Реферат - Эффекты массовой коммуникации на индивидуальном и общественном уровнях - файл n1.doc

Реферат - Эффекты массовой коммуникации на индивидуальном и общественном уровнях
скачать (114.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc115kb.08.07.2012 20:58скачать

n1.doc

Содержание

Введение

Глава I. Массовая коммуникация. Понятие массовой коммуникации

Методы исследования массовой коммуникации

Массовые аудитории

Эффекты массовых коммуникаций

ГлаваII. Исследование последствий воздействия эффектов массовой коммуникации

Заключение

Список литературы

Тема: «Эффекты массовой коммуникации на индивидуальном и общественном уровнях».

Введение

Социология – наука об обществе – изучает коммуникации, как одну из важнейших социальных подсистем наряду с другими: семьей, государством и пр., подлежащих изучению. Среди социальных процессов одно из ведущих мест занимает коммуникация (от лат. communicatio - способ сообщения, передачи) как необходимый элемент взаимодействия людей, групп, народов, государств, в ходе которого осуществляется передача и взаимопередача информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей и т.д. Массовая коммуникация играет огромную роль в жизни людей, она буквально вплетена в ткань современного общества, в его экономику, политику и культуру, она охватывает международные, межгрупповые и межличностные отношения.

Сегодня доступ к СМК – это необходимое условие формирования всесторонне развитой личности. Они влияют на различные этапы и стороны в современном мире.

Тема моей курсовой работы «Эффекты массовой коммуникации на индивидуальном и общественном уровнях».

Предмет изучения моей работы - социология массовых коммуникаций.

Объектом в курсовой работе выступают эффекты массовых коммуникаций.

Актуальностью темы являются проблемы коммуникатора, аудитории, содержания и проблемы восприятия массовой информации, а так же функционирования отдельных средств массовой коммуникации (печать, радио, телевидение, кино, реклама), всей системы массовой коммуникаций в целом.

Цель курсовой работы – исследование отдельных средств массовой коммуникации (печать, радио, телевидение, кино, реклама), всей системы массовой информации в целом.

Методы исследования: работа со СМИ

Задача курсовой работы : написание теоретической части, изучение методов исследования СМК, практическая часть – исследовательская.

Структура курсовой работы состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и литературы.

Первая глава курсовой работы - теоретическая. Содержит следующие пункты:

    1. Понятие массовой коммуникации;

    2. Методы исследования массовой коммуникации;

    3. Массовые аудитории;

    4. Эффекты средств массовых коммуникаций.

Вторая глава курсовой работы исследование последствий воздействия эффектов массовой коммуникации на индивидуальном и общественном уровнях.

Для написания данной работы были использованы следующие источники:

Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1997, Филатова О.Г. Социология массовой коммуникации. М., 2007, Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 2007., Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. М., 2001., Терин В. П. Массовая коммуникация. М., 2000., Кашкин В.Б., Основы теории коммуникации, Изд-во: М.:АСТ, 2007г.

Глава I. Массовая коммуникация.

    1. Понятие массовой коммуникации.

Массовая коммуникация – процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.)

Средства массовой коммуникации (СМК) – это специальные каналы и передатчики, благодаря которым происходит распространение информационных сообщений на большие территории.

Массовая коммуникация, прежде всего, характеризуется:

Главным условием, определяющим массовую коммуникацию, является специфика аудитории и коммуникатора.

Массовая коммуникация выполняет роль регулятора динамических процессов социальной психики; роль интегратора массовых настроений; канала циркуляции психоформирующей информации. Благодаря этому органы массовой коммуникации являются мощным средством воздействия и на личность, и на социальную группу.

Уникальность коммуникационного процесса в СМК связана с его следующими свойствами:

- диахронность – коммуникативное свойство, благодаря которому сообщение сохраняется во времени;

- диатопность – коммуникативное свойство, позволяющее информационным сообщениям преодолевать пространство;

- мультиплицирование – коммуникативное свойство, благодаря которому сообщение подвергается многократному повторению с относительно неизменным содержанием;

- симультанность – свойство коммуникационного процесса, позволяющее представлять адекватные сообщения множеству людей практически одновременно;

- репликация – свойство, реализующее регулирующее воздействие массовой коммуникации.

_________________________
Терин В. П. Массовая коммуникация. М., 2000 г.


    1. Методы исследования массовой коммуникации.

Что касается методов исследования массовой коммуникации в практически-прикладном аспекте, то сюда можно отнести:

Исследование массовой коммуникации может также использовать методы различных социогуманитарных наук, например, методы исследования фокус-групп, анкетирование и опроса аудитории СМК — из социологии; методы беседы с коммуникаторами и реципиентами — из социолингвистики и др.

Особо важный метод исследования массовой коммуникации в метатеории коммуникации — системно-теоретический анализ, состоящий из четырех уровней. На первом уровне системно-теоретического анализа исследователь должен дать характеристику структурных элементов, составляющих организацию частного массово-коммуникативного процесса или всей системы массовой коммуникации, установить их взаимосвязь со всей структурой данного общества. На втором уровне — установить механизм и особенности взаимодействия элементов внутри исследуемой системы. На третьем уровне — выявить функции исследуемой системы по отношению к внешней среде. На четвертом уровне — собрать воедино типологические характеристики исследуемой системы и установить смысл и значение транслируемой и принимаемой массовой информации исходя из функций данной системы и масштабов ее влияния на общество в целом.
____________________

Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология

анализа и практика исследований. М., 2007 г.

    1. Массовые аудитории.

Создание и потребление массовой информации непосредственно взаимосвязано с психологическими процессами восприятия и усвоения. Главную роль в процессе ее потребления играют аудитории — непосредственные потребители этой информации.

Аудитории могут быть устойчивыми или неустойчивыми в своих предпочтениях, привычках, частоте обращения, что учитывается при исследовании взаимодействия источника и получателя информации.

Особенности аудитории во многом зависят от ее социально - демографических характеристик (пол, возраст, доход, уровень образования, место жительства, семейное положение, профессиональная ориентация и др.). Также при приеме массовой информации поведение аудитории опосредуется факторами, имеющими ситуативный характер (уникальность обстоятельств, внешняя обстановка и т.д.). О значимости самой массовой информации и источника ее передачи часто говорят количественные параметры аудитории: чем больше аудитория, тем более важна информация и значим источник.

В основе типологизации аудитории лежит возможность доступа групп населения к конкретным источникам информации.

На этом основании можно выделить следующие типы аудиторий:

Анализ аудиторий, как правило, осуществляется по двум направлениям: по форме потребления информации разными социальными общностями; по способам оперирования полученной информацией.

В процессе потребления социальной информации различают несколько стадий взаимодействия аудиторий с информацией: контакт с источником (каналом) информации, контакт с самой информацией, прием информации, освоение информации, формирова­ние отношения к информации.

По доступу к источнику информации и самой информации все население делится на аудиторию и неаудиторию.

Причем неаудитория бывает: абсолютной (кто вообще не имеет доступа к СМК, таких людей уже мало) и относительной (кто имеет ограниченный доступ к СМК — нет денег на газеты, компьютер и т.д.)

Важнейшим показателем уровня подготовленности аудитории является ее информированность. Степень информированности может варьироваться от полной информированности до полной неинформированности.

В настоящее время наблюдается повышение уровня информированности аудитории благодаря таким факторам, как повышение уровня образования; потребность в повышении информированности населения в силу достижений научно-технического прогресса во всем мире и изменений в профессиональной деятельности; активное участие индивидов и социальных групп в общественно-политической жизни.

В целом потребление массовой информации представляет собой сложный и психологически активный процесс, дифференци­рующий аудиторию в соответствии с социально-демографическими, культурными, экономическими и другими характеристиками. Именно процесс потребления массовой информации сопряжен с тем, что сами аудитории производят массовую социальную инфор­мацию как направленную по определенным каналам (например, письма или запросы в СМИ или органы управления), так и «неканализированную» (диффузную), циркулирующую в слабо структури­рованных сетях межличностной коммуникации (слухи, разговоры и т.д.).

Реакция аудитории

Анализ сложившейся социальной реальности позволяет выделить пять основных типов реакций на массовую информацию:

реакции, связанные с особенностями деятельности индивидов в социальных общностях:

Широкий диапазон смысловой информации и возможности передачи оценочной информации делают СМИ весьма привлекательными для массовой аудитории и повышают ее мотивированность.

Получатель информации вольно или невольно «ожидает» от СМИ оценочную информацию, поскольку они как социальные институты имеют статус официального источника информации, к которому массовая аудитория питает доверие. Истинность смысловой информации трудно проверить, и поэтому аудитория столь чутко прислушивается к оценочной информации, которая отражает доминирующие тенденции в обществе. Именно оценочная информация в значительной степени способствует формированию общественного мнения.

_____________________

Кашкин В.Б., Основы теории коммуникации, Изд-во: М.:АСТ, 2007г.

    1. Эффекты средств массовых коммуникаций

Результатами, которых обычно добиваются СМК, являются эффекты — конкретные изменения в сознании и поведении аудитории.

Эффекты проявляются как:

Именно система эффектов, которых желает добиться то или иное СМК, и определяют задачи и совокупность целей коммуникатора.

К числу эффектов относятся :

Эффекты СМК — явление подвижное, динамичное. Под воздействием информационного потока, всего комплекса коммуникативных отношений происходят обновление и изменение общественного сознания и поведения человека, социальной группы, организации, своеобразный сдвиг его взглядов, убеждений, поступков. Следовательно, эффекты СМК необходимо рассматривать в двух параметрах: изменение в массовом, групповом и индивидуальном сознании, а также изменение в поведении социальных групп под воздействием той или иной информации; удовлетворение потребности в социальной информации аудитории и возможность практического применения данной информации.

В связи с этим выделяются критерии эффектов на личностном уровней уровне социальных групп, которые отражают степень пользы, приносимой данной социальной информацией конкретным отдельно взятым людям. К таким критериям следует отнести:

«Оптимисты», например Белл, считают, что современное общество объединяет индивидов прежде всего на основе «новой народной культуры», поскольку с появлением радио, телевидения, газет, других СМИ и увеличением доступа аудиторий к ним в современном обществе появляется единая система идей, образов и развлечений, предоставляемых вниманию широких народных масс. Понятие «культура», означавшее когда-то моральную и интеллектуальную утонченность и высокий уровень развития искусств, сегодня существенно расширилось и стало означать общий кодекс или иной группы или всего социума. В настоящее время, согласно Беллу, к СМИ перешла воспитательная функция, теперь «хорошим манерам» большинство населения учится не в элитарных школах, а с помощью кино и телевидения. Именно СМИ способствуют формированию особых манер, вкусов, моды и развлечений у современных людей. Поэтому СМИ делают свои аудитории полноправными участниками культурных, социальных и политических процессов, приближая обывателей к выдающимся личностям современной эпохи и делая их участниками многих событий.

«Пессимисты» обычно приводят следующие аргументы:

Вывод главы I: Содержание массовой коммуникации оказывает большое влияние на аудиторию в самых разнообразных формах. Это может быть обучение, убеждение, внушение. Воздействие информации зависит от того, насколько она соответствует социальным запросам аудитории, насколько регулярна, насколько значима. СМК изменяют не только общество как социальную систему, его многочисленные связи и отношения, но и саму человеческую личность, и не просто как социальную единицу, а во многом и как психологический и биологический организм. Подобные трансформации в наши дни еще невозможно оценить однозначно, но уже сегодня становится понятно, что проблема информационно-психологической безопасности личности в эпоху господства массовой коммуникации в обществе актуальна не только для политиков, ученых-обществоведов, журналистов или медиков, но и для каждого современного человека.

________________________
Назаров М.М. Эффективность средств массовой коммуникации, Изд-во: М.: Знание, 2007г.

Глава II. Исследование последствий воздействия эффектов массовой коммуникации на примере благотворительной акции "Первыйдетям! Добрый свет"
Вероятно, наиболее распространенным подходом к исследованию СМИ является изучение последствий воздействия массовой коммуникации. Беспокойство широкой общественности в отношении СМИ связано в основном именно с этими последствиями, характер которых может принимать различные формы. Наиболее упрощенной формой модели влияния является теория унифицированных последствий. Согласно этой теории, люди в современном обществе воспринимают сообщения СМИ одинаковым образом, и последние вызывают у них интенсивные и очень схожие реакции.

Сообщения СМИ – это некое волшебное средство, пронизывающее сознание населения. Это влияние проявляется лишь в определенных условиях. Люди воспринимают одно и то же сообщение по - разному и реагируют на него различным образом.

Для исследования воздействия эффектов массовых коммуникаций для практического примера мною была исследована благотворительная акция, которую проводил первый канал "Первый – детям! Добрый свет" в ходе которой была оказана помощь медицинским учреждениям собрать необходимые средства на лекарства для детей, больных лейкозом.

Акция проходила с 19 по 29 мая 2011 года. Поучаствовать в акции и внести свой даже самый небольшой вклад мог каждый. Для этого надо было перечислить средства на счет, номер который опубликован на официальном сайте Первого канала www.1tv.ru или просто отправить sms-сообщение «Дети» на номер 9009 (максимальная стоимость sms составит 35,05 рублей с НДС). И эти деньги также поступали на общий благотворительный счет.

Собранные средства по окончании благотворительного марафона были направлены на лекарства пациентам гематологических отделений областных детских больниц – Калужской, Нижегородской и Челябинской, а также Волгоградскому детскому онкогематологическому центру, маленькие пациенты которых нуждаются в дорогостоящих препаратах.

Впервые в рамках акции «Первый – детям. Добрый свет» также проводился благотворительный аукцион, в котором приняли участие звезды Первого канала – Иван Ургант, Екатерина Андреева, Петр Толстой, Мария Лемешева, Юлия Панкратова, Дмитрий Борисов, Екатерина Стриженова, Елена Проклова, Яна Чурикова, Андрей Малахов, актеры программы «Большая разница», Леонид Якубович, Елена Малышева, Эвелина Хромченко и другие популярные ведущие.

Звезды Первого расписали акриловыми красками светильники, которые стали лотами благотворительного аукциона. Купить эксклюзивный светильник от любимого ведущего и таким образом помочь пациентам детских больниц имел возможность любой пользователь.

Данная акция имеет социальную значимость. В процессе потребления социальной информации был контакт с источником (каналом) информации, контакт с самой информацией, что повлияло на формирова­ние отношения к информации массовых аудиторий. Данная акция спровоцировала массовую аудиторию, на совершение действий и воздействовал на их эмоциональное состояние. В поведении аудитории на данную информацию я нашла следующие типы реакции:

Широкий диапазон смысловой информации и возможности передачи оценочной информации делают СМИ весьма привлекательными для массовой аудитории и повышают ее мотивированность, которую мы видим в результатах проведения акции.
За время проведения благотворительной акции было собрано 76 128 142 руб., получено около 2 236 000 sms и несколько тысяч банковских переводов. Большую часть средств телезрители пожертвовали с помощью сообщений с мобильных телефонов – сообщений пришло свыше 2, 2 млн.

В том числе по предварительным итогам благотворительного аукциона, сумма заявок составляет примерно 1 300 000 рублей. На аукционе было представлено 38 лотов. Их стартовая цена возросла от 10 до почти 100 раз.

Таковы исследования одного из критериев последствия воздействия СМИ на сознание и поведение аудитории.


_____________________

http://www.1tv.ru/sprojects_in_detail/si=5828

Заключение

Сегодня доступ к СМК – это необходимое условие формирования всесторонне развитой личности.

Социальная сущность массовой коммуникации: это — мощное средство воздействия на общество с целью оптимизации его деятельности, социализации индивида и интеграции общества.

СМК изменяют не только общество как социальную систему, его многочисленные связи и отношения, но и саму человеческую личность, и не просто как социальную единицу, а во многом и как психологический и биологический организм. Подобные трансформации в наши дни еще невозможно оценить однозначно, но уже сегодня становится понятно, что проблема информационно-психологической безопасности личности в эпоху господства массовой коммуникации в обществе актуальна не только для политиков, ученых-обществоведов, журналистов или медиков, но и для каждого современного человека.


Список литературы

Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1997.

Филатова О.Г. Социология массовой коммуникации. М., 2007

Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология

анализа и практика исследований. М., 2007.

Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. М., 2001.

Терин В. П. Массовая коммуникация. М., 2000.

Кашкин В.Б., Основы теории коммуникации, Изд-во: М.:АСТ, 2007г.

Глава I. Массовая коммуникация. Понятие массовой коммуникации
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации