Курсовая работа - Проблемы реформирования ООН - файл n1.doc

Курсовая работа - Проблемы реформирования ООН
скачать (260 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc260kb.08.07.2012 19:44скачать

n1.doc


Cодержание





Cодержание 2

Введение 3

1 Организация объединенных наций: структура, цели и задачи функционирования 5

2 Вопросы реформы миротворческой деятельности ООН, Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН 12

3 Проблемные вопросы реформирования ООН 18

Заключение 27

Список использованных источников 28



Введение



Первые годы деятельности высшего органа ООН были отмечены резкой конфронтацией западного и советского блоков и соперничеством за сферы влияния. Каждая из сторон стремилась использовать организацию и свое право вето в своих интересах.

В последние годы на каждой Генассамблее ООН традиционно поднимается вопрос о необходимости реформы организации. Как правило, в первую очередь речь идет о расширении состава Совета Безопасности ООН, в том числе его постоянных членов, обладающих правом вето. К последним сейчас относятся Россия, США, Франция, Великобритания и Китай, остальные десять членов Совбеза выбираются сроком на два года. Чаще других о своем праве на кресло постоянного члена СБ говорят Япония и Германия. Свои претензии Токио и Берлин подкрепляют званием наиболее щедрых плательщиков в бюджет ООН. Однако удовлетворение их требований повлечет усиление уже существующего дисбаланса. По мнению многих, пять нынешних постоянных членов Совета безопасности ООН олицетворяют собой промышленно развитый мир. Между тем на свое место под солнцем претендуют и страны третьего мира. Так, Бразилия предлагает себя от Латинской Америки, Индия от Азии, а от Африки имеются сразу три кандидата — ЮАР, Египет и Нигерия. Однако претендентов гораздо больше. Пока наиболее реализуема идея создания некоего пула из стран, внесших в работу ООН «наиболее весомый вклад». В этом смысле упоминаются Египет, Германия, Япония, Мексика и тому подобное. Вот из этой группы и будут выбираться в будущем на определенный срок непостоянные члены Совета безопасности ООН. При этом львиная доля государств мира вовсе лишится шанса когда-либо попасть в главный орган Объединенных Наций, и это им вряд ли понравится.

Сегодня Организация Объединенных Наций уже не просто та Организация, которая создавалась 65 лет назад. Сегодня – это громадный бюджет, огромный штат и представительства по всему миру. И все это нуждается в правильном управлении. Так 65 лет назад страны-победители не могли предполагать и появление новых финансовых, политических центров мира. И уже в 90-х годах стало ясно, что новые вызовы способны снизить роль ООН в мире. Необходимо отметить, что реформирование в системе ООН процесс необходимый, поскольку любая организация должна быть современной и успешной в постоянно меняющемся мире. Все реформы проводимые либо планируемые к проведению в ООН должны увеличить адаптивность ООН к современным тенденциям.

Следует отметить, что Россия также заинтересована в стабильной системе международных отношений, основанной на принципах равноправия, взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества государств и опирающейся на международное право. Центром регулирования международных отношений и координации мировой политики в XXI веке должна оставаться ООН, которая доказала свою безальтернативность и наделена уникальной легитимностью.

ООН сейчас находится посреди серьезного затянувшегося кризиса. Этот кризис никуда не исчезнет до тех пор, пока его источники не будут поняты, и организация не будет реформирована. Но новая форма политической корректности усложняет проведение такой реформы.

Одна из основных причин кризиса ООН заключается в изменении международного положения после «кончины» Советского Союза и распространения неразвитых государств. Многие страны, получившие независимость в результате деятельности национально-освободительных движений в 1940-е - 1990-е годы, оказались неспособными создать условия для нормальной жизни на своих территориях. В эпоху глобализации они так же безнадежно и все с большим отставанием плетутся за развитыми государствами.

Более того, многие из этих режимов попросту не эффективны и исчезнут или претерпят значительные изменения в обозримом будущем. Это неизбежно окажется источником долговременной политической и военной нестабильности на большей части Африки, Среднего Востока, Центральной и Южной Азии, а также в ряде бывших советских республик.

Актуальность работы обусловлена тем, что в настоящее время вопрос реформирования ООН поставлен во главу угла на открывающейся 66-ой сессии Генеральной Ассамблеи.

Целью данной работы будет рассмотрение проблем реформирования ООН в настоящее время.

Достижение указанной цели обеспечивается выполнением следующих задач:

1 Организация объединенных наций: структура, цели и задачи функционирования



Организация Объединённых Наций – международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

Основы её деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции. Название «Объединённые Нации» было впервые использовано в Декларации Объединённых Наций, подписанной 1 января 1942 года.

Устав ООН был утверждён на Сан-Францисской конференции, проходившей с апреля по июнь 1945 года, и подписан 26 июня 1945 года представителями 51 государства. Дата вступления Устава в силу (24 октября) отмечается как День Организации Объединённых Наций [5, c. 26].

Устав ООН воплощает в себе демократические идеалы, что находит свое выражение, в частности, в том, что он утверждает веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправии мужчин и женщин, закрепляет равенство больших и малых народов. Устав ООН устанавливает в качестве своих основных целей поддержание международного мира и безопасности, улаживание мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, международных споров и ситуаций. Он определяет, что ООн основана на принципе суверенного равенства всех ее членов, что все члены добросовестно выполняют обязательства по Уставу, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из членства в Организации, что все члены должны разрешать путем и воздерживаться от угрозы силой или ее применения и что ООН имеет права на вмешательства в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства. В Уставе ООН подчеркивается открытый характер Организации, членами которой могут быть все миролюбивые государства [5, c. 29].

Организационная структура ООН является достаточно сложной и разветвленной. В нее входят [6, c. 41]:

Генеральная Ассамблея ООН. Занимает центральное место в качестве главного совещательного, директивного и представительного органа. Генеральная Ассамблея рассматривает принципы сотрудничества в области обеспечения международного мира и безопасности; избирает непостоянных членов Совета Безопасности ООН, членов Экономического и Социального Совета; по рекомендации Совета Безопасности назначает Генерального секретаря ООН; совместно с Советом Безопасности избирает членов Международного Суда ООН; координирует международное сотрудничество в экономической, социальной, культурной и гуманитарной сферах; осуществляет иные полномочия, предусмотренные в Уставе ООН. У Генеральной Ассамблеи сессионный порядок работы. Она может проводить регулярные, специальные и чрезвычайные специальные сессии.

Ежегодная очередная сессия Ассамблеи открывается в третий вторник сентября и работает под руководством Председателя Генеральной Ассамблеи (или одного из его 21 заместителя) на пленарных заседаниях и в главных комитетах до полного исчерпания повестки дня [6, c. 42].

Генеральная Ассамблея, согласно её решению от 17 декабря 1993 года, имеет в своем составе 6 комитетов, Генеральный комитет и Комитет по проверке полномочий [6, c. 49]:

В состав Генерального комитета входят Председатель Генеральной Ассамблеи; заместители Председателя, председатели главных комитетов, которые избираются с учетом принципа справедливого географического представительства пяти регионов (районов): Азии, Африки, Латинской Америки, Западной Европы (включая Канаду, Австралию и Новую Зеландию) и Восточной Европы.

Специальные сессии Генеральной Ассамблеи ООН могут созываться по любому вопросу по требованию Совета Безопасности в течение 15 дней со дня получения такого требования Генеральным секретарём ООН или большинства членов ООН. До конца 2006 года было созвано около 30 специальных сессий по вопросам, касающимся большинства государств мира: по правам человека, охране окружающей среды, борьбе с наркотиками и др.

Чрезвычайные специальные сессии могут созываться по требованию Совета Безопасности ООН или большинства государств-членов ООН в течение 24 часов после получения такого требования Генеральным секретарём ООН.

Совет Безопасности ООН.

Несёт главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности; его решениям обязаны подчиняться все члены ООН. Пять постоянных членов Совета Безопасности (Российская Федерация, США, Великобритания, Франция, Китай) обладают правом вето. Россию представляет постоянный представитель России при ООН, Великобританию — постоянный представитель Великобритании при ООН.

Совет Безопасности состоит из 15 членов: пять членов Совета — постоянные (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай), остальные десять членов (по терминологии Устава — «не постоянные») избираются в Совет в соответствии с процедурой, предусмотренной Уставом [10, c. 129].

Секретариат ООН

Это международный персонал, работающий в учреждениях по всему миру и выполняющий разнообразную повседневную работу Организации. Он обслуживает другие главные органы Организации Объединённых Наций и осуществляет принятые ими программы и политические установки. Подразделения Секретариата находятся в Центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке и в других местах расположения Центральных учреждений органов ООН, наиболее крупными из которых являются отделения ООН в Женеве и Вене.

Секретариат ООН обеспечивает работу органов ООН, осуществляет опубликование и распространение материалов ООН, хранение архивов, производит регистрацию и издание международных договоров государств — членов ООН.

Секретариат возглавляет Генеральный секретарь ООН.

Генеральный секретарь ООН

Во главе Секретариата стоит Генеральный секретарь, который назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на новый срок.

В настоящие время действует джентльменское соглашение, по которому гражданин страны постоянного члена Совета Безопасности ООН не может быть Генеральным секретарём ООН [12, c. 142].

Международный суд ООН

Главный судебный орган ООН. Суд состоит из 15 независимых судей, действующих в личном качестве и не являющихся представителями государства. Они не могут посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера. При исполнении судебных обязанностей члены Суда пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.

Стороной дела данного Суда может быть только государство, а юридические и физические лица обращаться в Суд не в праве.

Экономический и социальный совет ООН.

Осуществляет функции ООН в сфере экономического и социального международного сотрудничества. Состоит из 6 региональных комиссий [5, c. 55]:

Совет по опеке ООН

Совет по Опеке приостановил свою работу 1 ноября 1994 года после того, как последняя оставшаяся подопечная территория ООН, Палау, обрела 1 октября 1994 года независимость. Посредством резолюции, принятой 25 мая 1994 года, Совет внес в свои правила процедуры поправки, предусматривающие отмену обязательства о проведении ежегодных заседаний, и согласился собираться по мере необходимости по своему решению или решению своего Председателя, или по просьбе большинства своих членов или Генеральной Ассамблеи, или Совета Безопасности.

Специализированные учреждения ООН

Согласно Уставу ООН, любой главный орган ООН может учреждать различные вспомогательные органы для выполнения своих обязанностей. Самыми известными из них являются: Всемирный банк, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), ЮНЕСКО.

В сентябре 2000 года на Генеральной Ассамблее ООН (Саммите тысячелетия) была принята «Декларация тысячелетия», которую подписали представители 189 стран, в том числе 147 глав государств. В декларации выражается озабоченность проблемами безопасности дальнейшего развития мира и признается, что прогресс может быть достигнут только на основе принципов устойчивого развития при экономическом росте, сфокусированном на решение проблемы бедности и обеспечении прав человека. Было выделено несколько основных взаимосвязанных целей развития, стоящих на повестке дня развития мира, которые в дальнейшем получили название «Цели развития тысячелетия» [2, c. 64].

Лидеры стран договорились об установлении привязанных к конкретным срокам и поддающихся оценке целей и показателей в области борьбы с нищетой, голодом, болезнями, неграмотностью, ухудшением состояния окружающей среды и дискриминацией в отношении женщин. И все страны-члены ООН - 191 государство - взяли на себя обязательство достичь этих целей к 2015 году.

Для отслеживания прогресса в достижении 8 основных целей на глобальном, национальном и местном уровнях было поставлено 18 более конкретных задач и отобрано 48 показателей для оценки успешности их решения. Начиная с июля 2002 года, Генеральный секретарь ООН уже четыре раза докладывал мировой общественности о ходе осуществления «Декларации тысячелетия».

Цели в области развития, сформулированные в Декларации тысячелетия, определяют для всех подразделений системы ООН рамки, в пределах которых они будут последовательно и сообща добиваться общей цели. ООН обладает уникальной возможностью, действуя на местах практически в каждой развивающейся стране, пропагандировать перемены, обеспечивать различным странам доступ к знаниям и ресурсам и содействовать координации более широкомасштабной работы на уровне стран. Прогресс в достижении целей, сформулированных в Декларации тысячелетия, в мире в целом очевиден, однако этот процесс идет неровно и слишком медленно. Значительному большинству стран удастся решить поставленные задачи только при условии, если они получат значительную поддержку извне - в форме информационно-пропагандистской работы, специальных знаний и ресурсов. Главная задача, стоящая перед мировым сообществом - как развитыми, так и развивающимися странами, - заключается в мобилизации финансовой поддержки и политической воли, активизации усилий правительств, изменении приоритетов и политики развития, создании потенциала и вовлечении партнеров из гражданского общества и частного сектора [2, c. 79].

В таблице будут приведены основные цели деятельности ООН из «Декларации тысячелетия» [3].

Таблица 1 – Цели и задачи, поставленные в «Декларации Тысячелетия»

Цели

Задачи, которые необходимо решить для достижения целей

Ликвидация крайней нищеты и голода

Сократить вдвое долю населения, имеющего доход менее 1 доллара в день

Обеспечение всеобщего начального образования

Сократить вдвое долю населения, страдающего от голода

Поощрение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин

Обеспечить для всех мальчиков и девочек возможность получать в полном объеме начальное школьное образование

Сокращение детской смертности

Ликвидировать, желательно к 2005 году, неравенство между полами в сфере начального и среднего образования, а не позднее, чем к 2015 году – на всех уровнях образования

Улучшение охраны материнства

Сократить на две трети смертность среди детей в возрасте до 5 лет

Борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями

Снизить на три четверти коэффициент материнской смертности

Обеспечение экологической устойчивости

Остановить распространение ВИЧ/СПИДа и положить начало тенденции к сокращению заболеваемости

Формирование глобального партнерства в целях развития

Остановить распространение малярии и других основных болезней и положить начало тенденции к сокращению заболеваемости




Включить принципы устойчивого развития в страновые стратегии и программы и обратить вспять процесс утраты природных ресурсов




Сократить вдвое долю людей, не имеющих постоянного доступа к чистой питьевой воде




К 2020 году обеспечить существенное улучшение жизни как минимум 100 миллионов обитателей трущоб




Продолжить создание открытой, регулируемой, предсказуемой и недискриминационной торговой и финансовой системы




Удовлетворять особые потребности наименее развитых стран: освобождение их экспортных товаров от тарифов и квот; облегчение долгового бремени бедных стран с крупной задолженностью и списание официального двустороннего долга; оказание более щедрой помощи странам, взявший курс на уменьшение нищеты




Удовлетворять особые потребности стран, не имеющих выхода к морю, и малых островных государств




Комплексно решать проблемы задолженности развивающихся стран с помощью национальных и международных мер, чтобы уровень задолженности был приемлемым в долгосрочном плане




В сотрудничестве с развивающимися странами разрабатывать и осуществлять стратегии, позволяющие молодым людям найти достойную и продуктивную работу




В сотрудничестве с фармацевтическими компаниями обеспечивать доступность недорогих лекарств




В сотрудничестве с частным сектором принимать меры к тому, чтобы все могли пользоваться благами новых технологий, особенно информационно-коммуникационных


Итак, в данном разделе нами были рассмотрены структура, цели и задачи деятельности ООН. Установлено, что Организация объединенных наций была создана для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами. ООН имеет сложную и разветвленную структуру для того, чтобы следить за постоянно меняющимися событиями в современном мире.

2 Вопросы реформы миротворческой деятельности ООН, Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН



В ст.1 Устава ООН закреплены четыре важнейшие цели. Они сформулированы универсально, на все времена, но конкретные задачи, которые в наши дни решает ООН, требуют повышения эффективности ее деятельности, изменений в структуре и аппарате, иных подходов к финансированию и контролю за расходованием средств.

Эволюция Организации Объединенных Наций шла постоянно с момента ее создания в 1945 году, но целенаправленный процесс реформирования начался только в 1997 году с доклада Генерального секретаря «Обновление Организации Объединенных Наций: программа реформы». В первой части доклада содержится тематический обзор основных элементов реформы, а во второй части – более подробное описание всего комплекса мер по реформе, в том числе конкретные предложения и рекомендации [4, c. 15].

8 сентября 2000 года Генеральной Ассамблеей был принят знаковый документ – «Декларация тысячелетия ООН». В нем государства отметили ценности и принципы, которые должны являться фундаментальными в XXI веке. Но самое главное, были сгруппированы по четырем основным блокам конкретные задачи, в отношении которых государства «преисполнены решимости».

Данная декларация задала вектор для дальнейшего преобразования системы и деятельности ООН, потому что конкретные задачи позволяют выработать реальные инициативы для повышения эффективности. Это нашло свое отражение в докладе Генерального секретаря «Укрепление Организации Объединенных Наций: программа дальнейших преобразований» и создании Группы высокого уровня для подготовки доклада по угрозам, вызовам и переменам, работа над которым была закончена в декабре 2004 года [4, c. 16].

Данный доклад стал одним из наиболее проработанных и конкретных за все время целенаправленного реформирования ООН. Он содержал 101 рекомендацию, непосредственно связанную с деятельностью и структурой организации, и ряд мер по повышению эффективности.

В 1997 году Генеральным Секретарем был предложен План реформ, который был одобрен Генеральной Ассамблеей в своей резолюции 52/12. В вышеуказанном документе были сформулированы основные принципы и направления реформы ООН.

Активная работа по претворению Плана реформ в жизнь началась в 1998 году. Был создан Департамент по разоружению и введена должность первого заместителя Генерального Секретаря. Эта работа продолжается и в 1999-2000 годах.

Так в 2000 году выходит Доклад Группы по операциям Организации Объединенных Наций в пользу мира («Доклад Брахими»), в котором рекомендованы коренные изменения, касающиеся стратегии и доктрины миротворчества и операций по поддержанию мира.

В 2002 году предлагается второй пакет реформ в «Программе дальнейших преобразований». В которой изложены вопросы, касающиеся защиты прав человека, проведения деятельности ООН и т.д [8, c. 17].

В 2004 году Главное контрольно-финансовое управление Соединенных Штатов Америки публикует всеобъемлющий обзор хода осуществления реформ в Организации Объединенных Наций, согласно которому 85 процентов мер, намеченных в пакетах реформ 1997 года и 2002 года, осуществлено либо полностью, либо частично. Также опубликован доклад Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам ««Более безопасный мир: наша общая ответственность». В данном докладе были оценены угрозы международному миру и безопасности, проанализированы, как существующие стратегии и институты показали себя в деле оказания противодействия этим угрозам, и внесены рекомендации по укреплению Организации Объединенных Наций, с тем, чтобы она могла обеспечить коллективную безопасность для всех в XXI веке.

Так в данном докладе были предложены две модели реформирования Совета Безопасности ООН [8, c. 19].

Модель «A» предусматривает шесть новых постоянных мест, но никакого дополнительного права вето, и три новых непостоянных места на двухлетний срок, которые будут распределяться между основными региональными зонами следующим образом (Таблица 2).

Таблица 2 – Распределение мест в Совете безопасности ООН при реформировании по модели «А»

Региональная зона

Количество государств

Постоянные места (сохраняющиеся)

Предлагаемые новые постоянные места

Предлагаемые двухлетние места (невозобновляемые)

Африка

53

0

2

4

Азия и Тихий океан

56

1

2

3

Европа

47

3

1

2

Американский континент

35

1

1

4

Итого

191

5

6

13

Модель «B» не предусматривает никаких новых постоянных мест, но предусматривает создание новой категории в виде восьми мест на четырехлетний возобновляемый срок и одного нового непостоянного места на двухлетний (и невозобновляемый) срок, которые будут распределяться между основными региональными зонами следующим образом (Таблица 3).

Таблица 2 – Распределение мест в Совете безопасности ООН при реформировании по модели «Б»

Региональная зона

Количество государств

Постоянные места (сохраняющиеся)

Предлагаемые новые постоянные места

Предлагаемые двухлетние места (невозобновляемые)

Африка

53

0

2

4

Азия и Тихий океан

56

1

2

3

Европа

47

3

2

1

Американский континент

35

1

2

3

Итого

191

5

8

11


Также в данном докладе указан анахронический характер права вето. И указано что любые предложения по реформе ООН и в частности Совета Безопасности не должны затрагивать вопрос о расширении права вето. Предлагается внедрить процесс «индикативного голосования», по которому члены Совета Безопасности могут потребовать в рамках предварительного голосования по резолюциям публичного указания своих позиций по данным вопросам. Но в тоже время такое голосование не несет обязательной силы.

Особо указано, что не все делегации представленные в Совете имеют возможность обратиться к грамотной консультативной помощи в военных вопросах. А также рекомендуется расширить возможности обращения таких делегаций к помощи Военного советника Генерального Секретаря и его сотрудникам в свете необходимости принятия решений с военными последствиями Советом Безопасности.

Это один из множества предложенных схем реформы ООН.

В истории ООН последних десятилетий попытки осуществить реформы операций ООН по поддержанию мира, включая усовершенствование их мандатов и механизмов, предпринимались неоднократно. К началу XXI века в руководстве Секретариата ООН все более вызревала потребность в обобщении опыта операций ООН по поддержанию мира с целью повышения эффективности работы ООН на этом важнейшим направлении ее деятельности. В марте 2000 г. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан собрал группу международных экспертов и поручил ей проанализировать операции ООН по поддержанию мира с целью установить, «где и когда такие операции могут быть наиболее эффективными и как их можно улучшить». Группу возглавил бывший министр иностранных дел Алжира Лах- дар Брахими, многие годы работавший советником Кофи Аннана [6, c. 149].

В докладе Группы по операциям ООН в пользу мира («докладе Брахими»)1011 содержались важные рекомендации в отношении минимальных требований, соблюдение которых необходимо для успешного проведения операций ООН по поддержанию мира. К числу таких требований были отнесены четкий и конкретный мандат, согласие сторон в конфликте на проведение операций и наличие адекватных ресурсов, достаточных как для эффективного выполнения мандата, так и для сдерживания тех сил, которые могли бы препятствовать его осуществлению.

На основе доклада были приняты меры по укреплению руководства операциями ООН. Департаменту по операциям ООН по поддержанию мира (ДОПМ) Секретариата ООН было разрешено расширить свои штаты в Центральных учреждениях ООН для поддержания полевых миссий. В 2008 г. на базе ДОПМ были созданы два новых подразделения: одно с прежним названием, другое — Департамент поддержки полевых операций. В рамках ДОПМ была создана Группа по передовой практике миротворческой деятельности, которой поручалось анализировать опыт операций и обеспечивать его применение на местах, планировать программы разоружения, демобилизации и реинтеграции (РДР), разрабатывать методы охраны правопорядка и решения ряда других задач. База материально-технического снабжения ДОПМ в Бриндизи (Италия) получила финансовые средства для закупки стратегических запасов, необходимых для развертывания миссий. В целом, согласно оценкам, содержащимся в многочисленных выступлениях Генерального секретаря ООН, реализация предложенных в докладе Брахими мер существенно улучшила систему планирования, развертывания и обеспечения операций ООН по поддержанию мира [6, c. 151 ].

В докладе Генерального секретаря о работе ООН в 2006 году, как и во многих других документах, выпущенных от его имени, признавались вместе с тем крупные просчеты и недостатки в проведении операций ООН по поддержанию мира за последние годы, а также наличие острых проблемных вопросов, связанных с их деятельностью. В этой связи обращалось внимание на «непродуманный» вывод войск ООН из Сьерра-Леоне в декабре 2005 года и из Тимор-Лешти — в мае 2005 г., что потребовало, вследствие возобновившихся «беспорядков», возвращения «голубых касок» в эти страны. В Гаити и Либерии в 90-е годы ООН также пришлось проводить новые миротворческие операции притом с более широкими, чем ранее, мандатами. Высказывалось сожаление по поводу того, что правительство Судана так и не одобрило проведения операций ООН в Дарфуре. Привлекалось особое внимание к вопросам сексуальной эксплуатации и надругательств со стороны миротворцев ООН в отношении местного населения и к случаям торговли людьми, в которых некоторые из них были замешены. Громкий скандал разразился в ООН в связи с неприглядной аферой ряда высших чиновников ООН, а также сына Генерального секретаря ООН, обвиненных в коррупции при осуществлении программы ООН в Ираке «Нефть в обмен на продовольствие» [9, c. 95].

Что касается проблемных вопросов, связанных с деятельностью операций ООН по поддержанию мира, то назывались недостаток средств, нежелание «развитых стран» посылать свои контингенты в далекие страны, хроническая нехватка квалифицированных кадров, неопределенность и неясность мандатов Совета Безопасности ООН на многие операции, непонимание местным населением характера задач, стоящих перед «голубыми касками» и т. п.

И при всем этом — почти полное воздержание от оценок реальной политики империалистических держав в кризисных ситуациях в различных регионах мира. Как будто эта политика не имеет никакого отношения к «миротворческой деятельности» ООН! Нечего и говорить о том, что в официальной летописи истории операций ООН по поддержанию мира нет места сколько-нибудь объективной оценки политических сил и их лидеров, выступающих на арене тех или иных конфликтов. Как правило, не мудрствуя лукаво, используются западные шаблоны и клише: общество делится на демократов с одной стороны, бандитов и террористов — с другой. Понятно, что при таком подходе сама постановка вопроса о четкости и ясности мандатов операций ООН становится беспредметной.

На этом фоне особую опасность представляют участившиеся в последние годы попытки руководства операциями ООН по поддержанию мира на всех уровнях использовать преимущественно силовые варианты решения проблем, не считаясь с положениями Устава ООН, что отражает общую тенденцию к такого рода действиям со стороны империалистических держав. При этом, как правило, речь идет об использовании «голубых касок» в политике, направленной на свержение неугодных империализму режимов и ликвидацию лидеров освободительных движений под надуманным предлогом борьбы против международного терроризма [9, c. 102].

Таким образом, важно заметить, что необходимость проведения реформы ООН давно обсуждается и действительно требует ее реализации в ближайшем будущем для успешной работы ООН. Мир развивается стремительно и если мировое сообщество действительно стремиться сделать Организацию Объединенный наций сильной и эффективной, способной решать любые проблемы мира, то оно должно поставить ценность мира над сиюминутными интересами стран.

3 Проблемные вопросы реформирования ООН



В настоящее время в процессе реформирования ООН сложился блок из нескольких проблем [10, c. 56]:

  1. Недостаток представительности в отношении развивающихся стран. Страны «Юга», у них отсутствуют материальные средства для поддержки функционирования ООН и возможности влиять на Совет Безопасности ООН, поэтому развивающиеся страны делают ставку на ограничение права вето постоянных членов Совет Безопасности. Эти страны предъявляют требования большего участия в процессе принятия решений ООН, расширения числа постоянных и до 11 стран на основе соблюдения принципа равного географического представительства, всего Совет Безопасности должен состоять из 26 стран.

  2. Привилегированное положение постоянных членов Совета Безопасности. Cтраны регионального значения такие, как Италия, Испания, Турция, Малайзия и некоторые скандинавские и латиноамериканские, объединенные в так называемый «кофейный клуб», хотят формализовать свой статус, путем отмены запрета на переизбрание «полупостоянного» членства в нём. Высокоразвитые страны, Германия и Япония, а также представители всех трех региональных групп развивающегося мира (Индия, Пакистан и Индонезия в Азии, ЮАР, Египет и Нигерия в Африке и Бразилия, Аргентина и Мексика в Латинской Америке), претендуют на звание постоянных членов СБ.Наконец, пять действующих постоянных членов Совета едины в стремлении сохранить свой нынешний статус, включая право вето,

  3. Тенденция к созданию однополярной структуры мира при доминировании США. США всегда активно выступали за реформу ООН для увеличения числа своих союзников в организации. Вашингтон ещё в 70-е годы выдвинул идею «квикфикс» включения в СБ Германии и Японии на правах постоянных членов. Это увеличило бы количество союзников американцев в Совбезе и одновременно снизило бы размер взносов США в бюджет ООН, невыплата которых стала главной финансовой проблемой Организации. В 90-е годы под давлением развивающихся государств Вашингтон меняет «квикфикс» на формулу «2+3» (Япония и Германия, плюс по одной стране от каждого региона развивающегося мира). В 2000 г. администрация Клинтона согласилась на расширение СБ до количества более 23 членов. Первоначально, исходя из обязательств, данных Японии и Германии Б. Ельциным, поддерживались только эти две кандидатуры. Впоследствии позиция России заключалась в том, что СБ должен включать как промышленно развитые, так и развивающиеся страны. Число членов расширенного СБ, по мнению России, не должно превышать 20-21.

  4. Необходимость разрешения проблемы финансового кризиса Организации с единственным выходом предоставлением богатым экономически развитым странам статуса постоянных или «полупостоянных» членов Совета Безопасности.

В настоящее время Совет Безопасности ООН состоит из 15 членов. Пятеро из них — Великобритания, КНР, Россия, США и Франция — постоянные, остальные десять меняются раз в два года по принципу регионального представительства. Последние избираются Генеральной Ассамблеей ООН, но выдвижение в кандидаты происходит по региональным группам, причём избираться на два срока подряд непостоянный член Совет Безопасности не может.

Совет Безопасности ООН является единственным органом ООН, решения (резолюции) которого обязательны для всех членов ООН. Решения всех остальных органов, включая Генеральную Ассамблею, носят лишь рекомендательный характер. Для принятия решения Совета Безопасности по существу вопроса требуется девять голосов, однако каждый из постоянных членов Совет Безопасности обладает правом вето: если он голосует против, решение не принимается [6, c. 210].

Устав ООН возлагает на Совет Безопасности основную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и наделяет его следующими функциями [7, c. 109]:

В настоящее время дискуссии о реформировании ООН идут по нескольким векторам:

Рассмотрим данные вектора более подробно.

  1. Расширение Совета Безопасности ООН. Директор Института США и Канады Сергей Рогов считает реорганизацию СБ ООН более значительным и насущным шагом, чем удовлетворение потребностей отдельных стран и совершенствование регионального представительства — это учёт основных реалий мировой политики и экономики, кардинально изменившихся за десятилетия существования организации: «ООН, в отличие от Лиги Наций, признавала, что все государства являются равными, но некоторые — «более равные». Что и записано в виде права вето постоянных членов Совет Безопасности — Великобритания, Франция, США, Китай, СССР, а последние 15 лет Россия. Это был список великих держав на 1945 год, поскольку другие великие государства — Германия, Италия, Япония — бывшие врагами антифашистской коалиции, были лишены каких-либо прав. Сегодня, 60 лет спустя, становится ясно, что список главных игроков мировой политики и мировой экономики устарел. Он является неполным и это означает, что идея постоянных членов Совет Безопасности с правом вето оказывается неэффективной» [6, c. 154].

Так же считает бывший министр иностранных дел и бывший председатель правительства России Евгений Примаков. В июле 2009 года в том же духе высказался премьер-министр Индии Манмохан Сингх: «Двухуровневая система членства, в которой право вето есть у пяти постоянных членов, то есть стран, победивших во Второй мировой войне, это очевидный анахронизм».

На этот анахронизм указывали и другие государственные деятели — например, президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва, посол Германии в России Ульрих Бранденбург и др. Аналогичной позиции придерживается президент Института стратегических оценок Александр Коновалов: «Нынешняя институциональная структура ООН определялась ситуацией, сложившейся в мире после Второй мировой войны. После этого мир очень изменился — выросли гигантские экономики, в том числе японская, бразильская, индийская. Поэтому, структура Совета Безопасности ООН — пять постоянных членов совета, а также временные, меняющиеся на ротационной основе, не могут дать полную картину мирового общественного мнения» [6, c. 159].

Однако ситуацию, в которой все члены ООН имеют равные полномочия, Коновалов не считает реалистичной: «Количество государств, которые хотели бы, чтобы их голос был решающим, практически равно всем членам ООН, а вот количество стран, которые могут взять на себя ответственность и имеют для этого достаточно экономических и военных сил, количество таких стран можно пересчитать по пальцам».

У концепции расширения Совета Безопасности ООН есть и оппоненты. Так, в марте 2003 года официальный представитель министерства иностранных дел КНР Кун Цюань заявил, что реформировать Совет Безопасности ещё рано, хотя и признал, что изменения, происшедшие за полвека после создания ООН, требуют реформ в этой организации. Он определил главным приоритетом этих реформ расширение представительских прав в Совет Безопасности для развивающихся стран.

Прецедент изменения численного состава Совета Безопасности ООН уже был — в 1965 году он был увеличен с 11 до 15. При этом, однако, не изменилось количество постоянных его членов — их по-прежнему 5, как и было при основании организации. В последние годы обсуждается вопрос о добавлении и новых постоянных членов. Основными претендентами на новые постоянные места в СБ ООН считаются Бразилия, Германия, Индия и Япония, которые в 2004 году договорились объединить усилия в этом направлении [6, c. 162].

Япония была избрана непостоянным членом Совета Безопасности на 2005—2006 годы, а в следующий раз — на 2009—2010 годы, поэтому, возможно, только уставное требовании ротации отделяет эту страну от статуса постоянного члена де-факто. О серьёзности намерений Японии говорит, в частности, размер её взноса в бюджет ООН:по данным на 2005 год, он составляет почти 20 % расходов организации. Больше вносят только США, а суммарный взнос остальных четырёх постоянных членов Совета Безопасности не достигает и 16 %. Третьим по величине плательщиком в бюджет ООН является ещё один из основных претендентов — Германия.

Предлагались два варианта: либо увеличить количество постоянных членов СБ до 11, а непостоянных до 13, либо создать трёхуровневую систему, добавив к существующим типам членов ещё один — «полупостоянных» членов, избираемых на 5 лет с правом переизбрания. Ни один из этих вариантов, однако, не предусматривал увеличения количества членов Совета Безопасности, обладающих правом вето.

Первый вариант поддерживали Великобритания и Франция, а также Афросоюз, хотя обе эти группы предложили свои собственные варианты, которые так и не удалось согласовать. Ещё одна группа стран, включающая Аргентину, Испанию, Италию, Канаду, Колумбию, Мексику, Пакистан и Южную Корею, поддерживала второй вариант, тоже со своими поправками.

Свой вариант предлагали и США — он предусматривал менее масштабное расширение и предоставление постоянного статуса только Японии, но без права вето.

Консервативные позиции заняли также Китай и Россия. В марте 2005 года замминистра иностранных дел РФ Юрий Федотов сказал, что оба предложенных варианта «не противоречат нашим подходам», но «максимально широкое согласие государств-членов ООН по всем параметрам реформы Совета Безопасности» является обязательным условием.[59] Летом того же года постоянный представитель России в ООН Андрей Денисов заявил о «категорической неприемлемости какого-либо ущемления статуса нынешней «пятёрки» постоянных членов СБ ООН, прежде всего института права вето» и высказался за оставление СБ компактным органом, иначе пострадает его работоспособность. Денисов конкретизировал, что понимается под максимально широким согласием: достаточные, согласно уставу организации, две трети голосов Россию не устроят. Чиновник выразил опасение, что эти две трети могут быть получены в результате каких-либо закулисных переговоров [6, c. 179].

  1. Право вето. Отдельное место в дискуссии занимает вопрос о праве вето. Ещё в 2002 году Мохаммед Альдури, представитель Ирака в Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), и Пулидо Сантана, представитель Венесуэлы в той же организации, высказались за пересмотр вопроса об использовании этого права в СБ — вплоть до его отмены. В марте 2009 года постоянный представитель Италии при ООН Джулио Терци призвал постоянных членов СБ ввести добровольный мораторий на применение вето, а затем постепенно отменить это право совсем. По его мнению, это право мешает СБ принимать резолюции, когда требуется его срочное вмешательство — даже в тех случаях, когда обладатель права вето не заявляет о намерении его применить. В сентябре 2009 года отмены права вето потребовали иранский президент Махмуд Ахмадинежад, назвавший его «дискриминационной привилегией», и ливийский лидер Муаммар Каддафи. Последний назвал существующий Совет Безопасности ООН «Советом терроризма» [11, c. 13].

Отмена права вето привела бы не только к перераспределению полномочий между членами СБ, но и в рамках всей ООН: Генеральная Ассамблея стала бы значительно более влиятельным органом. Наблюдатели считают, что это ухудшило бы внешнеполитические позиции России, ведь право вето считается важным внешнеполитическом рычагом. Однако, например, аналитик Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Владимир Евсеев полагает, что такая реформа может быть и на пользу России, поскольку среди постоянных членов СБ у России нет союзников.

  1. Трансформация и альтернативы ООН. В плане генерального секретаря ООН Кофи Аннана 2004 года по реформированию организации было предложено создать комиссию по миростроительству. В декабре 2005 года такая комиссия была учреждена. Этот орган занимается странами, пережившими вооружённый конфликт, и разрабатывает стратегии их скорейшего возвращения к нормальной жизни. В том же плане предлагалось упразднить военно-штабной комитет ООН, против чего выступила Россия. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил: «Этот комитет объединяет не только Россию, но и трёх западных постоянных членов Совета Безопасности ООН, а также Китай. И мы не имеем права игнорировать, а тем более предлагать ликвидировать этот механизм, если хотим двигаться к миру, который будет устойчив и стабилен» [11, c. 14].

В 2005 году Кофи Аннан решил, что ООН нуждается в собственной разведке. Первые разведывательные подразделения организации были созданы в Судане. В марте 2005 года директор Института США и Канады Сергей Рогов, анализируя план Кофи Аннана, отмечал следующие фундаментальные направления, в которых ООН должна в XXI веке играть принципиально новую роль. Прежде всего, это обеспечение послевоенного восстановления государств после завершения военной фазы конфликта.

В августе 2010 года помощник генсека ООН, начальник управления по делам органов законности и институтов безопасности департамента операций ООН по поддержанию мира Дмитрий Титов сообщил, что, хотя в настоящее время в миротворческих операциях ООН преобладает военная компонента (из 120 тыс. человек, принимающих в них участие, военнослужащих — 85 тыс., полицейских — менее 13 тыс., а всего в 16 операциях задействовано более 200 самолётов и вертолётов и тысячи единиц боевой техники), направлением реформы ООН в этой области является расширение участия полицейских миротворцев: «Сейчас всё более возрастает роль гражданских компонентов операций, в том числе полицейских (милицейских) миротворцев… Без их участия не может быть и речи о верховенстве права или демократическом развитии страны… в которой развёрнута миссия ООН» [6, c. 181].

Титов сказал, что военная составляющая играет основную роль на раннем этапе развертывания миротворческой операции, а затем «приоритет будет отдаваться миростроительной деятельности, когда по завершении «горячей» части конфликта миротворцам приходится одновременно заниматься колоссальным кругом вопросов — от гуманитарной помощи до восстановления основ государственности».

Ещё одно направление, которое отмечает Сергей Рогов, — экономическое развитие: «Прежде всего, речь идёт о тех двух третях человечества или 80 %, которые не попали в так называемый «золотой миллиард», в первую очередь Африке, которая за последние двадцать лет по ряду показателей возвращается в пещерный век… Экономический фактор является решающим и этим объясняется предложение Аннана о том, чтобы тратить хотя бы семь десятых процента мирового ВВП на помощь бедным странам. Стоит вопрос — как обеспечить создание такого механизма, если учесть, что деньги сегодня есть не у ООН, а у таких международных институтов как Всемирный банк и Международный валютный фонд. Бюджет ВБ И МВФ раз в десять больше, чем бюджет ООН. Для того, чтобы ООН играла роль в экономическом развитии, нужно заставить ВБ и МВФ следовать принципу «Нужно делиться».

В феврале 2005 года политологи Владислав Иноземцев и Сергей Караганов считали вероятным следующий прогноз: ООН наделяется «адекватными властными полномочиями и силовыми структурами», принимается новый устав этой организации, не предусматривающий права наций на самоопределение, но содержащий конкретные требования к членам (они утверждают, что первоначально для ООН планировался именно такой устав), а также определяется процедура исключения из (приостановки членства в) ООН. Затем развитые страны создают объединённые вооруженные силы, действующие под эгидой ООН, но управляемые представителями великих держав [9, c. 97].

Альтернативы ООН

Владислав Иноземцев и Сергей Караганов считают, что в случае вероятного, по их мнению, провала прогнозируемой реформы ООН развитые страны не будут соблюдать принимаемые ООН решения, а создадут коллективные военные структуры и структуры безопасности вне её рамок — вполне возможно, на основе блока НАТО, хотя для этого последний придётся сначала распустить и создать новый военно-политический союз, не ограниченный нынешней зоной ответственности: «Это, с одной стороны, внесёт в систему международных отношений больше определённости, сократив влияние на неё падающих и несостоявшихся стран, и, с другой стороны, укажет не входящим в коалицию государствам на чёткие рамки свободы их действий по отношению к собственным народам, сопредельным странам и международным нормам».

Бывший премьер-министр Казахстана Акежан Кажегельдин ещё в 2001 году писал: «Заслуги ООН в прошлом не должны превращать эту организацию в «священную корову»… ООН недостаточна, и это очевидно. Она не справляется с исполнительными функциями по поддержанию мира и безопасности. Так же, как и на Ближнем Востоке, ООН оказалась бессильна на Балканах, в борьбе с международным терроризмом, в попытках остановить кровавый этнический конфликт в тропической Африке, который унёс миллионы жизней. Вакуум ответственности пришлось заполнять НАТО и США, иногда — с участием России» [6, c. 189].

По его мнению, предложения реформировать НАТО, вплоть до вступления в него России, доказывают, что потребность в действенном международном механизме широко осознаётся. Однако, считает Кажегельдин, альтернатива НАТО есть — учредителями новой международной организации могут стать члены «большой восьмёрки» (G8). Это объединение, хотя пока и является неформальным, но серьёзно занимается теми проблемами, которыми должна заниматься ООН, а «то обстоятельство, что в «большую восьмёрку» входят, помимо членов НАТО, Россия и Япония, делает её свободной от широкого спектра возможных подозрений». Учредив новую международную организацию, члены «большой восьмёрки», по мысли Кажегельдина, пригласят в неё и другие страны, но здесь уже, в отличие от ООН, членство не будет автоматическим — нужно будет удовлетворять определённым критериям — демократия, права человека, рыночная экономика.

Министр иностранных дел Норвегии Йонас Гар Стере тоже считает ООН недостаточно эффективной: «Дилеммой ООН является то, что сегодня Генеральная Ассамблея является слишком большой, а Совет Безопасности — слишком малым для того, чтобы быть эффективным и репрезентативным».

Однако решением он видит не «большую восьмёрку», а «большую двадцатку».

Ещё более радикально настроен известный российский оппозиционер и правозащитник Сергей Ковалёв: «Необходима коренная реформа ООН, или, лучше, создание альтернативной организации, где собраны представители не государств, но источников власти — народов… В 1972 году Сахаров предложил создать в ООН новый Комитет, который состоял бы не из представителей государств, а из международных авторитетов в личном качестве (прежде всего, с безупречной нравственной репутацией)».

Комитет имел бы право принимать к рассмотрению любые проблемы, но никаких административных, организационных, иных последствий его решения не влекли бы. Он имел бы лишь одну привилегию — упомянутые в его решениях правительства обязаны публично рассмотреть его рекомендации и публично же ответить на них. Иными словами, такой коллективный международный омбудсмен.

Существуют и другие предложения и прогнозы по поводу того, что может заменить собой ООН, но против них выдвигаются и возражения. Так, президент фонда «Политика» Вячеслав Никонов, называя эти предложения контрпродуктивными, указывает на следующие проблемы: «Во-первых, кто будет определять критерии членства? Так, в США сейчас определение «демократия» очень часто совпадает с понятием «друг Америки»… Вряд ли Америка захочет оставить своих авторитарных друзей за порогом Лиги демократий. Во-вторых, не понятно, как немногочисленный клуб самопровозглашённых демократий будет решать проблемы, требующие глобального ответа: изменения климата, энергетической безопасности, нераспространения оружия массового поражения».

Итак, в данном разделе были рассмотрены основные проблемные вопросы реформирования ООН. В основном, в настоящее время дискуссии о реформе внутри ООН касаются Совета Безопасности ООН, а также реформирования всей системы ООН, вплоть до создания альтернативной ООН организации.

Заключение



В данной работе была рассмотрена проблема реформирования ООН. Организация Объединённых Наций – международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

Основы её деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции. Название «Объединённые Нации» было впервые использовано в Декларации Объединённых Наций, подписанной 1 января 1942 года.

Устав ООН был утверждён на Сан-Францисской конференции, проходившей с апреля по июнь 1945 года, и подписан 26 июня 1945 года представителями 51 государства. Дата вступления Устава в силу (24 октября) отмечается как День Организации Объединённых Наций.

Эволюция Организации Объединенных Наций шла постоянно с момента ее создания в 1945 году, но целенаправленный процесс реформирования начался только в 1997 году с доклада Генерального секретаря «Обновление Организации Объединенных Наций: программа реформы». Так в данном докладе были предложены две модели реформирования Совета Безопасности ООН.

Модель «A» предусматривает шесть новых постоянных мест, но никакого дополнительного права вето, и три новых непостоянных места на двухлетний срок. Модель «B» не предусматривает никаких новых постоянных мест, но предусматривает создание новой категории в виде восьми мест на четырехлетний возобновляемый срок и одного нового непостоянного места на двухлетний (и невозобновляемый) срок.

В настоящее время в процессе реформирования ООН сложился блок из нескольких проблем:

  1. Недостаток представительности в отношении развивающихся стран.

  2. Привилегированное положение постоянных членов Совета Безопасности.

  3. Тенденция к созданию однополярной структуры мира при доминировании США.

  4. Необходимость разрешения проблемы финансового кризиса.


Список использованных источников





  1. Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. – М.: Международные отношения, 2008. – 329 с.

  2. Бутрос Гали Б. Непокоренная Организация Объединенных Наций: история отношений между ООН и США. М.Инфра, 2010. – 329 с.

  3. Бутрос Гали Б. Повестка дня для мира. Превентивная дипломатия, миротворчество и поддержание мира. Доклад Генерального секретаря ООН. Нью-Йорк, 2007.

  4. Быкова Е.В. Военно-политические конфликты современности и возможные пути их правового разрешения / Е.В. Быкова // Военно-юридический журнал. – 2011. - № 2. – С. 15-22.

  5. Валеев Р.М. Международное право. Особенная часть. Учебник для вузов / Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков; под ред. Р.М. Валеева – М.: Статут, 2010. – 369 с.

  6. Говердовская Т.Н. Реформа Совета Безопасности ООН. Значение реформирования для поддержания международного мира и безопасности / Т.Н. Говердовская. М.: ИНФРА-М, 2011. – 376 с.

  7. Грум Дж. Растущее многообразие международных факторов / Международные отношения: социологические подходы // Под ред. проф. П.А.Цыганкова. - М.: Гардарика, 2008. - С. 222-239.

  8. Задохин А.Н. Реформа ООН: мифы и реальность / А.Н. Задохин // Некоммерческое партнерство Научно-информационное агентство «Наследие отечества». – 2006. № 5. – С. 15- 25.

  9. Заемский В.Ф. ООН и миротворчество / В.Ф. Заемский. – М.: Международные отношения, 2008. – 312 с.

  10. Заемский В.Ф. Кому нужна реформа ООН: в интересах всех и каждого / В.Ф. Заемский. – М.: Международные отношения, 2011. – 541 с.

  11. Карташкин В.А. Пакты о правах человека и реформирование правозащитного механизма ООН. К 40-летию принятия Пактов /В.А. Карташки, М.В. Поджидаева // Юрист-международник. – 2007. - № 3. – С. 2 – 19.

  12. Мировая политика: проблемы теории и практики / под ред. П.А. Цыганкова, Д.М. Фельдмана. – М.: Издательство Московского Университета, 2007. – 542 с.

  13. Торкунов А.В. Современные международные отношения / Под ред. А.В. Торкунова М.: РОССПЭН, 2010. – 378 с.

  14. Цыганков П.А. Мировая политика: содержания, динамика, основные тенденции // Общественные науки и современность, 2007. - № 5. – С. 131-141.




Cодержание
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации