Марковкин А.А. Механизмы рекрутирования политической элиты в регионе (на примере Волгоградской области) - файл n1.doc

приобрести
Марковкин А.А. Механизмы рекрутирования политической элиты в регионе (на примере Волгоградской области)
скачать (187.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc188kb.08.07.2012 20:10скачать

n1.doc




На правах рукописи
Марковкин Александр Александрович

МЕХАНИЗМЫ РЕКРУТИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ
В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ)


22.00.04 – социальная структура, социальные институты и процессы
Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата социологических наук


Волгоград – 2008
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего

профессионального образования

«Волгоградский государственный университет»


Научный руководитель: доктор социологических наук, профессор

Кирьянов Владимир Иванович

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Чистякова Ольга Васильевна
кандидат социологических наук, доцент

Дубровченко Юрий Петрович

Ведущая организация: Воронежский государственный университет

Защита состоится «14» ноября 2008 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.029.06 по присуждению ученой степени доктора и кандидата наук при Волгоградском государственном университете по адресу: 400062, г. Волгоград, проспект Университетский, 100, аудитория 2-05 «В».

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Волгоградского государственного университета по адресу: 400062, г. Волгоград, проспект Университетский, 100.

Автореферат разослан «___» октября 2008 года


У

ченый секретарь

диссертационного совета Д 212.029.06

доктор политических наук, доцент С.А. Панкратов

I. Общая характеристика диссертации
Актуальность темы диссертационного исследования. Актуальность темы данной диссертационной работы определяется целым рядом социальных фактов, которые имеют место в современной российской действительности. Исследование политической элиты находится на пересечении сразу нескольких для социологической наук полемик. Главным образом это развернувшиеся сегодня дискуссии о завершенности/незавершенности процесса институционализации российской политической элиты, основных механизмах рекрутирования политической элиты, а также о характере ее структурирования.

Следующий аспект актуальности изучения политической элиты определен тем фактом, что решения, принимаемые политической элитой, задают основной вектор общественного развития. Значительную роль при принятии элитой решений играет в свою очередь специфика российского социума, заключающаяся в том, что состояние, функционирование, ориентации элиты определяли на протяжении всего исторического периода российской государственности основные направления развития российского общества, в том числе социальные трансформации и революции.

В условиях завершения общественной институциональной трансформации институтов элитарная группа становится все более закрытой, обеспечивая преемственность политических поколений внутри себя. Политическая элита сумела вложить имеющиеся властные и иные ресурсы, накопившиеся почти за два десятилетия, в формальные социально-политические институты, тем самым максимально ограничив конкуренцию попадания в данную группу.

Созданные жесткие правила отбора в политическую элиту существенно изменили механизмы ее рекрутирования, в частности выборы. Особо актуальной в настоящее время предстает проблема изучения рекрутирования политической элиты на региональном уровне. В первую очередь это связано с упразднением такого института, как выборы главы региона, а также с централизованной организацией «правящей партии» «Единая Россия», которая стремится максимально пополнить свое представительство в региональных парламентах, оказывая значительное влияние на ход предвыборных кампаний в регионах.

Таким образом, исследовательская работа, выполненная на основании изучения реальных социальных фактов, является актуальной для современной социологической науки и способна внести вклад в развитие элитистской концепции, предложенной современными отечественными учеными.

Степень научной разработанности темы. Проблема рекрутирования политической элиты активно исследуется сразу в нескольких областях знания - социологии, политологии, культурологии и других науках и, соответственно, являет собой объект междисциплинарного исследования.

Исследования рекрутирования политической элиты имеет глубокие корни и восходит к известным работам итальянских социологов В. Парето и Г. Моски. К представителям первого поколения ученых, занимающихся исследованием элиты, творчество которых приходится на конец XIX-первую треть ХХ в., относятся также Ж. Сорель, М. Вебер, З. Фрейд.

Одним из исследователей проблем элиты является Ч.Р. Миллс. Его основная работа «Властвующая элита» посвящена изучению элиты Соединенных Штатов. Замечания, сделанные им в данной работе, настолько точны, что не потеряли своей актуальности для современного исследования элиты.

Одна группа западных социологов, представителей властного подхода к определению элиты, среди которых Г. Моска, Г. Лассуэл, Ч.Р. Миллс,
А. Этциони, элитой называют тех, кто занимает ключевые позиции в управлении обществом, кто имеет реальную власть, по разному трактуя данное понятие в зависимости от использования одного из подходов - структурного или функционального. Другая группа ученых, представителей меритократического подхода, к которым относятся М. Вебер, В. Парето,
А. Тойнби, Д. Белл, З. Бжезинский убеждены в том, что в обществе в ходе эволюции утвердится принцип выдвижения на руководящие посты наиболее способных людей, отбираемых из всех социальных слоев.

Начиная с ХХ века начинают разрабатываться различные подходы в исследовании политической элиты: институциональный, изучающий соотношение элиты и стабилизируемого института (Ч.Р. Миллс, Х. Герт,
С. Келлер и др.), стратификационный, изучающий образ и стиль жизни элиты, а также механизмы ее воспроизводства (Т. Веблен, У. Уорнер,
У. Домхофф, П. Бурдье), функциональный, изучающий, с одной стороны, струткурирования элиты и институциональный дизайн (В. Парето, Г. Моска, Ч.Р. Миллс, Г.Л. Филд, Дж. Хигли), а с другой - групповые ориентации и стиль поведения, процесс рекрутирования (Р. Даль, У. Домхофф и др.)

В России возможность изучения процесса рекрутирования политической элиты открылась лишь в конце XIX - начале ХХ вв. в связи с либерализацией царского режима: появились научные труды историков, юристов, философов, публицистов, политиков, посвященные проблемам существующей власти и ее руководства. Со второй половины 80-х гг. ХХ века ситуация изменилась в связи с демократизацией всех сторон общественной жизни и началом «открывания» элиты, начался новый этап в изучении проблемы политической элиты, особенно советской. К настоящему времени появилась даже определенная специализация в исследовании данной проблемы. Так, труды
Г.К. Ашина, О.В. Гаман-Голутвиной, О.В. Крыштановской, В.Г. Игнатова,
В.Г. Ледяева, А.М. Старостина и некоторых других ученых посвящены в основном вопросам теории и возникновению элит; проблемы истории и современного положения отечественных политических элит рассматриваются в работах О.Г. Мясникова, В.Б. Пастухова, В.П. Гутника, В.Н. Титова и др.; концепция государственной бюрократии и взаимоотношений между элитой и чиновниками представлена в трудах В.П. Макаренко; В.С. Соловьев сконцентрировался на изучении проблемы культуры власти (в том числе элит); В.В. Лунеев избрал темой своих научных анализов вопросы криминализации общества и власти и т.д.

Для диссертационного исследования важное значение имеют труды, объектом рассмотрения которых выступают региональные политические элиты. Проблема рекрутирования современной региональной политической элиты в настоящее время в России рассмотрена в работах Р.Р. Галлямова,
В.Я. Гельмана, А.В. Дуки, Н.Ю. Лапиной, А.В. Понеделкова, А.М. Старостина,
А.Е. Чириковой, В.А. Ачкасовой и др.

Среди ученых Волгоградской области, изучающих политическую власть региона и элиты, необходимо указать таких авторов, как В.И. Кирьянов,
А.П. Галкин, С.А. Панкратов, А.Л. Стризое, Н.В. Дулина, В.В. Токарев,
Ю.В. Кравченко и др.

Проведенный анализ литературы показывает, что роль и место региональных политических элит в современном российском обществе не получили однозначной трактовки исследователей. До сих пор остается мало изученным механизм рекрутирования региональной элиты, нет однозначной трактовки завершенности/незавершенности процесса институционализации политической элиты, идут серьезные дебаты вокруг проблемы завершения трансформации российского общества в целом и элиты как социального слоя в частности. Эти и некоторые другие акценты создают новое проблемное поле и обуславливают выбор данной проблематики в качестве темы диссертационного исследования.

Объектом диссертационного исследования выступает региональная политическая элита.

Предметом исследования являются механизмы рекрутирования Волгоградской региональной политической элиты.

Цель диссертационной работы выявить особенности механизмов рекрутирования волгоградской региональной политической элиты.

Цель диссертации предполагает решение ряда взаимосвязанных задач:

  1. уточнить понятие «элита» на основании анализа основных социологических концепций и подходов;

  2. провести сравнительный анализ моделей рекрутирования, предложенных основными теоретиками элитологии;

  3. раскрыть основное направление процесса институционализации современных политических элит;

  4. выделить характерные черты номенклатурного механизма рекрутирования элиты советского общества;

  5. выявить основные институциональные каналы рекрутирования политической элиты региона на примере законодательных собраний Волгоградской области;

  6. выявить особенности такого современного механизма рекрутирования политической элиты как региональные выборы.

Методологические и теоретические основы исследования. Диссертационное исследование выполнено в рамках позиционной версии институционального подхода к изучению элиты, согласно которой основные каналы рекрутирования элиты ориентированы на структуру самой элиты в ее сформировавшемся состоянии. Тем самым в исследовании реализуется диалектическая идея тождества исторического и логического.

При изучении социально-политических реалий современного российского общества основой выступают концепции, предложенные отечественными исследователями – А.В. Дукой, О.В. Крыштановской,
Г.К. Ашиным, А.Е. Чириковой, Н.Ю. Лапиной, О.В. Гаман-Голутвиной.

В работе использованы методы системного и сравнительного анализа, а также конкретно-исторический подход к отбору эмпирического материала.

Эмпирическая база исследования. Эмпирической базой работы послужили статистические материалы по Волгоградской области за период 2003-2008 гг.1, материалы исследования «Самые влиятельные люди России-2003», проведенного Институтом ситуационного анализа и новых технологий2, материалы 16 глубинных интервью с представителями региональной элиты г. Санкт-Петербурга3, первичный анализ данных 15 полуструктурированных интервью с представителями политической элиты Волгоградской области, проведенных кафедрой социологии Волгоградского государственного университета в мае-августе 2007 года4, качественный анализ региональной печатной прессы за февраль-март 2008 года5, итоги проведения при непосредственном участии автора двух фокус-групп «Выборы в сознании жителей г. Волгограда» в апреле-мае 2008 года6.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Региональную политическую элиту следует рассматривать как группу индивидов, занимающих властные позиции, позволяющие оказывать влияние и принимать существенные для региона решения по ключевым вопросам его развития. Важнейшей особенностью современной российской политической элиты, в том числе и региональной, является ее способность к самоструктурированию, в ходе которого каждый институционально оформленный структурный элемент получает доступ к властным ресурсам.

  2. Российская модель рекрутирования политической элиты представляет собой симбиоз двух классических систем рекрутирования: гильдейской и антрепренерской, сохраняя большинство специфических особенностей гильдейской системы, в силу «преемственности» политических поколений как основной тенденции развития современного российского социума.

  3. Основным направлением институционализации современной российской элиты является ее самоструктурирование, в процессе которого осуществляется закрытие каналов внешней мобильности политической элиты.

  4. Основным каналом номенклатурного механизма рекрутирования элиты являлось обладание стратегически важной информацией, потоки которой концентрировались внутри той организации, членом которой являлся кандидат в элиту. Соответствующая уровню заинтересованности номенклатуры информация позволяла кандидату занять номенклатурную позицию.

  5. Основными институциональными каналами современного механизма рекрутирования региональной политической элиты являются поддержка со стороны административных органов власти и принадлежность к «правящей партии» российского общества.

  6. Выборы как механизм рекрутирования в настоящее время являются искусственно сформированной моделью продвижения в политическую элиту.

Научная новизна исследования:

  1. Сформулировано понятие политической, адаптированное к специфическим условиям социально-политических процессов в России.

  2. Предложена типовая модель рекрутирования российской политической элиты, представляющая собой симбиоз систем рекрутирования.

  3. Показано, что основным направлением институционализации современной российской политической элиты является ее внутреннее структурирование, замещающее каналы попадания в нее «посторонних лиц».

  4. Описан номенклатурный механизм рекрутирования элиты на основании исследования социальных процессов в структуре советского общества.

  5. Выявлены основные каналы современного механизма рекрутирования волгоградской региональной элиты, показаны сходства и различия в сравнении с каналами рекрутирования федеральной элиты.

  6. На примере выборов в региональные представительные органы власти предложен универсальный механизм рекрутирования элиты, отображающий процесс «закрытия» элиты в регионе.

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что основные выводы и результаты работы способствуют развитию современной концепции рекрутирования политической элиты, позволяют определить основные направления институционализации современной элиты. Материалы исследования могут служить теоретической базой для дальнейших исследований феномена рекрутирования политических элит, использоваться в учебных курсах «Общая социология», «Политическая социология».

Апробация результатов исследования. Результаты и выводы диссертационного исследования были представлены на конференциях «Социокультурные исследования» (Волгоград, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005), конференциях молодых ученых Волгоградского государственного университета (Волгоград, 2003, 2005, 2006), на VII региональной конференции молодых исследователей Волгоградской области (Волгоград, 12-15 ноября 2002), на всероссийской конференции «Российские регионы в условиях трансформации современного общества» (Волгоград, 2006). Основные выводы и положения работы отражены в опубликованных статьях.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает три параграфа, заключения, библиографического списка, приложений.

II. Основное содержание диссертации
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цель и задачи, объект и предмет работы, теоретическая и эмпирическая база, раскрываются научная новизна, теоретическое и практическое значение диссертации, апробация результатов исследования.

Первая глава - «Концептуальные проблемы анализа рекрутирования политической элиты» посвящена анализу основных подходов к определению феномена элиты, основных направлений институционализации современной российской политической элиты, рассмотрению механизмов рекрутирования политической элиты, представленных классиками социологии, а также современными отечественными учеными. В данной главе закладываются основные теоретико-методологические основания исследования, а также теоретические принципы изучения данного объекта на современном этапе развития общества.

В первом параграфе первой главы «Теоретические основания исследования политической элиты» исследованы основные социологические концепции, изучающие феномен политической элиты. Автор отмечает, что не существует единого методологического подхода к изучению политической элиты. Различные исследователи используют разные подходы в зависимости от целей и задач своих работ. Некоторые делают попытку синтезировать несколько подходов для того, чтобы наиболее полно отобразить ту «картину», которая является предметом их исследования. Но эти попытки во многих случаях обречены на неудачу в силу того, что исследование расширяется не «вглубь», а «вширь», т.е. утрачивает более глубокое и причинное понимание тех проблем, которые заданы и изучаются внутри отдельного подхода.

В данном исследовании автор синтезировал несколько подходов к определению элиты, в основу которого положен позиционный подход. В соответствии с данным подходом членом региональной элиты является тот, кто занимает властную позицию, позволяющую оказывать влияние и принимать существенные для региона решения по ключевым вопросам его развития. Перечень такого рода позиций определяется формальной структурой социальных институтов. Хотя данный подход и является основой определения политической элиты, однако, он полностью не отражает всего спектра нюансов, связанных с элитой.

Немаловажную роль при определении понятия «элита», по мнению автора, играет нюанс внутреннего структурирования политической элиты. Важнейшей особенностью современной российской политической элиты, в том числе и региональной, является ее способность к самоструктурированию, в ходе которого каждый институционально оформленный структурный элемент получает доступ к властным ресурсам.

Во втором параграфе первой главы «Особенности социологического анализа изучения процесса рекрутирования политической элиты» рассмотрены основные модели рекрутирования элиты, предложенные классиками социологии В. Парето и Г. Моской, сделана попытка определить характер рекрутирования российской политической элиты в зеркале классических концепций элиты.

По мнению автора, российская модель рекрутирования политической элиты представляет собой симбиоз двух классических систем рекрутирования: гильдейской и антрепренерской, сохраняя большинство специфических особенностей гильдейской системы в силу «преемственности» политических поколений как основной тенденции развития современного российского социума.

Тенденции последнего периода политических преобразований российского социума свидетельствуют о том, что рекрутирование современной политической элиты происходит в соответствии с признаками системы гильдий, среди которых: закрытость, отбор претендентов на более высокие посты в основном из нижестоящих позиций элитарной иерархии.

«Преемственность» как главный вектор развития политической элиты российского общества практически исключает попадание в элиту «случайных людей». В настоящее время происходит тщательный селективный отбор на элитарные властные позиции. Все чаще становится малозначительным наличие реальной конкуренции на выборные должности. Формально в российском обществе существует широкий круг селектората, т.е. избранным в политическую элиту может оказаться каждый желающий. Однако данный круг селектората формируется, как правило, представителями тех институтов власти, которые созданы властвующей элитой, т.е. фактически в выборах на элитарный пост в российском обществе принимают участие только те, кто проходит отбор «элитарной комиссии».

Конкурентная борьба за элитарные позиции, которая существовала в конце 80-х - начале 90-х гг., в настоящее время практически перестала присутствовать на «политической сцене» общества. Ярким примером тому служит избрание Президентом РФ Д.А. Медведева, который формально являлся «преемником» своего предшественника В.В. Путина. Отсутствие реальных конкурентов Д.А. Медведева также в значительной мере укрепляет данный факт.

В третьем параграфе первой главы – «Рекрутирование и процесс институционализации российской политической элиты» определены современные направления институционализации российской политической элиты, основным среди которых является ее внутреннее структурирование, в процессе которого происходит закрытие каналов внешней мобильности политической элиты.

Наиболее очевидным образом «институциональная» природа элиты проявляется при применении «ролевого» определения института. В этом случае элита представляет собой статусно-персонифицированную совокупность социальных ролей. Следовательно, институт элиты можно представить как совокупность стратегических ролей в обществе, обеспечивающих формирование институционального порядка.

Особенность региональных элит заключается в том, что у них имеется некоторая дополнительная степень свободы и, соответственно, функции, по сравнению с элитой высшего эшелона государственной власти. Одна из главных функций, которая осуществляется региональной элитой, состоит в посредничестве между императивами центральной власти и требованиями местного сообщества, несущее в себе возможность двойного давления на местную элиту.

Роль политической элиты как становящегося института проявляется, с одной стороны, во внешней институционализирующей функции и, с другой стороны, в ее институционализации - структурировании, внутреннем согласовании интересов и самоорганизации.

«Внешняя» «стабилизирующая» функция элиты как становящегося института в условиях, когда сталкиваются альтернативные идеологии и проекты социального устройства, - это выработка и трансляция в общество определенной системы знаний и системы правил, создание, поддержание и легитимация соответствующего символического универсума и соответствующего ему институционального порядка. С данной точки зрения элита закрепляет с помощью создания новых социальных институтов и системы правил накопленный «символический» потенциал - идеи, социальные технологии, ценности, императивы, нормы, определяя в конечном счете способы организации общественной иерархии, власти, управления и социально-политическое устройство в целом.

«Внутренняя» «самоорганизующая» деятельность элиты как института также подчинена системе правил и основана на определенной системе знаний. Система знаний и элементы символического универсума как носители схем социальной иерархии данного общества включают в себя и принципы организации элиты.

На региональном уровне процесс институционализации политической элиты можно охарактеризовать как процесс создания устойчивых политико-экономических группировок, консолидированных вокруг главы исполнительной власти. Единство подобной структуры достигается через механизмы жесткой функциональной зависимости и должностной соподчиненности в иерархии исполнительной власти в регионе, а также благодаря комплексу неформальных связей и совпадающих интересов на личном уровне.

Одним из основных каналов формирования региональной политической элиты сегодня остается получение представителями региональных элит статуса депутата местного законодательного собрания. Анализ состава региональных законодательных собраний показывает, что большинство из них является, как правило, сторонниками глав администраций и сотрудниками территориальных органов исполнительной власти различного уровня, а также представителями бюджетных организаций и предприятий, находящимся в зависимости от областной администрации.

На взгляд автора, самые стратегически важные этапы в процессе институционализации российской политической элиты приходятся на конец 90-х - начало 2000-х гг. С приходом В.В. Путина к власти происходит смена политической элиты, что связано с серьезными перестановками внутри Правительства РФ и созданием Федеральных административных округов, призванных осуществлять управление «сетью регионов». Тем самым политическая элита стремиться закрепить свои позиции на значительное время, вложив имеющиеся властные ресурсы в новые формализованные властные институты. В настоящее время накопленные элитой властные и иные ресурсы практически полностью распределены между формальными институтами. Таким образом, с большой долей вероятности говорить о завершении процесса трансформации современной российской политической элиты. Данный вывод предлагается на основании следующих фактов:

Региональная политическая элита существенно ограничена в выборе институтов, в которые можно вложить имеющиеся властные ресурсы. На примере последних выборов в региональные представительные органы власти наблюдается ожесточенную борьбу различных элитарных групп влияния за сохранение и преумножение имеющихся властных и иных ресурсов. Установление контроля федеральной элитой за партийным строительством в регионах привнес лишь формальную «окраску» региональному депутатскому корпусу. На примере прошедших выборов четко видно, что отстаивание своих интересов представителями местных администраций стоит значительнее выше партийных. Главным остается принцип избрания, а факт «смены политического имиджа» уже давно никого не удивляет как внутри депутатского корпуса, так и за его пределами.

Во второй главе «Становление современного механизма рекрутирования региональной политической элиты (на примере Волгоградской области)» раскрыты номенклатурный и современные механизмы рекрутирования политической элиты, показаны их основные сходства и различия, выделены основные каналы рекрутирования региональной политической элиты на примере законодательного собрания Волгоградской области.

В первом параграфе второй главы - «Номенклатурный механизм формирования политической элиты: история и современность» выделены характерные элементы механизма рекрутирования номенклатуры советского общества, показана их взаимосвязь с элементами современного механизма рекрутирования политической элиты.

Номенклатурное рекрутирование опиралось на четкие «правила игры» и попавших в номенклатурные списки ждала, как правило, размеренная карьера. Постсоветсткое рекрутирование элиты отличается, помимо гораздо меньшей регламентации, еще и многоканальностью. Сменивший единую номенклатурную элиту плюрализм означал и различие каналов и путей рекрутирования элиты, различие правил и норм, складывающихся в продвижении наверх внутри различных элитных группировок и слоев. Продвижение в элиту ускорилось, больше возможностей появилось у молодых людей. Подавление путча 1991 года стало стимулом прихода в элиту новых людей, частичной смены и обновления элит. Однако довольно скоро приток в элиту новых представителей уменьшается (1994 - 1999 гг.), идет процесс усиления исполнительных органов власти по сравнению с представительными, «назначенцев» на элитные должности по сравнению с избранными на элитные посты; доступ в элитные группы ограничивается в связи их заполненностью. Номенклатурный механизм рекрутирования показан на рисунке 1. Из рисунка видно, что основными фильтрами при рекрутировании индивида в номенклатуру являлись вступление в коммунистическую партию и наследственность. Практически во всех случаях при наличии наследственных социальных связей вступление в «правящую партию» проходило в самом начале развития карьеры.



Рис 1. Номенклатурный механизм рекрутирования элиты

Немаловажным элементом механизма рекрутирования номенклатуры выступают карьерные устремления. Как правило, на должности назначались лица, которые были относительно безопасны для существующей номенклатуры, то есть не могли сместить со своих мест номенклатурных работников. В то же время претендент на попадание в номенклатуру должен был в первую очередь заботиться об интересах номенклатуры, что обеспечивало идейную преемственность политических поколений.

На следующем этапе нахождения индивида на должности в органах власти происходит, во-первых, частичный доступ в номенклатурные круги, а, во-вторых, накопление стратегически важной информации, потоки которой концентрируются внутри той организации, членом которой является индивид. Частичный доступ в номенклатурные круги обеспечивал подачу информации от индивида к номенклатурным работникам. Данная информация обсуждалась в номенклатурных кругах, определялась степень ее важности. Если информация, которую получали номенклатурные работники, соответствовала уровню их заинтересованности, то под «источник информации» создавалась или высвобождалась должность в номенклатурной иерархии, на которую назначался кандидат. Причем должность предоставлялась ему внутри того властного института, где он имел доступ к информации. Это объяснялось стремлением номенклатуры постоянно получать важную информацию из надежного источника.

Основное отличие механизма рекрутирования советской номенклатуры от современного механизма рекрутирования политической элиты состоит в практически полном отсутствии взаимосвязи между номенклатурой и электоратом. Наиболее ярко это проявляется в отсутствии такого института демократического общества, как выборы, которые к тому же является одним из основных механизм рекрутирования современной элиты.

Однако некоторые традиции номенклатурного типа рекрутирования политической элиты и сегодня находят свое продолжение. Основным каналом вхождения в сегодняшнюю политическую элиту является политическая партия «Единая Россия» и принадлежность к административным органам власти. Номенклатура также формировалась в основном за счет выходцев из структур КПСС. К тому же основными каналами вхождения в номенклатуру можно назвать и районные администрации, наряду с бюрократической выслугой. Каналы рекрутирования современной элиты в значительной степени заимствованы с советского прошлого. Управляющая элита в настоящее время практически не изменяется, что подтверждают последние «перестановки» внутри Правительства РФ и Администрации Президента РФ.

Меняется лишь статус некоторых акторов внутри данных политических организаций, в то время как приток новых отсутствует полностью. Таким образом, решающую роль в деле продвижения в элиту по-прежнему играют не личные достоинства, а принадлежность к «команде» или социальной группе.

Во втором параграфе второй главы – «Институциональные каналы рекрутирования политической элиты региона» показана основная тенденция формирования современных региональных парламентов, заключающаяся в том, что все более заметным становится присутствие в законодательных собраниях директорского корпуса и бизнес-элиты регионов. Фактически многое в региональной политике в настоящее время определяется непосредственно этой элитной группой.

Другим каналом вхождения в политическую элиту региона является принадлежность к российской системе образования. Однако наряду с использованием канала принадлежности к системе образования, наибольшее значение здесь все же имеет принадлежность данных лиц к так называемой «правящей партии». Одни из них избрались в Областную Думу по партийным спискам «Единой России», другие - при поддержке КПРФ.

Данная тенденция получила свое продолжение и на выборах в Волгоградскую городскую Думу в марте 2008 года. Действующий мэр Волгограда Р.Г. Гребенников, заинтересованный «видеть» в Городской Думе в основном работников социальной сферы - учителей и врачей, активно и неприкрыто поддерживал данную категорию кандидатов в ходе предвыборной кампании. Данное стремление мэра Волгограда логически вполне обоснованно, поскольку «диктовать» свои «условия игры» данной категории граждан намного легче, нежели тому, кто экономически самостоятелен и к тому же в ходе кампании являлся оппонентом «мэрскому кандидату».

Общероссийская тенденция все отчетливей показывает вытеснение из депутатского корпуса социальной страты, представленной врачами, учителями, преподавателями высшей школы, в то время как доля представителей бизнеса неуклонно растет. Таким образом, волгоградский регион является нетипичным в механизме формирования регионального парламента. Связано это с достаточно слабой региональной властью, которая практически не имеет ресурсов влияния на федеральном уровне. Поэтому единственной возможностью остаться у «руля власти» выступает формирование «своих» парламентов, полностью поддерживающих проводимую исполнительной властью политику.

В третьем параграфе второй главы – «Выборы как механизм рекрутирования политической элиты» на примере выборов в представительные органы власти г. Волгограда раскрыт современный механизм рекрутирования политической элиты региона.

Автор утверждает, что, несмотря на существование универсального механизма рекрутирования политической элиты региона, заключающегося в доминирующей административной поддержке кандидатов на выборные должности, присутствует также механизм рекрутирования, основой которого является «покупка голосов».



Рис 2. Универсальный механизм рекрутирования региональной элиты

Следовательно, процессы внутри данного механизма представлены следующим образом:



Рис 3. «Покупной» механизм рекрутирования региональной элиты

Данный механизм представляет собой несколько взаимосвязанных процессов:

В Волгоградской городской Думе нового созыва из 45 избранных депутатов 25 уже работали в Думе прошлого созыва, а двое из них -
О. Орлова и В. Кляузов - в Думе позапрошлого созыва. Это свидетельствует о сложившейся тенденции «преемственности» политической власти, или правильнее сказать – «самопреемственности». Данный факт в настоящее время довольно четко прослеживается как на региональном уровне, так и на федеральном. Более половины депутатов Государственной Думы РФ нового созыва занимали «депутатские кресла» и в предыдущей Думе. Это в значительной степени осложняет процесс рекрутирования новых членов в политическую элиту, как в региональную, так и в федеральную. Последние выборы Президента РФ в полной мере закрепили данный факт. Вывод слишком очевиден, чтобы его нельзя было сформулировать - каналы вертикальной мобильности, открывшиеся в начале средине 90-х гг. XX века, в настоящее время практически полностью закрываются. Социальные практики применения избирательного права в российских регионах в настоящее время являются искусственно сформированной моделью закрытия внешних каналов рекрутирования политической элиты.

В заключении диссертации сформулированы общие выводы исследовательской работы, намечены направления дальнейшего изучения представленной проблематики.

В приложениях представлены материалы проведенных автором фокус-групп, являющиеся эмпирическим подтверждением теоретико-методологических оснований диссертационного исследования.
Основные положения диссертации отражены
в следующих публикациях:



  1. Марковкин, А.А. Институциональные каналы рекрутирования политической элиты региона (на примере законодательной власти Волгоградской области) / А.А. Марковкин // Вестник Поморского университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». Выпуск 8/2008. С. 44-48.

  2. Марковкин, А.А. Особенности рекрутирования элит в регионе (на примере Волгоградской области) / А.А. Марковкин, Н.В. Дулина // Социокультурные исследования: Межвузовский сборник научных трудов / Редкол.: Н.В. Дулина (отв. ред.) и др./ Волгоградский государственный технический университет. - Волгоград, 2004. Выпуск 10. С. 52-58.

  3. Марковкин, А.А. Региональные политические элиты и олигархия /
    А.А. Марковкин, Н.В. Дулина // Социокультурные исследования: Межвузовский сборник научных трудов / Редкол.: Н.В. Дулина (отв. ред.) и др./ Волгоградский государственный технический университет. - Волгоград, 2004. Выпуск 8. С. 315-320.

  4. Марковкин, А.А. Современная политическая элита: парадоксы политического выбора большинства / А.А. Марковкин, В.В. Мойсов,
    Н.В. Дулина // Социокультурные исследования: Межвузовский сборник научных трудов / Отв. ред. Н.В. Дулина / Волгоградский государственный технический университет. - Волгоград, 2003. Выпуск 7. С. 86-93.

  5. Марковкин, А.А. Проблемы взаимоотношений политической элиты и средств массовой информации в современной России / А.А. Марковкин; научный рук. С.А. Панкратов // VII региональная конференция молодых исследователей Волгоградской области, 12-15 ноября 2002 г.: тезисы докладов. – Волгоград: Издательство ВАГС, 2002. С. 62-64.

Подписано в печать 08.10 2008 г. Формат 6084/16.

Бумага офсетная. Гарнитура Таймс. Усл. печ. л. 1,6.

Тираж 120 экз. Заказ 206.
Издательство Волгоградского государственного университета.

400062, г. Волгоград, просп. Университетский, 100.


1 Выборы в Волгоградской области: Избирательная практика, аналитика и электоральная статистика. Выпуск 3: Муниципальные выборы в Волгоградской области в 2003-2005 годах / Избирательная Комиссия Волгоградской обл.; Отв. ред. Г.С. Шайхуллин. - Волгоград: Принт, 2005. - 78 с. В диссертации также использованы информационные материалы, опубликованные на официальном сайте Избирательной Комиссии Волгоградской области http://www.volgograd.izbirkom.ru/.

2 Исследование было проведено в 2003 году в 66 субъектах Российской Федерации. Всего было опрошено 1702 эксперта из числа информированных представителей бизнеса, местных администраций и общественности; выявлено и проанализировано 7706 влиятельных в сфере политики и экономики лиц. // Самые влиятельные люди России-2003. – М.: Институт ситуационного анализа и новых технологий (ИСАНТ), 2004. – 696 с.

3 Исследование было проведено в период с 2001 г. по 2003 г. научным сотрудником Социологического института РАН А.Б. Даугавет методом глубинного интервью с представителями региональной элиты г. Санкт-Петербурга (N=16) // Даугавет А.Б. Опыт когнитивного подхода к изучению института властной элиты // Власть и элиты в современной России / Под ред. А.В. Дуки. - СПб.: Социологическое общество им. М.М. Ковалевского, 2003. – С. 63-91.

4 Опрос был проведен кафедрой социологии Волгоградского государственного университета в мае-августе 2007 года. Объем выборки составил 15 человек. В качестве экспертов были заявлены представители местных администраций, органов местного самоуправления и регионального парламента. Метод проведения опроса – полуструктурированное интервью. Опрос проведен в рамках Гранта Российского гуманитарного научного фонда № 0307-20303а/В. Научный руководитель проекта – доктор социологических наук, профессор, зав. кафедрой социологии Волгоградского государственного университета В.И. Кирьянов.

5 Качественный анализ региональной прессы проведен автором за период февраль-апрель 2008 года. Общее количество номеров – 59. Издание «Городские вести» - 20 номеров, издание «Областные вести» - 14 номеров, издание «Волгоградская правда» - 14 номеров, издание «Вечерний Волгоград» - 11 номеров.

6 Фокус-группы «Выборы в сознании жителей г. Волгограда» проведены автором в период апрель-май 2008 года. Первая фокус-группа состояла из экспертов, лиц, принимающих участие в ходе предвыборной кампании – кандидатов в депутаты, начальников предвыборных штабов кандидатов, агитаторов. Вторая фокус-группа включает в себя жителей различных районов
г. Волгограда, принимающих участие в выборах.



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации