Курсовая работа - Краткая история молодежных неформальных групп - файл n1.doc

Курсовая работа - Краткая история молодежных неформальных групп
скачать (170 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc170kb.08.07.2012 19:46скачать

n1.doc



Содержание

Введение

2

1. Понятие «молодежная субкультура»

4

2. Социально-исторические предпосылки появления молодежной субкультуры

5

3. Генезис молодежной субкультуры

7

4. Краткая история молодежных неформальных групп

11

5. Три «волны» в эволюции неформальных организаций нашей страны

21

6. Молодежные субкультуры современной России: вчера и сегодня

23

Заключение

32

Список использованной литературы

34

Введение

По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года численность молодых людей в возрасте 15-29 лет составила 34.880.008 человек или 24 % населения страны1. Участие молодёжи в общественной жизни представляет интерес не только с точки зрения её собственного развития, но и с точки зрения совершенствования структуры всего общества. От того, насколько активна молодёжь, на что направлена её преобразовательная деятельность, зависит характер общественного развития страны. Поэтому исследование молодёжных общественных объединений представляет научный интерес как для понимания процессов, протекающих внутри самой молодёжи, так и для объяснения перспектив развития общества в целом. История России свидетельствует, что в периоды, когда удавалось сплотить и организовать молодое поколение, общество и государство заметно продвигались вперёд в решении социально-экономических, политических, геополитических и других проблем.

Сегодня молодежь часто характеризуется как жестокая, безнравственная, бездуховная. Это аргументируются ростом молодежной преступности, распространенностью «свободных» сексуальных отношений, потреблением наркотиков, культом денег и силы и т.д. Однако, это внешняя сторона, характерная, тем более, не для всей молодежи в целом.

Молодость - это всегда период становления жизненных смыслов, выбора целеполагающих ценностей, и совершенно очевидно, что молодое поколение сегодняшних россиян в этом ничем не отличается от предыдущих поколений, только им намного труднее сделать свой выбор.

Не подлежит сомнению и тот факт, что наиболее интенсивно процесс общения протекает именно в подростковом возрасте. Понятно: в этот жизненный период ведущим мотивом поведения становится удовлетворение потребности в самоутверждении, самореализации, желании быть не хуже других. А удовлетворить эти нужды можно лишь в среде себе подобных. Вот почему история «подростковых банд» корнями своими уходит еще в Древнюю Спарту.

Пока человек молод, силен и здоров, его внимание большей частью занято окружающими событиями и объектами. Молодости свойственно интенсивное межличностное общение, а измерение ценности собственного «Я» происходит исключительно посредством мнения окружающих, пусть даже ошибочно. Именно поэтому, как факт, сами по себе молодежные группировки – явление далеко не новое. Они существовали и в виде спортивных секций, и как различные «кружки» (группы по интересам) – такие объединения молодых людей были достаточно формальны, весьма широки и разнообразны по своему составу, имели свое расписание и чаще всего не имели какого-либо идеологически окрашенного сценария. Словом, юноши и девушки встречались в строго определенные дни недели, общались в рамках своих социально-одобряемых интересов, затем расходились до следующего дня новой встречи (будь то День Солнца, субботняя дискотека или модная тусовка), плюс к этому были строго незапланированные дни типа соревнований, выставок, раутов и т.п.

Нынешние объединения молодых людей получили несколько иной размах и, соответственно, другой характер распространения. Стало возможным говорить о существовании своеобразного социально-психологического феномена – молодежной субкультуры, существующей внутри традиционной социальной культуры, так или иначе принятой в нашем обществе.


1. Понятие «молодежная субкультура»

Согласно выводам специалиста по молодежной культуре С.И. Левиковой, молодежная субкультура характеризуется следующими чертами2:

- молодежная субкультура представляет собой социальную общность, каждый представитель которой сам причисляет себя к ней; члены такой общности могут формировать как группы непосредственного контакта (компании, объединения, тусовки), так и виртуального общения;

- вхождение молодого человека в ту или иную молодежную субкультуру означает принятие им и разделение ее норм, ценностей, мировосприятия, манер, стиля жизни, а также внешних атрибутов принадлежности к данной субкультуре (прическа, одежда, украшения, жаргон);

- как правило, молодежные субкультуры возникают вокруг какого-либо «центра», выразителя тех или иных пристрастий к музыкальным стилям, образу жизни, отношения к определенным социальным явлениям;

- значимые для той или иной молодежной субкультуры идеи и ценности получают внешнее выражение в обязательной для ее членов символике и атрибутике группы.

Молодежная субкультура – это эзотерическая, эскапистская, урбанистическая культура, созданная молодыми людьми для себя; это культура, нацеленная на включение молодых людей в общество; это – частичная культурная подсистема внутри системы «официальной», базовой культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей.
2. Социально-исторические предпосылки появления молодежной субкультуры

Молодежная субкультура отражает перемены, происшедшие во второй половине ХХ века. Ее появление и оформление как социального феномена было подготовлено развитием индустриальных обществ и произошло в начале перехода индустриально развитых обществ к постиндустриализму. Стремительное, непрерывное ускорение и обновление стали ведущими характеристиками жизни современных индустриальных обществ.

Наблюдались два взаимосвязанных процесса: люди, желая соответствовать индустриально развитому обществу, принимали его правила игры, вовлекались в создаваемые им индустрии труда, развлечений, потребления, то есть в массовое общество, а общество с той же целью использовало социальные технологии. К числу таких технологий можно отнести:

1) усиленное «промывание мозгов» различными средствами массовой информации;

2) навязывание посредством рекламы, моды, эталонов престижности жизненных стандартов, стереотипов, шаблонов,

3) внедрение посредством поточно-конвейерной индустрии досуга массовой культуры, для которой характерны примитивность, развлекательность, натуралистичность, общедоступность.

Формирование массового общества совпало с началом научно-технической революции и пришлось на 50-е годы XX века. В это же время началось и оформление молодежной субкультуры.

С самого начала молодежную субкультуру отличали невписываемость, невовлеченность в базовую культуру общества, которой является массовая культура. Невписываемость при одновременном стремлении привлечь к себе внимание оборачивается симбиозом эпатажных, эскапистских и протестных форм данной субкультуры. Эти формы предоставляют возможность молодежной субкультуре исполнять роль своеобразного компенсаторного механизма, решающего задачу противовеса мощному нивелирующему давлению массовой культуры3.

Возникновение молодежной субкультуры практически совпадает по времени с началом эпохи постиндустриализма и с зарождением постмодернистических тенденций в социокультурном развитии общества. Основными чертами постмодернизма являются плюрализм, множественность, неопределенность, фрагментарность, изменчивость, эклектизм. Эти же черты характерны и для молодежной субкультуры. Она тоже:

1) плюралистична, поскольку вбирает в себя и панков, и хиппи, и готов, и многих других;

2) множественна, поскольку у молодежной субкультуры нет стержневого единства;

3) неопределенна, так как нельзя сказать с полной уверенностью, чем же на самом деле является молодежная субкультура;

4) фрагментарна, то есть каждая молодежная субкультура сохраняет свои особенности и своеобразие;

5) изменчива, так как периодически молодежная субкультура обновляется, перерождается;

6) эклектична, так как вбирает в себя абсолютно несовместимые элементы, которые мирно сосуществуют и даже взаимно дополняют друг друга.
3. Генезис молодежной субкультуры

Довольно часто появление феномена молодежной субкультуры исследователи связывают с конфликтом поколений. Однако, как показывают социологические исследования, это представление верно лишь отчасти. Определенное несоответствие во взглядах, вкусах, предпочтениях, ценностях поколений в той или иной форме существовало всегда, но оно необязательно оборачивается возникновением молодежной субкультуры. О проблеме конфликта поколений рассуждали еще Платон и Аристотель4.

Конфликт между «отцами» и «детьми» является не причиной ухода молодого человека в молодежную субкультуру, а, скорее, его следствием. Причины того, что молодежная субкультура является структурным элементом индустриально развитых социальных систем, кроются в невиданном ранее удлинении периода обучения, вызванном тем, что новые технологии и техника требуют не просто образованных, но особенно хорошо образованных, специально подготовленных работников. В результате самостоятельность приходит к молодому человеку значительно позднее. Возникают «ножницы»: биологически он уже взрослый, а полного социального статуса у него еще долго не будет. Это положение «ножниц» усугубляется и современной биологической акселерацией, в силу которой в старшей школе обучаются с физиологической точки зрения вовсе не дети. Кроме того, длительный официально признанный период «невзрослости» сам по себе существенно ослабляет для многих молодых людей и стремление к успеху, и желание вхождения во взрослую жизнь и во взрослый мир. Идея нескончаемого детства витает в большинстве молодежных субкультур. Потребность в самовыражении и неопределенность социальной роли молодых людей, порождающая значительную неуверенность у них в занимаемых социальных статусах, приводят их к спонтанному созданию частичной культуры, каковой является молодежная субкультура5.

Молодые люди, основным занятием которых была учеба, имели много свободного времени, которое можно было тратить на развлечения. А потому заработала индустрия производства культуры для молодых людей. Но создаваемая культура нивелировала их еще не сформировавшиеся личности. «Культура для молодых» – это всего лишь форма «массовой культуры» («поп-культуры», «коммерческой культуры», «индустрии развлечений»). Попыткой противостоять этому явилась молодежная субкультура. Правда, желание сохранить собственную индивидуальность обернулось лишь иной формой ее потери, поскольку в молодежных субкультурах одно из основных требований к ее членам – принятие определенных общих норм, ценностей, стандартов, языка, манер данной культуры. Но определенное количество молодых людей все же предпочитает субкультурную унифицированность унифицированности массовой культуры.

С 60-х годов ХХ в. понятие «молодежная субкультура» начинают связывать с понятием «контркультура»6. Главная задача контркультуры – создание «нового человека», формирование новых отношений между людьми, выработка новых социальных, моральных норм, принципов, идеалов, этических и эстетических критериев. Молодежная субкультура начинает перерастать в контркультуру, когда у нее появляется некий общий враг, которым может стать либо общество в целом, либо определенные социальные несоответствия реалиям времени. Молодежная субкультура и контркультура могут:

1) не иметь ничего общего одна с другой;

2) взаимопересекаться;

3) сливаться в одно целое, создавая некий симбиоз.

В постмодернистском обществе, как обществе, признающем равнозначность культурных моделей, стилей и образов жизни, сам термин «контркультура» теряет смысл. Мы можем говорить лишь о существовании различных субкультур. Более того, в современном постмодернистском обществе бывшая базовая культура сама приобретает субкультурный статус.

Молодежная субкультура, как и любая культура, в процессе своего развития реагирует на меняющиеся внутренние и внешние условия своего существования.

Изменения молодежной субкультуры от внешнего политического фактора определяются колебанием политических режимов правления от жесткого к мягкому, и наоборот. Любые либеральные общественные изменения, граничащие со вседозволенностью, сопровождаются бурным расцветом и разрастанием феномена молодежной субкультуры. Любой режим жесткой политики приводит к резкому уменьшению количества неформальных молодежных объединений, частичному уходу молодежной субкультуры в андеграунд. Вместе с тем умелая молодежная политика и работа с молодежью могут направить выход «пара» в необходимом для правительства направлении7.

Зависимость от внешних экономических факторов следующая: колебаниям экономическим волн соответствуют и колебания молодежной субкультуры. Всплеск «гуманитарной» молодежной субкультуры (хиппи, ролевики, рейверы) – показатель экономического благополучия общества: как только жизнь без лишений превращается в норму, общество сталкивается с тоской будней, «сытые» молодые люди начинают искать себе применение посредством молодежной субкультуры. Волны экономического спада, напротив, приводят к стремительному росту «криминогенного» типа молодежной субкультуры (панки, гопники, скинхеды). В основе этого феномена лежат две причины. Во-первых, в периоды экономического спада происходит обнищание и понижение жизненного уровня населения, увеличение количества бедных семей. Во-вторых, в периоды экономического спада возрастает безработица. Это приводит к появлению большого количества физически здоровых и сильных, не знающих, как себя занять, молодых людей. Решить проблемы «криминогенных» субкультур мы сможем лишь после того, как страна войдет в период экономического благополучия.

Молодежная субкультура, будучи культурой в культуре, не существует вне базовой культуры индустриально развитого общества. Базовая культура и молодежная субкультура тесно взаимосвязаны и взаимодополняемы. Результатом взаимодействия этих двух культур могут быть:

1) усложнение культур, в результате чего культуры переходят на иную ступень развития,

2) эрозия молодежной субкультуры, могущей привести к ее гибели.

Молодежная субкультура не только зависит от базовой культуры, но и влияет на нее. Наша сегодняшняя культура представляет собой некую цельность, включающую в себя элементы и молодежной субкультуры, и криминальной, и богемной, и других субкультур. Каждое молодое поколение, вырастая, вносит в базовую культуру своего общества то, что было выработано им в период молодости.

Вот так и молодежная субкультура 60-х – 70-х гг. ХХ в. почти незаметно растворилась в сегодняшней реальности. 30 – 40 лет назад круг идей 60-х – 70-х годов воспринимался как социальный вывих, граничащий с духовной болезнью. Теперь, когда выдохся эпатирующий и деструктивный дух представителей молодежных субкультур того времени, они влились в общий идеологический поток8.

4. Краткая история молодежных неформальных групп

Для того чтобы понять подростков и юношей из неформальных молодежных групп, надо знать историю возникновения и развития этих групп, их современные виды, причины возникновения. Только после этого можно выработать к ним свое отношение и наметить средства воспитательного воздействия9.

Неформальные молодежные группы приобрели наибольшую выраженность в настоящее время. Возникновение их связано с неприятием подростков и молодежью сложившихся в их странах общественно-экономических систем, социальных и духовных ценностей. Это протест против существующих порядков и поиск более справедливых и достойных форм человеческого существования.

Этот протест значительно усиливался в период общественных переломов и кризисов. Стали появляться в значительном количестве небольшие группы молодежи, стремящиеся обособиться от окружающего общества, противопоставить себя ему. У них появились особые прически и одежда, специфические жесты, язык, способы поведения и особые формы искусства, в первую очередь музыки. Для них характерен пристальный интерес к самому себе и себе подобным, к музыке и в то же время пробуждающееся стремление к участию в политической жизни. Таковыми есть, битники, не имеющие постоянного места жительства, обитающие в подвалах, носят примитивные одежды. Свой образ жизни они демонстративно противопоставляют презираемому ими буржуазному комфорту. Они заняты поисками смысла жизни и не отвергают работу, но лишь по желанию и насколько это необходимо для поддержания жизни. Многие из них прямо говорят о своем разочаровании во взрослых и, не найдя своего решения важных политических проблем, сознательно отстраняются от участия в политической жизни общества.

«Лови кайф! Ни о чем не думай!» — такова мораль довольно значительной части молодежи. Растет количество сатанистов, стремящихся ниспровергнуть самые глубокие основы духовности. Во многих молодежных коммунах стала внедряться идея. сексуальной революции, новых и свободных отношений между полами, некоторые из них имеют общих сексуальных партнеров. Бросая вызов существующему обществу, фальшивым формам интимных отношений. Проповедники «сексуального освобождения» публично совершают половые акты. Предприимчивые дельцы используют этот взрыв интересов подростков и молодежи к сексу: появились в большом количестве сексмагазины, сексжурналы, эротические центры.

Выражением крайнего отчаяния и протеста возникшая «революция озарения посредством наркотиков». Утверждается, что лишь путем систематического принятия наркотических средств становится возможным развитие чувственности, познания мира, установление связей между людьми. Для многих в этом видится единственный путь разрешения их трудных жизненных проблем.

Возникают разнообразные религиозные секты. Они стремятся «евангелизировать контркультуру». Получают также распространение и другие религиозные взгляды и верования, особенно связанные с индуистской философией.

Возникают и более «мирные», целеустремленные виды молодежного несогласия с обществом: движение «зеленых», группы новой демократии, защиты всяких прав и т.п. Подростки и молодежь проводят кампании:

«Рок против пумаранчовых и т.п.»

«Нет стартовым площадкам для третьей мировой!»

Таким образом, насущные, животрепещущие проблемы современного общества попадают в центр внимания молодежи, активно включающейся в движение протеста.

С середины 70-х годов и до настоящего времени распространяется движение рокеров.

Рокеры и байкеры всегда с мотоциклами. Они не только прекрасно водят мотоциклы, но и совершают на них акробатические трюки, например едут некоторое время только на заднем колесе, а также прыгают на мотоцикле с трамплина, «джигитуют» и т. д.

Ездят большими группами по ночным улицам на большой скорости (подчас до 140—160 км/ч), со снятыми глушителями. Нередко на заднем сиденье находится рокерша. Мчась на них с головокружительной скоростью по пустынным улицам больших городов, рокеры испытывают «чувство сладостного освобождения от оков общества». Рокеры стремятся найти удовлетворяющие их идеалы жизни в общении с себе подобными, в своих рок-клубах. Многие рокеры не имеют водительских прав. Отмечены случаи угона ими чужих мотоциклов, заправки из бензобаков чужых автомобилей. В некоторых случаях вступают в связь с уголовными элементами, нанимающими их для эскорта своих автомобилей и других неблаговидных дел.

Массовое распространение в настоящее время получили клубы болельщиков, так называемые фэн-клубы. Подчас члены этих клубов — не просто спортивные болельщики, а пропагандисты экстремизма и насилия, межнациональной розни.

Еще более крайние позиции занимают «бритоголовые», «скинхэдз», «скинз»10. Тяжелое существование породило у них слепую ненависть к более состоятельным людям и стремление к ничем не прикрытому насилию по отношению к окружающим. Из них формируются основные «кадры» неонацизма. Однако ряды их неоднородны. Не всякий «бритоголовый» — фашист. Для многих из них участие в этих группах — лишь средство выразить свой протест против равнодушного отношения к ним общества. Известны и группы попперов, отрицающих отрицание. Они осуждают критичное и протестующее поколение своих «левых» отцов, стремятся не видеть плохое в жизни и наслаждаться имеющимися благами. Большую известность в современном мире получили панки. Чувствуя себя брошенными и преданными обществом, они, негодуя, сознательно стремятся вызвать у членов этого общества отрицательную реакцию, даже отвращение к себе. «Шокировать и провоцировать!» — их лозунг. В особенности сказанное относится к группам панк-рока. Подобные взгляды находят выражение даже во внешнем облике панков, разительно отличающемся от всех других людей: у них гладко выбритые черепа, экстравагантные прически, причудливо расписанные красной или черной краской лица. Разностилье в одежде: кожаный пиджак на голом теле, холщовая ткань на тонкой рубашке с жабо. Разодранная одежда (джинсы, кожаные куртки), цепочки на лице, вызывающее на шеях ошейники для собак и цепи от унитаза. Многие из них мрачно и безнадежно смотрят в будущее, но некоторые группы находят выход в прогрессивных формах политической борьбы. Жаргон панков груб, поведение часто вызывающе непристойно. Многие из них употребляют наркотические вещества и токсины. Они перемещаются из города в город, устанавливают между собой связи. Появление их в городе связано обычно с увеличением количества драк, грабежей и других форм насилия с целью надругательства над личностью.

В последние годы возникло и стало широко распространяться новое молодежное неформальное движение — киберпанкизм. Оно происходит от слов «кибернетика» и «панк». Фантаст и математик. Р. Оаккер назвал это «синтезом человека и машины».

Киберпанкизм характеризуется как «греховный альянс технического мира с низшими проявлениями поп-культуры и уличной анархией». Имеется 2 категории киберпанков: осознающие и не осознающие свою принадлежность к киберпанкам. Вторых значительно больше.

Это люди разных профессий, возрастов, социальной принадлежности, страстно влюбленные в компьютеры. Полотна киберпанков, выполненные средствами компьютерной графики, уже выставляются в картинных галереях.

Журналы киберпанков издаются на компьютерах и передаются на экраны по компьютерным сетям. Несколько популярных эстрадных групп пропагандируют музыку киберпанков. Они записываются на компакт-диски. Новая техника позволяет им выходить в пространство телефонных номеров и факсов, используемых для компьютерной связи. Тем самым перед ними открываются все временные, государственные и социальные границы. Киберпанки сжились с техникой, чего не смогли сделать все предшествующие неформальные молодежные движения. Они хотят использовать ее для установления связи искусства и науки, литературы и промышленности. Киберпанки решили или мы подчиним технику себе, или она подчинит нас.

Все эти перечисленные группы показывают, что нельзя по обывательски сводить сущность неформального молодежного движения к причудам и странностям «бесящейся от жира», «неизвестно чего желающей», «похотливой и развратной» молодежи.

Причины возникновения движения неформалов

• Трудности нахождения подростками и молодежью своего места в жизни

• Обостренное восприятие социальных несовершенств и несправедливостей

• Юношеский максимализм

• Своеобразное сочетание рассудочности с большой эмоциональностью Социальное преломляется через возрастное и индивидуально-личностное. Понятно, что это преломление в сознании и воплощение в поведении далеко не всегда бывает правильным: если бы юность знала, если бы старость могла!

Поэтому зрелых людей поражает своеобразие и неожиданность форм молодежного протеста, которые заслоняют от них содержание, смысл его. В то же время нельзя закрывать глаза на то, что некоторые неформальные молодежные группы под влиянием слепой ненависти встают на путь преступления и насилия. Сегодня молодежное движение, как и многие общественные движения современности, имеет глобальный характер. Наша молодежь, переставая быть молодежью закрытого общества, широко включилась в него, перенимая достоинства и недостатки неформалов других стран.

В то же время у наших неформальных молодежных движений имеется и своя специфика. А нередко и свои, особые формы. Районные места сборищ находятся, как правило, на окраинах. Там собираются металлисты, панки, волнисты, брейкеры, рокеры, обычно дружески относящихся друг к другу, и враждующие с ними левые, экстремисты.

Исследователи различают конструктивные и неконструктивные неформальные объединения. Первые нередко выступают за более радикальные реформы общества. Некоторые неформалы ставят более узкие задачи: сохранение и, восстановление памятников истории и культуры, защита природы, физического и психического здоровья и пр.

Система делится на группы «тусовки». В них бывает два слоя: «пионеры» и «одцовые» или «мамонты»11.

К первым относятся подростки, недавно ставшие хиппи, старательно усваивающие эту роль. «Одцовые» — старые члены системы, серьезно вникающие в проблемы политики, религии, мистики, художественного творчества.

Все хиппи носят длинные, распущенные волосы «хайр», обычно расчесывая их на прямой пробор. Нередко лоб и затылок хиппи охватывает тонкая повязка - «хайратник». Многие отпускают бороду.

Известны три основных причины ношения длинных волос этими людьми12:

1. Это более естественно, ближе к природе

2. Иисус Христос носил длинные волосы и бороду, хиппи ему подражают

Длинные волосы позволяют лучше улавливать излучения космического разума, являясь своего рода индивидуальными «антеннами».

Хиппи носят джинсы, свитера, футболки, вышедшие из моды пальто. Одежда нередко рваная и потрепанная или ей специально придают такой вид.

Искусственно делают дырки, ставят яркие заплаты на джинсах и куртках. На одежде нередко делают надписи на английском языке.

Все хиппи носят украшения («феньки»):

• браслеты на руках (из бисера, кожаные или деревянные )

• бусы на шее

• крестики на кожаных шнурках

• изображения знаков зодиака, черепа и т.п.

У современного хиппи на груди повешен «ксивник» это небольшого размера прямоугольный мешочек из джинсовой ткани. В нем находятся документы и деньги. В холодное время хиппи живут в городе, ходят на «тусовки», а летом путешествуют на попутных машинах, разбивают палаточные городки.

Хиппи считают, что человек должен быть свободен, прежде всего, внутренне. Раньше свобода любви у хиппи сводилась к возможности открыто вступать в интимную связь с тем, кого любишь. Теперь хиппи говорят о любви, способствующей единению людей.

Проповедуют пацифизм: они призывают не отвечать на насилие насилием, выступают против службы в армии. Верят в иную, «высшую» реальность, существующую наряду с обыденной, в которой мы все живем. Выйти к ней можно через изменение состояния сознания посредством медитации или искусства. Отсюда большой интерес к проблемам религии и творческой деятельности.

Характерным для современных является стремление к естественности. Это выражается у них в желании не изменять того, что происходит само собой:

• например, не стричь волос

• не производить каких-то целенаправленных, активных действий, бездействовать

• быть непритязательными в быту, уметь переносить невзгоды и лишения

Романтики, любят все яркое, оригинальное, творческое. Они хотят быть свободными личностями, независимыми от общественных условностей. Поэтому в жизни действуют импульсивно. В то же время они стремятся к новым отношениям в обществе, построенном на любви к другим людям. Однако декларируемая ими естественность демонстративна, пародийна. Она является известным вызовом современному обществу, которое их критикует.

Получили известность и группы мажоров: «псевдоамериканы», «псевдоангличане», «псевдофранцузы» и т. д13. Они носят одежду и обувь, изготовленные в соответствующей западной стране. Использование носильных вещей производства какой-либо иной страны осуждается.

В среде мажоров формируется образ активного, предприимчивого, сильного человека, знающего 2—3 иностранных языка. Мажоры против наркотиков, многие из них активно занимаются спортом. Имеется заметный слой подростков, подражающих мажорам. Они называются «реднеки».

Включение в деятельность мажоров вело у большей части подростков к падению интереса к учебе в школе, к нежеланию осваивать какую-либо профессию. Напротив, другая часть мажоров считала свое пребывание в группе временным, до накопления какого-то минимума материальных средств.

Получили распространение молодежные группы, объединенные увлечением каким-либо определенным занятием. Среди них наиболее известны брейкеры - поклонники брейкданса, скейтбордисты, которые ездят на специальных досках.

Существуют приверженцы определенных кумиров — «Фанаты», «фэны». Подобные группы не имеют обычно какой-то своей «философии».

Существуют молодежные группы, исповедующие культ сатаны. Уже сам их внешний вид вызывающ и агрессивен: в черной одежде, с остро отточенными шипами, большим количеством металла, помещенном на груди перевернутым крестом, на майках написанное краской слово «сатана» на английском языке. Сатанисты поддерживают ансамбли, призывающие к насилию, жестокости, проповедующие расизм, шовинизм. Они склонны к хулиганским поступкам, к провоцированию враждебных столкновений различных молодежных групп и участию в них. К ним примыкают группы подростков, которых привлекает не столько музыка, сколько модный костюм неформалов или желание прикрыть им свои неблаговидные поступки. Они получили название «лохи». Поверхностно разбираясь в проблемах рока, «лохи» выступают блюстителями «чистоты» правил металлиста, ведут себя с окружающими очень вызывающе и агрессивно.

ЭМО /розовые/ «эмо гёл, эмо бой, эмо розовый отстой». Одежда розовое с чёрным желательно в клеточку. Недовольны на свою жизнь, режут вены красным карандашом ходят хвастаются: «Я вчера порезала вены». Постоянно плачутся. Унылые лица и чёрные круги под глазами.

ГОТЫ Ходят только в чёрной одежде, цвет волос тоже чёрный. Украшают себя серебряными изделиями.

Косметикой пользуются и юноши: на лицо накладывают светлый тональный крем, глаза обводят чёрным контуром. Любимое место для прогулок кладбище, т.к. люди их раздражают, а там они могут посидеть спокойно и подумать о делах житейских. Если на кладбище есть склеп, то там они проводят свои тусовки.
5. Три «волны» в эволюции неформальных организаций нашей страны

Историю неформальных организаций нашей страны можно разделить на три своеобразных «волны». Все началось с появления в 1950-е годы «стиляг» – эпатажной и контркультурной группы городской молодежи, ставшей своеобразным символом «первой волны» «неформалов». Одевались и танцевали они «cтильно», за что и получили презрительную кличку «cтиляги», с легкой руки фельетониcта журнала «Крокодил». Основное обвинение, которое предъявлялось им, – «преклонение перед Западом». Музыкальные пристрастия «стиляг» – джаз, а затем рок-н-ролл. Жесткая позиция государства в отношении инакомыслия в те годы привела к тому, что после некоторого времени полуподпольного существования «стиляги» довольно быстро исчезли. С «первой волной» неформального молодежного движения связано и появление в конце 1950-х годов КСП (клубов самодеятельной песни). КСП – это клубы, объединяющие людей, любящих песни под гитару и стихи. Всем известны такие авторы-исполнители, как Окуджава, Высоцкий, Городницкий и другие. Эти люди тоже посещали КСП, но они не участвовали в непосредственной жизни какого-то клуба, что и является границей между авторской песней и клубами самодеятельной песни. Настоящий кспэшник может не писать стихов и текстов песен, не играть на гитаре, но он обязательно присутствует на вечерах, как правило, постоянных для каждого клуба, на юбилеях и днях рождения.

«Вторая волна» определялась как внутренними, так и внешними условиями – с середины 60-х годов молодежное движение приобретает важную оставляющую – рок-музыку. Именно в этот период (конец 60-х – начало 80-х годов) большинство молодежных объединений начинало приобретать черты «классического неформалитета»: аполитичность, интернационализм, ориентированность на внутренние проблемы. В молодежную среду проникали наркотики. Движение семидесятников было глубже, шире и продолжительней по времени. На них не оказывалось столь серьезного давления, как на «стиляг», но неприятности с государственными органами на идейной почве у них все же были. Именно в 1970-е годы возникает так называемая «Система» – советская хипповская субкультура, представлявшая собой целый конгломерат группировок. «Система», обновляясь через каждые два-три года, вбирала в себя и панков, и металлистов, и даже криминогенных люберов.

Началом «третьей волны» молодежных движений можно считать 1986 г.: существование неформальных групп было признано официально, тема «неформалитета» становится сенсацией. Стихийно возникающие молодежные группы называли то неформальными, то любительскими, то самодеятельными. Эти объединения можно назвать и «альтернативными», так как они часто являются нетрадиционными и выступают с оппозиционной точки зрения по отношению к «академическим» или мейнстримовским формам культурной жизни. Российские «неформалы» стремились копировать характер течений западной молодежной субкультуры14.
6. Молодежные субкультуры современной России: вчера и сегодня

К началу XXI в. субкультурный бум в нашей стране угас. Но это не означает, что неформальные молодежные объединения исчезли. В современной России продолжают развиваться старые формы молодежных субкультур и даже возникают новые15.

Субкультура хиппи – одна из старейших молодежных субкультур. Движение сформировалось в Сан-Франциско в середине 60-х годов XX века как протест против обывательщины. В основу хиппистской идеологии было положено философское учение, связанное с «движением Иисуса». Они придерживаются пацифистских взглядов (основной символ движения хиппи – «пацифик», исповедуют идею «непротивления злу насилием», склонны к творчеству. Движение хиппи в СССР развивалось «волнами»: «первая волна» относится к концу 60-х – началу 70-х годов XX века, «вторая волна» – к 80-м годам. Примерно с 1989 г. наблюдается резкий спад, выражавшийся в резком уменьшении числа приверженцев данной субкультуры. Однако в середине 90-х гг. неожиданно заявила о себе «третья волна» хиппи. Субкультуру хиппи следует отнести к субкультурам, которым свойственно стремление к самопознанию и самоосознанию.

Близки по многим параметрам к хиппи растаманы. Растафари (раста) – это религия всеобщего господа Джа (искаженное «Иегова»). Растаманы – убежденные пацифисты, особенно протестуют против расизма. Две особенности утвердили всемирный характер раста-движения – марихуана и регги. В последнем растаманство обрело мощнейший музыкальный канал трансляции своих идей.

В молодежной культуре 90-х годов появились толкиенистское движение и связанная с ним, порожденная им толкиенистская субкультура16. Толкиен – мастер особой, завораживающей атмосферы повествования, так что читатель начинает отождествлять себя с героями книги (эльфы, тролли, гномы, гоблины, хоббиты). Это стало одним из факторов, вызвавших к жизни неожиданный для самого автора социокультурный феномен – ролевые игры («хичек» на толкиенистском жаргоне) по книгам Толкиена. В начале 80-х гг. толкиенисты появляются в СССР, прежде всего в Москве и Ленинграде. С 1990-х годов проводятся всероссийские игры («Хоббитские игрища») и несколько региональных. В 1995 и 1997 годах всероссийские игры прошли в марийских лесах.

Толкиенистское субкультурное движение стало частью и продолжением российской романтико-эскапистской традиции, находившей в разное время выражение и в хиппизме, и в туристическом движении. В начале 90-х годов отечественные толкиенисты стремительно вовлекли в свою «сферу влияния» и ассимилировали часть представителей других молодежных субкультур (хиппи и даже панков). В 1993 – 94-х годах субкультура толкиенистов пережила кризис роста. Он был преодолен путем расширения диапазона ролевых игр, включившего произведения не только Толкиена, но и других писателей-фантастов, а также исторические сюжеты. Организационно отделилось движение ролевых игр, хотя по атрибутике, ценностным ориентациям ролевики близки к толкиенистам. Можно констатировать, что субкультура толкиенистов и ролевиков развивается в последние годы наиболее активно и динамично.

Готы – результат слияния ностальгии «романтиков» по модной одежде, декларативного нигилизма и могильного юмора панков. Одеваются они во все черное, в крайнем случае в темно-серое. Прическа гота – настоящее произведение искусства. Традиционно среди них обращение к готическому роману – от Уолпола до Шелли; почитаются также Камю, Кафка, поздний Тургенев и прочие «сильно перепуганные гении». Слушают, соответственно, готический рок (“Joy Division”, “Cure”, “Bauhaus”, “H.I.M”, “Evanescence”). Готы обильно и охотно заимствуют декадентскую, кладбищенскую, вампирическую эстетику. Приветствуется все, что относится к темной стороне бытия, связано со смертью. Излюбленные места сборищ готов – кладбища. Часто практикуют садомазохизм. Готы склонны превращать свои тусовки в ролевую игру, в некий инфернальный театр, но несхожий с игрищами фанатов Толкиена17. Существует множество подвидов готов: «антикварные», «ренессансные», «романтические», «викторианские», «рабы корпораций», «киберготы», «глиттерготы», «цыгане», «хиппи», «фетишисты», «панк-готы», «вестерн-готы», «вампиры» и прочие. То есть чистого готовского стиля не существует – есть определенная жизнетворческая интонация.

Эмокиды – поклонники эмо-музыки. Движение сформировалось в 2000-е годы. Как и для субкультуры готов, для них характерна андрогинность. Кроме яркого прикида, прически и макияжа, у эмокидов есть другие способы выразить себя: через музыку и обостренные эмоции по поводу всего, что происходит в их жизни.

В 2003-м году впервые заявили о себе мобберы (флэшмобберы) (от англ. flashmob – «мгновенная толпа»). Это сетевые пользователи, инициирующие и проводящие краткосрочные уличные акции. Технология флэшмоба достаточно проста: по адресам потенциальных мобберов, зарегистрировавшихся на соответствующем сайте (например, www.flashmob.com), рассылается инструкция с изложением сюжета акции, перечнем необходимых аксессуаров, указанием точного времени и путей отхода18.

Субкультура рейва возникла в 80-е годы XX века в США и Великобритании. В России начала распространяться с 1990 – 91 годов. Неотъемлемая часть рейверского стиля жизни – ночные дискотеки с мощным звуком, компьютерной графикой, лучами лазеров. Развитие субкультуры рейва шло параллельно с распространением наркотиков, в частности, «экстази». Принятие галлюциногенов с целью «расширения сознания» стало, к сожалению, практически неотъемлемой частью рейверской субкультуры. Вместе с тем многие деятели молодежной культуры, в том числе ди-джеи, – ключевые фигуры рейв-субкультуры – высказывали и высказывают крайне негативное отношение к приему наркотиков. В последние годы рейв утратил свою контркультурную тональность в духе психоделической хиппи-революции 60-х, он стал забавой подростков, легким и ярким развлечением, приравнявшись к диско.

Рэперы (они же хип-хоперы) – те, что таскают на плече магнитофоны, носят одежду на пару размеров больше и танцуют на улице, а порой неплохо рисуют граффити. К основным составляющим хип-хоп культуры можно отнести: рэп, брейк, граффити, ди-джеинг, некоторые виды спорта. Рэп – или читка – пожалуй, главный способ воздействия этой субкультуры на сознание окружающих. Брейк – это танцевальный компонент данной субкультуры, включающий в себя элементы акробатики и пантомимы. Граффити – своеобразная, легкоузнаваемая роспись, сделанная с помощью красок, распыляемых из баллончиков, с почти обязательным присутствием текста. Ди-джеинг – это музыкальное сопровождение для рэпа и брейка, хотя, конечно, ди-джеинг может существовать и отдельно. Ди-джеи создают как свои записи, так и используют чужие, «вырезая» кусочки записей (сэмплы) и вставляя их в свои композиции.

Роллерами называют любителей роликовых коньков. Они предпочитают спортивную одежду ярких расцветок; также их можно идентифицировать по разноцветным нашлепкам на коленях. На роликах не просто катаются, но кувыркаются, описывают немыслимые пируэты и сальто. В России роллеры-одиночки появились в начале 90-х годов, возникновение групп роллеров относится к середине 90-х годов.

Наравне с увлечением роликовыми коньками последователи хип-хопа пустились и на другие экстремальные эксперименты, связанные с удовлетворением потребностей в новых физических ощущениях, свежих порциях адреналина в крови. Возникло целое движение экстремалов, к которым относятся скейтбордисты (катание на роликовых досках), bmx (горный велосипед, или маунтинбайк), сноубордисты (катание с гор на досках), серферы (плавание на досках), трейсеры (бег с преодолением естественных препятствий) и другие. Главное для экстремалов – не достижение определенных результатов, а острота ощущений.

Байкеры – мотоциклисты, которых у нас часто именовали рокерами, что неточно: рокеры – это любители рок-музыки. Первых байкеров называли «харлеистами» – по известной марке мотоцикла “Harley-Davidson”. Подлинное признание эти мотоциклы получили в 30-х годах ХХ века в США. В 40-х годах ряды байкеров пополнились за счет ветеранов второй мировой войны. Тогда и появились первые «дикие» мотоклубы, в частности, знаменитые «Ангелы ада». В 60-е годы байкерское движение приняло на вооружение рок-музыку и испытало в своем развитии очередной бум. Их самый главный символ – незаметная нашивка «1%», обозначающая «внутренний орден», который объединяет настоящих байкеров против остального мира. Понятие «1%» имеет свою историю. 4 июля 1957 г. в городе Холлистер в Калифорнии были разрешены мотогонки, которые проводила Американская мотоциклетная ассоциация (АМА). В тот же день в город с шумом и скандалом ворвалась банда байкеров, в результате чего было насмерть задавлено несколько прохожих. При официальном разборе этого дела представитель AMA заявил, что 99% всех байкеров соблюдают правила ассоциации. Это заявление вызвало возмущение в свободном байкерском мире и с тех пор появилась нашивка «1%». Отечественная субкультура байкеров, как и хиппи, пережила по крайней мере два подъема: один в конце 70-х – начале 80-х годов, другой – уже в 90-е годы.

Стрейт-эдж (англ. Straight edge – путь напрямик, сокращенно sXe) – философское ответвление панк-движения, характерными чертами которого являются полный отказ от наркотиков (включая законные алкоголь и табак), разборчивость в половых связях, а также политические взгляды, характерные всему панк-движению. Стрейт-эдж всегда был связан с хардкором (стрейт-эджевские группы – “Minor Threat”, “First Step”, “Earth Crisis”). Стрейт-эджеры делятся на хардлайнеров (наиболее строгие адепты движения, которые пренебрегают даже кофеином, допускают секс только для зачатия, ведут борьбу за защиту животных), милитантов (наиболее бескомпромиссные представители, которые громят алкогольные и порномагазины, а также магазины с мехами и кожей), веганов (увлечены вегетарианством). Есть среди стрейт-эджеров и скинхеды.

«Панк» – так раньше называли на уличном жаргоне проституток19. В этом значении слово встречается в пьесе У.Шекспира «Мера за меру». В Америке в начале ХХ в. его относили к заключенным-«шестеркам». Позже слово вошло в основной лексикон и сегодня употребляется в значении «грязь», «гнилье», «отбросы». Движение панков зародилось в середине 1970-х годов XX века в Англии в период тяжелого экономического кризиса. Главный лозунг панков – «Нет будущего!». Философия панков – философия «потерянного поколения», простая до предела: в свинарнике лучше и самим быть свиньями. Они окончательно решили, что изменить мир к лучшему нельзя, и поэтому на жизни и карьере в старом понимании этого слова был поставлен крест. По политическим пристрастиям панки считаются анархистами. Отсюда их основной символ – стилизованная буква «А».

О посвящении в панки ходят легенды. В одних компаниях «новобранец» должен откушать на помойке со всей братией, в других – посидеть какое-то время в мусорном баке, закидываемый объедками…

В СССР панковская субкультура проникла в 1979 году. Одними из первых панков были известные питерские рок-музыканты Андрей Панов («Свин») и Виктор Цой. Многие из советских панков поддерживали тесные контакты с хиппи, входили в «Систему», как именовала себя общность российских хиппи. Подобная субкультурная диффузия характерна для молодежных субкультур российской провинции 80-х годах XX века.

В 90-е годы субкультурная диффузия охватывает субкультуры панков и металлистов (музыка стиля хэви-металл).

Деструктивный и нигилистический характер носит субкультура сатанистов. Еще в конце 80-х годов от субкультуры металлистов отделилась группа «черных металлистов», сблизившаяся с приверженцами Церкви сатаны. В середине 90-х годов в России формируется сатанинская субкультура. Копируя «адскую» эстетику своих кумиров, доморощенные металлисты одеваются во все черное, носят майки с «бесовскими» рожами и черепами, цепи, перевернутые пентаграммы, рисуют эти же пентаграммы на стенах, прибавляя число «666». Мировоззрением сатанистов является упрощенное, вывернутое наизнанку христианство: место Иисуса занимает Сатана.

Хакеры – компьютерные пользователи, программисты, придерживающиеся активной, наступательной линии поведения в сетевом пространстве. Объектами атаки хакеров являются чужие сайты и серверы, которые они взламывают, выводят из строя. В 1988 году мир впервые испытал на себе мощь одного из самых эффективных хакерских орудий – компьютерного вируса. Некоторые специалисты предрекают возникновение веб-мафии, которая займется кибершпионажем и кибертерроризмом. Вместе с тем хакеры как таковые выступают против корпоративности, они превыше всего ценят свободу и своеволие. Хакерами в основном являются студенты вузов, старшеклассники школ с физико-математическим уклоном. Установить точно численность хакеров затруднительно, потому что общаются они преимущественно посредством компьютерных сетей. Кроме того, не все хакеры осознают себя некоей общностью со своими ценностями, нормами, специфическим стилем.

Активность приверженцев экстремистской молодежной субкультуры скинхедов (скинов, неонацистов) в России заметно возросла. Быть может, это самые агрессивные из неформалов. Идеи у них типично нацистские: «Россия – русским!», «Смерть евреям (неграм, китайцам, кавказцам…)!». Идеальным политическим деятелем для них является А. Гитлер.

Футбольные хулиганы (футбольные фанаты) – лица, нарушающие общественный порядок, связывающие свои действия с футбольными пристрастиями и обосновывающие их ими. Как правило, преступления на почве футбольного хулиганства совершаются до или после футбольных матчей, а также в местах больших скоплений футбольных болельщиков.

Футбольное хулиганство зародилось в Англии в конце 1950-х годов XX века. Во многом благодаря английскому влиянию на трибунах советских стадионов стали звучать футбольные песни, речевки и сленг, но, что еще более важно, вместе с ними пришла и хулиганская ментальность, отличающая английский «околофутбол». Одним из основных последствий английского влияния стал резкий рост насилия среди болельщиков.

В настоящее время российский «околофутбол» можно назвать сформировавшимся социальным явлением с ярко выраженными чертами английского стиля поддержки клуба как на домашних, так и на гостевых поединках. Свои банды (на сленге – «фирмы») имеют практически все клубы российского национального футбольного первенства вплоть до команд второй лиги. В среде российских хулиганов очень сильны идеи русского национализма.

Главными игроками на российской околофутбольной сцене традиционно являются фанаты московских клубов ЦСКА («воины») и «Спартак» («гладиаторы»), чьи столкновения носят самый ожесточенный характер и вызывают широкий общественный резонанс. Следом за ними идут фанаты клуба «Зенит» из Санкт-Петербурга, находящиеся в постоянной вражде со всеми бандами московских клубов. Далее в негласном рейтинге располагаются фанаты московских клубов «Динамо» и «Локомотив».

Наконец, криминальная молодежная субкультура – гопники20. Расцвет ее пришелся на 80-е годы XX века. Начиная с 1991 – 93 годов проблема криминальных молодежных группировок в российских городах становится менее острой, что объясняется как усилиями общественности и МВД (точнее – ОМОНа), так и тем обстоятельством, что деятельность этих группировок стала смещаться в сферу контроля над бизнесом и самого бизнеса.

В середине 90-х годов появляется новое поколение гопников, не контролируемое организованной преступностью или контролируемое в меньшей степени. Они быстро проявили себя как «культурные враги» большинства молодежных субкультур: байкеров, рэперов, рейверов, хиппи, готов. Любой подросток, принадлежащий к иной субкультуре, может быть избит, подвергнут сексуальному насилию, ограблен.
Заключение

Психология неформальности включает в себя много слагаемых. Стремление быть самим собой лишь первое из них. Это именно стремление при отсутствии умения быть самим собой. Подросток озабочен поиском смысла «Я», отделением себя «истинного» от себя «неистинного», определением своего предназначения в жизни – настойчиво увлекает на путь поиска чего-то необычного. А определить это необычное очень просто. Если взрослые не запрещают – это дело обычное и потому скучное. Если запрещают – вот он, тот самый сладкий плод.

Второе слагаемое психологии неформальности – заражение и подражание. Он начинает подражать, даже не замечая, что постепенно обычным становится и это его маскарад. Заражение и подражание облегчают задачу выделение из окружающей среды - ломать голову приходится только первым. Остальные же, как послушное стадо, идут следом.

Третье слагаемое – стадный инстинкт. Групповым он кажется лишь внешне. Глубинно, психологически это стадное поведение. И пусть стремление выделиться, обрести автономность и независимость носит индивидуальный характер – одному выделиться трудно. А в куче – легче. Заражение и подражание, наслаиваясь на индивидуалистическое стремление к выделению, искажает цель, ради которой подросток предпринимает неформальные действия, в итоге не выделяет, а растворяет подростка в толпе себе подобных. Подавляющее большинство неформальных группировок держаться не на сознательном единстве – это бывает у подростков редко, а на одинаковости одиночества входящих в нее членов.

Непременный атрибут почти любого стада и одновременно еще одно слагаемое психологии данного типа – наличие конкурентов, оппонентов, недоброжелателей и даже врагов. Ими могут стать практически кто угодно: подростки с соседнего двора, и поклонники иной музыки, и просто взрослые. Тут действуют все те же выделения и обособление, но уже не на индивидуальном, а групповом уровне. Не соглашаясь с миром взрослых, подросток приходит в неформальную группировку, и его стихийный протест начинает распространяться и на других неформалов. «Врагов» может быть очень много. Поддержание образа врага - одно из условий существования подобных групп.

Психология неформальности по природе своей носит двойственный, активно-реактивный характер. С одной стороны, это во многом естественный выплеск энергии молодости. С другой стороны, мы сами же часто провоцируем на то, чтобы эта энергия направлялась в не лучшую сторону. Запрещая даже то, что полезно и выгодно обществу, мы приводим их в недоумение и подталкиваем к слепому протесту в явно негативных формах21.

Список использованной литературы

1. Александров Ю.К. Очерки криминальной субкультуры // Интернет ресурс://www.psyinst.ru/

2. Коряковцев, А. Что такое "молодежная субкультура"? / А. Коряковцев // Урал. - 2006. - № 9. - С. 86-99

4. Шабанов Л.В. Социально-психологические характеристики молодежных

субкультур: социальный протест или вынужденная маргинальность. – Томск:

Томский государственный университет, 2005. – 399 с.

5. Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры.- Ульяновск, 2007

6. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет.-М., 2010

7. Дельцова, Т. Ю. Молодежная субкультура России в начале XXI в.: тенденция экстремизма / Т. Ю. Дельцова, В. Н. Супиков // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2006. - № 4. - С. 26-31

8. Луков, В. А. Особенности молодежных субкультур в России / В. А. Луков // Социологические исследования. - 2002. - № 9. - С. 79-88.

9. Социология молодежи: учебник для юридических ВУЗов /под ред. Д.З. Мутагирова. – СПб.: СПбУ МВД РФ, 2008

10 Жиляев, А. А. Неформальные молодежные объединения как детерминирующий фактор девиантного поведения учащейся молодежи / А. А. Жиляев // Инновации в образовании. - 2007. - № 3. - С. 87-96.

11. Левикова С.И. Молодежная субкультура: учебное пособие. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004

12. Громов, Д. В. Изучение молодежных субкультур России: современное состояние и проблемы / Д. В. Громов // Этнографическое обозрение. - 2008. - № 1. - С. 3-7.

13. Погодин, И. В. Генезис неформальных молодежных формирований в России / И. В. Погодин // Закон и право. - 2008. - № 5. - С. 89-91

14. Соколова-Сербская, Л. Молодежные субкультуры / Лидия Соколова-Сербская, В. Сороковикова // Народное образование. - 2008. - № 7 (1380). - С. 265-268.

15. Социология молодежи : учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки "Социология", специальностям "Социология", "Организация работы с молодежью"/ [М. Ю. Попов [и др.] ; под ред. В. Н. Кузнецова. - Москва : Гардарики, 2007. - 335 c.

16. Токова, Н. Ю. Молодежная субкультура : становление теоретико-методологических основ исследования: историографический аспект / Н. Ю. Токова // Социология. - 2004. - № 1. - С. 59-66.

17. Туркатенко, А. Молодежные субкультуры сегодня : попытка энциклопедии / А. Туркатенко // Знание-сила. - 2007. - № 1 (955). - С. 59-64.

1 Предварительные итоги Всероссийской переписи населения 2010 г. - М., 2011. - С. 45.

2 Левикова С.И. Молодежная субкультура: учебное пособие. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004


3 Социология молодежи : учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки "Социология", специальностям "Социология", "Организация работы с молодежью"/ [М. Ю. Попов [и др.] ; под ред. В. Н. Кузнецова. - Москва : Гардарики, 2007. - 86 c.


4 Погодин, И. В. Генезис неформальных молодежных формирований в России / И. В. Погодин // Закон и право. - 2008. - № 5. - С. 89-91


5 Социология молодежи : учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки "Социология", специальностям "Социология", "Организация работы с молодежью"/ [М. Ю. Попов [и др.] ; под ред. В. Н. Кузнецова. - Москва : Гардарики, 2007. – 116 с.


6 Коряковцев, А. Что такое "молодежная субкультура"? / А. Коряковцев // Урал. - 2006. - № 9. - С. 86-99


7 Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет.-М., 2010


8 Омельченко, Е. Субкультуры и культурные стратегии на молодежной сцене конца XX века: кто кого? / Е. Омельченко // Неприкосновенный запас. - 2004. - №4 (36). - С. 53-60


9 Жиляев, А. А. Неформальные молодежные объединения как детерминирующий фактор девиантного поведения учащейся молодежи / А. А. Жиляев // Инновации в образовании. - 2007. - № 3. - С. 87-96.


10 Дельцова, Т. Ю. Молодежная субкультура России в начале XXI в.: тенденция экстремизма / Т. Ю. Дельцова, В. Н. Супиков // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2006. - № 4. - С. 26-31


11 Левикова С.И. Молодежная субкультура: учебное пособие. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004


12 Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры.- Ульяновск, 2007, с. 76

13 Соколова-Сербская, Л. Молодежные субкультуры / Лидия Соколова-Сербская, В. Сороковикова // Народное образование. - 2008. - № 7 (1380). - С. 265-268.


14 Луков, В. А. Особенности молодежных субкультур в России / В. А. Луков // Социологические исследования. - 2002. - № 9. - С. 80.


15 Луков, В. А. Особенности молодежных субкультур в России / В. А. Луков // Социологические исследования. - 2002. - № 9. - С. 86.

16 Омельченко, Е. Субкультуры и культурные стратегии на молодежной сцене конца XX века: кто кого? / Е. Омельченко // Неприкосновенный запас. - 2004. - №4 (36). - С. 53-60

17 Туркатенко, А. Молодежные субкультуры сегодня : попытка энциклопедии / А. Туркатенко // Знание-сила. - 2007. - № 1 (955). - С. 59-64.

18 Громов, Д. В. Изучение молодежных субкультур России: современное состояние и проблемы / Д. В. Громов // Этнографическое обозрение. - 2008. - № 1. - С. 3-7

19 Шабанов Л.В. Социально-психологические характеристики молодежных субкультур: социальный протест или вынужденная маргинальность. – Томск: Томский государственный университет, 2005. –215 с

20 Александров Ю.К. Очерки криминальной субкультуры // Интернет ресурс://www.psyinst.ru/

21 Запесоцкий А.С., Файн А.П. “Это непонятная молодёжь…: проблемы неформальных молодёжных объединений” – М: Профиздат, 1990г.




Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации