Реферат - Экологический аудит в РФ - файл n1.doc

Реферат - Экологический аудит в РФ
скачать (295 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc295kb.08.07.2012 19:52скачать

n1.doc


Введение.




Одной из приоритетных задач эколого-экономических исследований является разработка и реализация механизма обеспечения государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации и ее регионов.

Переход на принципы устойчивого развития, обеспечивающего сохранение благоприятного качества окружающей среды предполагает усиление экологической составляющей экономики и объединение экологических и экономических интересов общества на всех уровнях управления.

Мировой опыт показывает, что одним из важных инструментов регулирования политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности является процедура экологического аудита.

Недостаточная изученность данной проблемы, отсутствие качественно разработанных нормативных и методических принципов и подходов внедрения экологического аудита в Российской Федерации, в том числе и в регионах, - все это говорит о том, что проблема развития и становления этого инструмента системы экологического менеджмента в нашей стране является актуальной.

Для решения указанных проблем требуется осуществление комплекса мер на новой методологической основе. Методы и средства, используемые в практике экоаудита, должны постоянно развиваться и совершенствоваться, что требует постановки и проведения соответствующих научно-методических и научно-исследовательских работ. В России исследования в области экологического аудирования ведутся в ряде университетов и научных центров.

Экологическое аудирование может оказать решающее влияние на формирование и развитие рынка разнообразных экологических услуг в Российской Федерации, включая услуги в области экологического менеджмента, экологической сертификации и страхования, финансово-экологического аудита, экологического консалтинга, образования и просвещения.

История появления экологического аудита.




70-80е гг. ХХ века характеризуются ужесточением требований природоохранного законодательства — как в США и Канаде, так и в Западной Европе. Именно поэтому появилась необходимость в создании новых инструментов, регулирующих и систематизирующих природоохранную деятельность предприятия. Одним и таких инструментов стал экологический аудит.

Начальное развитие экологический аудит получил как процедура анализа соответствия компаний требованиям законодательных и нормативных актов. Менеджеры рассматривали аудит как способ подготовки к инспекциям госорганов, как прием, обеспечивающий своевременное выявление несоответствий требованиям законодательных и нормативных актов. При этом подразумевалось, что устранение установленных несоответствий и принятие решений, которые позволят не допускать их в будущем, будут, наряду с подготовкой к дальнейшим изменениям внешних требований, способствовать улучшению устойчивости организации в целом.

В 1989 году Международная торговая палата (МТП) опубликовала документ, заложивший основы внутреннего экологического аудита как процедуры самоконтроля и инструмента внутреннего менеджмента. Внутренний экологический аудит представляет собой элемент системы мероприятий по охране окружающей среды на предприятии и включает в себя систематические проверки, дополненные анализами, тестами и контролем воздействия промышленных процессов на окружающую среду. Экологическое аудирование определялось в нем как углубленный постоянный анализ природоохранительной деятельности предприятия, причём подчеркивался его добровольный характер. Подход, предложенный международной торговой палатой, получил признание у промышленников, поскольку позволял руководителям предприятий обеспечить контроль за состоянием охраны окружающей среды на предприятии, а также контролировать работу предприятия с точки зрения природоохранных нормативов.

В 1990 году Комиссия европейских сообществ (КЕС) выступила с первым проектом обязательных правил экологического аудита. Проект вызвал критику со стороны (МТП), некоторых стран — членов ЕЭС, а также различных международных и национальных организаций. Замечания относились к возможности вмешательства в организацию работы промышленного сектора, обязательности экологического аудита и раскрытия результатов экологического аудита общественности.

В 1991 году КЭС вышла с новыми предложениями, и в октябре 1991 года был создан окончательный вариант правил обязательного экологического аудита. Он предусматривает создание системы природоохранных мероприятий на основании заключения об экологическом состоянии предприятия. Система природоохранных мероприятий включает в себя программу и план природоохранных мероприятий, систему мониторинга за состоянием окружающей среды, систему ведущейся природоохранной документации, периодичность экологического мониторинга. Документация по организации системы природоохранных мероприятий утверждается официальным аудитором. Экологический аудит предприятия проводится с промежутком в один - три года. Отчёты экологического аудита утверждаются официальным аудитором, а их выводы доводятся до сведения властей и общественности. Также коммерческие банки стали использовать экологический аудит в целях предупреждения риска неплатежей по ссудам своих заемщиков и банкротства в связи с их деятельностью, связанной с воздействием на окружающую среду.

Директивой ЕС 1836/93 в 1993 году были утверждены Правила экологического управления и аудита. Компании, реализующие эту систему, имеют право на использование специальной экологической эмблемы. Наряду с Правилами экологического управления и аудита, утверждёнными директивой ЕС 1836/93, в Великобритании разработан и внедрён Стандарт для системы экологического управления BS 7750. Международная организация по стандартизации закончила разработку международных норм экологического управления предприятием ISO 14000.
В России экоаудиторская деятельность впервые официально отмечена в Указе Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий». В разделе «Отраслевые особенности приватизации государственных (муниципальных) предприятий». Программы, утвержденной этим указом, за Госкомимуществом и Минприродой России наряду с прочим закрепляется обязанность по установлению порядка учета экологического фактора и вопросов экологического аудирования.

В 1996 году экологический аудит был отнесен к лицензируемым видам деятельности, а функция органа по лицензированию закрепляется за Минприроды России и его территориальными органами; через год лицензирование поручается Госкомэкологии России, которым, с целью формирования нормативной базы экологического аудита был принят «План первоочередных мероприятий по введению экоаудита в Российской Федерации», в рамках которого подготовлены и введены в действие следующие документы:

- Основные положения экологического аудирования в Российской Федерации.

- Временные правила аттестации экологических аудиторов.

- Временное положение о Комиссии Госкомэкологии России по аттестации экоаудиторов.

Основополагающим документом, регулирующим это направление деятельности, в 1998 г. стал приказ Госкомэкологии России «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России».

Понятие экологического аудита. Типы и виды экологического аудита.


Экологический аудит - инструмент менеджмента, охватывающий систематическую, документированную, периодическую и объективную оценку функционирования организационной структуры, менеджмента и оборудования с целью охраны окружающей среды,

a) способствующий анализу экологической деятельности руководством;

b) оценивающий соответствие политикам компании, в том числе, соответствие нормативным требованиям.

В этом определении все слова являются ключевыми: обязательны и систематический подход к проведению аудита, и объективность (независимость) оценки, и документирование свидетельств, наблюдений и заключения аудита, и периодическое повторение процедуры. В общем случае экологический аудит всегда направлен на предотвращение и сокращение негативного воздействия хозяйственной деятельности (функционирующего предприятия или площадки, где такая деятельность осуществлялась в прошлом) на окружающую среду.
Цель экологического аудита - содействие субъектам хозяйственной деятельности в определении своей экологической политики, формировании приоритетов по осуществлению мероприятий, в том числе предупредительных, направленных на соблюдение установленных экологических требований, а также создание механизма реализации эффективного регулирования природопользования и обеспечения жизнеустойчивого развития.
Объект экологического аудита - хозяйственная и иная деятельность, в том числе и прошлая, связанная с воздействием на окружающую среду, природные объекты, а также результаты такой деятельности.

Основной особенностью воздействия на среду в РФ является существенная разница между контролируемым (декларируемым предприятиями, органами государственного контроля в официальных документах) воздействием и фактическим воздействием производства; декларируемая часть выбросов составляет всего 15-20%.

При проведении экологического аудита проверяются степень соответствия процесса, характера деятельности, процедуры, продукции, системы управления и др. определенным критериям экологическим требованиям, количественным или качественным показателям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и т.д.

Принципы экологического аудита:

- презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

- обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

- комплексность оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

- обязательность учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

- достоверность и полнота информации, представляемой на экологическую экспертизу;

- независимость экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;

- научная обоснованность, объективность и законность заключений экологической экспертизы;

- гласность, участие общественных организаций (объединений), учет общественного мнения;

- ответственность участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.
Предмет экологического аудита:

- виды деятельности, связанные с охраной окружающей среды, природопользованием;

- состояние окружающей среды на производственном, строительном или природном объекте;

- системы управления окружающей средой;

- соблюдение природоохранительного законодательства и установленных экологических требований;

- использование ресурсов;

- процесс обращения с отходами;

- финансовые риски, связанные с ответственностью за нарушение допустимого воздействия и др.

Аудитор в области окружающей среды — лицо, квалифицированное для выполнения аудитов в области окружающей среды.
В зависимости от конкретных целей принято различать следующие типы экологического аудита:

Практически все виды экологического аудита реализуются не только за рубежом, но и в Российской Федерации. Аудит соответствия преобладает в ряде регионов как своеобразная профилактика, обеспечение подготовленности к инспекциям органов государственного экологического контроля; аудит потенциальной ответственности является обязательным требованием западных и международных кредитных организаций и инвесторов, уже становится нормой и для отечественных организаций такого рода. Несколько лет тому назад под эгидой Министерства энергетики были разработаны требования к выполнению энергоаудита, который в ряде случаев рассматривался как обязательная процедура для предприятий отрасли.
Виды экологического аудита.

1. Внутренний экологический аудит

Современное состояние нормативно-технической документации, регламентирующей проведение экологического аудита, позволяет самому предприятию решить вопрос о необходимости его осуществления и провести внутренний экологический аудит, который фактически можно приравнять к экологической оценке воздействия предприятия на окружающую среду и процедуре оптимизации экологически значимой деятельности с использованием внутренних ресурсов предприятия. Однако, согласно проектам различных документов, которые, как можно надеяться, пройдут соответствующую юридическую процедуру утверждения, само понятие внутреннего аудита отойдет в прошлое.

2. Внешний экологический аудит

Этот вид аудита как раз и отражает заложенный в определение экологического аудита тезис о независимой, вневедомственной и квалифицированной оценке, т.е. предполагает привлечение для процесса оценки внешних для данного предприятия юридических и физических лиц. При соответствующей квалификации, авторитетности и известности проводящих аудит организаций и аудиторов это дает возможность повысить имидж предприятия на рынках продукции, инвестиций и т.п.

К организациям и лицам, проводящим внешний аудит, должны предъявляться следующие требования:

- наличие лицензии, присутствие которой говорит о соответствующей квалификации, опыте, технических, специальных юридических знаний и организационных навыков;

- отсутствие фактов участия в распределении прибыли аудируемого предприятия или получения от него материальных вознаграждений, помимо оплаты по договору о проведении аудита;

- невозможность осуществления одновременной или разнесенной по времени разработки аудитором или аудиторской организацией проектной документации по воздействию предприятия на окружающую среду и ее фактической аудиторской проверки;

ответственность (возможно, и финансовая) за корректность результатов, отраженных в заключении экологического аудита;

- конфиденциальность и неразглашение полученной информации и результатов.

Однако, для проведения внешнего экологического аудита промышленное предприятие должно само обеспечивать его эффективность и действенность всеми возможными мерами: предоставлять соответствующую полную информацию, обеспечивать доступ аудиторов на все участки производства, т.е. благоприятствовать осуществлению процедуры на всех ее этапах.

Следует отметить, что проведение экологического аудита не освобождает руководство предприятия от возникающей ответственности в случае выявления каких-либо серьезных нарушений законодательства или нормативных актов, кроме того, предприятие само ответственно за достоверность представленной экологически значимой информации и отчетности.

Инициативный экологический аудит

Инициативный (добровольный) экологический аудит применяется по решению высшего руководящего органа предприятия, определенного регистрационными документами или руководства предприятия, наделенного этим органом соответствующими полномочиями, как правило, в случаях производственной или другой необходимости, а также вследствие причин, изложенных выше.

Обязательный экологический аудит

В то же время, несмотря на принцип добровольности в проведении экологического аудита, заложенный в международных стандартах серии ИСО 14000, в Российской Федерации разработан ряд проектов нормативно-методических документов по организации и проведению экологического аудита, где он рассматривается как обязательная процедура, призванная залатать некоторые прорехи в существующем экологическом и природно-ресурсном законодательстве, связанные с неполным покрытием инвестиционного, инновационного и производственного циклов предприятия государственным контролем в рамках административных методов охраны окружающей среды и управления природопользованием.

Так, по отношению к промышленному предприятию, возможно проведение обязательного экологического аудита в следующих случаях:

- при учете экологических показателей в процессе приватизации;

- по поручению государственных органов Российской Федерации;

- при реализации процедуры банкротства;

- при обязательном экологическом страховании;

- при финансировании реконструкции предприятия за счет бюджетных источников;

- по решению судебных, правоохранительных органов и органов прокурорского надзора;

- по решению лицензионных органов;

- при реализации международных обязательств Российской Федерации, в том числе в рамках процедуры послепроектного анализа, проведение которого предусмотрено Конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте.

Согласно разработанным проектам нормативно-методических документов по организации экологического аудита в России обязательный экологический аудит по поручению государственных органов не может проводиться:

• экологами- аудиторами, являющимися учредителями, собственниками, акционерами, руководителями и иными должностными лицами экономического субъекта, несущими ответственность за его экологическую деятельность и соблюдение бухгалтерской (финансовой) отчетности по этой деятельности, либо состоящими с указанными лицами в близком родстве или свойстве;

• экологическими аудиторскими организациями:

– в отношении экономических субъектов, являющихся их учредителями, собственниками, акционерами, кредиторами, страховщиками, а также в отношении которых эти экологические аудиторские организации являются учредителями, собственниками, акционерами;

– в отношении экономических субъектов, являющихся их дочерними предприятиями, филиалами (отделениями) и представительствами или имеющих в своем капитале долю этих аудиторских организаций;

• экологическими аудиторами, оказывавшими аудируемому экономическому субъекту услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также составлению финансовой отчетности, связанной с деятельностью по охране окружающей среды и природопользованию.

Если после заключения договора или дачи поручения на проведение экологического аудита возникли или стали известны вышеперечисленные обстоятельства, договор подлежит расторжению, а поручение отзывается. В случае умышленного сокрытия экологом-аудитором (экологической аудиторской организацией ) от аудируемого объекта – заказчика обстоятельств, исключающих возможность проведения аудита , заказчику возмещаются за счет аудитора (аудиторской организации) все расходы, понесенные им в связи с заключением договора на проведение аудита. Сокрытие указанных обстоятельств является также основанием для аннулирования лицензии на

осуществление экологического аудита.

Система классификации инвестиционных проектов по необходимости экологической оценки (аудита):

Категория А – требуется полный экологический аудит. Проект, реализация которого может оказать существенные неблагоприятные необратимые или создающие прецедент воздействия на окружающую среду.

Категория Б – требуется частичный экологический аудит в соответствии со специфическими экологическими проблемами проекта. Реализация проекта не оказывает значительного воздействия на окружающую среду и население и не изменяет экологически важные участки экосистемы.

Категория В – экологический аудит не требуется. Реализация проекта окажет минимальное воздействие на окружающую среду.
По срочности аудит делится на:

При этом целесообразно составить предварительный протокол согласования между приглашенной аудиторской организацией (аудитором) и заказчиком аудита – предприятием, в котором надо указать сроки проведения каждого из необходимых типов аудита, выделяемые на него ресурсы и необходимость подготовки соответствующих информационных пакетов.

Документация.




В Российской Федерации Госкомэкологией и Минприродой были выпущены следующие документы, ориентированные на регулирование деятельности в области экологического аудита:

- Приказ Государственного комитета по охране окружающей среды «О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации» - №436 от 16.07.98 г.

- Приказ Минприроды России «Об экологическом аудировании» - №412 от 11 октября 1995г.

- Приказ Минприроды России «Об организации экологического аудита» - №540 от 29 декабря 1995г.

- Приказ Минприроды России «О порядке проведения работ по лицензированию отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды» - №282 от 18 июня 1996г.

- Приказ Государственного комитета по охране окружающей среды - «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России» - №181 от 30 марта 1998г.

- Приказ Госкомэкологии России «О Системе экологического аудирования» - №453 от 16 октября 1998г.

- Приказ Госкомэкологии России «Об эксперименте по проведению экологического аудита на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области» - №94 от 17 февраля 1997г.
Также Госстандарт России утвердил Международные основополагающие стандарты ИСО серии 14000 в качестве Государственных стандартов, дающих правовую основу деятельности по экологическому аудиту в Российской Федерации:

- ГОСТ Р ИСО 14001 - 98 - «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению»;

- ГОСТ Р ИСО 14004 - 98 - «Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования»;

- ГОСТ Р ИСО 14010-98 - «Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы»;

- ГОСТ Р ИСО 14011-98 - «Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита систем управления окружающей средой»;

- ГОСТ Р ИСО 14012-98 - Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии».

- ГОСТ Р ИСО 14041:98. «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Определение цели и области, анализ». М., Госстандарт России, 1998г.

ГОСТ Р ИСО 14042:98. «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Оценка воздействия». М., Госстандарт России, 1998г.

- ГОСТ Р ИСО 14043:98. «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Интерпретация». М., Госстандарт России, 1998г.

- ГОСТ Р ИСО 140050:98. «Управление окружающей средой. Словарь». М., Госстандарт России, 1998г.

ГОСТы переизданы в 2002 г.
Аудиторские стандарты формулируют единые базовые требования, определяющие нормативы к качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении. С изменением условий и накоплением соответствующего опыта аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру для максимального удовлетворения потребностей пользователей экологической информации.
На базе аудиторских стандартов формируются учебные программы для подготовки аудиторов, а также единые требования для проведения экзаменов на право заниматься экологическим аудитом.
Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов и заключений аудиторов, вопросы методологии, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит.
Как деятельность экологический аудит отмечен в Федеральном законе от 04.05.99 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в соответствии с которым государственным инспекторам по охране окружающей среды предоставлено право вносить предложения о проведении экологического аудита объектов хозяйственной деятельности (ст.27). Кроме того, в классификаторе правовых актов, утвержденном Указом Президента РФ от 15.03.2000 г. предусмотрено определение экологического аудита под кодом 110.010.100.
19 декабря 1997 г. решением Общего собрания учредителей создан Национальный комитет экологической безопасности (НКЭБ). Национальный комитет экологической безопасности как организация в форме некоммерческого партнерства государственных учреждений, предприятий и хозяйствующих субъектов Российской Федерации создана для содействия органам государственной власти и управления Российской Федерации, хозяйствующим субъектам и общественности в области экологии и обеспечения экологической безопасности, в том числе в сфере экологического аудирования, для чего создан профильный Департамент НКЭБ.
Важной задачей Национального комитета является вступление Российской Федерации в Европейскую систему аккредитации органов по сертификации (ЕАС) систем управления окружающей средой. Это даст возможность взаимного признания сертификатов экоаудиторов Европейского Союза и Российской Федерации.

Мотивация разработки и реализации программ экологического аудита в России.




Экологическое аудирование в Российской Федерации имеет исключительные возможности в первую очередь для инициирования, повышения эффективности любых других видов экологической деятельности, включая образование и просвещение. Эти возможности связаны с получением, независимым анализом, оценкой дополнительной информации о существующей экологической ситуации и фактических результатах любой реализованной деятельности, а также за счет разработки рекомендаций и предложений на основе этой информации. В отличие от государственной системы мониторинга, экоаудит позволяет сопоставить декларируемое и фактическое воздействие на окружающую среду и тем самым установить приоритетные факторы, источники воздействия, отходы, а также направления деятельности по их мониторингу, контролю и управлению.

На сегодняшний день мотивация разработки и проведения экоаудита в России составляет одну из основных проблем. В целом при мотивации можно выделить ряд общих целей и задач:

• обоснование вариантов производственной экологической стратегии и политики;

• необходимое дополнительное информационное обеспечение принятия предплановых, проектных, плановых и проектных решений, связанных с существенным воздействием на окружающую среду и использованием природных ресурсов;

• необходимое информационное обеспечение развития, повышения эффективности или инициирования любых видов экологической деятельности;

• составление и обоснование систем приоритетов в области мониторинга, контроля и управления воздействием на окружающую среду

(факторы воздействия, источник и воздействия, отходы, локальные критические и рисковые ситуации, приоритетные направления деятельности);

• постановка и ранжирование экологических проблем адекватно их реальному содержанию и возможностям решения (например, описание, оценка и прогноз фактического воздействия на окружающую среду в сравнении с воздействием, официально декларируемым природопользователями);

• анализ работы, оценка и прогноз (например, соответствующие рекомендации и предложения) действующих систем мониторинга источников воздействия на окружающую среду и отходов;

• анализ работы, оценка и прогноз действующих систем мониторинга источников воздействия на окружающую среду и отходов;

• анализ работы, оценка и прогноз действующей системы производственного экологического контроля;

• анализ работы, оценка и прогноз действующих регламентов, процедур, законодательных и нормативных документов в области экологического контроля и управления.
В качестве основных направлений разработки и развития программ экологического аудирования в России можно выделить следующие:

- инвестиционный процесс. В настоящее время многие иностранные инвестиции в экономику Российской Федерации требуют проведения обязательных программ экологического аудирования. В первую очередь, это требование относится к инвестициям, осуществляемым через ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития) и МБРР (Международный банк реконструкции и развития). Аудирование проводится по методикам банков специализированными, чаще всего – западными, фирмами, действующими на российском рынке экологических услуг. Полученное аудиторское заключение влияет на решение об инвестировании проекта. Как показывает практика, данная процедура требует от аудируемого субъекта значительной предварительной подготовки. В связи с этим, важную роль здесь может сыграть разработка и проведение собственных предварительных программ экоаудита.

Особенно важную роль при инвестировании должна играть оценка так называемой экологической состоятельности предприятия, выработка критериев для использования в практике экоаудита, с помощью которых можно оценить риск вложения капитала в условиях России с учетом вероятного экологического банкротства инвестируемого субъекта. На первый план при такой оценке выходят показатели эффективности производственного экологического управления, уровень экологической культуры предприятия (экономического субъекта), где важное место занимают:

- экологическая экспертиза. В связи с введением в действие Федерального закона «Об экологической экспертизе» предприятия неизбежно столкнутся с ужесточением требований к проектированию и оценке разрабатываемых проектных материалов. В частности, любые предпроектные и проектные решения должны рассматриваться в контексте фактически существующей экологической ситуации на промышленной площадке, включая эффективность действующей системы контроля и управления. «Изолированные» решения не могут положительно оцениваться экологической экспертизой. Подобную информацию заказчику проекта или проектировщику может обеспечить экологическое аудирование;

- экологическая сертификация и экологическое страхование. На сегодняшний день на рынке экологических услуг постепенно занимают свое место экологическая сертификация и экологическое страхование. При сертификации в первую очередь оцениваются не столько характеристики конкретной продукции и технологии, или наличие очистного оборудования, сколько эффективность системы экологического менеджмента в целом. Экологическое аудирование может широко использоваться здесь как для оценки соответствия действующей системы экологического управления требованиям стандарта ISO 14001, так и для разработки программ подготовки экологической сертификации предприятия. Экологический аудит важно использовать и при проведении экологического страхования экономических субъектов, в частности, при определении страхового поля, ставок страховых платежей, при оценке вероятности наступления страховых событий;

- приватизация. В 1993 г. приватизация в Российской Федерации осуществлялась на основании Государственной Программы приватизации государственных и муниципальных предприятий. Отсутствие в ней разделов, посвященных вопросам охраны природы, побудило Минприроды России и его подразделения на местах принять энергичные меры по включению этих вопросов в новую Государственную Программу приватизации. С учетом предложений и замечаний территориальных подразделений Минприроды России, они были согласованы с Госкомимуществом России и включены в новую Государственную Программу приватизации, в проекты сопровождающих ее документов. В Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий учет экологического фактора отражен в разделе «Отраслевые особенности приватизации...». Он, в частности, содержит порядок учета экологического фактора, условий безопасности ведения работ на химически-, взрыво-, пожаро- и токсикоопасных объектах при приватизации государственных и муниципальных предприятий, включая вопросы экологического аудита, отражения их в условиях конкурса приватизации, установления льготной стоимости природоохранного имущества, создания на предприятиях фондов экологической санации. Реализация требований Программы приватизации по учету экологического фактора, помимо разработки «Временного положения об учете экологического фактора при приватизации государственных и муниципальных предприятий», предполагает обязательное применение трех дополняющих их документов:

«Временное положение об экспресс-оценке экологической безопасности приватизируемых предприятий»;

«Временное положение об эколого-экономической экспертизе приватизируемых предприятий – источников повышенной экологической опасности»;

«Временное положение об образовании и использовании средств фонда экологической санации приватизируемых предприятий – источников повышенной экологической опасности».

Реализация вышеперечисленных документов предполагает проведение и использование результатов программ экологического аудирования;

- отношения с территориальными и государственными органами экологического контроля и управления. Развитие отношений предприятий с органами экологического контроля и управления невозможно без оценки фактического воздействия на окружающую среду и соответствующей оценки рисков нарушения существующего природоохранительного законодательства. Осуществление программ экоаудита может дать здесь определенные преимущества. Например, сам факт осуществления деятельности в области экологического аудирования или возможность планирования природоохранных мероприятий с учетом данных аудиторских программ могли бы стать основными условиями использования экономическим субъектом средств территориальных экологических фондов. Обсуждение данного вопроса уже ведется с органами экологического контроля и управления, находя все большую поддержку.

- отношения с общественностью и населением. Развитие отношений с общественностью и населением, осуществление их в форме конструктивного диалога, требует продуманного предоставления достаточной информации о воздействии предприятия на среду, экологических целях, задачах, политике, реально достигнутых здесь результатах. Очевидно, что поставленные задачи могут решаться с помощью экологического аудирования. Во многих западных странах продуманный диалог предприятия-производителя с общественностью влияет на его престиж, имидж, рекламу продукции и услуг, что, в свою очередь, оказывает влияние на увеличение покупательского спроса, прибыли, стоимости акций;

- предотвращение возникновения острых экологических проблем.

Методы практик и экоаудита позволяют четко определять наиболее приоритетные, острые природоохранные проблемы аудируемого субъекта, оценивать риск, вероятность их возникновения и, главное, намечать пути их решения. Особенно важны выявление и оценка проблем, влекущих за собой большой риск эколого-экономической и эколого-правовой ответственности, включая уголовную. Предотвращение (снижение) риска развития острых экологических проблем (в том числе связанных с нарушением законодательства, аварийными ситуациями, эколого-правовой и эколого-экономической ответственностью, инвестициями, экологической экспертизой проектов и т. д.) требует от предприятия разработки и обоснования разумной экологической стратегии и политики. Именно экологическое аудирование в значительной степени способно обосновать для э того необходимые рекомендациии предложения;

- улаживание конфликтных ситуаций. В случае систематического нарушения предприятием природоохранительного законодательства или в связи с постоянными протестами и жалобами населения, проживающего в зоне влияния предприятия, конфликтную ситуацию помогло бы разрешить привлечение в качестве эксперта независимой квалифицированной третьей стороны. Эффективность разработки и проведения специальной аудиторской программы здесь могла быть чрезвычайно велика. Особое значение приобретают случаи, когда в основе конфликтной ситуации лежат информационные ограничения, связанные с государственной, коммерческой или иной тайной;

- экологическое образование. Любая программа экологического аудирования в неявном виде является образовательной программой. Она может способствовать переходу на иной качественный уровень развития экологического образования и просвещения, позволяющий использовать их как политику – способ решения производственных и территориальных экологических проблем.

Методика проведения экологического аудита.




Любая программа экоаудита, независимо от ее конкретных объектов целей и

задач, включает ряд обязательных взаимосвязанных этапов и видов работ.


1.Этап подготовительных работ.

Включает:

- определение основных целей, задач и объектов программы аудита;

- определение бюджета и сроков проведения программы;

- заключение финансового договора с заказчиком и авансирование программы

аудита;

- формирование группы экоаудита.
Определение основных целей и задач.

Постановка конкретных целей и задач является ключевой проблемой этапа подготовительных работ любой программы экоаудита. тание и др .

Конкретизация целей и задач программы ЭА может вестись как на качественном, так и на количественном уровне.

Типичными примерами качественных задач ЭА могут служить:

Разработка рекомендаций и предложений ведется на уровне собственно аудиторских наблюдений и оценок с использованием специальных методов и средств.

Постановка и решение количественных задач в рамках программ аудита влечет необходимость получения дополнительных исходных данных.
Типичными примерами количественных задач являются:

И качественно и количественно выраженные задачи любой программы экологического аудита должны отвечать следующим требованиям:

- иметь достаточно определенную и конкретную формулировку;

- легко восприниматься членами группы ЭА и заказчиком программы;

- учитывать сложившиеся социально-экономические и экологические приоритеты на локальном и территориальном уровнях;

- обязательно учитывать фактическую экономическую ситуацию и особенности ее развития на различных уровнях.
Заключение договора об оказании аудиторских услуг.

Заключение финансового договора с заказчиком представляет в России на

сегодняшний день определенную сложность. Это связано, во-первых, с отсутствием на многих предприятиях реальных средств для оплаты программы экоаудита. Кроме того, большое значение имеет боязнь предприятий использования против них информации, полученной во время проведения аудита (попадание ее в органы охраны природы, увеличение платежей, снятие определенных льгот).

Профессиональная этика аудитора требует, по крайней мере, обязательного сообщения о фактах злоупотребления своему непосредственному заказчику. За выполнение своих обязанностей аудитор несет ответственность в форме и порядке, предусмотренными заключенным с заказчиком договором. Некачественное, неквалифицированное проведение аудита может нанести предприятию материальный ущерб, за что аудитор обязан нести имущественную ответственность, размеры которой следует предусматривать в договоре (с учетом ограничений, установленных законодательством). Свою ответственность специалисты по аудиту могут страховать за счет средств аудиторской фирмы , в которой они работают, а индивидуальные аудиторы – за свой счет.
Формирование группы экологического аудита. Эффективность любой программы аудита, начиная с предварительного определения основных целей и задач , в значительной степени зависит от квалификации привлекаемых специалистов.

Формирование группы экоаудита лучше начинать с подбора руководителя –

ключевой фигуры любой аудиторской программы. Руководитель группы должен иметь специальную подготовку в области промышленной экологии, экологического аудирования, оценки воздействия на среду, экологической экспертизы. Необходимая квалификация достигается здесь, в первую очередь, за счет практического опыта и требует периодической аттестации. Другим обязательным участником группы аудита становится ответственный представитель заказчика – специалист в области государственного или производственного экологического контроля (например, руководитель или ведущий инженер экологической службы предприятия, территориальной администрации). Дальнейшее формирование группы и ее численность будут зависеть от определения и конкретизации основных целей и задач программы. В ряде случаев в группы могут привлекаться специалисты и по другим конкретным направлениям: здравоохранение, токсикология, биология, биогеохимия, социология…

2. Планирование программы.

Включает:

- предварительный сбор, обобщение и организация исходных данных по основной экологической документации предприятия;

- анализ исходных данных, определение основных объектов аудирования,

методик программы и критериев оценок;

- формирование собственно программы ЭА.

Этап планирования программы должен занимать у аудиторов минимальное количество времени с учетом высокой стоимости аудиторских услуг и временной ограниченности работ непосредственно на производственной площадке.
Предварительный сбор, обобщение и организация исходных данных.

Сбор, обобщение и организация основных исходных данных по объектам аудирования и соответствующая их оценка представляют одну из наиболее важных стадий программы экоаудита в целом. Как правило, на каждом аудируемом предприятии (территории) накоплены значительные массивы данных о воздействии на окружающую среду, состоянии среды, использовании ресурсов, технологии производства.

Однако зачастую использование этих данных крайне затруднительно из-за их разбросанности по разным владельцам, противоречивости, громоздкости, отсутствия обобщения и систематизации, неудобной формы в виде пространных таблиц и описаний. Поэтому основной задачей является максимально четкое и ясное обозначение официальной (декларируемой) позиции предприятия (территории) по рассматриваемым вопросам формирования информационной базы дальнейшей оценки и рекомендации.
Во время процесса получения, обобщения и организации исходных данных используются следующие методы:

• анкеты,

• контрольные списки,

• изучение документации,

• анализ данных и записей,

• интервью,

• наблюдение деятельности,

• прослеживание процессов,

• материальный баланс;

• картирование,

• инструментальные анализы.

В качестве основных исходных данных программы рекомендуется использовать только официально декларируемую информацию, представленную в соответствующей документации. Все случаи отсутствия необходимых данных или их разночтений специально оговариваются и анализируются. Обобщение и систематизация исходных данных дают возможность предварительно оценить степень их достоверности, выявить отсутствие необходимых данных, определить основные объекты и сформулировать приоритетные вопросы программы. Для формирования основных исходных данных программ экоаудита могут использоваться следующие документы (обычно за последние 3–5 лет деятельности объекта аудита):

• экологические паспорта предприятий;

• тома ПДВ и ПДС;

• паспорта водного хозяйства;

• экологическая статистическая отчетность за несколько лет;

• справки о платежах за использование природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и размещение отходов;

• акты о применении эколого- правовой и эколого - экономической ответственности;

• данные инвентаризации источников воздействия на окружающую среду и отходов;

• лицензии и договоры на специальное и комплексное природопользование;

• территориальные экологические программы и планы ;

• проекты районной планировки;

• производственные планы мероприятий по охране окружающей среды и справки об их фактическом выполнении;

• справки о потреблении сырья, реагентов, материалов, объемах производства готовой продукции;

• существующие технологические регламенты по эксплуатации природоохранных технологий и оборудования;

• проекты строительства (реконструкции, технического переоборудования) основных производств, систем очистки сточных вод, отходящих газов, систем размещения и удаления отходов;

• существующие экологические ситуационные планы, карты - схемы и другие картографические материалы.
3. Основной этап.
Основной этап программы экологического аудирования осуществляется непосредственно на объектах. При выполнении его проводятся:

определение маршрутов и проведение «обзорных» туров по объектам аудирования;

• ознакомление с рабочей документацией и интервьюирование персонала;

• уточнение и дополнение исходных данных при работе на объектах аудирования.

Основной целью работы на объектах является уточнение, окончательное формирование и организация основных исходных данных программы экологического аудита, получение дополнительной информации для анализа, оценки и прогноза изменения (разработки рекомендаций и предложений) фактического воздействия производства на окружающую среду.

Для получения максимальных результатов в сжатые сроки аудирования работа на объектах должна быть тщательно спланирована и хорошо организована. При этом следует иметь в виду чрезвычайную, как правило, сложность объектов: большие размеры промышленных площадок, разнообразие основных и вспомогательных производств и технологий, множество загрязняющих веществ, источников сброса и выброса, большое количество отходов и мест их размещения, преобладание неконтролируемого воздействия на среду, плохую организацию производства и экологической службы, низкую квалификацию персонала и т. д.
4. Заключительный этап.

Включает:

- анализ и оценку полученных данных;

- привлечение дополнительных специалистов в случае необходимости;

- разработку конкретных рекомендаций и предложений по результатам программы аудирования;

- организацию данных программы;

- представление данных программы и анализ возможностей их использования совместно с заказчиком и другими заинтересованными лицами;

- подготовка, распространение и представление окончательного отчета по результатам аудирования;

- участие в составлении и проверке осуществления плана действии по материалам программы.
Организация, анализ и оценка данных программы.

Общие методические рекомендации по организации, анализу и оценке данных программы промышленного производства включают:


5. Использование материалов программы экологического аудирования.

Включает:

- авторский надзор и консультирование использования материалов программы;

- участие членов группы в разработке и реализации конкретных проектов и программ с использованием или на основе материалов экологического аудирования;

- участие в процедуре ОВОС плановых предпроектных и проектных решений, разработанных с использованием или на основе материалов программы;

- организация и проведение повторных программ аудита по фактическим результатам деятельности;

- развитие общего, специального и дополнительного профессионального образования.

Дальнейшее использование материалов программы в целях развития и повышения эффективности экологической деятельности может осуществляться заказчиком как самостоятельно, так и с привлечением специалистов из группы аудирования

.

Самостоятельное использование заказчиком материалов ЭА проводится путем:

Разработка и реализация повторных программ экоаудита является зачастую необходимым условием достижения реальных результатов в области охраны окружающей среды. Возможности повторного аудирования заключаются в дальнейшем повышении эффективности экологической деятельности предприятия (территории) в зависимости от достигнутых результатов, сравниваемых с поставленными целями и задачами, в перераспределении и концентрации усилий на наиболее приоритетных направлениях и отдельных решениях.

Необходимость повторного ЭА, помимо общей сложности объектов и задач аудирования, определяется крайне нестабильными на сегодня для России условиями развития природоохранной деятельности, зависящими, в том числе, от:

Среди специфических задач повторных программ ЭА можно выделить следующие:

• анализ и оценка степени реализации рекомендаций и предложений, разработанных в рамках предыдущей программы ЭА;

• анализ и оценка основных результатов и «провалов» в экологической деятельности предприятий (территорий) с момента реализации предыдущей программы ЭА; здесь важна количественная оценка результатов, которая значительно эффективнее воспринимается администрацией предприятий, территориальными органами экологического контроля и управления, общественностью и населением;

• разработка конкретных рекомендаций и предложений по дальнейшему развитию экологической деятельности с учетом достигнутых результатов, и в связи с уровнем развития конкретных производств (территории) в целом.

Методика работы экологов-аудиторов на объектах экологического аудирования. Квалификационные критерии для аудиторов.









ИСО 14012 устанавливает, что аудиторы должны иметь законченное высшее образование. В России аудиторское образование может получить лицо с высшим образованием, направленное в Комиссию по аудиторской деятельности при Президенте РФ и прошедшее там обучение.Аудиторы после завершения высшего образования должны иметь как минимум пятилетний стаж в соответствующей области работы.
Аудиторы должны завершить как обязательную, так и рабочую стажировку для повышения компетентности в выполнении экологического аудита. Обязательная стажировка проводится под руководством опытного аудитора перед получением аттестата. Такая стажировка должна быть предусмотрена или в организации, где работает аудитор, или в сторонней организации. Уровень знаний, полученных при стажировке, необходимо соответствующим образом удостоверить.

Прохождение обязательной стажировки и соответствующая компетентность может быть подтверждена экзаменами с получением соответствующей профессиональной квалификации, подтверждаемой аттестатом (свидетельством).

В России аттестацию аудиторов осуществляют центральные аттестационные лицензионно-аудиторские комиссии Центрального банка РФ и Минфина РФ. После аттестации аудитора заносят в реестр, который ведет комиссия при Президенте РФ.

Аудитор должен обладать определенными чертами характера, знаниями и умениями, которые включают: дипломатичность, способность сохранять независимость и объективность, добросовестное изложение, умение самоорганизовываться для эффективного выполнения аудита, этичное и тактичное поведение и т.д.
Аудиторы должны поддерживать свою компетенцию путем обновления своих знаний в следующих областях:

Заключение.


Экологический аудит во многом определяет развитие экологического предпринимательства в России, формирование рынка экологических услуг, создание новых рабочих мест.

Развитие методологии экологического аудирования, разработка и реализация конкретных аудиторских программ, дальнейшее использование полученных результатов может существенным образом повлиять на изменение экологической ситуации в стране, в первую очередь на уровне отдельных промышленных предприятий, производственных комплексов и территорий. В частности:

- разработать основы для последовательного повышения эффективности использования сырьевых и энергетических ресурсов и уменьшения отрицательного воздействия производства на окружающую среду, главным образом за счет уже имеющихся методов и средств, а также – методов и средств, нe требующих значительных дополнительных затрат (в первую очередь – информационных и организационных);

- обосновать необходимость и возможность концентрации усилий и средств на наиболее приоритетных в настоящих условиях развития направлениях деятельности, в том числе связанных с приватизацией и инвестициями в экономику страны;

- предотвратить развитие острых локальных экологических проблем и чрезвычайных ситуаций, разработать рекомендации и предложения по их своевременному разрешению;

- инициировать, стимулировать, создать информационную основу для развития эффективности других видов экологической деятельности: мониторинга источников воздействия на окружающую среду, экологического контроля, экологической экспертизы, профессионального образования и др.;

- оценить эффективность существующих локальных, территориальных, федеральных систем и механизмов экологического контроля и управления, обосновать предложения по их дальнейшему развитию;

- сформировать необходимые исходные данные для разработки и реализации многоцелевых долгосрочных производственных, территориальных и федеральных экологических программ.

Критерием успешности аудита в целом всегда становится применимость разработанных рекомендаций и те результаты, которых достигает предприятие, внедряя организационные и технические решения, возможность применения которых выявлена в результате экологического аудита. В этом и заключается значимость аудита, подходы и методы которого используются при развитии многих инструментов экологического менеджмента, применяющихся для выявления и практической реализации возможностей снижения негативного воздействия на окружающую среду.

Список использованной литературы и интернет-источников.




  1. ИСО 14010:1998. Руководство по экологическому аудиту. Основные принципы.

  2. ИСО 14011:1998. Экологический аудит. Аудит систем экологического управления.

  3. ИСО 14012:1998. Экологический аудит. Квалификационные требования к экологам-аудиторам.

  4. С.Ю. Дайман, Т.В. Островкова, Е.А. Заика и др. Системы экологического менеджмента для практиков.– М.: Изд-во РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2004. – 248 с.

  5. Г.К. Лобачева, И.Ж. Гучанова, А.И. Гучанова, Л.Я. Полянинов. Сертификация и аудит: Учебно-методическое пособие для студентов геоэкологов и природопользователей. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. — 600 с.

  6. Логвиновский В.Д. Экологический аудит. Пособие по специальностям 011600 – «Биология», 511100 – «Экология и природопользование». – Воронеж: Изд-во ВорГУ, 2004. -35 с.

  7. Лопатин В.Н., Кузьмин Н.И., Исаев И.Р. Возможности экологического аудита в экономических механизмах охраны окружающей среды. – М.: НИА-Природа, 2005. – 42 с.

  8. http://ecorussia.info/ru/ecopedia/ecological_audit

  9. http://www.ref.by/refs/97/27011/1.html

  10. window.edu.ru


Содержание.


Введение. 1

История появления экологического аудита. 2

Понятие экологического аудита. Типы и виды экологического аудита. 4

Документация. 10

Мотивация разработки и реализации программ экологического аудита в России. 12

Методика проведения экологического аудита. 16

Методика работы экологов-аудиторов на объектах экологического аудирования. Квалификационные критерии для аудиторов. 23

Заключение. 25

25

Список использованной литературы и интернет-источников. 26

Содержание. 27






Введение
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации