Реферат Организация как система - файл n1.doc

Реферат Организация как система
скачать (334 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc334kb.08.07.2012 19:52скачать

n1.doc

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА (ФГОУВПО «РГУТИС»)

ИНСТИТУТ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА (Г. МОСКВА) (ФИЛИАЛ)

Реферат
по дисциплине: «Теория организации

на тему: «Организация как система»


2010 г.

Москва


Оглавление





Оглавление 2

Введение 3

1.Организация как система 4

1.1.Типология организаций 4

1.2.Характеристика организации как системы 11

1.3.Социальные и социально-экономические системы 15

Заключение 23

Список литературы 24



Введение



Системный подход к организации представляет собой в боль­шей степени способ мышления по отношению к организации и управления ею. Организацию следует рассматривать как основ­ную единицу рыночной экономики, где принимаются управленче­ские решения, направленные на развитие всего сообщества.

Организация представляет собой систему как совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостность, и в то же время сознательно координируемое социальное образование с оп­ределенными границами, имеющее специфический набор взаимо­увязанных целей. Организация, как правило, является открытой системой, так как взаимодействует с внешней средой неограни­ченное число раз. В любой организации реализуются три ключевых процесса: получение ресурсов из внешней среды, трансформация ресурсов в готовый продукт (или услугу) и передача его во внеш­нюю среду.

Организация как система координации поведения людей обе­спечивает процесс достижения целей. Деятельность участников организации реализуется в рамках структуры и зависит от эффек­тивности связей, установленных между ними. Для того чтобы ор­ганизация эффективно выполняла свои функции по достижению целей, используют мотивацию, стимулирование, власть, лидерст­во, управление конфликтами, организационную культуру и др.

  1. Организация как система

1.1.Типология организаций



Исследование различных видов организаций (технических, биологических, общественных, экономических, социальных, со­циально-экономических, политических, культурных, религиозных и др.) осуществляется в рамках такой дисциплины, как системология, основные параметры которой приведены на рис. 1.

Принципы организации, отраженные на рис. 2, свидетельст­вуют о том, что среди них можно выделить как общие, так и част­ные принципы, а также ситуационные.

ориентации

Рис. 2. Принципы организации

Системный подход к рассмотрению особенностей организаций позволяет классифицировать их по сходным признакам или па­раметрам для выработки общих методов анализа хозяйственной деятельности, совершенствования управления и регулирования.

По правовой форме выделяют четыре типа организаций:

1) юридическое лицо — организация, у которой есть печать, рас­четный счет в банке, имеющая в собственности обособленное имущество, отвечающая по своим обязательствам этим имуще­ством, которая может от своего имени осуществлять имущест­венные и личные неимущественные права,

Рис. 1 Параметры системологии
выполняет возло­женные обязанности, имеет самостоятельный баланс, может быть истцом и ответчиком в суде и зарегистрирована в органах власти, на то уполномоченных;

  1. неюридические лица — подразделения организации (части
    юридического лица, не подлежащие регистрации);

  2. неюридическое лицо — предприниматель без образования
    юридического лица (подлежит регистрации);

  3. неформальная организация граждан — объединение людей,
    не связанных между собой формальными договоренностями
    о правах и обязанностях (не регистрируются в государственных
    органах).

Всем отмеченным формам организаций присущи общие черты:

Классификации организаций проводятся по различным при­знакам. Например: по размеру, по форме собственности, по ис­точникам финансирования, по признаку формализации, по отно­шению к прибыли, по организационно-правовой форме и др. Так, выделяют следующие организации:

Общественные организации создаются для удовлетворения социальных потребностей и интересов членов общества: полити­ческие партии, союзы, блоки, правозащитные организации и др. Осуществляют добровольно общественную деятельность, напри­мер, «Экология и мир», «Столичное собаководство», «Гринпис», «Союз потребителей» и пр.

Хозяйственные организацииудовлетворяют потребности инди­видуума и общества путем хозяйственно-производительной дея­тельности. Они подразделяются на производственные, научно-производственные, посреднические и др.

Правительственная организация(ПО) — такой статус дает­ся официальными органами власти федерального или местного уровней. К правительственным организациям относятся органи­зации, зафиксированные в Конституции РФ, указах Президента РФ, например: министерства, федеральные агентства, Админист­рация Президента РФ, префектуры, районные управы и пр. На эти организации распространяются различные привилегии и оп­ределенные жесткие требования (привилегии — финансирование, льготы, социальное обеспечение; требования — государственный чиновник не имеет права возглавлять коммерческие структуры, использовать привилегии в целях собственной выгоды либо лич­ной выгоды своих сотрудников).

Неправительственные организации — это организации, которые не имеют статуса ПО.

Коммерческие организации — организации, ставящие своей це­лью получение прибыли в интересах учредителей или акционеров. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (ГК РФ) к ним относятся хозяйственные товарищества и общества, про­изводственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Некоммерческие организации ставят своей целью удовлетворение общественных потребностей. Несмотря на то, что цели их носят некоммерческий характер, они могут заниматься предпринима­тельством и получать прибыль, идущую на текущие расходы. Полученная прибыль идет не учредителям, а используется на развитие организации, прибыль не облагается налогом. В соответствии с ГК РФ к некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные, благотворительные и другие фонды, ассоциации, союзы и учреждения.

Бюджетные организации— источником финансирования та­ких организаций является государственный бюджет или бюджет какого-либо государственного органа. Бюджетные организации освобождаются от многих налогов, в том числе от НДС.

Небюджетные организации сами изыскивают источники финан­сирования, в том числе источником финансирования может быть бюджет, а инвестором — бюджетная организация.

По форме собственности организации различают государствен­ные, муниципальные, частные и организации со смешанной фор­мой собственности.

Государственные и муниципальные организации полностью или частично находятся под контролем государственных или муници­пальных органов власти.

Частные организации — это организации, созданные индиви­дуальными предпринимателями — товарищества, кооперативы, фермерские хозяйства, а также созданные за счет взносов акционе­ров — акционерные общества, хозяйственные товарищества и др.

Организации со смешанной формой собственности образуются на основе сочетания различных форм собственности: государствен­ной, частной, иностранной. Например, акционерное общество, наряду с участием государственного капитала, привлекает част­ные, в том числе и иностранные, инвестиции.

По уровню формализации различают формальные и нефор­мальные организации.

Формальные организации— это зарегистрированные в установ­ленном порядке общественные и хозяйственные организации. Это объединения людей, связанных договором о своих правах и обя­занностях. Формальные организации могут иметь статус юридиче­ского или неюридического лица.

Неформальные организации— незарегистрированные в государ­ственных органах власти. Это объединения людей, не связанных между собой формальными договоренностями о правах и обязан­ностях, они не регистрируются в государственных органах, созда­ются на базе общих интересов в области культуры, быта, спорта и др. (например, группа туристов, объединение друзей бега и т. п.). Признак формирования неформальной организации — появлениепрямая соединительная линия 15прямая соединительная линия 14 неформального лидера, что увеличивает шансы перерастания не­формальной организации в формальную.
    1. Характеристика организации как системы



Свойства организации как системы проявляются в следующих характеристиках:

Организация представляет собой систему как совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостность, и в то же время сознательно координируемое социальное образование с оп­ределенными границами, имеющее специфический набор взаимо­увязанных целей. Организация, как правило, является открытой системой, так как взаимодействует с внешней средой неограни­ченное число раз. В любой организации реализуются три ключевых процесса: получение ресурсов из внешней среды, трансформация ресурсов в готовый продукт (или услугу) и передача его во внеш­нюю среду.

Организация как система координации поведения людей обе­спечивает процесс достижения целей. Деятельность участников организации реализуется в рамках структуры и зависит от эффек­тивности связей, установленных между ними. Для того чтобы ор­ганизация эффективно выполняла свои функции по достижению целей, используют мотивацию, стимулирование, власть, лидерст­во, управление конфликтами, организационную культуру и др.

Ресурсы. Основные ресурсы, необходимые организации, — это люди (человеческие ресурсы), энергия, капитал, материалы и ин­формация. Цели всякой организации (производственной или об­служивающей) включают трансформацию ресурсов.

Взаимодействие с внешней средой. Одной из самых значимых характеристик организации является ее взаимодействие с внешнейсредой. Ни одна организация не может быть абсолютно закрытой системой. Организация зависит от внешней среды как в отноше­нии своих ресурсов, так и в реализации продуктов своей жизне­деятельности. Внешняя среда включает все силы и институты, с которыми организация сталкивается в своей оперативной или стратегической деятельности: экономические условия, законода­тельство, систему ценностных ориентиров, уровень технологий, конкурентов. Внешняя среда никогда не бывает стабильной, по­этому мало знать сущность своей «среды обитания» и природы ее изменений, надо уметь реагировать на эти изменения, а еще луч­ше — предвидеть или создавать изменения внешней среды, необ­ходимые для развития организации.

Горизонтальное разделение труда. Важной характеристикой для любой организации является степень разделения труда, которая зависит от масштабов предприятия и уровня ее специализации. Разделение всех видов деятельности в организации на элементы работ обычно называется горизонтальным разделением труда. Оно направлено на специализацию функций работников организации. Например, выделение таких видов деятельности, как планирова­ние, организация, координация, учет, контроль или создание под­разделений по технологическому признаку — маркетинг, снабже­ние, производство, сбыт.

Подразделения. Любая сложная организация состоит из под­разделений, которые выполняют конкретные задания и доби­ваются конкретных специфических целей. Такие подразделе­ния часто называются отделами или службами. Как и целая организация, частью которой они являются, подразделения представляют собой совокупность людей, деятельность кото­рых сознательно координируется для достижения общей цели подразделения, вписывающейся в цели функционирования ор­ганизации в целом.

Вертикальное разделение труда. Деятельность организации основана на иерархии управления, которая представляет собой управленческую подсистему организации. Вертикальное разделе­ние труда отделяет координацию как самостоятельную функцию. Деятельность одних людей по координированию работы других людей и составляет сущность управления организацией.

Необходимость управления. Цель развития (или просто функ­ционирования) организации рассматривается в качестве ориенти­ра, выравнивающего индивидуальное целеполагание работников, и связей, обеспечивающих взаимодействие работников в процессепрямая соединительная линия 13прямая соединительная линия 12прямая соединительная линия 11прямая соединительная линия 10прямая соединительная линия 9 делегирования полномочий и ответственности. Для достижения данных целей задачи подразделений и работников организации должны быть взаимоувязаны (сбалансированы) посредством вер­тикального разделения, иерархии полномочий и ответственности, поэтому функция управления является существенно важной со­ставляющей деятельности любой организации.

Организация как процесс, как функция управления связана с большим количеством разнообразных видов деятельности.

Для нормальной работы любая организация должна:

Главными элементами любой организации являются люди, ко­торые в свою очередь представляют собой сложные и многофак­торные системы, управляемые на основе адаптивных механизмов. Поэтому важно, чтобы персонал организации сочетал различные типы личностей и в то же время был профессионально пригодным для достижения поставленных целей стратегического развития ор­ганизации.
    1. Социальные и социально-экономические системы



По определению организация представляет собой прежде всего совокупность людей, объединенных стремлением к дости­жению общей цели. Наличие человека в организации делает ее социальной, а стремление людей к достижению экономических целей — еще и экономической.

Для того чтобы социальная система могла обеспечивать дости­жение поставленных целей, необходима управляющая подсистема, находящаяся внутри организации или за ее пределами. Таким об­разом, организационную систему можно разделить на две подсис­темы: управляющую и управляемую.

В управляющей подсистеме можно выделить два блока: блок постановки целей и блок регулирования. Функции управляющей системы выполняет, как правило, система органов управления (определение видения, миссии, целей, содержания стратегиче­ского плана, координация в реализации плана, учет и контроль).

Управляемая подсистема, как правило, состоит из трех блоков: основная деятельность, вспомогательная деятельность и блок по обслуживанию деятельности.

Общая схема взаимодействия организационной системы с внешней средой и взаимодействия управляющей и управляемой подсистем представлена на рис. 3.

Рис. 3. Взаимодействие подсистем

Социально-экономические системы относятся к открытым системам. Они активно взаимодействуют с внешней средой, обме­ниваясь с ней ресурсами и продуктами своей жизнедеятельности.

Рассматриваемые системы имеют границы, которые опреде­ляются пределом распространения внутреннего управляющего воздействия самой системы. А в качестве внешней среды системы выступает область, не находящаяся под контролем лица, прини­мающего решение.

Модель состава свойств организации представлена на рис.4. Из него следует, что свойства хозяйственной организации какпрямая соединительная линия 8прямая соединительная линия 7прямая соединительная линия 6прямая соединительная линия 5 системы — это сочетание качеств не только социально-экономи­ческих, проявляющихся в их сложности, связности и организован­ности, но и требующих управления в условиях неопределенности внешней и внутренней среды организации.
Рис. 4. Сочетание свойств организации

Связность как свойство взаимной зависимости процессов пре­образования ресурсов в полезные результаты определяет границы социально-экономической системы и позволяет выделить ее из среды. Факторы изменения параметров связности позволяют опре­делить условия, необходимые для выделения социально-экономи­ческих систем различного масштаба. Эти условия следующие:

В этом смысле можно выделить три типа социально-экономи­ческих систем: система на уровне хозяйства России; система на уровне региона; система на уровне предприятия.

В теории социально-экономических систем свобода выбора лица, принимающего решения по преобразованию элементов входа в элементы выхода, рассматривается как неопределенность деятельности, представляемая в трех параметрах — последователь­ность, состав операции и время на их выполнение. Способы оцен­ки неопределенности деятельности зависят от исследования.

Представление о сложности системы обычно связывается с коли­чеством элементов и связей между элементами. В то же время сложность социально-экономической системы оценивается не путем анализа числа и характера связей, а с помощью анализа разнообра­зия свойств и их распределения в частях социально-экономической системы. То есть сложность организации выражается отношением двух динамических процессов, охватывающих систему в целом: процесс непрерывного изменения состава свойств, которые можно встретить у элементов системы, и процесса непрерывного перерас­пределения этих свойств между элементами системы.

Поэтому сложность можно рассматривать как динамическое свойство, которое характеризует изменение разнообразия свойств элементов системы и распределения этих свойств по элементам. Если все элементы системы различны, то степень сложности сис­темы высока.

Чем больше потенциально возможных связей известно лицу, принимающему решения, тем больше возможностей в деятельно­сти организации отыскать и реализовать такие действия, которые обеспечат наибольший прирост уровня реализации ее функции. Доля известных связей является основным, но не единственным фактором, определяющим управляемость1 социально-экономиче­ской системы, поскольку существует множество наборов потенци­ально возможных связей.

В этом отношении управляемость социально-экономической системы тем выше, чем больше шансов у лица, принимающего решения, выявить этот эффективный набор связей.

С ростом числа связей естественным образом усложняется сис­тема. Но если нарастание сложности самой системы идет быстрее, чем нарастание числа фактически реализуемых связей, с помощью которых она снимается, то в этом случае социально-экономическая система справится с нарастанием сложности более эффективно.

Можно выделить основные уровни социальных систем: все конкретно-историческое общество (например, российское); сооб­щества, представляющие собой объединения людей меньшего по­рядка (нации, сословия, социальные и этнические группы, элиты, поселения); организации в их правовых формах, предусмотренных Гражданским кодексом РФ; уровень подразделений организаций.

Если в основу классификации положить административно-терри­ториальные показатели, то следует выделить три уровня: Федерация,прямая соединительная линия 4прямая соединительная линия 3прямая соединительная линия 2 субъекты РФ (республика, край, область, национальный округ, ав­тономная область, города федерального значения), муниципаль­ные образования (город, поселок, село, деревня, хутор).

Другая классификация основана на определении сфер обще­ственной жизни: экономической, политической, социальной и духовной. Причем духовная сфера, избыточная с точки зрения целесообразности (мораль, религия, нравственность, идеология, мировоззрение), определяет развитие общества не менее жестко, чем сугубо материальные факторы, определяющие развитие соци­ально-экономических систем.

Если говорить о развитии, то необходимо отметить, что его на­чалом являются случайные изменения, которые, с одной стороны, открывают новые возможности, а с другой — снижают устойчи­вость системы, что приводит к изменениям системообразующих факторов социально-экономических систем. К таким факторам можно отнести следующие:

Несмотря на то, что деятельность человека является цементи­рующим фактором всех подсистем организации, каждый элемент организации качественно определен и специфичен. Это означает, что экономическая подсистема в силу своих специфических черт об­ладает особенностями, отличающими ее от социальной подсистемы и любой другой, входящей в совокупность подсистем организации.

Специфика социальных отношений заключается в том, что они возникают из взаимодействий, направленных на достижение раз­ного рода ценностей.

Под социальными отношениямипонимаются отношения между людьми и их объединениями в целях обеспечения личных и обще­ственных потребностей. Они складываются между индивидуума­ми, между ними и общественными структурами разных масштабов, вплоть до общества в целом. Выделяют следующие разновидности социальных отношений.

Трудовые отношения, которые складываются в сфере труда. Они связаны с обеспечением общественных и личных потребностей, касающихся использования труда, и возникают как между инди­видуумами (работниками), так и между ними и различными обще­ственными структурами — фирмами и другими организациями — носителями функций работодателя, их службами и должностными лицами, учреждениями профессиональной подготовки, службами занятости и трудоустройства, государственными и муниципальны­ми органами, выполняющими функции, связанные с занятостью и трудоустройством.

Управленческие отношения, предусматривающие распорядитель­ство, координацию и исполнение. Ошибочно считать их волевыми или специфически экономическими, политическими или идеоло­гическими отношениями. Начальник и подчиненный, руководи­тель и руководимый — социальные субъекты, а значит, и отношения между ними носят социальный характер, и, как любые социальные отношения, они складываются с учетом социального статуса, кото­рый различен у руководителей и подчиненных ему сотрудников.

Стремление получить благо и ценности по применяемым мето­дам, приемам у этих субъектов тоже будет разным в зависимости от того, в какой области и в отношении чего осуществляется управле­ние — в производстве (товары и услуги), в организации профессио­нальных и общеобразовательных учреждений (повышение знаний обучающихся), в науке (знания и технологии), в здравоохранении (сохранение и восстановление здоровья) и т. п.

Социальные отношения проявляются в социальной жизни и деятельности. Главная особенность социальной жизни — взаимо­действие индивидуумов, образующих посредством своих связей и отношений социальные общности.

Социальная жизнь тесно связана с другими формами проявления общественной жизни — экономической, политической и духовной.

Социальная подсистема организации представляет собой одну из ведущих подсистем организации, включающую совокупность ин­дивидуумов, малых и больших групп, профессиональных, статус­ных, национальных слоев, неформальных сообществ, объединен­ных социальными отношениями и специфическими интересами, а также ценности, мотивы и ожидания.

Каждый человек как элемент социальной подсистемы имеет определенный круг общения и входит в какую-либо группу, прив­нося в нее свои интересы и ценности, обретая в группе определен­ный статус.

Социальный статус характеризует место индивидуума в орга­низации. Здесь следует отметить предписанный статус, который навязан человеку социумом и не зависит от усилий и заслуг лич­ности. Подобный статус может быть обусловлен местом рождения, происхождением и другими обстоятельствами. Приобретенный, или достигнутый, статус определяется усилиями самого индиви­дуума. Выделяют также естественный и профессионально-долж­ностной статусы, которые фиксируют социальное, экономическое положение человека (учредитель предприятия, работодатель или лица, работающие по найму, менеджеры и рядовые исполнители, администраторы и специалисты).

Человек, имеющий определенный статус, вольно или невольно играет соответствующую роль в организации. Совокупность ролей, обусловленных статусом, называют ролевой подсистемой.

Интерес как избирательная направленность индивидуума или социальной группы на приобретение тех или иных знаний (опыта) или выполнение той или иной деятельности является активным источником изменений в организации.

С одной стороны, интересы — причина действий или поступков людей, с другой — человек (социальная группа) может действо­вать вопреки собственным интересам. Интересы человека, хотя и порождены общественными условиями, базируются на ценно­стных ориентациях, составляющих внутренний мир личности. Их реализация побуждается мотивами, которые должны учитываться менеджером в процессе управления.

Ценность выражает собой особое социальное отношение, бла­годаря которому потребности и интересы человека переносятся из мира идей в мир вещей, предметов, услуг и духовных ценностей, придавая им определенные социальные свойства. Различают цен­ности материальные и духовные.

Индивидуальные ценности обладают ценностным значением в первую очередь для конкретной личности. Они обусловлены воспитанием, образованием и жизненным опытом конкретного человека.

Групповые, или коллективные, ценности формируются и утвер­ждаются в процессе совместной деятельности людей и имеют значимость для сплочения группы вокруг них, позволяя членам группы идентифицировать себя с ней и идентифицировать саму группу во внешней среде.

Ценностные ориентации индивидуумов и социальных групп, с одной стороны, имеют национальную окраску, а с другой — оказывают влияние на формирование национальных, классовых и об­щечеловеческих ценностей в обществе.

Развитие организаций, сопровождаемое изменениями, испыты­вает мощное сопротивление со стороны социальной подсистемы именно в силу проявления ориентации работников, отстаивающих свои интересы, статусы и ценности.

Заключение


Организационные системы постоянно развиваются как в силу того, что в них возникают новые потребности, так и потому, что меняются внутренние и внешние условия функционирования. Это приводит к изменению не только связей между элементами ор­ганизации, но и характеристик организационной системы в целом и самого субъекта управления в частности, поскольку в системе с развитой иерархической структурой различия между субъектом и объектом управления условны. При этом выделяют обычно сле­дующие управленческие функции:

Основная функция управления организацией заключается в обеспечении взаимодействия различных элементов и подсистем.

Различные организационно-экономические системы отлича­ются составом входящих элементов, типом межэлементных свя­зей, характером и уровнем обмена с внешней средой. Но общим является активное взаимодействие с внешней средой в части как получения из нее необходимых ресурсов, так и передачи во внеш­нюю среду продуктов своей жизнедеятельности.

Системный подход в отношении организации заключается в рассмотрении организации как единого целого, обособленного от остального мира и состоящего из взаимосвязанных между собой частей.

Эти системы относятся к числу организационных, по­скольку, кроме технических систем, в их состав входят группы людей.

Список литературы





  1. Лапыгин Ю.Н. Теория организаций: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА – М, 2009;

  2. АкимоваТ.А. Теория организации. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008;

  3. Шеметов П.В. Теория организации: Курс лекций. – М. :Академический проект, 2009;

  4. Федотова Н.Н. Организационная структура управления предприятием. – М.: ТК Велби, 2007;

  5. Парахина В.Н. ,Федоренко Т.М. Теория организации. – М.: КНОРУС, 2007;

  6. Лапыгин Ю.Н. Системное управление организацией. – М.: МЭСИ, 2009

1Управляемость — это такое свойство социально-экономической системы, которое определяется долей известных связей и определяет информаци­онные условия согласования интересов.




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации