Курсовая работа - Природа этнических конфликтов и способы их разрешения - файл n1.doc

Курсовая работа - Природа этнических конфликтов и способы их разрешения
скачать (177.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc178kb.08.07.2012 19:34скачать

n1.doc




Муниципальное Образовательное Учреждение
Высшего Профессионального Образования
Омский Государственный Университет им.Ф.М.Достоевского

КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «Природа этнических конфликтов и способы их разрешения»






Работа выполнена студенткой




первого курса группы ИИ 631(з)










« ___» ______________2007 г.




Работа проверена
















« ___» ______________2007 г.




Оценка_____________________




Преподаватель________________

(подпись)


Омск, 2007

Содержание

Введение.

3

1.Специфика этнических конфликтов и их причины:

6

1.1. Понятие и определение этнических конфликтов.

6

1.2. Теории возникновения этнических конфликтов.

9

1.3. Причины этнических конфликтов.

10

2. Динамика и типология этнических конфликтов:

15

2.1. Стадии этнического конфликта.

16

2.2. Классификация этнических конфликтов.

18

3. Формы и способы регулирования этнических конфликтов:

22

3.1. Способы регулирования этнических конфликтов.

22

3.2. Методы регулирования конфликтов на разных стадиях развития.

26

3.3. Практика проведения переговоров по урегулированию этнополитических конфликтов.

29

Заключение.


33

Список использованной литературы.


35


введение
Современное человечество представляет собой довольно сложную этническую систему, включающую в себя несколько тысяч этнических общностей и групп (наций, народностей, племён и тому подобное), различающихся численностью, уровнем культурного развития, способами хозяйственной деятельности, типом социально-политических отношений и т.д. Все эти общности и группы в настоящее время объединены в 226 государств. Это значит, что большинство современных государств политэтнично. Особенно характерна политэтничность для развивающихся стран. Например, только в Индии проживает несколько сотен этнических общностей разного типа, в Индонезии – более 150, в Нигерии официально проживает приблизительно 200 народов(неофициально более 600), в Кении - более 70 и т.д.

Неоднородность этнической структуры, неравномерность этнических и демографических процессов закономерно порождают различного рода проблемы, противоречия, напряженность, конфликты. Одни из них носят затяжной характер и продолжаются уже несколько десятилетий (ирландцы и англичане в Ольстере, фламандцы и валлоны в Бельгии, англо- и франкокандцы в Канаде. Другие возникли в последние 10-15 лет (бывшие республики СССР и Югославия, некоторые страныАфрики). По данным Скгольмского международного института по сследованию проблем мира, во второй половине ХХ века в мире произошло несколько сот вооруженных столкновений, из которых более 70 % были межэтническими (или просто этническими). Поэтому проблема межэтнических конфликтов в современной этнологической науке является, пожалуй, самым важным и актуальным направлением исследований.

Этнические конфликты, представляя собой проявление межнациональной напряженности в виде конкретных форм противодействия между этническими общностями (группами), постоянно осложняют жизнь людей во всех уголках земного шара, поэтому этнология не может оставить их вне поля своего зрения. Вышесказанное определяет предмет нашего исследования – изучение этнических конфликтов и способы их разрешения. Для нас важно определить, что является этническим конфликтом, а что нет; каковы их причины; какие виды они принимают и как влияют на людей; как разрешаются или регулируются этнические конфликты.

Мы рассмотрим важнейшие задачи при изучении и осмыслении конфликтов, которые ставят перед собой исследователи разных наук (социологии, психологии, политологии и т.д.). Среди общего круга проблем, с которыми сталкиваются в целом представители всех наук, можно назвать, например, построение классификаций и типологий этнических конфликтов; определение этнических конфликтов в стране или регионе; формирование стратегии выхода из конфликтной ситуации либо перевода этнического конфликта в политически приемлемую форму; определение круга экспертов, подготовка которых действительно соответствует задачам изучения и практического воздействия на конфликт; формирование в общественном сознании людей адекватных представлений о реальной роли этничности и этнических конфликтов в современных политических процессах в стране.

Этнические конфликты по своему происхождению, содержанию и формам проявления, а также причинам и факторам, их вызывающим, являются наиболее сложными феноменами из числа всех существующих в современной социальной действительности. Их общий смысл можно представить в виде противодействия, присутствующего между национальными движениями, политическими партиями, с одной стороны и местными (или центральными) государственными органами власти – с другой. Последние оценивают сложившуюся ситуацию либо как конфликтную между этническими общностями (субэтническими, этнопрофессиональными, этнотерриториальными, этносословными) и т.п. группами; либо как конфронтацию этнической области, находящейся в положении меньшинства, с государственными институтами, выражающими культурно-языковые, социально-экономические или политические интересы доминирующего этнического большинства населения страны.

Таким образом, при объективном анализе и осмыслении сущности и содержания этнических конфликтов необходимо учитывать социально-экономические, политические, социокультурные и социально – психологические ценности, существующие в конкретном обществе. Кроме того, это явление нельзя отрывать от понятий «борьба за власть», «политические отношения».

Любой человек, так или иначе, стремится к власти над другими людьми, поскольку чувствует в себе определенные внутренние силы для этого, очень часто и испытывает превосходство над ними.

Люди всегда играют (или выполняют) в обществе какие-то конкретные социальные роли, каждая из которых может быть (и, как правило, является) неравнозначной ролям других людей. По этой причине каждый индивид во всех случаях или властвует или подчиняется.

Без отношения господства и подчинения (и, соответственно, власти) не может существовать ни одно государство, т.к. эти отношения необходимы при решении проблем в экономической, политической, культурной, национальной, образовательной и других областях жизни и деятельности.

По этой причине этнический конфликт – это тоже борьба за власть конкретной этнической общности.
1. Специфика этнических конфликтов и их причины

1.1. Понятие и определение этнического конфликта

По мнению некоторых экспертов, ХХI станет веком национальных конфликтов. Уже сейчас средства массовой информации сообщают о трагических событиях в Боснии и Герцеговине, Эритрее, Конго, Нигерии, Албании, Афганистане, Индии, Чечне. Это далеко не полный список, особенно если учитывать так называемые «скрытые межнациональные конфликты», которые еще не переросли в открытое противодействие. Русско-американский социолог П.Сорокин подсчитал, что за 24 века в истории человечества на четыре мирных года приходится один год, сопровождающийся насильственными конфликтами – войнами, революциями, бунтами. А по данным Центра этнополитических и региональных исследований на постсоветском пространстве имели место более 100 острых конфликтов, среди которых шесть региональных воин (карабахский, абхазский, таджикский, южноосетинский, приднестровский и чеченские конфликты). Среди конфликтов обычно выделяют: политические, социально-экономические, этнические.

Природа любого социального конфликта, в том числе и этнического, всегда сложна и противоречива, поскольку имеет целый комплекс причин и конфликтогенных факторов, явные и латентные интересы сторон, определенные этапы развития и формы противоборства. Однако всякий этнический конфликт начинается с состояния этнической напряженности, т.е. особого психического состояния этнической общности, которое формируется в процессе отражения групповым этническим сознанием совокупности неблагоприятных внешних условий, ущемляющих интересы этноса, дестабилизирующих его состояние и затрудняющих его развитие.

Как и всякий живой организм, а этнос является биосоциокультурным образованием, этническая общность либо противится деструктивным действиям, либо ищет формы адаптации, чтобы их ослабить. Поэтому состояние межэтнической напряженности – не только психологический фон конфликта, но и способ мобилизации внутренних психологических ресурсов этноса для защиты своих интересов.

Степень этнической напряженности зависист от структуры и содержания межэтнических коммуникаций, особенностей этнической культуры взаимодействующих общностей и исторического характера отношений между ними. Эти компоненты обретают свое существование в виде представлений, мнений, (убеждений по поводу существующей практики межэтнических отношений в государстве; в виде этнокультурных установок, поведенческих моделей, а также в виде отдельных фрагментов исторической памяти этноса, включающей оценочное значение исторических событий в среде межэтнических отношений. Очень важна для формирования межэтнической напряженности история межэтнических отношений. Историческая память особенно хорошо помнит национальные обиды и признательности. Так в середине 90-х годов 24% русских респондентов старше 60 лет, т.е. переживших войну, соглашались с утверждением, что немцы – исконные враги русского народа. А митинги на исторические темы очень способствуют переводу социальной напряженности в межэтническую. Всегда удобнее указать на исторического врага, чем разобраться в том, кто виноват в сегодняшнем положении народа и ,самое главное, что нужно сделать, чтобы выбраться из него. Прошлое в таком случае начинает восприниматься через призму настоящего.

Этническая напряженность как массовое психическое состояние основана на эмоциональном заражении, психическом внушении и подражании. Социально-психологические процессы в митингующей толпе близки к массовой психологии толпы, где индивид снижает уровень критического отношения к себе и ответственности за свое поведение, идет сдвиг от рационального к эмоциональному, осознание общей силы и личной анонимности.

Психологи наблюдают в группе кумулятивный эффект – усиление эмоциональной волны, как правило, тревожного или агрессивного содержания. В толпе легко перейти от эмоций к действию – для этого нужен лидер или лидирующая группа. Очень велика вероятность перехода к насилию, что еще более усиливает межэтническую напряженность. Значительно стимулируют процесс нагнетания межэтнической напряженности слухи, стремительно распространяющиеся в системе неформальных коммуникаций. Слух это неточное описание реального или вымышленного события, отражающее общие настроения в обществе, этнические установке и стереотипы.

Не обращать внимания на слухи опасно, ибо информационный вакуум или искаженная информация в СМИ вызывает новый круг слухов.

Кроме того, межэтническая напряженность, как и социальная, характеризуется таким пограничным психическим состоянием, как массовая невротизация, а на этой основе развивается страх культурной ассимиляции и ощущения необходимости этнической консолидации. Эти состояния отличаются повышенным эмоциональным возбуждением, сопровождаемым различными негативными переживаниями: тревогой, массовой национальной напряженностью, беспокойством, раздражительностью, растерянностью, отчаяньем. Такие состояния расширяют круг раздражителей, вызывающих отрицательные реакции. Так самые обычные, нейтральные слова приобретают агрессивную окраску, люди кажутся менее симпатичными и т.д.

Еще резче поляризуются отношения «свои-чужие». Своя этническая группа оценивается более позитивно, а чужие – более негативно; все успехи – это наши внутренние заслуги, все неудачи вызваны внешними обстоятельствами, а главное – кознями внешних врагов, под которыми автоматически понимаются иноэтнические группы.

Напряженность конфликтной ситуации, затрудненность информационного общения и убежденность партнеров во взаимной несовместимости создают условия формирования у них состояния агрессивности. Хорошо известно, что такое психическое состояние делает человека невосприимчивым и приводит к нерациональному поведению. Любое действие вызывает резкую ответную реакцию другой стороны и в итоге завершается общим противоборством ее участников. Поэтому под этническим конфликтом понимается социальная ситуация, обусловленная несовпадением интересов и целей отдельных этнических групп в рамках единого этнического пространства или этнической группы, с одной стороны, и государства – с другой, отражающаяся в стремлении этнической группы изменить свое положение в отношениях с другими этническими группами и государством.

Межэтническая напряженность и конфликты порождаются не самим фактом существования этносов, а политическими, социально-экономическими и историческими условиями и обстоятельствами, в которых они живут и развиваются. Именно в этих условиях кроются основные причины возникновения межэтнических конфликтов. Соответственно, в зависимости от причин и целей этнические конфликты можно типологизировать и систематизировать.

1.2. Теории возникновения этнических конфликтов

Некоторые зарубежные специалисты в области этнопсихологии утверждают, что межнациональная вражда и предубежденность извечны, т.е. коренятся в самой природе человека, в его инстинктивной «неприязни к различиям». Так, представители биологической теории и социал-дарвинизма утверждают, что законом жизни является борьба за существование, которая наблюдается в животном мире, и именно она, и именно она, проявляясь в человеческом обществе, неизбежно ведет к возникновению конфликтов. А поэтому, утверждают они, конфликты для человека необходимы, как например питание или сон. Несостоятельность подобной теории очевидна. По справедливому замечанию В.Рейха, «в животном мире не существует войн в пределах одного вида. Войны с себе подобными, как и садизм, относится к «приобретениям» цивилизованного человека».

Однако наиболее реакционной теорией биологической теории конфликтов является расовая теория, согласно которой отдельным народам присущи неизменные, врожденные свойства, которые объясняют их постоянную склонность к конфликтным ситуациям.

Проведенные исследования опровергают эту гипотезу, доказывая, что как враждебность к иностранцам, так и предубеждения против какой-то конкретной народности, не являются всеобщими. Они возникают под влиянием соответствующих воспитательных воздействий и имеют определенные причины социального характера.

Другие учёные пытаются объяснить природу конфликтов географическими факторами, якобы предопределяющими склонность притязаний на ту или иную территорию соседних этнических общностей. Стереотипный образ конкретной этнической группы, существующий в массовом сознании, всегда отражает характер взаимоотношений с данной группой. Наибольшую враждебность вызывают, однако, те этнические общности, которые в силу объективных исторических фактов оказались когда-то враждебными, и в результате и сейчас воспринимаются как потенциально опасные и наделяются отрицательными свойствами. Таким образом, этнические конфликты всегда связаны с какими-то социально острыми, современными или имевшими место быть в предшествующей истории противостояниями.
1.3. Причины этнических конфликтов

В основе любого этнического конфликта, как правило, лежит целая группа причин, среди которых можно выделить главные и второстепенные. Наиболее часто в качестве главных причин выступают территориальные споры, миграции и перемещения, историческая память, стремление к самоопределению, борьба за материальные ресурсы или их перераспределение, претензии на власть национальных элит, конкуренция между этносами в сфере распределения труда и другое.

Территориальные споры. Как мы уже отметили, большинство современных государств являются полиэтничными. Их создание чаще всего сопровождалось затяжными конфликтами и борьбой за территории проживания. В наше время процесс обретения государственности отдельными этносами активно развивается, что неизбежно влечёт за собой претензии на территории других этносов или отторжение части территории других государств. А поскольку все больше этносов представляют собой территориально организованные общности людей, то любое посягательство на территорию другого этноса воспринимается как покушение на само существование.

Этнотерриториальные конфликты предполагают «перекройку» существующего этнополитического пространства. Для я ее обоснования привлекаются, как правило, исторические факты, подтверждающие принадлежность той или иной территории определенному этносу в прошлом. При этом каждая из сторон обладает, по их мнению, бесспорными историческими доказательствами, закрепляющими именно их право на владение спорной территорией.

Суть проблемы обычно состоит в том, что в результате многочисленных миграций населения, завоеваний и других геополитических процессов территория расселения этноса неоднородно менялась, как менялись и границы государств.

Эпоха, от которой производится отсчет этнической принадлежности спорной территории, выбирается довольно произвольно, в зависимости от целей спорящих сторон. Обоюдное углубление в историю не только не приводит к разрешению споров, но, наоборот делает их более запутанными и субъективными. В силу своей сложности территориальные споры практически неразрешимы, и постановка этих проблем в программах политических движений и отдельных лидеров чаще всего служит главным признаком назревающего этнического конфликта.

Вторая группа этнотерриториальных проблем связана с вопросом создания независимых территориально-государственных образований. Основная часть этносов на земном шаре не имеет собственных независимых национально-государственных образований. По мере демократизации общества и повышения вследствие этого фактического статуса этносов, не имеющих собственных суверенных государств, а также развития их экономики и культуры в их среде нередко возникают движения за создание независимого национального государства. Особенно влиятельным такое движение может быть в том случае, если этнос уже имел на определенном этапе своей истории государственность и впоследствии утратил ее. Стремления к изменению своего государственного статуса служат одной из наиболее частых причин этнических конфликтов. К такого рода конфликтам можно отнести грузино-абхазский и армяно-азербайджанский.

Проблема территориальных претензий довлеет сегодня практически над всеми бывшими республиками СССР. Однако любые претензии этнических групп, содержащие требования пересмотра существующих границ, очень болезненно воспринимаются титульными этносами и ведут к резкой эскалации межэтнической напряженности. Современная история России является в этом отношении ярким и убедительным примером. Территориальные претензии одних народов и государств к другим, требования передачи границ охватывают большую часть еще недавно единой страны, и многие из этих конфликтов имеют длительную предысторию. Так на протяжении последнего десятиления ХХ века на территории бывшего СССР зафиксировано пять «этнических войн» - длительных вооруженных конфликтов – и около двадцати кратковременных вооруженных столкновений, сопровождавшихся жертвами среди мирного населения. Приблизительная численность убитых в этих конфликтах составляет около ста тысяч человек.

Борьба за ресурсы и собственность. Экологическая ситуация и наличие природных ресурсов также влияет на межэтнические отношения, провоцируя их обострение. Чаще всего это выражается в борьбе этносов за владение материальными ресурсами, землей, ее недрами. В случае возникновения спора каждая из конфликтующих сторон стремится обосновать свое «естественное» право на использование земли и природных ресурсов. Однако «ресурсные» конфликты имеют тупиковый характер, поскольку дележ собственности и ресурсов приводит к противоречию интересов местных этнических элит с федеральным центром. Стремление к суверенизации и есть форма самого противостояния.

Кроме того, в советскую эпоху во многих регионах резко ухудшилась экологическая ситуация. Тогда в угоду экономической целесообразности разрушалась традиционная система природопользования, в частности, землепользования, что изменило образ жизни этносов во многих республиках и регионах. Так, строительство Каракумского канала привело к обмелению крупнейших рек этого региона – Амударьи и Сырдарьи, затем к фактическому исчезновению Аральского моря. Разработка нефтегазовых месторождений Сибири не только разрушило природную среду обитания народов Крайнего Севера и Сибири, но и привела к значительному сокращению поголовья оленей, превратило оленеводство в убыточную отрасль хозяйства. Всё это закономерно стимулировало этноцентробежные тенденции, национальный и региональный сепаратизм, этническую неприязнь к русским.

Стремление к изменению статуса местных элит. Статусные конфликты имеют своей целью изменение политического статуса и объема властных полномочий той или иной этнотерриториальной автономии и правящей в ней элиты. Чаще всего этнические конфликты такого рода возникают в переходных обществах, где они представляют собой эффективный способ отвода социального взрыва в русло межэтнической борьбы. Историческая практика убеждает, что в условиях кризисного состояния общества всегда складываются предпосылки для различного рода экономических, социально-политических противостояний и конфликтов, влекущих за собой перераспределение власти и ресурсов. В основе этого типа этнических конфликтов лежат процессы модернизации и интеллектуализации народов. Создание интеллектуальной элиты в этнических общностях приводит к тому, что в престижных видах деятельности возникает конкуренция между титульными и основными этносами. Вследствие представлений о самодостаточности и самостоятельности титульные этносы начинают претендовать на престижные и привилегированные места, в том числе и во власти.

В неустойчивой обстановке переходного периода от тоталитаризма к демократии элитные слои основных этнополитических групп автономий активно стимулируют изменения системы этнососциальной стратификации. Эти изменения несут в себе определенные издержки, т.к. этнические элиты, формирующие и определяющие интересы своих приверженцев, придают своим узкокорпоративным интересам этническую окраску. Одновременно происходит поиск этносами своего места в новой этнической модели общества, что способствует самовыражению и самоутверждению этносов.

Изменение разделения труда. Как показывает историческая практика, в большинстве полиэтнических государств система разделения труда между этническими группами складывается естественным образом. А поскольку различные сферы приложения труда дают различные доходы, то между ними возникает не гласная конкуренция, пристрастное сопоставление трудового вклада и вознаграждения за него. Когда же существует определенная зависимость между сферами труда и этническими общностями, эта конкуренция переносится и на сами этнические группы, в результате чего возникает напряжение в межэтнических отношениях – первый признак назревающего конфликта.

Кроме того, некоторые постсоветские государства, по существу, остались традиционными общественными, характеризующимися слабым разделением труда, низким уровнем урбанизации, наличием производств с большей долей ручного труда, сильными родственными связями, отношениями личной зависимости, низким доходом на душу населения и традиционными нормами и ценностями в культуре. В силу этих причин представители других этносов, занимающие элитное положение в обществе и работающие в сфере управления экономики и политики, вызывают чувство этнической неприязни и непроизвольно (самими фактами своей квалификации, уровнем образования и доходами, становятся стимуляторами разжигания межэтнической розни). По этой же причине могут возникать конфликты и внутри одного этноса, связанные с борьбой кланов и субэтносов.

Историческая память. Детерминирующим фактором этнических конфликтов может выступать историческая память народов, сохраняющая следы насильственных действий в области национальной политики, таких как произвольное изменение национальных границ, искусственное расчленение этнических общностей, несправедливое национальное устройство, вынужденное переселение «рабочей силы», депортации народа и т.д.

Современное многообразие этнических конфликтов вызвано не только вышеотмеченными причинами. Этот перечень легко продолжить и углубить, выбрав для анализа определенные аспекты формирования и развития каждого конкретного конфликта, чтобы понять причины межэтнических конфликтов, необходимо исследовать специфику каждого конкретного конфликта, а так же учесть, что конфликтная ситуация может меняться в ходе его эскалации. Особенно очевидно эти черты этнических конфликтов обнаруживаются на постсоветском пространстве.

2. Динамика и типология этнических конфликтов

Последние два десятилетия ХХ в. стали новым этапом в этническом развитии человечества. Этнонационализм, сдерживаемый ранее силой тоталитарного режима, получил свободу в период перестройки и в частности в виде феномена «этнического взрыва», который положил начало развитию целого ряда государств. Тоталитарные режимы не могли решить этнических проблем по причине того, что сама основа режима не терпит разнообразия, а унификация достигается депортацией народов или политикой геноцида и этноцида.

Поэтому переход от тоталитарного режима к демократической системе чаще всего сопровождается обострением межэтнических отношений, а в некоторых странах приводит к конфликтам. Несмотря на то, что характер межэтнических отношений в каждом отдельном обществе имеет свою специфику и детерминирован особенностями развития и взаимодействия конкретных этносов данного общества, практически во всех этнических конфликтах можно выделить общие для всех фазы созревания и развития.

2.1. Стадии этнического конфликта

Любой этнический конфликт имеет стандартную динамику развития (поэтапное возрастание степени напряженности), которая выглядит следующим образом.

1. В период зарождения конфликтной ситуации выдвигаются требования повышения роли языка коренного населения региона, национальные движения. Обращаются к традициям, обычаям народной культуре и этнонациональной символике, которые в своей совокупности противопоставляется аналогичным явлениям «чуждой» культуры. Эту стадию можно назвать ценностно-символической.

2. Далее созревание конфликтной ситуации характеризуется стремлением перераспределить властные полномочия в пользу одной этнической группы за счет других групп, изменить этническую иерархию, повысить этнический статус коренных жителей и т.п. На этой статусной стадии конфликта этничность находит свое выражение в форме этнонациональных интересов и становится для местной элиты инструментом давления на центральную власть с целью реорганизации этнополитического пространства в свою пользу.

3. И, наконец, конфликт развивается до стадии выдвижения либо территориальных притязаний в рамках данного этнологического государства, либо притязаний на создание новой этнонациональной государственности, т.е. изменение территориальных границ существующего политического пространства. На этой стадии этническая группа может прибегнуть к силовым действиям, чтобы силой оружия подкрепить свои притязания.

Каждая из отмеченных стадий характеризуется соответствующим состоянием, типами и формами практических взаимоотношений этносов. Так, для первой стадии основным становится состояние межэтнического отчуждения, что проявляется в стремлении к этнически однородным бракам, к моноэтническому общению, минимизации контактов в иноэтнической среде, за исключением неизбежных – профессиональных или бытовых. Иными словами, речь идёт об увеличении социокультурной дистанции. Отчуждение при этом усиливается культурными различиями этносов, их несхожими стереотипами поведения.

По мере развития конфликтной ситуации состояние отчуждения перерастает в этническую неприязнь, при которой недостатки, просчёты, ошибки в культуре, в экономике, политике экстраполируются на соответствующую этническую общность. Состояние неприязни при соответствующих условиях и обстоятельствах довольно быстро перерастает в насильственные действия. Которые в обыденном сознании чаще всего рассматриваются как собственно конфликт. В этом случае этнический конфликт становится формой политического действия и средством достижения политических целей. В то же время любой этнический конфликт представляет собой одну из разновидностей социальных конфликтов наряду с религиозными, расовыми, межгосударственными. Вообще, под этническим конфликтом понимают меняющуюся ситуацию, порожденную неприятием ранее сложившегося статус-кво существенной частью представителей одной (нескольких) из местных этнических групп, поэтому об этническом конфликте как о реальном явлении можно говорить тогда, когда организационно оформляется и приобретает определенное влияние национальное движение или партия, ставящие своей целью обеспечение национальных интересов определенного народа и для достижения этой цели стремящиеся изменить прежде бывшее терпимым либо привычным положение в культурно-языковой, социально-экономической или политической сферах жизни. Этнический конфликт – всегда явление политическое, ибо даже если инициаторы перемен стремятся к изменениям ситуации только в культурно-языковой или социально-экономической области, достичь своих целей они могут лишь путем обретения определенных властных полномочий.
2.2. Классификация этнических конфликтов

Существует несколько типов классификаций этнических конфликтов. Так, по форме проявления принято различать латентные (скрытые) и актуализированные (открытые) конфликты. Латентные конфликты могут длиться десятилетиями и более и в определенных общественных условиях перерасти в открытые. Они, как правило, не создают угрозы для жизнедеятельности людей, и именно в этой форме конфликты лучше всего разрешать.

Кроме того, межэтнические конфликты можно классифицировать по характеру действий конфликтующих сторон (насильственные или ненасильственные). В свою очередь, насильственные конфликты проявляются в форме: региональных войн и использованием тяжелых вооружений, и кратковременных вооруженных столкновений, продолжающихся несколько дней и сопровождающихся жертвами. Такие столкновения часто называют конфликтами-бунтами, конфликтами-погромами.

Другие конфликты по форме проявления можно отнести к невооруженным. Среди них выделяются институциональные формы (когда в противоречие приходят нормы конституций, законодательства, реализующие интересы конфликтующих сторон) и митинги, демонстрации, голодовки, акции гражданского неповиновения. Каждая из указанных форм отличается «действующими лицами», или основными субъектами конфликта. При институциональной форме главными действующими лицами являются властные структуры, политические партии и объединения, общественные движения, реализующие свои требования, через интересы власти.

При манефистизирующей форме субъектом выступают уже значительные массы людей, поэтому ее называют еще конфликтом «массовых действий». Само по себе понятие «массовые действия» относительно, но в зонах конфликтов всегда можно честно разделить действия отдельных групп и массовые выступления. Если все формы ненасильственных конфликтов приводят к психологическому напряжению, фрустрации (чувство безысходности) в этнических группах, то насильственные конфликты сопровождаются жертвами, потоками беженцев, принудительными депортациями, вынужденными переселениями.

Другой тип классификации по основным целям, выдвигаемым конфликтующими сторонами. В таком случае выделяются статусные, этнотерриториальные и культурно-языковые конфликты.

Статусные этнические конфликты возникают в результате стремления этнической общности повысить свое положение (статус) в федеральной системе. По своей сути конфликт этого типа сводится к борьбе этнических групп за конфедеративную форму устройства государства. К этому же типу конфликтов можно отнести и этнические движения за создание своих национальных образований. В первом случае примером такого рода этнического конфликта было стремление Татарстана подняться до уровня союзных республик, а во втором – движение ингушей и создание собственного национально-государственного образования, т.е. своей республики. Такие конфликты возможно разрешить путем компромисса за счет изменения системы государственного устройства, перераспределив властные полномочия от центрального правительства к органам управления этнотерриториальными автономиями при сохранении исходного полиэтнического общества в трансформированном виде.

Этнотерриториальные этнические конфликты предполагают притязания и споры этнической группы за право проживать на той или иной территории, владеть или управлять ею. При этом оспаривается право другого этноса проживать на спорной территории.

Современные этнотерриториальные конфликты, как правило, являются следствием этнических репрессий и возникают в ходе реабилитационного процесса. Другие конфликты этнотерриториального типа возникают в ходе восстановления территориальной автономии (немцы Поволжья, крымские татары) или правовой, социальной, культурной реабилитации этноса (греки, корейцы и т.д.).

Также в эту группу конфликтов входит стремление некоторых этносов воссоединиться с соседним «материнским» или «родственным» государством (косовские албанцы). Такие конфликты самые трудные для разрешения, так как компромисс здесь обычно невозможен, противостояние может быть подавлено либо силой, либо эмиграцией (депортацией) конфликтогенного меньшинства. К этой же группе относятся социально-экономические конфликты, возникающие на основе требования у представителей разных этносов выравнивания уровня жизни, представительство в элите либо прекращения льгот, субсидий и экономической помощи другим народам. Эти конфликты возможно привести к компромиссному варианту за счет перераспределения власти и экономических ресурсов при сохранении исходной структуры общества.

Культурно-языковые конфликты возникают на основе требований разрешить и оказать содействие усилиям по сохранению или возрождению языка и культуры этнического меньшинства в частной или общественной жизни. Здесь также возможен компромисс за счёт изменения культурно-языковой политики при сохранении исходного общества, либо признания территориальной автономии этнических меньшинств.

Типологизация на основе содержания конфликтов, целевых устремлений конфликтующих сторон в настоящее время является самой актуальной и распространенной. В рамках данной типологизации оказываются конфликты с самым широким диапазоном целей: от этнополитических до этнотерриториальных.

Анализ этнических конфликтов разного типа и форм их проявления в границах постсоветского пространства послужил основанием для создания еще одной типологии Э.А. Панн и А.А. Попов предложили этнические конфликты разделить на три категории: конфликты стереотипов; конфликты идей; конфликты действий.

Первая категория подразумевает такой характер конфликта, когда конфликтующие этнические группы еще четко не осознают причины противоречий, но в отношении оппонента создают негативный образ «недружественного соседа», «нежелательной группы». С этого начинается армяно-азербайджанский конфликт.

Для второй категории характерно выдвижение тех или иных притязаний. В этом случае в средствах массовой информации, в литературе и других средствах коммуникаций начинается обоснование «исторического права» на самостоятельную государственность или на территорию другой этнической группы.

Третья группа – конфликт действий – означает проведение митингов, демонстраций пикетов, открытых столкновений со своими оппонентами органами власти.

Данная типология, как и все другие носят достаточно условный характер, поскольку любой этнический конфликт соединяет в себе несколько причин, целей и форм. Поэтому для его точной оценки следует установить не только основные причины, но все многообразие составляющих его факторов.

Возможна также классификация этнических конфликтов по особенностям противостоящих сторон. В таком случае выделяются конфликты между этнической группой и государством (Абхазия и Нагорный Карабах, до создания самопровозглашенных государств), и конфликты между этническими группами (погромы турок-месхетинцев в Фергане, конфликт между киргизами и узбеками в Омской области).

Свою классификацию предложил известный этнолог Д.Горовитц. Она основана на специфике соотношения относительных уровней экономического развития и социальной модернизированности сепаратистских регионов и этнических групп в сравнении со средним для государства в целом и для доминирующего большинства его населения в частности. Возможно четыре варианта конфликтов: 1) сепаратизм отсталой этнической группы в отсталом регионе страны; 2) сепаратизм отсталой этнической группы в развитом регионе страны; 3) сепаратизм развитой этнической группы в отсталом регионе страны; 4) сепаратизм развитой этнической группы в развитом регионе страны;
3. Формы и способы регулирования этнических конфликтов.

3.1. Способы регулирования этнических конфликтов.

Этнические конфликты могут быстро разгораться и тут же завершаться, а могут «тлеть» очень долго. В любом случае в это время имеет место их последняя стадия, получившая название урегулирование, или нейтрализация конфликта.

Урегулирование этнического конфликта подразумевает нахождение нового компромиссного и приемлемого для всех основных его участников взаимно удовлетворяющих их интересов. Для достижения этого баланса необходимо выполнение трех обязательных условий.

Во-первых, каждая из сторон конфликта должна признать наличие конфликтной ситуации. Тем самым за каждым оппонентом признается право на существование, но это совсем не означает признания справедливости их требований и притязаний. Урегулирование конфликта невозможно и бесполезно, если одна из сторон заявляет, что ее оппонент не имеет права на существование, а его позиция лишена всяких оснований.

Во-вторых, обязательным условием в урегулировании конфликта является степень организованности сторон: чем лучше они организованы, тем легче достигнуть договоренности и добиться исполнения условий договора. И, напротив, диффузный характер интересов, их расплывчатость существенно затрудняет разрешение конфликтной ситуации.

В-третьих, конфликтующие стороны должны принять твердо установленные правила игры, при соблюдении которых только и возможен переговорный процесс. Эти правила должны предоставить равные возможности каждой из сторон т.е. обеспечить некоторый баланс в их взаимоотношениях.

Последняя предпосылка урегулирования фактически во всех действующих конфликтах этнического характера отсутствует, ибо сторона стремящаяся к отделению (сецессии), уже заранее оказывается в неравном положении относительно стороны, представляющей уже существующее государство. Исходной равенство возможностей может существовать в политических или экономических конфликтах, ибо конфликтующие стороны в нем в известном смысле равноположены.

Хотя в развитии этнических конфликтов происходит много сходных, однотипных процессов, в каждом из них участвуют люди со своими представлениями или убеждениями, страстями, стереотипами поведения. Атмосфера сильного напряжения приводит к тому, что поведение людей часто не поддается логическому анализу, не основываясь на здравом смысле. Поэтому вероятность найти решение конфликтной проблемы, которое в полной мере удовлетворило бы конфликтующие стороны, очень мала. В лучшем случае стороны принимают компромиссное решение, которое не разрешает конфликт по существу, окончательно переводит его в латентное состояние. При этом нет никаких гарантий, что следующие поколения конфликтующих этнических общностей будут удовлетворены подобным решением и не возобновят открытый конфликт.

В данном случае речь идёт не об урегулировании, а о нейтрализации конфликта. Это надежный перевод этнического конфликта в рамки легальной политической борьбы между соответствующими партиями движениями при гарантированной невозможности насильственных действий любой из сторон, а также при наличии обоснованных расчетов, что этносепаратисты не смогут набрать решающего большинства в свою поддержку на выборах органов государственной власти. Такой вариант решения проблемы встречается часто. Одновременно специалисты проводят работу по дискредитации и дезорганизации деятельности наиболее радикальных лидеров и организации на фоне поощрения и содействия акциям и пропаганде более умеренных, не склонных к насилию деятелей, выступающих от имени той же этнической группы.

Особо сложным является регулирование и разрежение этнотерриториальных конфликтов. Современная политическая карта мира формировалась в результате сложных географических процессов, в том числе двух мировых войн, и в современном политическом устройстве сохраняется много несправедливых явлений. Однако трудно себе представить судьбу нашей планеты, если актуализируются все те конфликты, которые находятся сейчас в латентном состоянии. И самое главное, нет никакой гарантии, что в результате «справедливых» решений все конфликтные ситуации будут устранены: ведь у каждой из конфликтующих сторон свое представление о справедливости.

Также возможно «естественное» развитие и последующее затухание этнических конфликтов. Это реальный и часто встречающийся исход. В данном случае, в ходе постоянной эскалации этнического конфликта и перерастания в форму насильственного противостояния сторон, он проходит в стадии развития и заканчивается разрушением прежде единого полиэтнического сообщества в котором он возник. Это уже не урегулирование конфликта, так как этнические конфликты внутри полиэтнического государства превращается в межгосударственный конфликт между вновь образовавшимися государствами.

Обычно этот вариант разрешения проблемы протекает по двум сценариям: меняется территория за счет проведения новых государственных границ, разделяющих конфликтующие стороны, или меняется этнический состав населения за счет депортации враждебных групп. В реальности чаще всего встречаются сочетания обоих сценариев (Босния и Герцеговина, Нагорный Карабах, Абхазия, Южная Осетия, Преднестровье и т.д.). Очень редко происходит саморассасывание конфликта, т.е. отмирание его без каких либо существенных изменений. Одним из немногих подобных примеров является отказ лужицких сербов в Германии начала XIX в. от активного национального движения в пользу культурного. Таким образом, из четырех вариантов разрешения этнических конфликтов наиболее труден и оптимален путь реального решения проблем и достижения компромисса; наименее вероятен вариант саморассасываня конфликта; наиболее катастрофично «естественное» развитие событий. Очевидно, что практически приемлемым является способ нейтрализации конфликтов.

Практика нейтрализации этнических конфликтов показывает, что все способы их урегулирования можно объединить в три группы. Первая предполагает полную победу одной стороны над другой (решение конфликтной ситуации с позиции силы). Именно на такой результат ориентируются стороны на ранних этапах конфликта. Однако, как показывает история этнических конфликтов ХХ в., большинство из них не разрешимы путем силовой победы одной стороны над другой и могут консервироваться на многие десятилетия, переводя конфликт в латентное состояние. У побежденной стороны, как правило, остается чувство национальной обиды, горечи поражения, которые передаются из поколения в поколение и через значительный промежуток времени такой конфликт грозит обостриться с новой силой.

Ко второй группе относится взаимное поражение конфликтующих сторон. Чаще всего это происходит, когда обе стороны истощили свои силы в борьбе, но ни одна из них не смогла одержать заметной победы над другой. В таком случае стороны вынуждены обратиться к посредникам, искать компромиссное решение, которое, как правило, ни одну из сторон не удовлетворяет. Если удастся урегулировать конфликт таким способом, то он практически переходит в латентное состояние, при котором стороны продолжают рассматривать друг друга как противников, т.е. последующая актуализация конфликта весьма вероятна.

Третий способ разрешения конфликта может заканчиваться взаимным выигрышем сторон в виде позитивного согласия по основным вопросам и установления конструктивного взаимодействия. Такой исход конфликта чаще всего обязан наличию у обеих сторон политической воли к позитивному разрешению конфликта. Независимые посредники могут показать конфликтующим сторонам возможность их дальнейшего сотрудничества для разрешения стоящих перед ними общих проблем. Такая форма урегулирования является вполне реалистичной, поскольку придает конфликту не разрушительное, а созидательное содержание. Конфликт перейдет в латентное состояние на продолжительное время.
3.2. Методы регулирования конфликтов на разных стадиях развития.

Как было отмечено выше, этнический конфликт состоит из этапов (фаз) созревания, для каждого из которых характерны свои приемы и способы урегулирования. Согласно данным современной этнической современной этнической конфликтологии, любой межэтнический конфликт проходит по крайней мере четыре фазы (периода) в своем развитии: латентную, проявление конфликта, активное течение конфликта, последствия конфликта.

В латентный период для предотвращения конфликта прежде всего следует:

- добиться практической реализации принципа гражданского равноправия;

- в новых национально-государственных образованиях – начинать свою деятельность с пулевого варианта гражданства, т.е. все люди, живущие на территории государства, должны иметь возможность получить гражданство;

- проводить политику социально-экономического выравнивания условий жизни всех этнических групп, а особенно подвергавшихся ранее дискриминации;

- реализовать принципы федерализма равным образом для всех этнических групп.

Перерастание конфликта во вторую фазу можно определить по целому ряду признаков: усиление взаимных обвинений в злонамеренности; появление сообщений о зверствах, чинимых какой-либо этнической группой; требования чрезвычайных мер для защиты угнетаемых этнических групп или этнических меньшинств, начало этнической миграции. Для снятия этнической напряженности в этот период необходимо:

- создать этнически нейтральные подразделения полиции и армии с определением их четких функций и полномочий в конфликтных действиях;

- организовать подачу и изложение точной и непредвзятой информации о конфликте во всех средствах массовой информации;

- осуществлять особый контроль за сохранностью и движением оружия;

- максимально строго преследовать по закону организаторов уличных беспорядков с неукоснительным и точным исполнением приговоров.

В период активного течения конфликта главная задача сводится к максимально быстрому прекращению военных действий для чего необходимо принять следующие меры:

Наконец, четвертая фаза развития конфликта («последствия конфликта») предусматривает устранение последствий конфликтных действий и примирение конфликтующих сторон. В соответствии с этими задачами необходимо:

- провести общую оценку последствий конфликта и объявить программу (план) воссоздания единства гражданского общества на условиях национального примирения;

- придать восстановительному процессу этнически нейтральный характер (освобождение заложников, возврат беженцев, ответственность за присвоение чужой собственности, организация медицинского обслуживания);

- не допускать героизации террористов и экстремистов во избежание превращения их политических лидеров;

- начать общественный диалог со всеми этническими группами для реформирования общества;

- отказаться от драматизации конфликта и не допускать его фиксации в «исторической памяти» этноса, чтобы последующие поколения не могли возродить «дух конфликта».

Кроме того, все перечисленные способы и методы на каждом этапе развития конфликта могут быть дополнены методами его ослабления и торможения. К таким методам можно отнести деконсолидацию конфликтующих сторон, означающую отделение с помощью специальных мер наиболее радикальных элементов или групп от других, более склонных к компромиссам и переговорам. Как показывает практика, эффективно действуют на ослабление и торможение конфликта разного рода санкции (от символических до военных) по отношению к конфликтующим сторонам: прекращение поставок вооружения и боеприпасов, горюче-смазочных материалов, разрыв торговых и экономических отношений. Военные санкции (вооруженное вмешательство) считается допустимым, если включает в себя массовые нарушения прав человека.

Также весьма эффективно зарекомендовал себя метод краткого прерывания конфликта путем объявления прекращения боевых действий или моратория на них. В результате быстро меняется общий эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей, идут на спад психозы, ослабевает консолидированность в конфликтующих группах.

3.3. Практическая деятельность по урегулированию этнических конфликтов.

Во многих странах мира уже многие десятилетия существуют службы, нацеленные на разрешение этнических конфликтов. Например, в США начиная с 50-х годов анализ этнических конфликтов организован в рамках Службы общественных отношении. В нашей стране конфликтологические аналитические центры и исследовательские группы возникли только на рубеже 90-х годов, и предметом практических усилий работающих там специалистов стали прежде всего этнические конфликты. Нужно отметить, что один из способов разрешения этнополитического конфликта является проведение переговоров.

Международный опыт проведения переговоров по урегулированию затяжных регионально-этнических конфликтов показывает что самостоятельные переговоры сторон «лицом к лицу» в серьезном конфликте не является подходящим средством его разрешения. Наоборот, стороны, как правило, упорно и очень быстро соскальзывают на проторенную колею, и в лучшем случае переговоры превращаются в диалог «глухих». Они зацикливаются на своих позициях и взаимных обвинениях, избегают малейшей позиционной гибкости, так как считают, что это может быть использовано другой стороной в свою пользу.

Опыт показывает, переговоры лицом к лицу – важный инструмент урегулирования серьезных конфликтов, но вероятность их успеха в сильной степени зависит от присутствия нейтральной третьей стороны – посредника, который может выполнять функцию управления переговорным процессом.

Практику такой организации переговоров следует признать наиболее приемлемым инструментом в современной социально-политической ситуации. Процедурные правила - важная и неотъемлемая слагаемая переговорного процесса, от которой существенно может зависеть успех или неудача переговоров. Обычно эти правила предлагаются участникам переговоров посредниками и достигается согласие сторон по их соблюдению в ходе дискуссии. В зависимости от специфики ситуации они могут изменяться, но обычно включают и регулируют:

- форму ведения обсуждений;

- хронологическую процедуру и вопросы временного регламента;

- сохранение конфиденциальности хода переговоров и условия работы со СМИ по освещению хода переговоров;

- право посредников принимать меры по соблюдению этих правил.

Роль посредников в регулировании и направлении переговорного процесса трудно переоценить. Их основная цель – помочь сторонам понять друг друга, изложить свои позиции, выяснить их цели, интересы и потребности, разногласия и совпадения, а также достичь взаимоприемлемых соглашений. Функции посредников по урегулированию переговоров достаточно разнообразны: слушать, резюмировать, анализировать, предлагать, советовать, выявлять причины, способствовать улучшению взаимоотношений, предлагать идеи, предоставлять экспертную информацию, помогать преодолению тупиковых ситуаций и т.д.

Международная практика посредничества при разрешении глубоких региональных конфликтов выработала двухуровневую модель организации и проведения переговоров. На предварительном уровне обычно проводятся переговоры представителей, назначаемых первыми лицами конфликтующих сторон. Группа посредников формируется организатором переговоров из экспертов-представителей ключевых дисциплин (историков, этнологов, психологов, политологов, социологов, юристов). После достижения положительных результатов переговоры «переводятся» на отрицательный уровень. Теорией и практикой выделены и обобщены процедуры и правила организации таких переговоров, способствующие разрешению конфликтов.

В заключении можно высказать некоторые соображения по организации и проведению переговоров по урегулированию конфликтов с использованием третьей стороны. Для этого необходимо:

1. Предварительно сформировать и отобрать группы посредников с четким определением их функций и выработанной стратегии;

2. Обеспечить участие всех сторон, интересы которых «задействованы» в конфликте;

3. Предварительно решить вопрос финансового обеспечения переговоров;

4. Провести работу с каждым потенциальным участником для решения следующих вопросов:

5. Провести предварительные консультации официальным посредникам по процессуальным вопросам ведения переговоров.


Заключение

В данной курсовой работе мы постарались в общих чертах рассмотреть суть этнического конфликта, дать ему определение, выделить наиболее важные причины возникновения этнического конфликта, ознакомились с классификацией этнических конфликтов, а также разобрали формы и способы урегулирования этнических конфликтов. Это позволяет нам сделать определенные выводы.

Проблема межэтнических конфликтов в разных современных науках является, пожалуй, самым важным и актуальным направлением исследований.

Социологи, политологи, этнологи часто рассматривают этнический конфликт как столкновение несовместимых действий, например, давая определение «этнического конфликта как любой формы гражданского, политического или вооруженного противоборства, в котором стороны, или одна из сторон, мобилизуются, действуют или страдают по признаку этнических различий».

Можно согласиться с В.А.Тишковым, что в наши дни этнических конфликтов в «чистом» виде практически не существует. В реальности мы встречаемся с взаимопроникающими конфликтами, которые создают питательную среду друг для друга. Неудивительно, что даже специалисты – конфликтологи часто не могут прийти к единому мнению, с каким конфликтом имеют дело- с этническим в политическом камуфляже или наоборот. По интенсивности проявления конфликты подразделяются на быстротекущие и вялотекущие. По масштабу проявления они могут быть локальными, региональными глобальными. При этом грани между этими явлениями весьма условны и подвижны, ввиду различных условий они могут переходить из одного вида в другой. Примеров всех указанных видов и разновидностей конфликтов каждый из нас может во множестве отыскать как в прошлой, так и в современной истории человечества. В сущности конфликты, возникающие в различных уголках земного шара, никогда и не прекращались. В каждом конфликте мы выделяем три стадии: предкризисную стадию, собственно кризисные проявления (конфликт) или пик кризиса, а также посткризисный период. При этом продолжительность действия (проявления) той или иной стадии может быть различной.

Наиболее часто в истории возникали и возникают конфликты, предметами которых являлись и являются следующие: политические и социально-политические отношения; экономические и социально-экономические отношения; территориальные отношения, межэтнические отношения; языковые отношения, религиозные отношения.

Этнические конфликты могут быстро разгораться и тут же завершаться, а могут «тлеть» очень долго. В любом случае в это время имеет место их последняя стадия, получившая название урегулирование конфликта.

Регулирование и прекращение межэтнических конфликтов – жизненно важная необходимость существования любого полиэтнического сообщества. Конфликтные межэтнические отношения, характер и тенденции их развития всегда негативно влияют на социально-экономические, культурные и политические процессы. Они не просто задерживают и нарушают ход общественного развития, но и способны изменить всю его ориентацию, породить новые негативные тенденции, т.е. они закладывают основу для будущих конфликтов

Список использованной литературы
1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально–психологические проблемы. М.: Издательство Московского Университета, 1990;

2. Баронин А..С. Этническая психология. Киев, 2000;

3. Вундт В. Психология народов М.: Издательство «Эксмо»» СПб, 2002;

4. Гостев А..А.., Соснин В.А.., Степанов Е.И. На путях становления отечественной конфликтологии // Психологический журнал, 1996 Т.17.№2;

5. Здравомыслов А..Г. Межнациональные конфликты в постсоветском государстве. М., 1997;

6. Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. М.: Издательство «Экзамен», 2002;

7. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995;

8. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер,1997;

9. Панеш Э.Х. Этническая психология и межнациональные отношения. Взаимодействие и особенности эволюции (На примере Западного Кавказа) СПб,1996;

10. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М: Смысл, 1998;

11. Соснин В.А. Переговоры по урегулированию этно-политического регионального конфликта // Психологический журнал Т14 №6, 1993;

12. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 1998;

13. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997;

14. Шихирев П.Н. Проблемы исследования межгрупповых отношений // Психологический журнал Т13 №1, 1992.




Муниципальное Образовательное Учреждение
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации