Юданов А. Конкуренция: теория и практика - файл n1.doc

приобрести
Юданов А. Конкуренция: теория и практика
скачать (1876.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1877kb.08.07.2012 19:04скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Юданов А. Ю.
Конкуренция: теория и практика
Учебно-практическое пособие
Содержание
Предисловие
Глава 1. Что изучает теория конкуренции?

    1. Роль конкуренции в рыночной экономике.

    2. Фирма и ее место на рынке.

    3. Рынок и рыночные ниши.

    4. Определение рыночной конкуренции.


Глава 2. Конкурентоспособность и методы ее достижения.

    1. Ценность товара для потребителя.

    2. Принцип компенсации.

    3. Поле стратегий.

    4. Цикл жизни фирмы.


Глава 3. Фирмы-львы, фирмы-слоны и фирмы-бегемоты: плюсы и минусы гигантизма.

    1. База и границы эффективности крупного производства.

    2. Стратегия обслуживания массового спроса.

    3. Стратегия подавления конкурентов.

    4. От «льва» к «бегемоту»: (эволюционный путь виолента).


Глава 4. «Хитрые лисы»: конкурентные преимущества узкой специализации.

    1. Дифференциация продукта – эффективный способ борьбы за потребителя.

    2. Стратегия по отношению к конкурентам и эволюционный путь фирмы-лисы (патиента).


Глава 5. «Первые ласточки» технических переворотов.

    1. Радикальные инновации – путь к свободным от конкурентов рынкам.

    2. Проблема финансирования и эволюция фирмы-ласточки (эксплерента).


Глава 6. «Серые мыши»: гибкость как источник конкурентоспособности.

    1. Локальные потребности и их роль на рынке.

    2. Стратегия борьбы с конкурентами и разновидности фирм-мышей (коммутантов).


Глава 7. Экономика как сообщество конкурирующих компаний.

    1. Конкуренция и устройство современного рынка.

    2. Конкуренция и научно-технический прогресс.

    3. Фирмы и конкурентоспособность наций.


Глава 8. Конкуренция в России.

  1. Советское наследие

  2. Сообщество компаний переходного периода .

Юданов Андрей Юрьевич (родился в 1952 г.) – доктор экономических наук, про­фессор Финансовой акаде­мии при Правительстве РФ, член Европейской ассоциа­ции историков бизнеса, за­меститель председателя специализированного сове­та Финансовой академии по проблемам экономической теории, маркетинга и ме­неджмента.

А. Ю. Юданов опубликовал более 50 работ, среди них мо­нографии: «Теории открытой экономики: доктрины и действительность» (1983); «Антикризисная стратегия ТНК» (1988); «Фир­ма и рынок» (1990); «Секреты финансовой устойчивости между­народных монополий» (1991). Книга «Большой бизнес и эконо­мический цикл» (1989) переведена на английский и испанский языки. Под редакцией А. Ю. Юданова издательством «Про­гресс» выпущена серия книг о деятельности ведущих фирм ми­ра: «Сони», «Сименс», «БАСФ», «Хоффрош», «Макдональдс».

А. Ю Юданов – автор множества статей в ведущих эко­номических журналах («МЭиМО», «США: экономика, политика идеология» и др.) и газетах страны («Коммерсант-дейли»).

Работы А. Ю. Юданова выполненные в рамках междуна­родных исследовательских проектов по истории бизнеса, в 1996 г выйдут в «Кембридж юнивесити пресс» (Англия, США) и «Франкфуртер алльгемайне» (ФРГ).
Книга является первым в России систематическим изложением курса теории и практики конкуренции – пред­мета, включенного в программы ведущих экономических ВУЗов и бизнес школ мира. В книге излагается сущность конкуренции, методы достижения высокой конкуренто­способности, основные стратегий и роль конкуренции в функционировании рыночной экономики.

Книга предназначена для студентов и преподавате­лей экономических ВУЗов, коммерческих структур и предпринимателей. Рекомендуется менеджерам произ­водственного сектора и всем, кто ежедневно на практике сталкивается с проблемами конкурентной борьбы.

Предисловие.
Огромное значение, которое имеет конкуренция для самых глубоких основ функционирования рыночной экономи­ки столь очевидно, что его не имеет смысла доказывать. Меж­ду тем на русском языке до сих пор нет ни одного учебника или учебного пособия по теории конкуренции. Более того, по­ложение даже еще серьезней. В основу экономического образования в после-реформенной России положен стандартный западный курс экономики, предлагаемый ныне в виде двух десятков сравнительно похожих переводных и оте­чественных учебников. При всех своих неоспоримых достоин­ствах эти учебники имеют важный недостаток: они излагают только так называемую чистую, т.е. крайне абстрактную теорию конкуренции.

На наш взгляд, такой подход невольно ставит под вопрос доверие к обновляемому экономическому образованию. Каждый преподаватель, который читал студен­там или школьникам теорию экономики, (и многие учащиеся, которые слушали) знает ахиллесову пяту курса – страшную оторванность от наблюдаемых реальностей жизни. Второй раз подряд – после десятилетий догматического изучения марксизма – столь абстрактного подхода экономическое обра­зование не выдержит.

Между тем на Западе определенная ограниченность чистой теории конкуренции общеизвестна. Еще в 50 - 60-ые годы на нее указали крупнейшие современные экономисты Ф. фон Хайек и Э. Пенроуз. Первый из них, в частности, проде­монстрировал, что теория совершенной конкуренции (т.е. са­мая сердцевина курса экономики) фактически базируется на предположении, будто конкуренции... вообще не существует. Вторая аргументировано доказала, что «фирма» из учебников – это что угодно, но только не реальная фирма из плоти и крови, действующая на настоящем рынке.

Ныне, несколько десятилетий спустя после сенсацион­ного «бунта» ученых многое устоялось и заняло свое место, как в науке, так и в учебном процессе. Чистая теория сохранила свои позиции в качестве очень важного инструмента экономического анализа, используемого при решении широкого круга задач (определение фирмой оптимального объема произ­водства, уровня цен и др.). Вместе с тем чистая теория более не претендует на универсальность.

Параллельно с учебниками экономике появились книги более приближенные к реальным рыночным ситуациям. В США, в частности, соответствующая учебная дисциплина по­лучила название теории конкурентных преимуществ и включе­на в программу многих институтов и университетов, включая самый престижный экономический ВУЗ мира – Гарвардскую школу бизнеса.

Учебные пособия, описывающие конкуренцию на ре­альном рынке, стали настольной книгой многих читателей:

Именно такое, ориентированное на реальный рынок учебное пособие по экономике лежит сейчас перед чита­телями. Поскольку в России этот жанр педагогической литера­туры недостаточно известен, мы считаем предуведомить о некоторых особенностях пособия:

Глава 1.
Что изучает теория конкуренции?
Новые понятия
Принцип «невидимой руки» – сформулированный А.Смитом экономический закон. Согласно ему, рыночная экономика устроена так, что хотя предприниматели заботятся только о своих личных интересах, сила обстоятельств вынуждает их действовать в интересах общественных.

Фирма – организация, концентрирующая и использующая ре­сурсы для производства товаров и/или услуг с целью получе­ния прибыли.

Рынок – общественный институт, сводящий вместе продавца и покупателя для совершения ими сделки купли-продажи оп­ределенного товара и/или услуги.

Сегментация рынка – распадение единого рынка определен­ного товара на ряд сравнительно независимых рынков разно­видностей этого товара, отличающихся по цене и/или каче­ству, а также по ориентации на разные слои потребителей.

Фундаментальная рыночная ниша – совокупность сегментов рынка, для которых подходят товары и/или услуги, произво­димые данной фирмой.

Реализованная ниша – часть фундаментальной рыночной ни­ши, которую фирме удалось удержать в борьбе с конкури­рующими предприятиями.

Конкурирующие фирмы – фирмы, имеющие полностью или частично совпадающую фундаментальную нишу.

Рыночная конкуренция – борьба фирмы за ограниченный объ­ем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фир­мами на доступных им сегментах рынка.
Среди массы новых явлений, с которыми жители нашей страны столкнулись после начала реформы, феномен конкур­енции привлекает к себе относительно скромное внимание. О конкуренции в повседневной жизни напоминает, пожалуй, лишь агрессивная реклама компаний, наперебой расхвали­вающих свои товары и выгодные цены. Не удивительно, что инфляция, безработица, банковские и валютные кризисы или даже заведомо более мелкие явления вроде банкротств от­дельных компаний затмевают в обыденном сознании проб­лемы конкуренции.

Напротив, профессиональные экономисты, отдавая должное грозным кризисным и инфляционным процессам, единодушно признают особое фундаментальное или системообразующее значение конкуренции для функционирования рыночной экономики. На чем же основываются их убеждения?


    1. Роль конкуренции в рыночной экономике


Индивидуалистические черты капитализма
Капиталистическая экономика по своей сущности глубоко индивидуалистична. Основы этого общественного устройства предоставляют индивидууму свободу, почти граничащую с произволом.

Так, господство частной собственности означает, что большей частью национального богатства владеют, пользуются и распоряжаются частные лица, а не общество в целом. При этом если не нарушен закон, никто не вправе запретить владельцу распорядиться своей собственностью даже в ущерб общим интересам. Так, распространенная проблема при строительстве транспортных магистралей на Западе, а в будущем, видимо, и в России свя­зана с правом частной собственности на землю. Достаточно владельцу отказаться продать свой участок и газопровод или железная дорога вынуждены будут сделать огромный крюк в обход его земель.

Свобода предпринимательства дает индивидууму пра­во приобретать ресурсы и организовывать производства по своему усмотрению. Предприниматель сам решает что именно, в каких количествах и с помощью каких технологий будет производиться. И его ошибочные решения столь же неукосни­тельно исполняются, как и решения верные.

Обладает суверенитетом и потребитель. Его поведе­ние не ограничено какими-либо «нормами потребления». Кар­точки или талоны на приобретение товаров в странах с ры­ночной экономикой почти неизвестны. Они вводились здесь только в периоды больших войн. В обычное же время все определяется исключительно желаниями и платежеспособно­стью самого потребителя.

Общей нормой поведения, а не случайным отклонени­ем от правила в рыночной экономике является приоритет лич­ного интереса. Каждая экономическая единица делает только то, что ей выгодно и, следовательно, любые процессы в хо­зяйстве начинают происходить только тогда, когда они соот­ветствуют интересам достаточно могущественных групп лю­дей. Напротив, даже осознанные общественные потребности, если их удовлетворение не выгодно никому конкретно, не имеют прямого механизма реализации и могут длительное время игнорироваться.

Наконец, ограниченная роль государства означает, что общество в целом признает широкие экономические свободы личности, считает их оправданными и не стремится подчинить их своему контролю. Конечно, государство и в условиях рынка вмешивается в экономику, причем во многих случаях это вмешательство имеет значительные масштабы. Однако, ни в одной рыночной экономике важнейшие параметры функ­ционирования экономики – объем производства, его структура, уровень цен и т.п. – не устанавливаются государством сверху.

Индивидуализм капиталистической экономики лежит в основе одновременно и сильных, и слабых ее сторон.

Именно на почве индивидуализма развивается инициа­тива и предприимчивость частных лиц, закладывается база гибкости экономики и энергичного научно-технического прогр­есса.

Действительно, в каждой стране не узкая группа чинов­ников и экспертов, а сотни тысяч предпринимателей непрер­ывно пристально изучают рынок, выискивая, какое именно усовершенствование существующих товаров и услуг может привлечь покупателей. Или какая новинка вызовет у них одобрение. Частная собственность и свобода предпринима­тельства обеспечивают руководителям предприятий право на риск. Более того, если найдены источники финансирования, а бизнес не является противозаконным, то возможность на практике проверить свои идеи открывается практически перед любым человеком. А коммерческий успех, выпадающий на до­лю удачливых новаторов, обеспечивает сильнейшую мотива­цию такого рода деятельности.
Реальный пример.
Глава японской фирмы «Сони» не соглашается с экспертами.

Акио Морита, один из основателей всемирно извест­ной японской корпорации «Сони» в своих воспоминаниях рассказывает о нескольких случаях, когда он принимал решения наперекор мнению окружающих. В самом нача­ле деятельности «Сони» он, например, настоял на выпус­ке первого в мире транзисторного радиоприемника. В то время все ведущие радиофирмы увлекались изготовлени­ем все более мощных стационарных приемников, обеспечивавших благодаря большим и тяжелым динамикам вы­сокое качество звука. Идея переносного приемника с ма­леньким (а значит сравнительно плохим) динамиком шла вразрез с общей тенденцией. В перспективы транзистор­ных приемников не верила даже американская фирма-первооткрывательница транзисторов – «Уэстерн электрик», именно поэтому относительно дешево продавшая «Сони» лицензию на производство транзисторов.

А. Морита не посчитался с авторитетами... и победил. Транзисторный приемник сразу вывел «Сони» в число ведущих фирм. А мировой рынок обогатился одной из са­мых популярных разновидностей радиоприборов.
Вопросы для ситуационного анализа:


  1. Кто дал право главе второстепенной (в рассматриваемое время) компании «Сони» не считаться с ведущими авторитетами в области радиотехники? Оправданно ли принятие решений на столь низком уровне?

  2. Кто пострадал бы, если бы в описанной ситуации правы оказались эксперты, а не А. Морита?

  3. Обсудите плюсы и минусы децентрализованной системы принятия решений в рыночной экономике.


Конкуренция как дополнение и противовес индивидуализму.
Вместе с тем индивидуа­лизм как принцип организации эко­номики сопряжен для хозяйства и с существенными недостатками. Не сдерживаемые ничем корыстные интересы частных лиц способны подорвать нормальный ход функционирования экономики, а значит в конечном счете и базу собственного существования.

Так, в принципе приоритет частного интереса способен толкнуть землевладельцев к установлению немыслимых ста­вок арендной платы, предпринимателей – к выпуску некачественной продукции, торговцев – к обману покупателей и т.д. В реальной рыночной экономике, однако, такие эксцессы если и происходят, то сравнительно редко. Основным же препятствием на пути неблагоприятного развития событий служит кон­куренция.

Важнейшей предпосылкой ее существования является расщепление экономической власти. Продавец (и покупатель) на рынке лишь в порядке исключения может занимать позицию полного монополиста. В большинстве же случаев анало­гичную продукцию предлагает (соответственно, покупает) множество фирм или частных лиц. Возникает возможность выбора, что в свою очередь ограничивает потенциальные эко­номические злоупотребления. Так, жульническое торговое предприятие постепенно растеряет своих клиентов, некачест­венной продукции потребители предпочтут изделия добросо­вестного производителя.

Более того, хозяйствующие субъекты в рыночной эконо­мике не могут даже ограничиться одними «пассивными добро­детелями», т.е. не обманывать клиента, не вынуждать его переплачивать за товар, не навязывать невыгодных условий. Все это необходимо, но недостаточно. Даже из двух хороших продуктов потребитель стремится выбрать лучший. Поэтому фирмы вынуждены постоянно активно искать пути совершен­ствования своей продукции, стремясь обогнать всех прочих в удовлетворении запросов клиентов.

Таким образом, конкуренция является дополнением и противовесом индивидуализму капиталистической экономики. Если личные интересы дают сильнейшую мотивацию участникам хозяйственных процессов (все, что они делают, делается исключительно для себя, к собственной выгоде), то конкурен­ция направляет их деятельность в благоприятное для всего общества русло. Ведь в ней побеждает тот, что лучше удов­летворяет интересы потребителей.
Реальный пример
Финансовые пирамиды в России подрывают свой бизнес.

Лето и осень 1994 г. на молодом фондовом рынке России прошли под знаком серии крахов акционерных обществ, организованных по принципу финансовой пира­миды. Самое знаменитое из них – АО «МММ». В декабре 1993 г. оно начало активную рекламу своих акций, прибегнув к невиданному до этого в стране приему: объявле­нию цен их продажи и скупки на будущее. Каждая сле­дующая котировка была выше предыдущей, причем курс рос стремительно. В декабре он составлял около 2 тыс. рублей, а к концу июля достиг 121 тыс., что даже в твер­дых ценах означало рост в несколько десятков раз.

Финансировать это повышение курса, как ни странно, было не трудно. Миллионы людей, привлечен­ные «гарантированной» возможностью обогатиться, несли в АО «МММ» свои деньги. Этих средств вполне хватало, чтобы выкупать акции у тех немногих акционеров, которые хотели их сдать. Возникла финансовая пирамида: рост курса акций базировался не на реальных прибылях АО, а на привлечении все новых и новых вкладчиков, так сказать, на расширении основания пирамиды. Деньги новичков шли на «подкормку» вершины пирамиды, а именно на выкуп акций по завышенному курсу у старых акционеров и, разумеется, на обогащение руководства компании.

В августе, однако, произошла развязка. После нача­ла финансовой проверки акции АО «МММ» сначала упа­ли в цене более, чем в сто раз, а затем АО вообще отка­залось выкупать их. Поднявшаяся вслед за этим волна недоверия к спекулятивным ценным бумагам заставила прекратить операции многие другие компании, обещав­шие высокие проценты или быстрый рост курса своих ак­ций: АО «Телемаркет», «Росзолото», банк «Чара» и др. Более никто не хотел вкладывать в них деньги, но мил­лионы прежних акционеров уже безвозвратно потеряли свои средства.

Самое интересное в этой истории то, что с юридиче­ской точки зрения деятельность АО «МММ» не была мо­шенничеством: по закону акционерные общества вообще не обязаны выкупать свои акции. Таким образом, конец финансовым пирамидам принесло не достаточно беспо­мощно действовавшее государство, а сама рыночная эко­номика.
Вопросы для ситуационного анализа:


  1. Как проявился индивидуализм рыночной экономики в действиях а) учредитилей и б) акционеров АО «МММ»? Был ли он в данном случае полезен для экономики России?

  2. Способна ли конкуренция устранить возможность появления финансовых пирамид? Объясните механизм вымирания подобных компаний под воздействием конкуренции.


Принцип «невидимой руки» А. Смита.
Ключевая роль конкуренции для функционирования рыночной экономики была обобщена еще в XVIII в. Адамом Смитом в его знаменитом принципе «не­видимой руки». А.Смит обратил внимание на разницу между субъективными устрем­лениями бизнесменов и объективными результатами их деятельности. А именно, каждый капиталист стремится только к собственной выгоде. Но обстоятельства всякий раз поворачиваются так, что прес­ледуя собственный интерес, он одновременно реализует и интересы всего общества. Причем часто делает это более эффективно и добросовестно, чем если бы специально ста­вил перед собой только альтруистические цели.

Словно невидимая рука правит миром. Дергая за ни­точки марионеток-предпринимателей, она заставляет их дей­ствовать в соответствии с неким «идеальным» планом разви­тия экономики. При этом «ниточками», т.е. конкретным меха­низмом, который вынуждает предпринимателей следовать указаниям «невидимой руки» служит как раз конкуренция.

Действительно, любые диспропорции в экономике оборачиваются либо излишками, либо дефицитами. Конкурен­ция безжалостно выбраковывает фирмы, занятые производ­ством излишней, т.е. ненужной рынку продукции. Соответственно сокращается и объем выпуска отвергаемых рынком то­варов и услуг. Напротив, компании, выпускающие дефицит­ную продукцию, оказываются как бы «вне конкуренции»: в ус­ловиях острой нехватки нарасхват идет любая продукция. Перед производителями последней открываются возможно­сти быстрого наращивания продаж, а значит, и устранения терзающего экономику дефицита.

Отметим, что конкуренция является очень тонким (се­лективным) и гибким механизмом. Первое проявляется в том, что от сокращения спроса на товар или услугу фирмы стра­дают не в равной мере. Наибольшие трудности испытывают неэффективные предприятия, производители некачественной продукции и т.п. Напротив, самые сильные фирмы могут даже в трудное время процветать, поскольку к ним отходят сегмен­ты рынка, ранее контролировавшиеся разорившимися конкур­ентами.

Гибкость механизма конкуренции проявляется в его мгновенной реакции на любые изменения обстановки. В тот же самый момент, как произошли перемены, в лучшем положении оказываются те фирмы, которые лучше к ним приспо­соблены. Разумеется, адаптация неизбежно занимает какое-то время. Важно, однако, что стимулы для нее конкуренция создает сразу же. Так, после нефтяного шока 1973 г. разви­тым капиталистическим странам понадобилось долгих 12 лет, чтобы снизить энергоемкость производства на 1/5. Но уже в первый месяц после его начала статистика зафиксировала в США рост продаж экономичных японских автомобилей и паде­ние доли прожорливых американских машин. До изменения производственной программы американских фирм было еще далеко, но направление и стимулы для нее возникли сразу же.

Таким образом, в соответствии с принципом «невиди­мой руки» конкуренция выступает важнейшим механизмом обеспечения эффективности, пропорциональности и дина­мичности рыночной экономики.
1.2. Фирма и ее место на рынке.
Главным действующим лицом конкурентных отношений на рынке выступает фирма. История коммерческих (т.е. дей­ствующих ради получения прибыли) предприятий уходит корнями в традиционное общество.
Обзор истории фирмы
Те или иные их формы зафиксированы практически во всех великих цивилизациях древности. Наиболее распространены были купеческие и (в нескольких меньшей степени) ремесленные предприятия. Некоторые из них достигали значительных размеров и имели сравнительно сложную организационную структуру. Так, в крупнейших мастерских античности – эргастериях – под кон­тролем многоуровневой иерархии надсмотрщиков работало до 300 рабов, а продукция предприятия реализовалась в раз­ных городах через некоторое подобие постоянной сбытовой сети.

От современных фирм коммерческие предприятия до­капиталистической эпохи, как правило, отличало:

  1. Использование подневольного труда;

  2. Традиционный характер деятельности (десятилетия­ми не изменяющиеся технологии, одна и та же продукция, раз и навсегда принятая структура);

  3. Второстепенная роль в экономике по сравнению с господствовавшим в то время нетоварным, самообеспечивав­шимся (или натуральным) типом ведения хозяйства.

Сам термин «фирма» впервые стал использоваться в северных и центральных областях Италии в XIV-XV вв. с на­чалом развития там капитализма. Именно нажитому фирмами богатству обязаны своим возвышением крупнейшие итальян­ские города того времени – Венеция, Флоренция, Милан. В XV-XVII столетиях капиталистические фирмы получают распространение в Голландии, Англии, Франции, ганзейских горо­дах Германии, а впоследствии и во всем мире.

Первые капиталистические фирмы были небольшими предприятиями, организованными как единоличные владения или товарищества (последний тип фирм также называют партнерствами или обществами на паях). Владелец (или совла­дельцы) вносил весь необходимый для деятельности фирмы капитал и лично управлял компанией. В случае банкротства фирмы он был обязан отвечать по ее долгам всем своим дос­тоянием, а не только внесенными в дело средствами.

Сильнейшая заинтересованность владельца (или узкой группы совладельцев) в успехе фирмы и практически полное отсутствие формализма и бюрократизма (все решает сам хо­зяин) сделали единоличные компании и товарищества иде­альным типом организации мелкой фирмы. Вплоть до нашего времени именно на таких основаниях действует около 4/5 от общего числа фирм развитых капиталистических стран.

В XIX веке сначала в железнодорожном строительстве, а к последней трети этого столетия в большинстве отраслей экономики возникают крупные фирмы, действующие в обще­национальных или даже международных масштабах. К такому размаху единоличные предприятия и товарищества оказались плохо приспособленными. Во-первых, для крупного предприя­тия недостаточны средства, которые один человек или не­большая группа компаньонов могут вложить в дело. Во-вторых, судьба крупных предприятий с сотнями и тысячами занятых и гигантской стоимостью оборудования не может за­висеть от готовности или неготовности наследников основате­ля фирмы продолжать дело, что неизбежно в единоличном предприятии или узком партнерстве. В-третьих, крупное пред­приятие нуждается в профессиональной иерархии управляю­щих (менеджеров), причем менеджеров, относительно неза­висимых от владельца, чего в единоличных предприятиях обычно не бывает.

Подходящая для крупных предприятий форма органи­зации компании – акционерное общество или корпорация – бы­ла найдена еще в XVII веке. В этой форме в 1600 г. была образована английская Ост-Индская, а в 1602 г. – голландская Ост-Индская компания. Массовое распространение акционер­ные общества получили в XIX в. К настоящему же времени их следует считать господствующей формой организации компа­ний, т.к., хотя в общем числе действующих фирм акционер­ные общества составляют не более 1/5, на них приходится около 90% всего объема производства товаров и услуг.

Акционерные общества объединяют капиталы большо­го числа вкладчиков (акционеров). Крупные современные об­щества насчитывают сотни тысяч акционеров, что позволяет им концентрировать у себя гигантские капиталы. Пропорцио­нально своему вкладу каждый акционер имеет право на долю в прибылях общества, а также на участие в управлении им. Текущее руководство акционерным обществом, однако, осу­ществляют не акционеры, а наемные управляющие, что дает возможность подбирать их по профессиональным признакам и, тем самым, избегать многих управленческих проблем, свойственных единоличным предприятиям (хозяин, мнящий себя специалистом по всем вопросам; бестолковый наслед­ник и т.п.).

Вообще акционер существенно сильнее, чем хозяин единоличного предприятия, отделен от той фирмы, совла­дельцем которой он является. Так, в случае банкротства фирмы он теряет лишь деньги, которые вложил в акции. На его же личное имущество иски кредиторов разорившейся фирмы обращены быть не могут. Продажа или покупка акций рядовым акционером, равно как и его мнение о том, как сле­дует вести дела фирме, на деятельности компании почти ни­как не сказывается, т.к. мелких акционеров слишком много и влияние каждого из них в отдельности незначительно.

Применительно к XX веку, когда число акционеров крупных фирм особенно возросло, поэтому, даже принято го­ворить о менеджериальной революции или революции управляющих. Ее суть состоит в том, что власть в современных крупных корпорациях в значительной степени перешла от собственников (акционеров) к наемным управляющим. Дейст­вительно, резкое расширение свободы наемных менеджеров в постановке задач и принятии решений – одно из важнейших событий в новейшей истории фирмы. Следует впрочем иметь в виду, что крупные акционеры, в отличие от мелких свою власть во многом сохранили.

Другое важнейшее событие в истории фирмы в XX веке состоит в принципиальном усложнении ее организационной структуры. Крупная фирма в наше время обычно владеет многими заводами, выпускающими широкий спектр товаров и расположенными в целом ряде стран. Подобные транснациональные корпорации (в отечественной литературе их также называют международными монополиями или международ­ными концернами) построены как система акционерных об­ществ, во главе которой стоит так называемое материнское общество, владеющее акциями дочерних фирм и благодаря этому контролирующее их деятельность. Дочерние общества, в свою очередь, могут контролировать внучатые компании и т.д.
Определение фирмы
Что же представляет из себя капи­талистическая фирма? Наиболее часто ее определяют как организацию, концен­трирующую и использующую ресурсы для производства товаров и/или услуг с целью получения при­были. Более отчетливо сущность фирмы можно, однако, по­нять рассмотрев те функции, которые она выполняет в рыноч­ной экономике (см. рис.1):

Рис.1 Фирма и ее функции
Функции фирмы
1. Концентрация и использова­ние ресурсов. Как известно, основными факторами производства являются земля, капитал и труд (включая такую важную его разновидность, как предпринимательская способность). Их соединение и использование в рыночной экономике осу­ществляет фирма. Ей необходимо получить в свое распоря­жение ресурсы, добившись при этом, чтобы по своим качест­венным и стоимостным характеристикам они были пригодны для производства конкурентоспособной продукции.

Отметим, что это непростая и во многом противоречи­вая задача. Получать самые лучшие ресурсы по низким це­нам можно лишь в мечтах. Реально фирма имеет возмож­ность купить только доступные ресурсы, имея для этого огра­ниченные средства. Отсюда, с одной стороны, вытекает каче­ственная неодинаковость фирм. Так, фирма, которая наняла знаменитого конструктора, неизбежно будет по-иному пред­ставлена на рынке, чем та, которой удалось пригласить та­лантливого специалиста по рекламе. С другой стороны, перед каждой фирмой встает проблема выбора ресурсов и задача с максимальной отдачей использовать сильные стороны тех ре­сурсов, на которые сделана ставка.

2. Организация производства. Влияние рыночной среды на фирму сказывается «на входе» в производственный процесс через цены и качество потребляемых ресурсов и на «выходе» из него через спрос на готовую продукцию. Но сама организация производства – выбор технологии, создание сти­мулов к труду, контроль качества и т.п. – является сугубо внутрифирменным делом. Это очень важный момент.

Оказывать решающее воздействие на рынок фирма, как правило, не может. Так, нельзя навязать рынку неудачный товар. Точно так же приходится смиряться с завышенными ценами на ресурсы, если они сложились на рынке. Относи­тельная автономия производства от прямого диктата рынка дает в руки фирмы механизм адаптации – здесь все зависит только от ее усилий, здесь можно выбрать свой путь. Тем или иным способом организуя производства, фирма удовлетвор­яет требования рынка, но делает это на свой манер.

3. Сбытовая деятельность. Готовая продукция долж­на быть доведена до потребителя. В рыночных условиях это требует от фирмы не только создания сбытовой сети той или иной конфигурации: от продажи всего произведенного оптови­ку-посреднику в простейшем случае до сложных и дорогостоя­щих схем вроде «прямой продажи», предусматривающей показ товара торговым агентом каждому потенциальному покупате­лю. Необходимо также стимулировать реализацию продукции, для чего используется широкий спектр маркетинговых и рек­ламных приемов. Кроме этого через сбытовую сеть фирма по­лучает информацию о том, как ее продукцию принимает ры­нок.

4. Получение прибыли и несение риска. Прибыль яв­ляется целью всей деятельности фирмы. При этом особенно важно, что прибыль служит источником финансирования инвестиций, без которых развитие ни фирмы, ни всей экономики в целом невозможно. Не менее важна и неприятная изнанка коммерческой деятельности: опасность вместо прибылей понести убытки. Риски – обязательный, неотъемлемый элемент рыночной эко­номики, где ничто не может быть запланировано с абсолют­ной точностью. С макроэкономической точки зрения готов­ность фирм нести риски является важным условием гибкости хозяйства: без ошибок нельзя создать ничего нового. Поэтому готовность фирм расплачиваться за свои ошибки является си­нонимом стремления к прогрессу.

Для самой же фирмы выбор объема и характера прини­маемых на себя рисков – важный элемент общей стратегии, отличающий ее рыночное поведение от поведения других компаний.

5. Накопление опыта. Подобно живым организмам фирмы являются самообучающимися системами. Успехи и неудачи тщательно анализируются, чтобы наращивать преи­мущества и устранять недостатки. Разница же между эконо­микой и живой природой прежде всего проявляется в темпах процесса. Естественный отбор миллионы лет суммирует удачные случайные мутации прежде чем сформирует хорошо приспособленный к условиям среды обитания вид. Фирмы сознательно перенимают удачные нововведения. Поэтому передовой опыт – к выгоде как самих компаний, так и всей эко­номики – распространяется очень быстро.

Способность к самообучению представляет собой в высшей степени индивидуальную, связанную с общей внутри­фирменной культурой, и, вероятно, самую важную характери­стику каждой компании. Ведь в конечном счете именно спо­собность к самообучению определяет эффективность выпол­нения всех функций, а значит, и рыночный успех фирмы.

Итак, фирма является многофункциональной организа­цией. Эффективное выполнение каждой из основных функций жизненно необходимо как для отдельных фирм, так и для нормальной работы всей рыночной экономики в целом.

Важно и другое обстоятельство. Выполнение каждой из основных функций возможно многими способами. Соответст­венно очень велико число допустимых стратегий рыночного поведения фирмы, которые она может выбрать, отдав преи­мущество тому или иному способу реализации своих функций.
Реальный пример
Критические моменты в истории «Макдональдс».

Как и всякая добившаяся всемирной известности фирма, корпорация «Макдональдс» пришла к своему ус­пеху непростым путем. В ее истории много моментов, ко­гда под угрозой оказывалось выполнение то одной, то другой функции фирмы:

1. До появления фирмы «Макдональдс» в мире не существовало индустриальных способов приготовления пищи. Именно применение конвейерных технологий принесло первые успехи молодой фирме – они позволили де­шево изготавливать и продавать доброкачественную еду.

Здесь, однако, компанию подстерегал неприятный сюрприз. Одно из обязательных блюд ассортимента – жаренный картофель «фри» – никак не поддавался меха­низации: при машинной жарке он оказывался то пережаренным, то недожаренным. Выяснилось, что все зави­сит от неоднородности химического состава картофеля.

Но где это видано, чтобы фермеры направляли свою картошку на анализы? Корпорации «Макдональдс» пришлось прибегнуть к целому арсеналу угроз и посулов, чтобы фермеры поняли, что важны не только сорт и раз­меры клубня, но и, скажем, процент содержания протеина в нем.

2. На одном из этапов бурного роста сети ресторанов «Макдональдс» фирма утратила контроль за хозяевами некоторых из них. И поплатилась за это: главой фран­цузской системы ресторанов стал человек, не желавший следить за качеством еды и обслуживания.

Потенциальный спрос на услуги ресторанов быстрого обслуживания в этой стране был подорван, а кафе «Мак­дональдс» приобрели репутацию грязных забегаловок. Лишь судебный процесс позволил фирме устранить нера­дивого менеджера и начать восстанавливать престиж марки.

3. Замороженный мясной фарш для гамбургера тех­нологичнее свежего. Его можно хранить сколь угодно долго, не боясь, что он испортится. Но – увы! – он не так вкусен. Поэтому долгие годы политика «Макдональдс» в этом вопросе состояла в отказе от мороженных продук­тов. Более того в этом направлении не велись даже ис­следования.

Революцию совершила группа поставщиков фарша. Она за свой счет, не будучи даже уверена в поддержке руководства «Макдональдс», разработала принципиально новую технологию глубокой заморозки, сделавшую фарш очень вкусным, и даже построила мощный хладокомби­нат. Благодаря этой новинке «Макдональдс» надолго обо­гнал своих конкурентов.

4. Несколько раз «Макдональдс» совершал одну и ту же очень естественную ошибку. Выходя на рынок новой страны он стремился включить в меню местные блюда, а само кафе оформить в национальном стиле... и неизменно терпел фиаско.

Лишь напряженная работа экспертов по маркетингу позволила сначала связать неудачи с попытками нацио­нально «окрасить» кафе в разных странах, а затем и объ­яснить странный феномен. Оказывается, местные жители считали американизированный вариант собственных блюд профанацией национальной кухни и в то же время не прочь были попробовать чисто американскую пищу. С тех пор где бы не открывалось кафе «Макдональдс», ос­нову его меню составляют вариации на тему традицион­ной американской булочки с котлетой (гамбургера).
Вопросы для ситуационного анализа:


  1. Какие функции фирмы нарушались в каждом из приведенных примеров?

  2. Что произошло бы, не прими «Макдональдс» мер к их восстановлению?


1.3. Рынок и рыночные ниши
Рынок – это общественный инсти­тут, сводящий вместе покупателя и про­давца для совершения ими сделки купли-продажи определенного товара и/или услуги.

В зависимости от того, позиции какой из сторон сделки являются более сильными принято различать «рынок про­давца» и «рынок покупателя». В подавляющем большинстве случаев капиталистический рынок является рынком покупате­ля. Это значит, что он насыщен или даже перенасыщен то­варами и услугами, и, поэтому, положение покупателя на нем предпочтительней, чем положение продавца. Продавцы бор­ются между собой за покупателя, последний же активно ис­пользует свою свободу выбора между ними.
Неоднородность спроса и сегментация рынка.
В этих условиях структура рынка, по существу, определяется структурой платежеспособного спроса. Последняя же крайне не­однородна. Разные требования потребителей к стоимости и качеству товаров делят единое пространство рынка на относительно изолированные области (на профессиональном языке это на­зывается «сегментацией рынка»).

Так, достаточно автономен спрос на товары, имеющие разную цену. И, скажем, падение спроса на «Жигули» вполне может сочетаться с ростом спроса на «Мерседесы» – их поку­пают совершенно разные социальные слои населения. Рынок распадается на целую лестницу сегментов от самых дешевых до самых дорогих разновидностей данного товара или услуги.

Еще сложнее обстоит дело с сегментацией рынка по качественным критериям. Прежде всего отметим, что качест­во не является одномерной характеристикой, т.е. не сводится только к тому, плохой этот товар или хороший.

Даже основные потребительские свойства самых прос­тых продуктов удивительно разнообразны. Так, зубная паста должна: а) очищать зубы; б) дезинфицировать полость рта; в) укреплять эмаль зубов; г) укреплять десны; д) быть прият­ной на вкус и т.п.

Соответственно, на рынке зубной пасты складывается ряд относительно независимых сегментов. Некоторые потре­бители отдают предпочтение приятным на вкус пастам. Дру­гие согласны терпеть «медицинский» запах и вкус ради пре­восходных лечебных свойств. У третьих – особо чувствитель­ные зубы или десны и обычные пасты им совсем не годятся.

Существует ли объективный критерий, позволяющей определить, какое из этих достоинств важнее? Скажем даже резче: мыслим ли вообще годный для всех потребителей один универсальный критерий? Представляется, что такого критерия нет и быть не может. Напротив, как гласит устояв­шееся в современной теории маркетинга мнение (мы цитир­уем известного немецкого эксперта Вернера Мефферта): «Не существует объективно самого лучшего продукта. Существует лишь самый лучший продукт для конкретных нужд господина Мюллера».

И каждый из огромного числа таких мюллеров (или, ес­ли угодно, Ивановых) делает выбор, руководствуясь своими интересами, не всегда и не во всем совпадающими с интересами других. А результатом подобных решений всех потреби­телей становится качественная сегментация рынка – одна из важнейших черт последнего, в соответствии с которой долж­ны строить свое поведение действующие на нем фирмы.
Фундаментальная ниша
Совокупность рыночных сег­ментов, для которых подходят товары и/или услуги, производимые данной фирмой, называется ее фундаментальной рыночной нишей. Размеры фундаментальной ниши и состав входящих в нее сегментов прямо связаны с выбором варианта осуществления своих функций, который сделала та или иная фирма.

Так, в первую очередь фундаментальная ниша опреде­ляется отраслью, в которой действует фирма, ассортиментом, выпускаемых ею товаров, их качественными характеристиками, т.е. задается производственной функцией фирмы.

Нередко рыночный сегмент может быть связан с ре­сурсной базой фирмы, особенно с уникальными ресурсами. Примером могут служить практически все знаменитые винодельческие фирмы. Как правило виноград, идущий на приго­товление дорогих марочных вин, очень капризен к условиям произрастания и характерный оттенок вкуса приобретает только в одной местности. Наличие у фирмы такого виноград­ника практически автоматически закрепляет за ней сегмент рынка, образованный спросом любителей этого вина: массандровский портвейн, крымское шампанское и т.п. могут предла­гать лишь предприятия, владеющие участками земли в соот­ветствующем месте.

Точно также наличие или отсутствие широкой сбытовой сети предопределяет возможность фирмы обслуживать сег­менты рынка, связанные с массовым потребительским спро­сом. А готовность к несению значительных рисков обязатель­на для фирмы, действующей на сегменте рынка, связанном с прорывным научно-техническим прогрессом.

Для наглядности рыночную нишу той или иной фирмы принято изображать графически. При этом в основу графика обычно кладутся либо а) стоимостные и качественные показатели выпускаемой фирмой продукции, либо б) слои потреби­телей продукции фирмы, либо в) и то, и другое вместе.


Комфорт

Спортивность

низкая

средняя

высока

Высокий




А




Средний










Низкий











Рис. 2а. производитель комфортных автомобилей
Так, на рис. 2а схематических изображена сегментация рынка автомобилей по двум параметрам: их комфортабель­ности и спортивности. Рыночная ниша помеченной на рисунке фирмы А (прообразом ее в реальном мире может служить ле­гендарная машина супербогачей – «роллс-ройс»), выпускаю­щая очень комфортабельные машины, обладающие лишь средними спортивными достоинствами.


Возраст

Доходная группа

1

2

3

4

5

Молодой










Б

Б

Средний










Б

Б

Старший

















Рис. 2б. Производители модных, дорогих костюмов
На рис. 2б показан рынок мужских костюмов по категор­иям потребителей. Ниша фирмы Б охватывает выпуск костю­мов для молодых и среднего возраста мужчин, принадлежа­щих к наиболее высокодоходным (4 и 5 группа) слоям населе­ния.

На рис. 2в изображена ниша кинофирмы, ориентирован­ной на выпуск кассовых фильмов, а потому снимающей картины развлекательных жанров преимущественно для молодежи (как известно, преобладающей среди посетителей кинотеатров).


Возраст

Жанры

детектив

комедия

ужасы

фантастика

драма

классика

до 15

В

В

В

В







15 – 20

В

В

В

В







21 – 25

В

В

В

В







26 – 40



















Свыше 40




















Рис. 2в. Производитель кассовых кинофильмов
Следует иметь в виду, что в действительности рынок сег­ментируется не по 1 – 2, а по множеству параметров. Поэтому если бы мы захотели построить более реалистические графики – как это делают для практических нужд специалисты по марке­тингу – их бы пришлось рисовать не плоскостными (двухмер­ными), а значительно более сложными многомерными. Причем каждый параметр, вызывающий сегментацию рынка, придавал бы графику новое измерение.
Реализованная ниша
Не все сегменты рынка, входя­щие в фундаментальную нишу, фирме удается реально удержать за собой. Дело в том, что фундаментальные ниши нескольких фирм могут частично или полностью совпадать (на графике это будет выглядеть как взаимное наложение ниш). В этом случае лишь от выбора потребителя зависит, товары ка­кой фирмы будут доминировать на соответствующем рыночном сегменте. Иными словами, рынок принимает не все товары, при­годные для данного сегмента, а лишь лучшие из них. Поэтому наряду с понятием фундаментальной ниши экономисты пользу­ются еще и понятием реализованной ниши.

Реализованной нишей называется часть фундамен­тальной ниши фирмы, которую ей удается удержать в борьбе /конкурирующими предприятиями.
Реальный пример
«Волга» теряет статус престижного автомобиля.

В СССР самым большим и дорогим из массово про­изводившихся легковых автомобилей была изготовляв­шаяся Горьковским автозаводом «волга». По своим тех­ническим характеристикам она является автомобилем среднего класса. В отсутствие более престижных машин она, однако, выполняла и функции представительского автомобиля.

О престижном потреблении части «волг» свидетель­ствует, в частности, феномен «черной волги». Окраска «волги» в этот цвет носила символический характер – она была дозволена только высокопоставленным лицам.

Открытие в ходе реформ российского рынка для им­портных автомобилей в корне изменило ситуацию. Как со­стоятельные частные лица, так и высшие государственный чиновники в престижных целях стали использовать на­стоящие представительские машины – «Мерседесы», «БМВ» и др. «Волга» же была вытеснена с этого сегмента.
Вопросы для ситуационного анализа:


  1. Входил ли сегмент «представительские автомо­били» в а) фундаментальную и б) реализованную нишу «волги» в советскую эпоху? Что изменилось в этом плане?

  2. Входил ли российский рынок престижных авто­мобилей в фундаментальную нишу «Мерседеса» в советские годы?

  3. Окончилась ли потеря описанного сегмента рынка катастрофой для легкового подразделения ГАЗа? Почему?


От того, какая часть фундаментальной ниши войдет в состав ниши реализованной во много зависит судьба фирмы. На рис. 3 изображены три наиболее часто встречающихся сценария развития событий. Сценарий а) реализуется, когда фундаментальные ниши фирм совпадают лишь в незначи­тельной части. В этом случае одной из фирм (на нашем ри­сунке – фирме Б) удается вытеснить другую со спорного сег­мента, но у той при этом сохраняется достаточная по раз­мерам реализованная ниша. Обе фирмы имеют возможность продолжить свое существование.

Рис.3. Фундаментальные и реализованные ниши
Сценарий б) возникает при значительной степени сов­падения фундаментальных ниш. В противоборство вступили фирмы, чья продукция в основном ориентирована на одни и те же сегменты рынка. В этом случае реализованная ниша проигравшей компании (на рисунке – фирмы А) может оказать­ся недостаточной для ее дальнейшего функционирования.

Наконец, сценарий в) осуществляется, когда ни одной из фирм не удается взять верх на спорном участке. Как будет показано далее, такая ситуация истощает обе компании и обычно в долгосрочном плане ведет к усилению сегментации рынка. Первоначально единый сегмент распадается на ряд более мелких, на одних из которых начинают доминировать продукты фирмы А, а на других – Б.
Реальный пример
Канцелярская «война» «Скрипто» против «Бик».

В 50-ые годы американская фирма «Скрипто» ус­пешно специализировалась на выпуске дешевых пись­менных принадлежностей (автоматические карандаши). Но в 60-70-ые годы на этом рынке произошла малень­кая техническая революция. Французская фирма «Бик» выпустила свои знаменитые шариковые ручки, сочетаю­щие дешевизну и удобство при письме.

Для компании более широкого профиля такой по­ворот вряд ли стал бы проблемой: мало ли нововведений такого масштаба осуществляется в разных отраслях, поч­ти не отражаясь на доминирующих в них фирмах. Но для «Скрипто» это было катастрофой. Раньше автоматиче­ские карандаши – единственная опора ее бизнеса – удов­летворяли запросы широкого круга потребителей, нуж­давшихся в дешевых орудиях письма.

Теперь верными фирме остались лишь те немногие, для которых почему-то не годились шариковые ручки, а нужны были именно карандаши, причем не простые, а автоматические.
Вопросы для ситуационного анализа:


  1. Какой из сценариев пересечения фундаменталь­ных ниш компаний имел место в данном случае?

  2. Как связана степень специализации фирмы и ее жизнеспособность в случае вторжения в ее реа­лизованную нишу чужих конкурентоспособных продуктов?


1.4. Определение рыночной конкуренции
Определение конкурирующих фирм
Проведенный анализ подвел нас к возможности сформулировать некоторые важнейшие определения курса. Конкурирующими фирмами называются фирмы, имеющие пол­ностью или частично совпадающую фундаментальную нишу.

Обратим внимание, что речь идет именно о фундамен­тальных нишах, хотя зримо увидеть схватку компаний можно лишь, когда пересекаются их реализованные ниши и решается вопрос, в чьей сфере влияния останется данный сегмент рынка. Дело в том, что острые вспышки конкуренции состав­ляют лишь часть взаимоотношений соперничающих фирм. В других случаях конкуренция имеет скрытую или потенциаль­ную форму, но от этого не перестает существовать. Поясним это на примере.

Начиная примерно с 1992 г. на российском рынке шоко­ладных батончиков наблюдается почти полное господство иностранной продукции: «марс», «сникерс» и т.п.

Отечественные шоколадные батончики старого об­разца практически вытеснены с рынка крупных городов на периферию. Таким образом, видимой конкуренции отечест­венной и импортной продукции нет. Реализованные ниши не пересекаются. Но фундаментальные ниши остались пересе­кающимися. Ведь и в крупных городах, в принципе, могут есть российские шоколадки.

Легко представить себе, что рост цены импортных то­варов или ностальгическая перемена вкусов потребителей (кстати, в бывшей ГДР такой возврат к привычным товарам уже произошел) позволят отечественной продукции вернуться в города. И конкуренция выльется в открытую форму.

Очевидно, что как в спокойные, так и в острые периоды взаимоотношений товары с пересекающимися фундаментальными нишами (и, соответственно, производящие их фирмы) являются конкурирующими.
Определение рыночной конкуренции.
Рыночной конкуренцией называет­ся борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сег­ментах рынка.

Как и всякая дефиниция, приведенное определение во многом условно и может быть выражено и в других словах. С содержательной стороны оно, однако, включает ряд важных для понимания сути дела моментов.

Во-первых, речь идет о рыночной конкуренции, т.е. о непосредственном взаимодействии фирм на рынке. Дело в том, что в понятие конкуренции порой включается слишком широкий круг явлений.

Действительно, конкуренцию часто определяют как войну (или борьбу) всех против всех. Не вызывая возражений по существу, эта формула, однако, представляется скорее достоянием литературы или искусства, а не чем-то пригодным для реального использования. Размытый (хотя и запоминаю­щийся) образ всеобщего противостояния мало помогает по­нять, кто именно борется, какими средствами и почему, собст­венно, компании вступают в конфликтные ситуации. Далеко от таких вопросов и другое бытующее определение конкуренции как борьбы между капиталистами за получение наивысшей прибыли.

Дело не в том, что эти дефиниции плохи. Просто в стремлении охватить одной формулой все виды конкуренции (скажем, внутриотраслевую и межотраслевую; рыночную и внерыночную и т.д.) они неизбежно утратили конкретность.

Напротив, обсуждаемое определение предельно конкр­етно. Оно касается только той борьбы, которую ведут фирмы, продвигая на рынок свои товары и услуги.

Во-вторых, конкуренция ведется за ограниченный объ­ем платежеспособного спроса. Именно ограниченность спро­са заставляет фирмы враждовать друг с другом. Ведь если спрос удовлетворен товарами (услугами) одной фирмы, то все остальные автоматически лишаются возможности прода­вать свою продукцию.

Интересно, что в тех редких случаях, когда спрос прак­тически неограничен, отношения между фирмами, предлагаю­щими однотипную продукцию, часто бывают больше похожи на сотрудничество, чем на конкуренцию. Такое положение, например, наблюдалось в самом начале реформ в России когда узкий ручеек начавших поступать с Запада товаров сталкивался с практически ненасытным внутренним спросом.

В-третьих, рыночная конкуренция развивается только на доступных сегментах рынка. Как будет подробно показано в дальнейшем, один из рапространеннейших приемов, к которым прибегают фирмы, чтобы облегчить давление на себя конкурентного пресса, состоит в уходе на недоступные для других сегменты.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Конкуренция
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации