Ответы по социологии управления - файл n1.doc

приобрести
Ответы по социологии управления
скачать (646 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc646kb.08.07.2012 19:55скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5

  1. Объект и предмет социологии управления. Место социологии управления в системе знаний об управлении.



Объектом С.У. выступает социальное управление, т.е. управление в обществе, представляющее собой взаимодействие управляющих и управляемых субъектов в процессе которого вырабатываются и реализуются программы эффективного функционирования различных социальных общностей.

Объект С.У. включает:

1) реальные процессы С.У.;

2) методы и механизмы, достижения целей и задач;

3) социальную информацию о процессах С.У., с помощью метода эмпирического социального исследования.

Предметом С.У. выступает изучение деятельности субъектов управления по разработки решений направленных на реализацию основных направлений социальной политики.

Две группы правления:

- выявление социальных проблем. Выработка и принятие решений. Разработка программ социальной политики.

- изучение организма деятельности управляемых субъектов по осуществлению принятого решения.

С.У. изучает закономерности функционирования социальных отношений в процессе управления, проблемы социального взаимодействия внутри организации, между руководителем и подчиненными.

Категории С.У.:

1) социальное управление, представляет собой взаимодействие управляемых и управляющих субъектов, в связи с выявлением актуальных проблем, разработкой и принятием управленческих решений направленных на эффективное функционирование социальных общностей.

2) социальное воздействие, определении специфики социального воздействия. Разная по содержанию, объему, направлению.

3) социальная организация: управление с помощью сознательно-организованной системы, устойчивой социальной структуры.

4) управленческая деятельность, нахождение средств и способов осуществления цели.

5) управленческие отношения: в процессе управления обе стороны находятся в постоянных связях друг с другом и вступают в управленческие отношения.

Функции С.У.:

- познавательная (анализирует отношения и социальные связи в процессе управления);

- прогностическая (дает образ, проект управленческой деятельности, оценка ситуации);

- интегративная (общие механизмы функционирования субъектов управляемой деятельности).

Задачи С.У.:

- познание социальных законов и закономерностей управления, основных принципов;

- организация управления на основе выявленных законов, с целью ее оптимизации.
Место С.У. в системе знаний об управлении. Проблемы управления в социологической науке.

Социология как наука об обществе, позволяет получать достоверную информацию об обществе в целом и о проблемах социальных групп и общества а также знание социологии могут помочь повлиять на социальные процессы и изменять их в нужном направлении.

Т.к. общество — это сложный социальный организм, поэтому в социологии выделяют социальные уровни:

1) Теоретическая и эмпирическая социологии;

2) Макро и микро;

3) Прикладная и фундаментальная;

4) Общая и отраслевая социологии.

Социология, как особая отрасль, начинает формироваться в XX в. Причинами отделения С.У, от социологии:

- социальная значимость управленческих процессов в обществе;

- накопленный общий социологией объем знаний в области управления.

Т.о. С.У. — это результат взаимодействия теории управления, общей социологии, кибернетики, менеджмента.


  1. Основные теоретико-методологические подходы к социологическому анализу процессов управления.

Среди важнейших общенаучных методологических подходов выделим исторический (рассматривающий явление в генезисе);

сравнительный (выявляющий общие и специфические свойства, этапы становления и развития одного и того же явления); системный (исследующий социальное явление в виде социальной системы);

комплексный (ориентированный на междисциплинарный синтез для получения многостороннего и целостного изучения сложно организованных объектов).

Исторический подход требует изучения социальной действительности как изменяющейся во времени и пространстве, как процесса, который подчинен определенным закономерностям. Одна из главных особенностей исторического подхода – утверждение идеи социального прогресса. Социальные явления развиваются по объективным законам, от низших форм к высшим. Используя исторический подход, необходимо ответить на вопросы, как возникло явление, какие этапы прошло в своем развитии, каковы причины пере- хода данного явления от одного состояния в другое и чем стало данное явление на последующей стадии своего развития. Сравнительный подход представляет собой стратегию исследования, целью которого является выявление общих и специфических свойств однородных или разнородных социальных явлений.

Обращение к сравнительному подходу предполагает постановку и решение ряда следующих вопросов:

1) возможно ли в принципе сравнение тех или иных социальных явлений;

2) каковы критерии, основания сопоставления явлений или свойств одного и того же феномена;

3) что и как (с помощью какого измерительного инструмента) будет измеряться;

4) какова выборка, то есть необходимо определить качество и количество реально существующих объектов, которые должны быть подвергнуты изучению. Подчеркнем основные требования к использованию систем- ного подхода: выделение той или иной системы из окружающего мира и определение взаимосвязи между ней и средой; определение составных элементов системы; рассмотрение отношений между элементами и определенной структурой системы; анализ функций элементов по отношению к системе; выявление системообразующих связей; определение механизма функционирования системы. Комплексный подход (в западной социологии он получил на- звание «триангуляция») предполагает применение в одном исследовании различных познавательных средств (методов, техник, инструментов, теорий), присущих разным дисциплинам, в целях многостороннего и целостного изучения сложно организованных объектов. Если основное содержание системного подхода раскрывается через его основные понятия (система, системообразующие связи, окружающая среда, уровни системы и т.д.), то основное содержание комплексного подхода – с помощью основных принципов (многосторонности, единства исходных представлений об объекте исследования, базовой дисциплины, системной организации предмета исследования, совместимости знаний, интеграции частных результатов в единый целостный результат и др.).



  1. Основные теоретические школы социологии и их теоретико-методологическая связь с социологией управления. Труды О. Конта, Э. Дюркгейма,К. Маркса, М. Вебера, Т. Парсонса, П. Сорокина и других классиков социологической мысли.




Вклад направления

Представители

Эмпирическая школа (с 1885 г.)

Управленческая деятельность – это искусство, а не наука. Эффективные пути может подсказать только практический опыт и интуиция.

П. Друкер

Саймонс

Форд

«Одномерные» учения об управлении

Школа научного управления (1885—1920 гг.)

1. Создание научного фундамента взамен старых сугубо практических методов работы.

2. Научное исследование каждого отдельного вида трудовой деятельности.

3. Использование научного анализа для определения оптимальных способов выполнения задачи.

4. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач.

5. Утверждение менеджмента в качестве самостоятельной формы деятельности, науки.

6. Рациональное управление предприятием «снизу».

7. Систематическое использование материального стимулирования.

8. Отбор работников и их обучение.

9. Отделение планирования, координации и контроля от самой работы.

Ф. Тейлор

Ф. Гилберт

Г. Гантт

Вебер

Г. Эмерсон

Г. Форд

Г. Грант

О.А. Ерманский

Классическая (административная) школа управления (1920—1950гг.)

1. Развитие принципов управления.

2. Развитие функций управления.

3. Систематизированный подход к управлению всей организации

А. Файоль

Л. Урвик

Д. Муни

А. Слоун

А.Гинсбург

А.Гастев

Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук (1930г—1950 гг)

1. Использование приемов управления межличностными отношениями.

2. Применение наук о человеческом поведении.

М. Фоллетт

Э. Мэйо

Мак Грегор

Ликерт


1. Французский ученый Огюст Конт считается родоначальником социологии. СОЦИОЛОГИЯ, по его мнению, должна быть позитивным изучением совокупности фундаментальных законов, охватывающих социальные явления, которые рассматриваются во. взаимосвязи:

Также О.Конт сформулировал закон трех стадий прогресса человеческого общества в соответствии с развитием человеческого разума: теологическая. метафизическая. позитивная.
2. Решающее продвижение по пути сочетания теоретического и эмпирико-методологического компонентов социологического знания осуществил основатель французской социологической школы Эмиль Дюркгейм (1858-1917). Для него предмет социологии есть общество как объективная совокупность институтов, определяющих тип солидарности, изучать который следует на основе социальных фактов, выявляемых с помощью объективных методов. Объективный метод в социологии предполагает существование социальных фактов как способов действий, распространенных во всем обществе и принудительных по отношению к индивиду; их можно выявить, опираясь на теоретически обоснованные способы получения эмпирических данных. Исследование Дюркгеймом типов и причин самоубийства стало образцом теоретически ориентированного эмпирического исследования.

3. Карл Маркс (1818-1883) сформировался как мыслитель и революционер в Германии и Франции, а большую часть жизни работал в Англии над «Капиталом». На возникшее буржуазное общество он смотрел с позиций посткапитализма и доказывал, что оно уже находится в глубочайшем кризисе и рождает из себя новое, социалистическое общество. Он резко критически относился к социологическим учениям Конта и Спенсера как буржуазным. Уже к середине 40-х годов он создал свое социологическое учение, которое назвал материалистическим пониманием истории. Согласно этому учению, глубинной причиной развития общества служат не идеи, а материальные производительные силы. На базе различных способов производства возникают разные общественные формации, или типы общества. Непосредственной движущей силой истории является борьба антагонистических классов, которая должна завершиться возникновением бесклассового, коммунистического общества как высшей социальной целостности. Следовательно, предмет марксистской социологии составляет общество как органическая система, которая развивается в направлении целостности через классовую борьбу и революции

4. В творчестве немецкого социолога Макса Вебера (1864-1920) проблемы методологии приобрели, по сути, определяющее значение для понимания предмета социологии. По Веберу, главная задача социологии состоит в том, чтобы понять внутренние смыслы своих объектов (будь то общество, организация или индивид), их значения для людей; это должна быть не позитивистско-описательная, а понимающая социология. Поэтому для Вебера предмет социологии есть целостная совокупность смыслов социальных действий, значений социальных отношений и их структур для субъектов действий. Эти значения выявляются с помощью процедур типизации эмпирической реальности (ее сопоставления с идеальными типами) и другими способами. Исследование Вебером роли протестантизма и его этики в развитии капитализма продемонстрировало высокую продуктивность такого подхода.

5. Классик американской социологии XX в. Талкотт Парсонс (1902-1979) в своих теоретико-методологических исследованиях полагал, что предмет социологии составляют системы социального действия, специфичные для каждого общества и выявляемые с помощью структурно-функционального подхода. В этом определении, не принадлежащем самому Парсонсу, а полученном из его характеристики собственных исследований, предмет социологии замыкается на методологию структурно-функционального анализа. А сама эта методология опирается на исходное положение о таком соотношения теории и эмпирических фактов, в котором истинная теория соответствует фактам, а факт есть эмпирически проверяемое утверждение о явлениях в терминах концептуальной схемы. Концептуальная же схема строилась Парсонсом как максимально универсальная.

6. Сорокин Питирим Александрович
В работе «Система социологии» П.А. Сорокин даёт следующее определение: «Социология представляет науку, которая изучает жизнь и деятельность людей, живущих в обществе себе подобных, и результаты такой совместной деятельности». П.А. Сорокин выделяет три аспекта изучения общества, а именно, с точки зрения:

его строения и состава

данных в нем процессов или его жизнедеятельности

происхождения и развития общества и общественной жизни.

Социологию П.А. Сорокин разделяет на теоретическую и практическую. Теоретическая социология включает в себя социальную аналитику (изучение строения социальных явлений и комбинаций социальных явлений), социальную механику (изучающую процессы взаимодействия людей и тех сил, которые вызывают эти взаимодействия), и социальную генетику или генетическую социологию (исторические тенденции развития общества). Практическая социология — это, фактически, социальная политика. Её задача — опираясь на законы теоретической социологии управлять социальными силами в соответствии с поставленными целями.

Говоря о методе социологии, П.А. Сорокин отмечает, что он должен быть приближен к методу естественных наук, то есть иметь в своей основе наблюдение и измерение, а не метафизические рассуждения о «психической реальности», которую нельзя непосредственно наблюдать и измерить. Для этого социология должна изучать только акты поведения, доступные наблюдению и измерению.


  1. Структурно-функциональный подход к обществу и управлению. Понятия социальных функций, дисфункций, латентных функций; взаимосвязь структуры и функции. Работы Р. Мертона.



Мы намеренно представили Р. Мертона как сторонника и структурного, и функционального подходов. Действительно, в 1949 г. он опубликовал работу «Парадигмы для функционального анализа» и явился миру социальных наук как последовательный приверженец функционализма. Но в 1975-м он написал книгу «Структурный анализ в социологии» и предстал теперь уже как структуралист. Это говорит о том, что Р. Мертон, как и многие другие современные социологи, рассматривает структурный и функциональный анализ как два метода, естественно дополняющие друг друга и друг другу не противоречащие.

Социальная жизнь представляется сторонникам структурно-функционального подхода как огромное множество разнообразных, разноуровневых взаимодействий людей, их переплетение и взаимовлияние. Все социальные позиции индивидов и групп в иерархии общества, понимаемые как суммарные внешние (социальные) связи и взаимоотношения, классифицирующиеся по различным индивидуальным и групповым признакам, и называются социальной структурой общества. Она помогает определить место, социальное положение, позицию, статус и роль каждой социальной группы и личности, каждого структурного элемента.

► Социальные функции – это то, что производится, пополняется структурными элементами. В то же время они характеризуют положение, статус каждого элемента в социальной структуре.

Таким образом, разделение общественной жизни на структуры и функции элементов становится весьма условным: то, что с одной точки зрения определялось как структура, может быть представлено как функция, и наоборот. Например, назначение офицера на вышестоящую должность можно понимать как изменение его социального статуса и как выполнение им новых функций; его статус можно считать набором функциональных обязанностей, а сумму его должностных обязанностей можно представить как его положение в системе власти, как социальный статус.

Каждая социальная система, по представлениям структурных функционалистов, должна отвечать определенным требованиям структурной и функциональной необходимости, или так называемых структурно-функциональных императивов. Основными императивами являются:

приспособление системы к окружающей среде (адаптация);

организация межличностного общения между его членами;

обеспечение контроля и профилактики конфликтов.

Поведение личности в такой системе определяется ее социальным статусом и социальной ролью.

Иерархическое построение статусов имеет мотивационное значение, толкающее индивида к достижению все более высокого статуса, так как это вознаграждается увеличением социальных льгот, социального престижа. Деятельность индивидов на своих социальных позициях в соответствии с их социальными ролями служит не только удовлетворению их индивидуальных потребностей, но и исполнению общественно-полезных функциональных императивов.

Сторонниками структурно-функционального анализа в современной социологии кроме Р. Мертона являются Т. Парсонс, А. Гидденс, Н. Луман и др.

Дисфу́нкция — социологическое понятие, означающее некорректное выполнение определённой функции. Другими словами, «социальная деятельность или институт имеет дисфункции тогда, когда некоторые из её или его последствий препятствуют другой деятельности или другому институту».

Латентные Функции - внешне не проявляющиеся (скрытые) функции социального института или лиц, представляющих его.


  1. Управленческий анализ основных социальных структур: малые группы, социальные слои (страты), организации, институты.



Малая группа - это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов" (6, с. 227). Другими словами, малыми группами называются только те группы, в которых индивиды имеют личностные контакты каждый с каждым. Представим себе производственную бригаду, где все друг друга знают и общаются между собой в ходе работы, - это малая группа. С другой стороны, коллектив цеха, где работники не имеют постоянного личного общения, - это большая группа. Об учениках одного класса, имеющих друг с другом личный контакт, можно сказать, что это малая группа, а об учениках всей школы - что большая.

Малая группа может быть как первичной, так и вторичной в зависимости от того, какой тип взаимоотношений существует между ее членами; что же касается большой группы, то она может быть только вторичной. Многочисленные исследования малых групп, проведенные Р. Бейзом и Дж. Хомансом в 1950 г. и К. Холландером и Р. Миллсом в 1967 г., показали, в частности, что малые группы отличаются от больших не только размерами, но и качественно иными социально-психо-логическими характеристиками. Различия в некоторых характеристиках малых и больших групп можно представить себе так:

Организация

Организация - это такой вид кооперации людей, который отличается от других социальных групп сознательностью, предсказуемостью и целенаправленностью

Во-первых, организация обозначает некоторую деятельность по вй работке новых норм, налаживанию устойчивых связей, а также координации усилий отдельных членов социальной группы. Эта деятельность лучше всего характеризуется словом "организовывание". Иначе говоря, это деятельность, направленная исключительно на достижение эффекта синэргии путем обеспечения условий для согласованных действий, кооперации и интеграции индивидов в группе. Например, руководитель организует производственный процесс. Это означает, что он должен расставить людей по рабочим местам таким образом, чтобы обеспечивалась непрерывность и быстрота выполнения операций. Кроме того, он должен обеспечить взаимозаменяемость и установить нормы выработки, режим рабочего дня, взаимодействие рабочих участка и поставщиков и т.д. Эта деятельность называется организацией производственного процесса.

Во-вторых, организация часто понимается как атрибут какого-либо объекта, его свойство иметь упорядоченную структуру. Это значит, что социальный объект имеет некоторое внутреннее строение и состоит из частей, определенным образом связанных. Обычно термин "организация" в этом смысле применяется для различения организованных и неорганизованных структур. Говорят, в частности, что какая-либо группа организована, если в ней существуют устойчивые социальные роли (т.е. каждый выполняет свою часть общего дела), правила, регулирующие поведение людей, а также упорядоченные связи с окружающими группами.

В-третьих, под организацией понимается искусственно созданная социальная группа институционального характера, выполняющая определенную общественную функцию. Банк в этом отношении представляет собой организацию, члены которой участвуют в выполнении функции накопления, распределения и упорядоченного использования денег, а школа - организацию, коллектив которой участвует в выполнении функций передачи знаний молодому поколению и его социализации.

Все три значения понятия "организация" тесно связаны между собой. Всякая организованная группа (третье значение этого понятия) должна формироваться в ходе ее "организовывания", т.е. деятельности по формированию ее внутренней структуры, системы коммуникации, культурных особенностей, а также по распределению социальных ролей. Очевидно, что когда такая организованная группа оформится, то она будет обладать тем внутренним качеством, которое мы назвали организованностью.

Термин «институт» происходит от латинского слова institutum — установление, устройство. В социологию этот термин пришел из юриспруденции, где под ним понималась совокупность юридических норм, регулирующих социально-правовые отношения в той или иной сфере (например, институтами назывались собственность, наследование, брак и т.п.). В социологии понятие «социальный институт» приобрело значение особого типа устойчивой регламентации социальных связей, отношений и организационных форм социального регулирования поведения субъектов.

Институциональный аспект функционирования социума является традиционной областью интересов социологической науки. Классики социологии (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер и др.) рассматривали институты с позиций их роли в поддержании порядка в обществе. Уже социальная статика О. Конта в качестве основных элементов, поддерживающих согласие и порядок в обществе, рассматривала институты, верования и моральные ценности. Термин «социальный институт» впервые в социологической науке употребил Г. Спенсер. Он придавал огромное значение институциональным порядкам и считал, что необходимость формирования социальных институтов обусловлена борьбой за существование общественного организма в условиях эволюции.

Э. Дюркгейм, как и Конт, видел функции социальных институтов в поддержании солидарности. К. Маркс понимал институты как исторически сложившиеся структуры, обусловленные производственными отношениями. В качестве таких форм организации и регулирования социальной деятельности он анализировал частную собственность, разделение труда, майорат и другие институты. М. Вебер считал, что социальные институты должны изучаться в той форме, в какой они являются значимыми для индивидов. Поскольку в его представлении общество становится все более рациональным, то именно рациональное действие имеет значение. В качестве структурного компонента рационально организованного капиталистического предприятия Вебер рассмотрел институт бюрократии.

Понятие «социальный институт» занимает центральное место в структурно-функциональном анализе. Т. Парсонс строит модель общества как систему социальных отношений и социальных институтов. Социальные институты — это ценностно-нормативные комплексы, регулирующие поведение индивидов. В качестве устойчивых конфигураций они образуют статусно-ролевую структуру общества. Именно нормативно-ролевая институциональная структура обеспечивает социальный порядок в обществе, его стабильность и интеграцию. Структурно-функционалистское представление о социальных институтах является наиболее разработанным в западной и отечественной социологии.

Несмотря на то, что каждая социологическая теория, в центре которой находилось понятие института, давала ему свое определение, в целом, сложилось понимание социальных институтов как исторически обусловленных форм организации и регулирования общественной жизни, обеспечивающих относительную устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества.

К числу существенных признаков социального института можно отнести:

1) выделение определенного круга субъектов, вступающих в процессе деятельности в отношения, приобретающие устойчивый характер;

2) определенную организацию;

3) наличие специфических социальных норм и предписаний, регулирующих поведение людей;

4) наличие социально значимых функций института.

Там, где дифференциация групп принимает иерархический характер, возникает социальная стратификация. Термин «стратификация» пришел в социологию из геологии, где «страта» означает геологический пласт. Стратификация может быть определена как структурированная система социального неравенства, в которой индивиды и социальные группы ранжированы в соответствии с занимаемым в обществе социальным статусом.

Исходные стратификационные понятия составляют понятия статуса и роли, поскольку они позволяют позиционировать индивида или группу в системе стратификации, существующей в обществе.

Статусом называют позицию человека или группы в той или иной иерархии, связанную с другими позициями через систему прав и обязанностей. Иерархии можно выстраивать по разным основаниям, например, экономическим, профессиональным, обладанием властью и т.д. Соответственно, получим:

экономический статус (уровень дохода).

социально-профессиональный статус (уровень образования и квалификации, должностное положение и позиции на рынке труда);

трудовой статус (условия и содержание труда, степень его автономии);

властный статус (влияние, господство, авторитет).

Каждый человек (группа) одновременно занимает «ступеньки» на множестве социальных лестниц и обладает, таким образом, сразу множеством статусов. Статусная группа — ряд лиц, занимающих одинаковый статус в обществе и ведущих сходный образ жизни, но не образующих реальной группы.

Совокупность всех статусов, занимаемых человеком, называют статусным набором (Мертон). Несовпадение уровня разных статусов индивида или группы называют статусным рассогласованием (несоответствием, неконсистентностью или декомпозицией статусов). Статусы делятся на приписанные (ascriptive), (прирожденный и признанный обществом или группой: пол, национальность, раса и др.) и достигнутые (achieved), или приобретенные (путем усилий, например: муж, студент, банкир, нищий и др.). Важно оговорить, что приписанные статусы (пол, возраст, национальность) интересуют социологию, если они становятся источником социальных различий (например, если представители коренной национальности занимают лучшие профессиональные позиции на рынке труда или если женщины получают более низкое вознаграждение за труд по сравнению с мужчинами), т.е. когда они преломляются в достигнутых статусах.

Изменение статуса выражается понятием социальной мобильности.

Модель поведения, ориентированная на данный статус, — это роль (динамическая сторона статуса). Роль характеризуют, например, социальные нормы. С каждым статусом ассоциируется ролевой набор, который формирует набор социальных отношений.

Стратификационный критерий — это основание, по которому производится выделение той или иной статусной группы. С каждым из стратификационных критериев связаны особые способы детерминации и воспроизводства социального неравенства. Так, например, экономическая стратификация фиксирует неравенство с помощью следующих критериев:

размеры получаемых доходов;

достигнутый уровень жизни;

масштабы накопленной личной собственности;

масштабы контролируемого производственного капитал



  1. Институциональный подход в социологии управления.


Институционализм — направление социально-экономических исследований, в частности рассматривающих политическую организацию общества, как комплекс различных объединений граждан — институций (семья, партия, профсоюз и т.д.)
Институциональный подход

Понятие институционализма включает в себя два аспекта: «институции» — нормы, обычаи поведения в обществе, и «институты» — закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений.

Смысл институционального подхода состоит в том, чтобы не ограничиваться анализом экономических категорий и процессов в чистом виде, а включить в анализ институты, учитывать внеэкономические факторы.

Методология институционализма

В работах институционалистов не встретишь увлечения сложными формулами, графиками. Их аргументы обычно основаны на опыте, логике, статистике. В центре внимания не анализ цен, спроса и предложения, а проблемы более широкого плана. Их волнуют не чисто экономические проблемы, но экономические проблемы во взаимосвязи с социальными, политическими, этическими и правовыми проблемами. Сосредоточив внимание на решении отдельных, как правило, значимых и актуальных задач, институционалисты не выработали общей методологии, не создали единой научной школы. В этом проявилась слабость институционального направления, его неготовность разработать и взять на вооружение общую, логически стройную теорию.


  1. Системный подход в социологии управления. Работы Т. Парсонса.



К концу ХХ ст. системный подход к обществу стал одной из ведущих методологических парадигм и получил применение в социологии, которая осмысливала общество как специфический вид системы, который не сводится к системам другой природы. Американский социолог Толкотт Парсонс (1902-1979) определял общество как систему отношений между людьми, основанных на нормах и ценностях, образующих культуру.

Главный тезис Т. Парсонса заключается в том, что общество представляет собой сложную систему социальных элементов (групп, институтов, индивидов), находящихся в состоянии активного взаимодействия, направляемого системами ценностей, имеющих априорное происхождение. При этом система для Т. Парсонса — это любой устойчивый комплекс повторяющихся и взаимосвязанных социальных действий. Потребности личности выступают переменными в социальной системе.

Важную роль в теоретической схеме Т. Парсонса играет понятие социального порядка, под которым он подразумевает взаимозависимость между компонентами, входящими в систему. Понятие структура охватывает устойчивые элементы строения социальной системы.

Т. Парсонс полагал, что источники социального самодвижения надо искать во внеэкономических факторах, господствующий среди которых — мораль. Именно система моральных ценностей, разделяемых людьми, позволяет интегрироваться им в общество, которое на следующем этапе оказывается представленным во взаимодействии социальных институтов, при этом производственная деятельность выступает лишь частным аспектом этого взаимодействия.

Отношения структурных единиц строятся на основе функций, обеспечивающих выживание общества как целого. Т. Парсонс выделил четыре вида таких функций: адаптация (проблема рациональной организации и распределения ресурсов), целеориентация (проблема определения целей), интеграция (проблема сохранения внутреннего единства системы — обязательных норм, правил и т. д.), поддержание образца (проблема мотивации и согласования личных мотивов с целями и ценностями общества). Каждой соответствует своя подсистема (экономика, политика, институты социального контроля, социализация) и социальные институты (заводы, банки, партии, государство, семья, школа, религия).

Нормы Т. Парсонсом рассматривались в качестве важнейших средств регуляции социальных процессов, осуществляющих функцию интеграции. Значительное внимание уделялось рассмотрению ролей, главной функцией которых выступает адаптация, касающаяся отношений между системой и средой. Чтобы существовать и развиваться, система должна контролировать среду. Адаптация осмысливалась с позиций выживания системы.

Развивая теорию социального действия, Т. Парсонс выделил три класса элементов и мотивации действия: когнитивный (идеи, информация об объектах, которые являются целью действия); категорический (эмоциональное отношение к объектам) и оценочный (оценка альтернатив действий). Все элементы действия становятся социальными через процесс взаимодействия. При этом социальное взаимодействие включает в себя такие аспекты:

множество взаимодействующих единиц;

множество правил или иных «культурных кодов», которые организуют ориентацию единиц и само взаимодействие;

система или процесс взаимодействия как такового;

среда, в которой эта система действует и с которой происходит регулярный взаимообмен.


  1.   1   2   3   4   5


    Объект и предмет социологии управления. Место социологии управления в системе знаний об управлении
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации