Кабанец Д.Ю., Витвицкий Е.Е. Моделирование транспортных процессов и систем - файл n1.doc

приобрести
Кабанец Д.Ю., Витвицкий Е.Е. Моделирование транспортных процессов и систем
скачать (1376 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1376kb.08.07.2012 20:44скачать

n1.doc

  1   2   3   4


Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Сибирская государственная автомобильно-дорожная

академия (СибАДИ)»

Кафедра организации перевозок и управления на транспорте

МОДЕЛИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ ПРОЦЕССОВ И СИСТЕМ
Методические указания и задания

к лабораторным работам
для студентов специальности «Организация

перевозок и управление на транспорте»

дневной и заочной форм обучения
Составители: Д.Ю. Кабанец, Е.Е. Витвицкий

Омск

СибАДИ

2010

УДК 656.13

ББК 39.38:65.9(2)40


Рецензент канд. техн. наук, доц. Л.С. Трофимова (СибАДИ)

Работа одобрена НМСС 190701 факультета АТ в качестве методических указаний для лабораторных работ по дисциплине “Моделирование транспортных процессов и систем” для студентов специальности «Организация перевозок и управление на транспорте» (автомобильный транспорт) для дневной и заочной форм обучения.

Моделирование транспортных процессов и систем: Методические указания и задания к лабораторным работам для студентов специальности «Организация перевозок и управление на транспорте» дневной и заочной форм обучения /сост.: Д.Ю. Кабанец, Е.Е. Витвицкий. – Омск: СибАДИ, 2010. – 55 с.

В соответствии с рабочей программой разработаны задания и варианты исходных данных, сгруппированы по разделам в соответствии с темами лабораторных работ по дисциплине «Моделирование транспортных процессов и систем».

Табл. 13. Библиогр.: 4 назв.


г ГОУ «СибАДИ»,2010



Содержание





Введение……………………………………………………………….........

4

Лабораторная работа № 1.

Исследование функционирования автомобиля в микросистеме………..

5

Лабораторная работа № 2.

Исследование функционирования автомобиля в особо малой

системе………………………………………………………….....................

11

Лабораторная работа № 3.

Исследование функционирования автомобиля в малой

системе………………………………………………………….....................

27

Лабораторная работа № 4.

Исследование функционирования транспортных систем мелкопартионных перевозок груза……………………………………….......................

37

Библиографический список…………………..…………………………….

50

Введение
Дисциплина "Моделирование транспортных процессов и систем" позволяет студентам овладеть методикой анализа производительности автомобилей и транспортных систем при изменении технико-эксплуатационных показателей (ТЭП); способствует формированию практического представления будущего специалиста о возможностях, условиях и результатах реализации различных технологических и производственных решений.

Данные методические указания позволяют изучить особенности и различия поведения автомобилей и транспортных систем при изменении ТЭП; механизм происходящих изменений; возможные стандартные ситуации, проявляющиеся в поведении автомобилей и ТС при изменении ТЭП; о недопустимости переноса понятий и результатов исследований, выполненных в рамках определенных условий, на другие, не исследованные ранее ТС.

Данные методические указания содержат также математический аппарат, соответствующий каждой транспортной системе, и способствуют правильному обобщению результатов исследований, формированию выводов.

Лабораторная работа № 1
Исследование функционирования автомобиля

в микросистеме
Цель работы: исследование влияния ТЭП на выработку автомобиля в микросистеме.
Для выполнения лабораторной работы студент должен:

знать:

- модель описания функционирования микросистемы;

- методику проведения анализа влияния ТЭП на выработку автомобиля в микросистеме;

уметь:

- анализировать влияние ТЭП на выработку автомобиля в микросистеме;

- применять методику расчета параметров работы автомобиля в микросистеме;

- выявить закономерности изменения выработки автомобиля в микросистеме при изменении ТЭП;

- использовать возможности Microsoft Excel для расчета изменения выработки автомобиля в микросистеме с применением приёма цепных подстановок и построения графиков зависимости выработки автомобиля в микросистеме от изменения ТЭП;

- формулировать выводы по выполненным расчётам;

- сформировать и защитить отчёт по выполненной лабораторной работе.

Оборудование: персональный компьютер.
Задание:

1. Рассчитать выработку автомобиля в микросистеме в тоннах и тонно-километрах при изменении q, Vт, tпв, lг, Тн.

2. Построить графики зависимости Q, P, Lобщ, Tн.ф, ze от изменяемых показателей.

3. Оценить результаты расчётов и построения графических зависимостей, сформулировать выводы.

4. Оформить отчет по выполненной лабораторной работе.

5. Защитить выполненную лабораторную работу, ответив на контрольные вопросы.

Каждому студенту, согласно номеру варианта задания (табл. 1) провести исследование влияния изменения времени погрузки-разгрузки, грузоподъёмности автомобиля, времени в наряде на функционирование микросистемы, построить графики и написать выводы.

Исследование влияния изменения технико-эксплуатационных показателей (q, Vт, tпв, lг, Тн) на функционирование микросистемы проводится с использованием приёма цепных подстановок, который дает возможность проследить изменение как функции одного из произвольно взятых показателей, входящих в аналитическую модель описания работы автомобиля. Сущность приёма цепных подстановок заключается в последовательной замене исходной величины отдельных показателей. Полученное отклонение от первоначальной величины фактора рассматривается как результат влияния изменяемого показателя, так как все остальные показатели, в исходном и в полученном значении функции, остались неизменными [1]. Приём цепных подстановок применяется во всех лабораторных работах данного курса. Диапазон изменения исследуемого показателя ±20 %, шаг ±10 %.

Модель описания функционирования микросистемы

1. Sмикро = {П; Р; М; Аэ; Тс}.

(1)

2. Аэ =1 , т.к. Qплан/Qдень ? 1 .

(2)

3. Тс ? Тн.ф.

(3)

4. М = 1 маятниковый маршрут, с обратным не груженым пробегом (рис. 1).

(4)


lн1,2 – нулевой пробег, соответственно первый и второй, км;

lг – груженый пробег за ездку, км;

lх – холостой пробег за ездку, км;

П – пункт погрузки;

Р – пункт разгрузки.


Рис. 1. Схема маятникового маршрута, с обратным не груженым пробегом


5. Длина маршрута lм = lг + lх .

(5)

6. Время ездки, оборота автомобиля .

(6)

7. Выработка автомобиля в тоннах за ездку Qе = q? .

(7)

8. Выработка автомобиля в тонно-километрах за ездку

Ре = q?·lг .

(8)

9. Количество ездок, оборотов .

(9)

10. Плановое время работы автомобиля в микросистеме ,

(10)

где Тс – продолжительность функционирования микросистемы.




11. Остаток времени в наряде после выполнения целого количества ездок, оборотов .


(11)

12. Ездка, выполняемая за остаток времени, после выполнения целого количества ездок, оборотов





(12)

13. Выработка автомобиля в тоннах в микросистеме

.



(13)

14. Выработка автомобиля в тонно-километрах в микросистеме

.



(14)

15. Пробег автомобиля за смену .

(15)

16. Фактическое время работы автомобиля .

(16)


Приведём пример расчёта выработки автомобиля в микросистеме, исходные данные представлены в табл. 1.

lм = lг + lх = 30 + 30 = 60 км;

= (2 · 30)/36 + 0,5 = 2,17 ч;

Qе = q? = 8,0 · 1,0 = 8,0 т;

Ре = q?·lг , = 8 · 1,0 · 30 = 240 т·км;

= [12,0/2,17] = 5;

= 12 – [12/2,17] · 2,17 = 1,15 ч;

= 1,15/(30/36) + 0,5) < 0  ze = 0;

= 8 · 1,0 · 5 = 40 т;

= 8 · 1,0 · 5 · 30 = 1200 т·км;

= 5 · (30 · 2) + 23 + 18 - 30 = 311 км;

= 311/36 + 5 · 0,5 = 11,14 ч.
В качестве примера рассмотрим влияние изменения аргумента (среднетехнической скорости Vт), на функционирование микросистемы, расчёт выполнен по формулам (5) – (16), результаты представим в табличной форме (табл. 2) и на графиках (рис. 2).


Рис. 2. Изменение выработки автомобиля в микросистеме при

изменении Vт




Таблица 1

Исходные данные для лабораторной работы №1

Наименование показателя

Варианты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Грузоподъем-ность автомобиля q, т

10

10

12

7

10

13

8

12

10

13

7

10

13

8

12

10

13

7

Коэффициент использования грузоподъем-ности ?

0,6

0,8

0,9

1

1,0

1,0

0,8

1

0,9

0,8

0,8

1,0

1,0

0,8

1

0,9

0,8

0,8

Плановое время в наряде Тн, ч

9,0

9,5

8,0

9,5

8,7

9,2

10,3

9,8

10,2

9,5

9,0

8,7

9,2

10,3

9,8

10,2

9,5

9,0

Время на погрузку-выгрузку tпв, ч

0,3

0,6

0,5

0,6

0,7

0,8

0,6

0,6

0,5

0,7

0,5

0,7

0,8

0,6

0,6

0,5

0,7

0,5

Расстояние перевозки груза lг, км

8

18

21

15

19

16

20

15

14

23

24

19

16

20

15

14

23

24

Нулевой пробег при выезде из АТП lн1, км

11

11

12

13

10

11

12

13

12

9

12

10

11

12

13

12

9

12

Нулевой пробег при возврате в АТП lн2, км

4

11

10

9

12

13

10

11

9

14

11

12

13

10

11

9

14

11

Среднетехническая скорость Vт, км/ч

28

22

26

22

21

22

24

22

24

24

25

24

25

26

22

21

24

21




Наименование показателя

Варианты

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

Грузоподъем-ность автомобиля q, т

9

8

7

9

8

8

9

10

11

11

8

9

10

9

11

9

10

8

Коэффициент использования грузоподъем-ности ?

0,8

0,85

0,95

0,9

0,8

0,8

0,85

0,9

0,9

0,7

0,6

0,9

1,0

0,9

1,0

0,8

0,7

0,7

Плановое время в наряде Тн, ч

8,0

8,4

8,5

9,5

8,7

9,2

9,3

8,8

8,2

9,5

8,0

9,7

8,2

9,3

8,8

9,2

8,5

9,0

Время на погрузку-выгрузку tпв, ч

0,6

0,5

0,7

0,5

0,7

0,8

0,6

0,6

0,5

0,7

0,5

0,7

0,8

0,6

0,6

0,6

0,5

0,7

Расстояние перевозки груза lг, км

10

15

22

17

21

19

25

20

15

25

26

22

14

17

16

15

22

32

Нулевой пробег при выезде из АТП lн1, км

11

9

12

10

11

12

9

13

12

9

12

10

11

12

13

12

9

12

Нулевой пробег при возврате в АТП lн2, км

4

10

11

9

14

11

12

11

9

14

11

12

13

10

11

9

14

11

Среднетехническая скорость Vт, км/ч

29

23

22

23

22

25

21

22

24

24

25

24

23

22

25

21

22

24

Окончание табл. 1

Таблица 2

Изменение выработки автомобиля в микросистеме при изменении Vт

Vт, км/ч

tе,о, ч

[zе], ед.

 Тн, ч

, ед.

zе , ед.

Q, т

P, т·км

Lобщ, км

Тнф, ч

28,8

2,58

4

0,24

0

4

32

960

251

10,72

32,4

2,35

4

1,33

0

4

32

960

251

9,75

36,0

2,17

5

0,03

0

5

40

1200

311

11,14

39,6

2,02

5

0,89

0

5

40

1200

311

10,35

43,2

1,89

5

1,61

1

6

48

1440

371

11,59


Контрольные вопросы

1. Какими функциями описывается характер наблюдаемых зависимостей для отдельно взятого автомобиля и для системы в целом?

2. Какие промежутки приращения аргумента сопровождаются эффектом?

3. Какие из полученных значений аргумента можно считать рациональными?

4. Как повлияет изменение аргумента на следующие функции: tо, ?Тм, Q, Р, Тн.ф, Lобщ?
Лабораторная работа № 2
Исследование функционирования автомобиля

в особо малой системе
Цель работы: исследование влияния ТЭП на выработку автомобиля в особо малой системе.
Для выполнения лабораторной работы студент должен:

знать:

- модель описания функционирования особо малой системы;

- методику проведения анализа влияния ТЭП на выработку автомобиля в особо малой системе;

уметь:

- анализировать влияние ТЭП на выработку автомобиля в особо малой системе;

- применять методику расчета параметров работы автомобиля в особо малой системе;

- выявить закономерности изменения выработки автомобиля в особо малой системе при изменении ТЭП;

- использовать возможности Microsoft Excel для расчета изменения выработки автомобиля в особо малой системе с применением приёма цепных подстановок и построения графиков зависимости выработки автомобиля в особо малой системе от изменения ТЭП;

- формулировать выводы по выполненным расчётам;

- сформировать и защитить отчёт по выполненной лабораторной работе.

Оборудование: персональный компьютер.

Задание:

1. Рассчитать выработку автомобиля в особо малой системе в тоннах и тонно-километрах при изменении q, Vт, tпв, lг, Тн.

2. Построить графики зависимости Q, P, Lобщ, Tн.ф., ze от изменяемых показателей.

3. Оценить результаты расчётов и построения графических зависимостей, сформулировать выводы.

4. Оформить отчет по выполненной лабораторной работе.

5. Защитить выполненную лабораторную работу, ответив на контрольные вопросы.

  1   2   3   4


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации