаны определенные принципы отбора респондентов: 1. Простой случайный от­бор. Этот метод применяется в тех случаях, когда в опросе необходимо зафиксировать естественный разброс мнений пред­ставителей разных социальных групп, отражающий разброс в генеральной совокупности. Применение этого метода целесообразно в тех случаях, когда известны парамет­ры отбора, которые с высокой степенью вероятности обеспе­чивают соблюдение значимых для исследования характерис­тик. 2. Метод «снежного кома». Метод представляет собой мо­дификацию социометрического опроса: у респондентов спрашивают, не знают ли они людей, подходящих по тем или иным признакам для включения в выборку. 3. Двухступенча­тая выборка. Из первоначально сформиро­ванной обширной выборки респондентов по определенным кри­териям отбирается подвыборка, которая и является основным объектом исследования.

Есть социологические особенности и в технике проведения беседы. Так под форма­лизованным интервью в социологии понимают стандартизированное и структурированное общение. Здесь, как и в анкетах, есть открытые, закрытые и полузакрытые вопросы. Интервью имеет четкую структуру, каждый вопрос логичес­ки вытекает из другого. Формализованное интервью предназна­чено для получения однотипной информации от каждого респондента.

В неформализованном интервью вопросы намечены тематически и определяются тeмой разговора, обстановкой беседы.

Различают также фокусированные интервью, которые большей частью ориен­тированы на изучение процессов восприятия Для достижения какой-то цели создается фокус-группа, избирается модератор (ведущий фокус-группы), составляются программа и процедура исследования и разворачивает­ся работа с фокус-группой по установленной программе. Часто журналисты используют в своей прак­тике экспертный опрос, потому что с помощью экспертов мож­но выявить глубинные тенденции в развитии того или иного события. Экспертом считают лицо, обладающее специальными знаниями в определенной области человеческой деятельности.

К социологическим методам относится также метод контент-анализа. Контент-анализ – анализ содержания текстового документа или множества документов путем подсчета частоты появления определенных элементов или кодифицированных признаков.

Этот метод требует четкого выделения единиц счета, без чего статистические результаты и выводы могут оказаться некорректными, а также, чтобы интересующие исследователя элементы содержания встречались с достаточной частотой.
История становления журналистики как спец-ти

Первый этап в становлении профессий информационно-коммуникативного цикла можно условно назвать мифологическим.

Именно тогда сформировалось специфическое отношение к слову как средству передачи познания и мышления. Такие особенности слова, как выражение смысла и способность передавать социальный опыт из поколения в поколение позволили сформировать специфическую сферу информационной коммуникативной деятельности.

Следующий этап в развитии информационно-коммуникативной деятельности человека начался с возникновением письменности (приблизительно 3 тыс. лет до н.э.). Появились написанные тексты, которые в отличие от устного, звучащего слова, можно было прочитать в любой временной отрезок и в любой точке пространства, даже значительно удаленной от автора текста. Эпоха возникновения письменности не предполагает еще отделения журналистики о других видов информационно-коммуникативной деятельности.

Следующий этап в развитии информационно-коммуникативной деятельности человека – античный.

Первой официальной «газетой» в Европе считается римская «Acta Diurna», появившаяся в 59 году до нашей эры во времена Ю. Цезаря. «Acta Diurna» сообщала гражданам о делах в сенате и о военных победах, о правительственных скандалах, судебных процессах и казнях.

В Азии газеты появляются чуть позже – в VШ-ом веке газеты появились в Пекине и распространялись в виде рукописных листовок.

Первые газетные тексты носили скорее информационный, чем публицистический характер.

Следующий этап в развитии информационно-коммуникативной деятельности исследователи называют протожурналистика и связывают с эпохой Возрождения. Именно в эпоху Возрождения формируется интеллигенция, многочисленный слой людей, для которых духовное творчество становится профессией. Человек в эту эпоху старался глубже осмыслить состояние общества (отсюда повышенный интерес к морали, эстетике, этике, историографии). С новой эпохой в книгопечатании вообще, и в современном газетном деле, в частности, связывают имя Иоганна Гутенберга, создавшего в 1447 году печатную машину. После этого начался бум издания информационных листовок, которые обслуживали растущий купеческий класс, снабжая новостями, важными для ведения торговли и коммерции. К концу XV века рукописные листовки появились во многих немецких городах.

В 1556 году правительство Венеции стало издавать «писаные новости», за которую читатели платили мелкой монеткой, называвшейся «gazetta». Считается, что именно отсюда пошло название «газета».

Говоря об особенностях развития публицистики в России, стоит отметить сильную связь первой российской публицистики с властью с одной стороны, и церковной литературой, с другой. Как известно, первую российскую газету «Ведомости» учредил Петр I, а первые произведения древнерусской литературы – Жития Феофана Заточника и протопопа Аввакума (XVI в.), который пишет публицистические произведения о расколе в церкви и старообрядчестве.

В первой половине XVII века газеты стали выходить в виде регулярных изданий. Первые современные газеты появились в западноевропейских странах – Германии, Франции, Бельгии и Англии. Эти периодические издания писали в основном о том, что происходит в Европе, а иногда публиковали информацию из Америки или Азии.

Начавшийся в 19 в. период развития журналистики называют «новый журнализм». Одним из отличительных признаков «нового журнализма» XIX в. явилось то, что фундаментальной функцией газеты становилось распространение информации, а не «взглядов и мнений». Только на рубеже XX в. оперативность становится эталоном журналистского мастерства.

К середине XIX века газеты были главным способом распространения и получения информации.

В XIX в. развивается аналитическая журналистика. Она исследовала избранный предмет или явление: каковы причины его возникновения, в чем особенности развития, к чему это приведет в дальнейшем.

Журналистика становится профессией только к началу XX в. В начале XX в. как в Европе, так и в Америке получает развитие журналистское образование. Первый специальный факультет журналистики появился в 1908 году в США. В 1926 году создана первая международная организация – Международная Федерация журналистов.

Комментарий

Комментарий – аналитический жанр журналистики, представляющий собой отклик на конкретные события в форме монолога автора.

  1. Предметом комментария может быть новость, а может – факт, уже обнародованный ранее. Важна здесь точка зрения на событие.

  2. Основа жанра – рассуждение по тому или иному поводу.

  3. В комментарии зачастую присутствует прогностическая оценка факта или события. Данный прогноз - лишь один из возможных вариантов.

  4. Целостность текста комментария обеспечивается целостностью личности автора и его позицией.

  5. Автором комментария может быть и журналист, и приглашенный им эксперт, а также известные люди, которых взволновало определенное событие.

Корреспонденция

Корреспонденция – это аналитический жанр, вскрывающий объективную природу конкретных фактов действительности, объединенных одной проблемой и ограниченных временем, местом и числом действующих лиц, а также предлагающий варианты решения этой проблемы.

виды корреспонденции: оперативная (написанная по оперативному поводу) и проблемная (в которой учитывается система долго действующих факторов, не находящих разрешения).

Цель корреспонденции – дать представление о событии или проблеме локального характера и дать им истолкование, оценку.

Отличие корреспонденции от статьи носит также и лексико-стилистический характер. Основа корреспонденции – логико-эмоциональный монолог автора. Статья – более отстраненный жанр, где автор может излагать мысль внешне более бесстрастно.
Жанровые признаки корреспонденции:

– предмет исследования – отдельная ситуация в ее проблемном целом;

– выявление закономерностей развития текущей действительности на основе анализа конкретной жизненной ситуации;

– факт как основа текста, как повод для его интерпретации;

– аргументация носит не столько теоретический характер, сколько прямо вытекает из наглядных примеров, из обобщения описываемых фактов;

– явно или неявно функционирующая логическая цепочка: тезис – аргументация – демонстрация – вывод.

– обобщение – следствие сопоставления конкретных фактов, описанных и объясненных журналистом.

Метод наблюдения в журналистике

Метод наблюдения – один из самых популярных в журналистике.

Журналистское наблюдение всегда имеет целена­правленный характер и предполагает не только непосредствен­ное восприятие объективной действительности, но нередко и участие в ней журналиста для более глубокого изучения проис­ходящих на его глазах событий.

Наблюдение позволяет журналисту:

– проследить динамику развития события;

– собирать образные детали о людях, местах и событиях;

– проверять информацию, полученную из других источников;

– получать доказательства, свидетельства, которые невозможно найти другим путем – в беседе или при помощи анализа документов;

– восстановить событие для зрителей, читателей, слушателей;

– самостоятельно фиксировать наиболее значимые моменты события и в своих оценках быть независимым от чьего-либо мнения.

Как предотвратить возможные ошибки в ходе наблюдения?

1) подключить других наблюдателей для контроля полученных результатов;

2) обратиться к повторному наблюдению;

3) обеспечить перекрестный контроль результатов наблюдения другими методами (например, беседа с участниками события, работа с документами);

4) исключить оценочные термины, заниматься анализом после завершения наблюдения;

5) в ситуации, где на журналиста обращают много внимания, нужно провести какое-то время среди этих людей, дождавшись их естественного поведения, иначе данные наблюдения будут недостоверны.

Метод наблюдения разделяют по нескольким основаниям:

а) объекту наблюдения (прямое и косвенное);

б) месту проведения (полевое и лабораторное);

в) регулярности проведения (систематическое и несистематическое);

г) позиции наблюдателя в исследо­вании (включенное и невключенное).

Прямое наблюдение предполагает наблюдение самого объекта, а косвенное применяется в том случае, когда какой-либо объект нельзя наблюдать прямо, но можно обнаружить следствия, к которым он приводит в обществе. Полевое наблюдение предполагает ра­боту журналиста в естественных условиях, а лабораторное — в неких сконструированных журналистом ситуациях. По сути, лабораторное наблюдение – это журналистский эксперимент. Системати­ческое наблюдение предполагает обращенность журналиста к той или иной ситуации в определенные периоды времени, а несисте­матическое — спонтанность в выборе наблюдаемого явления. При невключенном наблюдении журналист находится за пределами на­блюдаемой ситуации и не входит в контакты с участниками собы­тия. Включенное наблюдение предполагает участие журналиста в самой ситуации.

Методологические основы журналист. творчества. Система методов

Понятие метод происходит от греческого слова «путь» и означает в широком смысле способ движения познания и способ применения практических навыков.

Методология журналистского творчества – это система используемых в творческом процессе знаний о закономерностях публицистики, сущности, системе и способах применения методов журналистского творчества.

Методы, применяемые в журналистике, можно разделить на общие, специальные и частные.

Общие – методы, применяемые во всех специальностях информационно-коммуникативного цикла. Общие методы часто не осознаются в процессе практической работы, задают общие принципы построения, тональность, философию текста.

Диалектический метод. Общий взгляд на мир, которому свойственно развитие. Журналист, исследуя любое явление, исследует и его развитие: источник проблемы, пути решения, перспективы ситуации.

Метод системного анализа социальных явлений. Журналист должен обладать социолог. мышлением, уметь совмещать политический и эстетический, экономический и этический правовой и философский подходы к анализу явлений жизни.

Метод индуктивного изложения учитывает особенности аудитории. Аудитория СМИ – массовая, нужно готовить тексты, к-рые будут поняты большим количеством людей. Отсюда основной принцип изложения – от простого к сложному.

Методы психологии. Журналисту необходимо знание психологии собеседника, от которого он собирается получить информацию, как к нему подойти, как реагировать на сложные моменты в разговоре.

Общена­учные методы анализа и интерпретации данных (классификация, группиров­ка, систематизация и т. д.) применяются при обработке собранной журналистом информации.

Специальные – методы, характерные для определенной сферы деятельности, в данном случае для журналистики. Эти методы отличают ее от родственных специальностей. Именно особая методика сбора и изложения информации делает журналистику журналистикой, особой профессией в ряду других коммуникативных специальностей. (наблюдение, эксперимент, интервью).

Частные методы – методы, применяемые в отдельных областях журналистики, которые имеют отношение к журналистской специализации. К частным методам относятся экономический, культурологический, этический, анализ, зависящие от специализации журналиста или от отдельных материалов на конкретные темы. В журналистике частные методы применяются в тех случаях, когда в силу каких-то обстоятельств нельзя получить информацию иным путем.

Методы изложения в журналист. творч-ве. Методы изложения фактологич. средств

Методы изложения – это система приемов представления аудитории полученного в ходе познания материала.

Типизация – подведение некоего единичного явления под определенный класс явлений. Например: Вовочка Иванов поступал как все двоечники: прогуливал школу и не учил уроки.

Характеристика представляет собой выводы относительно сущности того или иного человека или явления. При использовании в тексте характеристики необходимо обращать внимание на точность выводов относительно характеризуемого явления и аргументированность этих выводов.

Например: Вовочка Иванов был крайне любознателен и имел непоседливый нрав.

Рассуждение предъявляет и процесс мыслительной деятельности журналиста. Например: Вовочка Иванов был неоднократно замечен при наблюдении за жизнью окрестных котов, отсюда можно сделать вывод о его любознательной натуре.

Основные правила рассуждения:

Объяснение предполагает движение мысли обратное рассуждению, т.е. от вывода к его аргументации. Например: Я считал Вовочку Иванова натурой любознательной, потому что он часто наблюдал жизнь окрестных котов.

Констатация – простое называние факта. Например: Вовочка Иванов – ученик средней школы № 123 г. Омска.

Описание (репортажное, реконструктивное) – воспроизведение реалий действительности в проявлениях через отбор характерных слышимых и видимых деталей. В отличие от характеристики это чаще всего оценка внешних сторон предмета, человека или явления. Репортажное описание – описание того, что журналист слышал и видел сам, находясь на месте события, а реконструктивное описание предполагает реконструкцию происходящего со слов очевидцев.

Например: Вовочка Иванов очень любил надевать ярко-оранжевую куртку с красными полосами через всю грудь.

Повествование (репортажное, реконструктивное) – последовательное воспроизведение основных моментов происходящего. Например: Однажды Вовочка Иванов пошел в школу. Увидев черного кота, который переходил ему дорогу, Вова засвистел, что было силы.

Методы изложения культорологич-х средств

Методы изложения – это система приемов представления аудитории полученного в ходе познания материала.

Цитирование – изложение мысли источника посредством прямой речи.

«ОмГТУ успешно прошел аттестацию и аккредитацию» – сказал на последнем заседании Ученого совета ректор ОмГТУ Н.С. Жилин.

Изложение – передача мыслей источника посредством косвенной речи.

Ректор ОмГТУ Н.С. Жилин сообщил на последнем заседании Ученого совета, что наш вуз успешно прошел аттестацию и аккредитацию

Переосмысление – сообщение о том, что мысль автора входит в противоречие с мыслью источника сообщения.

Несмотря на то, что ректор сообщил об аттестации и аккредитации, у нас есть повод в этом сомневаться.

Апеллирование – ссылка на источник информации.

По сообщению информационного агентства «ПаРи-информ», ОмГТУ успешно прошел аттестацию и аккредитацию.

Словесная инкрустация – введение отдельных лексических единиц в виде вкраплений «инкрустирования» в текст. Наиболее часто словесная инкрустация используется в том случае, если источник сообщения понятен уже по цитате, нет необходимости приводить в тексте его фамилию и должность.

Работа Госдумы в этом году была названа этим депутатом «однозначно» малопродуктивной.

Определение жанра. Сист. журналист-х жанров. Виды жанров

модель жанра приобретает качества своеобразной темы для вариаций в зависимости от темы журналистского материала, предмета, целей и средств изображения в тексте.

Жанры в журналистике – устойчивые группы публикаций, объединенные сходными содержательно-формальными признаками. Эти признаки называются жанрообразующими факторами.

Каждый жанр постоянно связан с определенным типом жизненного материала, рассматриваемого автором; предназначен для решения определенной информационной задачи; каждому жанру соответствует определенный метод работы с информацией.

выделяются три группы жанров: 1) информационные, 2) аналитические,

3) художественно-публицистические.

Информационные жанры предназначены оперативно информировать аудиторию о наиболее важных для нее событиях, связанных с актуальными ее потребностями; способствовать формированию у читателя максимально объективной картины окружающей действительности.

В материалах аналитических жанров речь идет о более глубоком анализе действительности, о разъяснении и интерпретации актуальных проблем, сути и значения современных событий и ситуаций.

В материалах художественно-публицистических жанров журналист передает аудитории свое представление об актуальной реальности с помощью художественной типизации. При этом он должен осуществлять ее таким образом, чтобы не исказить реальное положение дел, которого касается эта типизация.

Особенности журналистского текста

Журналистский текст является одной из разновидностей текста в универсальном смысле.

ряд характеристик текста.

1. знаковость, Знаки могут быть письменными – это средства естественного языка. Именно этим языком воспроизводится вербальное содержание газет и журналов. В процессе текстообразования используются также иконические знаки – для создания изобразительных текстов, иллюстраций. 2. отграниченность, то есть противопоставление группы знаков, образующих текст, сторонним, не входящим в его состав знакам. 3. Структурность – внутренняя организация, которая позволяет тексту стать цельным произведением, не рассыпаться на отдельные чужеродные ингредиенты.

В основе тематического единства лежит авторский замысел.

Тема и идея текста. Тема – обозначение конкретной реальной ситуации, взятой в отношении к масштабной общественной проблеме под определенным углом зрения. Идея – глав­ная мысль произведения, в которой воплощается авторское «открытие» — достигнутое им понимание предмета и цели повес­твования, представляющее для аудитории определенную ценность.

Идея носит программный характер, предстает перед читателем как программа деятельности, которую необходимо осуществить для решения той или иной проблемы.

Различают опорную идею и рабочую идею. В качестве опорной выступает информация о систе­ме ценностей, на которые опирается в материале журналист, побуждая адресата соотнести их с собственными ценностями и принять или не принять его оценку ситуации и трактовку проблемы.

В каче­стве рабочей идеи выступает информация, выработанная непосредственно в ходе освоения реальной конкретной ситуации и побуждающая к внешним или внутренним действиям для разрешения проблемы, то есть собственно журналистская ин­формация.

Форма – конкретный способ оформления мыслей автора. Монтаж – это определенный этап работы над журналистским произведением, средство организации текста. следует выдерживать смысловую, стилистическую, интонационную цельность найденных монтажных приемов, стремясь к эстетической завершенности текста.

Композиция есть средство организации текста, выступающее как система правил его построения с точки зрения сочетания подтем. Необходимое и достаточное количество подтем в журналист­ском тексте должно соответствовать количеству стоящих пе­ред автором задач по организации контакта текста с адреса­том информации.

Особенности личности журналиста

биологически запрограммированные свойства человеческой личности.

Гендерная характеристика. Журналистская профессия — традиционно мужская, но, как и многие другие специальности, постепенно феминизируется. Причем, кроме общей тенденции к феминизации женских профессий, этому есть и психологическое объяснение: полушария головного мозга лучше координируются у женщин, чем у мужчин. Поэтому решения, принятые женщинами, более адекватны многообразию мира, в целом они отражают мир более объективно, чем мужчины.

Возраст. Журналист достигает мастерства и профессионализма в пору зрелости. По данным российско-американского исследования, средний возраст российского журналиста 41 год, а американского — 38 лет.

Тип личности журналиста. Публичная журналистская профессия предполагает экстравертный, то есть открытый, хорошо приспосабливающийся к обстоятельствам тип личности. Но известно, что замкнутый, сосредоточенный интровертный тип личности часто характеризуют творческую личность, какой и является журналист. Поэтому журналистами чаще становятся амбоверты, сочетающие в себе открытость и сосредоточенность.

Темперамент. Выделяют четыре типа темперамента:

– сангвиники характеризуются живостью, быстрой возбудимостью и легкой сменяемостью эмоций;

– холерики характеризуются быстротой действий, сильными, быстро возникающими чувствами, ярко отражающимися в речи, жестах, мимике;

– меланхолики характеризуются повышенной впечатлительностью, относительно незначительным внешним выражением чувств, меланхолик – это человек, склонный к депрессии, настроениям грусти, подавленности;

– флегматики характеризуются медлительностью, спокойствием, слабым проявлением чувств вовне.

Предпочтительнее на взгляд ученых в стрессовой, напряженной профессии журналиста сангвиники. Они обладают хорошей реакцией, легко откликаются на то, что происходит вокруг, быстрее справляются с неприятностями. Однако и здесь многое зависит от специализации.

Среди социальных типов характера важную роль играют два – рыночный и продуктивный.

Рыночный тип социального характера журналиста характерен для современного общества. У него нет индивидуальности, обладает эклектичным, манипулятивным мышлением, эгоистичен, агрессивен. Готов на все, вплоть до дезинформации.

Продуктивный тип противостоит рыночному. Это независимый, честный, творчески мыслящий журналист.

Способности. Основными для журналиста считаются литературные способности. Совершенное владение словом для журналиста обязательно.

Основой способностей служит интеллект, обуславливающий усвоение журналистом знаний и опыта, их сохранение, использование в практике.

Стили журналистского мышления:

– мифологическое (игнорирующее противоречия);

– формально логическое (стремящееся к уничтожению или примирению противоречий);

– диалектическое (ориентированное на выявление противоречий как движущей силы любых явлений).

Эмоции. Среди журналистов подавляющее большинство – эмоционально устойчивые люди, оптимистично настроенные по отношению к окружающей действительности.

Творческая индивидуальность журналиста

Соответствие между социальной ролью, принципами деятельности и внутренними мотивами рождает творческую индивидуальность в журналистике.

Необходимость яркой, творческой индивидуальности обусловлена тем, что: во-первых, журналистика несет разноплановую информацию, во-вторых, в процессе взаимодействия журналистики и аудитории существует предел обезличивания, за которым эффективность влияния на аудиторию падает.

Типология творческих индивидуальностей в журналистике:

– тип творческой ориентации (нацелен на самовыражение, преобразование социальных ситуаций);

– тип информационно-преобразующей деятельности (исследователи);

– тип предметно-активного отношения к действительности (универсально-активные, выполняют практические, организаторские функции).

Регуляторами творческой индивидуальности выступают самоорганизация, самоконтроль, саморегуляция, нормы профессиональной этики.

Особенности познавательной деятельности журналиста

Методы журналистского творчества делятся на методы изучения действительности и методы изложения.

Материал, написанный журналистом, одновременно явл-ся результатом освоения действительности, поскольку содержит в себе информацию, собранную и переработанную журналистом, и результатом творческого воплощения этих знаний в форме текста с оригинальной формой подачи. Журналистский текст представляет собой синтез интерпретации сведений, полученных журналистом из разных источников. Итак, познавательная деятельность журналиста включается в структуру творческого акта. В чем же особенности познавательной деятельности журналиста?

Каждый отдельный человек познает объективную действительность, создавая ее образ в своем внутреннем мире непосредственно и опосредованно, через собственный контакт с нею и через информационные продукты, созданные другими людьми, выступающими как субъекты разных видов творческой деятельности. Одна из функций журналистики – информационная. Первоочередная задача журналистов – создавать информационные продукты оперативного пользования, предназначенные для оперативного познания изменений действительности. Журналистские тексты становятся, таким образом, одним из источников познания мира и ориентации в нем для большого числа людей.

Творческий процесс всегда начинается освоением действительности. Первый этап творчества – возникновение или обнаружение проблемной ситуации журналистом. В дальнейшем освоение и разрешение проблемной ситуации строится на накоплении и систематизации знаний по проблеме. Без накопления информации не преодолеть той проблемной ситуации, какой является начало любого творческого акта.

Очерк

Очерк – художественно-публицистический жанр, в образной форме исследующий закономерности социального бытия человека и развития общественных процессов, а также конкретные ситуации реальной действительности.

Очерк как жанр журналистики имеет сложную и многогранную природу. Автором создается или преимущественно-художественная, или преимущественно-теоретическая концепция отображаемого предмета. И уже в рамках той или иной концепции собираются или «перерабатываются» эмпирические факты.

В очерке достоверная картина действительности создается с помощью образного мышления. В очерке возможны два способа типизации – собирательная и избирательная. В первом случае в вымышленном событии обозначаются признаки определенного типа социального поведения, характера или явления. Во втором – в реальном, единичном персонаже или действии выявляются черты и свойства, принадлежащие данному типу людей или событий.

Повествование в очерке ведется от лица биографического автора, то есть от лица реально существующего журналиста.

В очерке существенную роль играет домысел.

Опасность для журналиста заключается в том, что порой, увлекшись своими мыслями, он забывает об образном насыщении материала, и тогда вместо очерка получа­ется статья.

Прогноз

Становление этого жанра происходило в течение последних десяти лет и напрямую связано с процессами реформирования общества.

Прогноз — это рассуждение журналиста о будущем, выбор наиболее вероятной перспективы развития ситуации.

Прогноз следует отличать от гипотезы, которая может быть обращена не только в будущее, но и в прошлое и касаться явлений, существующих в настоящем.

Прогноз отличается от версии. Версия — это возможный вариант развития события, существующий на равных правах с другими, а прогноз – наиболее вероятный вариант. Версия обычно объясняет уже свершившиеся факты, а прогноз излагает вариант развития какого-либо явления в будущем.

Журналист может составить прогноз только в том случае, если он обладает подробными и обширными знаниями о явлении.

Версия

Версия как жанр журналистики базируется на неполных доказательствах, на предположениях автора, поэтому хорошо написанная версия исключает категоричность выводов журналиста.

Журналист при помощи домысла реконструирует неизвестные детали какого-то достоверного события, с тем, чтобы воссоздать полную и, по его мнению, наиболее вероятную картину развития событий.

Цель создания и публикации версии – познакомить аудиторию с «промежуточными» результатами анализа какого-либо события, явления, представить на суд читателей, зрителей, слушателей авторское толкование происходящего.

Работа с источником инф-ции

Источником информации для журналиста выступает предмет реальности, контакт с которым пополняет сознание корреспондента новыми данными об этой реальности. Выделяют три типа источников информации: 1.Документ: 1) материальный носитель записи, с зафиксированной на нем информацией для передачи во времени и пространстве; 2) официальная бумага, созданная для подтверждения какого-либо факта или права на что-то. Для журналиста одинаково значим и личный дневник, и фотографии, сделанные участником события и официальная бумага, сообщающая о чем-то, представляющем для общественности несомненный интерес. И то и другое для журналиста является документом. 2.Человек – центральное звено информационной среды. Это свидетель и участник происходящих событий и потому знающий о них больше, чем другие; носитель информации о себе, о своем субъективном мире; и транслятор информации, полученной от других.

Работать с людьми как источниками информации интереснее, но и сложнее всего. Человек в зависимости от настроения, может не захотеть разговаривать на интересующую журналиста тему.

3. Предметно-вещественная среда – обстановка, которая окружает человека. Сведения из этого источника информации собираются журналистом, как правило, в утилитарных целях и становятся эмпирическим фактом для общих выводов. Предметно-вещественная среда может быть источником информации о жизни человека, его вкусах, пристрастиях. Иногда она даже становится самостоятельным героем целого цикла передач. В этой связи можно назвать «Вещи века» на НТВ. До какой-то степени окружающая обстановка является «героем» такой передачи как «Квартирный вопрос».

Приступая к работе с источниками информации, журналист решает три главные проблемы: выбор источника информации, обеспечение доступа к нему и проверка полученных сведений.

Для правильного выбора источника информации целесообразно ответить на ряд вопросов:

Какая организация занимается вопросами, которые интересуют корреспондента?

Кто является ключевыми фигурами?

Кто может дать исчерпывающую и точную информацию?

Слухами как источником информации можно пользоваться, предварительно обезопасив себя необходимыми познавательными процедурами:

В любой другой ситуации и редакция и журналист берут на себя всю возможную ответственность.

Анонимная информация может быть использована, если хотя бы еще один источник ее подтвердит.

Закон о СМИ и этические кодексы журналистов регламентируют правила поведения и этические нормы в работе с источниками информации.

Не следует:

Рейтинг

Название жанра переводится с английского как «оценка», «классификация». Рейтинг как жанр появился в российской прессе в начале 90-х годов.

жанровые признаки рейтинга:

– Цель рейтинга – ранжирование сходных явлений по какому-то конкретному признаку, что позволяет аудитории ориентироваться в определенной сфере деятельности человека.

– Основные методы, применяемые при составлении рейтинга – аналогия и сравнение.

Рейтинг относят к аналитическим жанрам потому, что в ходе его составления осуществляется сравнительный анализ объектов, попавших в поле зрения специалистов – экспертов или журналистов. Рейтинги в периодической печати различаются и по объему. Они могут быть размером в десять — двадцать строк, а могут занимать и несколько газетных полос.

Репортаж

Понятие «репортаж» возникло в первой половине XIX в. и происходит от латинского слова, означающего «передавать», «сообщать».

Репортаж – информационный жанр журналистики, дающий наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора – очевидца или участника события.

Время в репортаже прерывисто, условно, ибо не соответствует по продолжительности реальному времени описываемого события. Последовательность описания создает эффект присутствия репортера и читателя на месте события.

особенности работы журналиста над репортажем:

  1. Основной метод сбора материала в репортаже – наблюдение;

  2. Перед началом наблюдения журналист формулирует проблему, которая его волнует;

  3. Наблюдая, журналист фиксирует детали происходящего, важные с точки зрения выбранной проблемы, а также эмоции, настроения и проявления чувств, участвующих в событии людей;

  4. Журналист беседует со специалистами, очевидцами и участниками события, чтобы проверить правильность своих наблюдений, получить дополнительные сведения о том, чего сам наблюдать не смог;

  5. Формулирует концепцию, включающую идею будущего текста и аргументацию этой идеи, а также намечает композицию, лексико-стилистические, эмоционально-образные компоненты будущего текста;

  6. Предусматривает в тексте эффект присутствия, динамизм происходящего события, описание, содержащее элемент новизны и личностное восприятие события.

Рецензия

Предметом анализа в ней является уже однажды отраженная действительность – в произведениях искусства, науки, публицистики и т. п. «Рецензия» в переводе с латинского означает «оценка». Автор всегда оценивает произведение со своей точки зрения. Главные задачи рецензента – ориентация аудитории в тех проблемах, о которых говорят создатели книги, спектакля или живописного полотна. В рецензии чаще всего рассматривается одно произведение, иногда – несколько, объединенных общностью темы.

Процесс создания текста рецензии отражает ход мышления журналиста, при этом выделяются четыре этапа:

  1. восприятие произведения;

  2. размышление над прочитанным, увиденным, услышанным;

  3. практическое осуществление анализа, то есть определение темы и идеи произведения, системы образов, выражающих замысел художника, структурно-композиционных особенностей произведения, характера конфликта как его движущей силы, своеобразия языка и стиля;

  4. собственно написание текста.

Основу рецензии составляет анализ, поэтому необходимо, чтобы он был всесторонним, объективным. Автор рецензии должен уметь заметить в анализируемом произведении то новое, что может стать «центром», вокруг которого будут «вращаться» его мысли, суждения.

Слухи как источник инф-ции

Приступая к работе с источниками информации, журналист решает 3 главные проблемы: выбор источника информации, обеспечение доступа к нему и проверка полученных сведений.

Слухами как источником информации можно пользоваться, предварительно обезопасив себя необходимыми познавательными процедурами:

В любой другой ситуации и редакция и журналист берут на себя всю возможную ответственность.

Анонимная информация может быть использована, если хотя бы еще один источник ее подтвердит.

Закон о СМИ и этические кодексы журналистов регламентируют правила поведения и этические нормы в работе с источниками информации.

Не следует:


Специфика журналистики как информационно-коммуникационной деят-ти

Система СМИ выделяется на основе общности объекта воздействия – аудитории, общности закономерностей развития, общности функций.

Творчество в общем виде – проявление нового в любой области человеческой практики. Журналистика пронизана творчеством: сотруднику СМИ приходится принимать решения в конкретных условиях, иногда опровергая схемы, бытовавшие в социальной практике, стереотипы поведения и восприятия людей. Но труд журналиста также подчинен определенным алгоритмам, технологии проведения интервью, работой с документами по определенной схеме. То есть схемы, наработанные практикой, методы решения творческих задач в журналистике тоже присутствуют. Ремесленное, технологичное и творческое в журналистике находятся в состоянии взаимодействия.

функции журналистики. Г. Лассуэлл в 1948 г. сформулировал три функции массовой коммуникации:

В 1960 г. профессор Пенсильванского университета Ч. Райт добавил к этим функциям еще одну - развлекательную (рекреативную).

Типом деятельности для журналистики является массовая коммуникация, которая:

Способы ориентации журналиста в информ-й среде

Свободная ориентация в информационной среде - один из основных показателей высокого профессионализма журналиста.

К основным способам информирования журналистов о происходящих событиях относятся брифинги, презентации, пресс-конференции, пресс-релизы, и другая информация, экстренные сообщения по факсу или электронной почте.

Источником информации выступает предмет реальности, контакт с которым пополняет сознание корреспондента новыми данными об этой реальности. Типы источников информации:

Документ: 1) материал. носитель, с зафиксированной на нем информацией для передачи во времени и пространстве; 2) офиц. бумага, созданная для подтверждения какого-либо факта или права на что-то. И то и другое для журналиста является документом.

Человек – центральное звено информационной среды. Это свидетель и участник происходящих событий и потому знающий о них больше, чем другие;

При работе с чел-ком нужно учитывать интересы личности, ее направленность, способности человека, его возможности.

Предметно-вещественная среда – обстановка, которая окружает человека. Сведения из этого источника информации собираются журналистом, как правило, становятся эмпирическим фактом для общих выводов. Предметно-вещественная среда может быть источником информации о жизни человека, его вкусах, пристрастиях.

Приступая к работе с источниками информации, журналист решает три главные проблемы: выбор источника информации, обеспечение доступа к нему и проверка полученных сведений.

Слухами как источником информации можно пользоваться, предварительно обезопасив себя необходимыми познавательными процедурами:

В любой другой ситуации и редакция и журналист берут на себя всю возможную ответственность.

Анонимная информация может быть использована, если хотя бы еще один источник ее подтвердит.

Статья

Статья как жанр – это аналитический текст, в котором содержится информация о состоявшемся событии независимо от временных рамок, а также анализ какого-либо события или явления, выявление их причин и следствий с целью определить их общественную значимость.

Название жанра произошло от латинского слова «articlus» и первоначально означало «часть целого».

Задача любой статьи – помочь читателям разобраться в каких-то важных процессах или проинформировать их об актуальных для общества проблемах.

Статья имеет трехчленную структуру: те­зис (начало), аргументы (основная часть), вывод (концов­ка).

Аналитическая (проблемная) статья обращается к актуальным практическим проблемам отдельных сфер человеческой жизни и деятельности. Автор аналитической статьи ставит целью – выявить причины ситуации, сложившейся в той или иной сфере производства, оценить эти ситуации, проблемы, стоящие на пути решения тех или иных практических задач.

Подготовка проблемной статьи начинается с изучения проблемной ситуации, конфликта, существующего в реальности между желаемым и возможным.

Чем больше журналист знает о том предмете, который исследует, тем больше у него шансов выступить с интересным материалом.

Получив подобную информацию, автор может сформулировать основную проблему для обсуждения в будущем выступлении.

Хорошая проблемная статья обязательно содержит ответ на вопрос, который задал себе журналист в ходе работы над материалом, предложение путей решения проблемы, программы действий по ее устранению, прогноз развития проблемной ситуации.

Структура творческого процесса

Создание журналистского произведения всегда обусловлено рядом взаимозависимых процессов, таких как поиск и рождение темы, набросок плана будущего произведения, композиционное его оформление.

Исходным для творческого акта оказывается такой момент, в ходе которого журналист осознает поступившие в его распоряжение сведения о конкретной реальной ситуации или масштабной общественной проблеме как сигнал к оперативным действиям. Это может произойти в ходе наблюдения, в ходе изучения документов и т.д.

Устойчивым в структуре творч-го процесса будет явл-ся алгоритм построения работы над текстом.

Основные этапы творческого процесса журналиста:

1.Возникновение проблемной ситуации, обнаружение проблемы журналистом.

2. Формулировка темы.

3. Возникновение замысла.

4. Формирование прогноза, гипотезы.

5. Верификационный этап.

6. Упорядочение, классификация, отбор материала.

7. Составление плана – схемы произведения.

8. Композиционный этап: размещение материала.

Проблемные ситуации можно рассматривать как внешние условия, побуждающие журналиста к творчеству. Сам выбор темы как проблемной ситуации уже есть творческий процесс. Это открытие нового – увидеть проблему, о которой никто еще не говорил или наоборот, посмотреть на давно известную проблемную ситуацию другими глазами.

После того, как некая проблема сформулирована журналистом в виде вопроса, он начинает искать ответ на этот вопрос: просматривать документы, наблюдать за развитием ситуации, ставить журналистские эксперименты и т.д.

Задумывая некую публикацию, журналист, должен определить тему. Тема рождается в виде какой-то новой интересной идеи или нового поворота в известной ситуации. Натолкнуть на тему может и факт, событие, позволяющее по-новому взглянуть на происходящее.

После того, как тема сформулирована, начинается подготовительная работа. При этом очень важно представлять, насколько выбранная тема актуальна, будет ли она представлять интерес для аудитории, что потребуется для ее реализации.

Определившись с темой, журналист приступает к формированию его замысла. Замысел — первая ступень творческого процесса, первоначальный набросок будущего произведения. Замысел уже в большей степени, чем тема и идея соотносятся с формой будущего произведения.

Для успешной реализации замысла необходимо накопление конкретного жизненного материала, который ляжет в основу будущего произведения. В этом может быть полезна не только работа с источниками информации по данной проблеме, но и случайные жизненные факты, вскользь брошенная фраза, мимолетная зарисовка с натуры, письмо читателя. Все это может храниться в записных книжках журналиста в течение многих лет.

Для преодоления «пустот», не позволяющих увидеть объект во всей его целостности, выдвигаются различного рода гипотезы, состоятельность которых проверяется на практике. Гипотезы выдвигаются журналистом для того, чтобы дать предположительные, наиболее вероятные ответы на вопросы, поставленные журналистом в начале работы. Гипотеза может быть одним из способов решения проблемы, которую поднимает своим произведением журналист.

Только после того, как журналист определится с темой, замыслом, выработает рабочую гипотезу, он может начать собирать необходимые факты и только тогда его поиск будет успешен.

Следующий этап работы над журналистским произведением – верификация (проверка) рабочей идеи.

Следующий этап журналистского творчества – упорядочение, классификация, отбор материала, уточнение авторской позиции. На этом этапе журналист обдумывает композиционное построение и план будущего произведения.

Дальнейшая работа над произведением связана с конкретизацией рабочей идеи: журналисту необходимо определиться в своей нравственной или идеологической позиции, в своем видении жизненной ситуации и в выражении собственного отношения к ней.

Фельетон

Фельетон – художественно-публицистический жанр журналистики, вскрывающий сатирическое содержание отрицательного факта или явления действительности. Слово фельетон в переводе с французского означает «листок».

Главная задача фельетона – осмеять. Но не обязательно вызвать смех.

Одно из главных условий успеха фельетона – верное определение социальной сущности рассматриваемых фактов, правильная позиция автора.

Подготовка к созданию фельетона начинается с поиска так называемого «фельетонного факта» или, если это не очевидно – то с выявления комической сути негативных явлений.

Основу типизации в фельетоне составляет комическое заострение – преувеличение или преуменьшение черт, свойств и признаков изображаемого явления. В качестве средств для создания эффекта комического заострения в фельетоне используются гротеск, гипербола, пародирование. В основе приема лежит сознательное нарушение не только лексико-стилистических норм языка, но и – что более принципиально – нарушение внешнего правдоподобия в изображении предмета или явления, нарочитое смещение пропорций описываемого факта.

Формы и ход познавательного процесса

Формы познават. процесса различаются по объему задач, по их составу, по конкретным условиям, в которых они решаются.

Ознакомление. Наиболее простой вариант познавательного процесса демонстрирует нам новостная журналистика. Познавательный процесс наименее продолжителен и направлен на сбор фактов, хотя к этому не сводится. Предмет познания – новость – свершившийся в действительности факт, существенным образом меняющий ситуацию. Задача журналиста состоит в том, чтобы установить этот факт (в границах Что, Где, Когда) и определить насколько существенные изменения в положении дел он вызывает (Почему и Зачем). Однако глубокого собственного проникновения в неочевидные связи при этом не требуется, для этого существует комментарий экспертов и ответственных лиц. Познавательный процесс протекает в данном случае как ознакомление с ситуацией, занимает сравнительно немного времени и опирается на здравый смысл.

При подготовке проблемно-аналитических материалов мы имеем дело с другой формой познавательного процесса – с журналистским исследованием ситуации. Журналист призван определить существо происходящих событий, тенденции их развития, обнаружить корни возникающих проблем и возможные пути их устранения. Предмет познания в данном случае – ситуация в целом, взятая под углом зрения более широкой проблемы, касающейся многих людей.

Третий вариант познавательного процесса в журналистике – журналистское расследование. Предмет познания в данном случае – ситуация, состоящая из фактов, значительная часть которых намеренно скрывается, а связи между фактами, если они обнаруживаются, подаются не в истинном свете. Познавательная задача здесь оказывается довольно сложной: добыть скрываемые данные и понять их суть, их значение. Журналисту приходится сталкиваться с нестандартными ситуациями, принимать нестандартные решения и брать ответственность на себя.

Беседа в условиях конфликта
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации