Контрольная по логике - файл n1.doc
Контрольная по логикескачать (86 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc
Оглавление
1.
Оглавление 2
1.Укажите смысл (собственный или преданный), и значение следующих предметов, отраженных приведенными понятиями 2
2.Является ли правильным следующий силлогизм, если нет, то какие правила фигур или общие правила в нем нарушены? Проиллюстрируйте необходимость следования (или отсутствие такой необходимости), вычерчивая отношения между терминами силлогизма, в виде круговых схем 3
3.Какой является формула тождественно-истинной, тождественно - ложной или выполнимой? 5
4.Средствами таблично построенной логики высказываний, установите, в каких отношениях находятся следующие высказывания? 6
Список использованных источников 7
Укажите смысл (собственный или преданный), и значение следующих предметов, отраженных приведенными понятиями
Человек, живущий на иждивении родителей – преданный смысл. Человек, который живет на счет родителей, не обеспечивая себя сам.
Тоталитарный режим – преданный смысл. Крайнее проявление авторитарного режима, при котором государство стремится к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом.
Луна - собственный смысл - естественный спутник Земли. Это скалистое шаровидное тело без атмосферы и жизни.
Ф. Достоевский - собственный смысл. Один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей.
Председатель правительства - преданный смысл. Возглавляет Правительство, определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу.
Является ли правильным следующий силлогизм, если нет, то какие правила фигур или общие правила в нем нарушены? Проиллюстрируйте необходимость следования (или отсутствие такой необходимости), вычерчивая отношения между терминами силлогизма, в виде круговых схем
Все интеллигентные люди борются за мир.
Все они являются прогрессивными людьми.
____________________________________________
Следовательно, все прогрессивные люди борются за мир.
Решение: Записываем рассуждение в форме умозаключения:
Посылка: Все интеллигентные люди (М) борются за мир (P).
Посылка: Все они (интеллигентные люди) (М) являются прогрессивными людьми (S)
З

аключение: Все прогрессивные люди (S) борются за мир (P)
«прогрессивные люди» - субъект заключения – меньший термин силлогизма (S), «люди, которые борются за мир» - предикат заключения – больший термин силлогизма (Р)
Перенесем обозначения S и Р в посылки и определим средний термин: «интеллигентные люди» (М)
Проверим идентичность среднего термина в посылках: термины в посылках идентичны.
Логическая форма умозаключения в символической записи.
Все М есть Р (А)
Все М есть S (А)
___________________
Все S есть Р (А)
Д

ля определения фигуры силлогизма графически изобразим структуру посылок:
По положению среднего термина в посылках определяем фигуру: 3 фигура.
Установив количественно-качественную характеристику простых суждений, стоящих на месте посылок и заключения определяем модус силлогизма: ААА
Данный модус является неправильным модусом 3 фигуры силлогизма,
Определим распределенность терминов в посылках и заключении, и проверим общие правила силлогизма.
Все М + есть Р-
Все М + есть S-
___________________
Все S+ есть Р-
Средний термин (М) является распределенным, в обеих посылках. В 3 фигуре вывод должен быть частным, в нашем случае, он общий.
Определим отношение между терминами в посылках силлогизма:
Умозаключение является неправильным, а заключение, полученное в результате рассуждения – неверным, так как не выполняются правила терминов, умозаключение построено по неверному модусу, и формулы выражающие отношения между терминами, не являются истинными.
Какой является формула тождественно-истинной, тождественно - ложной или выполнимой?

p

(r

q)
Построим таблицу истинности. К = 2^3 = 8
p | r | q |
p | r q |
p (r q) |
и | и | и | л | и | л |
и | и | л | л | л | и |
и | л | и | л | и | л |
и | л | л | л | и | л |
л | и | и | и | и | и |
л | и | л | и | л | л |
л | л | и | и | и | и |
л | л | л | и | и | и |
Вывод: данная формула является выполнимой
4.Средствами таблично построенной логики высказываний, установите, в каких отношениях находятся следующие высказывания?
«Если человек совершил преступление, то он подлежит привлечению к уголовной ответственности. Человек совершил преступление, но он не подлежит привлечению к уголовной ответственности».
Решение: 1. Сложное суждение состоит из 3 простых суждений.
1-е простое суждение человек совершил преступление
обозначено символом c
2-е простое суждение: подлежит привлечению к уголовной ответственности
обозначено символом q
3-е простое суждение: не подлежит привлечению к уголовной ответственности.
обозначено - q
2. Союз «Если, то» между первым и вторым суждением утверждает, что если человек совершил преступление, то он подлежит привлечению к уголовной ответственности. Логическая связка в данном суждении – импликация (

).
Союз «но» между вторым и третьим суждением утверждает, что человек совершил преступление, но он не подлежит привлечению к уголовной ответственности. Логическая связка в данном суждении – слабая дизъюнкция (

).
3. Формула сложного суждения в символической записи: (c

q)

(c

⌐q)
c | q | ⌐q | (c q) | (c ⌐q) | (c q) (c ⌐q) |
и | и | л | и | и | и |
и | л | и | л | л | л |
л | и | л | и | л | л |
л | л | и | л | и | л |
5. Является ли правильным следующее определение? Если определение не правильное, то какая ошибка допущена? «Либеральный человек – это человек, имеющий либеральные убеждения»
Структура определения:
Определяемое понятие: либеральный человек.
Определяющее понятие: человек.
Определяющее понятие состоит из рода: человек.
видового отличия: имеющий либеральные убеждения.
Вид определения: реальное. Неявное, смысл всех понятий, входящих в определяющую часть, не ясен и их объемы не достаточно четко ограничены.
Определение является неправильным, так, как нарушены, правила определения: соразмерности, присутствует ошибка «круга» (Либеральный человек – это человек с либеральными убеждениями, то есть опять тот же «либеральный человек»), наблюдается не ясность.
Список использованных источников
Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики: Учебник. - М.: Инфра-М, Форум, 2009.
Ганс Е.С., Новиченко А.С., Фролова Т.Н. Логика: Учебное пособие для студентов юридических вузов. М., 2005.
Грядовой Д.И. Логика. Практический курс основ формальной логики. – М., Щит –М, 2010.
Грядовой Д.И., Стрелкова Н.В. Логика: задачи и упражнения. Учебное пособие для ВУЗов.-М., Юнити-Дана, 2010.
Оглавление