Шпоры по истории Беларуси - файл n1.doc

приобрести
Шпоры по истории Беларуси
скачать (289 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc289kb.08.07.2012 20:23скачать

n1.doc

  1   2   3
1. Зарождение воспитания в опыте человечества. Появление организационных форм воспитания и обучения.

Первобытная эпоха оставила человечеству массовый опыт неповторимого, равного (для мальчиков и девочек, не было сословий), всеобщего, общественного воспитания. Воспитание было эффективным, так как:

1. Процесс воспитания совпадал с процессом жизнедеятельности ребёнка (участие в делах взрослых, в повседневном общении и приобщении к труду).

2 Воспитательные отношения базировались на активности и самостоятельности подрастающего поколения.

3.Выло гуманное (не было ни физ., ни словесных наказаний).

4. Воспитательное воздействие было инстинктивное, непосредственное, спонтанное

5. Не отделялось oт совместною труда, поэтому было естественным (мальчики участвовали в охоте, рыбной ловле, в изготовлении оружия; девочки собирали и выращивали урожай, готовили пишу, делали посуду и одежду.)

В истории развития педагогики практикуется 2 главных типа воспитания:

¦ Первобытное

¦ Соц. ориентированного человека (10-8 тыс. до н. э.- переход к производственной форме хозяйствования. Как результат- процесс зарождения семьи. Парная форма брака ,зародыш домашно-семейной формы воспитания.(От общины к семье)

Социально-имущественные расслоения изменили смысл содержания воспитания. Оно превращается в сословно-семейное(восп111ание различных сословий) В семьях элиты увеличивается срок детства. поэтому усиливается воспитательное воздействие, как результат появляются предшественники школ(«дома молодёжи», где мальчики и девочки учатся вместе под руководством женщины, в патриархальный период всё меняется). Для получения умственного образования создаются специальные учреждения- школы, которые использовались для укрепления власти вождей, жрецов, старейшин. Физический труд- удел эксплуатируемых, школьное воспитание- удел избранных. Постепенно появляются «дома молодёжи» для бедных и богатых.

Все подростки!( 10-15 лет) проходят инициацию-процедуру посвящения во взрослые в виде религиозного обряда, сопровождавшееся песнопением, магическими заклинаниями, физ. испытаниями.


2. Анализ спартанского воспитания и афинского. Спарта- военный лагерь, состояла из 5 отдельных посёлков. Население Спарты: Спартиаты (господствующие)-9 тысяч

Бериэки (обладали личной свободой, правом на собственность, политических прав нет)

Илоты («общественные рабы») сохраняли некоторую хозяйственную самостоятельность, политических свобод нет.

Цель воспитания: подготовка воинов-рабовладельцев (заключалось в физическом развитии).

Идеал воина: сильный духом; физ. развит: храбрый: смышленый: выносливый; скромный: послушный; ему незнакомо чувство симпатии; дружеская участливость; недостаток чуткости и гармонии: отчуждённость от худ., лиг., произведений.

Общественное воспитание начиналось с первого дня жизни ребёнка. Если у новорожденного были физ. недостатки, его сбрасывали в пропасть. Тотчас же купали в вине (его могут вынести только здоровые дети). До 7 лет придавалось особое значение его физ. развитию. Постель использовалась без одеяла, из сена и соломы. С15 лет спали на тростнике, собранном без ножа. Дети ходили босиком. Спартанские женшины-лучшие няньки (не обращали внимания на капризы).После 7 лет мальчики воспитывались в спец. гос. учреждениях- агеллы-«школа послушания», упражнялись в искусстве повелевать где мальчики и подчиняться. Спали в общественных бараках, ели за общественным столом. С 13 лет в школе проводились беседы нравственного содержания, чтобы отличать хорошее от плохого в форме вопросов и ответов), мальчики обучались письму, танцам., муз. инструментам, хоровому пению (Особое внимание уделялось охоте. С 14 они ежегодно подвергались общественным испытаниям- абоны (гимнастические, муссическис (пение, игра на флейте) состязания в терпении и выносливости.(секли у алтаря Артемиды). В 18 юноша поступал в класс эфего. где обучатся военному делу. Крипция- военный поход молодёжи, наделённой правом тайного ночного убийства самого сильного раба. К 20 эрены получали полное вооружение, проводились уроки трезвости. Пьянство- единственный грех в Спарте. На глазах у эренов рабов заставляли напиваться до смерти, чтобы увидеть насколько отвратителен пьяница. К 30 годам юноша- полноправный гражданин. Воспитание женщин мало отличалось от воспитания мужчин. Вывод: Спарта проделала образец общественного и военно-физ. воспитания. Был осуществлён один из первых опытов огосударствления личности (воспитание в ведении государства).

Афины-полис (город-государство)

Цель Афинского государства: создать условия для разносторонне развитой личности. Идеал сводится к многозначному понятию «совокупность добродетелей». Всесторонне развитая личность с развитым интеллектом и культом тела. Практику воспитания пронизывал принцип соревнования- агностика. Система воспитания

До 7 лет ребёнок воспитывался в семье. Огромное внимание первоначально уделялось физ.

воспитанию. С 7 лет поступали в школу. Начальное образование давали частные платные школы:

1. Мусические:

а) Школа грамматиста (чтение, письмо, счёт, декламирование стихов) б)Школа кифариста (музыка, пение, поэзия)

2. Гимнастические (палестры) Занимались развитием культуры тела- бег. прыжки, фехтование, метание дисков, копья.

Школы мусические и гимнастические можно было посещать одновременно.

З.Гимназии (философия, политика, литература, гимнастика). Можно было прослушать курс лекций Иосифа с 16-18 лет.

4. Эфебии (образование получали 18-20-летнис юноши. Здесь было военное и политическое воспитание.

Афинская программа воспитания предусматривала домашнее обучение для девушек

Вывод: Афины продемонстрировали миру систему всесторонне и гармоничной развитой личности. Здесь был выдвинут идеал воспитания свободной и творческой личности.


4. Воспитание и сист. образования в Западной Европе в период средневековья 5-13 вв.

В 476г. под натиском германских племен пала Римская (западная) империя. Эта дата- точка отсчета европейского средневековья кот. завершилось в 17в. Универсальной пед. идеей и практикой в Средневековье является ученичество.

В практике воспитания и обучения раннего Средневековья переплелись языческая, античная и христианская традиции. Так, в Галлии, король остготов Теодорих (454-526) настоял на физическом образовании мальчиков в школе, обучению их военному делу.

Дом-семейное воспитание лучше всего сохраняло варварские традиции, кот. довольствовались абсолютное большинство Европы. При этом оно имело свои сословные черты и особенности. Оно представлялось в виде ученичества и рыцарского воспитания.

Уч-во являлось осн. формой обучения ремесленников и купечества. Мастер обычно брал за определенную плату 1-2х учеников, которые становились его работниками. Светские феодалы, помимо школьного обучения, прибегали к рыцарскому воспитанию. Идеал рыцарского в-я включал жертвенность, послушание и личностную свободу. В феод, сфере было распространено презрительное отношение к книжной школьной традиции. Ей противопоставлялась программа «семи рыцарских добродетелей»: владение копьем, фехтование, езда верхом, плавание, охота игра в шахматы, пение собственных стихов и игра на муз. инструменте. Прежде всего, юноши обучались военному иск-ву. Педагогами обычно служила придворная челядь. Приглашались для обучения поэты и музыканты. С 7 лет мальчики приобретали знания и умения, будучи пажами при супруге сюзерена и ее придворных. В 14 лет они переходили на мужскую половину и становились оруженосцами при рыцарях, кот. были для них образцом силы, нравственности. К «началам любви» относились вежливость, великодушие, благородные манеры, речь, умение слагать стихи . «Началами войны» назывались воинские проф. умения. В 21 год происходило посвящение юноши в рыцари. Обряд предварялся испытаниями на физ, воинскую и нравственную зрелость в поединках, турнирах, пирах и др.

После распада Римской империи в школьном деле поначалу сущ. традиционные и сравнительно новые формы. К 1ым относились школы грамматиков и риторов, ко 2ым - церковные школы, обучение феодальной знати. Школы грамматиков и риторов поддерживались королем, поэтому исчезли они не сразу. Однако к 7в. античные школы полностью исчезли. Причины: постоянные воины, отсутствие кадров преподавателей, конкуренция церковных уч. заведений, но главное- потому, что распалось античное общество, которое обслуживали эти школы. дневековой Европы. Школы открывались при монастырях, епископских резиденциях и приходских церквях. Они были 2х категорий, внутренние- для мальчиков, готовившихся к пострижению в монахи, и внешние- для мирян. В школах, особенно соборных, учились дети дворян и реже именитых горожан. Приходские школы первоначально предназначались для детей священников, но когда в 11 в. был установлен целибат, эти школы становятся демократичными.

В 10-11вв. в связи с ростом городов возникает новое сословие- горожане, а вместе с ними и городские школы (магистратские, цеховые). Обучение велось на родном языке и носило прикладной х-р.

Основное содержание образования в средние века составляли так называемые семь свободных искусств, делящиеся на два цикла- тривиум (грам., риторика, диалектика) и квадриум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Венцом наук считалось богословие, поэтому все названные предметы носили религиозно-мистический х-р. Во 2ой половине эпохи средневековья в рез-те расширения торговых связей, выросла потребность в повышении образ-я. Первый университет- юридическая школа в Болонье(Италия) -1088г, затем -в Падуе, также Сорбонна в Париже (1200). Его устав лег в основу Оксфордского(1206) и Кембриджского(1231) ун-тов в Англии, Неаполитанского в Италии, Лиссабонского в Португалии. Университеты имели 4 факультета: подготовительный, или артистический, где давались и закреплялись знания по семи свободным иск-вам в течение 6-7 лет, юридический, медицинский и богословский со сроком обучения 5-6 лет. Проучившись 2 года, студент имел право сдавать экзамен на бакалавра иск-в. Летом занимались по 10 часов с перерывом на два часа, зимой- 8 часов с перерывом на час. Длительность каждого занятия = астрономическому часу. Основная нагрузка ложилась на память. Заучить - вот осн. задача средневекового студента. Диктовать разрешалось только на праздники, чтобы «и студенческой памяти дать передышку». Для того чтобы наилучшим образом организовать запоминание, на протяжении определенного времени изучали только один предмет или родственные ему. Для лучшего запоминания правил, их часто рифмовали. После каждой лекции усвоение ее проверялось в процессе собеседований (коллоквиумов). Каждую субботу устраивались диспуты: в большом зале собирались студенты и преподаватели всего факультета. После того как один из магистров выдвигал какую-нибудь мысль, выступали другие преподаватели, опровергая его положение и выдвигая свое. Выступали также студенты-бакалавры под руководством преподавателей Т.о., каждый предмет усваивался тремя способами: лекции, коллоквиумы, диспуты.

Церковь смотрела на универ. как на своего рода монастырь, стараясь держать в поле зрения каждый шаг студента. Универ-ты имели относительно демократичную организацию: в выборе ректора участвовали и профессоры, и студенты, он периодически публично отчитывался о работе, учитывались отзывы студентов.

1450г. В Германии Гуттенберг изобрел книгопечатание. Это оказало влияние не только на распространение университетского образ-я, но и на весь ход разв-я цивилизации в Европе

6. Гуманистическая педагогическая мысль в эпоху Возрождения.

Позднее Средневековье было ознаменовано развитием новой прогрессивной к-ры. получившей название Возрождение. Захват в 1453г. турками Константинополя вызвал бегство оттуда ученых с их греческими рукописями в Италию, где они начали возрождать античный. Это означает, что В-е зародилось в Италии и затем распространилось по всей Европе. В 16в. оно окончательно превратилось в общеевропейское культурное движение. Особо важную роль в этом движении сыграла Флоренция. Другое название новой итальянской к-ры- гуманизм- в центре мировоззрения стоял ч-к. В настроениях людей преобладал оптимизм, вера в ч-ка, светлое будущее. Аскетизму не оставалось места: ч-кое тело, его страсти и потребности рассматривались как самое главное в жизни(« Я- ч-к. и нечто ч-кое мне не чуждо»). Земное сущ-е признавалось единственно реальным. Эпоха В-я особенно ярко запечатлела себя в иск-ве. Однако и пед. взгляды того времени были преобразованы. Многие деятели просвещения в Италии выдвинули идею гражданского воспитания, смысл кот. заключался в формировании члена общества, развитого и воспитанного в процессе трудовой д-ти. Представители «гражданского» гуманизма считали основной ф-цией воспитания формирование ч-ка, действующего на благо общества, а очагом воспитания- семью. Педагогическая триада Возрождения (классическое образование, физ. разв-е, гражданское воспитание) включает три основных слагаемых: античность, средневековье и идеи- предвестники нового общества. Итальянские мыслители 15-16вв. полагали, что наилучший путь воспитания - изучение классической греко-римской к-ры. Леонардо Бруни (1369-1444. Флоренция). создатель новой пед. с-мы. настаивал на воспитании не только духа, но и тела. Одним из первых потребовал организации светского женского образования.

Его современник и соотечественник Витторино да-Фельтре сделал первые шаги в практическом осуществлении новогуманистического образца воспитания. 15в. Открыл школу в Мантуе на Севере Италии под названием «Дом радости», которая располагалась в дворце, окруженном природой. В отличие от средневековых школ здесь было много воздуха и света. Учащиеся занимались физ-рой. изучали классические языки и лит-ру, математик), астрономию, совершали экскурсии в природу. Приоритет отдавался игровому методу.

Кроме детей герцога, в поместье которого и на ср-ва которого содержалась школа, в ней учились еще 70 неимущих. В школе обучались как мальчики, так и девочки, что было принципиально новым для того времени, Во Франции ярким представителем гуманистических идей в пед. был писатель Франсуа Рабле( 1494-1553)- обличал пороки средневекового воспитания и обучения и одновременно рисовал идеал гуманистического воспитания, гл. цель которого - духовное и телесное разв-е личности. В романе «Гаргатюа и Пантагрюэль» показывает преимущества нового и недостатки старого подходов к образованию на примере воспитания Гаргантюа. Ученые-схоласты заставляли мальчика зазубривать весь материал наизусть. Мальчик выучил книги так, что МОГ пересказать их, в рез-тс чего лишь отупел. Увидев это, король выгнал учителей-схоластов и пригласил одного учителя-гуманиста, кот. начал делать из мальчика сильного, воспитанного и образованного ч-ка. Гаргантюа изучает латынь, арифметику, геометрию, астрономию, музыку. Делается это в игровой форме. Умственные занятия чередуются с играми, физ. упражнениями. Он занимается верховой ездой. фехтует, плавает.

Другим представителем фр. гуманизма является Мишель де Монтень(1533-1592), автор книги «Опыты», в кот, он рассматривает ч-ка как высшую ценность. Монтень верит в неисчерпаемые возможности ч-ка, «предпочитает снять перед Богом шляпу, но не становиться на колени». Монтень видит в ребенке не уменьшенного взрослого, как считалось в средневековой педагогике, а природную индивидуальность. Ребенок от рождения обладает природной чистотой, которую в дальнейшем «разъедает» общество. Ребенок превращается в личность, развив способность к критическим суждениям. Он рекомендует, чтобы ученик больше говорил. Необходимо приучить учащихся исследовать окр. мир. чтобы они «все проверяли, а не усваивали на веру или из уважения к авторитету». самым влиятельным среди гуманистов был Эразм Роттердамский (1466-1536). Одним из первых Э. заговорил о народном образовании и провозгласил отношение к труду критерием нравственности, что поставило его в ряд самых прогрессивных мыслителей этой эпохи Осн. пед. идеи ЭР. изложены в его работах «О том, как подобает быстро и достойно обучать детей добродетели и наукам»( 1529). «О методе обучения»( 1511). В своем сатирическом сочинении «Похвала глупости» высмеивал нравы и пороки тогдашнего общества- невежество, тщеславие, лицемерие. Эразм склонялся к свободе вероисповедания. Во всех своих сочинениях Э.Р. определяет необходимость сочетания античной и христианской традиции при выработке пед. Идеалов. С 7 летнего возраста ребенок, независимо от пола, готов к систематическому обучению и воспитанию. А до этого времени его должны воспитывать мать и отец. Каких-либо особенностей воспитания девочек Э.Р, не признавал, считая, что спец. методы, приспосабливаемые к особенностям женского х-ра- капризам, любви к интригам - только усугубляют эти отрицательные качества. Однако, оговаривал, что женщинам целесообразно давать по преимуществу классическое языковое образование и в очень малом объеме- естествонаучные знания. Высочайшая цель формирования ребенка - воспитание морального долга и религиозного послушания.

7. Педагогические идеалы ранних социалистов-утопистов (Т. Мор ,Т. Кампанелла)

Позднее Средневековье было ознаменовано развитием новой прогрессивной к-ры. получившей название Возрождение. Итальян. мыслители 15-16вв. полагали, что наилучший путь воспитания - изучение классической Греко-римской к-ры. Среди итальянских гуманистов Возрождения выделяется Томмазо Кампанелла( 1568-1639). написал ряд трактатов, «Город солнца». В нем он нарисовал образец общества экономического и полит. равенства. В трактате изложены пед. идеи, пафос которых заключен в отрицании книжности, возврате к природе, в энциклопедизме и универсализме образования. Горожане свободны от таких пороков, как лень, хвастовство, хитрость и воровство. Благодаря правильному воспитанию жители города отличаются отменным здоровьем и внешней привлекательностью. Во главе гос-ва СТОИТ самый образованный, просвещенный гражданин- Солнце, или Метафизик. Происходит он чаще всего из среды жрецов. должность несменяема до тех пор, пока Солнце не передаст ее добровольно - тому, кто окажется мудрее и способным к управлению. Компетенция Солнца: он глава всех в светском и духовном, и по всем вопросам и спорам он выносит окончательное решение. Публично исповедает грехи горожан. Сменяются должностные лица: по воле народа. Для этого народу необходимо на Большом Совете высказаться против неустраивающего руководителя. От частной собственности - происходит себялюбие, грабеж государства, гордость, праздность, лицемерие, предательство. Отказ от частной собственности доводит до любви к Родине. Достойнейший - тот, кто изучил больше искусств и ремесел, кто умеет применять их с большим знанием дела. Деторождение - деятельность на благо государства. Бесплодная женщина не пользуется таким же почетом как матрона. Каждый работает не больше четырех часов в день. Труд общеобязателен. Никакой телесный недостаток не принуждает соляриев к праздности, в преклонном возрасте солярий привлекается к совещаниям; если кто-то "совсем физически немощен, то он работает в деревне, получает хорошее содержание и служит соглядатаем. Солярии беспощадно преследуют врагов. Рабов, захваченных на войне, они или продают, или употребляют на тяжелые работы вне города. Иностранцы, желающие стать гражданами Государства Солнца, подвергаются месячному испытанию за городом, а потом в течение месяца в самом городе. Если преступление совершено против свободы государства, или против Бога, или против высших властей, то без всякого сострадания приговор выносится немедленно. И только такие преступники караются смертью. Девочки и мальчики учатся вместе. Им преподают чтение, письмо, математик), историю, обучают ремеслам, дети занимаются гимнастикой, бегом, играми. До семи лет дети изучают родной язык, выполняют физ. Упражнения.

Большой вклад в развитие педагогической мысли внес английский философ и гуманист Томас Мор( 1478-1535).создав утопический проект общественного устройства. Он- автор «Утопия», в которой он описал идеальное общество и изложил собственные взгляды на воспитание и обучение. Центральное место в этой утопической теории занимает гармонично развитая личность. Цель создания соц. учреждений в таком обществе-дать каждому возможность развивать свои духовные силы, В ч-ке особо подчеркнуты общественные и личные качества: скромность, добродетельность, трудолюбие, доброта

Ч-к, по Мору, «рожден для счастья”. Мор строил нравственное воспитание на религиозных началах Мор - правоверный католик. В «Утопии» ученый-гуманист утверждал свободу вероисповедания. Следует воспитывать в духе морали. Мор отвергал жестокость и грубость средневекового образования. Мор ищет пути, чтобы вооружить ч-кий разум знанием. Только образованный ч-к способен добиться счастья. Рисуя идеальный строй на фантастическом острове, он декларирует новые принципы в образовании: равный характер общественного воспитания, широкое общее образование, преподавание на родном языке, (ведущий вид-земледелие), самообразование. Мор особое внимание уделил проблеме женского образования. Мор подчеркивает обязательное участие детей и взрослых в физ. труде. Труд не мешаем утопийцам посещать учебные занятия, слушать музыку, вести научные изыскания. Образование осуществляется в гос. школах. Г.Мор полагал, что производительный труд будет специализирован, с тем чтобы молодежь с детства готовилась к выбранной профессии.

За свои религиозно- политические убеждения лорд-канцлер Мор был заключен в Тауэр, а затем казнен. В 19в. Идеи Т.Мора нашли то или иное отражение в концепциях трудового воспитания и обучения.


8.Возникновение педагогической системы. Гуманистические истоки педагогики

Коменского.

Ян Амос Коменский (1592-1670) - родоначальник современной педагогики. Родился в семье, которые боролись за независимость чешского народа. После начальной и средней школы поступает в Гейдельбергский университет. Пишет книги, руководит школой, является священником общины. На формирование мировозрения оказали влияние традиции феодального общества, демократические тенденции общины «чешских братьев», материалистические влияния в науке (Бекон - родоначальник материализма), эпоха Возрождения. Доказал, что источником познания в процессе школьного образования являются внешние органы чувств, ощущения, а следовательно, материальный мир - окружающие ребенка предметы и вещи. Основополагающий принцип его пед. системы - принцип природосообразности (соответствие между методами обучения и законами природы). Конкретным путем реализации принципа природосооброзности стал «естественный метод». Но в мировоззрении автора проявляется противоречивость. С одной стороны - учиться для жизни; учить познанию, самой сущности вещей, а не их названиям. С другой стороны, черты религиозно-идеалистического мировоззрения (порядок и гармония в природе установлены Богом, являются неизменными). Реально-жизненная сторона «естественного метода»:

- Системность и последовательность обучения;

- Преемственность в передаче и усвоении знаний;

- Четкая ориентация на личность ребенка, его природу;

- Соответствие педагогического процесса индивидуальным возрастным и психологическим особенностям;

- Учет интересов и запросов, развитие склонностей и способностей; наглядный характер

Гуманизм и демократизм - важнейшие основы педагогики.

Гуманизм педагогической системы во многом сформировался под влиянием идей самого духа эпохи Возрождения; ее заключительного этапа. Культ чел-ка, жизнерадостность, оптимизм, стремление к созданию условий для свободного, раскованного развития личности - гуманистические идеи и цели, которые были восприняты Коменским.

Он считал, что чел-к - совершеннейшее, прекраснейшее создание, гармония души и тела; а школа должна быть «мастерской гуманности».

В школе : уважение к личному достоинству ребенка, учет возрастных и психологических особенностей детей. Этот новый взгляд на школу, ее гуманистическое предназначение положило начало рождения новой системы школьного образования и воспитания.

«Великая дидактика», одна из первых научно – педагогических книг. Она является сплавом педагогических идей Нового времени. Мысль о необходимости поставить знания закономерностей педагогического процесса на службу педагогической практике.
10. Классно-урочная система. Методы обучения.

Я.А.Коменский выработал оригинальную систему, получившую название классно-урочная. Он стремился к такой организации обучения, при которой было бы предусмотрено четкое распределение всех видов школьной работы по годам, месяцам и дням обучения.

При организации процесса обучения дети одного возраста и приблизительно одного УРОВНЯ знаний под общим руководством учителя должны были одновременно продвигаться вперед к единой для всех образовательной цели. Так возникли классы с постоянным составом учеников, учебный год со строго определенным началом и концом, продолжительностью учебного дня - от 4 уроков в школе родного языка до 6 уроков в день в латинской школе. Коменский прекрасно знал и обобщил все положительное, что было достигнуто его предшественниками в области методики обучения. Он был убежден, что методы школьной работы должны быть природосообразными.

Требования к огранизации обучения могут быть сведены к следующему: обучение должно начинаться с наблюдения за этими вещами, лишь после этого можно обсуждать увиденное. Рекомендовал использовать в процессе обучения различные вспомогательные средства -картины, макеты. Благодаря Коменскому принцип наглядности в теории и практике обучения занял прочное место и входит в число ведущих дидактических принципов.

Изучение учебного материала должно быть последовательным, переходящим от простого к сложному. Метод обучения должен был возбуждать у детей радость от овладения знаниями.

Предлагал систематический учебный труд школьников в классе, выполнение ими дом. заданий. Если содержание и методы будут отвечать возможностям детей, т.е. будут доступны, то весь учебный труд будет восприниматься с радостью.

Только учитывая все это можно будет реформировать школу, превратив ее в место, где формируется человеческая личность.


16. Развитие гуманистических тенденций в педагогической теории Дистервега.

Дистервег выступил с защитой идеи общечеловеческого воспитания. Задача школы заключается, по его мнению, в том, чтобы воспитывать гуманных людей и сознательных граждан. Важнейшим принципом воспитания Дистервег считал природосообразность. Природосообразность воспитания — это следование за процессом естественного развития человека, это учет возрастных и индивидуальных особенностей школьника. Он призывал учителей тщательно изучать своеобразие детского внимания, памяти, мышления. Большой заслугой. В дополнение к принципу природосообразности Дистервег выдвинул требование о том, чтобы воспитание носило культуросообразный характер. Он писал, что «при воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился ч-к». Эти принципы воспитания являются ядром педагогической теории Дистервега. Идеей их соотношения проникнута возрастная периодизация развития и воспитания детей, где выделены три периода: 1) до 9 лет - господство ощущений, 2) 9-14 лет- господство памяти, формирование абстрактного мышления, 3) свыше 14 лет - господство разума, преобладает рассудочная деятельность, вооружение мыслительными операциями. Одним из основных требований, которые современная действительность выдвигает перед воспитанием, должно быть, по мнению Дистервега. развитие в детях самодеятельности. Высшую цель воспитания Дистервег определял как “самодеятельность на служении истине, красоте и добру”. В отличие от Гербарта он считал, что истина, добро и красота являются исторически меняющимися понятиями. Как и Песталоцци, Дистервег полагал, что главной задачей обучения является__развитие умственных сил и способностей детей. Обучение должно способствовать всестороннему развитию человека и его нравственному воспитанию. Каждый учебный предмет наряду с его образовательной ценностью имеет еще и нравственное значение. Большое место отводил Дистервег в образовании детей отечественной истории и географии, родному языку и литературе. Особенно высоко ценил он естественные и математические науки. В начальной школе, по мнению Дистервега, необходимо уделять основное внимание привитию навыков самостоятельно работать над усвоением учебного материала. Учитель должен обратить особое внимание на развитие всех органов чувств. Дистервег требовал расширить учебный план начальной школы, включив в него естествознание, начатки физики, практической

геометрии, географии. Он был горячим защитником реального образования и осуждал современные ему классические гимназии.

Дистервег создал основы теории развивающего обучения. Обучение призвано развить силу ума, внимание, речь, память, воображение, мышения
17. Сущность педагогической теории И.Ф.Гербарта и его педагогическая система.

Иоганн Фридрих Гербарт (1776—1841) :Вся умственная жизнь человека зависит, по Гербарту. от первоначальных представлений. Гербарт считал, что цель воспитания заключается в формировании добродетельного человека. Процесс воспитания Гербарт делит на три раздела: управление, обучение и нравственное воспитание. Управление имеет своей задачей не будущее ребенка, а только поддержание порядка в процессе воспитания. Первое средство управления-- это угроза. И. наконец, большое место среди средств управления детьми Гербарт отводит наказаниям. Система различных наказаний была детально разработана Гербартом. она широко применялась в немецких и русских гимназиях, французских лицеях. Вся система управления детьми, построена у Герберта на насилии и дрессировке. Обучение должно основываться на многосторонности интересов. Одна из важнейших задач образования заключается у Гербарта в возбуждении многостороннего интереса путем изучения различных учебных предметов. Поэтому учащимся следует, по его мнению, дать все усложняющийся крут гуманитарных знаний, сконцентрированных вокруг истории и литературы древних народов. Гербарт высоко ценил древние языки и математику, причем математику как средство развития мышления. Он предлагал создать следующие типы школ: элементарную, городскую и гимназию. В реальной школе, по его мнению, должны учиться те. кто будет заниматься торговлей, промышленностью, ремеслом. Для тех же. кто предназначался для умственных занятий, руководства и управления, Гербарт рекомендоват классическое образование. Многостороннее образование, писал Гербарт, должно быть цельным и единым. Гербарт разработал теорию ступеней обучения, ставшую широко известной среди педагогов всех стран. Он сделал попытку привести обучение в соответствие с законами психической деятельности ребенка. Процесс обучения, по Гербарту. обязательно проходит через углубление в изучаемый материал (углубление) и углубление учащегося в самого себя (осознание). Отсюда следуют четыре ступени обучения, которые Гербарт назвал: I) ясность. 2(ассоциация. 3) система, 4) метод. Первая ступень — ясность — это углубление в состоянии покоя. Вторая ступень — ассоциация — это углубление в состоянии движения. Третья ступень — система — это осознание в состоянии покоя. Четвертая ступень — метод— это осознание в состоянии движения, применение полученных знаний к новым фактам. Принципы нравственного воспитания у Гербарта противоположны принципам управления. Там подавляются проявления воли и сознания ребенка. А в системе нравственного воспитания все методы должны иметь опору в том хорошем, что уже имеется у воспитанника. Воспитатель обязан найти у воспитанника, даже испорченного, хорошие черты. К средствам нравственного воспитания Гербарт относил: 1. Удерживать воспитанника (этому служит управление детьми). 2. Определять воспитанника, г. е. поставить ребенка в такие условия, при которых он из собственного опыта поймет, что «непослушание ведет к тяжелым переживаниям».3. Устанавливать четкие правила поведения. 4. Поддерживать в душе воспитанника «спокойствие и ясность” 5. «Волновать» душу ребенка одобрением и порицанием.6. указывать на его промахи, исправлять их. Гербарт требовал установления непререкаемого авторитета воспитателя. Все эти высказывания являются ярким выражением консервативного характера гербартиан-ской теории. Широкое распространение получила созданная Гербартом система управления ДЕТЬМИ направленная на подавление их самостоятельности и беспрекословное подчинение взрослым. В то же время Гербарт много сделал для разработки педагогики как научной дисциплины, научной терминологии.

18. Вопросы воспитания в социальных учениях Запада во 2 половине 19 и.(Оуэн.Маркс. Энгельс)

Конец 18-19вв. были весьма значительным для развития школьного дела в Европе и для становления педагогической науки в собственном смысле этого понятия. Этому способствовали серьёзные изменения в жизни общества, связанные с бурными развитием промышленности, потребовавшей от всех участников производства нового уровня и содержания образованности. Законоы об обязательном начальном образовании. Роберт 0уэн(771-1858): Особенностью учебно-воспитательных учреждений 0. было отсутствие в них традиционного религиозного обучения. Стремясь к просвещению народа,0. требовал введения всеобщего начального обучения , отстранения духовенства и церкви от влияния на школу. В 1813 г. О. выпускает свой труд «Новый взгляд на общество, или опыт об образовании человеческого характера». О. полагал, что если изменить условия среды и воспитания, то можно сформировать любой хар-тер. Но это учение рассматривало чела как пассивный продукт среды. Маркс и Ф.Энгельс установили, что люди - активные участники истории . которые в процессе революционной практики изменяют общественные отношения и одновременно свою собственную природу. Оуэн считал, что воспитание в новом, коммунистическом обществе будет всесторонним. Иначе будет поставлено и нравственное воспитание: оно будет осуществляться в духе коллективизма. Роберт Оуэн первый обосновал и реализовал идею общественного воспитания ДЕТЕЙ С ПЕРВЫХ ЛЕТ ИХ ЖИЗНИ И СОЗДАЛ ПЕРВОЕ В МИРЕ ДОШКОЛЬНОЕ учреждениё для" детей пролетариата. К.Маркс и Ф. Энгельс. Учение М. и Э. дало возможность выявить социальную природу воспитания и его классово- исторический характер. В «Манифесте Коммунистической партии» М и Э показали, что воспитание определяется общественными отношениями; они выяснили, что цели и задачи воспитания, его содержание и методы изменяются в различные эпохи. На основании изучения огромного фактического материала Э в работе «Положение рабочего класса в Англии» , М. в «Капитале» дали подлинную картину всех сторон воспитания, которое получают дети рабочих в капиталистическом обществе. М. поставил на 1 место умственное воспитание. Наука для М. была , "исторически движущей , революционной силой. Э. выдвинул требование последовательного , систематичного обучения. Э. требовал глубокого и серьёзного изучения каждой науки. Знания приобретают путём настойчивого, упорного труда. Физическое восп-е.Человек должен получить надлежащее физическое воспитание . М. в «Капитале» неоднократно ,« подчёркивал значение гимнастики как средства воспитания, большое значение он придавал и военным упражнениям. В статье « Может ли Европа разоружиться» Э. обстоятельно освещал вопрос о физическом воспитании молодёжи. Основоположники марксизма , выступая за разностороннее физическое воспитание, стремились создать крепкое , сильное поколение пролетариата, которое во время грядущих революционных боёв сумеет добиться решающих побед, бороться против контрреволюции. Нравственное воспитание. Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения находит решение в сущности морали. М и Э установили, что мораль есть продукт исторического развития. В условиях классового общества мораль носит классовый характер. В 1«Манифесте...» Для коммуниста самое важное - выступить против сложившегося положения и изменить это положение. Важнейшей чертой новой морали М и Э считают коллективизм. Только в коллективе получит индивидуум : средства, дающие ему возможность всестороннего развития, и только в коллективе возможна личная свобода. Рабочий класс борется за высокие идеалы коммунизма, несущие счастья всему человечеству. Только ком-кое воспитание - подлинно нравственное воспитание.

19. Основные пед. Течения к.XiX-н.XXвв

С конца 19 века традиционная школа и педагогика стали подвергаться всё нарастающей критике по двум основным

.: принципам: экономической и политической. Несоответствие школьного образования новым общественно- экономическим условиям , которые были вызваны переходом капитализма в империализм. Необходимостью противодействия влиянию марксизма на молодёжь. Эти две причины привели к тому, что на рубеже веков появляется большое количество различных реформаторских течений, особенно в Германии, где тогда находился центр мирового социалистического движения.

Экспериментальная педагогика складывалась одновременно во многих странах мира. Её представители Э. Мейман (Германия), О .Декроли (Бельгия), Э.Торндайк. Цель этой педагогики- найти

новые методы изучения ребёнка путём эксперимента. Проведённые исследования, позволили выдвинуть на первый план психологию ребёнка, чтобы из неё вывести воспитание, которое он должен получить. Основные принципы и подходы к экспериментальной педагогике определил Эрнест Мейман в трёхмерном издании «Лекции по введению в экспериментальную педагогику». На её основе в Англии была разработана теория врожденной умственной и одарённости. В трудах американца С. Холла и француза А. Бине экспериментальная педагогика переродилась в педологию. А Бине и Т.

Симон предложили с помощью тестов определять индивидуальные способности учащихся. Бине утверждал , что в процессе воспитания следует опираться на врождённые данные. Положительным у него было стремление разрушить школьную традицию, сохранявшую главным средством обучения слово учителя. Однако предлагая строить обучение в гомогенных группах , члены которых обладали бы сходными способностями и уровнем развития. Педагогика действий создана в Германии Вильгельмом Лаем в рамках экспериментальной педагогики. Её основополагающая идея - всякое внешнее раздражение вызывает реакцию, ответное движение во всех организмах. Следовательно, в основе воспитания и обучения также должны лежать реакции- действия, протекающие всегда по определённой схеме рефлекторного акта: восприятие- переработка- выражение. Особая роль отводилась третьему компоненту схемы-выражению. Он и является собственно реакцией, направленным на приспособление к окружающей обстановке.От данного компонента и произошло название теории. Лай разработал новый учебный план, в котором преподавание подразделялось на «наблюдательное» и «изобразительно- формальное». В первом блоке были предметы, изучавшие жизнь природы и человека, т. е. то . что связано с восприятием : естественная история, физика , химия . география ...Во второй блок входили предметы , дающие материал для выражения. Это явно искусственное разделение ,|так как один и тот же предмет мог быть уместно представлен в обоих блоках.

Педагогика прагматизма родилась в США на основе философии прагматизма. Представители этого течения считают, что прагматизм стоит выше идеализма и материализма, они не признают объективных законов, заменяя их переживаниями, ощущениями самих людей. Именно это , составляет единственную реальность. Истинным объявить можно всё, что отвечает интересам. Так, например, поскольку идея Бога даёт удовлетворение, поскольку она полезна, значит, она является истинной и Бог существует. Долгое время главой философии прагматизма был американский педагог Джон Дьюи. Воспитание Дьюи - рассматривает как систему формирования молодых людей, оптимально приспособленнв к жизни. Дьюи разработал свой вариант педагогики, который назвал инструментализм, где на первое место в обучении выдвигается опыт,- накопленный детьми. Отсюда вытекала идея о необходимости такой организации обучения, которая основывается на самопроизвольных интересах и личном опыте детей , где каждое действие обучаемого становится инструментом открытия и способом добывания очередной истины. Педоцентризм - ведущий принцип педагогики прагматизма, согласно которому в центре всей школьной жизни стоит ребёнок. Основные положения пед.теории Дьюи: отсутствие заранее составленных учебных курсов, материал обучения берётся из окружающей жизни, ребёнок определяет как качество . так и количество обучения.

20. Реформаторская педагогика о содержании, формах и методах обучения.С конца XIX в. традиционная школа и педагогика стали подвергаться критике в вину несоответствия школьного образования новым общественно-экономическим условиям. Эти причины привели к тому, что стало появляться большое количество реформаторских течений. Одним из ярких представителей реформаторской педагогики являлся американский педагог Джон Дьюи, который стоял у истоков прагматизма(прагма - дело, действие). Он считал, что в основе отбора лежит принцип полезности, “истино то, что полезно”. Он создал собственную и по-своему последовательную пед. Концепцию, основанную на соответствии школьного образования интересам и потребностям ребенка.

Дьюи разработал собственный вариант педагогики - инструментализм, где на 1 место выдвигал опыт, накопленный детьми. Воспитание - реконструкция опыта ребенка: обогащение опыта, накопленного детьми, является более важной задачей, чем сообщение им систематических знаний. Дьюи считал революцией в педагогике педоцентризм - ведущий принцип педагогики прагматизма, где

в центре всей шк. жизни стоит ребенок. Ребенок узнает новое не ради самих знаний, а ради деятельности и интересуется тем, что может сделать сам.

Основные положения:

* отсутствие заранее составленных учебных курсов

* Материал обучения берется из окружающей жизни

* Обучение через делание

* Ребенок определяет как качество, так и количество обучения

* Отрицание классно-урочной системы и руководящей роли учителя

Ребёнку присущи 4 основные влечения: к общению, к исследованию, к конструированию, к художественному выявлению себя; упражняя эти ресурсы, мы развиваем ребёнка. К методам развития Дьюи относил следующие:

- самостоятельное создание детьми орудий труда

- использование этих орудий для изготовления предметов

- практическая работа, экскурсии, рисунки

- отчеты о приобретенных сведениях как средства общения

Центр тяжести переносился с учителя на активную работу самого ребёнка.
  1   2   3


1. Зарождение воспитания в опыте человечества. Появление организационных форм воспитания и обучения
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации