Реферат - Моделирование товарного ассортимента и его прогнозная оценка - файл n1.doc

Реферат - Моделирование товарного ассортимента и его прогнозная оценка
скачать (63.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc64kb.08.07.2012 18:57скачать

n1.doc

Содержание
Введение_______________________________________________________3

I Моделирование товарного ассортимента____________________________4

1 Этапы моделирования ассортимента__________________________4

2 Методы моделирования ассортимента_________________________4

3 Формирование и регулирование ассортимента оптовых и розничных предприятий_______________________________________________7

II Анализ и прогнозная оценка ассортимента__________________________9

Заключение_____________________________________________________11

Список литературы______________________________________________12

Введение

В современных условиях конкуренции рынок определяет ассортимент товаров – совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных по определенному признаку. При этом основной задачей предприятия является удовлетворение спроса потребителей лучше и эффективнее конкурентов. При неоптимальной структуре ассортимента происходит снижение как потенциального, так и реального уровня прибыли, потеря конкурентных позиций на перспективных потребительских и товарных рынках и, как следствие этого, наблюдается снижение экономической устойчивости предприятия.

Поэтому на сегодняшний день формирование оптимального ассортимента, способствующего оптимизации прибыли, сохранению желаемой прибыли на длительный период времени, крайне актуальная задача для предприятий, стремящихся быть конкурентоспособными.

I Моделирование товарного ассортимента


  1. Этапы моделирования ассортимента

Моделирование ассортимента – процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом населения. Моделирование ассортимента осуществляется постоянно во всех звеньях товародвижения – от производства до потребления.

Процесс моделирования ассортимента товаров в магазинах складывается из трех этапов:

  1. Установление группового ассортимента товаров в магазине.

  2. Расчет структуры группового ассортимента.

  3. Определение внутригруппового (развернутого) ассортимента.




  1. Методы моделирования ассортимента

Работа с ассортиментом- это и наука, и искусство. Ассортиментная политика – важная часть общей розничной стратегии. При анализе основных принципов ассортиментной политики применяют следующие методы:

А) Метод Ф. Котлера.

Управления ассортиментом, с точки зрения Ф. Котлера, должно проходить в два этапа:

1. Анализ товарной линии – это этап, включающий в себя постоянный сбор информации об объеме продаж и прибыли по каждой товарной единице, определение долей отдельных товарных единиц в объеме продаж и прибыли товарной линии. Если на несколько товарных единиц приходится высокая доля объема продаж, значит товарная линии уязвима. На данном этапе определяется и рыночный профиль товарной линии, для чего строится карта позиционирования, которая отражает позиции товарной линии предприятия по отношению к продукции конкурентов.

2. Принятие решений о длине товарной линии, необходимости обновления, корректировке или сокращении. На основе результатов анализа принимается решение о длине товарной линии. Критерием оптимальной длины является общая прибыль предприятия, товарная линия считается короткой, если, добавляя к ней новые товарные единицы, можно увеличить прибыль, и слишком длинной, если сокращение числа товарных единиц приводит к росту прибыли.

Преимуществом методики Ф. Котлера является то, что карта позиционирования, которая строится на этапе анализа товарной линии, отражает позиции товарной линии предприятия по отношению к продукции конкурентов, тем самым полезна для выработки рыночной стратегии товарной линии.

Недостатком считается то, что при наполнении товарной линии возникает риск вытеснения одних товаров другими, а также введение в заблуждение клиентов компании.

Б) Метод Е. Дихтля и Х. Хершгена.

Е. Дихтль и X. Хершген предлагают формировать ассортимент с учетом экономических целей предприятия, на основе критериев максимизации прибыли, увеличения объема сбыта и других. Они различают два направления оценки товаров:

1. Количественная оценка, основанная на учетной информации, состоящая из анализа структуры сбыта, анализа покрытия затрат, анализа товарооборачиваемости.

2.Оценка на основе информации о внешней среде, т.е. исследование рыночного восприятия ассортимента.

Кроме оценки продуктов с точки зрения экономических целей предприятия,

Е. Дихтль и X. Хершген предлагают использовать оценку продукта на базе суждений потребителей. Также они рассматривают применение метода анализа жизненного цикла продукта.

Преимуществом концепции является то, что с ее помощью можно проверить структуру товарного ассортимента.

Недостатком концепции является то, что уделяя большое внимание элементам внутренней среды, авторы оставили без внимания некоторые факторы внешней среды, такие как конкуренция, поставщики, экономическая ситуация на рынке, научно-технический прогресс, рассматривая только одну составляющую внешнего окружения – потребителей.

В) Метод П.С.Завьялова

В работе П.С.Завьялова по формированию ассортимента рассматриваются необходимые составляющие системы формирования ассортимента:

Преимуществом работы П.С. Завьялова является конкретизация необходимых составляющих системы формирования товарного ассортимента, но автор не приводит алгоритма формирования и управления товарным ассортиментом, что можно отнести к недостаткам.

  1. Формирование и регулирование ассортимента оптовых и розничных предприятий

Инструментом регулирования ассортимента товаров в магазинах служит ассортиментный перечень товаров. Его рекомендуется устанавливать с учетом типа магазина, размера торговой площади, места расположения и других факторов. Наличие таких перечней позволяет не только рационально регулировать ассортимент товаров, но и систематически контролировать его полноту и стабильность.

Полнота ассортиментаэто соответствие фактического наличия товаров на торговом предприятии разработанному ассортиментному перечню.

Под устойчивостью (стабильностью) ассортимента товаров понимают бесперебойное наличие в продаже товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем магазина.
Разработанные ассортиментные перечни товаров оптового предприятия должны подвергаться корректировке с учетом изменений покупательского спроса, выпуска промышленностью новых товаров, результатов закупок на оптовых ярмарках и других факторов.

Главная цель создания обязательных ассортиментных перечней для оптовых торговых баз – контроль за полнотой и стабильностью ассортимента товаров на складах. Оптовые торговые предприятия должны осуществлять контроль за ассортиментом товаров не только на собственных складах, но и в обслуживаемой розничной торговой сети.

Формирование ассортимента товаров в розничных торговых предприятиях – сложный процесс, базирующийся на учете действия многих факторов.

Покупательский спрос выступает в качестве основного фактора, влияющего на формирование ассортимента.

При формировании ассортимента продовольственных товаров в розничных торговых предприятиях следует учитывать некоторые особенности спроса на продукты питания:

  1. Спрос на продовольственные товары по сравнению со спросом на непродовольственные товары обладает высокой степенью устойчивости.

  2. При формировании ассортимента продовольственных товаров необходимо учитывать фактор их взаимозаменяемости.

  3. Покупательский спрос на товары простого и сложного ассортимента также имеет особенности. Так, на товары простого ассортимента, имеющие незначительное количество разновидностей, спрос в основном конкретный, твердо сформулированный и не допускающий замены этих товаров. Наоборот, при покупке товаров сложного ассортимента в спросе допускается их широкая взаимозаменяемость.

  4. На спрос и потребление многих товаров, в особенности продуктов питания, оказывает влияние сезонность их производства

На спрос оказывают также влияние следующие факторы социального и экономического характера:

При формировании ассортимента необходимо также учитывать характер предъявляемого спроса.

Различают спрос устойчивый, альтернативный и импульсный.

Формирование ассортимента товаров в магазинах с учетом перечисленных факторов позволяет обеспечить удовлетворение покупательского спроса, повышение экономической эффективности предприятия и уровня торгового обслуживания населения.

II Анализ и прогнозная оценка ассортимента

Для проведения анализа и составления прогнозной оценки ассортимента используют АВС-анализ.

АВС-анализ – метод, позволяющий сгруппировать ресурсы фирмы по степени их влияния на общий результат. В его основе лежит принцип Парето 20% всех товаров дают 80% оборота. По отношению к ABC -анализу правило Парето может прозвучать так: надежный контроль 20% позиций, приносящих наибольшую прибыль, позволяет на 80% контролировать систему. Товары могут быть разделены на классы ABC по значению выбираемого числового показателя или на основе коэффициента отдачи - отношения показателя прибыли к объему запаса.

В ходе АВС-анализа рассматривается прибыль, доход, приносимый тем или иным товаром; долю участия товара в товарообороте и т.д., тем самым формируется АВС-рейтинг товаров. АВС-анализ может производится для всех групп товаров, для нескольких подгрупп товаров и для одной группы.

При АВС-анализе важен учет времени присутствия товара на рынке, так как спрос у потребителей на товары-новинки и товары, утвердившиеся на рынке, различен. Поэтому нужно дать товару время (от 3 месяцев) для узнаваемости его потребителем, чтобы иметь возможность принять эффективное решение, основываясь на участии товара в товарообороте и доходе.

Также необходимо учитывать представленность данной продукции у конкурентов, что особенно важно в условиях современной конкурентной борьбы. Необходимо отслеживать пользующуюся спросом продукцию, присутствующую в ассортименте конкурирующего предприятия.

Также в ходе анализа необходимо установить наличие товаров субститутов. Их наличие, как в собственном ассортименте, так и в ассортименте конкурентов может привести к вытеснению ими товаров со схожими свойствами.

Наконец, при АВС-анализе необходимо рассмотреть ассортимент с точки зрения присутствия в нем товаров разного диапазона цен, что становится важным при острой конкурентной борьбе.

Оптимальный товарный ассортимент является одной из основных составляющих маркетинга, которая прямо воздействует на сбытовую деятельность, что важно для достижения конкурентоспособности продукции.

Заключение

Работа по формированию ассортимента- это и наука, и искусство. Оптимальный товарный ассортимент прямо воздействует на сбытовую деятельность, что важно для получения максимальной прибыли. При выравнивании доли выкладки и доли продаж (прибыли) у торгового предприятия есть шанс выработать конкурентные преимущества. Поэтому моделирование ассортимента необходимо в современных условиях. Проведение анализа ассортимента позволяет выбрать ключевые позиции, постепенно удалить неперспективные марки, оптимизировать выкладку


Список литературы

1. Н.В. Молоткова, Г.А. Соседов, Основы коммерческой деятельности, из-во ТГТУ, 2004

2. К. Канаян, Р. Канаян, Формируем ассортимент товара//Современный предприниматель.-2006.-№ 3

3. http://www.advertology.ru/print21021.htm




Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации