Неволина И.Я. Психолого-педагогическая антропология - файл n1.doc

приобрести
Неволина И.Я. Психолого-педагогическая антропология
скачать (1385.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1386kb.08.07.2012 19:55скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования



И.Я. Неволина


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
АНТРОПОЛОГИЯ

Учебно-методическое пособие




Славянск-на-Кубани

2006

ББК 88.8

П 86
Рекомендовано к печати

редакционно-издательским советом СГПИ

Психолого-педагогическая антропология: Учебно-методическое пособие / Авт.-сост. И.Я. Неволина. – Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2006. – 81 с.

Пособие по курсу «Психолого-педагогическая антропология» составлено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, учебной программы. Позволит отработать будущим педагогам навыки объективных процессов и условий развития ребенка, а также сформировать антропологический подход к воспитанию и ответственность за результаты своих педагогических действий.

В содержании работы использованы материалы учебного пособия Максаковой В.И. «Педагогическая антропология» для студентов высших педагогических учебных заведений.

Предназначено для студентов 2 курса факультета ПМНО, специальность «Педагог-психолог».


Рецензенты:

Речицкая Е.Г., кандидат педагогических наук профессор МГПУ;

Юрьева Г.П., кандидат педагогических наук, доцент СГПИ;

Морозов М.Р., кандидат педагогических наук, старший преподаватель СГПИ.

©


Неволина И.Я., 2006

© Издательский центр СГПИ, 2006
СОДЕРЖАНИЕ


Часть I. Учебная программа курса

1. Пояснительная записка…………………………………………………………..….

4

1.1. Назначение психолого-педагогической антропологии и ее место
в системе подготовки специалистов………………………………………...


4

1.2. Квалификационные требования, психолого-педагогические
компетентности……………………………………………………………….


4

1.3. Обоснование структуры учебной дисциплины………………………………

5

1.4. Рекомендации к выполнению различных видов учебных занятий
и критерии оценивания………………………………………………………


6

2. Тематический план учебной дисциплины…………………………………………

7

3. Содержание учебной дисциплины…………………………………………………

8

3.1. Содержание учебного материала……………………………………………...

8

3.2. Содержание практических занятий…………………………………………...

9

3.3. Содержание и виды самостоятельной работы студента……………………..

12

4. Тематика творческих письменных работ…………………………………………..

14

5. Тематика рефератов…………………………………………………………………

15

6. Экзаменационные вопросы…………………………………………………………

16

7. Критерии оценивания студентов на экзамене……………………………………..

17

Часть II. Руководство к организации самостоятельной подготовки студентов
по изучению дисциплины «Психолого-педагогическая антропология»

Пояснительная записка………………………………………………………..……….

18

1. Научно-тематический обзор содержания дисциплины по первому модулю
«Человек как предмет педагогической антропологии»…………………………..


19

1.1. Рекомендации для самостоятельной подготовки к рейтинговому контролю
по первому модулю…………..………………………………………………….…

20

2. Научно-тематический обзор содержания дисциплины по второму модулю
«Развитие человека как научная проблема»………………………………………

45

2.1. Рекомендации для самостоятельной подготовки к рейтинговому контролю
по второму модулю…………………………………………………………………

45

3. Научно-тематический обзор содержания дисциплины по третьему модулю
«Культура и воспитание как антропологические феномены»…………………...

55

3.1. Рекомендации для самостоятельной подготовки к рейтинговому контролю
по третьему модулю………………………………………………………………..


56

4. Вопросы тестового контроля……………………………………………………….

74

Литература……………………………………………………………………………..

80


Часть I. Учебная программа курса


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Назначение психолого-педагогической антропологии

и ее место в системе подготовки специалистов
Анализ проблем профессионального педагогического образования показал, что основной их причиной является излишняя акцентированность на владении специальными знаниями по предметам при недостаточном внимании к антропологическому знанию – знанию о человеке. Отсюда непонимание того, что специальные знания по любому предмету являются лишь инструментом воспитания, а не единственной целью педагогической деятельности.

Введение в учебный план курса «Психолого-педагогическая антропология» обусловлено переосмыслением процедуры подготовки будущего учителя с антропологической позиции.

Учебный предмет помогает студенту:

Основными задачами курса являются:

  1. Систематизация и интеграция современных теоретических знаний о человеке, ребенке, его развитии и воспитании.

  2. Погружение студентов в дидактический материал, отражающий антропологические знания с обсуждением на семинарских занятиях.

  3. Оказание помощи студентам в формировании научно обоснованной гуманистической идеологии, осмыслении с антропологических позиций традиционных и инновационных педагогических систем, своего собственного жизненного и педагогического опыта.



1.2. Квалификационные требования,
психолого-педагогические компетентности

В процессе изучения курса «Психолого-педагогическая антропология» студентам предъявляются требования к сформированности первоначальных компетентностей различных уровней.

1. Предметно-знаниевые:


2. Учебно-прикладные (навыки):


3. Коммуникативно-организационные (умения):



1.3. Обоснование структуры учебной дисциплины
Курс «Психолого-педагогическая антропология» как учебная дисциплина предполагает 22 лекционных часа и 14 часов практических занятий. Лекционные часы включают в себя изучение истории антропологии, понятия педагогической антропологии и его современного толкования, социальности и разумности человека, его целостности и противоречивости, пространства и времени развития личности, теоретический анализ проблем развития. На лекциях раскрывается понятие культуры как антропологического феномена, взаимосвязь культуры как явления и культуры человека, анализируется характеристика безупречных педагогических систем. Воспитание рассматривается как человеческий способ бытия и как специально организованная деятельность в связи с требованиями к современному воспитателю.

Курс предполагает разделение на три модуля.

  1. Человек как предмет педагогической антропологии.

  2. Развитие человека как научная проблема.

  3. Культура и воспитание как антропологические феномены.

На семинарских занятиях изучается и анализируется работа К. Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». К каждому семинарскому занятию предполагается выполнение студентами творческой работы, терминологических диктантов.

По завершении изучения материала каждого модуля студенты выполняют тестовые задания и по окончании курса сдают экзамен по дисциплине.

1.4. Рекомендации к выполнению различных видов учебных занятий
и критерии оценивания

Для подготовки студентов к семинарам необходимо составить опорный конспект-схему (таблицу, рисунок, график), обобщив материал лекций и дополнительный материал, отраженный в вопросах и рекомендациях к семинарским занятиям. Оценивается данный вид работы по пятибалльной системе, как наличие конспектов и умений «свернуть» учебный материал, так и умение в устном ответе «развернуть» (раскрыть) «закодированную» информацию.

На семинарских занятиях проводятся терминологические диктанты с целью усвоения базовых понятий, терминов. После их проверки дается анализ теоретических знаний студентов и групповое обсуждение с уточнением при составлении словаря терминов и понятий.

Терминологический диктант оценивается по пятибалльной системе, где критерием является наличие следующих компетентностей студентов:

Творческая письменная работа, выполняемая по заданной педагогом тематике, предполагает реферирование, аннотирование частей педагогического сочинения К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». К реферированию добавляются собственные самостоятельные суждения и выводы, что является наиболее значимым с точки зрения оценивания работы преподавателем.

Творческая письменная работа оценивается по следующим критериям:

Выполнение курсовых работ по учебной дисциплине «Психолого-педагогическая антропология» не предусмотрено в связи с отсутствием достаточного опыта, аналитических возможностей и навыков в самостоятельной работе первокурсников.
По окончании изучения учебной дисциплины студенты с целью самообследования выполняют тестовые задания на компьютере.

Самоэкзамен по учебной дисциплине получают студенты:

Студенты, не выполнившие вышеуказанные требования, сдают экзамен после ликвидации задолженности по всему пройденному материалу.

Компьютерное тестирование позволяет осуществлять итоговый контроль наличия компетентностей. Тестовый материал включает 60 вопросов, составленных по принципу выявления уровня предметно-знаниевых компетенций в овладении:

Каждый вопрос содержит 3 варианта ответа, среди которых имеются абсолютно неверный, правильный и не совсем точный. Задача тестируемого – выбрать правильный ответ из числа предложенных.


2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Раздел, тема

Всего ауд.
часов


Лекций

Практ. занят.

Сам. работы

  1. Введение в педагогическую антропологию.

6

4

2

6

  1. Человек как предмет педагогической антропологии.

6

4

2

6

  1. Развитие человека как научная проблема.

6

4

2

6

  1. Культура как антропологический феномен.

6

4

2

6

  1. Воспитание как антропологический процесс.

6

4

2

6

  1. Воспитание как специально организованная деятельность.

4

2

2

4

  1. Специфика антропологического подхода к «личности» и «индивидуальности» ребенка (К.Д. Ушинский).

2




2

2

Итого:

36

22

14

36



3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Содержание учебного материала




Первый модуль:

«Человек как предмет педагогической антропологии».
Лекция 1. Введение в психолого-педагогическую антропологию (4 часа).

История развития антропологических знаний. Понятие «антропология». Дифференциация антропологических знаний. Философская, религиозная, культурная, психологическая антропология.

Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский о педагогической антропологии. Специфика педагогической антропологии как отрасли современного человековедения, как отрасли естественного знания о человеке (О. Больнов). Интегративный и целостный характер педагогического человековедения.

Актуальность антропологических знаний для теоретической и практической педагогики. Предмет и задачи, формы и методы изучения. Требования К.Д. Ушинского к воспитателю.
Лекция 2. Человек как предмет педагогической антропологии (4 часа).

Человек как биоэнергетическое существо, связанное с Космосом, природой Земли.

Человек как индивид, как единство «материального, чувственного, духовного и рационально-действенного бытия» (Л. Фейербах).

Ребенок как человек. Особенности человеческого организма, «голографическая» целостность, зависимость от культуры и системы воспитания. Синергетичность, активность, пластичность, динамичность. Социальность, разумность человека. Духовность и креативность. Целостность и противоречивость.

Общественное бытие как условие развития человеческой индивидуальности. Сознание и самосознание. Способность преодолевать органические потребности. Духовность человека, ориентация на высшие ценности. Способность осуществлять продуктивную деятельность, создавать и сохранять культуру.

Формы проявления противоречивости, целостности. Грамотные антропологические отношения к ребенку как основа гуманистической педагогической системы.



Второй модуль:

«Развитие человека как научная проблема».
Лекция 3. Развитие человека в пространстве и времени как научная проблема (4 часа).

Филогенез и онтогенез человека. Актуальная проблема развития человека, анализ концепции онтогенеза.

Биоэнергетическая, социогенетическая, персоналистическая ориентации трактовки процесса развития человека. Основные характеристики процесса развития ребенка. Пространство и время человеческого бытия как антропологические понятия.

История овладения человеком пространством и временем своего бытия. Связь этого процесса с развитием ребенка. Оптимизация взаимодействия ребенка с пространством и временем.


Третий модуль:

«Культура и воспитание как антропологические феномены».
Лекция 4. Культура как антропологический феномен (4 часа).

Культура как многоаспектное понятие и предмет научного исследования. Культура как явление. Различные подходы к понятию «культура».

Культура как условие развития человека. Структура культуры. Целостность и противоречивость культуры. Условия взаимодействия человека и культуры. Взаимосвязь различных типов культур с особенностями воспитания детей. Особенности приспособления человека к условиям среды.
Лекция 5. Воспитание как антропологический феномен и педагогический процесс (4 часа).

Воспитание как человеческий способ бытия и профессиональный вид деятельности. Противоречия воспитания как объекта явления. Воспитание и культура. Человек как объект и субъект воспитания. Динамика потребности и способности человека к воспитанию и самовоспитанию. Ребенок в воспитании. Современные цели и задачи воспитания. Гуманистические концепции воспитания.
Лекция 6. Воспитание как специально организованная деятельность (2 часа).

Целостность и противоречия воспитательной деятельности. Духовность, комплексность, динамичность воспитания. Дифференцированный характер организации воспитательной деятельности.

Характеристика безупречных антропологических воспитательных систем.

Требования К.Д. Ушинского к современному воспитателю. Взгляды К.Д. Ушинского на воспитание, счастье и возможности ребенка.

3.2. Содержание практических занятий




Первый модуль:

«Человек как предмет педагогической антропологии».
Занятие 1. Актуальность антропологизации современной педагогики.

Цель: определить сущность понятия «педагогическая антропология».

Термины, понятия: антропология; педагогическая антропология; культурная, социальная, структурная, психологическая антропология.

Теоретическая часть

  1. Идеи И. Канта, имеющие значение для современного педагогического мировоззрения.

  2. Взгляды К.Д. Ушинского на педагогическую антропологию. Актуальность и противоречивость взглядов К.Д. Ушинского на основании анализа содержания «Предисловия» работы «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».


Литература

  1. Бим-Бад Б.М. О перспективах возрождения педагогической антропологии // Советская педагогика. – 1988. – №11.

  2. Куликов В.Б. Педагогическая антропология. – Свердловск, 1998.

  3. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Предисловие. Педагогические сочинения: В 6 т. – М., 1990. – Т. 5, 6 (часть физиологическая).

  4. Максакова В.И. Педагогическая антропология. – М., 2001.


Занятие 2. Человек как предмет педагогической антропологии и живое биоэнергетическое существо.

Цель: определить сущность понятия «человек» как самого значимого элемента этого мира.

Термины, понятия: душевная память; физическое воспитание; «голографичность»; целостность человека.

Теоретическая часть

  1. Физиология развития человека. Особенности человеческого организма.

  2. Привычки и навыки как усвоенные рефлексы.

  3. Дифференциация антропологических знаний.


Литература

  1. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. – М., 1959.

  2. Ушинский К.Д. Человек как предмет педагогической антропологии. Опыт педагогической антропологии. Педагогические сочинения: В 6 т. – М., 1990. – Т. 5, 6 (часть физиологическая).

  3. Питирим О. Тело, душа, совесть // Человек. – 1990. – №1.

  4. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. – М., 1990.



Второй модуль:

«Развитие человека как научная проблема».
Занятие 3. Развитие человека как научная проблема.

Цель: определить связи физиологии человека с психологией.

Термины, понятия: развитие; сознание; чувства; память; воображение; рассудок; воля; филогенез; онтогенез.

Теоретическая часть

  1. Переход от физиологии к психологии. Внимание, представления, забвение как процессы.

  2. Воображение человека, рассудочный процесс и образование понятий человека.

  3. Пространство и время развития человека.


Литература

  1. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М., 1964.

  2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собрание сочинений: Т. 3. – М., 1982.

  3. Зинченко В.П. Проблемы психологии развития // Вопросы психологии. – 1991. – №№ 4, 5; 1992. – №№ 5-6.

  4. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. – М., 1957.

  5. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Педагогические сочинения: В 6 т. – М., 1990. – Т. 5, 6 (часть психологическая, гл. 18).



Занятие 4. Онтогенез и филогенез человека.

Цель: определить сущность понятия «развитие» как эволюция (филогенез) и как становление (онтогенез).

Термины, понятия: филогенез; онтогенез; эволюция; созревание; биоэнергетическая, социоэнергетическая, персоналистическая, объяснительные ориентации.
Теоретическая часть

  1. Филогенез человека.

  2. Особенности онтогенеза человека.

  3. Анализ различных концепций онтогенеза.


Литература

  1. Ахундов М.Д. Концепция пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. – М., 1982.

  2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. – М., 1982. – Т. 3.

  3. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. – Киев, 1994.

  4. Кон И.С. Ребенок и общество: историко-этнографическая перспектива. – М., 1988.

  5. Максакова В.И. Педагогическая антропология: Учеб. пособие для студ. – М.: Изд. центр «Академия», 2001.




Третий модуль:

«Культура и воспитание как антропологические феномены».
Занятие 5. Культура как антропологический феномен.

Цель: закрепить понятие «культура» и выявить влияние духовных особенностей человека на рассудочный процесс.

Термины, понятия: культура; культура личности; информационный, технологический, аксиологический аспекты культуры; субкультура; чувства (удовольствие, влечение, отвращение, гнев, доброта, страх, смелость, стыд, совесть, удивление, сомнение, уверенность).

Теоретическая часть

  1. Влияние духовных особенностей человека на рассудочный процесс. Противоречия в мышлении.

  2. Чувствования, стремления человека к общественному и родовому существованию. Душевные чувствования и их разделение.


Литература

  1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1996.

  2. Бёрнс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.

  3. Библер В.С. Школа «диалога культур» // Советская педагогика. – 1988. – №11.

  4. Старовойтенко Е.Б. Духовное влияние как основа воспитания и саморазвития личности // Психологический журнал. – 1992. – № 4.

  5. Максакова В.И. Педагогическая антропология. – М., 2001. – С. 23 – 161.


Занятие 6. Воспитание как антропологический процесс.

Цель: определить требования к современной системе воспитания и к воспитателю.

Термины, понятия: типы темперамента; гуманистические концепции; воспитательный процесс; воспитание как явление, концепция.

Теоретическая часть

  1. Воля как желание, переход в убеждения и решения.

  2. Образование характера. Врожденный темперамент. Влияние впечатлений жизни.


Литература

  1. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. – 1977. – №4.

  2. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс // Избранные педагогические сочинения. – М., 1998.

  3. Старовойтенко Е.Б. Духовное влияние как основа воспитания и саморазвития личности // Психологический журнал. – 1992. – Т. 13. – №4.


Занятие 7. Воспитание как специально организованная деятельность.

Цель: определить характеристики антропологически безупречных систем.

Термины, понятия: система; педагогическая система; природосообразность; стили педагогической деятельности; среда; педагогическая технология; функция; референтное лицо; креативность; педагогические позиции; индифферентная среда; стремления; эффективность воспитания; счастье.
Теоретическая часть

  1. Воспитание как специально организованная деятельность. Характеристика воспитательной деятельности.

  2. Характеристика антропологически безупречных педагогических систем.

  3. Требования к современному воспитателю.

  4. Стремление к счастью: значение целеполагания.

  5. Воля, слабости, привычки. Конспектирование работы К.Д. Ушинского.


Литература

  1. Гузеев В.В. Образовательная технология: От приёма до философии. – М., 1996.

  2. Гузеев В.В. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. – М., 1998.

  3. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. – М., 1989.

  4. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебник для студентов педагогических вузов. – М., 1999.

  5. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 2000.

  6. Геницианский В.И. Индивидуальность как предмет педагогической антропологии // Советская педагогика. – 1991. – №9.

  7. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.

  8. Максакова В.И. Педагогическая антропология. – М., 2001. – С. 23 – 161, 183 – 185.

  9. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Педагогические сочинения: В 6 т. – М., 1990. – Т. 5, 6 (часть психологическая, гл. 18).



3.3. Содержание и виды самостоятельной работы студента
В процессе изучения предмета «Психолого-педагогическая антропология» разработаны и используются следующие формы контроля самостоятельной работы студентов:

График контроля самостоятельной работы студентов



n/n

Наименование разделов, тем

Трудо-
емкость выпол-нения


Сроки начала выполн.

(нед.)

Форма предьяв-ления

Сроки представления

(нед.)

1

Введение в пед. антропологию.

История понятия "антропология". Дифференциация антропологических знаний. Педагогическая антропология и его современное толкование. Требования К.Д. Ушинского к воспитателю.

6

1

ТД, ТК

3

2

Человек как предмет педагогической антропологии.

Человек как биоэнергетическое существо. Социальность и разумность человека. Духовность и креативность. Целостность и противоречивость. Ребенок как человек. Физическое воспитание по К.Д. Ушинскому.

6

3

РЛ, ТД

5

3

Развитие человека как научная проблема. Филогенез человека. Онтогенез. Анализ концепций онтогенеза. Пространство и время развития человека. Анализ проблем развития человека. Младенец глазами К.Д. Ушинского.

6

5

РЛ, ТД

7

4

Культура как антропологический феномен. История понятия "культура". Культура как явление. Культура и человек. Особенности приспособления человека к условиям среды.

6

6

ТД, ТР

8

5

Воспитание как антропологический процесс.

Воспитание как человеческий способ бытия. Противоречия воспитания. Динамика потребности и способности. Гуманистические концепции воспитания.

6

7

ТД, ТР

9

6

Воспитание как спец. организованная деятельность.

Духовность, комплексность, динамичность, дифференцированность воспитательной деятельности. Взгляды К.Д. Ушинского на воспитание, счастье и возможности ребенка.

6

8

РЛ, ТР

10

7

Специфика антропологического подхода к личности.

Систематизация представлений К.Д. Ушинского о врожденных органических и душевных стремлениях человека. Принципы эффективного воспитания. Виды пространства и времени бытия человека.

4

9

РЛ, ТР

11

8

Выполнение тестового контрольного задания (самоконтроль).

4

11

ТК

13


4. ТЕМАТИКА ТВОРЧЕСКИХ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ


  1. Требования К.Д. Ушинского к воспитателю.

  2. Задачи педагога по сохранению здоровья и работоспособности ребенка.

  3. Младенец глазами К.Д. Ушинского.

  4. Особенности приспособления человека к изменяющимся условиям среды.

  5. Воспитание трудолюбия и воли ребенка.

  6. Признаки отличия человека от животного с точки зрения К.Д. Ушинского.

  7. Дифференциация антропологических знаний. Философская, педагогическая, психологическая, культурная антропология.

  8. Характеристика человека как биоэнергетического существа.

  9. Социальность, разумность, духовность, креативность человека как общественно-исторического существа.

  10. Целостность, голографичность, противоречивость человека как организма, личности и индивидуальности.

  11. Ребенок как человек. Отличия в проявлении общечеловеческих черт активности, динамичности, духовности, креативности.

  12. Привычки как усвоенные рефлексы. Нравственное и педагогическое значение привычек.

  13. Процесс внимания. Ассоциация представлений.

  14. Память и ее значение в развитии человека.

  15. Привычки и навыки как усвоенные рефлексы.

  16. Нравственное и педагогическое значение привычек.

  17. Участие нервной системы в акте памяти.

  18. Процесс внимания и его разновидности.

  19. Память как психофизический процесс.

  20. Память как результат сознательной жизни, ее педагогическое значение.

  21. Воображение как движущаяся память и изобретательность.

  22. Особенности детского воображения в игре.

  23. Филогенез как эволюционный процесс.

  24. Особенности онтогенеза. Неравномерность, рядоположенность, активность, противоречивость человека.

  25. Биоэнергетическая, социоэнергетическая, персоналистическая, историко-эволюционная концепции онтогенеза (сравнительный анализ).




5. ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ


  1. Основные понятия «Физиологической части» работы К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».

  2. Особенности человеческого организма с точки зрения современной науки.

  3. Значение привычки в жизни ребенка. Задачи воспитателя в процессе формирования привычки.

  4. Физическое воспитание с точки зрения К.Д. Ушинского.

  5. Факторы развития человека в психологической части работы К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».

  6. Произвольные и непроизвольные процессы развития психических явлений.

  7. Значимость игры для развития ребенка.

  8. Особенности и механизмы развития сознания.

  9. Способы овладения ребенком пространством и временем.

  10. Ведущие задачи педагога в развитии ребенка как существа разумного, духовного, целостного.

  11. Эмоциональная сфера человека и его чувства.

  12. Представления К.Д. Ушинского о характере и воле человека.

  13. Усовершенствование власти души над телом и удовлетворение стремления человека к свободе (К.Д. Ушинский).

  14. Взгляды К.Д. Ушинского на значение воспитания по формированию характера ребенка.

  15. Характеристика модели человека К.Д. Ушинского.

  16. Основные принципы эффективного воспитания по К.Д. Ушинскому.

  17. Системное представление К.Д. Ушинского о врожденных органических и душевных стремлениях человека.

  18. К.Д. Ушинский о природе человека.

  19. Ребенок как предмет анализа в работе К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».

  20. Реализация К.Д. Ушинским целостного подхода к воспитанию человека и ребенка.

  21. Актуальность работы К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».

  22. Возрастные изменения человека.

  23. Специфика антропологического подхода к понятиям «личность», «индивидуальность» ребенка.

  24. Виды пространства и времени бытия человека как объект педагогического внимания.

  25. Детская и юношеская субкультура как фактор воспитания.

  26. Анализ конкретной системы продуктивного воспитания.

  27. Современные инновации в сфере воспитания.


6. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ


  1. История понятия «антропология».

  2. Дифференциация антропологического знания.

  3. Современное толкование педагогической антропологии.

  4. Человек как предмет педагогической антропологии.

  5. Человек как живое биоэнергетическое существо.

  6. Социальность и разумность человека.

  7. Духовность и креативность человека.

  8. Целостность и противоречивость человека.

  9. Филогенез человека.

  10. Особенности онтогенеза человека.

  11. Анализ различных концепций онтогенеза.

  12. Пространство и время развития человека.

  13. Педагогические выводы анализа проблем развития человека.

  14. Культура как антропологический феномен.

  15. История понятия «культура».

  16. Культура как явление. Пласты, типы культуры.

  17. Культура и человек.

  18. Воспитание как антропологический процесс и способ бытия.

  19. Воспитание как специально организованная деятельность.

  20. Характеристика антропологически безупречных систем и требования к современному воспитателю.

  21. Существенные свойства растительного организма.

  22. Физиологическая потребность в отдыхе и сне.

  23. Привычки и навыки как усвоенные рефлексы.

  24. Связь физиологии и психологии.

  25. Процесс внимания человека, его разновидности.

  26. Память. Свойства и значение памяти.

  27. Воображение как движущаяся память.

  28. Образование понятий времени, пространства, числа.

  29. Рассудок. Влияние душевных и духовных особенностей человека на рассудочный процесс.

  30. Противоречия духа и мышления.

  31. Рассудок и разум. Сознание.

  32. Стремления человека к сознательной деятельности.

  33. Практическое значение душевных чувствований и их разделение.

  34. Воля. Различные теории воли.

  35. Воля как власть души над телом. Воля как желание.

  36. Процесс перехода желаний в убеждения и решения.

  37. Образование характера. Темперамент.

  38. Факторы образования темперамента: влияние врожденного темперамента.

  39. Влияние внешней среды на образование темперамента.

  40. Воля как стремление к свободе.

  41. Значение целеполаганий в жизни человека.

  42. Слабость воли. Происхождение склонностей.

  43. Склонность к привычке.

  44. Склонность к подражанию.

  45. Идентификация.

  46. Склонность к развлечениям.

  47. Выводы по теории К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».

  48. Требования к современному воспитателю.

  49. Задачи педагога по сохранению здоровья и работоспособности ребенка.

  50. Младенец глазами К.Д. Ушинского

  51. Особенности приспособления человека к изменяющимся условиям среды.

  52. Признаки отличия человека от животного с точки зрения К.Д. Ушинского.

  53. Значение и актуальность педагогического сочинения «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».

  54. Возрастные изменения человека.

  55. Психолого-педагогические особенности детей младшего, среднего школьного возраста, юношеского периода.

  56. Специфика антропологического подхода к понятиям «личность», «индивидуальность» ребенка.

  57. Детская и юношеская субкультура как фактор воспитания.

  58. Целостный подход к воспитанию ребенка.

  59. Значимость игры для развития ребенка.

  60. Способы овладения ребенком пространством и временем.


7. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СТУДЕНТОВ НА ЭКЗАМЕНЕ
В оценке знаний, умений и навыков студентов рекомендовано использовать следующие критерии.

При проведении занятий преподаватель имеет право по собственному усмотрению выбирать организационные формы работы со студентами и читать запланированные темы в расширен­ном варианте или излагать вопросы, не включенные в тематический план.


  1   2   3   4   5   6


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации