Афонькин А.Ф. Экспертиза временной нетрудоспособности и медико-социальная экспертиза. Учебное пособие для врачей - файл n1.doc

приобрести
Афонькин А.Ф. Экспертиза временной нетрудоспособности и медико-социальная экспертиза. Учебное пособие для врачей
скачать (883 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc883kb.05.06.2012 09:13скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

АФОНЬКИН А.Н.

ЭКСПЕРТИЗА

ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ

И

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Учебное пособие для врачей
Сургут, 2002



I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ТРУДОСПОСОБНОСТИ
1.1. Основные понятия и общие положения экспертизы трудоспособности

Трудоспособность совокупность физических и духовных возможностей человека, позволяющих ему заниматься трудовой деятельностью.

Различают общую (способность к неквалифицированному труду) и, профессиональную (способность к труду по своей, или адекватной ей, профессии) трудоспособность. Каждая из них может быть полной и частичной.

Нетрудоспособность невозможность выполнять привычную профессию, вследствие медицинских или социальных противопоказаний. Установление факта нетрудоспособности имеет юридическое значение, так как, согласно ст. 39 и 41 Конституции РФ и ст. 20 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, гарантирует работнику право на освобождение от работы, бесплатное лечение по программе обязательного медицинского страхования и выплату пособий за счет средств социального страхования.

Различают временную и стойкую нетрудоспособность.

Временная нетрудоспособность (ВН) - временная невозможность осуществления работником трудовых обязанностей, обусловленная медицинскими причинами (заболевание, травма, санаторно-курортное лечение, дородовый и послеродовый отпуск, протезирование в условиях стационара), когда изменения здоровья носят обратимый характер и в ближайшее время ожидается выздоровление или значительное улучшение с восстановлением трудоспособности, а также социальными факторами, предусмотренными законодательством (уход за больным членом семьи, за здоровым ребенком до 3-х лет и ребенком инвалидом, карантин, усыновление из роддома).

ВН может быть полной и частичной.

Полная ВН определяется в том случае, когда человек, вследствие заболевания, не может и не должен выполнять никакой работы и, нуждается в специальном лечебном режиме. Документами, подтверждающими временное освобождение от работы (учебы), являются: для работниковлисток нетрудоспособности (л/н), служащий основанием для назначения и выплаты пособий по ВН; для учащихся - справка ф.095/у. В отдельных случаях ВН подтверждается справками произвольной формы.

Частичная ВНВН в своей профессии, при сохранении способности выполнения другой работы, с иным режимом и объемом, без нарушения процесса лечения, ущерба для здоровья и производства. Рациональное трудоустройство работника в данном случае осуществляется на основании справки, выдаваемой клинико-экспертной комиссией ЛПУ.

Стойкая нетрудоспособностьпостоянная или длительная нетрудоспособность, когда нарушение функций организма, обусловленное заболеванием или травмой, приняло необратимый (частично обратимый) характер, привело к значительному уменьшению объема работы (снижению квалификации, прекращению труда в обычных производственных условиях, потере профессии), стойкой социальной недостаточности человека, требующей мер социальной помощи и защиты, определяемых учреждениями медико-социальной экспертизы (установление группы инвалидности, определение процента утраты профессиональной трудоспособности при несчастных случаях на производстве и профзаболеваниях и пр.).

Основным критерием, дифференцирующим ВН от стойкой, является благоприятный клинический и трудовой прогноз, потенциальная обратимость болезненного процесса с возможностью восстановления нарушенных функций организма, трудоспособности и социальной активности больного.

Экспертиза трудоспособности - разновидность медицинской экспертизы, основной задачей которой является оценка здоровья пациента с решением вопроса о возможности продолжения им трудовой деятельности.

Основными принципами организации экспертизы трудоспособности являются ее государственный характер, профилактическая направленность и коллегиальность в решении всех вопросов.

Государственный характер экспертизы трудоспособности заключается в том, что для ее осуществления законодательством определены единые органыЛПУ, осуществляющие экспертизу ВН (при наличии лицензии на данный вид медицинской деятельности), и органы социальной защиты населения (бюро медико-социальной экспертизы), осуществляющие экспертизу стойкой утраты трудоспособности и инвалидности.

Профилактическая направленность экспертизы трудоспособности заключается в максимально эффективном осуществлении медицинской, трудовой и социальной реабилитации нетрудоспособных, основной целью которой является быстрейшее восстановлении трудоспособности и предотвращение инвалидности.

Задачи экспертизы трудоспособности:

определение возможности человека выполнять свои профессиональные обязанности в зависимости от медицинского и социального критериев;

определение степени и длительности нетрудоспособности, наступившей вследствие заболевания, несчастного случая или других причин, своевременное направление больных с признаками стойкой нетрудоспособности (инвалидности) на МСЭ;

определение лечения и режима, необходимых для восстановления и улучшения здоровья человека;

определение и реализация плана медицинской, трудовой и социальной реабилитации нетрудоспособных (лечение и режим, необходимые для восстановления здоровья; рациональное трудоустройство временно нетрудоспособных, нуждающихся в облегчении условий труда в своей профессии; определение трудовых рекомендаций инвалидам, с целью использования их остаточной трудоспособности);

изучение уровней, структуры и причин заболеваемости с временной утратой трудоспособности и инвалидности, с целью снижения данных показателей среди населения.

Экспертиза ВНвид медицинской экспертизы, основными задачами которой являются: оценка здоровья пациента с решением вопроса о возможности продолжения им трудовой деятельности, определение сроков ВН, своевременное выявление признаков стойкой нетрудоспособности (инвалидности) и направление больного на МСЭ.

Медико-социальная экспертиза (МСЭ)вид медицинской экспертизы, основными задачами которой являются: оценка здоровья пациента, определение признаков стойкого ограничения жизнедеятельности, установление (при наличии показаний) соответствующих групп инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности, их причин и сроков; установление степени утраты профессиональной трудоспособности при несчастных случаях на производстве и профзаболеваниях в процентах; разработка индивидуальной программы реабилитации инвалида, а также определение нуждаемости инвалида в мерах социальной помощи или защиты.
1.2. Законодательно-правовые основы экспертизы трудоспособности

Основными законодательными актами, регламентирующим законодательно-правовые основы экспертизы трудоспособности в РФ, являются: Конституция РФ, «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» (Закон РФ5487-1 от 22.07.93 с последующими изменениями) и Закон «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.95181-ФЗ.

Конституция РФ (1993). Право граждан РФ на охрану труда и здоровья, их социальное обеспечение в случае болезни и инвалидности, гарантировано ст. 7 и 39 и закреплено ст. 41 Конституции: - «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других по ступлений».

«Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» (Закон РФ5487-1 от 22.07.93, с последующими изменениями, внесенными Указом Президента РФ2288 от 24.12.93, Федеральными законами30 от 02.03.98,214 от 20.12.99,139 от 02.12.00,15 от 10.01.03,29 от 27.02.0329, от 30.05.0386).

«Основы» являются главным законодательным документом, регламентирующим реализацию конституционных прав граждан на охрану здоровья, социальное обеспечение в случае болезни и инвалидности и, одновременно, являются ключевым документом для органов и учреждений здравоохранения. В данном учебном пособии рассматриваются только те статьи закона, без знания которых невозможно юридически грамотное решение вопросов экспертизы трудоспособности и МСЭ.

Статья 20. Право граждан РФ на медико-социальную помощь

При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности.

Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством РФ. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи представляется гражданам в соответствии с программами государственных гарантий бесплатной медицинской помощи.

Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

Граждане имеют право на медицинскую экспертизу, в том числе независимую, которая производится в соответствии со ст. 53 настоящих «Основ».

Работающие граждане имеют право на пособие при карантине, в случае отстранения их от работы санитарно-эпидемиологической службой. Если карантину подлежат несовершеннолетние или граждане, признанные в установленном законом порядке недееспособными, пособие выдается одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи в порядке, установленном законодательством РФ.

Работающие граждане в случае болезни имеют право на три дня неоплачиваемого отпуска в течение года, который предоставляется по личному заявлению гражданина без предъявления медицинского документа, удостоверяющего факт заболевания.

Комментарий: Объем бесплатной медицинской помощи при заболеваниях, предусмотренных МКБ-10, определяется «Программой государственных гарантий», утвержденной пост. Правит. РФ1096 от 11.09.98 г. с изменениями от 26.10.991194, 29.11.00907, 24.07.01550.

Оказание медицинской помощи сверх данной «Программы» может осуществляться на платной основе, в соответствии с «Правилами предоставления платных медицинских услуг населению», утвержденными пост. Правит. РФ от 13.01.96 №27 и приказом Минздравмедпрома РФ от 29.03.96 г. № 109. Данное положение, по определению Верховного Суда РФ от 18.04.02, принятого по гражданскому делу № ГКПИ 2002-364 по жалобе адвоката М.Ю.Фаркалюка, не противоречит ст. 41 Конституции РФ.

Ст. 22. Права семьи:

Одному из родителей или иному члену семьи, по усмотрению родителей, предоставляется право находиться с ребенком в больничном учреждении в течение всего времени его пребывания. Лицу, находящемуся вместе с ребенком в больницах государственной или муниципальной системы здравоохранения, выдается л/н.

Пособие при карантине, по уходу за больным ребенком в возрасте до 7 лет выплачивается одному из родителей (законному представителю, иному члену семьи) за весь период карантина, амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в больнице, а пособие по уходу за ребенком старше 7 лет - до 15 дней, если по медицинскому заключению не требуется большего срока.

Ст. 23. Права беременных женщин и матерей:

Государство обеспечивает беременным женщинам право на работу в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья.

Женщины во время беременности и в связи с рождением ребенка, а также во время ухода за больными детьми в возрасте до 15 лет имеют право на получение пособия и оплачиваемого отпуска в установленном законом порядке…

Ст. 27. Права инвалидов

Инвалиды… имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную переподготовку. Нетрудоспособные инвалиды имеют право на бесплатную медико-социальную помощь в учреждениях государственной и муниципальной системы здравоохранения, на уход на дому.

Для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет одному из работающих родителей или лицам, их заменяющих, представляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из названных лиц, либо разделены ими между собой по усмотрению.

Ст. 30. Права пациента на качественную медицинскую помощь

При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:

уважительное и гуманное отношение со стороны медперсонала (бестактное отношение может послужить поводом к истребованию компенсации морального вреда);

выбор врача и ЛПУ, в соответствии с договорами медицинского страхования;

проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;

обследование и лечение в условиях, соответствующих санитарным требованиям;

облегчение боли, связанной с заболеванием или медицинским вмешательством (за необоснованное причинение боли может возникнуть юридическая ответственность);

получение информации о своих правах, состоянии своего здоровье, а также на выбор лиц, которым может быть передана информация о состоянии его здоровья (ст. 31);

информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство (ст. 32);

отказ от медицинского вмешательства (ст. 33), за исключением случаев, указанных в ст. 34 «Оказание медицинской помощи без согласия граждан»;

Примечания: согласно ст. 62, оказание медицинской помощи (медицинское освидетельствование, госпитализация, наблюдение и изоляция) без согласия граждан или их законных представителей допускается в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, или лиц, совершивших общественно опасные деяния, на основаниях и в порядке, установленных законодательством РФ.

сохранение в тайне информации о факте обращения за мед.помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при обследовании и лечении (ст. 61);

Примечания: согласно ст. 61 гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений. Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается: в целях обследования и лечения гражданина, не способного выразить свою волю; при угрозе распространения инфекций, массовых отравлений и поражений; по запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда, в связи с проведением расследования или судебным разбирательством; в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет (для информирования его родителей или законных представителей); при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий. Лица, которым в установленном законом порядке переданы сведения, составляющие врачебную тайну, наравне с медицинскими и фармацевтическими работниками, несут за разглашение врачебной тайны дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.

возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи (ст. 68).

Примечания: согласно ст. 68, возмещение материального ущерба не освобождает медицинских работников от привлечения их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

обжалование действий государственных органов и должностных лиц, ущемляющих права и свободы граждан в области охраны здоровья (ст. 69).

Ст. 49. Экспертиза временной нетрудоспособности

Экспертиза ВН граждан в связи с болезнью, увечьем, беременностью, родами, уходом за больным членом семьи, протезированием, санаторно-курортным лечением и в иных случаях производится в порядке, установленном законодательством РФ. Экспертиза ВН производится лечащими врачами государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, которые единолично выдают гражданам л/н сроком до 30 дней, а на больший срок л/н выдаются врачебной комиссией, назначаемой руководителем ЛПУ.

При экспертизе ВН определяются необходимость и сроки временного или постоянного перевода работника по состоянию здоровья на другую работу, а также принимается решение о направлении гражданина на МСЭ. При оформлении л/н сведения о диагнозе вносятся с согласия пациента, а в случае его несогласия, указывается только причина нетрудоспособности («заболевание», «травма» или иная причина). В отдельных случаях, по решению местных органов управления здравоохранением, экспертиза ВН граждан может быть поручена работнику со средним образованием.

Ст. 50. Медико-социальная экспертиза

МСЭ устанавливает причину и группу инвалидности, степень утраты трудоспособности граждан, определяет виды, объем и сроки проведения их реабилитации и меры социальной защиты, дает рекомендации по трудоустройству граждан. МСЭ производится учреждениями МСЭ системы социальной защиты населения. Рекомендации МСЭ по трудоустройству граждан являются обязательными для администрации предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности.

Порядок организации и производства МСЭ устанавливается законодательством РФ. Гражданин или его законный представитель имеет право на приглашение, по своему заявлению, любого специалиста с его согласия для участия в проведении МСЭ. Заключение учреждения МСЭ может быть обжаловано в суд.

Ст. 58. Лечащий врач

Лечащий врач – это врач, оказывающий медицинскую помощь пациенту в период его наблюдения и лечения в амбулаторно-поликлиническом или больничном учреждении. Лечащий врач назначается по выбору пациента или руководителя ЛПУ (его подразделения). В случае требования пациента о замене лечащего врача, последний должен содействовать выбору другого врача.

Лечащий врач организует своевременное и квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии его здоровья, по требованию больного или его законного представителя, приглашает консультантов и организует консилиум. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением экстренных случаев, угрожающих жизни больного.

Лечащий врач единолично выдает л/н сроком до 30 дней.

Лечащий врач может отказаться по согласованию с соответствующим должностным лицом от наблюдения и лечения пациента, если это не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих, в случаях несоблюдения пациентом предписаний или правил внутреннего распорядка ЛПУ.

Комментарий: Возможен также отказ от ведения больного из-за несложившихся отношений. Формулировка заявления на отказ от ведения больного в этом случае может быть следующей: «Прошу освободить меня от ведения больного Иванова И.И. в связи с несложившимися отношениями и возможностью, в случае неблагоприятного исхода операции (лечения), оценки моих действий больным, его соседями по палате, как умышленного причинения вреда здоровью», или - «так как боюсь быть необъективным по отношению к данному больному». Окончательное решение об удовлетворении (или неудовлетворении) просьбы врача по отказу от ведения того или иного пациента, принимает руководитель ЛПУ.

Лечащий врач несет ответственность за недобросовестное выполнение своих профессиональных обязанностей в соответствии с законодательством.

Закон «О социальной защите инвалидов» в РФ № 181-ФЗ от 24.11.95, с изменениями, внесенными ФЗ № 132 от 23.10.03

Закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Законом введено новое определение инвалидности, понятие социальной защиты инвалидов, определена компетенция федеральных и региональных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов, ответственность за причинение вреда здоровью, приведшего к инвалидности (глава I, cт. 1-6), изложены правовые аспекты организации государственной службы МСЭ (глава II ст. 7 и 8), реабилитации инвалидов (глава III, ст.9-12), закреплены правовые механизмы обеспечения жизнедеятельности инвалидов, включая медицинскую помощь, образование, занятость, материальное обеспечение и социальное обслуживание, обеспечение жилой площадью (глава IV, ст. 13-32) и ряд других аспектов проблемы инвалидности.

Более подробное содержание статей 7-13 данного закона рассматривается в разделе «Медико-социальная экспертиза» настоящего пособия.
1.3. Критерии, использующиеся при экспертизе нетрудоспособности

Обоснованное заключение о трудоспособности больного может быть вынесено в результате комплексного анализа медицинских и социальных факторов с обязательным учетом клинического и трудового прогноза, сочетание которых и определяет основу экспертизы трудоспособности.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации