Иванова Е.В. Лекция - Стили мебели - файл n1.doc

Иванова Е.В. Лекция - Стили мебели
скачать (60.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc61kb.08.07.2012 19:38скачать

n1.doc

2.1. Тема: Стили мебели. (2часа)

2.2. Цель лекции: Ознакомление с лекционным материалом.
2.3 План лекции:

1. структура рекламы.


2.4 Краткое содержание лекции:
Под стилем понимают характерную устойчивую общность содержания творческих принципов, характера и художествен­ного выражения наиболее существенных признаков матери­альной и духовной культуры конкретного исторического пе­риода. В отличие от стиля мода характеризуется более крат­ковременным и поверхностным изменением форм предме­тов.

Мебель стала создаваться вместе с появлением жилища еще в период зарождения цивилизации. В Древнем мире, осо­бенно в таких странах, как Египет, Греция, Рим, были созданы многие инструменты, с помощью которых вырабатывались различные виды мебели. В ряде случаев создавались изящные формы мебели, которые послужили образцами для последую­щих эпох).

После упадка античной культуры на многие века устано­вился всеобщий застой. Первой художественной системой средневековья большинства стран Европы явился романов­ский стиль (Х-ХП вв.). Основными изготовителями мебели были кузнец и плотник, поэтому формы изделий были про­стыми и грубыми. Но, несмотря на это, черты романовского стиля оказались живучими в народной мебели, что можно объяснить сходством условий изготовления. Изготови­тели народной мебели далеко не все были мастерами, а инст­румент часто ограничивался ножовкой, стамеской, молотком и ручным рубанком. Таким условиям соответствуют упрощен­ные, грубоватые формы изделий из натуральной древесины, которые могли нравиться не меньше, чем предметы с полированными щитами из древесностружечных плит, облицованных бумагой «под дерево».

В эпоху готического стиля (ХП-ХУ вв.) ме­бель делают уже столяр, резчик, живописец, позо­лотчик. С усовершенство­ванием технологии изде­лиям придается строй­ность и простота формы. Украшение их выполняет­ся резьбой и росписью.

После средневековья начала формироваться новая культу­ра. Грубости средневековья была противопоставлена культура Далеких предков, начала возрождаться античная культура. Этот период, и соответственно стиль, получил название Воз­рождение или Ренессанс (ХУ-ХУ1 вв.).

Архитектура и интерьер становятся богаче, формы мебели усложняются. При ее изготовлении используются архитек­турные приемы — колонны, пилястры, карнизы, фронтоны и Др. Декорированию подвергаются почти все элементы мебели. Кроме геометрического орнамента применяются фантастические композиции — вплетенные во вьющиеся рас­тения фигуры животных, человеческие головы и т. п. Получа­ет развитие техника облицовывания и декорирования поверх­ности методом интарсии. Для украшения применяются рос­пись, инкрустация, позолота. Мотивы стиля Ренессанс встреча­ются и в современной мебели.

В эпоху Возрождения явного разрыва между декором и конструкцией изделия, функцией и формой еще не было, но в завершающий период он уже наметился.

В начале XVII в. на смену стилю возрождения пришел но­вый — барокко, который зародился в Италии. К этому време­ни были преодолена феодальная замкнутость. Архитектура и мебель выражали идеалы монархии, аристократии и церкви. Уклад жизни и желание знати показать свой престиж и богат­ство выразились в декоративности и роскоши, причудливости форм и нарядности нового стиля. Особой роскошью отлича­лись интерьеры. Для их отделки использовались лепка, рос­пись, скульптура, мрамор и позолота. Для мебели были харак­терны безудержная пышность, преобладание криволинейных форм над прямолинейными.. Широко применялось лакирование элементов, для декорирования использовались дорогие материалы. Изменился набор мебели: вместо ларей и сундуков делаются шкафы и кабинеты, стол-бюро, футляры для часов и др.

По мере экономического развития и роста богатства усили­лось тяготение к роскошной жизни. Эталоном для подража­ния во всей Европе становится французский стиль. Парадные помещения со второй четверти XVIII в. отделываются в стиле рококо. Для него характерны изящная декоративность, утон­ченность и вычурность форм, отсутствие прямых линий Декор скрывал конструкцию и не согласовывался с ней.. В орнаменте использовались завитки на расти­тельные темы, раковины причудливых форм. Как и при сти­ле барокко, материал уподоблялся некой аморфной массе, из которой лепилась любая форма, задуманная художником.

Светская жизнь протекала в небольших уютных комнатах, и это повлияло на размеры и состав изделий. Вместо громозд­ких предметов барокко появляются небольшие и легкие изде­лия. Наиболее излюбленным предметом был комод (как в эпоху барокко — кабинет).

Интерьеры в стиле рококо являли собой эталон элегантно­сти. В цветовом решении преобладали нежные пастельные тона, сочетание белого с голубым, зеленым или розовым. Ис­пользовалось золочение и другая дорогая отделка.

В эпоху рококо зарождается представление об интерьере как целостном пространстве, достигается полное стилевое единство всех составляющих интерьера.

Стиль барокко и еще в большей степени стиль рококо яв­ляются наиболее излюбленными при производстве современ­ной художественной мебели. Но современные изделия, часто выполняемые машинным способом, не воспроизводят тонко­сти декора как в старые времена, а скорее обобщенно, схема­тично напоминают черты этих стилей.

В современной мебели детали сложных форм изготавлива­ют также методом литья из полимерных материалов с их пос­ледующей облицовкой пленками, имитирующими древесину. Такой способ изготовления художественной мебели под исто­рические стили является более дешевым, но не имеет той цен­ности, как при производстве мебели из натуральных материалов. Здесь уместно сравнение картины, нарисованной ху­дожником, с той же картиной, размноженной в типографии на бумаге.

На смену вычурности и манерности рококо во второй по­ловине XVIII в. пришел стиль классицизм. Щиты и ножки в изделиях выпрямились, вновь ожили античные мотивы в орнаменте. Форма подчеркивает конструктивный принцип изделий, декор не маскирует конструкцию, а подчеркивает ее. Линии декора повторяют очертания предмета и его отдельных деталей. Мягкие элементы стуль­ев и кресел обиваются специальными тканями с цветочным орнаментом, иногда применяется позолота. Основным укра­шением служит маркетри (рисунок, составленный из тонких пластинок древесины различных пород и накладываемый на всю отделываемую поверхность), облицовка шпоном красно­го дерева с легкой бронзовой отделкой, отделка воском или лаком. Политура изобретена в конце XVIII в., но начала широко применяться лишь в XIX в.

Формы и мотивы классицизма также являются излюблен­ными в современной художественной мебели, но используются упрощенно, приспосабливаясь к машинному массовому произ­водству.

На смену классицизму в конце XVIII в. приходит пышный, воинствующий стиль ампир). В мебели копируются античные образцы. В столах применяются опоры, аналогич­ные мраморным опорам римских столов. В орнамент вводятся мотивы с фигурами людей и животных, мистических существ, символы императорского Рима — щиты, шлемы, копья, лав­ровые венки и др. Используется простое, но технически со вершенное облицовывание. Отполированные поверхности из­делий декорируются бронзовыми накладками тонкой работы, иногда резными золочеными элементами.

В первой трети XIX в. формы мебели изменяются в соот­ветствии со стремлением буржуазии к спокойной и упорядо­ченной жизни. Новый стиль в Западной Европе, продержав­шийся до середины XIX в., получил название бидермейер. Он унаследовал от ампира основные принципы построения, но без его аристократичности. Правда, изделия были практичными и удобными, они освобождались от чужеродного декора. Крите­рием их красоты становилось удобство формы и качество сто­лярной работы. Эстетические достоинства обеспечивались точ­ными пропорциями, хорошим подбором текстуры древесины, расцветок и рисунков облицовочных материалов. Черты этого стиля начали использоваться и в современной мебели массового производства.

До XIX в. мебель делали в основном ручным способом, в единичных экземплярах, по заказу. Но ручной труд был дове­ден до технического совершенства.

Что касается мебели простого народа, то ее делали в каж­дой семье самостоятельно, как и другие бытовые предметы. Так в Беларуси почти в каждой семье имелись простейшие наборы столярно-плотницких инструментов, а многие мастера имели и более сложные инструменты (например, сверла для выборки отверстий глубиной до метра в деталях мельниц). Изделия мебели в основном были простых конструкций, соответствовали возможностям ручных инструментов. Но эстети­ческие представления так или иначе вкладывались в любую изготавливаемую вещь..

В XIX в. (с формированием капиталистических отноше­ний) появилось массовое мебельное производство. Мебель ста­ли делать быстрее, больше, дешевле, но качество ее резко ухуд­шилось. С помощью машины изготавливали однотипные заго­товки, а из них — однотипные предметы. Менялся характер труда. Из творческого он превращался в монотонный. Пре­жние художественно совершенные образцы мебели, рассчитан­ные на ручной труд, для машинного производства не годились из-за сложности. Не осваивались и новые материалы, так как не было прогрессивных идей для создания нового стиля.

Для новых условий пригодных проектов не оказалось. К машинной технологии приспосабливали формы ручной рабо­ты. Девятнадцатый век оказался эпохой смещения различных стилей, так называемой эклектики. Чтобы придать грубым не­совершенным изделиям видимость произведений прикладного искусства, использовались формы прошлых эпох.. Порочность эклектизма заключалась в его оформительском характере, искажении конструкции и технической формы, противоречии функции и формы. Такая опасность существует и сейчас, когда при непрофессиональном проектировании ста­раются сделать «красивое» изделие, используя одновременно мотивы нескольких декоративных стилей.

В конце XIX в. зарождается стиль модерн. Используются новые, причудливые формы, нередко вопреки логике. Орнамент маскировал конструкцию и не считался с ней. От­рицали симметрию, избегали двух одинаковых по форме изде­лий и даже деталей. Композиции выполняли асимметрично, даже в одном изделии стремились сделать детали и ниши разных размеров. Не лучшим образом решался и интерьер комнат.

Искусственно созданный под влиянием моды модерн из­жил себя уже в начале XX в. и начал вытесняться новым стилем — конструктивизмом. В основе этого стиля лежала целесообразность. Главную роль отводили конструкции, а не декорации. Появляются новые типы мебели — секционная, комбинированная (диван-кровать, кресло-кровать, стол-бюро и др.), специализированная.

В целом конструктивизм явился прогрессивным направ­лением, однако конструкция считалась чуть ли не единствен­ной носительницей функциональных и эстетических качеств предмета. В мебели это направление стало формалистическим..

Чрезмерное подчеркивание утилитарного характера изде­лий, их целесообразности привело к появлению еще одного направления — функционализма. Выпячивание функции не­редко шло в ущерб ей же. Необходимо отметить, что в пери­од длительного застоя мебельного искусства были и прогрессивные на­ходки. В первую очередь к ним сле­дует отнести гнутую, так называемую «венскую», мебель . Не­большой расход древесины, легкость, прочность и сравнительная доступ­ность обусловили ее широкое рас­пространение. Это мебель отличает­ся технологичностью изготовления, единством конструктивного и худо­жественного решения.

Желание сохранить нацио­нальные черты приводило к подра­жанию крестьянскому искусству, что порой порождало нелепые формы, противоречащие функциональному назначению и подлинным традици­ям народной мебели .

В довоенный период мебель для массового потребления из­готовлялась по устаревшим формам модерна и конструкти­визма, а для общественных зданий — в народном стиле. Поз­же народные формы проникли и в бытовую мебель, ограничив возможность ее индустриального производства. Каждое изде­лие выполнялось, как законченное целое, а это не всегда дава­ло возможности создать удобный интерьер.

Толчком к перестройке мебельной отрасли послужили все­союзные конкурсы 1958 и 1861 гг. на лучшие образцы быто­вой мебели.

Вместо громоздких и сложных изделий начали выпускать наборы для одно-, двух- и трехкомнатных квартир, кухонь и других функциональных зон. Появилась секцион­ная, трансформируемая и стеллажная мебель.

Примерно до середины 70-х годов выпускались изделия стандартизованных однотипных форм. Проектирование отли­чалось скупостью средств и приемов художественной вырази­тельности, ориентировалось на функционально-конструктив­ные экономические решения. Но среди потребителей выяви­лось стремление к усилению декоративно-художественной функции мебели. Производство такой мебели было начато после третьего всесоюзного конкурса {1974-1975 гг.). В конце 70-х годов зарождается производство мебели в духе прошлых стилей. Такая мебель воспринимается как предмет декоратив­но-прикладного искусства, для нее характера повышенная де­коративность.

В 1982-1983 гг. был проведен четвертый всесоюзный кон­курс на новые образцы мебели для типовых квартир. Были определены наиболее массовые группы мебели: наборы кор­пусных изделий для общих комнат, для индивидуальных и групповых жилых комнат в квартире, для однокомнатных квартир, рабочих комнат, спален, кухонь, детских комнат, при­хожих. Появилась необходимость выпускать и отдельные, так называемые штучные, изделия. Мебель стали проектировать с учетом функциональной целесообразности, эргономических и гигиенических требований, удобного размещения изделий в помещении. В комплекты мебели, особенно кухонной, встраи­вается различная бытовая техника и т. д.
2.6 Домашнее задание: Выучить лекцию №2

подобрать литературу по теме,

составить 10 вопросов по теме

2.7.Литература:

Основная:

1.«Основы композиции и дизайна мебели» А.А.Барташевич

2.«Технология производства мебели» А.А. Барташевич

3.«Промышленный дизайн» Карл Ульрих

  1. Овчаренко А.Н. «Основы рекламы»;

  2. Волкова «Дизайн рекламы»;

  3. Шарков Ф.И. «Разработка и технологии производства рекламного продукта»;

  4. Матанцев А.М, «Эффективность рекламы»;

  5. Мелихов Ю.Е. «Дизайн в рекламе»;


Дополнительная:
1.Поплавская Е. «Дизайн рекламы»

2. Карпова С.В. «Рекламное дело»

2.1. Тема: Стили мебели. (2часа)
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации