Реферат - Использование занятий изобразительным искусством в коррекции поведения детей и подростков - файл n1.doc

Реферат - Использование занятий изобразительным искусством в коррекции поведения детей и подростков
скачать (118.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc119kb.08.07.2012 19:43скачать

n1.doc

Частное учреждение образования

«Институт современных знаний

имени А.М.Широкова»

Факультет социальных технологий


Специальность «Социальная педагогика»

РЕФЕРАТ



по дисциплине «Работа социального педагога средствами

искусства»

Тема: «Использование занятий изобразительным искусством

в коррекции поведения детей и подростков»



Работа выполнена

Студенткой 5 курса

группы СП 2.2

заочной формы обучения

Дигмунтович Натальей

Владимировной
Преподаватель:

Рыбарева Елена

Валерьевна

Минск 2009



Содержание
Введение
1.Понятие арт-терапии____________________________________________

2.Специфика использования арттерапевтических технологий __________

2.1 Методы арт-терапии в коррекционно-развивающей работе со старшими

дошкольниками и младшими школьниками

2.2 Методы арт-терапии в коррекционно-развивающей работе с подростками__

2.3 Методы арт-терапии в работе с семьёй_______________________________

3.Структура коррекционно-развивающего занятия_____________________

Заключение_____________________________________________________

Список литературы_______________________________________________


Введение
Арт-терапия – это метод в психотерапии, основанный на использовании занятий различными видами искусств в коррекционных, развивающих и профилактических целях.

Термин «арт-терапия» ввёл в употребление Адриан Хилл при описании своей работы с туберкулёзными больными в санаториях. Изучением арттерапии занимались З.Фрейд, К.Г.Юнг, К. Роджерс, М.Наумбург и др.

Очень эффективны упражнения с элементами Арт-терапии при коррекционной работе с подростками, детьми, семьёй. Процесс художественного самовыражения напрямую связан с укреплением психического здоровья ребёнка и может рассматриваться как значимый психопрофилактический фактор. Использование арттерапевтических технологий позволяет социальному педагогу помочь ребёнку справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, помочь интеллектуальному развитию.

Темой нашей контрольной работы является «Использование занятий изобразительным искусством в коррекции поведения детей и подростков».


Исходя, из этого целью является: изучение занятий изобразительным искусством в коррекции поведения детей и подростков.

В данной контрольной работе рассмотрены технологии, часто используемые в коррекционно-развивающей работе с детьми и их родителями. Они могут использоваться как самостоятельно, так и быть включёнными в коррекционные программы.


1. Понятие Арт-терапии.
Понятие «Арт-терапия» возникло в контексте идей З.Фрейда и К.Юнга и рассматривалось в психотерапевтической практике как один из методов терапевтического воздействия, который посредством изобразительного творчества помогал психически больным людям выразить в картинах свои скрытые психотравмирующие переживания и тем самым освободиться от них. В дальнейшем это понятие приобрело более широкую концептуальную базу.
В настоящее время понятие «Арт-терапия» имеет несколько значений:


Современная Арт-терапия включает в себя следующие направления:

Существует несколько моделей Арт-терапии: эклектическая, интегративная, гуманистическая, медицинская, педагогическая. На наш взгляд. Наибольший интерес представляет интегративная модель Арт-терапии, в которой присутствует большая степень взаимосвязи представленных выше направлений.

В психокоррекционной практике Арт-терапия рассматривается как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме, которые позволяют с помощью стимулирования креативных проявлений ребёнка (взрослого) осуществить коррекцию психоэмоциональных, поведенческих и других нарушений личностного развития.
Сущность Арт-терапии состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на субъекта, которое проявляется в:


Функциями Арт-терапии являются:

В Арт-терапии не делается акцент на целенаправленное обучение и овладение навыками и умениями в каком-либо виде художественной деятельности.
Задачи Арт-терапии:

  1. Адаптация имеющихся арттерапевтических методик и использование их в системе психокоррекционной работы с детьми и их родителями.

  2. Выявление особенностей и определение эффективности использования Арт-терапии в психокоррекционной работе с детьми разного возраста и разными нарушениями личностного развития.

  3. Разработка арттерапевтических технологий и коррекционных программ, обеспечивающих коррекцию различных нарушений у детей.

  4. Гармонизация психоэмоционального состояния ребёнка и его социальная адаптация в культурно-образовательном пространстве посредством арттерапевтических методик.


Необходимо указать также преимущества метода Арт-терапии перед другими психокоррекционными методами. А.И.Копытин выделяет следующие из них:

Анализируя данные преимущества, можно сделать вывод о «мягкости» арттерапевтических методов.

По своему характеру Арт-терапия чаще всего является не директивной. Клиенту предоставляется максимальная степень свободы. Он становится «ведущим» арттерапевтического процесса, выражая себя в том стиле и тех формах, которые соответствуют его состоянию и потребностям.

Основываясь на гуманистическом подходе, Арт-терапия преследует единую цель – гармоническое развитие ребёнка с проблемами, расширение возможностей его социальной адаптации по средством искусства.


2 . Специфика использования арттерапевтических технологий

2.1 Методы арт-терапии в коррекционно-развивающей работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками.
В дошкольном возрасте происходит бурное развитие всех познавательных процессов. Ребёнок приобретает чувственный опыт, развивается ощущение и восприятие. Через манипуляцию с предметами практические действия интериоризируются, переносятся во внутренний план. Посредством рисования, конструирования, лепки, аппликации, ребёнок производит продукт, отображая в нём впечатления и жизненный опыт. Особое значение Арт-технологий для развития дошкольника и младшего школьника заключается в том, что позволяют прямо ставить перед детьми творческую задачу, давать ребёнку задание придумать, сочинить, сделать что-то самостоятельно. При выполнении творческих заданий у ребёнка возникает необходимость самостоятельно комбинировать свои впечатления, создавать новые произведения, находить вариативные решения при выполнении старых заданий, широко использовать свой прошлый опыт.

Для эффективного развития высших психических процессов очень важно развитие сенсорно-перцептивной сферы, моторики. Для решения этой задачи подходят такие технологии, как лепка из глины, солёного теста, пластилина; рисование «Волшебными красками» (изготавливаются самими детьми); «каракули»; игры с пальчиковыми куклами, изготовление таких кукол; составление мозаик, аппликаций и др.

В дошкольном возрасте формируется общий эмоциональный фон психической жизни ребёнка, когда усваивается «язык» чувств. Изобразительные материалы являются лучшими помощниками для выражения своего эмоционального состояния и для обогащения эмоционального мира ребёнка. Здесь помогут следующие технологии:

Важно ещё и то, что на занятиях с элементами Арт-терапии ребёнок может выражать и негативные эмоции, как бы «выплёскивая» их на продукты своей деятельности. Он может порвать непонравившийся рисунок, деформировать и трансформировать работы из тест или глины, пачкаться изобразительными материалами. Полностью закрасить свою работу и создать на её месте новую и др. Это хороший способ снижения эмоционального напряжения.

Важной особенностью этого возрастного периода является также постепенное зарождение истинных мотивационных форм поведения, направленных на достижение успеха. При проведении работы важно подчёркивать успешность каждого ребёнка, делать вставки работ, обсуждать с каждым ребёнком особенности его индивидуального видения мира и т.д. Так формируется мотивация достижения успеха, которая необходима в дальнейшей жизни.

В развитии Я-концепции появляется сложная и достаточно устойчивая система самовосприятия ребёнка: осознание особенностей своего тела, своих физических возможностей, идентификация себя с определённым полом, восприятие себя как члена определённой социальной группы. Для этих целей можно использовать следующие Арт-техники: «Рисование фигуры», «Маски», «Грани моего Я», работа с солёным тестом и др.

Так как ведущими факторами развития детей в этом возрасте являются игра и общение со взрослыми и сверстниками, хорошо было бы использовать предложенные выше технологии, «упаковывая» их в игровой контекст. При индивидуальной работе, используя изобразительные и другие материалы, можно тоже придумывать интересные игры, в рамках которых ребёнку предлагается создать «Каракули», «Монотипию» или действующих лиц – кукол из солёного теста.

При включении Арт-технологий в коррекционно-развивающие программы обязательно необходимо учитывать задачи, которые решает выбранная технология, наличие необходимых материалов (их должно быть достаточное количество), время, необходимое для её проведения.

2.2. Методы арт-терапии в коррекционно-развивающей работе с подростками.
Всё чаще в последнее время психологами и социальными педагогами используются Арт-технологии в работе с подростками «группы риска», имеющими эмоциональные или поведенческие нарушения. Использование этих технологий в коррекционно-развивающей работе приводит не только к эмоциональному развитию или изменению моделей поведения ребят, но и улучшает их школьную успеваемость.

Специфика коррекционно-развивающей работы с подростками заключается в том, что развитие познавательных процессов очень часто опережает личностное развитие. Развитие эмоциональной сферы протекает бурно. Характерны: резкая смена настроений, повышенная возбудимость, импульсивность, велик диапазон полярных чувств. Использование Арт-технологий позволит специалистам расширить круг интересов подростка, поможет развить самосознание и получить новый опыт общения со сверстниками, что приведёт к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний.

Существуют различные варианты применения Арт-технологий при индивидуальной и групповой работе с подростками. При групповой форме проведения можно выделить студийную форму занятий и тематические группы. Студийная форма предполагает наличие постоянно действующей Арт-студии для подростков. Она может быть организована на базе кабинета психолога, социального педагога либо изо-кабинета. Режим работы студии - 1 раз в неделю по 1,5 – 2 часа.

В студии должны находится различные изобразительные материалы, магнитофон и набор аудиозаписей, куклы (перчаточные, марионетки и т.д.), элементы различных театральных костюмов, большое зеркало. Занятия в студии не предполагают постоянной группы и тем. Любому подростку разрешается прийти в студию, чтобы участвовать в её работе. Тема определяется потребностями собравшейся группы. Можно работать и без общей темы, главным будет творческое самовыражение каждого участника группы.

Тематическая группа предполагает работу над определённой темой. Режим работы такой же: 1 раз в неделю по 1,5 – 2 часа. Работа над темой предполагает от 5 до 12 встреч (занятий, сессий). Тема определяется специалистами и её разработка должна быть направлена на решение конкретных задач. Так, задачами занятия по теме «Лабиринты Я» будут: рефлексия Я-схем подростка; развитие самоинтереса, повышение самооценки, реабилитации Я-концепции подростка; формирование мотивации на саморазвитие и самореализацию и др. Для проработки темы могут использоваться следующие Арт-технологии: «Коллаж», «Герб и символ», «Маски», «Метафорический автопортрет» и др. Следует вводить элементы драматерапии, сказкотерапии, танцевально- двигательной терапии и др.

Рекомендуются техники Арт-терапии, направленные на решение задач развития познавательной сферы, эмоционально-волевой и др. Желательно проводить комплексные занятия, характеризующиеся сочетанием нескольких технологий, так как они более эффективны.

2.3 Методы арт-терапии в работе с семьёй.
В последнее время всё чаще специалисты привлекают к коррекционно-развивающим занятиям родителей. При организации индивидуальных занятий ребёнок рассматривается в качестве источника своей проблемы и задачей специалистов будет её решение. Ребёнок является членом семьи и часто его проблема – это проблема семьи, значит, социальному педагогу необходимо привлекать к коррекционной работе и семью. Б.Икер отмечает, что семейная игровая психотерапия даёт родителю возможность наблюдать ребёнка в процессе символической игры и тем самым понять то, как он относится к ситуации в семье и к самому родителю.

При наблюдении за совместной игрой ребёнка и родителей необходимо обращать особое внимание на проявление дисфункциональных семейных паттернов, сплочённости и способности к адаптации членов семьи, на формирование внутрисемейных коалиций, конфликтов и способов их преодоления. Необходимо учитывать использование родителями тех или иных дисциплинирующих ограничительных воздействий на ребёнка, выражение положительных и отрицательных эмоций, способность членов семьи получать удовлетворение от совместной игры, близость их расположения друг к другу, распределение ролей и властных функций. Особенности принятия решений и иные аспекты игрового взаимодействия. Кроме того, оценивается содержание или тема игры и характер выбранных персонажей. Это даёт специалистам большой диагностический пласт, с которым затем можно будет работать.

Специалист обращает внимание, как на процесс, так и на результат совместной деятельности членов семьи, в частности, на то, кем выбирается тема рисунка, на проявление сотрудничества или, напротив, возникновение конфликтов в ходе работы, на степень вовлечённости каждого члена семьи в процесс рисования, а так же на характер самого изображения.

Если с детьми проводятся коррекционно-развивающие занятия, то необходимо хотя бы 1 раз в месяц проводить очередные занятия с родителями. Это позволит детям сепарировать от группы и социального педагога, а также применить новые навыки в своей социальной среде. На таком занятии родители будут учиться совместному конструктивному взаимодействию с детьми, посмотрят на них с другой стороны, увидят модели взаимодействия между другими детьми и родителями.

На базе кабинета психолога может сосуществовать Арт-студия для родителей, целями которой будут: творческое самовыражение родителей, встречи с другими родителями и проработка различных тем (вариант родительского клуба) и т.д.

Многие арттерапевтические технологии можно использовать на родительских собраниях. Такое собрание не только долго помнится, но и действует на родителей более эффективно, чем любая лекция.

При организации работы с родителями психологу или социальному педагогу следует помнить, что предложение участия в коррекционно-развивающем процессе должно заинтересовать взрослых, быть доступным для исполнения и понимания, должно быть результативным по отношению к каждому из них, а Арт-технологии отвечают этим требованиям как нельзя лучше.

3.Структура коррекционно-развивающего занятия
Арттерапевтические знания проводятся как в индивидуальной, так и в групповой форме.

При индивидуальной форме работы, на каждом занятии разрабатывается какая-либо тема с использованием разных материалов и технологий. Здесь возможны два варианта:

1.Социальный педагог предлагает темы для разработки, подобранные в соответствии с поставленной целью. Например, для занятий – снижение уровня агрессии подростков. Первой темой в данном цикле может быть тема «Изображения своего состояния». Ребёнку предлагается всевозможные материалы, с помощью которых он попытается выразить своё отношение к данной проблем. Затем происходит обсуждение психологического состояния ребёнка. Социальный педагог выясняет, что чувствует ребёнок, когда приходит гнев, злость, что он хочет сделать в этот момент, как реагирует на изменения состояние и т. д.

следующей темой может быть «Злость». Ребёнок должен нарисовать данное чувство, либо вылепить его из теста или пластилина. Интересным вариантом было бы выражение его через музыку или пластинку. Важно «познакомится» со злостью, научится распознавать и управлять ей. Логическим продолжение темы «Злость» будет тема «Способы выражения злости и гнева». Разрешается рвать и резать бумагу, лопать шары и скульптуры из шаров, ломать пластилиновые поделки и другие способы выражения агрессии. Решению этой задачи нужно посвятить несколько занятий. Затем темы встреч должны быть посвящены самоисследованию, поиску внутреннего ресурса, германизации эмоционального состояния.

2. Учащимся предоставляется свобода выбора тем. Ребёнок, который приходит на занятия, сам определяет, что он будет сегодня делать, и какая проблема его интересует. Социальный педагог выступает как лицо, сопровождающее процесс Арт-терапии и самовыражения, инициируя обсуждение продуктов деятельности.

Как же следует проводить обсуждения? J. Bowers предлагает следующие инструкции по обсуждению изобразительного материала:

Хотя арттерапевтическая работа с детьми и подростками чаще проводится с обсуждением, существует немало исследований, в которых доказывается, что эффект достигается без какой-либо вербализации.

Групповые формы арттерапевтической работы подразделяются на стихийную, аналитическую и тематическую. Особенности этих форм описаны в главе посвящённой специфике работы с подростками. Тематические групповые коррекционно-развивающие занятия частично директивны. Они имеют свою структуру (см. таблицу №1).

Таблица №1

Структура коррекционно-развивающего арттерапевтического занятия


Этап

Цель этапа

Содержание этапа

Разогрев

Включение в работу. Повышение тонуса группы. Создание настроя на коллективное творчество.

Индивидуальное, попарное или коллективное упражнение – простое, приемлемое для всех. Может ритуализироваться.

Основное задание

Приобретение нового опыта.

Освоение различных материалов.

Применение арттерапевтических техник, направленных на разработку какой-либо темы. Возможность использования разнообразного изобразительного материала, костюма, музыкальных инструментов и др.

Обсуждение

Осознание проделанной работы, актуализированных чувств.

Выставка работ, обсуждение в парах, обмен чувствами, сочинение историй, стихов, названий к работам.

Завершение

Закрепление нового опыта, получение «группового ресурса», обратной связи.

Коллективные упражнения, позволяющие закрепить новый опыт и получить «ресурс», повысить самооценку, улучшить эмоциональный фон. Медитативные техники.


С маленькими детьми встречи проходят 2 раза в неделю по 35 минут. С подростками и взрослыми-1 раз в неделю по 60-90 минут.

Количество занятий определяется целями, которые ставит социальный педагог, индивидуальными и возрастными особенностями детей. Как правило, программа содержит в себе не менее 7-12 занятий. Количество детей в группе от 4 до 12 человек, в зависимости от целей коррекционной программы. Группы, состоящие из старшеклассников или родителей, по количеству участников могут быть несколько больше.

Заключение
Трудности и противоречия, связанные со становлением Я-концепции подростка, которые влияют на характер воздействия с социальным окружением, с референтной группой, с близкими людьми, создают атмосферу страха, вызывают ощущение «одиночества среди толпы», зачастую рождают чувство неуверенности, замешательства, бессилия, а подчас и агрессии.

Результатом коррекционно-развивающей программы являются следующие показатели:



.


Список литературы


  1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. – М., 2001

  2. Бремс Кристина. Полное руководство по детской психотерапии. – М., 2002.

  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. – СПб., 1998.

  4. Копытин А.И. Основы Арт-терапии. – СПб., 1999.

  5. Копытин А.И. Практикум по Арт-терапии. – СПб., 2000.

  6. Романова Е.С. Графические методы в психологии. – М., 2001.


Частное учреждение образования
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации