Реферат - Учение об обществе Г. Спенсера - файл n1.doc

Реферат - Учение об обществе Г. Спенсера
скачать (70 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc70kb.08.07.2012 21:02скачать

n1.doc



Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………..3

  1. Основы учения Герберта Спенсера………………………………………………………..4

  2. Системные принципы развития общества Герберта Спенсера..……………….……….5

  3. Социальная политика в учении Герберта Спенсера………………………...……………7

  4. Общественное мнение…………………………………………………………………..….9

Заключение ………………………………………………………………………………..………12

Список литературы…………..…………………………………………………………………....13

Введение
Герберт Спенсер (1820 — 1903) социолог, которого по праву считают не только одним из родоначальников позитивистской социологии, но и основоположником её органического направления.

Идеи Герберта Спенсера оказали громадное влияние на общественно-политическую мысль своего времени, несмотря на то, что это влияние не было однозначным. Своей уникальной научной эрудицией, убеждённостью в непреодолимости закономерностей социальной эволюции и историческом возвышении гражданского статуса человека, нравственной личности, разработкой конкретных поисковых социологических технологий Герберт Спенсер внёс существенный вклад в становление и развитие социологии.


  1. Основы учения Герберта Спенсера


Герберт Спенсер был последователем Огюста Конта и в согласии с его идеями считал, что мир делится на непознаваемое (сущности и причины) и познаваемое (явления и факты); наука может познавать лишь сходства и различия между явлениями, но не может проникнуть в их сущность. Поэтому не следует искать глубинные причины эволюции, поскольку обнаружить их невозможно, достаточно ограничиться описанием наблюдаемых фактов в природе, обществе, морали.

Однако между учениями Огюста Конта и Герберта Спенсера имели место и различия.
Во-первых, непознаваемое, по Герберту Спенсеру, – это «первоначальная причина», в признании которой сходятся наука и религия. В отличие от Огюста Конта, Герберт Спенсер был сторонником примирения науки и религии и считал, что каждая из них содержит истину и имеет основание в действительности, поэтому между наукой и религией должно иметь место согласие, а не конфликт. Наука и религия выражают противоположные стороны одного и того же факта: наука – видимую сторону, фиксируемую в опыте, религия – невидимую сторону, в опыте не фиксируемую. Необходимо отыскать конечную истину, которую признают обе стороны; этой истиной является постулат веры: наука верит в мир сущностей за поверхностью явлений, религия – в реальность абсолютного духовного первоначала мироздания.

Во-вторых, Огюст Конт считал образцом мышления теоретическую механику, Герберт Спенсер – биологию; по Огюсту Конту, свойства элемента определяются свойствами целого, в которое они входят (аналогия с механизмом, в котором конструкция определяет функции деталей), по Герберту Спенсеру, необходимо идти от биологического или социального «атома» к системе в процессе развития. Герберт Спенсер последовательно придерживался принципов эволюционизма в связи с важными открытиями в биологии своего времени и является основоположником органической школы в социологии в понимании общества (позиция органицизма).

Теоретические взгляды Спенсера формировались главным образом под воздействием естественных наук, которые в то время все чаще обращались к идее эволюции. Идея эволюции - центральный пункт учения Спенсера. Он определяет эволюцию таким образом: это интеграция (то есть объединение в целое) вещества, в ходе которого это вещество переходит с состояния неопределенной однородности до состояния определенной связанной разнородности.

Граница, за которую эволюция не может перейти, — это равновесие системы. Нарушение равновесия вызывает распад, с которого начинается новый эволюционный процесс. Все существующее проходит через этот цикл развития и распада, а затем и творения нового.

Общество — часть природы; оно не создано искусственно ни общей волей людей, ни Богом.

Центральной идеей всего его творчества была идея эволюции. Под эволюцией он понимал переход от неопределенной, бессвязной однородности к определенной, связной разнородности. Спенсер показал, что эволюция есть неотъемлемая черта всего окружающего нас мира и наблюдается не только во всех областях природы, но и в науке, искусстве, религии и философии.

У Спенсера выделено три вида эволюции: неорганическая, органическая и надорганическая. Надорганическая эволюция – это предмет социологии, которая занимается как описанием процесса развития общества, так и формулировкой основных законов, по которым эта эволюция протекает.

2. Системные принципы развития общества Герберта Спенсера

Строение общества он сравнивал с биологическим организмом: отдельные части являются аналогом отдельных частей организма, каждая из которых выполняет свою функцию. Он выделил три системы органов (социальных институтов) – поддерживающую (производство), распределительную (коммуникация) и регулятивную (управленческая). Любое общество, чтобы выжить, должно приспосабливаться к новым условиям окружающей среды – так происходит естественный отбор. В ходе такого приспособления происходит все более сильная специализация отдельных частей общества. В результате, как и организм, общество эволюционирует от более простых форм к более сложным. Или, иначе, содержание исторического процесса заключается в постепенном переходе от милитарного к промышленному типу обществ, от механичного принуждению к организованному объединению на основе общности интересов и сотрудничества.

Общество развивается по общим системным принципам:

• общество, как и биологический организм, в ходе своего развития наращивает массу (численность населения, материальные ресурсы и тому подобное);

• рост массы приводит к осложнению структуры. Относительно общества это находит свое проявление в росте числа социальных групп и сообществ, которые, в свою очередь, творят социальные институты как формы самоорганизации своей жизни; таких социальных институтов Спенсер насчитывает пять: домашние, обрядовые, политические, церковные, профессиональные;

• осложнение структуры сопровождается дифференциацией (делением) функций, которые выполняются отдельными частями. Относительно общества значат, что каждый социальный институт имеет свои, присущие ему функции, которые в совокупности обеспечивают существование общества с его разветвленной социальной структурой;

• дифференциация функций ведет к постепенному усилению взаимозависимости и взаимодействия частей. Относительно общества это означает четкое разграничение функций разных социальных институтов, деление сфер их влияния и ответственности. Если этот порядок нарушается и определенный социальный институт подменяет другие, — начинается регресс или распад социального организма. Спенсер особенно предостерегает против непомерного расширения полномочий и функций государства, которое со временем приводит к нарушению состояния равновесия общества;

• в биологическом организме части служат для целого. В обществе же целое существует ради частей, то есть общество существует для блага своих членов. Здесь Спенсер ставит, но не разрешает проблему соотношения человека и общества;

Используя для исследования социального развития понятия биологической эволюции (это получило название социал-дарвинизма), Спенсер во многом способствовал популяризации идей «естественного отбора» в обществе и «борьбы за существование», которые стали почвой для «научного» расизма.

Другой важной его идеей было выделение двух исторических типов общества – военного и промышленного. Тем самым он продолжил традицию формационного анализа общественной эволюции, заложенную Анри Сен-Симоном и Карлом Марксом.

Для обществ военного типа, по Спенсеру, характерна борьба за существование в форме вооруженных столкновений, заканчивающихся порабощением или уничтожением противника. Кооперация в таком обществе является принудительной. Здесь каждый работник занимается своим ремеслом, и сам же доставляет произведенный продукт потребителю.

Постепенно общество растет и происходит переход от домашнего производства к фабричному. Так возникает новый тип общества – промышленное. Здесь тоже существует борьба за существование, но уже в форме конкуренции. Этот вид борьбы связан со способностями и интеллектуальным развитием индивидов и приносит в итоге выгоду не только победителям, но и всему обществу в целом. Данное общество базируется на добровольной кооперации.

Большой заслугой Спенсера стало признание того, что процесс эволюции не прямолинеен. Он указывал, что промышленный тип общества может снова регрессировать в военный. Критикуя популярные социалистические идеи, он называл социализм возвращением к принципам военного общества с характерными для него чертами рабства.

3. Социальная политика в учении Герберта Спенсера

Продолжением социологического учения Спенсера выступают его взгляды на социальную политику. В отличие от Конта, который считает целесообразным реформированием общества с помощью централизованного государства, спенсер подчеркивает, что общество должно быть свободным от вмешательства правительств и реформаторов. Есть лишь логика вечных законов эволюции, которая отрицает и не допускает волевое вмешательство социальных институтов или отдельного человека.

Это следует из его доктрины выживания наиболее приспособленных к социальному окружению людей, естественной отбор. Те, которые не приспособятся, находятся на пути к вымиранию; выживут лишь те, чей интеллект преобладает интеллект других. Потому правительство и государство не должны потакать неприспособленным, разрабатывая социальную политику защиты и помощи больным, бедным, безработным и старым. Естественной отбор для Спенсера является стимулом общественного прогресса.

Аналогично Спенсер рассматривает и человека; он для него является только частицей природы, а его природным состоянием — агрессивность. Человек с давних времен — дикарь и полуживотное, асоциальное существо.

Лишь в процессе эволюции происходит ее социализация (то есть становление личности, усвоения ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу) с помощью социальных институтов.

Исследуя происхождение всех живых тел, а таковым Герберт Спенсер считал и
общество, он поставил перед собой задачу осуществить как можно больше
эмпирических обобщений для доказательства эволюционной гипотезы. Это
позволило бы ему утверждать с большей уверенностью, что эволюция
совершалась и совершается во всех областях природы, в том числе в науке и
искусстве, в религии и философии. Эволюционная гипотеза, считал Спенсер,
находит поддержку, как в многочисленных аналогиях, так и в непосредственных
данных. Рассматривая эволюцию как переход от неопределенной, бессвязной
однородности к определенной, связной разнородности, сопровождающей
рассеяние движения и интеграцию материй, он в работе «Основные начала»
различал три ее вида: неорганическую, органическую и надорганическую.
Особое внимание Г. Спенсером было уделено анализу надорганической эволюции
в другом труде «Основания социологии». Чем менее развитыми являются физические, эмоциональные и интеллектуальные способности человека, тем сильнее его зависимость от внешних условий существования, важнейшей частью которых может быть
соответствующее групповое образование. В борьбе за выживание человек и
группа совершают ряд непреднамеренных действий, объективно предопределенных
функций. Этими функциями, осуществляемыми членами определенных групп и
самими группами, определяются групповые организации и структуры,
соответствующие институты контроля за поведением членов групп. Такие
образования первобытных людей современным людям могут показаться очень
странными и нередко ненужными. Но для нецивилизованных людей, полагал
Спенсер, они необходимы, так как выполняют определенную социальную роль,
позволяют племени осуществлять соответствующую функцию, направленную на
поддержание его нормальной жизнедеятельности. Не располагая необходимыми непосредственными данными о функционировании общества как сложной социальной системы (эмпирическая социология появилась лишь в начале XX столетия). Спенсер старался провести последовательную аналогию между биологическим организмом и обществом как социальным организмом. Он утверждал, что непрерывный рост общества
позволяет смотреть на него как на организм. Общества, как и биологические
организмы, развиваются в «форме зародышей» и из небольших «масс» путем
увеличения единиц и расширения групп, соединения групп в большие группы и
соединения этих больших групп в еще большие группы. Первобытные
общественные группы, подобно группам простейших организмов, никогда не
достигают значительной величины путем «простого возрастания». Повторение
процессов образования обширных обществ путем соединения более мелких
приводит к соединению вторичных образований в третичные. Таким образом.
Спенсер осуществлял типологию обществ по стадиям развития. Главное направление происходящих изменений Спенсер видел в нарастании многообразия внутренней дифференциации общественного развития (социальное расслоение, появление новых организаций и т. д.) при одновременном усилении общественных связей. Спенсер выделил два типа общества: «военное», в котором сотрудничество людей в достижении общей цели
имеет принудительный характер, и «промышленное» с добровольным сотрудничеством. Общество как социальный организм, помысли Спенсера, состоит из трех главных систем: «производящей средства для жизни», «распределительной», «регулятивной». Последняя включает в себя систему социального контроля, который держится на страхе. «Страх перед живыми» поддерживается государством, а «страх перед мертвыми» — церковью. Спенсер
активно отстаивал идею о том, что общество не может и не должно поглощать
отдельную личность.

4. Общественное мнение

Идеи Спенсера получили широкий резонанс, как за рубежом, так и в дореволюционной России. Современники Спенсера на Западе высоко оценили его творчество (Р. Вормс, А. Кетле, А. Фулье, А. Шеффле, А. Эспинас), в России XIX века он так же нашёл своих сторонников (П.Ф. Лилиенфельд, А.И. Стронин). И те, и другие восторженно отзывались об его эволюционной теории, органической модели строения, функционирования и развития общества. Даже мыслители, не разделявшие идеи британского социолога, признавали его незаурядный ум, огромную эрудицию, широкий кругозор, мастерство исследователя аналитика и научные заслуги. Так, Р.Ю. Виппер, Н.И. Кареев, М.М. Ковалевский, Н.К. Михайловский видели в творчестве Спенсера позитивные черты в том, что он обосновал сравнительно-исторический метод в социологии, предложил универсальную идею всемирной эволюции.

Не обошли своим вниманием труды Спенсера и основатели исторического материализма К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин. Они отвергали его концепцию социального эволюционизма и противопоставляли ей свою теорию революционного преобразования общества. Марксисты видели в учении Спенсера лишь идеологическое оружие буржуазии, оправдывающей и защищающей капиталистический строй.

В советской философской и социологической литературе были представлены лишь некоторые из общих аспектов творческого наследия Г. Спенсера. Основной акцент был сделан на изучении исторического материализма. Учения же таких представителей западной социальной мысли, как О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм и других зарубежных социологов, рассматривалось в контексте борьбы с «реакционной идеологией».

Формирование мировоззрения Спенсера происходило в переломную эпоху развития Англии и стран Западной Европы, в период становления в них буржуазно-демократического строя, сопровождавшегося крутыми позитивными сдвигами во всех сферах общественной жизни, бурным взлётом естественнонаучной, философской и социально-политической мысли.

Научная и общественная деятельность Спенсера характеризуется, с одной стороны, энциклопедической широтой его научных интересов, а с другой — доминантой социально-политической целеустремлённости. Он предстаёт одновременно естествоиспытателем, философом, социологом, историком. Но все его помыслы были устремлены на поиски научно-обоснованных органических; естественноисторических цивилизованных путей восходящего развития общества.

Критически осмыслив объективную логику возникновения и развития человеческих сообществ, Спенсер одним из первых мыслителей разработал оригинальную и целостную эволюционную концепцию общественного прогресса.

Центральное место в этой концепции занимает обоснование постепенного, плавного, органического характера развития общества и решительное отрицание его силовых, волюнтаристских, революционных преобразований.

Спенсер вошёл в историю как один из «отцов» позитивистской социологии, основоположник и наиболее видный представитель органического направления в социологии. В своих многочисленных трудах он всесторонне обосновал универсальный закон дифференциации и интеграции как движущую силу природного и социального развития, выделив при этом специфику основных факторов социальной эволюции, таких как: уровень развития народа, зрелость его социальных и политических институтов, масштабность и эффективность структурно-функциональных систем, в том числе механизмов самоорганизации людей и форм социального контроля.

Спенсер решительно выступал против вульгарного истолкования его органицизма, подчёркивая принципиальные различия социального и биологического организмов: в отличие от биологического организма, образующего «тело», имеющего конкретную форму, элементы общества рассеяны в пространстве и обладают автономией; эта пространственная рассеянность элементов делает в обществе необходимой символическую коммуникацию; в обществе нет единого органа, концентрирующего способность чувствовать и мыслить; общество отличает пространственная мобильность элементов структуры; но главное, в том, что в биологическом организме части служат для целого, в то время как в обществе целое существует ради частей. Общество, подчёркивает Спенсер, существует для блага своих членов, а не члены его существуют для блага государства и общества. Гуманистическая доминанта органической концепции Спенсера заключается в том, что она призвана сохранить за гражданином автономию, не допуская его поглощения социально-политической системой.

Идеи Спенсера были и остаются не безупречными. Но они существенно обогащают наши представления и взгляды на процессы современного развития российского общества, - особенно те из них, которые касаются установления равновесия в обществе и постепенного перехода его на новый уровень социального и политического развития.

Заключение

Значение и роль Г.Спенсера у истории становления социологии как самостоятельной науки заключаются в том, что он:

• обосновал необходимость социологии для исследования социальных систем и социальной структуры;

• положил начало изучению социальных институтов как форм самоорганизации сообществ и орудий социального контроля, механизмов их взаимодействия;

• осуществил анализ многих понятий, которые вошли в социологическую классику, таких, как система, структура, функция, и тому подобное.

Идеи Спенсера повлияли на формирование теории структурного функционализму, которая в настоящий момент является одной из самых влиятельных в мире социологической мысли.

Оценивая должным образом роль Спенсера в становлении социологии, систематизации наработанного предшественниками материала, отметим, что он так и остался в кругу идей об общности социальных и естественных процессов и явлений, слишком высоко оценивал действие естественных закономерностей, что в конечном итоге унижало роль человека в общественному развитию, делало ее зависимой от неумолимого развертывания эволюционных процессов.

Список литературы:

1. Захарченко М.В., Погорилий О.И. История социологии (от античности к началу XX ст.) — К.: 1993.

2. История социологии. — Москва: 1993.

3. Ручка А.О., Танчер В.В. Курс истории теоретической социологии. — К.: 1992.

4. Социология: Наука об обществе. — Москва: 1996.

5. Социология: Учебное пособие. — М.: 1995.

Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации