Коныгина М.Н. Лекции по конфликтологии в социальной работе - файл 1.1.doc

Коныгина М.Н. Лекции по конфликтологии в социальной работе
скачать (278.9 kb.)
Доступные файлы (51):
1.1.doc40kb.03.02.2007 21:05скачать
1.2.doc26kb.03.02.2007 21:05скачать
1.3.doc25kb.03.02.2007 21:05скачать
10.1.doc54kb.03.02.2007 21:05скачать
10.2.doc24kb.03.02.2007 21:05скачать
11.1.doc39kb.03.02.2007 21:06скачать
11.2.doc39kb.03.02.2007 21:06скачать
12.1.doc26kb.03.02.2007 21:06скачать
12.2.doc32kb.03.02.2007 21:06скачать
12.3.doc30kb.03.02.2007 21:06скачать
12.4.doc32kb.03.02.2007 21:06скачать
13.1.doc27kb.03.02.2007 21:07скачать
13.2.doc36kb.03.02.2007 21:07скачать
13.3.doc29kb.03.02.2007 21:07скачать
14.1.doc32kb.03.02.2007 21:07скачать
14.2.doc52kb.03.02.2007 21:07скачать
15.1.doc33kb.03.02.2007 21:08скачать
15.2.doc24kb.03.02.2007 21:08скачать
16.1.doc29kb.03.02.2007 21:08скачать
16.2.doc31kb.03.02.2007 21:08скачать
16.3.doc32kb.03.02.2007 21:09скачать
17.1.doc31kb.03.02.2007 21:09скачать
17.2.doc25kb.03.02.2007 21:09скачать
17.3.doc32kb.03.02.2007 21:09скачать
17.4.doc30kb.03.02.2007 21:10скачать
18.1.doc35kb.03.02.2007 21:10скачать
18.2.doc28kb.03.02.2007 21:10скачать
18.3.doc27kb.03.02.2007 21:10скачать
2.1.doc33kb.03.02.2007 21:10скачать
2.2.doc30kb.03.02.2007 21:10скачать
3.1.doc20kb.03.02.2007 21:11скачать
3.2.doc32kb.03.02.2007 21:11скачать
3.3.doc22kb.03.02.2007 21:11скачать
4.1.doc32kb.03.02.2007 21:11скачать
5.1.doc22kb.03.02.2007 21:11скачать
5.2.doc26kb.03.02.2007 21:11скачать
5.3.doc30kb.03.02.2007 21:12скачать
5.4.doc30kb.03.02.2007 21:12скачать
5.5.doc30kb.03.02.2007 21:12скачать
6.1.doc34kb.03.02.2007 21:12скачать
6.2.doc20kb.03.02.2007 21:12скачать
7.1.doc25kb.03.02.2007 21:13скачать
7.2.doc27kb.03.02.2007 21:13скачать
7.3.doc31kb.03.02.2007 21:13скачать
8.1.doc30kb.03.02.2007 21:13скачать
8.2.doc30kb.03.02.2007 21:13скачать
8.3.doc41kb.03.02.2007 21:14скачать
9.1.doc33kb.03.02.2007 21:14скачать
9.2.doc35kb.03.02.2007 21:14скачать
9.3.doc28kb.03.02.2007 21:14скачать
9.4.doc31kb.03.02.2007 21:14скачать

1.1.doc

1. Конфликтология как наука и учебный предмет

1.1. Отечественная и зарубежная конфликтология. История и современное состояние
Конфликтология начала свой путь в США, затем развивалась в Западной Европе и являлась областью социологических исследований. Сегодня как западная, так и отечественная конфликтология все более тяготеют к психологии, к социально-психологическому пониманию конфликта. Следует отметить, что в отечественной науке, в отличие от западной, лидирующую роль в развитии конфликтологии как науки с самого начала играла психология. Для того чтобы проследить динамику развития конфликтологии, следует обратиться к истории.

Содержательный анализ идей и теорий позволяет выделить в развитии данной науки три основных этапа: донаучный, или философский; монодисциплинарный, т. е. когда каждая наука самостоятельно исследовала конфликт, и междисциплинарный, когда предпринимаются попытки создания дисциплины, комплексно исследующей конфликт. Эти этапы охватывают разные по длительности периоды.

Донаучный этап

Наиболее длительный этап, охватывающий период от эпохи Античности и почти до конца XIX в., когда философы стремились понять, в чем сущность войн и какова их роль в жизни человека и общества.

Конфликт сначала находит отражение в древнем искусстве. Начиная с самых первых его форм – наскальной живописи, устного творчества (легенд, сказаний) – все несет на себе печать тех противоречий, той борьбы, которыми была пронизана реальная жизнь людей.

Основной конфликт данного периода – конфликт человека и природы. В этом противостоянии и столкновениях с физически сильными животными вызревает понимание человеком природы, соответствующее уровню развития его сознания. Так, наскальные рисунки, роль которых трактуют по-разному, выполняют еще и функцию своеобразной карты, пользуясь которой люди учатся сражаться с более сильным противником и побеждать. Реальная борьба формирует определенную установку древнего человека – победить, выиграть, иначе будет побежден он сам. С целью победить природу человек ведет свое наступление, познавая и совершенствуя средства борьбы – вплоть до создания самых современных видов оружия.

Особый интерес представляют собой труды философов, из которых становится ясно, как шло развитие социальных отношений, как менялись оценки и восприятие конфликта и как постепенно на этом пути появлялись предпосылки научного понимания конфликта.

Древнегреческий философ Гераклит (530 – 470 гг. до н.э.) считал, например, что всё в природе и мироздании подвержено «круговороту и взаимопревращению», но единственным всеобщим законом является война, которая превращает одних людей в рабов, а других делает богами. Разделяя в целом идеи Гераклита, другой греческий философ – Эпикур (341 – 270 гг. до н. э.) считал, что войны и их последствия вынудят в конечном счете людей жить в мире. Геродот (490 – 425 гг. до н. э.) также был убежден, что «никто настолько не безрассуден, чтобы предпочесть войну миру».

Постепенно в трудах философов появляется идея о насилии справедливом и несправедливом. Эта мысль Цицерона (106 – 43 гг. до н. э.) о войне как отмщении за причиненное зло, как о насилии справедливом была продолжена в Средние века Фомой Аквинским (1125 – 1274), хотя и с оговоркой, что война всегда грех.

Развиваясь, взгляды философов переходят от позиции признания войны к пониманию значимости мира для человека, к осознанию важности его построения. Христианская философия в соответствии с заветами Евангелия с самого начала своего развития стремилась доказать преимущества мира, согласия и братства между людьми. Принцип несовместимости войн с учением Христа ставится под сомнение уже в IV в. В это время проблема насилия и ненасилия достаточно глубоко прорабатывалась и в других религиозных учениях.

На этапе донаучного развития конфликтологии происходило осмысление роли конфликтов в человеческой жизни, хотя самого термина еще не существовало. В философии, по сути, вызревало отношение к конфликту через понимание войны и мира, насилия и подавления.

Монодисциплинарный этап

Вполне закономерно, что уже в XIX в. начинаются исследования конфликтов в рамках двух основных дисциплин – психологии и социологии. Постепенно интерес к исследованию конфликта захватывает и другие науки. Монодисциплинарный этап характеризуется тем, что все исследования ориентированы на решение задач в рамках одной конкретной науки (философии, истории, социологии, психологии, политологии и др.).

Еще на рубеже XIX – XX вв. большое влияние на разработку проблематики конфликта стала оказывать социология, которая перешла к теориям, полученным с помощью строго научных методов. Разработка проблем конфликта осуществлялась разными направлениями в социологии. Не все они признавали конфликт исходной категорией социологических концепций, но все определенно подчеркивали важное значение конфликтов в жизни общества. Социология занималась объяснением процессов жизни, функционирования и развития общественных систем и подсистем с помощью категории конфликта.

В психологии одним из первых, кто обратил внимание на внутриличностные противоречия, а также указал на необходимость поиска причин межличностных конфликтов в сфере бессознательного, был З. Фрейд. Согласно ему, конфликт составляет внутреннюю сторону жизни человека.

В 1820 – 1830-е гг. конфликт начинает привлекать внимание социальных психологов. По мнению американского социального психолога У. Макдугалла (1871 – 1938), конфликты в обществе неизбежны, так как людям присущи врожденные инстинкты. Репертуар этих инстинктов определяется психофизической предрасположенностью. Они передаются по наследству, а люди, ведомые определенной целью (стремление, желание, порыв), постоянно конфликтуют, вступают в противоборство. Опираясь на утверждение Ч. Дарвина о том, что инстинкт борьбы за выживание обеспечивает существование, развитие вида, У. Макдугалл распространил его и на человеческое общество. Созданная им теория инстинктов социального поведения имела сторонников, определивших социотропное направление в изучении конфликтов (С. Сигеле и др.).

В 30-е гг. XX в. было положено начало этологическому подходу к конфликту работами австрийского естествоиспытателя, лауреата Нобелевской премии Конрада Лоренца (1903 – 1989). Его гипотеза состояла в том, что главной причиной социальных конфликтов он считал агрессивность индивида и толпы. По мнению К. Лоренца, механизмы возникновения агрессивности у животных и человека однотипны. Эти идеи получили дальнейшее развитие в исследованиях Н. Тинбергена (1907 – 1988).

Источником конфликта Курт Левин (1890 – 1947) считал стиль взаимодействия лидера и группы. Он разработал концепцию динамической системы, в которой, когда нарушается равновесие между индивидом и средой, появляются конфликты.

Известным представителем поведенческого направления является американский психолог Арнольд Басс. Причины конфликтов он ищет не только в биологии человека, его врожденных качествах, но и в социальном окружении, которое эти качества изменяет.

В соответствии с социально-психологической теорией Я. Морено (1892 – 1974) и его методом социометрии межличностные конфликты определяются симпатиями и антипатиями людей по отношению друг к другу. Он считал, что любые конфликты (от межличностных до международных) можно устранить путем перестановки людей в соответствии с их эмоциональными предпочтениями. Для того чтобы исключить конфликты, достаточно соединить вместе людей, симпатизирующих друг другу.

Анализ подходов к исследованию конфликта в рассматриваемый период показывает, что они формировались в русле традиционных направлений психологии, отражая теоретические конструкции, свойственные определенному направлению.

Междисциплинарный этап

Конфликтология как самостоятельная дисциплина начинает оформляться на Западе с конца 50-х гг. XX в. Первоначально это область, в которой осуществляется поиск средств для ослабления и предотвращения конфликтов. Особое влияние на ее развитие оказал опыт Второй мировой войны. Развитие конфликтологии характеризуется постепенным соединением теории и практики.

В нашей стране переход к междисциплинарным исследованиям начинается с 1990 г., когда впервые появляются исследования такого типа и проходит конференция по конфликтологии в Красноярске. С этого момента резко повышается интерес к данной сфере, растет количество исследований и публикаций, а также число конфликтологов – специалистов, работающих с конфликтами на практике.

В 1999 г. вышел первый учебник по конфликтологии (авторы А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов), где предпринята попытка систематизации и интеграции научных знаний о конфликтах. Авторы стремились объединить практически все о конфликтах на основе общей методологии. Затем появляется большое количество разнообразной научной и учебной литературы. Хотелось бы отметить учебник Н. В.Гришиной «Психология конфликта», в котором исчерпывающе рассматриваются все психологические проблемы конфликтов. Теоретическое рассмотрение ставит своей целью оказать практическую помощь специалистам, занимающимся конфликтами.

В этот же период развития отечественной конфликтологической теории и практики появляется в России несколько проектов ЮНЕСКО, связанных с культурой мира в России и проблемой формирования толерантного сознания; начинает издаваться журнал «Век толерантности»; выпускается серия книг «На пути к толерантному сознанию»; выходят работы самого разного плана, в которых активно обсуждается толерантность как явление и предпринимаются попытки его анализа. Понять роль этих двух важных факторов нашей жизни – конфликта и толерантности – предстоит в рамках данного учебника.

В России конфликтология как наука находится на стадии формирования. На этом этапе для нее очень важно по возможности четко определить объект и предмет, сформулировать принципы и задачи, осмыслить свою роль в развитии общества.

1. Конфликтология как наука и учебный предмет
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации