Белых С.Л. Психология художественного творчества - файл n1.doc

приобрести
Белых С.Л. Психология художественного творчества
скачать (137.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc138kb.08.07.2012 20:41скачать

n1.doc

ПРОГРАММА ПО КУРСУ

ПСИХОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

Пояснительная записка
Психология художественного творчества – дисциплина, объединяющая несколько направлений, довольно разных по предмету и способу осмысления.


объекты

аспекты изучения

Направление и понятийный аппарат

искусство

причины возникновения искусства, формы осуществления; психология содержания - отражение, объективация окружающей действительности и внутреннего мира; уровни отражения - реализация осознаваемой идеи и проявление личностного отношения на бессознательном уровне;

Философия, психология сознания, психология деятельности, психология восприятия, психология смысла, когнитивная психология, психология развития, педагогическая психология, психология личности, психоанализ.

личность творца

отношение к миру, мотивы творчества, цели, средства, способности, механизмы творения;

взаимодействие искусства и общества

роль искусства в жизни общества, потребность общества в искусстве, язык искусства, психология восприятия искусства.

личность воспринимающего

вкус, эмпатия, компетентность, заинтересованность, активность.


Цель курса: Курс предназначен для ознакомления с основными направлениями психологии художественного творчества, для привлечения психологического знания к объяснению закономерностей, на которые опирается искусствоведческая литература при анализе произведений изобразительного искусства.

Специфика программы: Данная программа построена как ознакомительная, поэтому в ней в какой-то степени отражены все направления и дана характеристика всех предметов изучения. Но основное внимание уделяется вопросам психологической сущности художественного творчества, механизмам восприятия художественных произведений, и проблемам управления развитием художественных способностей.

Важное значение в программе придается понятию «субъект художественного творчества», при этом активность рассматривается в качестве необходимого условия творческой позиции. Для раскрытия этой проблемы привлекаются психологические теории деятельности, сознания, рассматриваются различные взгляды на субъектность человека.

Специальное внимание уделяется понятию «проекция» и объяснению этого явления в различных концепциях, начиная с психоанализа, и заканчивая учениями о психомоторной организации человека, специфике эмоционального реагирования и знаково-символической функции мышления.

На практических занятиях обсуждаются различные направления искусства, и те системы ценностей и язык художественной выразительности, которые лежат в их основе.

Особое значение имеют вопросы управления развитием художественных способностей ребенка, так как курс читается на педагогической специальности. Здесь теоретической основой служат работы А.А. Мелик-Пашаева, кроме этого, уделяется внимание работам Б.Неменского, Ю.А. Полуянова, Л.Б. Рыловой и т.д.

Инновационность:

Программа преимущественно ориентирована на современные взгляды, в ней рассматриваются новые концепции художественного творчества, например, целостная и непротиворечивая концепция психологии художественного творчества Д.Н. Абрамян, эстетическое отношение к миру как психологическая первооснова художественного развития А.А. Мелик-Пашаева, многие вопросы раскрываются через закономерности человеческого познания. Искусство рассматривается как особого рода форма познания, связанная в первую очередь, с личностным переживанием художником своего эстетического отношения к миру, и форма художественного выражения познанного, а художественное творчество – как способ реализации своей эстетической позиции.

В вопросах характеристики личности художника и выделения признаков художественных способностей особое внимание уделяется проблеме дифференциации креативности (как способности к принятию нестандартных решений), и способности к порождению художественных образов, способности воплощать в образе эстетическую идею.

Специфическим аспектом данного курса является практическое задание: анализ искусствоведческих источников с учетом знания психологических закономерностей, проверка и обоснование позиции критика.

Требования к уровню усвоения: студенты должны иметь представление об основных направлениях психологии художественного творчества, понимать специфику психологического знания в отличие от искусствоведческого и философского, уметь использовать основные психологические закономерности для объяснения процессов художественного творчества и механизмов восприятия произведений искусства.

Самостоятельная работа: Студентам дается работа по анализу искусствоведческой литературы на основе психологических знаний, интроспективные задания по теме «идентификаия», а также работа по наблюдению за психологией людей и инициации художественных средств выразительности в портретном жанре. Кроме того, значительная часть информации по ознакомлению с психологией постмодерна также дается на самостоятельное изучение.

Методические рекомендации для преподавателя:

Следует придерживаться психологической картины мира, избегая соблазна перейти на уровень философского рассмотрения проблемы. Философская позиция, конечно, должна учитываться, однако психология предполагает более практикоориентированный подход, основанный на понимании механизмов и закономерностей протекания различных процессов, в том числе творческих, и умении в определенной степени управлять этими процессами на практике.

Методические рекомендации для студентов:

В течение всего курса предполагается практика использования полученных знаний в реальной ситуации, поэтому студентам на лекциях предлагаются мини-задания на наблюдение, на занятия с детьми, на анализ художественных произведений с учетом знания психологических закономерностей.

Темы лекций и практических занятий




Тема


Тип

Часы

  1. Сложность в определении предмета психологии художественного творчества. Многоаспектность проблемы. Основные объекты психологии художественного творчества (краткая характеристика).

л

2

  1. Роль искусства в развитии общества. Культура и общество. Развитие культуры как развитие знаковых систем. Искусство и культура. Отражение реальности в памятниках культуры. Рефлексивно-эмоциональный характер искусства. Познание как смысл жизни.

л

2

  1. Эстетика и эстетическое отношение к действительности. Красота - ее социальные и биологические критерии.

л

2

  1. Психология восприятия произведений искусства. Идентификация как основной механизм восприятия. Психофизиологические основы восприятия искусства.

л

2

  1. Искусство как познание. Художественный образ - ведущее понятие психологии искусства. Механизмы и формы психического отражения. Визуально-динамические компоненты мышления. Роль правого и левого полушария в творческой деятельности. Рациональное и интуитивное в творческом процессе.

л

2

  1. Семантика художественного произведения. Знаки и знаковые системы. Общепринятые системы значений и индивидуальные системы значений. Категориальные структуры индивидуального опыта. Языки репрезентации результата творчества.

л

2

  1. Художественные средства выразительности в изобразительной деятельности и в литературе. Психологический смысл метафоры.

л

2

  1. Психоанализ и искусство. Символы в искусстве. Концепция бессознательного З. Фрейда. Архетипы К.Г. Юнга.

л

2

  1. Проективность личности и формы ее проявления в произведениях искусства. Проекция как основа художественных средств выражения, как свойство, связующее человека с миром. Формы проявления индивидуальных, личностных особенностей, состояний и отношений в поведении и деятельности. Поведение как «трансляция» себя во вне.

пр

2

  1. Психологические механизмы творчества. Создание произведений искусства как одна из форм деятельности. Бессознательность «трансляции» и осознанность и произвольность творения. Сходство механизмов научного и художественного творчества. Этапы творческого решения.

пр

4

  1. Искусство и информационная культура.

пр

2

  1. Психология творца, творческого самовыражения. Творчество жизни. Смысл творчества. Роль воображения в творческой деятельности. Творческие способности. Творчество как потребность. Качества, необходимые творцу. Два уровня процессов воображения и фантазии - спонтанный и управляемый. Художественное сознание и художественная деятельность. Художественный вкус.

пр

4

  1. Психологические характеристики личности художника и их отражение в творчестве. Эстетическое отношение к действительности.

пр

2

  1. Условия построения педагогического взаимодействия для сохранения детской спонтанности при формировании произвольного контроля деятельности (рефлексия образов спонтанной фантазии).

пр

2

  1. Личность и творчество. Развитие личности и развитие культуры, их взаимовлияние. Творческий характер процесса развития. Взаимодействие социального и индивидуального в художественной деятельности.

пр

2

  1. Этапы и алгоритмы творчества. Творчество как способность к нестандартному решению. Дифференциация характеристик творчества (креативности) и художественных способностей. Тренинг творческого мышления. Оригинальность. Продуктивность и нестандартность. Выход за рамки ситуации. ТРИЗ.

пр

2

  1. Психология искусства Л.С. Выготского.

л

2


Задания к зачету (контрольной работе)

Сделать комментарий к искусствоведческой работе, объяснив искусствоведческие интерпретации психологическими закономерностями восприятия, мышления, воображения опираясь на личностные особенности человека, динамические свойства личности:

  1. Основные свойства восприятия: обобщенность, целостность, предметность, константность. Факторы целостности восприятия.

  2. Причины возникновения иллюзий восприятия.

  3. Символизм человеческого мышления (работа знаково-символической функции).

  4. Психологический механизм проекции, ее основные каналы.

  5. Психомоторная организация человека и эмоциональная реакция.

  6. Феномен фигуры и фона.

  7. Субъективность картины мира и индивидуальные особенности восприятия окружающего.

  8. Индивидуальные особенности человека (личность, темперамент, характер, способности, интересы, склонности и т.д.)

  9. Индивидуальный опыт.

  10. Феномен фиксированной точки зрения.

  11. Механизм идентификации с изображенным.


Вопросы к экзамену

        1. Сложность в определении предмета психологии художественного творчества. Многоаспектность проблемы. Основные объекты психологии художественного творчества (краткая характеристика).

        2. Роль искусства в развитии общества. Рефлексивно-эмоциональный характер искусства.

        3. Познание как смысл жизни. Искусство как познание.

        4. Механизмы и формы психического отражения. Проективность как основное свойство, связующее человека с миром. Формы проявления индивидуальных, личностных особенностей, состояний и отношений в поведении и деятельности. Поведение как «трансляция» себя во вне.

        5. Создание произведений искусства как одна из форм поведения. Бессознательность «трансляции» и осознанность и произвольность творения.

        6. Культура и общество. Развитие культуры как развитие знаковых систем. Искусство и культура. Отражение реальности в памятниках культуры.

        7. Знаки и знаковые системы. Знаково-символическая функция мышления как инструмент творчества.

        8. Общепринятые системы значений и индивидуальные системы значений (категориальные структуры индивидуального опыта). Их соотношение в творчестве.

        9. Концепция бессознательного З. Фрейда. Психоанализ и искусство. Проективность личности и формы ее проявления в произведениях искусства.

        10. Архетипы К.Г. Юнга. Символы в искусстве.

        11. Красота - ее социальные и биологические критерии.

        12. Проективность (в современном понимании) как основа художественных средств выразительности.

        13. Художественный образ - главное психологическое понятие в сфере искусства. Психология образа (восприятие, представление, воображение) и психология художественного образа.

        14. Психологический смысл метафоры. Аналогия как основа метафоры.

        15. Визуально-динамические компоненты мышления. Их роль в формировании художественного образа. Композиция как организация информации с помощью визуального мышления.

        16. Сходство механизмов научного и художественного творчества. Этапы творческого решения.

        17. Психологические механизмы творчества. Соотношение творчества и художественного творчества.

        18. Роль правого и левого полушария в творческой деятельности. Рациональное и интуитивное в творческом процессе.

        19. Языки (коды) репрезентации процесса и результата творчества.

        20. Психология искусства Л.С. Выготского.

        21. Искусство и информационная культура.

        22. Психология творца, творческого самовыражения.

        23. Творчество жизни. Смысл творчества. Роль воображения в творческой деятельности. Творческие способности.

        24. Творчество как потребность. Качества, необходимые творцу. Два уровня процессов воображения и фантазии - спонтанный и управляемый.

        25. Художественное сознание и художественная деятельность. Художественный вкус.

        26. Условия построения педагогического взаимодействия для сохранения детской спонтанности при формировании произвольного контроля деятельности (рефлексия образов спонтанной фантазии).

        27. Личность и творчество. Развитие личности и развитие культуры, их взаимовлияние. Творческий характер процесса развития.

        28. Взаимодействие социального и индивидуального в художественной деятельности.

        29. Психологические характеристики личности художника и их отражение в творчестве.

        30. Этапы и алгоритмы творческого акта. Этапы становления творческой личности.

        31. Стадии становления детского рисунка.


Основная литература

  1. Абрамян Д.Н. Общепсихологические основы художественного творчества (теоретико-методологические аспекты проблемы). – М., 1994.

  2. Адаскина А.А. Художественная одаренность // Психология одаренности: от теории к практике. /Под ред. Д.В.Ушакова. - М.: ИП РАН, 2000. - С. 86-96.

  3. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Пер. на русский язык с изм. - Л., 1974. – 392с.

  4. Демидов В.Е. Как мы видим то, что видим. - М., 1987. - 240 с. (Демидов В.Е. Как мы видим то, что видим. - М., 1979. - 208 с.)

  5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - С-Пб., 1997. - 96 с.

  6. Грегори Р. Разумный глаз. М., 1972.

  7. Диагностика и развитие художественной одаренности. Сборник. - СПб., 1992.

  8. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1998. – 480с.

  9. Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения. (Условность древнего искусства). - М., 1970.

  10. Коротеева Е.И. Развитие способности детей к художественно-творческой деятельности. – М., 2005.

  11. Красота и мозг:  Биол. аспекты эстетики  [И. Ренчлер, Б. Херцбергер, Д. Эпстайн и др.] / Под ред. И. Ренчлера и др.; Перевод с англ. М. А. Снеткова и др.      М. : Мир , 1995 – 334с. илл.

  12. Мейлах Б.С. Психология художественного творчества: предмет и пути исследования // Психология процессов художественного творчества. Л., 1980.

  13. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н., Адаскина А.А., Кудина Г.Н., Чубук Н.Ф. Психологические основы художественного развития / Ред. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н.  — М.: МГППУ, 2005. - 160 с.

  14. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М., 1981.

  15. Неменский Б. Мудрость красоты: проблемы эстетического воспитания. – М., 1990.

  16. Никифорова Н.И. Исследования по психологии художественного творчества. – М., 1982. - 154 с.

  17. Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство: Пособие для учителя: В 2-х ч.: Содержание, методика и организация занятий в школе. – М., 1995, 1999.

  18. Проблемы художественного восприятия в зарубежных исследованиях. М., 1986.

  19. Психология одаренности детей и подростков // Под ред. Лейтеса Н.С. - М., Академия, 1996. – 407с.

  20. Психология процессов художественного творчества. Сборник статей / Отв. ред. Б.С. Мейлах, Н.А. Хренов. - Л.: Наука, 1980. – 288с.

  21. Психология цвета. Сб. Пер. с англ. / Отв. ред. Удовик С.Л. - М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1996. - 352с. (Серия «Актуальная психология)

  22. Рылова Л.Б. Теория и методика обучения изобразительному искусству: Учебно-методическуий комплекс (инновационная модель). – Ижевск, 2006. – 408с.

  23. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет. – М., 2000. – 200с., илл.

  24. Хрестоматия по психологии художественного творчества./ Под ред. А.Л. Гройсман. М., 1996. - 200с.

  25. Художественное творчество и психология // Отв. ред. А.Я. Зись, М.Г. Ярошевский. - М., 1991. - 192 с.

  26. Художественное творчество. Методология и практика комплексного изучения. Сборник. – Л., 1982.

  27. Художественное творчество. Сборник. - Л., 1983.

  28. Юнг К.Г., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж. Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы / Под общ. ред. С.Н. Сиренко. – М., 1997. – 368с., илл.

  29. Юсов Б.П. Изобразительное искусство и детское изобразительное творчество: Очерки по истории, теории и психологии художественного воспитания. – Магнитогорск, 2002.

  30. Фрейд З. Художник и фантазирование. - М., 1995. - 400 с.


Дополнительная литература:


  1. Абраменкова В.В. Образ ядерной энергетики в детской картине мира // Вопросы психологии. - 1990. - №5. – С.48-56.

  2. Абрамян Д.Н. Об особенностях художественного творчества: Научно-методологическое пособие для преподавателей и аспирантов. - Ереван, 1979.

  3. Абрамян Д.Н. Специфика художественного воображения и проблемы психологии личности. М., 1985.

  4. Адамар Ж.. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970. - 152 с.

  5. Адаскина А.А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности // «Вопросы психологии». - 1999. - № 6. С. 100—110.

  6. Акин О. Психология архитектурного проектирования / Пер. с англ. Ю.А. Плотникова. – М., 1996. – 208с.: ил.

  7. Аксенова Ю.А. Символы мироустройства в сознании детей. – Екатеринбург, 2000. – 272с. (Серия «Руководство практического психолога»)

  8. Ананьев Б.Г. Задачи психологии искусства // Художественное творчество. Сборник. - Л., 1982. - С.236-242.

  9. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. / Пер. с анг., М., 1994. – 352с.

  10. Арт-терапия в эпоху постмодерна / Под ред. А.И. Копытина. – СПб., 2002. – 224с.

  11. Бердяев Н.А. Смысл творчества. - М., 1989.

  12. Бернштейн М.С. Психология научного творчества // Вопр. психол. – 1965. - №3.

  13. Бессознательное. Сб. статей. - Новочеркасск, 1994. - 224с.

  14. Бехтерев В. Личность художника в рефлексологическом освещении // Арена, - Л., 1924.

  15. Ванcлов В.В.. Эcтетика, искусство, искусствознание: Вопросы теории и истории. - М., 1983. – 440с.

  16. Вачнадзе Э.А. Некоторые особенности рисунка душевнобольных. - Тбилиси: Мецниереба, 1972.

  17. Вельфин Г. Истолкование искусства. М., 1982.

  18. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М., 1950.

  19. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте // Собр. Соч. в 6т.- Т.2.-М., 1982-1983.

  20. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1980.

  21. Гозман Л.Я., Кроз М.В., Латинская М.В. Самоактуализационный тест. М., Росс. пер. агенство, 1995. - 44с.

  22. Головлева Е.Л. Основы рекламы: Учебное пособие. – М., 2003. – 272с.

  23. Гор Г. Геометрический лес. -М., 1981.

  24. Грачева Л.В. «Воспитание» чувств. // Диагностика и развитие художественной одаренности. Сборник. - СПб., 1992. – С.127-135.

  25. Грузенберг С.О. Гений и творчество. Основы теории и психологии творчества. - Л., 1924.

  26. Грузенберг С.О. Психология творчества (многотомник). - Минск, 1923.

  27. Гуружапов В.А. Смыслопорождающие системы понимания искусства детьми младшего школьного возраста: Дис. … д-ра психол. наук. – М., 2002.

  28. Денисова В.В. Детский рисунок в физиологической интерпретации. – Л., 1974.

  29. Журавлев А.П. Звук и смысл. - М., 1981.

  30. Зенкин А.А. Когнитивная компьютерная графика. М., 1991.

  31. Зинченко В.П. Мунипов В.М., Гордон В.М. Исследование визуального мышления // Вопросы психологии. - 1973. - № 2.

  32. Иванов В.В. Бессознательное, функциональная асимметрия, язык и творчество (К постановке вопроса) // Бессознательное: природа, функции, методы исследования, т. IV, Тбилиси, 1985. - С. 254-259.

  33. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика. – Ижевск, 1992.

  34. Иорданский В.Г. Хаос и гармония. М., 1992.

  35. Искусство в контексте информационной культуры // Проблемы информационной культуры. Вып. 4. М.: Смысл, 1997. - 204 с.

  36. Исследование проблем психологии творчества. Сборник. - М., 1983.

  37. Исследования по психологии научного творчества в США // Под ред. М.Г. Ярошевского. - М., 1966.

  38. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности М., 1959.

  39. Клинический архив гениальности и одаренности. 1925 год. ТОМ 1 ВЫПУСК 1.

  40. Клинический архив гениальности и одаренности. 1925 год. ТОМ 1 ВЫПУСК 2.

  41. Ковалев А.Г. К вопросу о структуре способности к изобразительной деятельности // Проблемы способностей, М.,1962.

  42. Короленко Ц.П., Фролова Г.В. Чудо воображения. - Новосибирск, 1975.

  43. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. М., 1979.

  44. Красило А.И. Психология обучения художественному творчеству. Учебное пособие для психологов и педагогов. – М., 1998. – 136с.

  45. Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. – М., 2002. – 592с.

  46. Кривцун О.А. Эстетика. М., 1998.

  47. Лапина Е.А. Роль психологии в изучении «неевропейских» форм художественного творчества // Исследование проблем психологии творчества. Сборник. - М., 1983. - С.326-335.

  48. Лебединский М.С., Мясищев В.Н. Введение в медицинскую психологию. - Л.: Медицина, 1966.

  49. Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. – М., 1994.

  50. Лотман Ю.М. Место киноискусства в механизме культуры // Труды по знаковым системам. Вып. 8. Тарту, 1977.

  51. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. – М., 1998.

  52. Лотман Ю.М. Текст в тексте // Труды по знаковым системам. - Вып. 14. - Тарту, 1981.

  53. Лук А.Н. Психология творчества. - М., 1978

  54. Макарова Е.Г. Преодолеть страх или искусствотерапия. - М., 1996. - 304с.

  55. Мелик-Пашаев А.А. Мир художника. - М.: Прогресс-Традиция, 2000 - 271с.

  56. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности М., 1981.

  57. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. - М.: Редакция журнала «Искусство в школе», 1995. -144 с.

  58. Мочалов Л.В. Пространство мира и пространство картины: Очерки о языке живописи. – М., 1983.

  59. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор представления. - Тбилиси, 1972. - 186 с.

  60. Одаренность: Рабочая концепция // Материалы I международной конференции (Самара, 1-3 октября 2000 г.) / Под ред. Д.Б. Богоявленской. – М., 2002. – 192с.

  61. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

  62. Осгуд Ч., Сусн Д., Танненбаум П. Приложение методики семантического дифференциала к исследованиям по эстетике и смежным проблемам // Семиотика и искусствометрия. - М., 1992.

  63. Пауль Г. Красота и эстетические суждения о ней. М., 1995.

  64. Полуянов Ю.А. Дети рисуют. - М., 1989.

  65. Полуянов Ю.А. Диагностика общего и художественного развития детей по рисунку. – Рига, 2000.

  66. Полуянов Ю.А. Соотношение учебной деятельности и творчества детей на занятиях изобразительным искусством // Вопр. психол. - 1998. - № 5. - С. 94-101.

  67. Пономарев Я.А. Психология творчества.- М., 1976.

  68. Практикум по арт-терапии // Под ред. А.И. Копытина. – СПб.: Питер, 2000. – 448с.: ил. – (Серия «Практикум по психологии)

  69. Пронин С. Рекламная иллюстрация: креативное восприятие. – М., 2003. – 144с.

  70. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / Под ред. Я.А. Пономарева. – М., 1990. – 224с.

  71. Психология художественного творчества: Хрестоматия / К.В. Сельченок. Мн., 1999.

  72. Психолого-педагогические проблемы исследования индивидуальности в культуре и в искусстве. - Челябинск, 1989. - 170 с.

  73. Рабочая концепция одаренности. 2-е изд., расш. и перераб. // Богоявленская Д.Б. (отв.ред.), Шадриков В.Д. (науч.ред.), Бабаева Ю.Д., Брушлинский А.В., Дружинин В.Н., Ильясов И.И., Калиш И.В., Лейтес Н.С., Матюшкин А.М., Мелик-Пашаев А.А., Панов В.И., Ушаков Д.В., Холодная М.А., Шумакова Н.Б., Юркевич В.С. – М., 2003. – 96с.

  74. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи. – М., 1980.

  75. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Сборник. - Л., 1974.

  76. Рождественская Н.В. Проблемы и поиски в изучении художественных способностей // Художественное творчество. Сборник. - Л., 1983. - С.105-122.

  77. Рождественская Н.В. Проблемы и поиски в изучении художественных способностей. //Художественное творчество. Сборник. - Л., 1983, с.105-122.

  78. Рождественская Н.В. Психология художественного творчества. СПб, 1995.

  79. Розет И.М. Психология фантазии. – Минск, 1991.

  80. Романова Е.В., Потемкина Графические методы в практической психологии. - СПб., 2001. – 416с. – (Психологический практикум)

  81. Ротенберг В.С. Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. – 1982.

  82. Самохин В.Н. Искусство и психология. Изд-во «Знание». Серия «Эстетика». М., 1977. - №7.

  83. Серов Н.В. Хроматизм мифа. – Л., 1900. – 352с.: ил.

  84. Симонов П.В., Ершов П.М. Воссоздание индивидуальности в процессе перевоплощения актера // Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. - М., 1984. - С.117-134.

  85. Современный словарь-справочник по искусству / Науч. ред. и сост. А.А. Мелик-Пашаев. М., 1999 г. 816с.

  86. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. – М., 1980.

  87. Степанов А.В., Иванова Г.И., Нечаев Н.Н. Архитектура и психология: Учеб. пособие для вузов. – М., 1993. – 295с.

  88. Стрельченко В.И., Педько С.И. Ассоциативные связи при восприятии графических изображений. М., 1980.

  89. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. – М.: Педагогика, 1985.

  90. Тернер В.У. Проблема цветовой классификации в примитивных культурах // Семиотика и искусствометрия. М., 1979.

  91. Торшилова Е.М. Можно ли проверить алгеброй гармонию? Критический очерк «Экспериментальной эстетики». М., 1987.

  92. Труды по знаковым системам. Тарту. (Периодическое издание).

  93. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты. – М., 2006. – 96с.

  94. Тургель В.А. Образное и вербальное в понимании художественного произведения младшими школьниками. 19.00.07. Автореферат. СПб, 1997.

  95. Тэн И. Философия искусства. - М., 1996. - 351с.

  96. Тюрин П.М. Интеллектуальная активность в изобразительном творчестве. Автореф. … канд психол. наук.. 19.00.01. М., 1987. 20с.

  97. Фарман И.П. Воображение в структуре познания / РАН. Ин-т философии. - М., 1994. - 215 с.

  98. Ферс Г. М. Тайный мир рисунка: Пер. с англ. – СПб., 2000. – 176с.

  99. Фрилинг Г., Ксавер А. Человек - цвет - пространство: прикладная цветопсихология. / Пер. с нем. О.В. Гавалова. М.: Стройиздат, 1973. 118с.

  100. Хайкин Р.Б. Художественное творчество глазами врача. - СПб: Наука, 1992.

  101. Херсонский Р.Б. Метод пиктограмм в психодиагностике психических заболеваний.- Киев: Здоровье, 1988.

  102. Хоруженко К.М. Мировая художественная культура: Структурно-логические схемы: Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений. – М., 1999.

  103. Хрусталева Т.М. Художественная одаренность будущих учителей изобразительного искусства. Постановка проблемы ж. «Психологическая наука и образование, 2003г., №2.

  104. Художественное творчество и ребенок. – М., 1972.

  105. Черепанова Н.С., Дорожкин Ю.П. Графологическая диагностика: (методич. пособие). НМПИО «Маг». М., 1993. 32с.

  106. Чернышева Т.А. Фантастика и современное натурфилософское мифотворчество.

  107. Чубук Н.Ф. Особенности становления образа «детского» героя в условиях специального обучения литературе // Психологическая наука и образование. 2000. № 1. С. 89—95.

  108. Эйдетика и типологические методы исследования в их значении для юношеской психологии и педагогики, для общей психологии и для психофизиологии человека. М., 1990.

  109. Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. Пер. с англ. – М.: REFL-book, K.:Ваклер, 1996. – 288с. - Серия «Актуальная психология».

  110. Эмоции, творчество, искусство. Тезисы докладов международного симпозиума. Пермь 16-19 сентября 1997 г. - Пермь, 1997. - 192.

  111. Эмпирическая эстетика. Информационный подход. Таганрог, 1997. - 169с.

  112. Эстетика: информационный подход. // Проблемы информационнной культуры. Вып. 5. М.: Смысл, 1997. - 202 с.

  113. Юнг К.Г., Сэмюэлс Э., Одайник В., Хаббэк Дж. Аналитическая психология: прошлое и неастоящее / Сост. В.В. Зеленский, А.М. Руткевич. – М.: Мартис, 1995. – 320с. – (Классики зарубежной психологии)

  114. Юркевич В.С. О «наивной» и «культурной» креативности // Основные современные концепции творчества и одаренности. – М.: Молодая гвардия, 1997. - С. 127—142.

  115. Яньшин П.В. Введение в психосемантику цвета. Учебное пособие. – Самара, 2000. – 200с.

  116. Яньшин П.В. Психосемантические механизмы рисуночной проекции: Автореф. дис. ... канд. психол. наук: (19.00.01). - М., 1990. - 25с.



Публикации в Интернете: Режим доступа: http://www.psychiatry.ru/library/

и http://aquarun.ru/psih/tvor/default.htm


  1. Аменицкий Д.А. Психопатические типы в «Братьях Карамазовых».

  2. Баумгартнер Г. Физиологические рамки зрительного эстетического отклика.

  3. Бологов П. Даниил Хармс. Опыт патографического анализа.

  4. Бологов П. Психастенический мир Чехова.

  5. Бологов П. Эдгар По и Всеволод Гаршин: Одна болезнь, одна судьба.

  6. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. М., 2002.

  7. Волков Н. Процесс изобразительного творчества и проблема «обратных связей».

  8. Выготский Л.С. К вопросу о психологии творчества актера.

  9. Гройсман А.Л. Непротиворечивая концепция художественного творчества.

  10. Дранное В.Л. Многогранность способностей как общий критерий художественного таланта.

  11. Дубовис Д.Н., Хоменко К.Е. Вопросы психологии художественного восприятия в трудах А.В. Запорожца.

  12. Зиновьев П.М. О задачах патографической работы.

  13. Капица П.Л. Некоторые принципы творческого воспитания и образования современной молодежи.

  14. Кечхуашвили Г.Н., Эсебуа Р.Ш. Бессознательное, установка, музыка.

  15. Крупник Е.П. Психологические особенности восприятия образа.

  16. Лапина Е.А. Роль психологии в изучении «неевропейских» форм художественного творчества.

  17. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство.

  18. Мартынов В.И. Время и пространство как факторы музыкального.

  19. Минц Я.В. Патография Пушкина.

  20. Мясищев В.Н., Готсдинер А.Л. Проблема музыкальных способностей и ее социальное значение.

  21. Пономарев Я.А., Семенов Я.Н., Степанов С.Ю. Развитие современных исследований творчества.

  22. Ранк О. Эстетика и психология художественного творчества.

  23. Рождественская Н.В. Проблемы и поиски в изучении художественных способностей.

  24. Ротенберг B.C. Психофизиологические аспекты изучения творчества.

  25. Семенов В.Е. Исследование процессов восприятия произведений литературы и искусства: социально-психологические аспект.

  26. Симонов П.В. О двух разновидностях неосознаваемого психического: под- и сверхсознании.

  27. Слитинская Л.И. Бессознательное психическое и творческий процесс.

  28. Степанов С.Ю., Семенов И.Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования.

  29. Фрейд З. Достоевский и отцеубийство.

  30. Шадриков В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность».

  31. Шведерский А.С. Можно ли учить тому, чему нельзя научить?

  32. Юнг К.Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству.

  33. Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии.



Литература по проблеме воображения

  1. Беркинблит М.Б., Петровский А.В. Фантазия и реальность. М., 1968. - 128с.

  2. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М., Воронеж: НПО «Модэк», 1996. - 392с.

  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк. 3-е изд. М.: Просвещение, 1991. - 93с.

  4. Гаспарова Е.М. Режиссерские игры как фактор развития творческого воображения дошкольников // Творчество и педагогика. Материалы Всесоюзной научной конференции. Секция V. Детство и творчество. М., 1988. - С. 54-58.

  5. Гете И.-В. Об искусстве. М.: Искусство, 1973. - 350с.

  6. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. Смоленск, 1974. - 154с.

  7. Дудецкий А.Я., Лустина Е.А. Психология воображения (фантазии). Смоленск, 1997. - 88с.

  8. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. М., 1996. - 197с.

  9. Жуковская Р.И. Развитие воображения ребенка в процессе игры // Сов. педагогика. - 1961. - № 8. - С. 107-114.

  10. Зворгина Е., Яворончук Л. Особенности воображения детей в игре с образными фигурками и конструктивным материалом // Дошкольное воспитание. - 1986. - № 12. - С. 39-42; - 1987. - № 1. - С. 51-54.

  11. Иванова Э. Воображение и творчество детей // Дошкольное воспитание. - 1987. - № 10. - С. 51-53.

  12. Кейра Ф. Детские игры. Исследование о творческом воображении у детей. М., 1908 - 109с.

  13. Кириллова Г.Д. Развитие воображения в детстве (Ранний и дошкольный возраст). Орел, 1992. - 119с.

  14. Короленко Ц.П., Фролова Г.В. Чудо воображения (воображение в норме и патологии). Новосибирск: Сибирское отд. изд-ва «Наука». - 1975. - 170с.

  15. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. - 144с.

  16. Кравцова Е.Е. Развитие воображения // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 12. - С. 37-41.

  17. Кудрявцев В.Т. Творческая природа психики человека // Вопр. психологии. - 1990. - № 3. - С. 113-120.

  18. Кудрявцев В.Т. Умение «видеть целое раньше частей» как универсальная творческая способность ребенка // Возрождение и развитие творчества в преподавательской деятельности. Новосибирск, 1995. - С. 73-76.

  19. Кудрявцев В.Т. Воображение (фантазия) // Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. 2-е изд. М.: Педагогика-Пресс, 1996а. - С. 55-56.

  20. Кудрявцев В.Т. Воображение ребенка: природа и развитие (статья I) // Психол. журн. - 2001. - № 5. - С. 57-68; - (статья II) // Психол. журн. - 2001. - № 6. - С. 64-76.

  21. Ломов Б.Ф. Опыт экспериментального исследования пространственного воображения // Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений / Под ред. Б.Г.Ананьева и Б.Ф.Ломова. М.: Изд-во АПН РСФСРБ, 1961. - С. 185-191.

  22. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. Тбилиси: Мецниереба, 1972. - 344с.

  23. Новлянская З.Н. Почему дети фантазируют? М.: Знание, 1978. - 48с.

  24. Палагина Н.Н. Воображение у самого истока: психологические механизмы формирования / Отв. ред. А.А.Брудный. Бишкек: Илим, 1992. - 123с.

  25. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. М.: Карапуз, 1999. - 240с.

  26. Полуянов Ю.А. Формирование способности целостного восприятия у детей // Вопр. психол. - 1980. - № 1. - С. 101-111.

  27. Полуянов Ю.А. Методы изучения изобразительного творчества детей. Сообщение 1. Анализ композиции детского рисунка // Новые исследования в психологии. - 1980. - № 2. - С. 68-73; - Сообщение 2. Анализ построения изображений детьми. - 1981. - № 1. - С. 54-59; - Сообщение 3. Анализ цвета. - 1981. - № 1. - С. 53-61.

  28. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. 2-е изд. Л., 1986.- 431с.

  29. Репина Т.А. Развитие воображения // Психология детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1964. - С. 24-32.

  30. Рибо Т. Творческое воображение. СПб.: Тип. Ю.Н.Эрлих, 1901а. - 318с.

  31. Рибо Т. Опыт исследования творческого воображения. СПб., 1901б. - 232с.

  32. Родари Дж. Грамматика фантазии. Сказки по телефону. Алма-Ата: Мектеп, 1982. - 208с.

  33. Розин В.М. Что такое воображение // Мир психологии. - 2001. - № 1. - С. 238-247.

  34. Сапогова Е.Е. Соотнесение частей и целого как один из возможных механизмов детского воображения // Вопр. психол. - 1990. - № 6. - С. 45-52.

  35. Сапогова Е.Е. Вниз по кроличьей норе: метафора в детском воображении // Вопр. психологии. - 1996. - № 2. - С. 5-12.

  36. Степанова В.В. Психологические особенности развития творчества в дошкольном возрасте (на материале изобразительной деятельности). Автореф. дис. ...канд. психол. наук. М., 1995. - 22с.

  37. Стрелянова Н.И. Формирование образов воображения у детей дошкольного возраста в изодеятельности. Автореферат дис. канд. пед. наук. М., 1964. - 18с.

  38. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. - 301с.


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации