Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий - файл n1.doc
приобрестиКозлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделийскачать (61023 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc
ПРЕДИСЛОВИЕ Декоративно-прикладное искусство — одна из важнейших областей современной советской художественной культуры. Его характеризуют широта распространения, разнообразие видов, массовость и сила воздействия на духовную жизнь общества, неразрывная идейно-эстетическая связь с устремлением своего времени. Произведения декоративно-прикладного искусства создаются ради удовлетворения как материальных, так и духовных потребностей человека. Будучи самостоятельной специфической формой художественного творчества, отражения и познания мира, эти произведения обладают возможностями не только отображать, используя специфический для них художественный язык, но и преобразовывать по законам красоты окружающую действительность. Они находятся рядом с человеком ежедневно, ежечасно и, следовательно, должны нести глубокое содержание, являться неисчерпаемым источником эстетических переживаний, эмоций.
Советское декоративно-прикладное искусство — искусство социалистического общества — призвано утверждать высокую гуманистическую миссию духовного воспитания современного человека. В строительстве социалистической художественной культуры огромная роль принадлежит трудам В. И. Ленина, той целой системе эстетических взглядов, которая заключена в его наследии [ 1 ].
Диалектический принцип преемственности между старым и новым стал основой для строительства художественной культуры социализма. В. И. .Ленин подчеркивал, что лучшие образцы мировой культуры человечества необходимо критически осмысливать и развивать
«с точки зрения миросозерцания марксизма».
Ленинская теория отражения раскрывает существо взаимоотношения субъективного и объективного в художественном творчестве, выявляет активную роль художника и в то же время предупреждает против абсолютизации этой роли. Так, воспроизводимый в искусстве предмет не может быть фотографически тождественным отображаемому объекту; художник преобразовывает предмет (или явление действительности) на основе многообразия средств художественного выражения и изображения с помощью фантазии, интуиции и подсознания.
Указанная теория последовательно обосновывает непреходящее значение идейно-познавательной функции искусства. Но искусству свойственны и такие специфические черты, как способность доставлять людям эстетическое наслаждение, удовлетворять их эстетические потребности, оказывать огромное эмоциональное воздействие на ум, чувства, нравы. Особенно ярко раскрываются эти положения в декоративно-прикладном искусстве, в частности в искусстве орнаментики.
Что касается познавательной функции искусства, здесь имеются в виду образное осмысление объективной действительности, раскрытие перед человеком ее эстетических объективных свойств. К таким свойствам следует отнести выразительность пластических форм, свойства звукового ряда, тектонику архитектурных сооружений, колористические возможности живописи и т. д. Применительно к орнаментальному рисунку на ткани надо, естественно, назвать ритмические чередования орнаментальных мотивов, колорит и гармонические сочетания цветов в текстильном рисунке [2].
Последовательно раскрывая противоречивый характер развития объективного мира, теория отражения утверждает диалектический подход к изучению и оценке всех явлений жизни, в том числе и эстетических. Каждый объект, будь то понятия, теории, законы развития общества, природы и искусства (а значит, и законы композиции), заключает в себе противоположности, которые находятся в неразрывном единстве. Нет противоположностей без их единства, нет единства без противоположностей. Но если единство противоположностей относительно, то борьба противоположностей абсолютна.
Непреходящее историческое значение для искусства имеет статья «Партийная организация и партийная литература», в которой В. И. Ленин писал: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя»*. Искусство не может занимать нейтральной позиции, оно всегда партийно, всегда в гуще
идеологической борьбы, всегда в творческих поисках, всегда «за» или «против».
Идейно-эмоциональное содержание произведения является главным критерием его ценности, однако это не умаляет значения художественности. Подлинное искусство только тогда осуществляет свою социальную и воспитательную функцию, когда идейная ценность его произведений соответствует их художественной ценности, т. е. когда содержание и художественная форма гармонично сочетаются друг с другом.
При отсутствии художественной убедительности, без эмоционального воздействия на
человека умирает и сама идея, которую художник хотел выразить.
Изучение и исследование объективных закономерностей декоративно прикладного искусства (и частности, орнаментальных произведений) должно опираться на принципы и законы материалистической диалектики. При этом рассмотрение особенностей орнаментального искусства следует начинать с установления связи между диалектической сущностью отдельных явлений и их эстетическими свойствами.
Искусство текстиля — область декоративно-прикладного искусства, в котором наиболее ярко и убедительно раскрываются возможности отображения в орнаменте объективных особенностей мира природы. Такие произведения искусства текстиля, как ткани, платки, другие текстильные штучные изделия, должны являться для человека неисчерпаемым источником эстетических переживаний, открытий. Они должны пробуждать и формировать в человеке подчас неосознанные чувства. В этом призвание искусства. Современный художник обязан широко использовать богатую ассоциативную цепь, которая возникает у людей при встрече с произведениями декоративно-прикладного искусства. С учетом специфики текстильного орнамента здесь следует говорить не столько о конкретно-изобразительной цепи ассоциаций, сколько о возникновении в памяти тех ощущений, чувств и настроений, которые человек когда-то пережил и которые неосознанно пробудились у него при встрече с искусством.
Следует отметить, что искусство текстиля представляет собой весьма обширную область декоративно-прикладного искусства, а ткани, платки и другие штучные текстильные изделия — одни из самых массовых его видов. Язык искусства текстиля всегда формировался под воздействием общих для всего декоративно-прикладного искусства законов и отражал его стилистические черты. Не повторяя механически того, что «говорят» другие виды искусства и что является специфической формой художественного отражения и познания мира, искусство текстиля обладает широкими возможностями не только отображать, но и преобразовывать по законам красоты окружающую человека действительность.
Улучшение художественного оформления текстильных изделий, творческий подход к созданию текстильных рисунков является существенной стороной развития социалистической культуры, того развития, которому всегда уделяла огромное внимание Коммунистическая партия Советского Союза. Не случайно в Программе партии записано: «Партия будет неустанно заботиться о расцвете литературы, искусства, культуры, о создании всех условий для наиболее полного проявления личных способностей каждого человека, об эстетическом воспитании всех трудящихся, формировании в народе высоких художественных вкусов и культурных навыков. Художественное начало еще более одухотворит труд, украсит быт и облагородит человека».
Советское декоративно-прикладное искусство — искусство социалистического общества, то искусство, которое своими произведениями утверждает высокую гуманистическую миссию духовного воспитания современного человека.
Творческий процесс создания текстильного орнамента немыслим без использования знаний и опыта предшествующих поколений, и вместе с тем это всегда эмоциональное выражение личных чувственных переживаний художника, связанных с отображением тех или иных объектов и явлений природы, мотивов народного искусства и т. п. Любое искусство, в том числе и орнаментальное, — это органическое единство знаний, опыта с интуицией, с эмоциональным творчеством.
С учетом всего сказанного становится тем более понятной важность качественной подготовки молодого поколения художников текстильного рисунка. Между тем на протяжении десятилетий преподавание курса орнаментальной композиции во всех учебных заведениях, где осуществляется подготовка художников для текстильной промышленности, проводится без учебников.
Настоящая книга представляет собой первую попытку обобщить многолетний практический опыт кафедры художественного оформления текстильных изделий Московского ордена Трудового Красного Знамени текстильного института им. А. II. Косыгина в данной области. В книге раскрываются общие законы орнаментальных построений и на этой основе показаны возможные направления в построении композиций текстильных рисунков.
Изложение материала предусматривает последовательное закрепление теоретических вопросов с помощью практических упражнений, которые постепенно усложняются. Указанные упражнения должны способствовать не только познанию формальных законов композиции, но и развитию творческой фантазии, образного мышления, свободного от влияния конкретных модных направлений в текстильном рисунке.
В заключение автор выражает искреннюю благодарность Н. И. Захаровой и Е. Б. Потуловой за ценные замечания и советы, высказанные при рецензировании рукописи.
ОРНАМЕНТ ТЕКСТИЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙГлава 1 Орнамент часть общей материальной культуры общества ойы а Предметы декоративно прикладного искусства — свидетельство материальной культуры, созданной человечеством за многие века его существования,— всегда играли существенную роль в жизни человека. И объясняется это тем, что декоративно-прикладное искусство является по своей природе функциональным, тем, что предметы декоративно-прикладного искусства не только заключают в себе определенные эстетические ценности, удовлетворяют идейно-эстетические потребности общества, но и имеют то или иное утилитарное назначение.
Орнамент, который возник в эпоху палеолита при переходе человека к оседлому образу жизни, всегда был и ныне остается одним из основных средств художественного оформления произведений декоративно-прикладного искусства: изделий из глины, стекла, дерева и металла, разнообразных текстильных изделий.
Характерная черта всякого орнамента — неразрывная связь с материалом, с общими тенденциями развития искусства на соответствующем отрезке времени. Совокупность орнаментов, которыми оформлены различные предметы и которые являются неотъемлемой частью последних, достаточно полно определяет художественный стиль своего времени. Не случайно многие исследователи орнамента рассматривают его как своеобразный почерк эпохи, как элемент стиля, дающий известное представление о той исторической эпохе, к которой он принадлежит [3].
Выше мы использовали понятие «стиль». Следует, очевидно, пояснить, что подразумевается под стилем как явлением искусства.
Стиль в искусстве — исторически сложившаяся система художественных средств, обусловленная единством идейных взглядов общества. Таким образом, речь в данном случае идет о явлении социальном, идеологическом и исторически конкретном [1]. Стиль охватывает все виды искусства, в том числе архитектуру, скульптуру, живопись и декоративно-прикладное искусство. Отличаясь стабильностью, он распространяется не на краткие отрезки времени. а на значительные исторические периоды. При этом длительность существования одного стиля в разные исторические эпохи различна. Так, в древние и средние века один и тот же стиль господствовал столетиями, чего нельзя обнаружить в более поздние эпохи.
Еще раз подчеркнем: художественный стиль — это и единство художественных средств, и единая идейная программа; содержание и форма в каждом стиле выступают как неделимое целое.
В условиях антагонистических общественно-экономических формаций стиль не может не отражать классовых противоречий. Здесь стиль, выражающий идеологию господствующего класса, подчиняет и подавляет все направления, которые в той или иной степени не отвечают его идейной программе.
В любом случае, однако, развитие стиля — явление очень сложное, полное противоречий.
Переход от доклассового общества к классовому, первой стадией которого было рабовладение, был отмечен великими победами человека над силами природы, резким ростом производительных сил. Развитие культуры в это время в разных странах шло различными путями.
В Древнем Египте, например, образное содержание искусства определялось прежде всего влиянием религии. Отсюда глубокая символичность, четкая архитектоника, соразмерность, известная суровость и величественность. В основе орнамента — только сильно стилизованные природные мотивы (цветок лотоса, листья папируса, солнце в виде плоского диска, сфинксы, львы, змеи и т. д.). Заметим, что в Древнем Египте в орнаменте использовались лишь три цвета: красный, желтый и синий, который впоследствии переходит в зеленый.
Если искусство Древнего Египта отмечено преимущественно графическим, очень строгим языком, выражающим торжественные и чеканные ритмы форм, то совсем иные тенденции характеризуют искусство Древней Греции.
Античная рабовладельческая демократия обусловила небывалый расцвет искусства в греческом государстве.
Стремление добиться общей гармонии, так называемого жизнеподобия, делает произведения искусства Древней Греции полными жизнеутверждающей силы, живой трепетной теплоты. И вместе с тем отчетливо виден поиск рациональных основ красоты, которая понимается как следствие прежде всего стройного порядка и соразмерности. Греческая орнаментика характеризуется сочетанием геометрических форм, комбинациями горизонтальных и вертикальных линий с растительными мотивами (листья аканта, пальмы, алоэ). Символики нет, ее заменяют формы, построенные на симметрии, формы «правильные» и строгие [5].
Искусство Римской империи во многом, особенно в орнаментике, унаследовало черты греческого искусства. В орнаментике Рима по существу используются те же мотивы, но уже в иной интерпретации. Четко проявляются черты пышности и помпезности (листья аканта и пальмы заплетаются в богатые пышные гирлянды, более разнообразно декорированные в цвете; фигуры людей и животных сочетаются с военной эмблематикой, воспевающей славу римских походов), большей сложности, большего блеска, чрезмерного изобилия форм, приводящего зачастую даже к громоздкости.
В странах Древнего Востока (Китай, Япония, Индия), где была невозможна идея какого-либо же ограниченного равноправия, где идеал героя, будучи связанным с представлениями о сверхъестественном могуществе и загадочной силе, имел наименее гуманистический смысл, искусство (и прежде всего декоративно-прикладное) развивалось весьма своеобразно. Можно отметить, например, явно выраженную в произведениях искусства идею символизма, широкое использование мифологических сюжетов, изобилие в орнаментике сказочных фантастических животных и птиц, почти реалистическое изображение цветов (в Китае и Японии) в сочетании с условными завитками облаков и волн, условную плоскостную трактовку пейзажа и растении и пр.
В средние века бурное развитие феодальных отношений приводит к изменению общественных сил и роли личности в обществе. Борьба городов за независимость, междоусобные войны феодалов, крестовые походы, восстания крестьян и ремесленников, растущее влияние церкви — вот некоторые штрихи этой эпохи.
Дух борьбы против засилия феодалов и церкви позволил воплотить в искусстве средних веков волевое начало, творческий порыв. Герой средневековья полон драматических противоречий, характерных для общественных отношении того времени.
Центральным образом в искусство становится готический храм (из-за постоянной опасности нашествий средневековый город обычно не растекался в ширину, а устремлялся в высоту); именно в нем, в синтезе архитектуры, скульптуры, декоративных витражей и орнаментики, отразились эстетические идеалы готического стиля. Орнамент символичен. Простые прямолинейные геометрические формы переходят в плетеные криволинейные. Животные и растительные мотивы, по сравнению с восточным орнаментом, трактуются более условно и стилизованно. Человеческие фигуры в орнаменте изображаются также условно, причем преобладают плоскостные решения, увеличенные размеры по вертикали.
Правда, постепенно в искусство готики начинают проникать более реалистические тенденции. Наряду с идеализированными вытянутыми фигурами появляются изображения людей, потрясающие своей правдивостью и психологизмом. А в шпалерах, которые получают в это время значительное распространение, все чаще в качестве основного мотива выступают комбинации реалистически трактуемых букетов цветов и листьев и готического шрифта [6].
Готическое искусство вырабатывало свои декоративно-орнаментальные принципы композиции и цвета, свои декоративно-орнаментальные средства (экспрессия линий, материал и т. д.), через которые опосредованно передавало внутренний мир, состояние и переживания человека. В древнем искусстве этого еще не было.
Позже, когда феодальная раздробленность уступает место централизованной власти, готическое искусство становится в основном придворным, медлен-но деградирует; при этом теряется существовавшая ранее органическая связь архитектурного и декоративного начал в искусстве архитектуры [7|.
В то время как на севере Европы продолжает царствовать готика, в Италии возникает и бурно расцветает искусство Возрождения (можно утверждать, что это искусство предвосхитило эпоху, для которой в Европе еще не созрели социальные условия) [8].
Итальянские города в борьбе за свою независимость освободились от власти феодалов, укрепили свое могущество и влияние. Новый класс буржуазии смотрел на мир другими глазами. Он твердо стоял на земле, верил в себя, в свои силы, ему были чужды трагизм мироощущения, чувство страха и страданий, все то, что было характерно для средних веков.
Соответственно с этим в эпоху Возрождения складывается новый эстетический идеал человека — предприимчивого, пытливого, волевого, принимающего мир таким, каков он есть, одновременно художника и ученого [9].
В указанный период особое развитие получает станковая живопись. Художник теперь хочет видеть мир не выдуманным, а естественным. Он широко и свободно трактует сюжеты евангелия, насыщая их мотивами и атрибутами современности. Вообще, в отличие от прежних эпох, эстетические идеалы начинают преломляться через реальные человеческие характеры.
Как живопись и скульптура, искусство орнаментики ищет в эпоху Возрождения ясности и гармонии. В орнаментах широко используются мотивы листьев аканта и дуба, виноградной лозы, разных элементов животного мира в сочетании с изображениями обнаженного человеческого тела. Кроме того, возникают новые композиционные решения типа гротеск, когда перечисленные выше мотивы образуют причудливые комбинации.
Первые ростки нового стиля можно было заметить уже в XIV веке. А в
XVII веке, когда люди все более явственно ощущают тиски уже сложившихся социальных отношений, когда человек чувствует бессилие перед объективными обстоятельствами, воспринимает себя как мельчайшую частицу вселенной, когда сложные отношения с природой, обществом и государством ставят его в драматическую ситуацию, когда, наконец, внутри феодального общества формируется, накапливает силы капиталистический способ производства, обнаруживается одновременное существование трех различных стилей: барокко, классицизма и раннего реализма. Так, если в Италии возникает и особенно бурно развивается стиль барокко, то классицизм находит наиболее яркое и полное выражение во Франции. Что касается реалистического направления, его можно обнаружить у Караваджо, Рембрандта и др.
Искусство барокко строится на напряженных контрастах, драматическом противопоставлении земного и небесного, реального и фантастичного, изысканного и грубого. Орнамент отличается разнообразием и выразительностью форм, пышностью, великолепием и торжественностью (в этом у него много общего с поздней готикой). Он сохраняет мотивы греческого и главным образом римского искусства, охотно использует получеловеческие и полузвериные фигуры, тяжелые гирлянды цветов и плодов, мотивы раковин и лилий в сочетании с символичным солнцем. Важно отметить четко прослеживаемые стремление к декоративности и динамичности, преобладание криволинейных форм и асимметрии. Что касается художественных средств искусства Возрождения, утверждавших непреходящие гармонию, покой и равновесие, они уходят в прошлое.
Орнамент стиля барокко получил широкое распространение в разных странах Европы, приобретая под влиянием национальных традиций в каждой из них свои особые черты. В частности, в России орнамент в стиле барокко широко применяется при оформлении интерьеров дворцов, созданных Растрелли в Петербурге, Царском Селе, Петергофе. В руках русских резчиков даже вычурные, завитки орнаментальных форм в стиле барокко по-своему размашисты и легки, полны особой жизнеутверждающей силы. Можно смело утверждать, что орнамент периода русского барокко— гордость русской архитектуры, он достойно обогатил мировые достижения орнаментики.
В начале XVIII века назревает кризис абсолютизма монархии; светское общество ищет в искусстве блестящего и приятного эффекта. Это обстоятельство ощутимо проявляется в тенденции уйти от действительности в мир иллюзии и художественного вымысла. Стиль барокко трансформируется в стиль рококо.
Орнамент в эту эпоху приобретает большие свободу, легкость, воздушность, подвижность и живописность, причем стремление к декоративности и живописности доводится буквально до предела. Для него характерны ажурные, изогнутые, криволинейные мотивы, отсутствие ясной конструктивности (излюбленный мотив — раковина).
Хотя в целом стиль рококо, завершая традиции барокко, утверждает себя как искусство, выражающее идеологию дворянского класса в годы его разложения и близости к краху, искусство орнаментики того времени открывает много новых и интересных направлений. Отрицая классическую симметрию и статическое равновесие орнаментальных форм, оно предлагает иные ритмы, утверждает динамику и текучесть.
Классицизм достигает наивысшего расцвета во Франции в конце XVIII века, когда была повержена королевская власть и было покончено с феодализмом.
Характерной чертой классицизма, истоки которого лежат в гуманистических идеалах Возрождения, является обращение к античности, к греческой культуре; в то же время новый стиль демонстрирует и другое видение мира.
Орнамент вновь становится статичным и уравновешенным, с ясными и четкими членениями прямых линий, квадратов, прямоугольников, кругов и овалов. Хотя многие элементы, характерные для эпохи барокко и рококо, сохраняются, классицизм смело избавляется от излишеств, перегрузки деталями, динамичной устремленности форм. Колористические решения орнамента становятся сдержанными, в росписях начинает преобладать гризайль.
С приходом к власти Наполеона 1 и началом захватнических войн классицизм трансформируется в стиль ампир, который начинает черпать свои художественные идеалы из искусства не столько Греции, сколько Рима. Эмблематика Римской империи близка по духу, по своему воинствующему характеру эмблематике первой империи во Франции: это колчаны, стрелы, луки, лавровые венки и т. д. и т. п. Конечно, многие декоративные мотивы, широко используемые в стиле ампир, были популярны и в период классицизма, но если для классицизма античный мир —лишь источник вдохновения в поисках простоты и гармонии, то во времена ампира мотивы и содержание эмблематики Римской империи более органично сочетаются с идеями новой эпохи.
В целом стиль ампир несет в себе известный схематизм, большие суровость и строгость, торжественность и помпезность.
Определенная скованность отличает движения растительных мотивов, мифологических животных и человеческих фигур. Гирлянды и венки сплетаются плотно, максимально утверждают в орнаментальных образах идею статики. В колористических решениях часто применяются такие сочетания цветов, как алый с черным, зеленый с красным, глубокий синий с ярко-желтым, белый с золотом.
Орнамент в стиле классицизма и ампир получил широкое распространение и в России, но здесь он приобрел весьма своеобразные черты (русский классицизм). Творения Баженова. Казакова и Кваренги. Воронихина. Захарова и Росси, русский фарфор, изделии уральских умельцев из самоцветов вошли в сокровищницу мирового искусства.
Вернемся к понятию орнамента.
Орнаментом (ornamentum — украшение) называется узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов и предназначаемый, как уже отмечалось, для украшения различных предметов (утвари, оружия, мебели и т. д.), архитектурных сооружений, предметов декоративно-прикладного искусства, а у первобытных народов — человеческого тела (татуировка).
Основными классификационными признаками орнамента служат его происхождение, назначение и содержание. С учетом этого все орнаментальные формы могут быть объединены в несколько групп или видов.
Технический орнамент. Дело в том, что возникновение орнамента, его первичных форм было обусловлено трудовой деятельностью человека. Достаточно в качестве примера назвать фактуру поверхности предметов из глины, изготовленных на гончарном круге, рисунок простейших клеток в ткани при выработке ее на первобытном ткацком станке, спиралеобразные витки, получаемые при плетении веревок и т. п. Орнамент такого рода и принято называть техническим.
Символический орнамент. Возникновению и формированию символического орнамента способствовало то, что произведения орнаментального искусства очень близки по своей природе условно-символическим изображениям. Фактически сами орнаментальные образы зачастую представляют собой символы или систему символов.
В орнаменте, дошедшем до нас из глубины веков, можно встретить изображения животных, людей, орудий труда, которые лишь с трудом обнаруживают сходство с образами, их навеявшими. Дальнейшая эволюция таких изображений обычно уводила далеко от первоисточника. Естественно, что отдельные явления природы, отдельные животные имели в жизни человека большое значение, и он стремился различными способами их запечатлеть (в наскальных рисунках, орнаментах на ткани и пр.). В своей творческой деятельности человек интуитивно старался отразить объективные законы природы, причем его изображения характеризовались разной степенью изобразительности и условности. Здесь важно помнить, что специфика изобразительного языка в состоянии Донести до нас и конкретные образы, адекватные первоисточникам, и изображения в виде абстрактных пластических образов, в виде системы знаков-символов.
Появившись в Древнем Египте и других странах Востока, символический орнамент и сегодня продолжает играть важную роль (вспомним, к примеру, изображение Серпа и Молота).
*
В приводимой ниже классификации орнамента использованы материалы Лекций II. II. Пашкова (и печати не опубликованы), прочитанные им для студентов М'ТИ в 50-е годы.Геометрический орнамент. Постепенно и в техническом, и в символическом орнаменте линии и пятна стали образовывать более сложные комбинации, лишенные конкретного повествовательного значения. Так возникает геометрический орнамент, который продемонстрировал свою жизнеспособность в разные эпохи и у разных народов. Потеряв сюжетную основу, этот орнамент сохранил тем не менее свою эстетическую ценность. В нем всегда делается акцент на строгом чередовании ритмических элементов и их цветовых сочетаний, иногда на активной стилизации отдельных мотивов природы. Ведь первооснова практически любой геометрической формы — это какая-то реально существующая форма, до пределов обобщенная и упрощенная (греческий меандр — волна, круг — солнце и т. п.).
Закономерности в ритмической организации орнаментальных форм геометрического порядка способны вызвать в нашем представлении сложные опосредованные ассоциации, связанные с определенными жизненными процессами, явлениями. Именно поэтому орнамент и продолжает сохранять свои эстетические функции.
Растительный орнамент. Это самый распространенный после геометрического орнамент, для которого характерны свои излюбленные мотивы, причем последние различны в разных странах, в разные времена.
Если в Японии и Китае любимое растение — хризантема, то в Индии — боб, фасоль, в Иране — гвоздика, а в России — подсолнух, ромашка. Если в раннем средневековье особенно популярны были виноградная лоза и трилистник, то в период поздней готики — чертополох и плод граната, а во времена барокко — тюльпан и пион. В XVIII веке «властвует» роза, в период расцвета стиля модерн на передний план выдвигаются лилия и ирис.
Очень важно то обстоятельство, что растительный орнамент имеет наибольшие возможности в части разнообразия используемых мотивов, приемов исполнения. В одних случаях мотивы трактуются реалистично, объемно, в других — более стилизованно, когда предпочтение отдается, например, условной плоскостной форме.
Каллиграфический орнамент. Он составляется из отдельных букв или элементов текста, выразительных по своему пластическому рисунку и ритму. Искусство каллиграфии наиболее характерно и полно развилось в таких странах, как Китай, Япония, ряде арабских стран, в определенном смысле заменяя собой изобразительное искусство.
Фантастический орнамент. В основе орнамента лежат выдуманные изображения, чаще символического и мифологического содержания. Особенное распространение фантастический орнамент с изображениями сцен из жизни животных получил в странах Древнего Востока (Египте, Ассирии, Китае, Индии, Византии). А в эпоху средневековья фантастический орнамент был популярным в связи с тем, что религия запрещала изображение живых существ.
Астральный орнамент (от слова «астра»—звезда). Утверждал культ неба. Основными элементами орнамента были изображения неба, солнца, облаков, звезд. Большое распространение астральный орнамент получил в Японии и Китае.
Пейзажный орнамент. Особенно часто использовался и используется ныне на текстильных изделиях производства Японии и Китая.
Животный орнамент. Здесь возможны как реалистические, так и более условные, стилизованные изображения птиц, зверей и т. д.; в последнем случае орнамент в известной степени приближается к орнаменту фантастическому.
Предметный, или вещный, орнамент. Возникнув в античном Риме, он не переставал в дальнейшем широко использоваться (и в эпоху Возрождения, и во времена барокко, рококо, классицизма и т. д.). Содержание предметного орнамента составляют предметы военной жизни, быта, музыкального и театрального искусства.
Орнаментальное искусство является сложным и весьма специфическим, это отмечают многие исследователи. Следует учитывать и то обстоятельство, что до настоящего времени орнамент не нашел четко определенного места в системе искусств, а его теория остается сложной, во многом дискуссионной [9].
Так, неправильно было бы сводить сущность орнамента к одной лишь функции украшения предмета, вещи. Орнамент не только оформляет поверхность, акцентируя внимание на той или иной ее детали, но и обогащает художественно-образный смысл произведений прикладного искусства. И далее: он обладает удивительной способностью перевоплощать реальные формы и предметы объективной действительности (природы) в условные плоскостные орнаментальные изображения.
Процесс перевоплощения реальных образов природы в орнаментальные мотивы сложен по своей сути, он связан порой с активной трансформацией и деформацией объекта, с его гиперболизацией или полным отказом от отдельных свойств натуры. И в самых первых орнаментах, создававшихся на первых шагах развития человечества, и в современных главным является наличие реалистической основы; при этом специфический язык орнамента способен по-своему отражать объективные формы природы, отбирая самое типичное и характерное, метафорически его пересказывая и тем самым придавая ему принципиально новое образное содержание.
Орнамент сохраняет свой образный смысл даже в том случае, когда он бывает отделен от декорируемой поверхности предмета, например при перерисовке орнамента или в отдельном фрагменте. Следовательно, орнамент обладает относительной самостоятельностью (автономией) именно в художественно-образном отношении, и это позволяет утверждать его причастность к особому виду искусства.
Вместе с тем широко известно, что орнамент выступает в неразрывной связи с другими видами искусств (в архитектуре, разных декоративных искусствах). Как сложная и весьма специфическая художественная структура, орнамент чаще всего является неотъемлемой частью предмета, подчеркивает и выявляет его архитектоническую особенность. Можно считать, что внесение орнамента и предмет является формой проявления синтеза в искусстве. Примером подобного синтеза может служить любой предмет прикладного искусства с орнаментированной поверхностью, различные виды одежды из тканей с орнаментальными рисунками и т. д.
Таким образом, орнамент выполняет две разные художественные функции: в одних случаях органически сливается с формой, предметом, выявляя его архитектонику, и в других заявляет свое право на автономию и художественную самостоятельность [10). Во всех вариантах, однако, орнамент нельзя рассматривать изолированно от той конкретно-предметной художественной среды, для которой он предназначен. Отнюдь не требуется обязательное строгое подчинение структуре вещи; важно только, чтобы орнамент сохранял свой собственный художественно-образный смысл, который со всей полнотой способен реализоваться только в художественном ансамбле предметной среды. При этом надо подчеркнуть, что сам по себе орнамент не создает самостоятельной пространственной среды, «оторванной» от орнаментируемой поверхности.
Следует обратить внимание еще на одну особенность орнамента. Он не требует от зрителя включения в свою изобразительную орнаментальную среду. Дело в том, что такой изобразительной среды в орнаменте нет даже тогда, когда он строится на изобразительных мотивах. Этому способствуют и условность орнаментального языка, и очень высокая степень обобщения, и иносказательная метафоричность его образов, и полный отказ от передачи воздушной перспективы [11].
В настоящее время можно отметить повышенный интерес к вопросам развития и теории орнамента со стороны не только художников, искусствоведов и теоретиков искусства, но и ученых различных областей знаний, включая точные науки — математику и физику. Причина — стремление установить связи и закономерности между художественными и математическими образами, между интеллектуальной (познавательной) и эстетической (художественной) сторонами творчества. Вопросы проникновения точных методов исследования с использованием новейших технических средств в гуманитарные науки и в область художественного творчества нашли отражение в целом ряде работ [12-14 и др.].
Уже накоплен достаточный опыт по использованию кибернетических устройств в исследованиях искусства. Более того, есть все основания утверждать, что в условиях именно массового производства промышленной продукции (в частности, при создании орнаментальных узоров) следует ожидать успешной реализации возможностей машинного творчества. ЭВМ в состоянии придать индивидуальные черты упомянутой продукции, преодолеть извечный конфликт между уникальностью и массовым производством. Если ткацким станком будет управлять ЭВМ, то каждой небольшой партии изделий можно будет придать индивидуальный эстетический облик, варьируя у рисунка на ткани пропорции, ритм, масштабы и пр.
Развитие вычислительной техники позволило сделать первый шаг к искусственному творчеству. Конечно, процессы, происходящие в современной ЭВМ, по сравнению с человеческим мышлением довольно ограничены; пока машина является лишь робким орудием в руках человека-программиста [14]. И тем не менее даже она может обеспечить быструю реализацию творческих замыслов художника в плане получения орнаментальных узоров бесконечным варьированием элементов. В будущем ЭВМ станет незаменимым помощником художника: она раскрепостит художника от сковывающих его фантазию тра-традиции внесет в искусство некоторые новые приемы и способы реализации их замыслов.
При
обеспечении эффективного творческого содружества человека и машины возможны три подхода: критическая оценка природных явлений прикладная эстетика; абстрактное творчество.
В первом случае машина анализирует и, используя законы психологии восприятия и общепризнанные эстетические критерии, отбирает оптимальные варианты, признавая их художественными. В соответствии с заданной программой машина помещает эти варианты в свою память.
Машина-зритель изучает мир для выявления тех отношений порядка и формы, которые ускользают от восприятия в свойственных человеку пространственно-временных измерениях. Речь, таким образом, идет об анализе форм внешнего мира на уровне, превосходящем возможности человеческого восприятия (ускоренная съемка, микросъемка структур и т. д.). При изменении временного масштаба обратной передачи эти формы окажутся доступными
нашему сознанию; но требованию машина сможет выдать их как заготовки для художественного творчества.
Во втором случае машина выполняет анализ художественных произведений. Исследуя, например, мир искусства в плане того, что человечеством было признано наиболее современным, машина помогает извлечь из рассматриваемых произведений их наиболее характерные объективные признаки, которые затем закладываются в память.
Определив правила прекрасного по некоторой совокупности произведений искусства, машина способна создавать новые по тем же правилам.
Наконец, в третьем случае машина развивает заданную идею композиции, которая предлагается художником. Последнему трудно реализовать все замыслы, которые порождают его фантазия и воображение, и здесь ему оказывает техническую помощь ЭВМ. Человек вводит в машину идею композиции и задает набор символов, направляя работу ЭВМ на реализацию идеи определенными средствами. Идея множественной реализации художественного замысла художника — а это важнейший прием комбинаторского искусства, столь необходимый в условиях массового производства,— заключается в том, что машина синтезирует все возможные произведения по предложенной художником программе (она хранит в памяти в закодированном виде зрительные элементы, составляющие набор исследуемых средств) и, систематически применяя правила комбинаторики по заданным элементам, рассматривает все возможные варианты.
Выхода будут достигать только те варианты, которые отвечают определенному эстетическому критерию. Что касается массового производства, здесь будут использоваться варианты, обладающие определенным уровнем качества, которое оценивает сам художник в соответствии со своими эстетическими требованиями.
Для художественного творчества принципиально важно, чтобы исходные элементы несли в себе эстетически оправданную форму. Эстетический потенциал, заложенный в памяти машины, скорее всего и даст эстетически оправ
данные вариации.
Машинное творчество (другое название — пермутационное искусство) является но своему характеру подчеркнуто экспериментальным, поскольку ставит своей целью перебор всех возможных вариантов воплощения некоторой исходной идеи.
Глава 2
Принципы Художественного оформления текстильных изделий Краткие сведения по истории художественного оформления тканей Искусство украшения тканей возникло в глубокой древности. Человек очень рано ощутил потребность сделать свою одежду нарядной (ведь даже когда еще не было одежды из тканей, индейцы наносили на тело орнамент в виде татуировки). Л с появлением ткацкого станка художественная деятельность человека стала направляться на украшение поверхности ткани орнаментальным рисунком; именно в это время возникает так называемый текстильный орнамент.
Вообще орнамент на ткани может быть получен или путем переплетения цветных нитей основы и утка — и тогда мы имеем ткацкий рисунок, или нанесением на ткань узоров ручным способом либо (позднее) способом печати — и тогда мы имеем набивной рисунок. Если в узорном ткачестве использовались в основном нити шерсти или шелка, то печать осуществлялась по хлопчатобумажным и льняным тканям (в странах Азии — и по шелковым).
Удивительного совершенства за много веков до нашей эры достигли в украшении шелковых тканей китайские мастера, которые применяли главным образом узорное ткачество. Вместе с тем в Китае получил распространение особый вид текстильного рисунка, в котором ткацкий узор сочетался с росписью кистью. Ткани с таким рисунком получили название «кэсэ».
Родоначальницей производства хлопчатобумажных набивных тканей многие исследователи считают Индию. Уже в I веке до н. э. индийские набивные ткани были известны в Греции и Риме; позднее они получили распространение в странах Азии и Африки.
До наших дней из древних тканей в оригинале сохранились лишь коптские ткани (II—XII века н. э.). Копты — потомки египтян, принявшие христианство. Несмотря на завоевание Египта персами, а затем арабами, орнаментальные узоры на коптских тканях с характерными сочетаниями геометрических и растительных мотивов, со своеобразной трактовкой фигур людей и животных долгое время сохраняли присущие им особенности.
Значительных успехов в искусстве украшения шелковых тканей достигла в VIII веке Япония. Так, набивные ткани кайосети поражают необычайной законченностью и оригинальностью рисунка. Узор на эти ткани наносился деревянными формами — манерами. Популярным в Японии был и другой способ украшения тканей, напоминающий технику горячего батика — рокети, которым расписывались в основном ширмы. Наконец, нередко здесь сочетали набивку деревянными манерами и ручную роспись. По выразительности рисунка, его тонкости и лаконичности японские ткани древних времен и средних веков поражают даже современного человека.
Своеобразно, хотя и с заметным влиянием искусства Персии, развивалось искусство оформления шелковых тканей в странах Средней Азии. Каждый кусок шелковой ткани, которая вырабатывалась в Хиве, Бухаре и других городах, имел свой неповторимый рисунок. Это происходило потому, что мотки нитей для основы проходили предварительную обработку: сначала разрисовщик вручную наносил на мотки краской ритмический узор, а затем они в прокрашенных местах перевязывались и вся пряжа красилась (если рисунок предполагалось сделать многоцветным, то по нескольку раз). Такой способ обработки пряжи позволял добиваться весьма своеобразного эффекта, как бы мягкого, расплывчатого вливания узора в фон ткани.
В Европе ткани с набивным рисунком появились в XIII—XIV веках. Можно отметить попутно широкое распространение шелкоткачества в Италии и Франции в XVI веке, заметное влияние, которое оказывает в Италии в том же XVI веке на ткацкое ковровое искусство станковая живопись (например, Рафаэль и Тициан выполняют композиции и картоны для ковров), огромную популярность в средние века парчовых тканей (лучшая парча в то время изготовлялась в Венеции) [15].
В XVII веке изготовление набоек в Европе значительно увеличивается. Причиной этого стало появление на европейских рынках индийских набивных тканей с яркими красочными рисунками. Но поскольку привозные ткани были дороги, возрастает число местных мастерских, где вырабатывались набивные ткани.
И все же периодом наибольшего расцвета набивного искусства в европейских странах следует считать XVIII век. Именно в это время изготовление набивных тканей становится одной из важнейших отраслей текстильного производства, обретает яркую художественную самобытность. В отличие от стран Востока, в Европе набивка ведется в основном по самым дешевым тканям — хлопчатобумажным и льняным (широкую популярность, в частности, завоевывают ситцы). Далее: при всей подражательности рисунков на европейских набивных тканях орнаментам с ввозимых индийских образцов начинают появляться и вполне самостоятельные рисунки, отражающие стилевые особенности европейского барокко: крупные цветочные формы, сильно стилизованные, с затейливыми завитками листьев. Иногда в орнамент вводятся человеческие фигуры, виды городов, бытовые сцены.
Важно подчеркнуть еще одно существенное обстоятельство. В начале XVIII века на английских фабриках переходят на печатание с металлических досок, что позволило получать более тонкие и точные рисунки, особенно на шелковых тканях. Этот способ, с одной стороны, сделал набивные ткани более доступными для разных слоев населения, а с другой стороны, послужил по сути дела в дальнейшем основой для создания машины с печатными валами.
Первая печатная машина (с деревянным цилиндром, на котором гравировался узор) начала действовать опять же в Англии, но уже в конце XVIII века. Со временем эта машина была усовершенствована: деревянные валы заменили медными, печатание стало осуществляться уже в 3—4 цвета.
Говоря об истории художественного оформления русских тканей, следует отметить, что еще во времена формирования Московского княжества русский рынок обильно снабжался привозными тканями, прежде всего из стран Востока (Китая, Индии, Персии). Последнее обстоятельство было вызвано относительной близостью, удобством путей сообщения, дешевизной восточных тканей (по сравнению с европейскими). Иноземные ткани, столь популярные при царском дворе, среди высшей знати, в церквях и монастырях, не смогли, однако, оказать существенного влияния на народное искусство, остававшееся вполне самобытным. Богатые тканые узоры восточных тканей не повторялись механически, а своеобразно перерабатывались русскими художниками-набойщиками. Несравненно сильнее повлияли на искусство орнаментации тканей в России народная вышивка, узорные кафели и лубок.
Прежде всего необходимо сказать о развитии в России ручной набивки, которая с давних времен была очень распространенной в народном быту. Дошедшие до нас одежды XII века свидетельствуют о том, что уже тогда в России ткани оформляли набивными рисунками (с помощью манер, которые в России называли цветками) [ 16].
Особенно популярным способ ручной набивки стал в XVII веке.
Одной из первых в России фабрик, изготовлявших набивные ткани, была фабрика Жиро и К
0. Основанная в Москве в 1875 г., она работала на привозном сырье, не имела сначала своих художников (рисунки заказывались «на стороне» и менялись крайне редко). Примерно в то же время открылись и другие фабрики.
Что касается узорного ткачества, отметим следующее: ткацкое дело получило заметное развитие в России в петровские времена, когда был запрещен ввоз западных тканей. Постепенно на смену кустарному ручному производству пришло промышленное машинное: соответственно деревянные манеры уступили место медным валам с выгравированными на них узорами, которые позволили печатать на тканях многоцветные рисунки непрерывным механическим способом [17 |.
Истинное развитие отечественного художественного текстиля стало возможным только после Великой Октябрьской социалистической революции. Следует, очевидно, назвать имена тех художников, чей вклад в становление и расцвет советского художественного текстиля особенно велик.
Л. В. Маяковская работала сначала на комбинате Трехгорная мануфактура», а затем на комбинате «Красная Роза". Отечественная промышленность обязана ей внедрением интересного способа набивки—аэрографии: рисунок наносится на ткань по трафаретам путем распыления краски под давлением. Таким образом оформлялись эффектные рисунки на некоторых плательных тканях (крепдешине, шифоне, креп-жоржете), на штучных изделиях.
Период становления советского текстиля тесно связан также с именами Л. С. Поповой, В. Ф. Степановой и М. В. Хвостенко. Послединий — художник-текстильщик широкого творческого диапазона, с 1930 г. возглавил коллектив художников комбината «Трехгорная мануфактура».
Целую плеяду талантливых советских художников, в основном выпускников Московского текстильного института, вырастили художественные бюро крупнейших московских текстильных предприятий (комбинатов «Красная Роза» и
«Трехгорная мануфактура», 1-й ситценабивной фабрики. Ленинградской фабрики им. Воры Слуцкой и др.). Творчество этих художников было отмечено высоким профессиональным и ярким индивидуальным мастерством.
Свидетельством признания мастерства советских художников служат многие призы, которые присуждались советским тканям на ряде международных выставок и ярмарок — в Брюсселе, Париже, Нью-Йорке, Лейпциге и т. д. Сегодня советские ткани вышли на широкую международную арену и успешно • конкурируют с лучшими зарубежными образцами, утверждая тем самым возросшую технику исполнения, талантливость и своеобразие наших художников, достижения отечественной промышленности.
В 1972 г. группа московских художников-текстильщиков за создание высокохудожественных образцов тканей для массового производства была удостоена Государственной премии РСФСР им. И. Репина. Это А. А. Андреева, С. Д. Заславская, Н. М. Жовтис, И. П. Архангельская, 3. В. Бобкова, Н. Н. Елецкая, А. К. Подъяпольская, Н. Ф. Балагурова (последняя из г. Иваново).
Через два года, в 1974 г., Государственная премия РСФСР им. И. Репина была присуждена группе ивановских художников за создание высокохудожественных тканей с традиционными рисунками.
В 70-е годы наиболее интенсивными темпами развивалась текстильная промышленность в районах, которые не были традиционно текстильными. Широко известными стали гобелены и декоративные ткани предприятий прибалтийских республик, ткани Дарницкого, Киевского и Херсонского комбинатов. Вступили в строй и выпускают отличную продукцию комбинаты-новостройки: Красноярский, Чайковский и многие другие.
Два способа художественного оформления
текстильных изделий
Выше (см. с. 19) уже указывались два способа художественного оформления текстильных изделий. Повторим их:
разработка и выполнение орнаментальных рисунков способом качества — путем переплетения нитей основы и утка на ремизном или жаккардовом оборудовании;
разработка и выполнение орнаментальных рисунков на тканях способом печати.
Образование орнаментального рисунка способом ткачества всегда связано с технологическим процессом изготовления самой ткани. Одновременность этих двух процессов — художественного и технологического — позволяет добиться в рисунке разнообразных светотеневых и фактурных эффектов посредством разного отражения света от различных участков ткани, а также эффектов оптического смешения цветов пряжи основы и утка в полотне ткани. Специфическая выразительность ткацкого узора обеспечивается использованием переплетений разных структур, сочетанием нитей разного волокнистого состава, применением пряжи гладкой, фасонной, меланжевой и пр.
Естественно, что отнюдь неодинаковые выразительные и изобразительные возможности отличают ткацкие орнаменты, выполненные на ремизных и жаккардовых станках.
Ремизный ткацкий механический станок можно рассматривать как по сути дела усовершенствованный ручной станок. На нем можно работать с пряжей самого разнообразного волокнистого состава, разной линейной плотности и получать в связи с этим богатейший ассортимент фактурных эффектов [18]. Самый серьезный недостаток связан здесь с трудностями получения криволинейных форм узора.
На ремизном оборудовании вырабатывают грубошерстные ткани для повседневной одежды, платки, шарфы, скатерти, декоративные льняные ткани и т. д.
Жаккардовые ткани имеют эффектный внешний вид, тонкую отделку, они широко используются в группах одежных и декоративных тканей. На жаккардовом оборудовании могут быть получены сложные узоры любых форм, тонкие светотеневые переходы от одной формы к другой, разнообразные фактурные эффекты. Недостатками жаккардового ткачества являются большая трудоемкость и относительно низкая производительность процесса.
Об оформлении тканей способом печати.
Набивка почти всех хлопчатобумажных тканей на текстильных фабриках осуществляется в настоящее время механическим способом на одиовальных и многовальных печатных машинах с металлическими цилиндрическими валами. Недостатки способа — ограниченное число цветов в рисунке (ведь числу цветов соответствует число валов), трудности в гравировании валов для сложных
РИСУНКОВ И Т. П.
Наибольшее распространение в оформлении хлопчатобумажных тканей получила прямая печать но белому или малонасыщенному светлому фону. Рисунок в данном случае печатается темными или насыщенными яркими цветами, на которые цвет фона не оказывает заметного влияния. Другой менее распространенный способ — вытравная печать — заключается в получении по темноокрашенной ткани рисунка белого (тогда печать осуществляется веществами, которые разрушают окраску ткани) или цветного (печать теми же веществами, но с добавлением к ним необходимых красителей). Недостатком вытравной печати следует считать невозможность получения больших цветных плоскостей в рисунке [19].
При нанесении рисунка на шелковые ткани используют в основном сетчатые шаблоны; при этом краска протирается через отдельные участки шаблона (остальная его поверхность покрывается тонкой непроницаемой для печатной краски лаковой пленкой). Каждому цвету соответствует свой шаблон. Поскольку перенос рисунка на сетку шаблона осуществляется посредством фотокопии, самый способ получил название фотофильмпечати.
Главным преимуществом способа фотофильмпечати является возможность быстрого воспроизведения с фотографической точностью самых сложных рисунков. К недостаткам же следует отнести применение большого количества ручного труда, значительный расход красителей.
В последние годы все большее распространение получает новый способ оформления текстильных материалов (в первую очередь синтетических трикотажных полотен), который известен под названием «сублистатик».
Этот способ по сравнению с обычными способами фотофильмпечати и механическим имеет ряд преимуществ. Прежде всего он прост в применении и более экономичен, обеспечивает высокое качество продукции.
Способ сублистатик часто именуется способом сухой печати: он не требует в процессе производства водной среды и реализуется в настоящее время на практике в виде трехцветной полиграфической печати. Это очень перспективное явление в художественном оформлении тканей и других текстильных изделий. При достаточной разработке и совершенствовании технологических режимов и химических процессов (речь идет о новых классах устойчивых красителей, о новых но составу волокнистых материалах и т. и.) способом сублистатик в принципе можно оформлять не только штучные текстильные изделия, но и ткани, ковровые и меховые изделия, обивочные материалы, где сочетаются обычные набивные рисунки с эффектами пестроткани, тиснении и гофре. Кроме того, есть основания предполагать, что в будущем способом сублистатик можно будет печатать рисунок на тканях не только из синтетических волокон, но также из натуральных и химических.
Для современного уровня развития текстильной промышленности характерно появление новых, неизвестных ранее материалов и волокон, требующих новых специфических способов оформления. Так, художественное оформление нетканых материалов осуществляется сегодня известным способом фотофильм-печати, возможно применение и способа сублистатик, в то же время появление и распространение нетканых материалов заставляет изыскивать новый способ их оформления с активным использованием новых фактур и других эффектов, обусловленных иными способами производства.
Современный подход к оформлению текстильных изделий В условиях социалистической культуры современный стиль и мода становятся все более демократичными, по-настоящему массовыми и народными. Ныне вопросами моды в костюме и тканях, ее прогнозированием занимается широкий круг специалистов (искусствоведы, теоретики, социологи) и целые организации, в том числе художественные советы промышленных предприятий и текстильных подотраслей, Домов моделей, ВИАлегпрома и т. д. Л Всесоюзная государственная эстетическая комиссия по вопросам моды и культуры одежды призвана координировать действия и предложения других организаций в выработке единого общего художественного модного направления, перспективы его развития на предстоящие годы.
Особое значение в условиях социалистического общества приобретает вопрос изучения спроса на новые модели одежды, новые рисунки для тканей и других текстильных изделий. Не менее важен и вопрос, связанный с прогнозированием модных тенденций и направлений в развитии художественного оформления текстильных материалов, костюма.
Язык текстильной орнаментики всегда формировался и формируется под воздействием общих для всего декоративно-прикладного искусства законов и тенденций времени, отражая характерные стилистические черты этого искусства. Нельзя не подчеркнуть, кроме того, единство развития формы костюма и текстильного орнамента. Форму нельзя отделить от орнамента, если он в ней присутствует. Последнее обстоятельство имеет непреходящее значение для процесса разработки и создания текстильных рисунков.
Отчетливое стремление к художественному единству предметной среды (орнамент в костюме и интерьере) выдвигается в настоящее время на передний план. Художник-текстильщик, создавая рисунок для ткани, должен иметь в виду прежде всего определенный образ современного человека, знать его наружность, возраст и т. п.; вместе с тем художник должен всегда мысленно представлять себе ту ситуацию, в которой будет функционировать, как бы существовать ткань, и закладывать в характер проектируемого рисунка те особенности, те композиционные решения, которые наилучшим образом будут соответствовать назначению изделия.
И еще: на современном этапе не вызывает сомнения важность работы художника-текстильщика по декоративному осмыслению разнообразных мотивов природы. Следует заметить, что работа с натуры в данном случае понимается как активный творческий процесс переработки природных мотивов в орнаментальные формы, соответствующие духу своего времени, как смелую интерпретацию натурных форм, основанную на широте взглядов и свободном мышлении художника нашего времени.
То что современное направление в моделировании одежды и художественном проектировании жилых и общественных интерьеров нельзя теперь рассматривать в отрыве от перспектив развития художественного оформления тканей и других текстильных изделий, весьма существенно. Все это разные стороны одной проблемы, и лишь в совокупности могут решаться вопросы экономической целесообразности, художественности и функциональности.
Ткань, ее рисунок, фактура и пластические свойства способны активно воздействовать на развитие той или мной модной тенденции в костюме, на его форму и конструкцию. Художник-текстильщик, обладая высокой художественной культурой и широким кругозором, обязан не только создавать новые рисунки в плане принятого современного направления, но и опережать это направление, угадывать и чувствовать его перспективу, предвидеть тенденцию его изменения. И еще: принятое на тот или иной период современное модное направление в художественном оформлении текстильных изделий художник должен понимать достаточно широко, в полной мере раскрывая возможности новых материалов и способов их оформления, учитывая свою творческую индивидуальность.
Важно особо отметить, что способы художественного оформления текстильных изделий на современном этапе во многом определяются изысканием новых видов текстильных волокон и материалов, их появлением и распространением. Не случайно сегодня можно говорить о новом этане в развитии и оформлении современного текстиля.
Эстетическая ценность текстильного рисунка зависит, во-первых, от того, насколько данный рисунок соответствует текстильному материалу и, во-вторых. насколько он отвечает той функции ткани, которую эта ткань будет выполнять в жизни человека.
Связь орнамента с костюмом (когда разговор идет о плательной ткани) и орнамента с интерьером (когда разрабатывается декоративная ткань)—вот непременное условие, которое всегда должно предопределять и направлять творческую работу художника-орнаменталиста. При этом творческий процесс практически реализуется следующим образом. Художник, приступая к разработке рисунка на плательной или декоративной ткани определенного назначения, должен достаточно четко представить будущий рисунок в определенной среде (в костюме или интерьере). Здесь в первую очередь речь идет о работе над рисунком соответственно в силуэтном изображении одежды и интерьере. Очень важно художнику представить, как будет смотреться возникший у него образ (хотя бы в самых общих чертах непосредственно в костюме на фигуре человека или в интерьере). Главная же задача заключается в определении того, каким будет самый рисунок (имеются в виду колорит, масштаб, мотив, ритмический строй, размер раппорта, раппорт сетки и пр.). Только после этого можно приступать к более тщательной разработке орнаментального рисунка для ткани и реализации в нем идей, намеченных в предварительном эскизе.
В конечном счете творческая задача художника-текстильщика заключается в создании рисунков, которые убедительно бы смотрелись в ансамбле костюма или интерьера.
Создание целостной системы ансамбля костюма или ансамбля интерьера в 70-е годы становится ведущим направлением творческой деятельности художников самых различных областей декоративно-прикладного искусства. Давно известно, что декоративно-прикладное искусство способно запечатлевать особенности социального образа и национального психологического склада людей, отражать обобщенные черты той или иной эпохи только совокупностью вещей, обладающих эстетическими достоинствами; поэтому-то и приобретает первостепенное значение в художественном творчестве проблема ансамбля. Художника-текстильщика, разумеется, интересует художественная выразительность, эстетическая ценность композиции текстильных изделий. Однако в полной мере о художественной выразительности орнаментальной композиции мы можем судить не в куске ткани и тем более не в графическом кроке (эскизе), а лишь в пространственных формах костюма или интерьера.
Лишь при создании целостной системы ансамбля вещей в полной мере проявляется и утверждается идейно-эмоциональное содержание композиции текстильного изделия.
Любое текстильное изделие в окружающей его предметной среде должно рассматриваться не как самостоятельный предмет, а как органическая часть целого ансамбля вещей. Само собой разумеется, что система ансамбля предполагает не только художественную органичность частей и целого, но и единство их стилевых особенностей, обусловленных не только эстетикой, но и определенным мироощущением, определенной идеологией. Таким образом, система должна не просто отвечать функциональным и технологическим требованиям, но и содержать в себе гармоническое начало эстетического и идеологического.
Глава 3 Особенности композиции
текстильного орнамента
Роль восприятия в познании
Действительности и в творческой
деятельности
Человек познает окружающий его мир прежде всего благодаря органам чувств, причем практически
9/10 сведений о внешнем мире доставляют нам органы зрения.
Для художника мир — это в первую очередь видимый мир. Поскольку
все, что
окружает человека, предстает перед ним в основном в виде зрительных образов, мышление художника является главным образом мышлением как бы визуальным.
Наши ощущения есть образы внешнего мира, существующие вне нашего сознания. Материя, «действуя на наши органы чувств, производит ощущение. Ощущение зависит от мозга, нервов, сетчатки и т. д., т. е. от определенным образом организованной материи»*. Живое созерцание предмета является моментом чувственной практической деятельности человека. Оно осуществляется в таких формах, как ощущение, восприятие, представление.
Если ощущение знакомит человека с внешним качеством вещей (низшая ступень познания), если восприятие означает получение целостного образа предмета в результате воздействия его на наши органы чувств, то представление связано с логическим мышлением (высшая ступень познания) —для него характерны понимание, суждение, логика, абстрагирование. «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности»**.
Таким образом, зрительное восприятие нельзя считать пассивным фотографированием явлений и предметов внешнего мира — это активное изучение, зрительное исследование указанных явлений и предметов.
Применительно к произведениям изобразительного и декоративно-прикладного искусства единственно правильным критерием их эстетической оценки могут служить зрительные ощущения и те эмоциональные чувства и настроения, которые эти ощущения вызывают в сознании. Важно помнить, что в основе того и другого искусства лежит органическая связь с действительностью, единство художественной идеи и ее воплощения в материале.
Трудно переоценить роль зрительного (визуального) восприятия как в оценке и познании предмета искусства, так и в самой практической деятельности художника в творческом процессе. Есть основания полагать, что понятия
*
Ленин В. И. Поли. собр. соч. 5-е изд. Т. 18, с. 50. •• Там же, т. 29, с. 152-153«понимание», «суждение» и «заключение» в определенной степени свойственны зрительному восприятию, и именно это позволяет квалифицировать последнее как активный динамический процесс. «Каждый взгляд человека — это предвосхищение изумительной способности художника создавать модели, которые объясняют жизненный опыт средствами организованной формы» [20]. И «визуальное мышление», и «живописное соображение» вполне правомочно относить к процессу зрительного восприятия, чувственного познания мира.
В настоящее время трудно рассматривать процессы творчества и художественной практики в отрыве от психологии [-1]. Область художественного восприятия, имеющая столь большое значение для художественного творчества, становится предметом серьезного исследования для психологов и искусствоведов.
В современной теории зрительного восприятия огромное значение придается визуальной структуре воспринимаемого объекта с ее наиболее характерными особенностями, которые и являются самыми доступными для наших органов зрения [22]. Под характерными же особенностями структуры понимаются такие структурные свойства, как направления, углы, расстояния между элементами, резко выраженные особенности в части пластики и ритмической организации элементов.
Изображение никогда не является точной копией объекта, а скорее представляет собой его структурный эквивалент, выраженный тем или иным изобразительным средством.
Зрительное восприятие не запечатлевает полного ряда индивидуальных деталей, содержащихся в образе, который воспринимает сетчатка глаза. Р. Арнхейм пишет, что восприятие не начинается с частностей; наоборот, его исходной точкой является всеобщность [20]. Это положение подтверждается, с одной стороны, психологическими исследованиями, а с другой,— многолетним опытом художественной практики.
Человек легко и мгновенно воспринимает и осознает любые элементарные формы, например круг или квадрат, а также те формы, которые при восприятии приближаются к элементарным. Именно эта готовность воспринять любую наипростейшую структуру (насколько позволяют условия) и служит основанием для действия закона простоты в искусстве.
Простота в искусстве непосредственно касается всех вопросов формы и цвета. Простоту композиции обеспечивают количественные соотношения элементов по форме и размерам, их контурные очертания, направленность движений, ритмическая организация компонентов и их взаимная уравновешенность, ограниченность и лаконизм выразительных средств. Возможно, в том, что такие геометрические формы, как круг, квадрат, треугольник и т. д. имеют наипростейшую элементарную структуру, в том, что человеческий глаз охватывает их без всяких затруднений, следует искать причину столь длительного и постоянного внимания к геометрическому орнаменту у самых разных народов.
В современном орнаментальном искусстве простейшие геометрические формы продолжают играть существенную роль. В силу простоты своей структуры они являются той прочной основой, на которую может опереться художник в творчестве.
Единство творческого замысла позволяет добиться большей простоты и ясности композиционного решения. В подобной трактовке закон простоты приобретает в искусстве всеобщее значение. Убедительное доказательство этого— творчество детей, искусство на самых ранних этапах его развития, творчество взрослых людей, впервые, к примеру, взявших в руки кисть.
Правомерно предположить, что и зрительное восприятие, и развитие искусства осуществляются в движении от форм самых простых ко все более сложным.
И еще один вывод, который в известной степени помогает ответить на вопрос, почему творения греческих и египетских зодчих по прошествии многих веков продолжают потрясать людей своей силой, красотой. Те геометрические закономерности, которые использовались при создании этих архитектурных шедевров, наиболее отвечают основным физиологическим и психологическим законам человеческого восприятия.
Обратим теперь внимание на некоторые явления, тоже связанные с процессом зрительного восприятия и тоже имеющие определенное значение для творческой практики.
Решая вопрос наилучшего положения одной или нескольких форм в композиции, мы неизбежно сталкиваемся с фактором равновесия. С физической точки зрения, равновесие — это состояние, в котором действующие на некоторый объект силы взаимно компенсируют одна другую. В принципе такое определение справедливо и для равновесия визуального, под которым подразумевается расположение элементов в композиции, когда каждый из них находится в устойчивом состоянии. Различные факторы равновесия — форма, размеры, цвет, направление и местоположение — взаимосвязаны и обусловливают один другой. Сбалансированная композиция вызывает ощущение цельности, простоты, ясности. Равновесие способствует тому, чтобы композиция воспринималась легко. Любое же нарушение равновесия усложняет композицию, иногда даже запутывает ее, поскольку заставляет зрителя как бы колебаться между двумя или более зрительными утверждениями.
Подразделение зрительно воспринимаемой модели на более элементарные единицы (части) является очень существенным средством композиции. Части подчинены целому, причем не только при первичном, но и при вторичном делении и т. д. Психологическое назначение частей — способствовать восприятию общей структуры, хотя каждая часть безусловно обладает определенной долей самостоятельности. В подразделении целого на части всегда реализуется один из главнейших принципов композиции — закон соподчинения частей целому. Характер же членения зависит от того, что хочет выразить этим художник, какая идея руководит им.
Взаимоотношения между частями могут проявляться и в другом виде, который подпадает под правило группирования. Подобие частей по размерам, сходной форме и цвету, близость их расположения способствуют зрительному объединению этих частей. Группирование частей на основе их подобия дает достаточно большой зрительный эффект, поскольку способствует формированию новых зрительных моделей. Части, организованные по принципу подобия, кажутся расположенными ближе одна к другой, а порой могут восприниматься даже как целостная группа.
Важно помнить, что сходство и различие всегда относительны и полностью зависят от окружения и среды. Окружение может стимулировать эффект группирования элементов или, наоборот, сглаживать его.
Каждое произведение искусства должно выражать художественное содержание специфическими выразительными средствами. Понятие «выразительность* тесно связано с процессом зрительного восприятия. Это свойство объективной визуальной модели, которое осознается посредством таких зрительно воспринимаемых качеств, как скорость, форма, цвет.
Роль и функции выразительности в искусстве, в восприятии мира художником чрезвычайно важны. Выявление и усиление вы разительности, передаваемой направленной напряженностью, экспрессией, характеризующими зрительную модель (например: орнаментальный мотив).— существенная и необходимая задача художника при создании им произведений. Художественная практика по сути своей всегда должна быть экспрессивной..
Текстильный орнамент и вопросы терминологии Текстильным орнаментом; который занимает в орнаментальном искусстве одно из ведущих мест, оформляют ткани, поверхность других текстильных изделий. Его специфика проявляется не только в органической связи рисунка с оформляемым материалом, назначением последнего; она находит свое выражение в композиционном построении текстильных рисунков.
Говоря о принципах орнаментации ткани и других текстильных изделий, мы прежде всего обращаем внимание на эстетическую сторону рисунка, на особенности его композиционного решения.
Композиция (от лат. compositio) —это составление, построение, структура художественного произведения, обусловленная его содержанием, характером и назначением. Соответственно
орнаментальная композиция, с точки зрения текстильного рисунка, означает составление, построение, структуру узора, пластически завершенную, определяемую образным содержанием, характером и назначением текстильного изделия.
Композицию нельзя рассматривать в отрыве от времени, от стиля эпохи. Как художественная форма, композиция претерпевает с течением времени неизбежные изменения. Нужно освоить теоретический и практический опыт прошлых поколений, чтобы понять логику развития художественной формы в соответствии с духом сегодняшнего дня, в соответствии с современными мировоззренческими принципами и идеологической направленностью. Знание законов формообразования и изменения их во времени — вот та основа, без которой не может быть подлинного творчества.
Вместе с тем творческий процесс работы над композицией представляет собой индивидуальное образное мышление художника, его мысли, стремления, представления, реализуемые в конкретном художественном произведении. Следовательно, личность, будь то личность уже сложившегося художника или начинающего студента, всегда выполняет свою корректирующую функцию в процессе композиции.
Вспомним: Ле Корбюзье определял композицию как результат интуитивного творчества и сознательного выбора. И действительно, для творческого процесса одинаково важно развитие интуитивного художественного чувства и логического интеллектуального мышления; поэтому и сам творческий процесс может быть представлен как органическое единство интуитивного и логического начал.
Итак, композиция — это орнаментальная структура художественного произведения со всеми характерными для него особенностями используемых выразительных языковых средств. Данное определение в настоящее время представляется, однако, слишком узким и односторонним. Ведь художественное орнаментальное творчество с начала и до конца всегда протекает в русле специфического для художественного мышления языка, на котором изъясняется художник. Значит, композиция — это также средство для выражения художественной идеи, это язык художественного произведения.
Язык орнаментики — зримый, доступный и вместе с тем лаконичный и выразительный— способен, с одной стороны, четко воспроизвести эмоциональные характеристики натурной формы, ее пластический образ; с другой стороны (и в этом заключается специфика упомянутого языка!) он может вызвать у зрителя не прямые, а сложноопосредованные ассоциации о предметах и явлениях природы. Но существу мы имеем дело со сложноассоциативным языком, своеобразно повествующим о явлениях объективного мира.
Образы орнаментального искусства могут передаваться на условном символическом языке или же сами представлять собой символы. Процесс абстрагирования предполагает рассмотрение в объекте лишь части его свойств; совокупность последних и будет являться художественной абстракцией данного объекта. Образы орнаментального искусства, формирующиеся на условном символическом языке, тем не менее способны выразить эмоционально смысловое и образное содержание.
К выразительным средствам орнаментальной композиции относится:
точка,
пятно,
линия,
цвет,
фактура.
Все они являются в то же время
элементами композиции. Естественно, эти элементы, эти средства композиции приобретают в орнаментальном художественном произведении более сложные и разнообразные формы, превращаются в орнаментальные мотивы — геометрические или изобразительные в зависимости от поставленных задач и целей.
Наконец, композицией следует считать как непосредственную практическую работу художника над реализацией своего замысла в определенном материале в творческом процессе, так и конечный результат творчества — художественное произведение [23]. Часто какое-нибудь орнаментальное произведение, например панно» или декоративную ткань, называют композицией. Такое применение термина «композиция» получило широкое распространение в учебном про-цессе, что вполне закономерно и оправданно.
Р
аппортом называется минимальная площадь повторяющегося рисунка, включающая мотив и расстояние до соседнего мотива. Закономерное повторение раппорта по горизонтальным и вертикальным рядам образует
рап-портную сетку — конструктивную основу рисунка. Размеры раппорта— высота и ширина — зависят от функционального назначения ткани и способа производства, однако в известных пределах они могут устанавливаться произвольно.
Еще в древние времена при нанесении рисунка на ткань вручную использовали прямоугольные деревянные манеры, на
которых вырезали мотив
орнамента. Путем равно
мерного перемещения та
ких манер строго по го-
ризонтальным рядам на
поверхность ткани и на-
носился раппортный
рисунок. Фактически дан
ный способ является про
образом современного спо
соба оформления тканей
раппортными рисунками.
Меняются лишь техноло
гические приемы, а прин
цип остается.
В практике художественного оформления текстильных изделий художник часто встречается с необходимостью paппортного повторения рисунка не в двух направлениях (раппортные композиции), а только в одном. Тогда мы имеем так называемый ленточный раппорт: мотив закономерно повторяется только в одном направлении, образуя вертикальные или горизонтальные орнаментальные ряды. В качестве примера можно указать на ткани с каймовым рисунком.
Наконец, в промышленности часто используют рисунки со смещенным (или сдвинутым) раппортом. Такое смещение, кстати, тоже практиковалось в далеком прошлом, когда для внесения большего разнообразия в рисунок после нанесения манерами первого ряда мотивов во втором ряду манеры сдвигали на некоторую величину (как при кладке стен из кирпича). Следует подчеркнуть, что хотя и говорят «сдвинутый раппорт», на самом деле сдвигается не раппорт, а мотив внутри раппорта.
В современном промышленном производстве единственно приемлемая форма раппорта — прямоугольная. Теория позволяет утверждать то же самое. При всем при этом в принципе раппортом может служить не только прямоугольная, но и любая другая форма, способная без промежутков заполнить всю плоскость ткани.
На рис. 1 показан раппорт, который имеет более сложную форму, закономерно повторяющуюся по вертикали и горизонтали. Чтобы построить такой или ему подобный раппорт, надо нарисовать квадрат, а затем у каждой его стороны какую-нибудь кривую, например дугу. Только если у правой и верхней сторон такие дуги должны быть вне квадрата, то у левой и нижней — внутри него. В результате получаем раппорт в виде криволинейной фигуры, площадь которой равна первоначальной (в примере на рисунке равна площади квадрата).
Повторим: раппорты сложной формы в промышленности практически не применяются. Построение подобного раппорта приведено выше по той причине, что он облегчает решение некоторых композиционных задач. Например, когда в раппорте приходится размещать много мотивов в различных ритмических движениях, его сложная форма позволяет обеспечить незаметный плавный переход мотивов на стыках соседних раппортов.
Не следует смешивать два таких разных по содержанию понятия, как «раппорт» и «мотив».
Мотив — это часть текстильного орнамента, главный его элемент. Мотив может представлять собой один элемент (и тогда мы имеем простой мотив) или же состоять из многих элементов, пластически оформленных в единое орнаментальное образование.
В сложных композициях раппорт часто содержит несколько орнаментальных мотивов.
Ритм — закономерное чередование и повторение соизмеримых и чувственно ощутимых элементов. Ритм является главным организующим началом любой орнаментальной композиции. Ритмическая повторяемость в текстильном орнаменте мотивов и элементов этих мотивов, их наклонов, пространственных поворотов, площадей, орнаментальных пятен, просветов между ними, и разных других элементов композиции является важнейшей характеристикой этого орнамента.
Ритмическая организация — взаиморасположение мотивов или элементов мотива
на композиционной плоскости.
Композиционные связи — пропорциональные соотношения элементов по размерам и интервалам, ритмический порядок их чередования.
Под
пластикой в орнаментальном искусстве подразумевают плавные, непрерывные переходы одних элементов формы в другие. Применительно к орнаментальной композиции текстильного рисунка следует расширить это понятие, включив в него не только плавные, но и всякие другие, например, скачкообразные, изменения в направлениях формы, плавность последней или угловатость, овальность или прямолинейность, расплывчатость, неопределенность или упругость, напряженность, жесткость в целом или на отдельных участках и т. д.
Соответственно
пластическое содержание мотива означает пластику элементов, составляющих мотив.
Стилизация—видоизменение и переработка природного мотива при наибольшем художественном обобщении с целью выявления условных декоративных его качеств.
Орнаментальная тема — совокупность мотивов, подобных по размерам, сходных по форме и цвету, близких по расположению и воспринимаемых глазом как единый узор.
Колорит — общий (суммарный), преобладающий цвет орнаментальной композиции.
Колористическая тема — совокупность мотивов или отдельных элементов мотива, объединенных одним общим цветом или цветами, близкими один другому.
Постепенные плавные или более резкие скачкообразные переходы от малых форм к большим, от близких к далеким, от простых к сложным, от светлого к темному и т. и. называют
ритмическим движением. Будучи всегда прерывным, оно распространяется на самые разные характеристики формы: в орнаментальной композиции размеры элементов, расстояния между ними, их наклоны или повороты, цвет или светлотные отношения элементов.
На рис. 2 представлены простейшие виды ритмических движений: прямолинейных (а, в,
е) и криволинейных (б,
г). Во всех этих случаях движение характеризуется ритмом расстояний между элементами; правда, на рис. 2, в,
г мы имеем также ритмическое движение масс. Особо следует указать на ритмическое движение, представленное на рис. 2,
д (наклонов) и 2,
е (пространственных поворотов элементов).
В
пластических движениях, которые также могут быть прямолинейными и криволинейными, равномерными или неравномерными, все элементы слиты один с другим, т. е. эти движения являются непрерывными.
Совокупность разных орнаментальных мотивов, объединяемых художником в единый узор, носит название
ритмического строя. Вместе с ритмическими движениями в ритмический строй органически входят и все пластические движения форм. Поэтому точнее говорить не о ритмическом, а
ритмикопластическом строе композиции.
Выше мы уже говорили о композиции, об орнаментальной структуре. Добавим здесь, что структура может характеризовать достаточно подробно форму целого или же представлять весьма обобщенные черты, и тогда она определяется как
структурная основа. Применительно к текстильной орнаментике целесообразно использовать два понятия структуры (особенно если речь идет о раппортном рисунке ткани):
макроструктура (структура раппортного рисунка) характеризует порядок раппортного повторения мотивов на декорируемой поверхности ткани или бумаги. С математической точки зрения такая структура представляет собой одноинтервальное простое прерывное движение, свойственное именно текстильному орнаменту; она раскрывает его конструктивную сущность, но не в состоянии исчерпывающе охарактеризовать даже главные особенности текстильного рисунка. Поэтому-то и возникает необходимость ввести понятие другой структуры. Действительно, в пределах одного раппорта, особенно если он имеет большие размеры, может располагаться большое число различных элементов, организованных в сложные ритмические движения;
микроструктура (структура сложного орнаментального мотива). Для композиции очень важно, какие элементы составляют микроструктуру, как они связаны один с другим.
В раппортной композиции фактически имеет место структура в структуре; наиболее характерна такая ситуация для крупнораппортных рисунков с многоэлементными орнаментальными мотивами. В определенной степени о структуре в структуре можно говорить применительно к безраппортным текстильным рисункам. Например, рисунки на головных платках могут расчленяться на четкие части (макроструктура), заполненные в свою очередь сложными орнаментальными мотивами (микроструктура).
Структура раппортного рисунка, который стремится к бесконечности, является
открытой; напротив, структура раппортного мотива, как и рисунка на любом штучном изделии, может быть определена как
замкнутая. Необходимо сразу заметить, что когда в раппорте рисунка размещаются один или два простых мотива, вопрос структуры раппорта не имеет того большого значения, которое он приобретает в крупнораппортных композициях со сложными орнаментальными мотивами.
Анализ многих раппортных рисунков — от самых простых до самых сложных — свидетельствует о следующем: при художественном оформлении тканей раппортными рисунками встречается весьма ограниченное число макроструктур. Теория построения раппортных композиций рассматривает три типа, три схемы макроструктур (рис. 3).