Шпоры по экскурсоведению - файл n1.docx

приобрести
Шпоры по экскурсоведению
скачать (110.3 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx111kb.08.07.2012 20:12скачать

n1.docx

  1   2   3   4   5
Ответы к экзамену по экскурсоведению.

1. Основные этапы развития экскурсионного дела в России. Экскурсионное дело в России – одна из первых форм туристического обслуживания, одна из первых форм туристического бизнеса. Вместе с тем необходимо отметить, что в разные годы экскурсионное обслуживание населения выполняло различные задачи. Историю экскурсионного дела в России можно разделить на четыре основных этапа: I) конец XVIII – начало XX вв. – возникновение и становление экскурсионного дела в России; II) 20-е – 30-е гг. XX в. – становление экскурсионного дела в CCCР; III) 50-е – 80-е гг. XX в. – развитие и совершенствование экскурсионного дела в СССР; IV) конец XX – начало XXI вв. – развитие экскурсионного дела в Российской Федерации.1.1. Развитие экскурсионного дела в конце XVIII- начале XX вв. Экскурсионное дело в России берет свое начало с развития школьных экскурсий. Во второй половине XVIII в. передовые педагоги разрабатывали и реализовывали первые природоведческие экскурсии. В «Уставе народных училищ» 1786 г. и в «Школьном уставе» 1804 г. было рекомендовано устраивать экскурсии на природе, посещать мануфактуры, другие предприятия. В методике преподавания русского педагога XIX в. К.Д. Ушинского так же важную роль занимали природоведческие экскурсии. Передовые педагоги отдельных российских школ, частных гимназий, особенно коммерческих училищ во второй половине XIX в. начинают организовывать экскурсии-прогулки на природу и посещение предприятий. Кроме школьных экскурсий, экскурсия как способ познания мира начинает привлекаться членами российских научных обществ. Во второй половине XIX в., в Петербурге, было создано «Общество любителей естествознания». Позднее оно возникло Москве, Казани, Екатеринбурге и других городах. Его члены изучали природные богатства окружающих территорий и проводили экскурсии для интересующихся природой края. В Ялте в конце 80-х гг. XIX в. был организован «Кружок любителей природы, горного спорта и Крымских гор». Кружок организовывал экспедиции, походы, путешествия и экскурсии, его деятельность привлекала значительное внимание любителей природы из других городов. В конце XIX в. в крупных городах России стали создаваться художественно-промышленные выставки и музеи. Начинает формироваться методика музейной экскурсии. В 1872 г. в Москве был открыт Политехнический музей. В 1882 г. открылась Всероссийская художественно-промышленная выставка. В музеях организовывались экскурсии для студентов и учащейся молодежи. В 1899 г. в Петербурге, при Педагогическом обществе создается «Комиссия по организации общеобразовательных экскурсий», которая организовывала экскурсии для учащихся гимназий, коммерческих, реальных училищ, школ. В 1895 г. был организован Русский тур. клуб, ставший позднее Российским обществом туристов (РОТ). Общество так же организовывало путешествия по России и за границей, экскурсии по достопримечательностями русских городов, паломнические поездки.

2. Разработка основ экскурсионной методики В.А Герд, Б.Е. Райков. Н.П. Анциперов, А.Ф. Родин.. Разработка основ экскурсионной методики. Вклад В. А. Герда, Б. Е. Райкова, Н. П. Анциферова, А. Ф. Родина и других ученых в развитие экскурсионной методики. Все вышеперечисленные профессоры, учёные внесли огромный вклад в экскурсоведение. Вопрос о классификации экскурсий всегда находился в центре внимания экскурсионных работников и ученых экскурсионистов. Первые попытки решения этой проблемы относятся к концу 20-х годов. Ученый экскурсионист В. А. Герд говорил о своем варианте классификации форм экскурсионной работы, что основной целью будет разделение экскурсий на группы и подгруппы и выделение тех основных черт, которые определяют характер ведения экскурсий, т. е. помогают руководителю ориентироваться во всех вопросах ее разработки. Это выделение основных черт даст несколько центральных типов экскурсий, к которым будут примыкать промежуточные классификационно неясные экскурсии. Анциферов говорил: «Экскурсия – есть прогулка, ставящая своей задачей изучение определенной темы на конкретном материале, доступном созерцанию» (М. П. Анциферов, 1923 г.). Профессор Б. Е. Райков в книге «Методика и техника экскурсий» писал: «Под экскурсией мы подразумеваем изучение объектов по месту их естественного нахождения (локальный принцип) и в связи с передвижением своего места в пространстве (моторный принцип). Вот эти два принципа, тесно между собой связанные, и составляют сущность экскурсионного метода». Он называл экскурсионный метод одним из видов активно-двигательного усвоения знаний. Значение экскурсионного метода подчеркивалось в ряде его трудов. Таким образом, Каждый из них создал экскурсию такую какая она есть в настоящее время.

3. Современное состояние и перспективы экскурсионного дела в стране .Современный этап развития нашей страны отличается динамизмом и качественными изменениями во всех сферах общественной жизни. Процесс обновления затронул все без исключения политические, экономические и социальные институты, в том числе и сферу экскурсионного туризма. Экскурсионный туризм, который в недалеком прошлом был ведущей отраслью туристско-экскурсионного обслуживания в России и характеризовался стабильными темпами развития, в настоящее время, как и вся туристическая сфера, переживает глубокий кризис. Для него стали характерны следующие особенности, которые раньше не наблюдались: ярко, выраженная сезонность, обусловленная тем, что основным потребителем экскурсионных услуг как внутри страны, так и за ее пределами стали школьники; резкое сокращение тематики экскурсий; дефицит квалифицированных экскурсоводов и гидов-переводчиков, способных обеспечить высокое качество экскурсии; растет число «подпольных» экскурсоводов. Еще одна серьезная проблема в развитии Российского экскурсионного туризма- несоответствие цен на предлагаемые услуги качеству этих услуг. Спрос на экскурсионно-туристическое обслуживание формирует всю совокупность вещественных ( предметов потребления) и невещественных ( в форме услуг) потребительских стоимостей, способных удовлетворить запросу экскурсантов и туристов, и классифицируются как категория потребительского спроса. Сегодня туристу мало купить просто тур и получить оплаченное обслуживание. Ему необходимо иметь возможность пользоваться дополнительными услугами , в том числе и услугами экскурсовода. Кроме того, проблема межсезонья, как в крупных туристических центрах и курортах, так и в малых, решается сегодня также при помощи огромного разнообразия местных программ, в которые включены экскурсионные маршруты. Реализация развития экскурсионного бизнеса возможна при выполнении ряда условий, важнейшие, из которых: - перспективное планирование развития и размещения материально-технической базы как целостного комплекса туристско-экскурсионного обслуживания; - создание единой методики статистического учета всего контингента туристов и экскурсантов; - ориентация финансово-хозяйственной деятельности туристско-экскурсионных организаций на повышение экономической эффективности функционирования материально-технической базы посредством дифференцированных нормативов фондоемкости, фондозатрат, фондоотдачи. - кооперирование инвестиционных потенциалов организаций, ведомств и частных лиц, заинтересованных в развитии материально- технической базы туризма. В то же время, именно в сфере экскурсионного туризма возможно в кратчайшее время создать качественный внутренний продукт, с заданным свойствами и удовлетворяющий спросам самых различных категорий потребителей. Одно из основных условий для создания этого продукта – культурно исторический потенциал — в России есть. В настоящее время в стране на государственном учете находятся более 150 тыс. памятников - недвижимых объектов. Кроме того, в музеях страны находится более пятидесяти миллионов экспонатов, которые получили название движимых объектов, то есть являющихся или способных быть объектами музейного показа. Многие памятники истории и архитектуры, центры народного искусства представляют хорошую базу для разработки обзорных и тематических экскурсий и экскурсионных транспортных туров. Второе условие, которое обеспечит создание экскурсионного продукта, - наличие кадров, способных решить эту задачу, подготовка которых ведется в РМАТ и других высших учебных заведениях страны. Однако только наличие этих важных условий не может обеспечить развитие экскурсионного туризма. Для успешного его развития необходимы также эффективная реклама, организационная и финансовая помощь государства. Возрождение же экскурсионного туризма, нормирование спроса на экскурсии, как на внутреннем, так и на внешнем рынке невозможно без активного воздействия рекламы. Эта аксиома не требует каких-либо доказательств, а предполагает необходимость разработки грамотной рекламной стратегии на внешнем и внутреннем рынке, адаптированный к каждой стране и способной привлечь в Россию экскурсантов как из стран ближнего и дальнего зарубежья, так и пробудить потерянный интерес местного населения к экскурсиям. В данной ситуации она должна стать составной частью государственной политики в области развития экскурсионного туризма.
4. Роль и место экскурсионного обслуживания в деятельности современных тур фирм. Под экскурсионным обслуживанием понимается деятельность экскурсовода во время экскурсии. В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача). Большую роль в данном процессе играет материал экскурсии, подача его экскурсоводом, «точка зрения» на событие и оценка его экскурсоводом, а также уверенность экскурсовода в собственной правоте. Большинство экскурсантов воспринимают точку зрения экскурсовода как основу для понимания материала и отношение к предмету показа и рассказа. Именно проблема понимания выступает ключевой в экскурсионном процессе, а экскурсия может быть определена как методически продуманный показ памятных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ объектов, находящихся перед глазами экскурсантов, а также умелый рассказ о событиях с ними связанных Таким образом экскурсионное обслуживание играет важную роль в деятельности современных турфирм. Это стало наиболее заметным в последнее время, когда повысилась конкурентность турфирм между собой .

5. Преимущество русской школы экскурсоведения перед западной школой гидизма. Очень часто между понятием гида и экскурсовода ставят знак равенства. Но отличия есть, и они существенны. Многие ошибочно полагают, что слова «гид» и «экскурсовод» – синонимы. Ничего подобного. «Экскурсионное дело и гидизм – два разных понятия, – объясняет один из кандидатов исторических наук. – Задачи гида и экскурсовода разные. Экскурсовод об объекте рассказывает: «Лувр построен в таком-то году, в таком-то стиле, архитектор такой-то и т.д.». Гид же поверхностно сообщает обо всем, что попадается на глаза. К примеру: «Справа Лувр, слева Нотр-Дам-де-Пари, впереди площадь Конкордия». При этом работа гида ни в коем случае не является халтурой, просто мы имеем дело с двумя разными походами. Причем школа гидизма характерна для Западной Европы». Задачи и роли Если задача экскурсовода – подготовить и провести качественную экскурсию, то гид в нашей стране – это профессиональный работник туризма, который, кроме ознакомления туристов с достопримечательностями, еще занимается приемом и экскурсионным обслуживанием иностранных туристов. Как правило, работа гида совмещается с работой переводчика, и на него ложится множество вопросов организационного характера: встретить группу, разместить, накормить, обеспечить транспортом и т.д. Таким образом, гид совмещает функции руководителя тургруппы и экскурсовода. В Европе, если гид попробует работать без лицензии, его могут оштрафовать или даже посадить в тюрьму. Во Франции даже професор, закончивший Сорбонну, всю жизнь посвятивший истории, должен пройти двухгодичную подготовку на специализированных курсах, чтобы получить разрешение на проведение экскурсий».

7. Орагнизация и содержание работы экскурсионного учреждения. В плане любой фирмы всегда присутствует организационный этап, т. е. этап создания реальных условий для достижения запланированных целей. Организационная функция управления обеспечивает регулирование технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности экскурсионной фирмы. Она конкретизирует и упорядочивает работу менеджера и исполнителей. Управление производственными отношениями должно целенаправленно проводиться через организаторскую деятельность, т. е. через распределение и объединение задач и компетенций. С экономической точки зрения организационная деятельность ведет к повышению эффективности работы фирмы; с точки зрения управления персоналом она передает смысл работы и распределяет ее по исполнителям. Таким образом, функции планирования и организации тесно связаны между собой. В широком смысле под структурой управления понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, т. е. функционирование их как единого целого. Структура экскурсионной фирмы зависит от целей и задач, стоящих перед ней, и определяется пространственным размещением видов деятельности, которые расположены на одной территории и объединяются в единое целое, подчиняясь общему руководству. Кроме этого структура может формироваться выпуском определенного продукта, ориентированностью на конкретного потребителя, использованием тех или иных технологий и т. д. Иногда структура современных экскурсионных фирм подчиняется инновационным заказам. В этом случае одни подразделения занимаются текущим производством, дающим прибыль, а другие - разработкой и освоением новой продукции, приносящей в первое время убытки. Организация структуры современных фирм, как правило, определяется сразу несколькими принципами и является многомерной. Наряду с территориальными и другими принципами присутствует и функциональный, в соответствии с которым структура фирмы находится в прямой зависимости от таких видов ее деятельности, как производство, сбыт, финансы и т. д. В структуре управления выделяют звенья (отделы), уровни (ступени) и связи (горизонтальные и вертикальные). К звеньям управления относятся структурные подразделения (отделы - в крупных фирмах), а также отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления или часть их (менеджеры, осуществляющие регулирование и координацию деятельности нескольких структурных подразделений). Устанавливающиеся между отделами связи имеют горизонтальный характер.
  1   2   3   4   5


Ответы к экзамену по экскурсоведению
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации