Лекции - Маркетинг в строительстве - файл n1.doc
Лекции - Маркетинг в строительствескачать (66 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc
Лекция № 4 1. Строительная продукция в системе маркетинга Строительная продукция в маркетинге как товар представляет собой все, что может удовлетворить потребность человека в объектах недвижимости и предлагается рынку недвижимости для купли-продажи с целью приобретения его для личного или общественного пользования. Поэтому
строительная продукция в системе маркетинга может рассматриваться:
Как товар по замыслу его содержания (проект) - проектно-изыскательской и научно-исследовательской организации по разработке проекта объекта недвижимости.
Как товар в виде - строительных конструкций и строительных материалов;
Как товар в реальном исполнении (готовый объект):
готовые здания и сооружения жилищно-гражданского или производственного назначения;
Как товар, в виде строительных услуг подрядчика - обеспечивающего создание объектов недвижимости.
Как товар, в виде сопровождения строительной продукции - комплекс услуг по сопровождению объекта недвижимости как в период строительства, так и в послестроительный период.
В этом заключается одно из принципиальных отличий строительной продукции как товара по сравнению со всеми видами товаров массового или серийного производства, выступающего на рынке в виде продукции или ее сопровождения в период эксплуатации. 2. Реализация строительной продукции. С точки зрения маркетинга, для реализации товара прежде всего необходимо выявить скрытые за любым товаром нужды потребителя:
Пропагандировать и продавать нужно не свойства товара, а выгоды от него.
Строительная продукция как
товар в реальном исполнении может характеризоваться:
уровнем качества исполнения,
архитектурными, объемно-планировочными и технологическими решениями,
особенностями дизайна,
марочным названием и т.п.
Так же товар может сопровождаться дополнительными услугами, подкрепляющими интерес покупателя:
представление кредита,
рассрочка платежа,
гарантийное обслуживание технологического оборудования,
эксплуатационное сопровождение,
доставка изготовителем строительных конструкций и материалов.
Покупателю могут предлагаться и другие дополнительные услуги, подкрепляющие выгоду приобретения этого вида строительной продукции.
3. Особенности строительной продукции - как товара. К этим особенностям относятся:
Стационарность - неподвижность строительной продукции как в период ее создания, так и в течение всего времени эксплуатации. Размещение строительной продукции на определенном земельном участке делает ее зависимой от стоимости земельного участка, конъюнктуры цен на рынке земли, от природных и климатических условий, которые оказывают существенное влияние на конструктивные и архитектурно-планировочные решения;
Жизненный цикл строительной продукции - обычно более продолжителен по сравнению с товарами промышленного производства, даже длительного пользования, а тем более товарами народного потребления и измеряется, как правило, десятками лет;
Высокая капиталоемкость строительной продукции - резко ограничивает круг потенциальных покупателей объектов недвижимости. Потребительские предпочтения в сфере капитального строительства характеризуются консервативностью, в меньшей степени подвержены влияниям моды;
Индивидуальность спроса на объекты недвижимости.
В подавляющем большинстве случаев преобладает не
массовый, а
дифференцированный подход в создании и реализации объектов строительства, учитывающий вкусы и запросы индивидуальных потребителей;
Высокая степень индивидуализации строительной продукции - оказывает существенное влияние на эластичность спроса. Этим объясняется относительно ограниченная конкуренция на рынке недвижимости как между товаропроизводителями, так и потребителями;
Объекты капитального строительства в меньшей мере поддаются стандартизации и унификации.
Товарный спрос во многом определяется уровнем профессионализма проектировщика и строительного подрядчика, что придает особую ценность, обусловленную авторством изготовителя;
Каналы распределения и товародвижения продукции капитального строительства - характеризуются высоким уровнем специализации и по сравнению с рынком потребительских товаров коммерческое посредничество в сфере капитального строительства развито в значительно меньшей степени. Здесь чаще наблюдаются непосредственные контакты между товаропроизводителем и потребителем.
4. Особенности продвижения строительной продукции К особенностям продвижения строительной продукции как товара на рынке недвижимости можно отнести следующие:
вновь созданная строительная продукция на рынке сбыта сразу же попадает в серьезную конкурентную среду вторичного рынка недвижимости, т.е. рынка сбыта объектов недвижимости, которые уже находятся в эксплуатации и, в силу этого, в большинстве случаев имеют более низкую цену. Реализация вновь созданной строительной продукции в этих условиях в значительной степени зависит от ее потребительского качества, инвестиционной активности предприятий и платежеспособности населения;
строительная продукция может быть продуктом отложенного потребления, когда потребитель довольствуется имеющимся у него продуктом либо обращается на вторичный рынок за товаром худшего качества, намечая в перспективе приобретение другой недвижимости;
строительная продукция ориентирована на длительное пользование, вследствие чего покупатель редко обращается на рынок за новым продуктом, чаще его будут интересовать улучшения продукта — ремонт, модернизация, реконструкция;
производственно-коммерческий цикл создания строительной
продукции продолжителен, поэтому необходима четкая процедура финансирования, учет фактора времени, наличие информации, дающие возможность довести объект до завершения; длительность производственно-коммерческого цикла требует также тщательного обоснования проектных решений, которые сократили
бы риск морального старения продукции;
требования к новизне строительной продукции в условиях
рынка высоки, особенно если создается новое производство, которое должно быть конкурентоспособным; в результате этого жизненный цикл товара, производимого строительной организацией, ограничен отдельным заказом и требуется высокая техническая и технологическая готовность к созданию новой единицы
продукции;
создание каждой единицы продукции требует вовлечения
большого числа участников, организация вступает в деловые отношения с целой группой новых партнеров, что является дополнительным источником риска.
Таким образом, специфические особенности строительной продукции способны оказывать влияние, с одной стороны, на ее реализацию, а с другой — на деятельность проектных и строительных фирм. Вывод: Эти особенности оказывают существенное влияние на методы и формы маркетинга в строительстве.
5. Строительные материалы и строительные конструкции Строительные материалы и строительные конструкции - это товары,
полностью используемые в процессе строительства.
Их можно разделить:
На сырье
Полуфабрикаты
Строительные конструкции и изделия.
Сырье включает в себя природные ресурсы — песок, гравий, глину, горную массу и т.д. и природные продукты-полуфабрикаты — цемент, щебень, битум и т.п. Природные ресурсы и полуфабрикаты, как правило, объемны, колебания средней цены на них достаточно незначительны, транспортная схема доставки их от производителя к потребителю в редких случаях может оказаться сложной.
Строительные конструкции и изделия представляют собой материальные компоненты, которые используются строительно-монтажной организацией в процессе сооружения объекта строительства.
Вывод: Исходя из этих вышеперечисленного,
в маркетинговой деятельности в сфере строительства могут быть выделены следующие
направления:
маркетинг инвестиционных проектов;
маркетинг предложений и услуг подрядной строительно-монтажной организации;
маркетинг производителей и поставщиков строительных материалов и конструкций, технологического оборудования;
маркетинг реализации готовой строительной продукции.
Каждое из этих направлений требует исследования рынка сбыта строительной продукции, выработки стратегии ее создания и реализации, методов ее продвижения и организации сбыта и определения товарной политики.
Лекция № 4