Таблица по философам. Сходства, Различия, Труды - файл n1.rtf

приобрести
Таблица по философам. Сходства, Различия, Труды
скачать (426.9 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.rtf427kb.08.07.2012 20:00скачать

n1.rtf








Философы

Фалес




Анаксимандр




Анаксимен




Гераклит




Пифагор




Парменид




Зенон




Демокрит





Протагор

Горгий
Сократ




Платон




Аристотель




Эпикур




Сенека

Годы жизни

(625 – 547 гг. до н.э.)

(610 – 546 гг. до н.э.)

( 585 – 528 г. до н.э.)

(520 – 460 гг. до н.э.)

(ок. 570 – ок. 500 гг. до н.э.)

(2-я пол. 6-го – нач. 5 вв. до н.э.)

(ок. 490 – ок. 430 гг. до н.э.)

( ок. 460 – 370 гг. до н.э.)

(480 – 410 гг. до н.э.)

(483 – 375 гг. до н.э.)

(470 – 399 гг. до н.э.)

(427 – 347 гг. до н.э.)

(384 – 322 гг. до н.э.)

( 341 – 271 гг. до н.э.)

( ок.4 в до н.э. – 65 г. н.э.)

(ок. 360 – 280 гг. до н.э.)(335 – 394 гг. н.э.)(354 – 430 гг. н.э.)(1225 – 1274 гг. н.э.)(1401 – 1464)(1473 – 1543)(1548 – 1600)(1596 – 1650)(1632 – 1677)(1646 – 1716)(1632 – 1704)(1588 – 1679)(1689 – 1755)(1694 – 1778)(1712 – 1778)(1713 – 1784)(1723 – 1789)(1709 – 1751)(1724 – 1804)(1762 – 1814)(1775 – 1854)(1770 – 1831)(1804 – 1872)(1818 – 1883)(1820 – 1895)(1798 – 1857)(1806 – 1873)(1838 – 1916)(1843 – 1896)(1872 – 1970)(1889 – 1951)(1891 – 1970)(1882 – 1936)(1902 – 1994)(1922 – 1996)(1788 – 1860)(1844 – 1900)(1880 – 1936)(1889 – 1976)(1905 – 1980)(1883 – 1969)(1884 – 1978)(1882 – 1973)(р. В 1900)(1926 – 1984)(р. В 1930)

Основные

труды

“О началах”, “О солнцестоянии”, “О равноденствиии”, “Морская астрология” или “Астрономия”.

“О природе”

“0 природе”. Эта работа состоит из трех частей, в которых говорится, соответственно, о вселенной, государстве и богословии.

Фрагменты высказываний у различных античных авторов и последующих философов

Ему приписывают авторство следующих книг: "О воспитании", "О государстве", "О душе", "О мире", "О природе" и др.

“О природе” (состоит из двух частей: “Путь истины” и “Путь мнения”)

«апории» (логические парадоксы), дошедшие не в оригинале. Апории делятся на две группы. Первая группа — апории против множественности, и вторая — против движения.

"Споры", "Толкование Эмпедокла", "Против философов", "О природе".

“Большой и малый мирострой”, “Об уме”, “О природе”, “О чувствах”

"Наука спора", "О первоначальном порядке вещей", "О государстве", "О добродетелях", "О сущем" и др.

"О несуществующем, или о природе"

“Диалоги” Платона, “Апология Сократа” Платона. Книги Диогена Лаэртского.

"Апология Сократа", 25 достоверно идентифицированных диалогов, недиалогические "Законы", и 13 авторских писем.

("История животных", "Описание государственных устройств", "Политика", "Органон",

"Метафизика", "Физика", "О небе", "О возникновении и уничтожении", "О душе", "Поэтика" и "Риторика" и др.

"О природе", "Об атомах и пустоте", "Об образе жизни".

"Нравственные письма к Луцилию", "О милосердии", "О благодеяниях", "О блаженной жизни", "О скоротечности жизни".

Высказывания в книгах Диогена Лаэртского.

"Пирроновы положения" Секста Эмпирика."Послание о жизни святой Макрины", "О девстве или о совершенстве", "Об устроении человека", "О жизни Моисея Законодателя", "Большой Катехизис". «О граде Божием», «Об истинной религии», «Исповедь», «О Троице», «О бессмертии души», «О ересях», «О свободной воле» и др."Философская сумма (об истинности католической веры против язычников)" (1261-1264) и "Сумма теологии" (1265-1273)."О католическом согласии", Об ученом незнании","О предположениях", "О сокрытом Боге","Об искании Бога", "О даре отца светов", "О становлении", "Апология ученого незнания","О согласии веры", "О видении Бога", "Компендий",провержение Корана" (1464), "О вершине созерцания" (1464) ."Очерк нового механизма мира",

“О вращениях небесных сфер”"О причине, начале и едином" (1584), "О бесконечности, Вселенной и мирах" (1584), "Сто шестьдесят тезисов против математиков и философов нашего времени" (1588), "О безмерном и неисчислимых" (1591), "О монаде, числе и фигуре" (1591) и др.«Рассуждение о методе…» (1637)

«Размышления о первой философии…» (1641)

«Начала философии» (1644)1660 «О Боге, человеке и его счастье»

1662 «Трактат об усовершенствовании разума и о пути, которым лучше всего направляться к истинному познанию вещей»

1663 «Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом»

1670 «Богословско-политический трактат»

1677 «Политический трактат» (не окончен)

1677 «Этика, доказанная в геометрическом порядке и разделенная на пять частей»

1677 «Еврейская грамматика»Лейбниц, независимо от Ньютона, создал математический анализ — дифференциальное и интегральное исчисление.Письма о веротерпимости (1689).

Опыт о человеческом разумении (1690)

Второй трактат о гражданском правлении (1690).

Некоторые мысли о воспитании (1693).Автор теории общественного договора. «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651, русский перевод — 1936). «О теле» (1655);

«О человеке» (1658);

«О гражданине» (1642);Персидские письма, 1721. Монтескьё."Книдский храм" (фр. Le Temple de Gnide), 1725.

Монтескьё. «Размышления о причинах величия и падения римлян», 1734

Монтескьё. «О Духе законов», 1748

Монтескьё. «Опыт о вкусе», 1753

Монтескьё. О Духе законовВольтер. Эстетика. Статьи. Письма. — М.: Искусство, 1974.Разработал прямую форму правления народа государством — прямую демократию, которая используется и по сей день, например в Швейцарии.Дидро в 20 томах. «Ассеза и М», турне вышло в 1875—1877.

Сборник избранных сочинений (фр. Њuvres Choisies, йdition du centenaire), 1884.

«Les Bijoux indiscrets»«Система природы, или О законах мира физического и мира духовного» (1770)

«Галерея святых, или Исследование образа мыслей, поведения, правил и заслуг тех лиц, которых христианство предлагает в качестве образцов» (1770)

«Здравый смысл, или Идеи естественные, противопоставленные идеям сверхъестественным»«Естественная история души» 1745

«Человек-машина» (L’homme machine) 1748;Родоначальник немецкой классической философии.

Критика чистого разума. — 1994, 574 с

Лекции по этике. — Республика, 2000. — 431 с

Сочинения в шести томах«Воззвание к публике» (1799);«Philosophie und Religion» (1804);

«Darlegung des wahren Verhдltnisses Naturphilosophie zur verbesserten Fichteschen Lehre» (1806);

«Ueber das Verhдltniss der bildenden Kьnste zur Natur» (торжественная речь, читанная в мюнхенской академии искусств в 1807 г.);

«Philosophische Untersuchungen ьber das Wesen der menschlichen Freiheit» (1809);

«Denkmal der Schrift Jacobis von den gцttlichen Dingen» (1812);

«Weltalter» (посмертно);

«Ueber die Gottheiten von Samothrake» (1815);

«Ueber den Zusammenhang der Natur mit der Geisterwelt» (посмертно);Феноменология духа (1807)

Наука логики

Философия права (1821)

«Энциклопедия философских наук» (Enzyklopдdie der philosophischen Wissenschaften) (с 1816)Полное собрание сочинений в 10 томах вышло в 1846—66 гг.

«К критике философии Гегеля». (1839)"К критике гегелевской философии права. Введение","К еврейскому вопросу","Исторический материализм","Капитал"."Положение рабочего класса в Англии","Манифест Коммунистической партии"(совместно с Марксом), "Диалектика природы"."Курс позитивной философии", "Система позитивной политики, или Трактат о социологии, устанавливающий религию Человечества"."Система логики", "Основы политической экономии и некоторые аспекты их приложения к социальной философии"."Принцип сохранения работы,история и корень его", "Анализ ощущений и отношение физического к психическому","Познание и заблуждение"."Философия как мышление о мире по принципу наименьшей траты сил. Пролегомены к критике чистого опыта","Человеческое понятие о мире"."Критическое исследование философии Лейбница", "Принципы математики", "О истории", "Философские очерки", "Философия Уильяма Джеймса",

"Проблемы философии", "Сущность религии","Научный метод в философии"."Логико-философский трактат" (1921), "Философские исследования"."Логическое построение мира","Мнимые проблемы в философии", "Преодоление метафизики логическим анализом языка","Физикалистский язык как универсальный язык науки"."Всеобщая теория познания", "Вопросы этики","Позитивизм и реализм", "Природа и культура"."Логика научного исследования", "Открытое общество и его враги", "Нищета историцизма","Объективное знание. Эволюционный подход"."Коперниканская революция", "Структура научных революций", "Теория черного тела и квантовая прерывность. 1894-1912"."Мир как воля и представление", "О свободе человеческой воли"."Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм", "Человеческое, слишком человеческое". "Закат Европы", "Человек и техника""Бытие и время", "Доклады по философии. О событии", "Основные проблемы феноменологии", "Сущность истины" и др. "Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии"."Психология мировоззрений","Философская ориентация в мире","Метафизика", "Экзистенциальная философия"."Философия св. Бонавентуры", "Дух средневековой философии","Томизм.Введение в философию св. Фомы Аквинского", "Массовое общество и его культура"."Интегральный гуманизм", "Символ веры", "О философии истории", "О церкви Христовой" ."Диалектическая этика Платона", "Истина и метод", "Диалог и диалектика", "Похвала теории"."Душевная болезнь и психология", "Археология знания", "Субъективность и истина"."Поля философии", "Почтовая открытка. От Сократа к Фрейду и далее", "Монолингвизм другого".





ПирронГригорий НисскийАвгустин БлаженныйФома АквинскийНиколай КузанскийНиколай КоперникДжордано БруноР.ДекартБ.СпинозаГ.ЛейбницДж.ЛоккТ.ГоббсШ.Л.МонтескьеВольтерЖ.Ж.РуссоД.ДидроП.ГольбахЖ.О.ЛаметриИ.КантИ.ФихтеФ.ШеллингГ.ГегельЛ.ФейербахК.МарксФ.ЭнгельсО.КонтДж.С.МилльЭ.МахР.АвенариусБ.РасселЛ.ВитгенштейнР.КарнапМ.ШликК.ПопперТ.КунА.ШопенгауэрФ.НицшеО.ШпенглерМ.ХайдеггерЖ.П.СартрК.ЯсперсЭ.ЖильсонЖ.МаритенГ.Г.ГадамерМ.ФукоЖ.Деррида

Годы жизни

(625 – 547 гг. до н.э.)

(610 – 546 гг. до н.э.)

( 585 – 528 г. до н.э.)

(520 – 460 гг. до н.э.)

(ок. 570 – ок. 500 гг. до н.э.)

(2-я пол. 6-го – нач. 5 вв. до н.э.)

(ок. 490 – ок. 430 гг. до н.э.)

( ок. 460 – 370 гг. до н.э.)

(480 – 410 гг. до н.э.)

(483 – 375 гг. до н.э.)

(470 – 399 гг. до н.э.)

(427 – 347 гг. до н.э.)

(384 – 322 гг. до н.э.)

( 341 – 271 гг. до н.э.)

( ок.4 в до н.э. – 65 г. н.э.)

(ок. 360 – 280 гг. до н.э.)(335 – 394 гг. н.э.)(354 – 430 гг. н.э.)(1225 – 1274 гг. н.э.)(1401 – 1464)(1473 – 1543)(1548 – 1600)(1596 – 1650)(1632 – 1677)(1646 – 1716)(1632 – 1704)(1588 – 1679)(1689 – 1755)(1694 – 1778)(1712 – 1778)(1713 – 1784)(1723 – 1789)(1709 – 1751)(1724 – 1804)(1762 – 1814)(1775 – 1854)(1770 – 1831)(1804 – 1872)(1818 – 1883)(1820 – 1895)(1798 – 1857)(1806 – 1873)(1838 – 1916)(1843 – 1896)(1872 – 1970)(1889 – 1951)(1891 – 1970)(1882 – 1936)(1902 – 1994)(1922 – 1996)(1788 – 1860)(1844 – 1900)(1880 – 1936)(1889 – 1976)(1905 – 1980)(1883 – 1969)(1884 – 1978)(1882 – 1973)(р. В 1900)(1926 – 1984)(р. В 1930)

Основные

труды

“О началах”, “О солнцестоянии”, “О равноденствиии”, “Морская астрология” или “Астрономия”.

“О природе”

“0 природе”. Эта работа состоит из трех частей, в которых говорится, соответственно, о вселенной, государстве и богословии.

Фрагменты высказываний у различных античных авторов и последующих философов

Ему приписывают авторство следующих книг: "О воспитании", "О государстве", "О душе", "О мире", "О природе" и др.

“О природе” (состоит из двух частей: “Путь истины” и “Путь мнения”)

«апории» (логические парадоксы), дошедшие не в оригинале. Апории делятся на две группы. Первая группа — апории против множественности, и вторая — против движения.

"Споры", "Толкование Эмпедокла", "Против философов", "О природе".

“Большой и малый мирострой”, “Об уме”, “О природе”, “О чувствах”

"Наука спора", "О первоначальном порядке вещей", "О государстве", "О добродетелях", "О сущем" и др.

"О несуществующем, или о природе"

“Диалоги” Платона, “Апология Сократа” Платона. Книги Диогена Лаэртского.

"Апология Сократа", 25 достоверно идентифицированных диалогов, недиалогические "Законы", и 13 авторских писем.

("История животных", "Описание государственных устройств", "Политика", "Органон",

"Метафизика", "Физика", "О небе", "О возникновении и уничтожении", "О душе", "Поэтика" и "Риторика" и др.

"О природе", "Об атомах и пустоте", "Об образе жизни".

"Нравственные письма к Луцилию", "О милосердии", "О благодеяниях", "О блаженной жизни", "О скоротечности жизни".

Высказывания в книгах Диогена Лаэртского.

"Пирроновы положения" Секста Эмпирика."Послание о жизни святой Макрины", "О девстве или о совершенстве", "Об устроении человека", "О жизни Моисея Законодателя", "Большой Катехизис". «О граде Божием», «Об истинной религии», «Исповедь», «О Троице», «О бессмертии души», «О ересях», «О свободной воле» и др."Философская сумма (об истинности католической веры против язычников)" (1261-1264) и "Сумма теологии" (1265-1273)."О католическом согласии", Об ученом незнании","О предположениях", "О сокрытом Боге","Об искании Бога", "О даре отца светов", "О становлении", "Апология ученого незнания","О согласии веры", "О видении Бога", "Компендий",провержение Корана" (1464), "О вершине созерцания" (1464) ."Очерк нового механизма мира",

“О вращениях небесных сфер”"О причине, начале и едином" (1584), "О бесконечности, Вселенной и мирах" (1584), "Сто шестьдесят тезисов против математиков и философов нашего времени" (1588), "О безмерном и неисчислимых" (1591), "О монаде, числе и фигуре" (1591) и др.«Рассуждение о методе…» (1637)

«Размышления о первой философии…» (1641)

«Начала философии» (1644)1660 «О Боге, человеке и его счастье»

1662 «Трактат об усовершенствовании разума и о пути, которым лучше всего направляться к истинному познанию вещей»

1663 «Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом»

1670 «Богословско-политический трактат»

1677 «Политический трактат» (не окончен)

1677 «Этика, доказанная в геометрическом порядке и разделенная на пять частей»

1677 «Еврейская грамматика»Лейбниц, независимо от Ньютона, создал математический анализ — дифференциальное и интегральное исчисление.Письма о веротерпимости (1689).

Опыт о человеческом разумении (1690)

Второй трактат о гражданском правлении (1690).

Некоторые мысли о воспитании (1693).Автор теории общественного договора. «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651, русский перевод — 1936). «О теле» (1655);

«О человеке» (1658);

«О гражданине» (1642);Персидские письма, 1721. Монтескьё."Книдский храм" (фр. Le Temple de Gnide), 1725.

Монтескьё. «Размышления о причинах величия и падения римлян», 1734

Монтескьё. «О Духе законов», 1748

Монтескьё. «Опыт о вкусе», 1753

Монтескьё. О Духе законовВольтер. Эстетика. Статьи. Письма. — М.: Искусство, 1974.Разработал прямую форму правления народа государством — прямую демократию, которая используется и по сей день, например в Швейцарии.Дидро в 20 томах. «Ассеза и М», турне вышло в 1875—1877.

Сборник избранных сочинений (фр. Њuvres Choisies, йdition du centenaire), 1884.

«Les Bijoux indiscrets»«Система природы, или О законах мира физического и мира духовного» (1770)

«Галерея святых, или Исследование образа мыслей, поведения, правил и заслуг тех лиц, которых христианство предлагает в качестве образцов» (1770)

«Здравый смысл, или Идеи естественные, противопоставленные идеям сверхъестественным»«Естественная история души» 1745

«Человек-машина» (L’homme machine) 1748;Родоначальник немецкой классической философии.

Критика чистого разума. — 1994, 574 с

Лекции по этике. — Республика, 2000. — 431 с

Сочинения в шести томах«Воззвание к публике» (1799);«Philosophie und Religion» (1804);

«Darlegung des wahren Verhдltnisses Naturphilosophie zur verbesserten Fichteschen Lehre» (1806);

«Ueber das Verhдltniss der bildenden Kьnste zur Natur» (торжественная речь, читанная в мюнхенской академии искусств в 1807 г.);

«Philosophische Untersuchungen ьber das Wesen der menschlichen Freiheit» (1809);

«Denkmal der Schrift Jacobis von den gцttlichen Dingen» (1812);

«Weltalter» (посмертно);

«Ueber die Gottheiten von Samothrake» (1815);

«Ueber den Zusammenhang der Natur mit der Geisterwelt» (посмертно);Феноменология духа (1807)

Наука логики

Философия права (1821)

«Энциклопедия философских наук» (Enzyklopдdie der philosophischen Wissenschaften) (с 1816)Полное собрание сочинений в 10 томах вышло в 1846—66 гг.

«К критике философии Гегеля». (1839)"К критике гегелевской философии права. Введение","К еврейскому вопросу","Исторический материализм","Капитал"."Положение рабочего класса в Англии","Манифест Коммунистической партии"(совместно с Марксом), "Диалектика природы"."Курс позитивной философии", "Система позитивной политики, или Трактат о социологии, устанавливающий религию Человечества"."Система логики", "Основы политической экономии и некоторые аспекты их приложения к социальной философии"."Принцип сохранения работы,история и корень его", "Анализ ощущений и отношение физического к психическому","Познание и заблуждение"."Философия как мышление о мире по принципу наименьшей траты сил. Пролегомены к критике чистого опыта","Человеческое понятие о мире"."Критическое исследование философии Лейбница", "Принципы математики", "О истории", "Философские очерки", "Философия Уильяма Джеймса",

"Проблемы философии", "Сущность религии","Научный метод в философии"."Логико-философский трактат" (1921), "Философские исследования"."Логическое построение мира","Мнимые проблемы в философии", "Преодоление метафизики логическим анализом языка","Физикалистский язык как универсальный язык науки"."Всеобщая теория познания", "Вопросы этики","Позитивизм и реализм", "Природа и культура"."Логика научного исследования", "Открытое общество и его враги", "Нищета историцизма","Объективное знание. Эволюционный подход"."Коперниканская революция", "Структура научных революций", "Теория черного тела и квантовая прерывность. 1894-1912"."Мир как воля и представление", "О свободе человеческой воли"."Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм", "Человеческое, слишком человеческое". "Закат Европы", "Человек и техника""Бытие и время", "Доклады по философии. О событии", "Основные проблемы феноменологии", "Сущность истины" и др. "Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии"."Психология мировоззрений","Философская ориентация в мире","Метафизика", "Экзистенциальная философия"."Философия св. Бонавентуры", "Дух средневековой философии","Томизм.Введение в философию св. Фомы Аквинского", "Массовое общество и его культура"."Интегральный гуманизм", "Символ веры", "О философии истории", "О церкви Христовой" ."Диалектическая этика Платона", "Истина и метод", "Диалог и диалектика", "Похвала теории"."Душевная болезнь и психология", "Археология знания", "Субъективность и истина"."Поля философии", "Почтовая открытка. От Сократа к Фрейду и далее", "Монолингвизм другого".

Сходства/РазличияРаботал над открытиями в областях знаний как Астрономия, Геометрия, Устройство космоса,

Физика…

Родоначальник философской школы Фалеса.Первоначалом называл – апейрон (В переводе с греческого apeiros — “беспредельный”). Это нечто, не относящееся ни к одной из стихий. Во-первых, начало не может быть какой-то одной стихией, ибо в этом случае все остальные стихии, в конце концов, будут этой стихией поглощены. Поэтому не будет и многообразия вещей. Во-вторых, поскольку многообразие всех вещей и явлений бесчисленное, то и начало, лежащее в основе всех вещей и явлений, также должно быть бесконечно. В-третьих, всякая вещь есть или начало, или происходит из начала, но у бесконечного нет начала, как нет и конца. Поэтому-то оно и есть божество. Весь мир находится в непрестанном движении, значит это начало должно быть вечно и никогда не иссякать.Он, так же как и Фалес, считал, что все полно богов, и что бог есть душа мира. А что такое душа? Душа — это дыханиеОн враждебно относился к демократической власти. Ничто в мире не повторяется, все преходяще и одноразово. В этом отношении Гераклит противостоит пифагорейцам, в мировоззрении которых присутствовала идея вечного повторения.

Он, как и Фалес, постиг древние учения восточных мудрецов. Так же создатель своей философской школы.

Но в отличие от школы Фалеса, Пифагорейская проповедовала, не только научный, но и религиозно-мистический образ жизни.В “Пути истины” выделяются два положения Парменида. Первое: “То, что есть — есть, то, чего нет, — нет”. Второе положение гласит: “Мыслить — то же, что быть”. Все, что вы будете мыслить, будете мыслить только на основе существующего. Логические аргументы относятся не просто к области разума, но и к области бытия, что похоже на взгляда Фалеса и Пифагора.Истина выявляется посредством спора или истолкования противоположных мнений.

В любом случае частей у сущего нет, т.е. нет множественности вещей, поскольку получается, что всякая величина или бесконечно велика, или бесконечно мала. Конечной вещи быть не может. Апория относительно пространства: если вещь существует, то она существует в пространстве. Это пространство существует, соответственно, в другом пространстве. Это пространство, в свою очередь, существует и в третьем пространстве и т.д. до бесконечности. Но принимать бесконечное количество пространств невозможно. Поэтому нельзя сказать, что вещь существует в пространстве. Апории против движения говорят следующее: движение никогда не сможет начаться. Допустим, телу нужно пройти какой-то путь. Для того, чтобы ему дойти до конца, ему нужно сначала дойти до половины, а для этого нужно дойти до четверти. Чтобы дойти до четверти, нужно дойти до восьмой части пути и т.д. Деля все время до бесконечности, мы получаем, что тело не сможет дойти ни до конца, ни даже начаться. Ведь за конечное время невозможно пройти бесконечный участок пути, т.е. участок, состоящий из бесконечного числа точек. Напрашивается вывод: не вовсем следует доверять своим чувствам.Был оппозиционером Элеат, но соглашался с ними в том, что истинно сущее бытие не может ни возникать, ни исчезать.Чувства не всегда дают правильное и достоверное знание. Бытие целокупно, оно не делится на части. Небытие существует. поскольку движение и множественность вещей существуют, то, следовательно, существует небытие.

Бытие постоянно изменяется. Изменчивость является главным свойством материального мира. Постоянно изменяется не только материальный мир, не только объект познания, но и субъект, т.е. изменяется абсолютно все. Каждая вещь хранит в себе противоположности. Исходя из этого Протагор доказывает, что все истинно. Он говорит, что это вытекает из того, что поскольку вещи изменяются, переходят в свою противоположность и хранят противоположности в себе, следует, что об одной и той же вещи можно высказать противоположные суждения — и оба суждения будут истинными. Поэтому истины как таковой, объективной истины, не существует.

Так же как и Сократ познавал истину, но считал что, каждый человек имеет свою особую истину.

"вообще ничто не существует", в том числе и сама природа. Бытие не существует, и даже если предположить бытие существующим, то оно все же не может быть познано, и даже если признать бытие существующим и познаваемым, то все же невозможно сообщить о познанном другим людям. Сделал истину главной частью своей работы. Первым перешел к рассмотрению человека в трудах.Как и Аристотель делил все доступное сознанию на позноваемое умом и ощущениями. Бытие разграничивается на несколько сфер, родов бытия, между которыми имеются довольно сложные отношения; это — мир идей, вечный и подлинный; мир материи, столь же вечный и самостоятельный, как и первый мир; мир вещественных, чувственно воспринимаемых предметов — это мир возникающих и смертных погибаюших вещей, мир временных явлений (а потому он и «ненастоящий» в сравнении с идеями); наконец, существует Бог, космической Разум (Ум-Демиург). Идеи, в отличие от чувственных вещей, бестелесны и умопостигаемы. Если чувственные вещи бренны, преходящи, то идеи постоянны (в этом смысле вечны) и обладают более истинным существованием. Социальная справедливость, как он полагал, будет в обществе тогда, когда она будет внутри души каждого человека, каждого сословия. В идеальном государстве управлять должны философы.Во многом был похож на Пиррона. Общей целью наук, в том числе философии, является установление истин, объективного знания о сущем и вещах природы. Материя вечна, как и форма, между ними нет отношения «первичное — вторичное»;обнаружение активности формы в момент ее соединения с материей есть движение. Бог – это «причина причин», «форма форм».Он не материален, это духовный Абсолют. Это чистая энергия, чистая деятельность. Человек есть политическое животное. Условиями счастья каждого являются справедливость, благоразумие, мужество и рассудительность. Справедливым должно быть и государство. Монархия, аристократия и полития (республика) — это «правильные» формы правления — и тирания, олигархия и демократия — «неправильные».

Душа — это энтелехия тела.Целью философии Эпикур считал указать путь человеку к счастью. Чтобы узнать, что такое счастье, нужны физика и логика. Логику Эпикур называл каноникой, т.е. теорией познания. В теории познания Эпикур был сенсуалистом, считая, что критерием истины является ощущение, а разум полностью зависит от ощущения. Ощущения дают нам истинную картину мира, они ошибаться не могут. Ошибается судящий о них разум. Из повторяющихся ощущений возникают понятия. Эти понятия тоже истинны. Мысли о понятиях могут быть ошибочными.

Душа смертна и загробной жизни не существует. Смысл жизни – избегать страданий, получать наслаждение.Похож в воззрениях на Аристотеля, изучая похожие области бытия. Философия состоит из логики, физики и этики,все наши познания происходят посредством органов чувств. Человек, будучи ребенком, имеет душу, подобную чистому папирусу, на котором впоследствии посредством ощущений записывается знание. На основе ощущений формируются представления, среди них выделяются те, которые повторяются, таким образом образуются понятия. Мир познаваем, и возможно истинное познание.
Он, как и Аристотель, придерживался того мнения, что ничто в действительности не является ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливымОсмысление христианства. Обоснование догмата Святой Троицы, суть которого можно передать формулой: "общая сущность (усия), природа и воля, но три разных божественных лица (ипостаси).

Отделение интеллигибельного мира от чувственного и телесного. Недостаточно полагать, что человек это микрокосм. Человек — это значительно больше. Христианская версия неоплатонической идеи восхождения к Богу через удаление от всего того, что разделяет: "Божественность — это чистота, удаление от страстей и избавление от всякого зла: ежели все это есть в вас, Бог доподлинно с вами".Все, что ни делается – все по воле Бога. Идея судьбы, фатальности бытия. Атрибуты Бога – вечность, бестелесность, невещественность, бесконечность в пространстве; Бог есть воля, высшее благо. Бесспорно, вещи находятся во времени; они изменяются, и время есть мера их изменений. Бог же в отличие от предметов природы существует вне времени; в нем нет никакого «раньше» и «позже», а только вечное настоящее. Августин выдвигал положение: познай Бога и собственную душу; Бога — через душу, душу — через Бога. Углубление в себя есть путь к Богу.

Основа духовной жизни – воля, а не разум.Теология идет от Бога к природе, а философия от природы к Богу. Они отличаются друг от друга прежде всего методом, средством его постижения: философия опирается на опыт и разум, а теология — на веру. Фома Аквинский полагает, что не разум должен направлять веру, но, наоборот, вера должна определять пути движения разума, а философия должна служить теологии. Все предметы природы есть единство формы и материи; материя пассивна, форма активна.Обращался больше к проблемам мироздания нежели вопросам этики, в отличии от остальных итальянских философов.Как и Джордано Бруно считал, что звезды это далекие Солнца. Все произведения Коперника базируются на едином принципе относительности механических движений, согласно которому всякое движение относительно: понятие движения не имеет смысла, если не выбрана система отсчета (система координат), в которой оно рассматривается.

Происхождение мира и его развитие объясняется деятельностью божественных сил.Бесконечная вселенная в целом – это Бог – он находится во всем и повсюду, не "вне" и не "над", но в качестве "наиприсутствующего". Универсум движим внутренними силами, это вечная и неизменная субстанция, единственно сущее и живое. Единичные вещи изменчивы и вовлечены в движение вечного духа и жизни в соответствии со своей организацией.

Отождествление Бога с природой.Как и многие другие, например Пифагор, увлекался геометрией и точными науками. Философия с опорой на собственный разум, требованием очевидности и достоверности,стремлением к истине и призывом брать за нее ответственность на себя. Опыт у Декарта – шире, чем опыт внешнего мира или опыт-эксперимент. Важнейшие свойства и истины, принадлежащие нашему сознательному существованию(напр.,свободу воли), мы постигаем именно "на опыте".Как и Т.Гоббс к истиному познанию вещей, а вот религиозные взгляды похожи на Декартовские. Единство Бога и природы, выражаемое в идее единой, вечной и бесконечной субстанции. Бесконечно многообразные вещи чувственного и умопостигаемого мира суть модусы – различные состояния единой субстанции. Познавая модусы, мы познаем субстанцию.

Первый род познания есть познание чувственное, называемое также мнением, или воображением. Второй род познания составляет понимание, дающее уже отчетливое представление модусов. Третий и высший род – это интеллектуальная интуиция, или непосредственное усмотрение истины.

Человек должен руководствоваться в своей деятельности исключительно разумом.Совершенство, разумность выражаются в ряде законов, которым подчиняется мир и познание. Субстанциальное единство мира на уровне истин разума, т.е. порядок и полнота иерархии идеального мира, обозначается категорией Бога. В понимании Л., Бог – актуальная бесконечность человеческого духа, полная реализация чистого познания, которое не осуществимо для индивида. Схожие взгляды имел Спиноза.Отрицание теории врожденных идей Декарта, включая идею Бога. Все знание приобретается нами из опыта, который является сугубо индивидуальным, а не результирующим из социального взаимодействия. Опыт по своей структуре состоит из идей – ощущуний и чувственных образов памяти. Внешний опыт состоит из ощущений свойств и восприятий тел, а опыт внутренний, рефлексия, представляет собой познания души о своей собственной деятельности, получаемые через самонаблюдение.

Познание истинно лишь постольку, поскольку идеи сообразны с действительностью.Философия - "познание, достигаемое посредством правильного рассуждения и объясняющее действия или явления из известных нам причин или производящих оснований и, наоборот, возможные производящие основания – из известных нам действий". Рассуждать значит то же самое, что складывать или вычитать.Бог, как создатель, действующий по объективным законам материального мира. В этом плане его взгляды очень походили на взгляды Спинозы.

"Многие вещи управляют людьми – климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи; как результат всего этого образуется общий "дух народа"."Я существую, а следовательно нечто существует вечно".

"Мне свойственно всего лишь человеческое мышление, теологи принимают божественные решения".

Мировая история – это высший суд человеческих мнений. Поскольку все действия людей основываются на каких-то убеждениях, борьба мнений выступает в форме движущего фактора исторического процесса.Он полагал, что государство возникает в результате общественного договора. Платон – «Государство».

Имущественное неравенство закрепляется в неравенстве политическом.

Фундаментальной сущностью человека является свобода, в том числе и свобода быть несвободным, т.е. реализовать себя не в соответствии, а в рассогласовании со своею подлинной природой. Основная характеристика свободы – ее разумность.Человек должен поступать по отношению к другим так, как он хотел бы, чтобы они поступали по отношению к нему.

Парадокс возвещает о границе позитивного тезиса, за которым – антитезис как его противоположность.

Допущение влияния на нравственное сознание социальных факторов: "если законы хороши, то и нравы хороши; если законы и дурны, то и нравы дурны".Первичность, несотворимость и неуничтожимость материи, природы, существующей независимо от человеческого сознания, бесконечной во времени и пространстве. Материя есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства. Движение – это способ существования материи.Человек – продукт самодеятельности природы, ступень в ее развитии, полностью подчиняющаяся объективным законам природы.

Мерило свободы членов общества – благо общества в целом.Мир – совокупность проявлений протяженной, внутренне активной, ощущающей материальной субстанции, видами которой выступают неорганическое, растительное и животное (включающее человека) царства. Человек ("чувствующая", самозаводящаяся машина) отличен от животного лишь большим количеством потребностей и, соответственно, ума, мерилом которого они являются.Философия – это критицизм. Критика - точное выяснение познавательной способности, к которой обращается философия и другие отрасли знания. Метод проверки этой способности и есть критический метод. Суть его не в познании предметов и их свойств, а в исследовании самого познания и его видов – априорных условий возможности познания. Общие для всех познавательные способности: чувственность (трансцендентальная эстетика), рассудок (трансцендентальная аналитика) и разум (трансцендентальная диалектика).С Шеллингом и Гегелем роднит его понимание мира как одухотворенной идейной действительности. Тем не менее, по многим пунктам Фихте относится полемически к названным философам, в особенности к Гегелю. Философия как фундамент всего научного здания. Положения наукоучения(философии): "Я полагает само себя" и " Я полагает не-Я".Переход от самопознания к миропознанию, основанному на принципах кантианско-фихтеанского критицизма.

Знание – необходимый продукт разума, заложенный и организованный природой в человеке.

Принцип единства природы и духа; принцип полярности; принцип развития или творчества природы. Развитие осуществляется в природе как своеобразная "иерархия организаций". Идея абсолютного духа – бесконечно законченного в себе бытия, открывающего себя в процессе познания.

Процесс развития форм индивидуального сознания повторяется и в духовном развитии всего человеческого рода; развитии, в котором постепенно выявляются творческие силы мирового духа, воплощающегося в последовательно сменяющие друг друга образцы культуры. Мир – это органическая целостность, в центре которой – человек. Человек трактуется как единственный, универсальный и высший предмет философии, превращающейся тем самым в антропологию.

Религия – сугубо человеческий факт. "Бесконечная или божественная сущность есть духовная сущность человека, которая, однако, обособляется от человека и представляется как самостоятельное существо".

Разгадку веры следует искать в глубинах человеческой психики, стремлении человека преодолеть собственную конечность и свое бессилие: "То, что человек думает о Боге, – это осознание человеком самого себя".Родоначальник Марксизма, но Как философ Маркс сформировался в значительной степени под влиянием работ Г. Гегеля.Как и Карл Маркс строил всеобщую теорию общества, но не считал Марксовскую доктрину совсем справедливой к событиям реальной истории.Позитивизм есть средняя линия между эмпиризмом (материализмом) и мистицизмом (идеализмом).

Эволюционная теория социального развития в противовес революционной,опирается на четыре принципа: принцип условий существования,принцип единообразия человеческой природы, принцип консенсуса, принцип эволюции.Богатство – это сумма покупаемых и продаваемых на рынке благ. Противопоставление законов производства и законов распределения.Наука суть попытка экономного обращения с опытом. Задача науки – искать константу в естественных явлениях, способ их связи и взаимозависимости. Ясное и полное научное описание делает бесполезным повторный опыт, экономит тем самым на мышлении.

Познание – всего лишь процесс прогрессивной адаптации человека к среде. Природа не содержит "причин" и "следствий",в ней все просто "случается" – и это может быть зафиксировано формулами функциональных взаимоотношений.Философия как строгая наука наподобие позитивных природоведческих дисциплин.

Преодоление дуализма физического и психического, отрыва наук о природе от наук о человеке, раскрытие эффекта воздействия познавательных субъекта, средств наблюдения и т.п. на образ исследуемого объекта. Индивид и среда противопоставлены, но они оба как реальности принадлежат одному опыту. История философии суть история оригинальных концепций выдающихся мыслителей. Философствование есть субъективированное выявление смысла той жизненной ситуации, из которой и вырастает соответствующее философское направление. Философия – это средство логического анализа и постижения всех форм дискурса. Предметом философии выступает логический анализ наук с целью обнаружения конечных структур их материала в виде атомарных фактов, образующих элементарные предложения. В основании всего сущего лежит не материя, а "нейтральный материал", в котором материя стала больше похожа на разум. Принципы философского творчества: 1) противопоставление этического и логического;2) отказ от сомнения в тех областях, где "нельзя спрашивать";3) идея, что "вопросы, которые мы ставим, и наши сомнения основываются на том, что определенные предложения освобождены от сомнения, что они, словно петли, на которых вращаются эти вопросы и сомнения..."Идея о возможной основе единства знания. Предметом философии науки является анализ структуры естественно-научных дисциплин с целью уточнения основных понятий науки при помощи аппарата математической логики.

"Наука представляет собой единство... все эмпирические предложения выразимы в едином языке, а все положения дел относятся к одному виду и познаются с помощью одного метода". Между логикой и опытом нет никакого антагонизма. Проблема познания сущности бытия бессмысленна, ибо предмет философии – не искание истины, но "исследование значения". Перспективная основа общей теории познания – общая теория знаков.Метафизические идеи – а поэтому идеи философские – имели величайшее значение для космологии. Принцип фальсификации (принципиальной опровержимости любого утверждения) в противовес принципу верификации. Принцип "фаллибилизма" – гипотетический характер знания и подверженность ошибкам. История научного познания – это история смелых предположений и их перманентных опровержений.Стадии развития науки: допарадигмальная наука, нормальная наука(парадигмальная),экстраординарная наука (внепарадигмальная, научная революция). Парадигма (дисциплинарная матрица) выступает как совокупность знаний, методов и ценностей, безоговорочно разделяемых членами научного сообщества.Мир, являющийся нам в представлениях, выступает в форме, зависящей от познающей способности субъекта. Судя по проявлениям в видимом мире, мир сам по себе есть не что иное, как мировая воля. Волевой акт субъекта и действие его тела – это не два различных состояния, находящихся между собой в отношении причины и следствия, а одно и то же действие. Мировая воля едина, хотя ее проявления во времени и пространстве бесчисленны, хотя в материи она проявляет себя как множественность отдельных воль, ведущих нескончаемую борьбу друг с другом.Культурно-этический идеал человека – образ человека, преодолевшего самообусловленность собственной естественной природой и достигшего состояния качественно иного существа – ориентированного на идеал радикального и многомерного освобождения человека посредством самотворения, овладения пробужденными им собственными, иррациональными силами. Высший смысл жизнь приобретает исключительно благодаря тому, что она вновь и вновь возвращается, налагая при этом колоссальную ответственность на человека,Душа – субстанциональное начало всех начал или иррациональная совокупность возможностей, которые необходимо осуществить.

История (совокупность образов, наглядных картин, разнообразных символов – плодов "глубинного переживания") и природа (система законов, формул и жестких определений) являют собой два различных вида отображения действительности в картине мироздания.

Уникальность каждой культуры обеспечивается своеобразием ее "души". Культуры уникальны, сменяемы (не преемственны).Свобода должна включать в себя следующее: повинность, служение, обязательство. Три составляющие служения: трудовая повинность, воинская повинность, обязанность вносить духовный вклад в судьбу немецкого народа благодаря знанию.

Неразрывная изначальная связь языка, бытия и человеческого существования.

В стремлении найти смысл бытия и смысл человеческого существования язык становится главной и единственной силой. Понимая язык не лингвистически (как замкнутую автономную систему знаков, действующую но своим собственным, независимым от внешней реальности законам), а онтологически, обнаруживая в словах языка глубокую изначальную бытийную основу, X., по существу, сращивает язык и бытие, обнаруживает их изначальное единство, взаимосвязь и взаимозависимость.В понятие «бытие» включается индивидуальная свобода в качестве его конструктивного элемента. Метод экзистенциального психоанализа, регрессивно-прогрессивный и аналитико-синтетический метод. Феноменологические принципы описания и анализа структур сознания и самосознания человека.

Сфера «абсолютного сознания» как трансцендентальная сфера свободы и условие экзистенции.

Мир, непосредственно обнаруживаемый человеком в его жизненном опыте, есть сложное образование, предварительно (на дорефлексивном уровне) всегда уже структурированное экзистенцией.Идея, согласно которой психопатологические явления, как правило, отражают не столько процесс распада человеческой личности, сколько интенсивные поиски человеком собственной индивидуальности. Любая рационалистически выстроенная картина мира есть не что иное, как иносказательная интеллектуальная интерпретация скрытых душевных стремлений творчески мыслящего индивида.

"Или человек как предмет исследования – или человек как свобода". Классическая проблема бытия Божьего моделируется в категориях экзистенциализма. Божественное бытие трактуется как "акт чистого существования". Трактовка многообразия материального бытия как инспирированного актом Божественного существования имплицитно вводит тезис о том, что все наделенные материальным существованием "вещи также в какой-то степени причастны к нематериальности".

Существование не есть чувственное качество, и мы не имеем никакого чувственного органа для его восприятия. Деструктивность философии Нового времени выступила причиной утери ценностного фундамента средневековой культуры. Значение христианства – оно выразило естественное стремление человека к высшей свободе и его истинное предназначение, заключающееся в труде, служении ближнему, создании ценностей культуры, совершенствовании, милосердии и искуплении грехов.Задача герменевтики – прояснить природу понимания, условия, при которых оно совершается. Основание герменевтического феномена усматривается в конечности человеческого существования. Предрассудок – как пред-суждение вовсе не означает неверного суждения, но, составляя историческую действительность человеческого бытия, выступает условием понимания. Герменевтический феномен рассматривается как своего рода диалог, который начинается с обращения к нам предания, оно выступает партнером по коммуникации, с которым мы объединены как "Я" с "Ты".Язык, текст, дискурс – метафорические обозначения универсального принципа, позволяющего соотносить, взаимосоизмерять и оптимизировать культурные артефакты, которые традиционно полагались качественно разноплановыми.

Идея некоторого опыта-предела, функцией которого является вырвать субъекта у него самого.

Новая антропология – "антропология выражения", призвана "по-новому определить отношение между смыслом и символом, образом и выражением", реодолеть концепты "психологического позитивизма",стремящегося "исчерпать все содержание человека редуцирующим понятием homo natura".Интерпретация мотивов философских размышлений Г.Гегеля, Ницше, Гуссерля, Фрейда, Хайдеггера и др.

История существует лишь постольку, поскольку настоящее как бы "опаздывает по отношению к самому себе".

Тезис первичности знака, а не вещи. Его следствия: 1) язык не может рассматриваться как "выражение" (ре-презентация) молчаливого "переживаемого" (первой презентации). 2) Письменность есть "знак знака", графический знак замещает устный знак, который есть знак вещи.






Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации