Шпаргалки по дисциплине психопатология - файл n1.doc

приобрести
Шпаргалки по дисциплине психопатология
скачать (238.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc239kb.08.07.2012 20:40скачать

n1.doc

  1   2
1. Психопатологиясистемная наука. Междисциплинарные святи: Психопатология — раздел психиатрии, занимающийся изучением расстройств психики с точки зрения медицины. Основные методы — клиническое наблюдение и беседа. П. подразделяется на общую и частную. Общая П. изучает отдельные симптомы психических расстройств (расстройства ощущения, восприятия, мышления, памяти, сознания, эмоционально-волевой сферы), причины их возникновения, общие закономерности развития. Частная П. (психиатрия) изучает отдельные психические болезни и их лечение. Детская П. наряду с некоторыми другими отраслями медицины (общая и патологическая физиология, анатомия, невропатология и др.) является естественнонаучной основой дефектологии. По своим целям и решаемым практическим задачам психопатология направлена на оказание конкретной практической помощи клиницистам, занимающимся проблемами нарушений психики при разнообразных психических расстройствах. Наиболее тесные связи (даже в названии) обнаруживаются у патопсихологии с одним из разделов психиатрии - психопатологией. Названия этих дисциплин состоят из одних и тех же древнегреческих корней: "pathos - страдание", "болезнь", "psyche - душа", "психика" и "logos - изучение" . Таким образом, и патопсихология, и психопатология представляют собой отрасли, изучающие различные проявления нарушений психики.

2.Объект исследования в психопатологии. Виды исследований.рассуждая о клинико-психопатологическом методе, следует сразу же чётко определить его цель и объект исследования. Цель метода состоит в выявлении и клинической диагностике психического расстройства, а объектом исследования является человек, страдающий таким расстройством. Основные методы — клиническое наблюдение и беседа, включающая сбор психологического анамнеза (катамнеза) и экспериментально-психологический метод исследования. К. числу методик экспериментально -психологической направленности относятся и методики изучения психофизиологических особенностей пациента.Для нашей страны было характерно создание широкого спектра психодиагностических методик типа функциональных проб, т.е. таких, которые позволяют исследовать психическую деятельность человека в специально созданных ситуацией проведения самого исследования нагрузочных условиях, причем степень выраженности данной нагрузки можно изменять в зависимости от поставленных перед исследованием конкретных задач.
4. Диагностика в психиатрии. Виды клинического интервью Общим принципом обследования больных с психическими расстройствами является комплексное использование клинических и параклинических методов.  Клиническое интервью — это метод получения информации об индивидуально-психологических свойствах личности, психологических феноменах и психопатологических симптомах и синдромах, внутренней картине болезни пациента и структуре проблемы клиента, а также способ психологического воздействия на человека, производимый непосредственно на основании личного контакта психолога и клиента.   Функциями интервью в клинической психологии являются: диагностическая и терапевтическая. Они должны осуществляться параллельно, поскольку только их сочетание может привести к желаемому для психолога результату — выздоровлению и реабилитации пациента. В этом отношении практикующийся клинический расспрос, игнорирующий психотерапевтическую функцию, превращает врача или психолога в статиста, чью роль мог бы с успехом выполнять и компьютер.
   Пациенты зачастую не могут точно описать свое состояние и сформулировать жалобы и проблемы. Именно поэтому способность выслушать изложение проблем человека — это лишь часть интервью, вторая — способность тактично помочь ему сформулировать его проблему, дать ему понять истоки психологического дискомфорта — кристаллизовать проблему. «Речь дана человеку для того, чтобы лучше понимать себя», — писал Л. Выготский, и это понимание через вербализацию в процессе клинического интервью может считаться существенным и принципиальным. Принципами клинического интервью являются: однозначность и точность, доступность формулировок-вопросов, последовательность (алгоритмизированность), адекватность и проверяемость получаемой информации, гибкость, беспристрастность опроса.

5. Понятие диагноз в психиатрии. Нозологический подход.Диагноз(греч. распознавание). Констатация изучаемого процесса, состояния, явления. В медицине – заключение о наличии заболевания, его причинах, степени выраженности, форме течения и сохранности защитных механизмов. Проводится на уровнях симптоматологическом, синдромологическом и нозологическом.  Д. нозологический – сводится к определению болезни в рамках принятой нозологической классификации. Д.н. – это Д. болезни. Диагноз есть отражение наших знаний и умений на данном этапе науки. До сих пор остаются справедливыми слова С. П. Боткина: “Диагноз больного есть более или менее вероятная гипотеза, которую необходимо постоянно проверять... Могут появиться новые факты, которые могут изменить процесс или увеличить его вероятность”. Правильная диагностика — это правильная терапия и социально-реабилитационный процесс в психиатрии. В современной медицинской литературе обычно употребляется понятие «нозологический подход», т. е. стремление клиницистов и представителей теоретической медицины к выделению нозологической формы, для которой характерны определённая причина, однозначный патогенез, типичные внешние проявления и специфические структурные нарушения в органах и тканях.

6.Эволюция методов диагностики и терапии в психиатрии.Очевидно, что методы исследования в психиатрии должны отвечать следующим требованиям: 1) выявлять максимально достоверную информацию о характере психической патологии; 2) отличаться разносторонностью, позволяющей отразить различные уровни патологического процесса; 3) быть адекватными для данной ситуации (время, место обследования — кабинет, палата, наличие других пациентов и т. и.); 4) быть приемлемыми для личности больного и личности врача. На современном этапе развития психиатрии существует целый комплекс научно обоснованных методов исследования психически больных. Их можно разделить на основные, дополнительные и уточняющие. Основной метод в психиатрии — клинико-психопатологический. Дополнительные методы — экспериментально-психологический, а также неврологический, соматический. Уточняющие — электрофизиологический и другие инструментальные методы, лабораторные и нейроморфологические. Психиатрия (греч. psyche душа + iatreia лечение) - область клинической медицины, изучающая этиологию, патогенез, клинику и распространенность психических болезней и разрабатывающая методы их диагностики, лечения и профилактики, порядок и методы экспертизы и реабилитации психически больных.Терапия (греч. therapeia лечение) - система мероприятий, направленных на восстановление здоровья, предупреждение осложнений заболевания и устранение тягостных для больного проявлений болезни.
7.Структурный (психодинамический) диагноз. Уровни развития личности и патологии. Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития. Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.В современном виде психодинамический диагноз включает в себя по меньшей мере пять взаимосвязанных факторов, определяющих его значимость в процессе психодинамической терапии:1) планирование стратегии и тактики психотерапевтического процесса;2) вероятный прогноз психотерапии;3) защита интересов пациента;4) помощь в установлении терапевтом эмпатии к своему пациенту и, наконец,5) уменьшение вероятности того, что тревожный пациент уклонится от лечения.Но необходимо заметить, что в ходе развития психодинамической терапии отдельные диагностические факторы и сам процесс диагностики претерпели значительные изменения. сущность структуры характера не может быть осознана без понимания двух различных и взаимодействующих друг с другом измерений - уровня развития личностной организации и защитного стиля внутри этого уровня. Первое измерение отражает уровень индивидуации пациента или степень патологии (психотический, пограничный, невротический, "нормальный"); второе обозначает тип характера человека (параноидный, депрессивный, шизоидный и так далее).

8. Этиология психических болезней. Соотношение соматических, биологических и психосоциальных детерминант в происхождении психической патологии. Этиология – это причины возникновения забол.Сущ глобальные факторы риска для здоровья- наследственность- экологические- образ жизни- уровень здравоохранения.Сущ определенная зависимость психич забол от воздействия патогенных факторов:- сила и время воздействия- в какой период онтогенеза произошло воздействие- состояние макроорганизма: есть или нету каких либо хронич самотических забол и состояние цнс к компенсирующему приспособлению организма к окр среде- условия окр среды. Для ребенка важно:-микросреда-семья- район проживания-геоприродные и биоприродные факторы. Патогенные факторы делятся на экзогенные и эндогенные

Эндогенные это наследственно приобретенные такие как генетич болезни, мутации: генные и хромосомные – пример: олигофрения, шизофрения Экзогенные – это социальные факторы: интоксикации (алкоголь, табакокурение), инфекции, травмы и психотравмы. Воздействие различных факторов в один и тот же период онтогенеза приводит к сходным аномалиям, а воздействие одного и того же фактора в разные периоды онтогенеза может привести к различным аномалиям.
9.Типы психических реакций (эндо-, экзо-, психогенные). Описание, характеристики. Принцип-альтерантива «экзогенное-эндогенное-психогенное» относится, в первую очередь, к психопатологическим феноменам, поскольку он отражает тип психического реагирования на уровне патологии и не может использоваться при анализе психологических феноменов. Экзогенный тип психического реагирования представляет собой психические реакции, состояния и развития, возникающие вследствие органических поражений головного мозга. Под органическими причинами в психиатрии принято понимать любые нефункциональные (непсихогенные) причины, непосредственно воздействующие на головной мозг человека. К ним относятся черепно-мозговые травмы, сосудистые и инфекционные заболевания головного мозга, опухоли, а также интоксикации. Под эндогенным типом психического реагирования подразумевают психические реакции, состояния и развития, вызванные внутренними (эндогенными), наследственно-конституциональными причинами.
10.Понятие симптома, психопатологического феномена. Синдромдиагноз. Синдромокинез.Симптом (греч. symptoma – совпадение, признак) — телесные или психические признаки, свидетельствующие об изменении обычного или нормального функционирования организма.Психопатологический феноменэто всегда целостное, качественно новое явление сознания (по содержанию, структуре и степени завершённости), которое принципиально не редуцируется к своим составным частям, не выводится ни из другого психопатологического феномена, ни из расстройства какой-либо психологической сферы или функции, ни из нижележащих или вышележащих процессов: нейрофизиологических и социальных. Психопатологический феномен дан субъекту как некая новая сущность. По М. Хайдеггеру — это такое интрасубъективное переживание, которое «само-по-себе-себя-показывает» субъекту. Синдром — это строго формализованное описание симптомов, которые связаны между собой патогенетически, и соотнесенное с определенными нозологическими единицами. Симптомокомплекс может не совпадать по количеству симптомов с синдромом, включать симптомы, не входящие пока ни в один синдром, а также представлять собой сочетание нескольких позитивных и негативных синдромов. Дибгноз— заключение о сущности болезни и состоянии пациента, выраженное в принятой медицинской терминологии и основанное на всестороннем систематическом изучении пациента. Процесс установления диагноза называется диагностикой.Что такое синдромокинез-Возможны взаимные переходы одного вида ступора в другой, патетического возбуждения в импульсивное, хотя это наблюдается достаточно редко. Возможны взаимные переходы кататонического возбуждения в ступор и наоборот: патетическое возбуждение может сменяться каталептическим ступором, импульсивное - негативистическим или ступором с оцепенением, равно как и ступор может внезапно прерываться соответствующим видом возбуждения.
11.Соотношение позитивных и негативных симптомов. Виды течения психических болезней.Симптом — начало всех начал в клинической медицине и в психиатрии, в частности. Психопатологические симптомы делятся на позитивные и негативные. Позитивные обозначают признаки патологической продукции психической деятельности, появление признаков, которые не встречаются при нормальной психической деятельности (сенестопатии, галлюцинации, бред, тревога, страх, тоска, мания, психомоторное возбуждение и т. д.). Негативные соответствуют признакам обратимого или стойкого, прогрессирующего или регрессирующего ущерба, изъяна, потери, дефекта, утраты того или иного психического процесса из целостной психической деятельности, минус-симптом (гипомнезия, амнезия, гипобулия, абулия, апатия и т. п.). Позитивные и негативные симптомы в клинической картине болезни выступают в единстве, сочетании и имеют, как правило, обратно пропорциональное соотношение: чем более выражены негативные симптомы, тем менее — позитивные (фрагментарнее и бледнее). До настоящего времени Авторы выделили субъективные (жалобы пациента, его анамнестические сведения о болезни и их субъективная интерпретация) и объективные (информация о больном, полученная врачом с помощью объективных методов исследования) симптомы. Субъективные и объективные симптомы, в свою очередь, подразделили на достоверные и вероятные, а последние — на достаточно вероятные и маловероятные, считая, что субъективные симптомы в значительной мере должны быть отнесены к категории вероятных, но недостоверных, так как они не могут быть объективно проверены и воспроизведены. Но то, что правильно для соматических болезней (симптомов), верно, но не полностью отражают субъективные симптомы психической болезни. Анализ субъективных симптомов психической болезни осуществляется на совершенно другой методологической и теоретической основе.
12.Понятия нормы и патологии в психиатрии. Нозоцентризм и нормоцентризм. Вопрос определения нормы и патологии является крайне сложным и затрагивает различные сферы человеческой деятельности — от медицины и психологии до философии и социологии. Был совершён ряд попыток вывести критерии психической нормы, в число которых включали соответствующую возрасту человека зрелость чувств, адекватное восприятие действительности, наличие гармонии между восприятием явлений и эмоциональным отношением к ним, умение уживаться с собой и социальным окружением, гибкость поведения, критический подход к обстоятельствам жизни, наличие чувства идентичности, способность планировать и оценивать жизненные перспективы. Во многих случаях под психической нормой определяют то, насколько индивид адаптирован к жизни в социальной среде, насколько он продуктивен и критичен в жизни.Нозоцентризм – мышление врача ориентировано на поиск болезни или патологии. Проявляется тем, что любой отклоняющийся от ожидаемого признак человеческой психики квалифицируется как признак болезни, симптом или синдром. Доведенное до крайности и абсурда нозоцентрическое мышление во всем многообразии психической деятельности человека находит девиантность, «скрытые», «недоразвитые» или явные психические болезни. Подобный подход ведет к «профессиональному кретинизму», ортодоксальности, патернализму и, часто сочетаясь с гипердиагностикой психических болезней, способствует нарушению прав человека.
Нормоцентризм – мышление врача ориентировано на поиск только саногенных факторов. При таком подходе даже самые отклоняющиеся формы поведения психологизируются, объясняются ситуацией, воспитанием, социальной действительностью и не выводятся за рамки психического здоровья. Абсолютизация этого принципа лежит в основе антипсихиатрии.


14.Психиатрическая эпидемиология. Распространенность психических болезней и этнокультурные, исторические особенности заболеваемости.Психиатрическая эпидемиология занимается пространственным и временным распределением психических заболеваний или других переменных величин, значимых для здоровья (например, мерой депрессивности или отклоняющегося от нормы поведения) населения, и различной частотой их наступления, обусловленной демографическими, генетическими факторами, факторами поведения и окружающей среды (дескриптивная эпидемиология). Психиатрическая эпидемиология исследует также условия возникновения и течения психических расстройств с целью углубить знание причин, факторов риска и факторов, вызывающих эпизоды болезни, а также занимается изучением последствий болезни. Констатация распределения болезни в пространстве и во времени в зависимости от окружающей среды, личности и организма. Предпосылкой для распознавания накопления болезни в пространстве и во времени является полный учет всех случаев за определенный период времени, у определенного населения или в определенной области. Значение эпидемиологии для психиатрического здравоохранения. Ценность правильно проведенного эпидемиологического исслед. для построения теории и для терапевтической практики в психологии бесспорна. Обоснованные данные эпидемиологических исслед. имеют фундаментальное значение для ориентации психиатрического здравоохранения на помощь тем лицам, для к-рых более всего вероятно возникновение данного заболевания, в тех географических зонах, где возникновение расстройства наиболее вероятно и тогда, когда оно имеет наибольшую вероятность появиться в отдельном случае. Валидная эпидемиологическая информ. помогает правильно ориентировать диагностический процесс в каждом отдельном случае и помогать в выборе адекватных и эффективных стратегий вмешательства. Надежная эпидемиологическая информ. имеет также большую ценность для эффективного планирования развития учреждений психиатрического здравоохранения. Предоставляя информ. об этиологии психич. расстройств и выдвигая новые гипотезы об их происхождении, течении и последствиях, эпидемиологические данные вносят фундаментальный вклад в теорию понимания и лечения психич. заболеваний.
15 Невротический уровень психического функционирования. Виды неврозов.Неврозы – психогенные заболевания, в основе которых лежат нарушения высшей нервной деятельности, клинически проявляющиеся аффективными непсихотическими расстройствами (страх, тревога, депрессия, колебания настроения и пр.), соматовегетативными и двигательными расстройствами. Этиология неврозов. основная причинная роль принадлежит психотравмирующим факторам: острым шоковым психическим воздействиям, сопровождающимся сильным испугом, подострым и хроническим психотравмирующим ситуациям (развод родителей, конфликты в семье, школе, школьная неуспеваемость и т.д.), эмоциональной депривации (т.е. дефициту положительных эмоциональных воздействий – любви, ласки, поощрения, ободрения и т.п.). Наряду с этим важное значение в этиологии неврозов внутренние и внешние факторы. Внутренние факторы: Особенности личности, связанные с психическим инфантилизмом. Изменения возрастной реактивности нервной системы в переходные периоды, т.е. в возрасте 2-4 лет, 6-8 лет и в пубертатном периоде.Факторы внешних условий: Неправильное воспитание. Неблагоприятные микросоциальные и бытовые условия. Трудности школьной адаптации и т.п. Общие неврозы. Неврозы страха. Характерно приступообразное возникновение страхов, особенно при засыпании. Приступы страха продолжаются 10-30 мин., сопровождаются тревогой, нередко галлюцинациями и иллюзиями. Содержание страхов зависит от возраста. У детей предшкольного и дошкольного возраста преобладают страхи темноты, одиночества, животных, которые напугали ребенка, персонажей из сказок. Невроз навязчивых состояний. Основными видами навязчивостей у детей являются навязчивые движения и действия (обсессии) и навязчивые страхи (фобии). условно выделяют невроз навязчивых действий (обессивный невроз) и невроз навязчивых страхов (фобический невроз). Часто встречаются смешанные навязчивости. Депрессивный невроз. В этиологии невроза основная роль принадлежит ситуациям, связанным с болезнью, смертью, разводом родителей, длительной разлукой с ними, сиротству, переживанию собственной неполноценности в связи с физическим или психическим дефектом. Характерны соматовегетативные расстройства, снижение аппетита, уменьшение массы тела, запоры, бессонница. Истерический невроз. В этиологии истерического невроза важная роль принадлежит истероидным чертам личности (демонстративность, «жажда признания», эгоцентризм), а также психическому инфантилизму. Неврастения (астенический невроз). Возникновению неврастении у детей и подростков способствуют соматическая ослабленность и перегрузка различными дополнительными занятиями. Основные проявления невроза – повышенная раздражительность, несдержанность, утомляемость, плохая переносимость любого психического напряжения. Наблюдается вегетососудистая дистония, сниженный аппетит, расстройства сна.
16 Терапия неврозов.Неврозы – психогенные заболевания, в основе которых лежат нарушения высшей нервной деятельности, клинически проявляющиеся аффективными непсихотическими расстройствами (страх, тревога, депрессия, колебания настроения и пр.), соматовегетативными и двигательными расстройствами.Профилактика неврозов у детей и подростков прежде всего основана на психогигиенических мерах, направленных на нормализацию внутрисемейных отношений и коррекцию неправильного воспитания. целесообразны воспитательные мероприятия по психическому закаливанию детей, т.е. борьба со страхом темноты, разлуки с родителями, встреча с незнакомыми людьми, с животными и т.п.). Определенная профилактическая роль принадлежит также мерам по укреплению физического здоровья, прежде всего занятиям физкультурой и спортом. Немалая роль принадлежит психогигиене умственного труда школьников, предупреждению их интеллектуальных и информационных перегрузок. Терапия невротических состояний зависит от степени их тяжести. С начала этого столетия существует систематическая психотерапия. В большинстве психотерапевтических школ терапия означает помощь в самолечении. Однако, школы различаются по избираемому ими пути. Прошло немало времени, пока не выяснилось, что невротическое поведение нуждается в помощи психиатрических работников.
17.Пограничный уровень психического функционирования. Понимание и методы лечения. Яркой чертой характера людей с пограничной организацией личности является использование ими примитивных защит. Поскольку они полагаются на такие архаичные и глобальные операции, как отрицание, проективная идентификация и расщепление, то, когда они регрессируют, их бывает трудно отличить от психотиков. Важным различием между пограничным и психотическим типом людей в сфере защит является следующее: когда терапевт дает пограничному пациенту интерпретацию примитивной формы ощущений, тот обнаруживает некоторую временную способность реагировать. Если терапевт делает аналогичную интерпретацию с психотически организованным человеком, тот станет еще более беспокойным. Отношение пограничных пациентов к своей собственной идентичности отличается от отношения психотиков, несмотря на их подобие в отсутствии интеграции идентичности, в двух аспектах. Во-первых, ощущение непоследовательности и прерывности, от которого страдают пограничные люди, не сопровождается экзистенциальным ужасом в такой степени, как у шизофреников. Пограничные пациенты могут иметь проблемы с идентичностью, но они знают, что таковая существует. Во-вторых, для пациентов с психотическими тенденциями менее вероятно (сравнительно с пограничными пациентами) проявление враждебности к вопросам о собственной идентичности и идентичности других людей. Они слишком обеспокоены потерей чувства общности, согласующегося или нет, чтобы обижаться на то, что терапевт фокусируется на данной проблеме. При нерегрессивных состояниях, поскольку ощущение реальности пациентов в полном порядке, и они часто могут представить себя таким образом, что вызывают эмпатию терапевта, они не выглядят особенно “больными”. Иногда только после проведения терапии в течение некоторого времени терапевт начинает понимать, что данный пациент имеет внутреннюю пограничную структуру.


18.Психотический уровень психического функционирования. Основные функциональные психозы. На психотическом краю спектра люди, конечно, намного более внутренне опустошены и дезорганизованы. Интервьюирование глубоко взволнованного пациента может варьировать от участия в приятном, ничего не дающем разговоре до возможности стать жертвой атаки, имеющей своей целью убийство. До появления антипсихотических лекарств в 1950-х годах немногие терапевты обладали естественным интуитивным талантом и эмоциональной выдержкой, чтобы оказывать значительное терапевтическое влияние на людей, пребывающих в психотическом состоянии. Одним из больших достижений психоаналитической традиции стало наведение некоторого порядка в очевидном внутреннем хаосе пациентов, которых с легкостью отбрасывали как безнадежных и непостижимых сумасшедших, и, соответственно, предложение средств понимания и оказания помощи серьезным психическим больным. Тех пациентов, которые, без сомнения, находятся в состоянии психоза, диагностировать нетрудно: они демонстрируют галлюцинации, бред, идеи отношения и алогичное мышление. Однако вокруг много людей, которые характерологически находятся на психотическом уровне организации, но их внутренняя сумятица не заметна на поверхности, если они не подвержены сильному стрессу. Знание о том, что ты имеешь дело с “компенсированным” шизофреником или в данный момент не склонным к самоубийству депрессивным пациентом, который, тем не менее, подвержен периодическому бредовому стремлению к смерти, может означать различие между предотвращением и провоцированием чьей-либо гибели.
19. Органический уровень психических расстройств. Отличительные черты первичной органической патологии и вторичных изменений психики.Пси­хи­че­ские рас­стройст­ва орга­ни­че­ского ге­не­за — это за­бо­ле­ва­ния го­лов­но­го моз­га со­су­ди­стой, атрофи­че­ской и опу­хо­ле­вой этио­логии (опу­хо­ли, травмы, не­ко­то­рые ви­ды со­су­ди­стой па­то­логии го­лов­но­го моз­га, бо­лезнь Пи­ка, бо­лезнь Альцгейме­ра, стар­че­ское сла­бо­умие. При за­бо­ле­ва­ни­ях го­лов­но­го моз­га раз­ного ге­не­за отме­чают­ся при­з­на­ки по­вышен­ной ис­тоща­емо­сти, сниже­ния памя­ти, труд­но­сти в опе­ри­ро­ва­нии аб­стракт­ными по­ня­ти­ями, пе­ре­нос­ным смыс­лом, инерт­ность мыш­ле­ния. .В ре­зульта­те орга­ни­че­ских изме­не­ний в го­лов­ном моз­ге отме­чают­ся пси­хопа­топо­доб­ные на­ру­ше­ния лич­но­сти, ас­те­ни­че­ские рас­стройст­ва. Возмож­но та­кже сниже­ние уров­ня ин­тел­лек­ту­аль­но-мне­сти­че­ских процес­сов. Пси­хопа­топо­доб­ные на­ру­ше­ния лич­но­сти ха­рак­те­ри­зуют­ся суже­ни­ем круга ин­те­ре­сов, не­ко­то­рой пас­сив­но­стью, аффек­тив­ной ла­биль­но­стью, иног­да, экс­п­ло­зив­но­стью, гру­бо­стью. Ас­те­ни­че­ские рас­стройст­ва выражают­ся в по­вышен­ной ис­тоща­емо­сти, раз­дражи­тель­ной сла­бо­сти. Ес­ли отме­ча­ет­ся ин­тел­лек­ту­аль­но-мне­сти­че­ское сниже­ние, то отме­ча­ет­ся сниже­ние кри­ти­ки, бес­печ­ность, эйфо­рия, гнев­ли­вость, слез­ли­вость.
20 Психосоматические (соматоформные) болезни. Определение и виды терапии.

Психосоматические заболевания — это заболевания, причинами которых являются в большей мере мыслительные процессы больного, чем непосредственно какие-либо физиологические причины. Если медицинское обследование не может обнаружить физическую или органическую причину заболевания, или если заболевание является результатом таких эмоциональных состояний как гнев, тревога, депрессия, чувство вины, тогда болезнь может быть классифицирована как психосоматическая. Терапия психосоматических заболеваний требует индивидуального комплексного подхода. В настоящее время лечение этой категории больных в основном сводится к комбинации фармакотерапии и психотерапии, также целесообразно проведение физиотерапии, бальнеотерапии и курортотерапии в качестве дополнительных противорецидивных и профилактических мероприятий.
21. соотношение и дифференциация понятий «психосоматический» и «соматопсихический». Примеры подобных заболеванийПсихосоматический данный термин обычно используется по отношению к заболеваниям, причиной развития которых являются как психические, так и физические факторы. Одной из причин развития некоторых заболеваний, в том числе астмы, экземы и пептической язвы желудка, по мнению специалистов, является реакция организма на психологический и социальный стресс. Соматопсихические расстройства — влияние соматического расстройства на психику (например, метаболические энцефалопатии, сосудистая депрессия и др.) Психосоматические заболевания приводят к повреждению органов или системы и чреваты летальными осложнениями: инфарктами, инсультами и т.п. В отличие от них сомато-психические расстройства могут течь годами, часто рецидивировать, но они не вызывают радикальных изменений в органах и системах и, как правило, не приводят к летальным осложнениям.
22. Психотерапия психозов и шизофрении.

Психотерапия, особенно адекватная в случае психогенных расстройств, прежде всего в групповых ее формах, применяется также при психических заболеваниях эндогенного характера. При этих заболеваниях психотерапию обычно включают в систему биологического лечения и социальнореабилитационных воздействий. Методы, содержание психотерапии определяются своеобразием фаз, форм и типов течения заболевания. Большое значение приобретает правильный учет соотношения психотерапевтической тактики и биологической терапии в системе восстановительного лечения пациентов с эндогенными психозами. Основными задачами психотерапии при шизофрении являются: предотвращение изоляции больных в обществе и аутизации; социальная активация и смягчение реакций больных в ответ на ситуации, связанные с болезнью и лечением; формирование критического отношения к болезни и дезактуализация психотических переживаний; потенцирование антипсихотического действия биологических методов лечения; подготовка больных к выписке и профилактика явлений внутрибольничного госпитализма, который нередко наблюдается в современных реабилитационных отделениях для психически больных. Большинство психиатров, признающих психогенетическую природу шизофрении, неправомерно придают психотерапии ведущее значение в лечении этого заболевания. Широкому распространению индивидуальной аналитической психотерапии препятствовали ее трудоемкость, длительность и высокая стоимость, поэтому гораздо чаще используются групповые формы психотерапии групповой психоанализ, психодрама, недирективная, поведенческая, рациональноэмоциональная психотерапия и др.
23. Шизофрения. Формы шизофрении. Патодинамическое основание шизофрении.

Шизофрения — психическое заболевание с длительным хроническим течением, приводящее к типичным изменениям личности (шизофреническому дефекту). Для этого заболевания характерна своеобразная дискордантность (расщепление, разобщенность) мышления, эмоций и других психических функций. Шизофренические изменения личности выражаются в нарастающей замкнутости, отгороженности от окружающих, эмоциональном оскудении, снижении активности и целенаправленной деятельности, утрате единства психических процессов и своеобразных нарушениях мышления. Выделяют различные формы шизофрении и различные типы ее течения.Параноидная шизофрения отличается стойкими бредовыми идеями, достаточно часто сочетающимися со слуховыми галлюцинациями. Нарушения со стороны волевой или эмоциональной сферы выражены мене отчетливо , чем при других формах шизофрении. Гебефреническая форма шизофрении обычно начинается в подростковом возрасте. доминируют аффективные нарушения (эмоции поверхностны и неадекватны) , бредовые и галлюцинаторные переживания фрагментарны, поведение носит непредсказуемый характер, При кататонической форме шизофрении имеют место выраженные психомоторные нарушения, которые варьируют от ступора до интенсивного возбуждения. При данной форме шизофрении достаточно часто встречается автоматическое подчинение и негативизм. Кататония может сочетаться со сновидным помрачением сознания, яркими зрительными галлюцинациями. Резидуальная (остаточная) шизофрения по сути является хронической стадией ее течения и в основном проявляется негативной симптоматикой: психомоторной заторможенностью, снижением активности, притуплением эмоций, пассивностью и безынициативностью, нарушениями волевой сферы, бедностью речи. Простая шизофрения с незаметным, но прогрессирующим развитием странностей в поведении, неспособностью отвечать требованиям общества, снижением активности.
24. Маниакальнодепрессивный психоз. Особенности развития, течения.

Маниакально-депрессивный психоз (МДП). - Заболевание, протекающее в форме депрессивных и маниакальных фаз (приступов), в промежутках между которыми больной практически здоров. Другими словами, из приступа больной выходит без изменений личностных особенностей, с полным исчезновением всей психопатологической симптоматики. Отсутствие дефекта личности даже после многократных приступов - свидетельство благоприятного прогноза заболевания в целом. МДП считается эндогенным психозом. К причинам этого заболевания относят наследственный и конституциональный факторы. Заболевание проявляется в виде депрессивных и маниакальных фаз, причем депрессивные отмечаются в несколько раз чаще, чем маниакальные. Депрессивное состояние определяется подавленным настроением, заторможенностью мыслительных и двигательных процессов. Маниакальное состояние выражается в повышенном, приподнятом настроении, чрезмерно активной деятельности. У значительного числа больных за всю жизнь возникает лишь одна фаза болезни, после которой наступает выздоровление. Однако, вероятность появления второй и третьей фазы сохраняется до конца жизни. Больше чем у половины больных заболевание протекает только в виде Депрессивных фаз, примерно у 5% - только маниакальных (монополярное течение). Если маниакальные и депрессивные фазы чередуются - это биполярный тип течения. У некоторых больных приступы депрессии повторяются ежегодно, причем в определенное время года (осенью или ранней весной).

25. Расстройства личности. Виды психотерапии при расстройствах личности.

Расстройство личности – состояние, характеризующиеся дисгармоничностью психического склада и представляющие собой постоянное, чаще врожденное свойство человека, сохраняющееся в течение всей жизни. Личностные расстройства могут меняться по своей выраженности в течение жизни, и в отличие от невротических расстройств не воспринимаются самим человеком как чуждые и требующие психиатрической помощи. О расстройствах личности говорят тогда, когда болезненные изменения выражены настолько, что начинают мешать полноценной адаптации в обществе. 1. Зависимая личность. характеризуется беспомощностью и тенденцией цепляться за других, подчинением и отсутствием инициативы.2. Гистрионическая личность. хар лабильностью аффекта, капризным и демонстративным поведением, активным выпрашиванием внимания со стороны окружающих и манипулированием с целью получения его. 3. Нарциссическая личность. хар эгоцентрической самоуверенностью и претензией на превосходство, тенденцией снисходительно эксплуатировать других для извлечения собственной пользы, инфантильными фантазиями и безразличным игнорированием прав др. людей. 4. Антисоциальная личность. недоверчиво относится к окружающим, демонстрирует раздражительность, импульсивность и агрессивность и, нередко, социально безответственное поведение. 5. Компульсивная личность. хар неспособностью к выражению; выглядят безрадостными, отличаются чрезмерной педантичностью. 6. Пассивно-агрессивная личность. высказывают амбивалентные мнения, почтительность и конформность внезапно сменяются у них упрямым негативизмом и, в следующий момент, чувством вины и раскаяния. 7. Шизоидная личность. хар соц. пассивность, минимальная потребность в эмоциях и любви, общее безразличие и апатия, выраженное отсутствие как способности к поддержанию теплых и эмпатических межличностных отношений, так и интереса к ним. 8. Избегающая личность. тревожность и недоверчивость низкая оценка себя и, сверхчувствительность 9. Пограничная личность. отсутствием значимых межличностных отношений и повторяющимися эпизодами одновременно испытываемых к окружающим чувств гнева, любви и вины. 10. Параноидная личность. недоверие к окружающим, провоцирующее поведение и цепкое, упорное отстаивание личной автономии.
26. Реактивные психозы. Основные виды общих психозов.

Реактивные психозы. - Состояния, возникающие в результате воздействия факторов, представляющих особую значимость для больного или угрожающих его жизни и благополучию. Один из главных признаков реактивных психозов - их временный и обратимый характер. Возникая в ответ на психотравмирующую ситуацию, они прекращаются после ее разрешения и исчезновения. реактивным психозам свойственны острота состояния, большая глубина расстройств, утрата критической оценки своего состояния и происходящих вокруг событий. Возникновение реактивного психоза, его характер и особенности симптоматики зависят от силы и значимости психической травмы для личности, а также от ее конституциональных особенностей. Реактивный психоз легче возникает у психопатических личностей, например, истерических, эмоционально неустойчивых, паранойяльных. Различают психозы: галлюцинаторный ,бредовой ,галлюцинаторно-бредовой, аффективный: депрессивный,маниакальный,маниакально-депрессивный, алкогольный, истерический, шизоаффективный и т.д.

27. Эпилепсия.

Эпилепсия – это хроническое прогрессирующие заболевание, выражается в судорожных припадках и психических нарушениях. Различают:  а) собственную эпилепсию (это самостоятельное заболевание с типичной клинической картиной) б) симптоматическая – при которой на фоне основного заболевания возникают эпилептические припадки, т.е. эпилепсия является симптомом основного заболевания (опухоли, травм мозга, интоксикации). Собственную вызывает наследственность, симптоматическую вызывают вредные факторы при внутриутробном развитии, во время родов и в первые годы жизни (тяжелая инфекция, травмы головного мозга, хроническая интоксикация). для развития Э. необходима предрасположенность организма к судорогам. Во время припадка в организме отмечается высокое содержание токсических веществ, и эпилептический припадок является защитным актом и способствует освобождению организма от этих веществ. сначала отмечается беспокойство, раздражительность, чувство тяжести в голове, светобоязнь, ухудшение слуха, нарушение вкуса и обоняния.  1 стадия – аура. Длится всего несколько секунд.   Виды ауры: сенсорная (неприятные ощущения в органах чувств), зрительная (вспышка, все в ярких тонах), слуховая (слышат несуществующие звуки), обонятельная (странные запахи), двигательная (стереотипные движения, бег на месте) 2 стадия - фаза тонических судорог (30 сек.) – потеря сознания и резкое напряжение всей мускулатуры, дыхания нет, зрачки расширены, кожа синяя, непроизвольно мочеиспускание. 3 стадия - фаза клонических судорог – это поочередное и резкое сокращение конечностей; глаза закатываются, кровавая пена. 4 стадия - постприпадочная фаза – сознание помрачено, речь бессвязная, взгляд блуждающий, амнезия.

28. Сенильные психозы. Особенности.

Се­ниль­ные пси­хо­зы — это рас­стройст­ва пси­хи­че­ской де­я­тель­но­сти, воз­ни­кающие в стар­че­ском воз­ра­с­те; к ­ним от­но­сят­ся стар­че­ское сла­бо­умие, позд­ние депрес­сии и па­ра­но­и­ды. Сенильные психозы хар малозаметным началом и постепенным, непрерывным ухудшением психич. функционирования вплоть до наступления летального исхода. Вначале поведение больного может представляться лишь как акцентуация особенностей его личности с нарастанием эгоцентричности, но по мере прогрессирования расстройства появляются и усиливаются: снижение памяти, апатия и снижение интереса к окружающему, неряшливость, неспособность к умозаключениям, делирий, спутанность и дезориентировка.
29. Геронтопсихиатрия. Дифференциация сенильных и пресенильных деменций. Болезнь Альцгеймера.

Геронтопсихиатрия-Раздел психиатрии и гериатрии, изучает клинику, этиопатогенез, лечение, социальную реабилитацию при заболеваниях позднего возраста. Наряду с заболеваниями, начинающимися в более ранние периоды жизни, Г. изучает специфические для пожилого и старческого возраста психические заболевания (церебральный атеросклероз, сенильную и пресенильные деменции). К сенильным и пресенильным деменциям относят состояния прогрессирующего тотального слабоумия с началом в позднем возрасте, которые обусловлены церебрально-атро-фическим процессом. Болезнь Альцгеймера - это неизлечимое дегенеративное заболевание центральной нервной системы, характеризующееся постепенной потерей умственных способностей (память, речь, логическое мышление). Точные причины неизвестны. Симптомы На ранней стадии: забывчивость, которая постепенно прогрессирует; беспокойство; дезориентация;апатия На поздней стадии: галлюцинации, бредовые идеи; неспособность узнать знакомых людей, проблемы с движением,потеря способности к самостоятельному мышлению и движению;

30 Сосудистая деменция. Атеросклероз

Сосудистые поражения головного мозга считаются второй по частоте после болезни Альцгеймера причиной деменции у лиц пожилого и старческого возраста. Сосудистая деменция. (Слабоумие) может развиваться постепенно или остро после перенесенного нарушения мозгового кровообращения (инсульт). Характеризуется той или иной степенью нарушения запоминания текущих событий и новой информации. Атеросклероз - заболевание артерий, которое характеризуется отложением в стенке сосудов липопротеидов (в первую очередь, холестерина) с последующим разрастанием соединительной ткани и формированием в этих участках атеросклеротических бляшек.
31. Пресенильные деменции (Альцгеймера, Пика, Гентингтона, Паркинсона, КрейцфельдтаЯкоба и т.п.). Кратная дифференциальная характеристика.

Пресенильные деменции - сборная группа развивающихся в предстарческом возрасте состояний слабоумия, обусловленных атрофией мозга. Болезнь Альцгеймера—наиболее распространённая форма деменции, неизлечимое дегенеративное заболевание. , характеризующееся постепенной потерей умственных способностей (память, речь, логическое мышление). Болезнь Пика — редкое, хроническое и прогрессирующее заболевание, сопровождается симптомами тотального слабоумия с распадом речи в виде нарушений логического мышления и восприятия, афазии и амнезии с апатией и экстрапирамидными расстройствами. Болезнь Хантингтона — это генетическое заболевание нервной системы, нарушения координации движений, речь становится невнятной. нарушения сна. Постепенно появляются проблемы с памятью, может возникнуть депрессия и паника, эмоциональный дефицит, эгоцентризм, агрессия, навязчивые идеи, проблемы с узнаванием других людей, Болезнь Паркинсона – это хроническое и прогрессирующие заболевание. К главным симптомам относятся: Тремор – дрожание рук, ног, нижней челюсти и лица; Ригидность (тугоподвижность) конечностей и туловища; Брадикинезия – замедленные движения тела; Нарушение координации тела. БОЛЕЗНЬ КРЕЙТЦФЕЛЬДТА-ЯКОБА редкое, неизлечимое заболевание мозга, вызывающее физическую и умственную дегенерацию и приводящее пациента к гибели примерно через год после начала болезни. известно, что болезнь вызывается наличием аномального белка, называемого ПРИОНОМ.
32. Детская психиатрия. Психические болезни детского возраста. Особенности организации психотерапии

синдром РДА — нарушение в развитии эмоционально-личностной сферы. Гипердинамический синдром у детей всегда сочетается с неустойчивым вниманием, несобранностью. Им характерна повышенная отвлекаемость при любых занятиях. Синдром ухода из дома – это нарушение влечения, т. е. детям с синдромом бродяжничества всё время не хватает чего-то нового, они ищут сильных впечатлений. Дети инфантильны и импульсивны, не могут долго заниматься одним делом. ДЕТСКАЯ ШИЗОФРЕНИЯ Уже за несколько месяцев до этого можно заметить уменьшение интереса к играм, пассивную реакцию на ласку родителей. Ребенок всегда в стороне от людей. Его внимание привлечь не удается. Ребенок не научается проситься на горшок, его приходится кормить с рук, не развиваются навыкисамообслуживания. Синдром детских патологических страхов – синдром, характеризующийся различными страхами, возникающими без психологической и ситуационной обоснованности.
33. Психическая патология у подростков. Особенности психотерапии

Поскольку подростковый возраст находится между детским и взрослым возрастом, неудивительно, что большинство психических расстройств подросткового возраста - либо продолжение расстройств детского возраста, либо раннее проявления расстройств взрослых. Дисморфомания - Эта форма психических расстройств свойственна подростковому и юношескому возрасту, в среднем от 13 до 20 лет, и выражается недовольством своей внешностью. Нервная анорексия - это самоограничение в еде при снижении аппетита с целью похудания в связи со сверхценным или навязчивым страхом располнеть. подростковая шизофрения - похожа на шизофрению взрослых, но встречается реже. Нервная булимия включает частые эпизоды неконтролируемого переедания, при которых за короткий период времени потребляется большое количество пищи;
34. Детский аутизм. Концепции и психотерапія

Ранний детский аутизм это расстройство, возникающее вследствие нарушения развития мозга и характеризующееся отклонениями в социальном взаимодействии и общении, а также ограниченным, повторяющимся поведением. Признаки раннего детского аутизма: стереотипность поведения, не желание идти на контакт игнорируя попытки окружающих привлечь его внимание, редкое обращение за помощью основные симптомы по которым определяют аутизм отсутствие длительно контакта “глаза в глаза”; не откликание на имя при сохранном слухе; использование другого человека так, как будто это неодушевленный предмет.у детей, не имеющих интеллектуальных, речевых задержек развития, психотерапия является самым важным терапевтическим средством. Она воздействует на эмоциональные проблемы ребенка, помогает устанавливать полноценный контакт с окружающими, преодолеть глубокие психологические барьеры, страхи. Аутизм – разновидность тотальной защиты, очень архаичной, которая негативно сказывается на всем эмоционально-психологическом развитии ребенка. В связи с тем, что аутизм является очень ранним нарушением развития, психотерапия его – это длительный процесс, самым лучшим является режим 3-4 сеанса психотерапии в неделю в течение не одного года. Но потраченные усилия оказываются ненапрасными.
38. Расстройства настроения. Депрессия. Этапы развития депрессивного синдрома.Расстройства настроения - расстройства, при которых основное нарушение заключается в изменении аффекта или настроения в сторону подъёма (мания) или угнетения (депрессия), сопровождающиеся изменением общего уровня активности. Депрессивные и маниакальные состояния могут возникать при многих соматических, практически при всех психических заболеванияхКлассификацияПервичные расстройства настроения. Депрессивные расстройства Большое депрессивное расстройствоМеланхолия Большое депрессивное расстройство сезонного характера Дистимическое расстройство Двойная депрессия. Биполярные расстройства Биполярное расстройство I типаВторичные расстройства настроения - развиваются вследствие соматических, неврологических и психических заболеваний, а также стрессовых факторов.
  1   2


1. Психопатология – системная наука. Междисциплинарные святи
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации