Реферат - Игровые технологии - файл n1.doc

Реферат - Игровые технологии
скачать (21.9 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc90kb.01.01.2012 18:39скачать

n1.doc




Содержание
Введение

1.Игровые технологии

а) Виды педагогических игр

б) Особенности игровых технологий

в) Игровые технологии в дошкольном периоде.

Технология развивающих игр Б.П. Никитина.

г) Игровые технологии в младшем школьном возрасте

д) Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте

Заключение
Литература
1. Игровые технологии
Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра – это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Игровая деятельность выполняет функции: развлекательную, коммуникативную, самореализации, игротерапевтическую, диагностическую, коррекции, межнациональной коммуникации, социализации.

Играм присущи четыре главные черты (по С.А Шмакову): свободная развивающая деятельность; творческий; эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество; наличие прямых или косвенных правил, логическую и временную последовательность ее развития.

В структуру игры как деятельности входят целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребление предметов, т.е замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реальные отношения между играющими; д) сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Игру как метод обучения и воспитания, применяют в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. Игровая деятельность используется в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия; как элементы более обширной технологии; в качестве технологии урока (занятия) или его фрагмента (объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как технология внеклассной работы (игра типа «Зарница», «Орленок» и др.)

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, для стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи. Учебная деятельность подчиняется правилам игры, а учебный материал используется в качестве ее средства. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую. Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
а) Виды педагогических игр
Игры по виду деятельности делятся на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.

Обширная типология педагогических игр по характеру игровой методики.

Три большие группы составляют: игры с готовыми «жесткими» правилами; игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий; игры, которые сочетают и свободную игровую стихию, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по ее ходу.

Важнейшие из других методических типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.

По содержанию игры с готовыми правилами различают: все предметные (математические, химические и т.д), спортивные, подвижные, интеллектуальные (дидактические), строительные и технические, музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные), лечебные, коррекционные (психологические игры-упражнения), шуточные (забавы, развлечения) и т.п.

По содержанию «вольные» (свободные) игры различают по той сфере жизни, которые они отражают: военные, театральные, художественные, бытовые игры в профессию и т.п.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяют игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, а также с разными средствами передвижения.

И, наконец, по форме можно выделить в самостоятельные типовые группы следующие игры: игры-празднества, игровые праздники; игровой фольклор;

театральные игровые действия; игровые тренинги и упражнения; соревнования, состязания; конкурсы, эстафеты, старты; свадебные обряды, игровые обычаи; мистификации, розыгрыши, сюрпризы; карнавалы, маскарады; игровые аукционы и т.д.

Спектр целевых ориентаций. Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие трудовых навыков.

Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, общительности.

Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
Концептуальные основы игровых технологий:

1. Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.

2.Игра – форма психогенного поведения, т.е внутренне присущего, имманентного личности (Д.Н Узнадзе)

3.Игра – пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С.Выготский)

4.Игра – свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» (А.Н.Леонтьев)

5.Игра – школа жизни и практика развития детей (С.Л. Рубинштейн).

6.Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.

7.Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.

8.В возрастной периодизации детей (Д.Б Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Игра – ведущий вид деятельности для дошкольного возраста.
б) Особенности игровых технологий
Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст – учебная деятельность, средний – общественно полезная, старший школьный возраст – учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс развития ребенка.

Оптимальное сочетание игры с другими формами учебно-воспитательного процесса – одно из самых сложных действий педагогов.

Педагогическая ценность игры заключается в том, что она становится сильнейшим мотивационным фактором, ребенок руководствуется личностными установками и мотивами.

Игра представляет проигрывание отношений, существующих в человеческой жизни. Именно игровая ситуация с возможностью условного вхождения в роли дает человеку возможность говорить с собой на разных языках, по-разному интерпретируя свое собственное «я».
в) Игровые технологии в дошкольном периоде
Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя переживания и начинает в них ориентироваться.

У ребенка формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.

В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно значимой и общественно-оцениваемой деятельности учения.

Технология развивающих игр Б.П. Никитина. Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр. Каждая игра – это набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика и т. п. В своих книгах Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами Монтессори, уникубом, планами и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка», таблицами сотни, «точечками», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами. Дети играют с мячами, веревками, камушками, орехами, пробками, пуговицами и т.д. и т.п.

Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллектом.

Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

Игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости). Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются в основном только исполнительские черты в ребенке.

Методические советы Б.П. Никитина: ребенку не навязывается никакой определенной программы обучения, он погружается в мир игры, в котором волен выбирать сферу деятельности; ребенку не объясняется новая игра, он вовлекается в нее с помощью сказки, подражая старшим, участвуя в коллективных играх; ссвоение новой игры, как правило, требует активного участия старших; в дальнейшем ребенок может заниматься самостоятельно; перед ребенком ставятся задачи, которые постепенно усложняются; ребенку нельзя подсказывать, он должен иметь возможность думать самостоятельно; если ребенок не может справиться с заданием, нужно вернуться к легким, уже сделанным заданиям или временно оставить эту игру; если ребенок достиг «потолка» своих возможностей или утратил интерес к игре, нужно ее на время отложить.

Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.

В развивающих удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.

Развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста; их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей; поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно; развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.
г) Игровые технологии в младшем школьном возрасте



Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются неимитационные игры.

Ребята действуют по игровым правилам. Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который, балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.

Итоги игры выступают в двойном плане – как игровой и как учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия. В арсенале педагогики начальной школы содержаться игры, способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счету, и игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю.

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования; во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающие явление владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет помогает активизировать учебный процесс, осваивать учебные элементы. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – забота каждого учителя начальной школы.

В отечественной педагогике есть немало таких игровых технологий «Сам Самыч» В.В Репкина, «Мумми-тролли» томских авторов, персонажи «Волшебника Изумрудного города» и т.д.), встроенных в основное содержание обучения.
д) Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте

В подростковом возрасте обостряются потребности в создании собственного мира, в стремлении к взрослости, происходит бурное развитие воображения, фантазии, появляются стихийные деловые и групповые игры.

Особенности игры в старшем школьном возрасте – нацеленность на самоутверждение перед обществом, ориентация на речевую деятельность.Из внутришкольных игровых технологий наиболее популярны учебные деловые игры. Деловая игра (по Г.П.Щедровицкому) – это: педагогический метод моделирования различных управленческих и производственных ситуаций, цель которых – обучение отдельных личностей и их групп принятию решения, усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей; формирования общеучебных умений.

В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.

Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, например профсоюзного комитета, и т.д. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, и т. д), условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (зал заседаний и т.д).

Операционные игры. Помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций: написания сочинения, решения задач. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.

Исполнение ролей. В этих играх отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица.

«Деловой театр». В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки – научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, обозначаются функции и обязанности действующих лиц, их задачи.

Психодрама и социодрама. Они весьма близки к «исполнению ролей» и «деловому театру». Это тоже «театр», но уже социально –психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.

Предтечи, разновидности, последователи
Организационно-деятельностные игры (Г.П. Щедровицкий). Применяются для решения реальных вопросов текущей деятельности или для развития конкретного учреждения, а также для повышения квалификации работников непосредственно в учреждении с использованием реального информационного материала. Одна из основных характеристик ОДИ- активная, деятельностная включенность в работу всех участников (коллективная мыследеятельность).

ОДИ отличается тем, что основной акцент в ней делается на рефлексии участниками собственной деятельности и той ситуации, в которой эта деятельность осуществляется. Причем ученик делает собственную деятельность объектом своего активного воздействия: в ходе игры он изменяет, совершенствует или заново ее выстраивает.

Игротехник должен представить членам группы проблемное задание, т.е. перед участниками игры ставится задача на поиск, а точнее, на изобретение нового способа решения обсуждаемой проблемы.

В ОДИ приобретается способность к объективированию (или отстранению) собственной деятельности в ходе ее рефлексивного анализа. Объективация предполагает выход субъекта в особую рефлексивную позицию, внешнюю по отношению к нему самому, что расширяет его возможности адекватной оценки собственной деятельности и ситуации.

Развитие учащихся проявляется прежде всего в изменении уровня притязаний, самооценки и мотивации в учебной деятельности, которые становятся более адекватными. Благодаря рефлексии ученик начинает более беспристрастно анализировать собственную деятельность, объективно смотреть на себя со стороны.

Школа-театр. Театр – это устойчивая и социально принятая форма игры. Театр имеет право на существование в школе не в качестве приложения к какому-нибудь предмету (иностранный, литература, МХК), а в качестве самоценного, творческого явления. Необходимость выдвинуться на первый план не в результате работы (спектакль, вечер, разыгрывание сюжета в окончательном виде), а на самом процессе работы. Никакому обучению «игре» под артиста не должно быть места в школе.

Драматизация творчески упражняет и развивает самые разнообразные способности и функции: речь, интонацию, воображение, память, наблюдательность, внимание, ассоциации, технические и художественные способности (работа над сценой, бутафорией, костюмами, декорациями), двигательный ритм, пластичность и т. д., благодаря этому расширяет творческую личность ребенка. Драматизация развивает эмоциональную сферу, тем самым обогащая личность; развивает симпатию, сострадание, нравственное чувство, воспитывая способность перевоплощаться в других, жить их жизнью, чувствовать их радость и горе.

Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» (В.В.Воскобович).

Технология «Сказочные лабиринты игры» представляет собой систему поэтапного включения авторских развивающих игр в деятельность ребенка и постепенного усложнения образовательного материала. Ее принципиальными особенностями являются: эффективное развитие психических процессов внимания, памяти, воображения, мышления, речи; широкий возрастной диапазон участников игр; многофункциональность развивающих игр; творческий потенциал каждой игры; игровое (совершенствование речи, мышления, внимания, памяти, воображения).

В самостоятельных играх тренируются умения, совершенствуются ручная умелость, интеллект и, самое главное, появляется неограниченная возможность придумывать и творить.

Для качественной реализации технологии рекомендуется психологическая диагностика, которая помогает определить уровни интеллектуального развития детей.

Внеклассные ролевые игры. Игра для детей – это способ познания мира и своего места в нем, и поэтому она необходима для развития их личности. Игра – это деятельность, цель которой – сама эта деятельность. При таком подходе к играм, в которые играет большинство взрослых, можно отнести и театр, и кино, и политику, и многое другое. Особое место занимают здесь театральные ролевые игры. Его участники играют буквально во все: от «Курочки Рябы» до «Перекрестка» (игра, в которой в идеале участвуют литературные персонажи всех времен и народов) и от «Вавилона-5» (известный футуристический сериал) до «Валинорки» («Сотворение мира»).

Ролевая игра – это процесс создания игрового мира с погружением в него игрока как самостоятельной личности.

Роль может стать мощным стимулом к самовоспитанию.

Глобальная цель ролевой игры заключается в том, чтобы устранить несоответствие между отдельно взятой личностью с окружающим ее миром. Организаторы игры и игроки могут ставить перед собой и конкретные задачи: познавательные, эстетические, обучающие, этические, компенсаторные, структурирование времени.

Финансового-экономические деловые игры. Цель таких игр – подготовка учащихся к рыночной экономике. Для этого моделируются определенные управленческие, экономические, финансовые, бизнес-ситуации, в которых формируются умения анализировать их и принимать оптимальные решения.

Заключение

Литература
1. Селевко Г.К Энциклопедия образовательных технологий в 2 т. Том 1.



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации