Ответы на экзаменационные вопросы по социальной философии - файл n1.docx

приобрести
Ответы на экзаменационные вопросы по социальной философии
скачать (68.6 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx69kb.08.07.2012 19:42скачать

n1.docx

2.Основные исторические типы социальной философии:
1. Социологический идеализм

2. Географический детерминизм

3. Исторический материализм

4. Биологический детерминизм

5. Психологическое направление

6. Техницистское направление

1) Идеализм – в социологии – теоретико-методологические ориентации, придающие основное значение в объяснении соц. явлений и процессов духовным и идеальным факторам.

Идеализм в понимании общественной жизни безраздельно господствовал в философии вплоть до середины XIX в. То, что общественная жизнь представляет собой переплетение различного рода общественных отношений (политических, экономических, правовых, нравственных, семейных, религиозных и т. д.) социальные философы домарксовского периода прекрасно понимали. Но не справившись с задачей систематизации и субординации этих отношений, они рассматривали общество как хаос отношений, как сплошное нагромождение случайностей.

2) Географический детерминизм — концепция, согласно которой географические условия предопределяют специфику экономической, социальной и политической жизни государств, формируют национальный дух и национальный характер.

3) Исторический материализм — теория развития общества, разработанная в XIX—XX веках в трудах Карла Маркса, Фридриха Энгельса. Основные её тезисы изложены К. Марксом в предисловии к «К критике политической экономии» и сводятся к следующему:

Фундаментальная основа общества — материальное производство. Исторический процесс есть последовательная и закономерная смена общественно-экономических формаций, вызванная противоречиями, возникающими между постоянно развивающимися производительными силами и устаревающими производственными отношениями.

4) к биологическому детерминизму относятся учения и школы, возникшие во второй половине XIX в. в немарксистской социальной философии на единой принципиальной основе — понимание общественной жизни через законы и категории биологии.

Появление биологического направления в социально-философском знании было связано с выдающимися успехами биологии, превратившими ее к середине XIX в. в лидера естествознания (открытие клетки, закона естественного отбора и борьбы за существование, достижения физиологии).

5) В конце XIX в. совокупность основных направлений социальной философии пополнилась школами и течениями психологического толка. Появление психологического направления было реакцией как на примитивизм географического и биологического направлений, так и на некоторые погрешности марксизма, который уделял недостаточное внимание проблемам общественной психологии.

6) Самым «молодым» среди основных течений социальной философии является техницизм, возникший в двадцатые годы нашего века в работах американца Т. Веблена.

Техницизм, подобно биологизму и психологизму, также в значительной степени возник как методологическая оппозиция историческому материализму, причем оппозиция весьма своеобразная.

Из двух сторон способа производства материальных благ техницисты обращают внимание только на одну — производительные силы, игнорируя производственные отношения. Но даже производительные силы берутся не в целостности: односторонне выпячивается роль техники (средств производства) и совершенно игнорируется человек как главная производительная сила общества.
3.Специфика познания социальных явлений. Специфика и классификация социальных законов.
Социальная философия имеет своим объектом познания общество, то есть занимается познанием социальной действительности. Социальному познанию можно дать следующее определение: "Познание людьми законов функционирования общества и самих себя, своих целей, желаний, потребностей, называется социальным познанием".

В чем же заключаются наиболее важные отличия социального познания от познания естественнонаучного:

1. В естественных науках первоначально какой-либо предмет можно рассматривать объективно, вне зависимости от его связей с окружающим миром. Социальное познание прежде всего имеет дело с системой взаимосвязей и отношений. Представить себе какой-либо предмет исследования: - собственность, власть, идеологию, культуру и т.д. - без системы отношений и взаимовлияний невозможно.

2. В естественных науках открыты законы, действие которых достаточно неизменно. Социальная жизнь, наоборот, очень подвижна, изменчива, потому законы, действующие в обществе, имеют характер тенденций , а не жестко детерминированных зависимостей.

3. Особенностью объекта социального знания является его историчность, поскольку и общество, и личность, и формы их взаимодействия динамичны, а не статичны.

4. В естественных науках, как известно, широко используются так называемые жесткие познавательные процедуры, в познании социальной жизни использование математических и подобных им процедур практически невозможно.

6. Общество выступает одновременно и субъектом, и объектом познания. Таким образом, социальное познание выступает как самопознание.

Традиционно выделяются следующие типы социального познания:

1) гуманитарное знание;

2) социально-экономическое знание;

3) социально-философское знание.

Ядро всякой науки составляют ее законы. Социальный закон – это выражение существенной, необходимой связи социальных явлений и процессов, прежде всего связей социальной деятельности людей или их действий.

Законы различаются по времени действия. Общие – действующие во всех общественных системах в любой период их существования. (Закон стоимости и товарно-денежных отношений). Специфические — действующие в рамках одной или нескольких общественных систем, отличающихся специфическими свойствами. (Закон перехода от одного типа общества к другому)

Законы различаются по степени общности. Законы — характеризующие развитие социальной сферы в целом. Законы — определяющие развитие отдельных элементов социальной сферы: классов, групп, наций и т.д.

Законы различаются по способу их проявления: Динамические — определяют динамику социальных изменений, фиксируют четкую последовательность социальных явлений в процессе их изменения. Статистические — отражают общие тенденции социальных явлений, независимо от происходящих изменений, характеризуют социальные явления в целом. Причинные — фиксируют существующие причинно-следственные связи между различными социальными явлениями. Функциональные — отражают эмпирически наблюдаемые и строго повторяющиеся связи между социальными явлениями.

8.Феномен техники. Концепция технократизма в современной философии.
В 1935 году вышла работа Ортеги-и-Гассета «Рассуждения о технике». В ней он дал обобщенную картину эволюции техники, разделяя её историю на три главных периода:

· техника отдельного случая;

· техника ремесленника;

· техника, создаваемая техниками и инженерами.

В современной литературе под техникой понимаются любые средства и способы деятельности, которые придумываются людьми для достижения какой-либо цели.

Техника представляет собой:

· совокупность технических устройств – от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем;

· совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств – от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации;

· совокупность технических знаний – от специализированных рецептурно-технических до теоретических научно-технических и системотехнических знаний.

Хотя техника является настолько же древним явлением, как и само человечество, а поэтому так или иначе она попадала в поле зрения философов, как самостоятельная философская дисциплина, философия техники возникла лишь в ХХ столетии.

C конца сороковых годов ХХ века началось обсуждение философских вопросов техники. До немецкого философа М. Хайдеггера техника оценивалась только положительно, как последнее, эффективное орудие, способствующее «триумфальному шествию Разума и Добра». Хайдеггер сделал сенсационное заявление: он первым увидел в технике величайшую опасность для человека, поскольку человек «выдан» технике, «затребован» ею.

В XX веке развёртывается начавшаяся ещё с XIX века борьба двух тенденций - техницизма (технофилии) и антитехницизма (технофобий). Техницизм изображает технику как благо, антитехницизм – как зло.

Технофилы уверены в необходимости и благотворности дальнейшего технического прогресса, они оптимистично смотрят в будущее, полагая, что развитие техники обеспечит процветание человечества

Технофобы, наоборот, считают, что технический прогресс - это путь, ведущий к гибели человечества.

Однако антитехнические концепции выглядят сомнительными. Остановить технический прогресс невозможно.
10.Проблема периодизации человеческой истории. Основные подходы и модели.
ХХ век стал временем, когда многие философы, социологи и историки, обращаясь к опыту прошлого и исследуя тенденции настоящего, пытались создать свои периодизации истории.

Понятно, что единообразия в подходах к проблеме периодизации истории нет: ведь выделение периодов в истории зависит от того критерия (или критериев), которые положены в основу периодизации. За основу периодизации истории брались, к примеру, орудия труда (У.Ростоу, Д.Белл, О.Тоффлер), рост народонаселения (Т.Р.Мальтус), географическая среда (Ш.Л.Монтескье) и т.д.

Наиболее известными сейчас являются формационный и цивилизационный подходы к пониманию исторического процесса.

Формационный подход - исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в экономическом базисе общества, его производственных отношениях и классовой структуре.

Можно выделить несколько основных принципов, на основании которых строится формационный подход к типологии государства:

– представление об истории как о закономерном процессе смены общественно-экономических формаций;

– представление о решающей роли материального производства (экономического базиса) в жизни общества;

– необходимость соответствия производственных отношений производительным силам;

– неизбежность перехода от одной общественно-экономической формации к другой.

Цивилизационный подход к развитию общества.

Слово “цивилизация” происходит от латинского “civis”, что означает “городской, государственный, гражданский”. В дальнейшем понятие “цивилизация” приобрело различные значения, возникло множество теорий цивилизации. В эпоху Просвещения под цивилизацией стали понимать высокоразвитое общество, имеющее письменность и города.

На сегодня существует около 200 определений этого понятия. Например, Арнольд Тойнби, сторонник теории локальных цивилизаций, называл цивилизацией устойчивую общность людей, объединённых духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. А Освальд Шпенглер, основоположник культурологического подхода к историческому процессу, считал, что цивилизация – это высший уровень, завершающий период развития культуры, предшествующий её смерти. Одно из современных определений этого понятия такое: цивилизация – это совокупность материальных и духовных достижений общества.

Существуют различные теории цивилизации. Среди них можно выделить две основные разновидности.

Теории стадиального развития цивилизации (К. Ясперс, П. Сорокин, У. Ростоу, О. Тофлер и др.) рассматривают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определённые этапы (стадии).

Так, видный американский социолог, экономист, историк ХХ века Уолт Уитмен Ростоу создал теорию стадий экономического роста. Таких стадий он выделял пять:

  1. Традиционное общество

  2. Переходящее общество

  3. Стадия сдвига

  4. Стадия зрелости

  5. Эра высокого массового потребления

Теории локальных (Н.Я. Данилевский, А. Тойнби) исходят из того, что существуют отдельные цивилизации, большие исторические общности, которые занимают определённую территорию и имеют свои особенности социально-экономического, политического и культурного развития.

Обе теории – стадиальная и локальная – дают возможность по-разному увидеть историю.

В целом, цивилизационный подход представляет человека ведущим творцом истории, большое внимание уделяет духовным факторам развития общества, уникальности истории отдельных обществ, стран и народов.

11.Сущность, значение и историческая ограниченность формационного подхода к обществу.
Формационный подход - исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в экономическом базисе общества, его производственных отношениях и классовой структуре.

Можно выделить несколько основных принципов, на основании которых строится формационный подход к типологии государства:

– представление об истории как о закономерном процессе смены общественно-экономических формаций;

– представление о решающей роли материального производства (экономического базиса) в жизни общества;

– необходимость соответствия производственных отношений производительным силам;

– неизбежность перехода от одной общественно-экономической формации к другой.

Формационный подход к типологии государства имеет ряд преимуществ и недостатков в отношении цивилизационного. Начнем с его преимуществ.

Во-первых, благодаря ему была установлена зависимость типа государства - от экономики, способа производства - от характера общественно-экономической формации. Власть в государстве, как правило, принадлежит экономически господствующему классу, в руках которого находятся средства производства. Во-вторых, были объединены в одни классификационные группы государства, имеющие единый характер власти. На этой основе были выделены государства рабовладельческие, феодальные, буржуазные и социалистические, власть в которых принадлежала соответственно рабовладельцам, феодалам, буржуазии и трудящимся во главе с рабочим классом.

В-третьих, были выявлены закономерности смены одного типа государства другим - соответственно сменам общественно-экономических формаций: вслед за рабовладельческим приходит феодальное государство, а его сменяет буржуазное.

В то же время формационная типология государства имеет ряд объективных недостатков.

Первым недостатком формационного подхода к типологии государства является - его догматизация и прямолинейность. В основе этого подхода лежит знаменитая «пятичленка» - членение истории на пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную, социалистическую (коммунистическую).

Другим недостатком формационной типологии является проблема восточного государства (или азиатского способа производства). Учёные-юристы в большинстве своём либо вообще замалчивали особенности таких государств, либо относили их к «восточному варианту» рабовладельческого или феодального типа. Между тем восточные государства принципиально, коренным образом отличаются от западных.

И, наконец, формационная типология государств не объясняет тех весьма важных, сущностных различий, которые имеют место между государствами одной и той же общественно-экономической формации. Здесь имеются в виду различия связанные с отношениями между той частью общества, которой реально принадлежит государственная власть, с остальным населением, т.е. его большей частью. В данном случае может быть применена классификация государств, широко используемая в науке: их деление на тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические.


13. Цивилизационно-стадиальные модели истории. Концепция постиндустриального общества в современной философии.
В мировой философской литературе термин «цивилизация» чаще всего употребляется в следующих основных значениях:

  1. Как синоним культуры (А. Тойнби).

  2. Как определённая стадия в развитии локальных культур, характеризующаяся их деградацией и упадком (О. Шпенглер).

  3. Как ступень исторического развития человечества, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс).

Существует несколько типологий цивилизаций. Одной из наиболее распространённых является выделение восточной и западной цивилизаций.

Западная цивилизация характеризуется целенаправленным стилем мышления, ориентированным на изменение мира и самого человека. Европейская цивилизация при соприкосновении с иными цивилизациями обнаруживает тенденцию к социокультурной экспансии, при этом часто проявляется нетерпимость к иным культурам как низшим и неразвитым. Восточная цивилизация чаще всего характеризуется как традиционалистская. Среди основных особенностей отмечается господствующая авторитарно-административная система, характеризующаяся деспотической формой правления, высокой степенью зависимости людей от властвующих структур и институтов.

Весьма широко распространены типологии цивилизаций в которых выделяются доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный периоды развития человечества (Р. Арон, У. Ростоу, О. Тоффлер).

Доиндустриальное общество иногда ещё называется аграрным, традиционным, для него характерна ориентация на аграрный сектор экономики и хозяйства. В данном обществе господствует натуральное хозяйство и сословная иерархия, главную роль здесь играют традиции, которые во многом регламентируют жизнь социума. Инновационные технологии в данном обществе если и встречаются, то выглядят скорее как исключение из правил.

Формирование индустриальной цивилизации связано с переходом к промышленному производству. Оно характеризуется переходом к фабричной организации труда и, как следствие, ростом производительности труда. Наука становится системообразующим фактором общества. Данные процессы ведут к формированию буржуазно-демократического строя, для которого характерно провозглашение для всех равных гражданских прав.

Постиндустриальная цивилизация характеризуется рядом новых особенностей по сравнению с индустриальной.

В ней доминирует так называемый «третий сектор» - сектор сферы услуг, где ведущую роль приобретают наука, образование, информация. Господство собственности на средства производства постепенно сменяется правом на обладание информацией. Для постиндустриального общества характерна децентрализация экономики, эффективное антимонопольное законодательство. Компьютерные технологии широко представлены в основных сферах его жизнедеятельности. Данное обстоятельство дало возможность Тоффлеру назвать такое общество информационным.

Одним из первых философов, заговорившим о постиндустриальном обществе, был Д. Белл. В развернутом виде концепция постиндустриализма представлена в его книге "Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования", изданной в 1973 г.

В качестве основных черт постиндустриального общества Белл выделяет следующие:

1. Замена механических, электрических и электромеханических средств на электронные. Телефония, телевидение, печатанье и многое другое – все это осуществляется с помощью электронных устройств.

2. Произошла миниатюризация. Компьютеры сильно уменьшились по своим размерам, одновременно сильно выиграв в качестве.

3. Преобразования в цифровую форму.

4. Создание программного обеспечения, которое приспосабливает компьютер к нуждам потребителя.
14. Социальная структура общества: ее сущность, основные типы, закономерности развития.

Общество представляет собой множество людей, организованных в определенные группы, общности. Целостная совокупность устойчивых функционирующих в социуме общностей и взаимосвязей между ними составляют социальную структуру общества. В литературе выделяются различные типы социальных структур: классовая, этническая, демографическая, профессионально-образовательная и др.

Исторически первыми оформляются этническая и демографическая структуры общества, которые характеризуют этнический и половозрастной состав населения. Основными элементами этнической структуры общества являются род, племя, народность, нация. Для рода и племени характерны господство кровнородственных отношений, общность происхождения, поселения, общие язык, обычаи, верования. С развитием общества кровнородственные связи утрачивают свое прежнее значение. В данных условиях формируется следующая этническая общность – народность, которая представляет собой исторически сложившуюся общность людей, имеющую свой язык, территорию, общность верований, культуры, зачатки экономических связей.

С развитием капиталистических отношений формируется следующая этническая общность – нация, которая характеризуется единством экономической жизни, территории, культуры, общими чертами психологического склада, национальным самосознанием, а также общенародным литературным языком.

Демографическая структура общества характеризует такой важный феномен, как народонаселение, под которым понимается непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей, проживающая в том или ином регионе. Важнейшими демографическими показателями являются численность населения, плотность, темпы роста, половозрастная структура, миграционная подвижность и др. Динамика народонаселения определяется не только и не столько биологическими факторами (как считал Т.Мальтус), а в первую очередь она зависит от социально-экономических факторов (развитие производительных сил, уровень дохода, места человека в жизни общества и т.д.).

Важнейшим типом социальной структуры является социально-классовая структура общества как совокупность классов, слоев, групп, различающихся своими социально-экономическими характеристиками. Существует множество концепций, объясняющих механизмы возникновения классового неравенства: теологическая, «теория насилия» Е.Дюринга, распределительная теория А.Смитта, психологическая теория, но наиболее представительными и показательными являются марксистская теория классов и современная стратификационная теория (М.Вебер, П.Сорокин, Э.Гидденс и др.)

В современной социальной философии большое значение приобретает стратификационный подход к социальной структуре общества. Важнейшей установкой теории социальной стратификации является идея возможности смены социального статуса. Для объяснения данного процесса используется концепция социальной мобильности.

15. Демографическая структура общества. Сущность демографической проблемы и ее осознание в современной философии.
Общество представляет собой множество людей, организованных в определенные группы, общности. Целостная совокупность устойчивых функционирующих в социуме общностей и взаимосвязей между ними составляют социальную структуру общества. В литературе выделяются различные типы социальных структур: классовая, этническая, демографическая, профессионально-образовательная и др. Каждая из них представляет совокупность социальных групп, объединенных исторически сложившимися, устойчивыми социальными отношениями и обладающих рядом признаков.

Исторически первыми оформляются этническая и демографическая структуры общества, которые характеризуют этнический и половозрастной состав населения.

Демографическая структура общества характеризует такой важный феномен, как народонаселение, под которым понимается непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей, проживающая в том или ином регионе. Важнейшими демографическими показателями являются численность населения, плотность, темпы роста, половозрастная структура, миграционная подвижность и др.. Данные показатели являются критериями для выделения различных демографических групп в обществе. Динамика народонаселения определяется не только и не столько биологическими факторами (как считал Т.Мальтус), а в первую очередь она зависит от социально-экономических факторов (развитие производительных сил, уровень дохода, места человека жизни общества и т.д.).

Поселенческая структура выражает пространственную форму организации общества и характеризует объединения людей по их принадлежности к тому или иному типу поселения (сельские, городские). Данные общности различаются особенностями профессиональной занятости населения, количеством урегулированного рабочего и свободного времени, доступом к образованию, возможностями удовлетворения духовных потребностей, организованностью населения. Развитие поселенческой структуры общества связано с процессами урбанизации, ростом роли городов в жизни общества и увеличением доли городского народонаселения.
16. Национально-этническая структура общества. Концепция этногенеза Л.Н. Гумилева.
Общество представляет собой множество людей, организованных в определенные группы, общности. Целостная совокупность устойчивых функционирующих в социуме общностей и взаимосвязей между ними составляют социальную структуру общества. В литературе выделяются различные типы социальных структур: классовая, этническая, демографическая, профессионально-образовательная и др. Каждая из них представляет совокупность социальных групп, объединенных исторически сложившимися, устойчивыми социальными отношениями и обладающих рядом признаков.

Исторически первыми оформляются этническая и демографическая структуры общества, которые характеризуют этнический и половозрастной состав населения. Основными элементами этнической структуры общества являются род, племя, народность, нация.

Для рода и племени характерны господство кровнородственных отношений, общность происхождения, поселения, общие язык, обычаи, верования. С развитием общества кровнородственные связи утрачивают свое прежнее значение, на их место приходят социально-территориальные связи. В данных условиях формируется следующая этническая общность – народность, которая представляет собой исторически сложившуюся общность людей, имеющую свой язык, территорию, общность верований, культуры, зачатки экономических связей.

С развитием капиталистических отношений формируется следующая этническая общность – нация, которая характеризуется единством экономической жизни, территории, культуры, общими чертами психологического склада, национальным самосознанием, а также общенародным литературным языком.

Пассионарная теория этногенеза – гипотеза Льва Гумилёва, описывающая исторический процесс как взаимодействие развивающихся этносов с вмещающим ландшафтом и другими этносами. В своей концепции Гумилев утверждал, что «жизненные силы» того или иного народа концентрируются в определенном месте в определенное время, в результате чего народ становится способным к цивилизационному скачку.

Пассионарная теория этногенеза не встретила понимания и поддержки ни у советской, и наследовавшей ей современной российской исторической науки, ни у международного научного сообщества.


17. Сущность, значение и историческая ограниченность классового подхода к социальной структуре общества.
Общество представляет собой множество людей, организованных в определенные группы, общности. Целостная совокупность устойчивых функционирующих в социуме общностей и взаимосвязей между ними составляют социальную структуру общества. В литературе выделяются различные типы социальных структур: классовая, этническая, демографическая, профессионально-образовательная и др.

Важнейшим типом социальной структуры является социально-классовая структура общества как совокупность классов, слоев, групп, различающихся своими социально-экономическими характеристиками. Существует множество концепций, объясняющих механизмы возникновения классового неравенства: теологическая, «теория насилия», распределительная теория, психологическая теория, но наиболее представительными и показательными являются марксистская теория классов и современная стратификационная теория (М.Вебер, П.Сорокин, Э.Гидденс и др.) Сущность марксистского подхода к классам состоит в следующем.

  1. Классы не существуют вечно, их возникновение связано с процессом развития производства.

  2. В результате развития процесса общественного разделения труда и роста его производительности, товарного обмена создается избыточный продукт, который присваивается определенной частью общества. Так возникает частная собственность, которая разделяет людей по отношению к средствам производства и присвоению результатов труда.

  3. Марксистская традиция под классами понимает большие группы людей, различающиеся по

а) их месту в системе общественного производства;

б) отношению к средствам производства;

в) роли в общественной организации труда;

г) способам получения и размерам доли общественного богатства.

  1. Отношения классов рассматриваются как отношения классовой борьбы, призванной установить диктатуру пролетариата.

  2. Будущее развитие общества, связанное с построением коммунизма, характеризуется стиранием классовых различий и формированием социально однородного общества.

Марксистская концепция классов во многом заидеологизирована, особенно в тех моментах, где анализируются диктатура пролетариата и перспективы становления бесклассового общества.
18. Сущность, значение и историческая ограниченность стратификационного подхода к социальной структуре общества.
В современной социальной философии важное значение приобретает стратификационный подход к социальной структуре общества. Термин « strata» взят из геологии, где он означает слой. В социологии под социальной стратификацией понимается дифференциация населения на различные классы, слои, группы в зависимости от неравномерного распределения власти, прав и обязанностей, ценностей и привилегий. Соответственно можно выделить и следующие типы стратификации – экономическую, профессиональную, политическую.

Важнейшей установкой теории социальной стратификации является идея возможности смены социального статуса. Для объяснения данного процесса используется концепция социальной мобильности. Один из авторов данной концепции П.Сорокин отмечает, что социальная мобильность является естественным состоянием общества, она включает в себя вертикальную и горизонтальную мобильность. Вертикальную мобильность он рассматривает в трех сферах – политической, экономической, профессиональной. Человек может перемещаться в каждой из них, при этом П. Сорокин выделяет восходящую и нисходящую вертикальные мобильности. Горизонтальная мобильность предполагает передвижение индивида на одном и том же социальном уровне.

Стратификационные процессы современного общества характеризуются следующими особенностями:

  1. В настоящее время растет число и значение в обществе такой группы как управленцы-менеджеры. Следовательно, разделяются аспекты владения и управления средствами производства.

  2. Растет число работников, имеющих долю собственности на средства производства предприятия.

  3. Растет влияние государственной собственности, а вместе с этим социальная защищенность и гарантии трудящихся.

  4. Рост численности и значения так называемого «среднего класса», являющегося основой стабильности общества.

  5. В социальной сфере начинают доминировать идеи социального партнерства, сотрудничества, а не идеи классовой борьбы.

  6. Растет политическая активность всех слоев общества, для них открываются более-менее равные возможности в сфере образования, культуры, здравоохранения.

19. Проблема субъекта и движущих сил социальной динамики
В философии используются два близких, но далеко не тождественных понятия – субъект истории и движущие силы истории.

Существует три подхода к решению проблемы «Кто является творцом истории?».

Первый их них связан с постановкой вопроса о роли масс и великой личности в истории, и имеет два принципиальных решения. Первое решение в качестве субъекта – творца истории рассматривает великую личность (или личностей) – вождей, правителей, героев, лидеров т.к. именно их деяния и принятые ими решения меняют ход. Такое решение вопроса получило широкое распространение среди мыслителей французского Просвещения XVIII века. Другое решение вопроса связано с признанием народных масс в качестве субъекта и решающей силы общественного развития, т.к. именно народ выступает главной производительной силой, создающей все материальные блага, необходимые для существования общества.

Второй подход представлен в концепции элитаризма (элитизма), оформившейся в конце XIX – начале ХХ вв. и получившей широкое распространение в современном обществознании. В этой концепции, создателями и классическими представителями которой являются итальянские социологи В. Парето, Г. Моска общество подразделяется на две неравные части, меньшую из которых составляет элита. Ее главным признаком является способность к реальному влиянию на общественную жизнь, поэтому она выступает в роли субъекта исторического развития общества. Формирование этой элиты - естественный процесс, так как общество не может существовать без организации, а элита обеспечивает эту организацию.

Существуют различные виды элит: политические, экономические, военные, культурные, церковные и т.д. В политической жизни общества В. Парето выделяет два главных типа элит, последовательно сменяющих друг друга – «львов» и «лис». Для элиты «львов» характерен консерватизм и использование силовых методов управления, для «лис» –политические комбинации и интриги, целью которых является достижение соглашения, консенсуса между противоборствующими силами.

Третий подход в решении поставленной проблемы связан с анализом феномена толпы (массы), особенностями которой являются восприимчивость к внушению, готовность к импульсивным действиям, возникновение стадного инстинкта, бездумное следование за лидерами и т.д. Очевидно, что рассматривать толпу (массу) в качестве субъекта истории также неправомерно.
20. Власть как объект философского анализа. Проблема легитимности властных отношений.

В истории социальной философии к трактовке феномена власти сложилось несколько подходов:

а) директивный (Т.Гоббс, М.Вебер);

б) функциональный (Т. Парсонс);

в) информационный (М.Фуко, О. Тоффлер).

Каждый из них в качестве атрибута власти принимает или силу, или мобилизацию ресурсов на выполнение цели, или информацию. В современной литературе власть определяется как способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства – авторитета, права, насилия. Социально-философский анализ власти предполагает выделение следующих ее составляющих:

а) источника власти (авторитет, сила, закон),

б) субъекта власти (государство, институт, индивид),

в) объект власти (общество, класс, группа),

г) функции власти (господство, руководство, мобилизация).

По сферам функционирования выделяют экономическую, военную, семейную, политическую и др. власть.

Политическая власть занимает среди них ключевое значение. Она представляет собой реальную возможность субъекта осуществлять свою волю в области политики и правовых норм с целью защиты и реализации своих коренных интересов.

В социальной философии М.Вебером было разработано учение о типах легитимного господства, т.е. такого господства, которое признано управляемыми индивидами. Выделяется три типа господства. Первый тип он называет «легальным», в его основе лежит целерациональное действие.

Для данного типа характерно подчинение установленным законам, наличие специально обученного аппарата управления, действия которого координирует политический лидер.

Второй тип легитимного господства Вебер называет традиционным, для него свойственна вера не только в законность, но даже в святость традиционно существующих порядков, нравов и властей. Аппарат управления здесь состоит из лично зависимых от господина людей, а личная преданность служит основанием для административной карьеры.

Третьим типом господства, по Веберу является харизматическое господство, при этом под харизмой понимается какая-либо экстраординарная способность человека, выделяющая его среди остальных. Эта способность, как правило, дается свыше и может заключаться, например, в пророческом даре.

21. Политическая система общества, ее сущность, структура и функции.
В цивилизационной динамике политико-властные отношения реализуются через совокупность государственных и негосударственных общественных институтов, социально-правовых норм и отношений, которые образуют политическую систему общества.

В качестве важнейших компонентов политической системы выступают:

а) государство;

б) политические партии;

в) общественные организации и движения.

Решающее значение среди данных компонентов принадлежит государству, под которым понимается политическая целостность, закрепленная на определенной территории, где поддерживается юридический порядок, установленный правящей политической элитой, которая монополизирует власть, обладая законным правом применения принуждения. Кроме приведенных выше признаков государства можно дополнительно выделить и следующие:

а) суверенитет, т.е. государственная власть на территории страны выступает как высшая власть, а в мировом сообществе – как независимая власть,

б) монополия на легальные вооруженные силы,

в) исключительное право на издание законов.

В истории социальной философии в понимании природы и функций государства сложились две наиболее характерные точки зрения:

а) классовая, при которой государство трактуется как механизм господства и угнетения одного класса другим (марксизм);

б) функциональная, при которой государство рассматривается как механизм распределения благ и ресурсов (концепция общественного договора, Т. Парсонс, Г. Алмонд).

Важное место в политической системе общества занимают разнообразные общественные объединения граждан - политические партии, профсоюзные, молодежные и женские организации, массовые движения, ассоциации, фонды, союзы и т.д. В основе подобного рода общественных формирований лежит осознание их членами общности своих интересов и стремлений к их практической реализации посредством объединения и организации.

Особо важную роль в системе властных отношений играют политические партии. Место и роль партии в политической системе определяется во многом ее функциями. Функции отражают основные задачи и направления деятельности политической партии, ее назначение в обществе. К числу наиболее общих функций политических партий относятся: – представительство социальных интересов; – выработка программных установок, политической линии партии; – формирование общественного мнения, политическое образование и политическая социализация граждан; – участие в борьбе за власть и в ее осуществлении, в формировании политической системы общества; – подготовка и выдвижение кадров.

22. Государство: сущность, генезис, функции, основные концепции происхождения государства.
Государство – это политическая целостность, закрепленная на определенной территории, где поддерживается юридический порядок, установленный правящей политической элитой, которая монополизирует власть, обладая законным правом применения принуждения. Кроме приведенных выше признаков государства можно дополнительно выделить и следующие:

а) суверенитет, т.е. государственная власть на территории страны выступает как высшая власть, а в мировом сообществе – как независимая власть,

б) монополия на легальные вооруженные силы,

в) исключительное право на издание законов.

В истории социальной философии в понимании природы и функций государства сложились две наиболее характерные точки зрения:

а) классовая, при которой государство трактуется как механизм господства и угнетения одного класса другим (марксизм);

б) функциональная, при которой государство рассматривается как механизм распределения благ и ресурсов (концепция общественного договора, Т. Парсонс, Г. Алмонд).

Государство осуществляет внутренние и внешние функции. Внешние функции связаны с реализацией внешней политики, с установлением научных и культурных связей, обусловленных внутренними потребностями и интересами общества.

Существует множество теорий происхождения государства.

Каждая из теорий имеет познавательную ценность, так как они дополняют друг друга и содействуют более полному воссозданию картины процесса происхождения государства:

– мифологические и религиозные концепции происхождения государства;

– органические концепции происхождения государства;

– естественно-правовые (договорные) концепции происхождения государства;

– насильственные концепции происхождения государства;

– психологические концепции происхождения государства;

– марксистская концепция происхождения государства и др.
23. Государство как социальный институт. Исторические типы и формы государства.
Государство – это политическая целостность, закрепленная на определенной территории, где поддерживается юридический порядок, установленный правящей политической элитой, которая монополизирует власть, обладая законным правом применения принуждения. Кроме приведенных выше признаков государства можно дополнительно выделить и следующие:

а) суверенитет, т.е. государственная власть на территории страны выступает как высшая власть, а в мировом сообществе – как независимая власть,

б) монополия на легальные вооруженные силы,

в) исключительное право на издание законов.

Типология государств — это их специфическая классификация.

Трехстадийная схема эволюции государства – раннее государство — развитое государство — зрелое государство.

Классификация по их отношению к религии – светское – клерикальное – теократическое – атеистическое.

В зависимости от уровня экономического развития – развивающиеся или страны третьего мира – индустриальные– постиндустриальные.

В зависимости от политического режима – демократические – авторитарные– тоталитарные.

В зависимости от формы правления государства– монархии – республики.

В зависимости от господствующей идеологии государства – идеологизированные – деидеологизированные.

Так как государства существенно отличаются друг от друга, то для отражения особенностей устройства и функционирования государств в социальной философии используется понятие «форма государства». Под формой государства понимается единство трех основных компонентов:

а) формы правления, т.е. порядка образования верховной государственной власти. В качестве форм правления выделяются монархическое, республиканское государство; монархии абсолютные, парламентские; республики президентские, парламентские и т.д.

б) формы государственного устройства, т.е. территориально-организационная структура государства. По форме государственного устройства выделяются унитарные, федеративные и конфедеративные государства;

в) политический режим, т.е. совокупность приемов и методов осуществления и сохранение власти. По политическому режиму можно выделить демократические, авторитарные, тоталитарные, либеральные государства.


24. Концепция гражданского общества и правового государства: их сущность и современная трактовка.

Государство – это политическая целостность, закрепленная на определенной территории, где поддерживается юридический порядок, установленный правящей политической элитой, которая монополизирует власть, обладая законным правом применения принуждения. Кроме приведенных выше признаков государства можно дополнительно выделить и следующие:

а) суверенитет, т.е. государственная власть на территории страны выступает как высшая власть, а в мировом сообществе – как независимая власть,

б) монополия на легальные вооруженные силы,

в) исключительное право на издание законов.

При всей важности государства в жизни общества нельзя сводить к нему все богатство социально-политических отношений. Важное место при характеристике социума занимает категория «гражданского общества», под которым понимается сфера жизни, неконтролируемая государством, т.е. сфера реализации частных интересов отдельных личностей. Эти интересы могут касаться экономической, социальной, культурной сфер жизнедеятельности человека.

Для реализации данных интересов люди формируют различные институты гражданского общества – разнообразные производственные объединения, создаваемые по личной инициативе, общественные организации, органы самоуправления, независимые средства массовой информации и т.д. Становление данных институтов представляет собой несомненную ценность современной цивилизации, поскольку возрастает роль самоуправления в жизни общества, увеличивается контроль граждан за деятельностью государства, возрастает политическая активность.

Важнейшим элементом гражданского общества является построение и эффективное функционирование правового государства. В качестве важнейших признаков данного государства выступают следующие: господство права, разделение властей, неотчуждаемость прав и свобод личности, ответственность не только личности перед государством, но и государства перед личностью, наличие эффективных форм контроля за государственной властью. В своей совокупности эти признаки свидетельствуют о том, что государственная власть должна быть ограничена правом. С учетом этого правовое государство можно определить в самом общем виде как государство, где господствует право.
25.Политические партии и общественные организации в структуре властных отношений. Сущность и специфика политического сознания.
Важное место в политической системе общества занимают разнообразные общественные объединения граждан - политические партии, профсоюзные, молодежные и женские организации, массовые движения, ассоциации, фонды, союзы и т.д. В основе подобного рода общественных формирований лежит осознание их членами общности своих интересов и стремлений к их практической реализации посредством объединения и организации.

Особо важную роль в системе властных отношений играют политические партии. Место и роль партии в политической системе определяется во многом ее функциями. Функции отражают основные задачи и направления деятельности политической партии, ее назначение в обществе. К числу наиболее общих функций политических партий относятся: – представительство социальных интересов; – выработка программных установок, политической линии партии; – формирование общественного мнения, политическое образование и политическая социализация граждан; – участие в борьбе за власть и в ее осуществлении, в формировании политической системы общества; – подготовка и выдвижение кадров.

Понятие и сущность политического сознания.

Политическое сознание - это отображение в духовной жизни людей их политического бытия - всего разнообразия политической жизни, политических процессов и явлений. Одновременно политическое сознание является атрибутом политического действия, его непременным составляющим элементом. Политика - это целесообразная деятельность, она предполагает наличие у действующего субъекта определенных представлений о политической действительности, осознание своих устремлений, формулирование цели, выбор средств и способов ее достижения.

Политическое сознание является отражением производственно-экономических и иных общественных отношений индивидов, социальных групп, классов, наций, общества в их совокупном отношении к государственной власти. По своему содержанию оно охватывает все представления людей, опосредующие их объективные связи как с институтами власти, так и между собой по поводу участия в управлении делами государства и общества.
26. Проблема факторов и источников социодинамики. Эволюция и революция в общественном развитии.

Существует три основных версии решения проблемы источника социодинамики.

Первая из них абсолютизирует роль социальных противоречий, придавая им глобальный и решающий характер в развитии общества.

Этот подход получил теоретическое выражение в марксизме, который трактует исторический процесс как последовательную смену общественно-экономических формаций, которая осуществляется посредством социальной революции.

Второе решение данной проблемы связывает источник развития общества не с борьбой противоположностей, а с их консолидацией и гармонизацией. Такой подход типичен для ряда социально-философских, социологических и политологических концепций, объединенных парадигмой «солидаризма». Для них характерна исходная установка не на борьбу, а на достижение консенсуса всех участников социального взаимодействия на основе общего ориентира (прежде всего, материального процветания общества).

Солидаризм получил развитие в концепциях О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса и др.).

Третье решение характеризует социальный конфликт не как определяющий момент общественного развития, а только как один, к тому же промежуточный, этап социального взаимодействия. Согласно Р. Парку в социодинамике можно выделить четыре вида социальных взаимодействий, которые связаны временной последовательностью: соревнование (1), способно перерастать в социальный конфликт (2), который благодаря ассимиляции (3), разрешается и сменяется приспособлением (4). Тем самым, у Р. Парка социальный конфликт – частный случай социального взаимодействия, а целью общественного развития является гражданский мир.

Рассмотрение данной проблемы позволяет уточнить некоторые аспекты еще одной проблемы общественно-исторической динамики - соотношения эволюции и революции в развитии общества. В литературе довольно часто их противопоставляют, связывая эволюцию с постепенными количественными изменениями, которые не ведут к качественному изменению всей системы, а революцию – с коренной перестройкой всей социальной системы в целом.

Основные факторы социально-исторической динамики:

Геоклиматический фактор. Речь идет о влиянии на характер и темпы развития не только человечества, но и региональных сообществ (локальных цивилизаций, социально-культурных регионов, отдельных народов и этнических групп) размера занимаемой ими территории, географического расположения, климата, рельефа местности, удаленности или близости к коммуникативным (торговым, транспортным, культурным) путям и т.п.

Это влияние было подмечено еще в древности Аристотелем, который связывал достижения древнегреческой цивилизации с тем, что Греция расположена не в жарком или холодном, а в умеренном климатическом поясе, что объясняет гармонию ее развития.

В Новое время некоторые мыслители обращают внимание на существование связи между размером территории государства и существующей в нем формой правления (обширная территория – монархическое или деспотическое правление, а небольшая территория - республиканская форма правления и демократия).

Демографический фактор. Составляющие этого фактора – численность населения, плотность расселения, баланс по половому и возрастному признакам и т.д.

Эти составляющие демографического фактора неравноценны. Большая численность населения страны не определяет наличие у нее статуса великой державы.

Наряду с традиционными вариантами интерпретации роли данного фактора в

Технико-технологический фактор. Влияние этого фактора на развитие общества проявляется в формировании особого стиля мышления, получившего широкое распространение в современном мире – технократического мышления.


27.Проблема общественного прогресса. Критерий общественного прогресса.

Под прогрессом понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным. Понятию прогресса противоположно понятие регресс, для которого характерно обратное движение — от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям. Представление о развитии общества как прогрессивном процессе появилось еще в древности, но окончательно оформилось в трудах французских просветителей (А. Тюрго, М. Кондорсе и др.) Критерий прогресса они видели в развитии человеческого разума, в распространении просвещения. Столь оптимистичный взгляд на историю сменился в XIX в. более сложными представлениями. Так, в марксизме прогресс - это переход от одной общественно-экономической формации к другой, более высокой. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к постиндустриальному.

Очевидно, что прогрессивное развитие общества не исключает возвратных движений, регресса, цивилизационных тупиков и даже срывов. Да и само развитие человечества вряд ли имеет однозначно прямолинейный характер. Более того, прогресс в одной сфере общественных отношений может сопровождаться и даже быть причиной регресса в другой. Развитие орудий труда, техническая и технологическая революции — яркое свидетельство экономического прогресса, но они поставили мир на грань экологической катастрофы, истощили природные ресурсы Земли.

В этой связи актуален вопрос о критериях прогресса. Согласия среди ученых нет и здесь. Французские просветители видели критерий в развитии разума, в степени разумности общественного устройства. Ряд мыслителей (например, А. Сен-Симон) оценивали движение вперед по состоянию общественной нравственности. Марксизм также предложил универсальный критерий прогресса — развитие производительных сил. Прогрессивными он считал лишь те социальные отношения, которые соответствовали уровню производительных сил. Применимость подобного критерия оспаривается в современном обществознании. Состояние экономического базиса не определяет характер развития всех остальных сфер жизни общества.

Критерием прогресса должна являться мера свободы, которую общество в состоянии предоставить личности для максимального раскрытия ее потенциальных возможностей.
28.Общественное сознание как категория социальной философии. Структура общественного сознания.
Сознание является не только индивидуальным, личностным, но и включает в себя общественную функцию. Структура общественного сознания сложна и многопланова, и находится в диалектическом взаимодействии с сознанием индивидуума.

В структуре общественного сознания выделяются такие уровни, как научно-теоретическое и обыденно-практическое сознание. Обыденное сознание формируется стихийно в повседневной жизни людей. Теоретическое сознание отражает закономерности окружающего природного и социального мира.

Научно-теоретическое сознание образует идеологию, обыденно-практическое - общественную психологию.

Существуют следующие формы общественного сознания:

– политическое сознание - это теоретическое выражение общественных взглядов на политическую организацию общества, на формы государства, на отношения между различными социальными группами, классами, партиями, на отношения с другими государствами и нациями;

– правовое сознание в теоретической форме выражает правосознание общества, природу и назначение правовых отношений, вопросы законодательства, суда, прокуратуры. Ставит своей целью утверждение правового порядка, соответствующего интересам определенного общества;

– мораль - система взглядов и оценок, регулирующих поведение индивидуумов;

– искусство - особая форма деятельности человека, связанная с освоением действительности через художественные образы;

– религия и философия - наиболее удаленные от материальных условий формы общественного сознания. Религия древнее философии и является необходимым этапом развития человечества. Выражает окружающий мир через систему мировоззрения, основанного на вере и религиозных постулатах.

Общественное сознание представляет собой довольно сложное явление, отдельные элементы которого взаимосвязаны между собой.

29.Уровни общественного сознания: их сущность и характеристика. Идеология и общественная психология в современном мире.

Сознание является не только индивидуальным, личностным, но и включает в себя общественную функцию. Структура общественного сознания сложна и многопланова, и находится в диалектическом взаимодействии с сознанием индивидуума.

В структуре общественного сознания выделяются такие уровни, как научно-теоретическое и обыденно-практическое сознание. Обыденное сознание формируется стихийно в повседневной жизни людей. Теоретическое сознание отражает закономерности окружающего природного и социального мира. Между этими сторонами общественного сознания имеется различие в способе их связи с действительностью и в соответствующих функциях.

Научно-теоретическое сознание образует идеологию, обыденно-практическое - общественную психологию.

Следует отметить, что идеология - это не всё научно-теоретическое сознание, а только та его часть, которая носит классовый характер.

Общественная психология характеризует психологический облик и выражает интересы различных социальных групп. Это отношение общества к действительности. Она включает в себя также эмоциональные отношения личности или социальной группы к явлениям общественной жизни.

Общественную психологию необходимо учитывать при проведении политических изменений. Нужно изучать настроения людей, уметь прогнозировать их реакцию на те или иные политические действия.

Идеология - это высший уровень общественного сознания, систематизированное выражение коренных взглядов определенной социальной группы. Идеология имеет обычно определенную теоретическую основу, программу действий и механизмы распространения идеологических установок в массах.

30.Формы общественного сознания: их специфика и закономерности развития. Правовое сознание.

Сознание является не только индивидуальным, личностным, но и включает в себя общественную функцию. Структура общественного сознания сложна и многопланова, и находится в диалектическом взаимодействии с сознанием индивидуума.

В структуре общественного сознания выделяются такие уровни, как научно-теоретическое и обыденно-практическое сознание. Обыденное сознание формируется стихийно в повседневной жизни людей. Теоретическое сознание отражает закономерности окружающего природного и социального мира.

Научно-теоретическое сознание образует идеологию, обыденно-практическое - общественную психологию.

Существуют следующие формы общественного сознания:

– политическое сознание - это теоретическое выражение общественных взглядов на политическую организацию общества, на формы государства, на отношения между различными социальными группами, классами, партиями, на отношения с другими государствами и нациями;

– мораль - система взглядов и оценок, регулирующих поведение индивидуумов;

– искусство - особая форма деятельности человека, связанная с освоением действительности через художественные образы;

– религия и философия - наиболее удаленные от материальных условий формы общественного сознания. Религия древнее философии и является необходимым этапом развития человечества. Выражает окружающий мир через систему мировоззрения, основанного на вере и религиозных постулатах.

– правовое сознание в теоретической форме выражает правосознание общества, природу и назначение правовых отношений, вопросы законодательства, суда, прокуратуры. Ставит своей целью утверждение правового порядка, соответствующего интересам определенного общества;

Структура правосознания. 1) Правовая идеология (отношение общества к праву в целом_ 2) Правовая психология (эмоциональная оценка обществом и отдельными людьми правовых явлений; 3) Индивидуальные знания о праве (уровень знаний каждой отдельной личности; 4) Личностные ценности индивида; 5) Субъективная воля индивида — способность человека принимать решение, определяющее правомерность или неправомерность его поведения.

Виды правосознания. 1) Индивидуальное — личное отношение человека к праву 2) Групповое — отношение к праву различных мелких социальных групп и коллективов. 3) Корпоративное — правосознание представителей различных профессий, социальных групп и слоёв, партийное правосознание. 4) Массовое — правосознание обширных масс людей. 5) Общественное — отношение к праву всего общества.

Функции правосознания. 1) Познавательная 2) Оценочная 3) Регулятивная 4) Прогностическая.
31. Культура как объект философского анализа. Основные модели культуры.
Термин культура (от лат. cultura – возделывание, обрабатывание) издавна используется для обозначения того, что сделано человеком, как синоним общественного, искусственного в противоположность природному, естественному.

В ходе философского осмысления феномена культуры сформировались следующие её концептуальные модели: натуралистическая, классическая, неклассическая, постмодернистская.

Натуралистическая модель сводила культуру к предметно-вещественным формам ее проявления, видела в культуре человеческое продолжение природы (Вольтер, Руссо, Гольбах).

В XIX в. завершается формирование так называемой классической модели культуры. Она является своего рода результатом освобождения человека от жестокой зависимости от природного и божественного миров. В этой модели человек — субъект культуры — выступает как разумное динамичное существо, как творец культуры.

В марксистской философии классическая модель культуры получила материалистическую интерпретацию: культура осознается не как чисто духовная проблема воспитания и просвещения индивида, а как проблема создания необходимых условий (прежде всего — материальных) для всестороннего и целостного развития человека.

Неклассическая (модернистская) модель ориентируется на повседневную жизнь человека. Данная модель культуры рассматривает культурную реальность как объект переживания, а не рационального осмысления.

Постмодернистская модель связана с осмыслением того обстоятельства, что мир как бы противится воздействию на него человека, что порядок вещей «мстит» нашим попыткам его творчески преобразовать, перевести из «неразумного» состояния в «разумное».

Существуют следующие направления философского анализа культуры:

  1. С позиций деятельностного подхода культура предстает как специфический способ человеческой жизнедеятельности.

  2. С позиций семиотического подхода культура – это мир символических форм, который фиксирует социальный опыт и передающий его от поколения к поколению.

  3. Аксиологический (ценностный) подход рассматривает культуру как сложную систему материальных и духовных ценностей.

32. Закономерности развития культуры. Многообразие культур.

Термин культура (от лат. cultura – возделывание, обрабатывание) издавна используется для обозначения того, что сделано человеком, как синоним общественного, искусственного в противоположность природному, естественному.

В ходе философского осмысления феномена культуры сформировались следующие её концептуальные модели: натуралистическая, классическая, неклассическая, постмодернистская.

Среди многообразных закономерностей, которые характеризуют культуру, можно выделить их определенную систему:

1. Общесоциологические. Они связаны с тем, что культура - это общественное, а не природное явление. Более того, культура есть часть общества, имеющая свои собственные, отличные от целого общества, закономерности.

2. Конкретно-формационные. Эти закономерности определяются законами действия конкретной общественно-экономической формации - рабовладельческой, феодальной, капиталистической и др.

3. Цивилизационные закономерности в развитии культуры. Они связаны с действием закона общественного разделения труда. В соответствии с формами, которые принимает этот закон в жизни общества, выделяется ряд культур: "дикости", "варварства", "цивилизации".

4. Закономерности развития отдельных сфер культуры (материальной, духовной) и видов культуры (экономическая, политическая, философская, религиозная и др.).

Многообразие культуры проявляется в том, что она существует в виде множества неповторимых, своеобразных её типов и форм, отражающих особенности исторического, политического, социального, этнического, языкового, ментального характера.

Интеграционные процессы в сфере культуры, безусловно, порождают разнообразные противоречия. Вместе с тем достаточно очевидно, что, несмотря на возникновение напряженных и сложных отношений между различными национальными и региональными культурами, перспективы развития современной культуры – в их разностороннем диалоге.


33. Структура и функции морали как формы духовного освоения действительности. Структура и функции нравственного сознания.
К морали относятся определённые принципы, идеалы, нормы, которые направляют, регулируют поведение людей.

Её основными структурными элементами являются моральные нормы («не лги», «не прелюбодействуй», «почитай старших» и т.п.); моральные ценности (добро, справедливость, истина, гуманизм и т.д.); моральные принципы (альтруизм, коллективизм, индивидуализм и др.); морально-психологические механизмы самоконтроля личности (долг, совесть, ответственность).

К основным социальным функциям морали относятся:

  1. Оценочная (проявляется в стремлении морали придать повседневному человеческому бытию высший смысл);

  2. Императивная (свойство морали требовать определенного поведения, отражает долженствовательный характер морали);

  3. Воспитательная (создает условия для самосовершенствования личности);

  4. Коммуникативная (формирует в каждом человеке способность самостоятельно вырабатывать и направлять свое поведение без повседневного внешнего контроля в рамках межличностного общения)

  5. Гуманизирующая (способствует гуманизации отношений людей друг к другу)

  6. Познавательная (обеспечивает человеку возможность познания мира и смысла человеческого существования).

Понятие «нравственность» включает совокупность реальных практических норм поведения человека в конкретных жизненных ситуациях.

Нравственное сознание является частью общего сознания личности. Функция общего сознания состоит в том, что оно удостоверяет личность в действительной подлинности ее присутствия в универсуме бытия. Функция нравственного сознания состоит в том, что оно выражает отношение личности к ее собственному участию в общем универсуме бытия.

Важнейшими формами нравственного сознания являются стыд, совесть, долг, обязанность, ответственность и воздаяние. Из них стыд является самой элементарной формой нравственного сознания, совесть является самой универсальной его формой, а долг, обязанность, ответственность и воздаяние являются высокодифференцированными формами нравственного сознания.
34. Религия как форма духовного освоения действительности. Специфика религиозного сознания.
Важным и необходимым элементом духовной культуры является религия (лат. religio – благочестие, набожность). Религия – мировоззрение, миропонимание и мироощущение, основанное на вере в реальное существование сверхъестественных сил и в их определяющее воздействие на мироздание и жизнь человека.

Мировая история не знает ни одного народа, который был бы чужд религиозного сознания и опыта.

Религия – системное социокультурное образование, включающее религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации. Религиозное сознание представляет собой два относительно самостоятельных уровня – религиозную идеологию и религиозную психологию.

В современных развитых религиях в состав религиозной идеологии входят теология, религиозная философия, богословские концепции отдельных сфер общества (экономики, политики, права и т.д.)

Религиозное сознание отличается тем, что наряду с признанием реальной жизни, в нем сохраняется иллюзорное удвоение мира, вера в продолжение духовной жизни после прекращения жизни земной, вера в потусторонний мир.

Религиозный культ – совокупность символических действий, связанных с практическим и духовным обращением к Богу. Религиозные организации представляют собой объединения последователей той или иной религии, возникающие на основе общности верований и культа.

Основным типом религиозной организации является церковь.

Церковь – это религиозная оргпнизация, в основе которой лежит единый символ веры (вероучение). Для нее характерно деления на священство и мирян.

Секта - религиозная организация, которая находится в оппозиции по отношению к господствующей церкви. Для нее характерны непримиримое отношение к инакомыслящим, претензии на исключительность вероучения, самоизоляция, отказ от многих сфер общественной жизни.

Деноминация характеризуется веротерпимостью, отсутствием жесткой дисциплины и деления на священство и мирян.

Функции религии: регулятивная – регулирует социальное поведение своих приверженцев; мировоззренческая – формирует мировоззрение человека; компенсаторная – компенсирует утраченное чувство психологической защищенности; интнгрирующая – объединяет своих приверженцев на основе общих ценностей.

35. Искусство как форма духовного освоения действительности. Природа и специфика эстетического сознания.
Искусство - особая форма освоения мира, основу которой составляет эстетическое отношение человека к действительности.

Термин «искусство» употребляется чаще всего в двух основных значениях:

  1. мастерство, умение, сноровка в любой форме практической деятельности;

  2. особая форма человеческой деятельности, ориентированная на создание художественных произведений (художественное творчество), в которой эстетическое сознание из сопутствующего элемента превращается в основную цель.

Искусство в отличие от других форм духовной деятельности ориентировано на эмоционально-чувственную сферу человека. В нем на первый план выступает субъект и субъективность художника, его свобода, собственное видение и переживание мира. Поэтому подлинное искусство демократично, гуманистично и антиавторитарно по своей сути.

Изучением природы и специфики эстетического отношения человека к действительности занимается особая философская наука – эстетика.

Эстетическое сознание - это форма ценностного сознания, отражение действительности и ее оценка с позиций эстетического идеала. Объектом отражения эстетического сознания является природная и социальная действительность, уже освоенная социально-культурным опытом человечества. Субъектом отражения выступает общество в целом

Историки полагают, что искусство восходит к эпохе верхнего палеолита и насчитывает 300-400 веков своей эволюции. В современной философской литературе отсутствует единая точка зрения на проблему происхождения искусства. Имеют место религиозные, игровые, эротические, подражательные, трудовые и некоторые другие гипотезы, объясняющие его генезис.

Искусство выполняет целый ряд функций – познавательную, воспитательную, аксиологическую, коммуникативную и др. Однако главная функция искусства – эстетическая, искусство призвано доставлять человеку эстетическое удовлетворение и наслаждение, формировать его эстетический вкус.

36. Тенденции и закономерности развития современной цивилизации. Феномен глобализации и его философское осмысление.

Развитие современной цивилизации характеризуется рядом особенностей. Среди них следует отметить так называемый «диалог культур», взаимодействие западной и восточной цивилизаций. Характеристики данных цивилизаций «размываются», инновационный стиль мышления постоянно проникает и постепенно занимает центральное место на Востоке. Однако модернизацию Востока нельзя рассматривать как чистую «вестернизацию», как насаждение ценностей Запада. Здесь идёт процесс взаимного обогащения культур.

С данным обстоятельством тесно связана и следующая особенность современной цивилизации, характеризующаяся как процесс глобализации. Тенденция глобализации захватывает общественные отношения, политические, национально-государственные связи.

Глобализация стала важным реальным аспектом современной мировой системы, одной из наиболее влиятельных сил, определяющих дальнейший ход развития нашей планеты. Она затрагивает все области общественной жизни, включая экономику, политику, социальную сферу, культуру, экологию, безопасность.

Можно выделить несколько направлений социально-философских исследований глобализации:

1. культурологический, который рассматривает глобализацию в широком цивилизационном аспекте;

2. экономический, который трактует глобализацию в контексте развития мировых рынков товаров, услуг, капитала и труда;

3. экологический, который связывает глобализацию с ухудшением экологической ситуации на планете;

4. комплексный, который рассматривает глобализацию в политическом, информационном, а также в контексте борьбы с международной преступностью и мировой бедностью.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что процессы глобализации являются неоспоримым фактом, меняющим лицо современного мира. Они открывают новые перспективы, но в то же время таят серьезные опасности.

2.Основные исторические типы социальной философии
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации