Реферат - Массовая культура в современном обществе, сущность, тенденции, развитие - файл n1.doc

Реферат - Массовая культура в современном обществе, сущность, тенденции, развитие
скачать (119 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc119kb.08.07.2012 18:46скачать

n1.doc



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное агентство образования

ГОУ ВПО «ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ, СУЩНОСТЬ, ТЕНДЕНЦИИ, РАЗВИТИЕ

РЕФЕРАТ
по дисциплине “Социология массовой коммуникации”


Выполнила: студентка заочного отделения


Проверил: преподаватель

Омск 2007

Содержание

Введение 3

1.Массовый тип культуры 4

2.Массовая культура в современном обществе 5

4.Динамика социокультурных изменений 13

13

Литература 15

Введение



Тема моего реферата «Массовая культура в современном обществе: сущность, тенденции, развитие».

Начнем с того, что вкус и уровень культуры у всех разный и потребности в эстетическом, информационном, коммуникационном общении постоянно растут, поэтому мы можем говорить о развитии в современном обществе массовой культуры.

Средствами распространения массовой культуры являются развитие средств массовой информации и коммуникации (радио, кино, телевидение, гигантские тиражи газет, иллюстрированных журналов, Интернет), индустриально-коммерческий тип производства и распределение стандартизированных духовных благ, относительная демократизация культуры, повышение уровня образованности масс при парадоксальном снижении духовных запросов.

Роль массовой культуры неоднозначна. Если рассмотреть национальное телевидение, которое заполнено «мыльными операми» или такого же уровня сериалами, художественная ценность которых чрезвычайно сомнительна, но это и есть со­временные образцы массовой культуры. Но, по всей видимости, массовая культура прочно укрепилась в современном обществе и ожидать ее спонтанного исчезновения, по крайней мере в ближайший исторический период, не приходится. Очевидно, что если она продолжит свое существование в настоящем виде, то общий культурный потенциал цивилизации не только не возрастет, но может понести и существенный ущерб.

Однако массовая культура понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня об­разования.

  1. Массовый тип культуры



Массовая, или общедоступная, культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков на­рода.

Развитие массовой культуры следует считать конец XIX – начало XX века. Явление массовой культуры не просто некая разновидность «традиционной культуры», но существенное изменение культуры в целом. То есть, развитие средств массовой информации и коммуникации (радио, кино, телевидение, гигантские тиражи газет, иллюстрированных журналов, Интернет), индустриально-коммерческий тип производства и распределение стандартизированных духовных благ, относительная демократизация культуры, повышение уровня образованности масс при парадоксальном снижении духовных запросов.

К одной из ранних форм массовой культуры исследователи относят детективный жанр, который появился еще в начале 30-х годов XIX века и сразу же завоевал огромную популярность. В конце XIX века еженедельные СМИ начали публикацию произведений, которые спустя время получили название «сердечная пресса» или «индустрия грез». В самом конце XIX века в Соединенных Штатах Америки появляется такая форма массовой культуры как комиксы. Сначала этот жанр был предназначен исключительно для детей, но затем стал неотъемлемой частью и взрослой жизни. Активное, а точнее стремительное развитие массовой культуры начинается с середины XX века. С этого момента она становится тотальной и экспансивной.
  1. Массовая культура в современном обществе



Современная массовая культура проникает практически во все сферы жизни общества и формирует свое единое семиотическое пространство. Наиболее удачной, на наш взгляд, в этой связи является классификация сфер проявления массовой культуры, предложенная А.Я. Флиером. Среди основных проявлений и направлений массовой культуры он выделяет следующие:

Массовая культура – явление далеко не однородное. Оно имеет свою структуру и уровни. В современной культурологии, как правило, выделяют три основные уровня массовой культуры:

Проанализируем каждый из этих уровней.

Кич-культура – массовая культура в ее самом низкопробном проявлении. Само слово «кич» происходит от немецких глаголов «kitschen» (халтурить, создавать низкопробные произведения) и «verkitschen» (дешево распродавать, продавать за бесценок). Если первые проявления кича широко были распространены лишь в прикладном искусстве, то по мере его развития область кича стала захватывать все виды искусства, в том числе кино и телевидение. При этом специалисты отмечают (Т.А. Фетисова и др.), что в каждой стране можно четко определить специфические национальные черты кича: «слащавую пошлость» немецкого кича, «откровенную скабрезность» – французского, экстатическую сентиментальность – итальянского, плоскую примитивность – американского.2 Как правило, произведения, принадлежащие к кич культуре, мимикрируют под настоящие произведения искусств, но таковыми, разумеется, не являются. К ее основным характеристикам можно отнести:

Кич однозначен: он не ставит вопросов, он содержит только ответы, заранее подготовленные клише. Он не вызывает духовных исканий, сложного психологического дискомфорта. Кич-культура получила особое распространение в формировании жанра «бульварной прессы», кино и видео продукции; в различных формах стандартизированного бытового украшения. Кич, как элемент массовой культуры – точка максимального отхода от элементарных ценностей и одновременно – одно из наиболее агрессивных проявлений тенденций примитивизации в искусстве.3 В настоящее время в ндустриально развитых странах наблюдается преобладание именно кич-культуры.

Что касается мид-культуры, то, прежде всего, следует отметить ее двойственный характер. Она обладает некоторыми чертами традиционной культуры, но в тоже время включает в себя черты массовой культуры. По отношению к кич, эта форма массовой культуры оказывается более высокой. Можно сказать, что мид-культура задает тон, на ее стандарты ориентируется массовая культура в целом.

Наиболее высокий уровень массовой культуры – арт-культура, рассчитанная на самую образованную часть публики. Главной задачей арт-культуры является максимальное приближение массовой культуры к нормам и стандартам традиционной культуры.

Кроме вышеперечисленных уровней некоторые специалисты считают необходимым выделять еще два особых подуровня массовой культуры, а именно – поп-культуру и рок-культуру.

Анализируя массовую культуру как особое социо-культурное явление, необходимо указать ее основные характеристики. Такими характеристиками, на наш взгляд, являются:

Остановимся более подробно на некоторых из вышеперечисленных характеристик.

Ориентированность на иррациональное, бессознательное, коллективное. Еще Карл Юнг в своих работах отмечал, что символообразование является основой массовой культуры. Роль символа, по его мнению, заключается в том, чтобы способствовать сублимации энергии бессознательных сфер психики, т.е. направлению ее в объективную реальность. Согласно Юнгу, базовыми в понимании массовой культуры являются следующие компоненты. Во-первых, ее восприятие как компенсаторного явления, восполняющего утраченную целостность человеческой природы. Во-вторых, понимание бессознательной основы массовой культуры. В-третьих, понимание мифотворческого предназначения массовой культуры.4

Другая, не менее значимая характеристика массовой культуры - эскейпизм, т.е. бегство от реальности в мир фантазий и грез. Эту черту отмечают многие исследователи. Так, в частности, В.П. Шестаков считает, что именно благодаря эскейпизму массовая культура осуществляет подмену, или выражаясь языком психоанализа, компенсацию реальности миром обманчивых и утешительных иллюзий. Автор книги «Философия художественной истории» Арнольд Хаузер так же полагает, что история современного массового (популярного) искусства начинается с возникновением идеи о том, что искусство означает отвлечение. В нем ищут рассеивание, но не концентрацию, развлечение, но не образование.

Быстродоступность порождений массовой культуры достигается с помощью современных средств массовой коммуникации, которые год от года становятся все более совершенными и разнообразными. За последнее десятилетие к таким уже традиционным способам распространения продукции массовой культуры как кино, видео, теле и радиопрограммы, печатные издания прибавились мобильные системы связи (пейджеры, мобильные телефоны), а также Интернет.

Массовая культура является неотъемлемой частью жизни общества. Однако продукция массовой культуры недолговечна. Будучи в значительной мере культурой потребительской, она мгновенно реагирует на появляющийся спрос на ту или иную ее продукцию. С исчезновением спроса исчезает и продукция, предназначенная для его удовлетворения.

Например, книга «Двенадцать стульев» (И. Ильф, Е. Петров) – культовое произведение советской социальной сатиры, вплавленное в сознание масс бесчисленным количеством цитат и афоризмов. Тексты песен и музыка рок-группы «Битлз» уже не просто тексты и музыка, а своего рода сакральные символы массовой рок-культуры. Художественный фильм «Семнадцать мгновений весны» (Т. Лиознова, СССР) уже более четверти века является своеобразным видео-гимном советской военной разведки. А исполнитель главной роли (В. Тихонов) в сознании народа до конца своей творческой деятельности останется «Штирлицем».

Массовая культура, порождая огромное количество своих произведений-однодневок, вместе с тем глубоко консервативна. Ее произведения можно безошибочно отнести к тому или иному жанру, сюжеты обладают четкой, из раза в раз повторяющейся структурой. И хотя зачастую произведения «массовой культуры» лишены глубокого смысла, они обладают жестким каркасом внутренней структуры. Лучшим средством угодить вкусам публики, считают некоторые культурологи,  оказывается не новизна, не новаторство, а банальность. Человек не способен понять и усвоить нечто совершенно новое для него, если это новое не имеет никаких соответствий с чем-либо уже известным.

Некоторые теоретики массовой культуры полагают, что под её влиянием изменяется система ценностей: стремление к занимательности и развлекательности становится доминирующим. К негативным моментам, связанным с влиянием массовой культуры на общественное сознание, относят также и то, что массовая культура основывается не на образе ориентированном на реальность, а на системе имиджей, воздействующих на бессознательную сферу человеческой психики.

И все же, вероятно, противопоставление определенно позитивной и определенно негативной оценок массовой культуры будет не совсем корректным. Очевидно, что влияние массовой культуры на общество далеко не однозначно и не вписывается в бинарную схему «белое – черное». В этом заключается одна из главных проблем анализа массовой культуры.

Однако следует учитывать и другие современные типы культур.

  1. Современные типы культуры


Типы культуры даже в одном обществе варьируются в зависи­мости от места, которое данная группа занимает в обществе. Надо заметить, что дифференциация социальных групп по признаку культуры не повторяет в данном случае ни социальную, ни профес­сиональную структуру общества. Здесь, скорее, действует другой критерий, а, именно, критерий приближенности тех или иных лю­дей к верховной власти. Самый близкий к верховной власти слой в любом обществе составляет элиту. Элита (elite) — буквально «луч­шие или наиболее талантливые члены общества» (например, наибо­лее образованные), однако в социологии данный термин чаще всего относится к политическим элитам. Согласно теории элит, деление на элитные и внеэлитные слои является неотъемлемой чертой лю­бого сложного современного общества, в том числе и России. Элита современного российского общества еще не устоялась и в целом изучена недостаточно.

Каждая элита и внеэлитная часть общества имеют свою культу­ру. Социологи различают три современные формы культуры: эли­тарную, внеэлитарную и массовую, а также некоторые ее разновид­ности: субкультуры, например, субкультуру молодежи.

Культура элитарного типа

Раньше было принято считать, что элитарная, или высокая, культура — это как бы сущностный признак политической элиты. Она считалась носителем классических образцов высокой культу­ры: оперы, балета, высокой живописи, литературы, поэзии и т.д. Однако с эпохи Просвещения высокая культура становится посте­пенно достоянием широких народных масс третьего сословия. Мо­дернизм решительно разрушил представления о классически высо­ком искусстве и о низких, массовых жанрах. Кинематограф, радио, телевидение, массовая книга и т. д. сделали возможными тиражиро­вание образцов высокого искусства, впрочем, как и «низкого», в не­виданных масштабах, обусловливая размывание граней между эли­тарной и народной культурой. Нечто схожее наблюдается и в соци­альной области. Процессы социальной динамики, особенно уско­ренно развертывающиеся, начиная с эпохи буржуазных революций, ведут не только к смене правящих элит, но и к радикальной демократизации общественной жизни, к социальной конвергенции и ро­тации. Однако не следует слишком радужно оценивать возможно­сти происходящих перемен. Жизнь сложнее любых схем. Нередко очень демократическое общество скатывается к диктатуре элиты, партноменклатуры, криминальных структур, а диктаторское, «за­крытое» общество неожиданно становится демократическим, «от­крытым» (Испания, Чили).

Культура внеэлитного или народного типа

Внеэлитарная культура создается народом. Народное творчество имеет своим источником традиции, сказки и сказания, легенды и былины, песни и танцы, которые и называются народными, потому что не имеют индивидуального авторства. В этих произведениях может меняться текст, мелодия и т.п. Но по уровню творческого разнообразия, широты охвата тем, меры драматизма и трагедийно­сти народная культура всегда превосходит элитарную культуру. Но в то же время народная культура не так высоко профессиональна, как элитарная, она уступает ей по глубине, мастерству исполнения. В принципе — это взаимодополняющие, взаимообогащающие друг друга культуры. Этого не скажешь о таком типе культуры, как мас­совая культура.5


  1. Динамика социокультурных изменений


Культурная динамика описывает изменения или моди­фикацию черт культуры во времени и пространстве. Что служит основой изменения культуры и каковы механизмы такого изменения?



Рисунок 1.- Цикл социодинамики культуры (А. Моль)

Ими являются открытия и изобретения. Открытие снаб­жает человечество новыми знаниями, которые соединяются с известными знаниями и порождают новые элементы.

Изобретение - это создание новых элементов культуры. Они подразделяются на материальные и духовные. Открытие и изобретение являются разновидностями инноваций. Это - со­здание или признание новых элементов в культуре. Иннова­ции зависят от накопленных знаний, которые заново интер­претируются, оцениваются и применяются на практике.

Художник, как и ученый, творит в одиночестве, но под влиянием усвоенных им элементов культуры. Идеи и гото­вые произведения сначала распространяются в микросре­де: «закрытые» просмотры, публикации малыми тиражами и т. п. Определенная часть элементов культуры черпается из микросреды «полуслучайным» образом средствами мас­совой коммуникации (такими как радио, телевидение, мас­совая печать, кино и т. д.), которые руководствуются прису­щими им внутренним запросами и критериями доступности для массовой аудитории. Через некоторое время отобран­ные произведения распространяются среди широкого круга средствами массового тиражирования. Практически эта широкая публика приемлет не все, а часть распространяе­мых произведений; получившие популярность произведения на более или менее равных основаниях оседают в памяти общества и образуют массовую культуру.6

Литература


  1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. – М.: Мысль, 1993. С. – 96.

  2. Боровик В.С., Кретов Б.И. Основы политологии и социологии: учеб. пособ. для средн. профес. учеб. заведений. – М.: Высш.шк., 2001. – 328 с.

  3. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов А.В., Самыгин С.И., Социология: Курс лекций6 Учебное пособие. – ростов-н/Д: феникс, 2000 – 512 с.

  4. Гофман А.Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения. – М.: Наука, 1994.

  5. Куликов Л.М. Основы социологии и политологии: Учеб. пособие. – финансы и статистика, 2000. – 336 с.: ил.

  6. Маркова Г. И. Массовая культура: содержание и социальные функции. Диссертация на соискание научной степени кандидата культурологических наук. – М., 1996.

  7. Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация общества. М.: Радуга,1991. – 639с.

  8. Руднев В.П. Словарь Культуры XX века. М.,1999.

  9. Смольская Е.П. «Массовая культура»: развлечение или политика? М.: Мысль, 1986.

  10. Теплиц К.Т. Всё для всех. Массовая культура и современный человек. //Человек: образ и сущность. – М.: ИНИОН РАН, 2000.

  11. Фетисова Т.А. Культура города. //Человек: образ и сущность. – М.: ИНИОН, 2000.

  12. Флиер А. Я. Массовая культура и её социальные функции. // ОНС: Общественные науки и современность. – М., 1998. - №6.

  13. Харчева В. Основы социологии. Учебник для средних специальных учебных заведений. М.: «Логос», 1997. 304 с.: ил.

  14. Шестаков В.П. Мифология XX века: Критика теории и практики буржуазной «массовой культуры». – М.: Искусство, 1988.

  15. Энциклопедический словарь по культурологии. – М.: Центр, 1997.

1 Флиер А. Я. Массовая культура и её социальные функции. // ОНС: Общественные науки и современность. – М., 1998. - №6.

2 Фетисова Т.А. Культура города. //Человек: образ и сущность. – М., 2000.

3 Энциклопедический словарь по культурологии. – М., 1997.

4 Маркова Г. И. Массовая культура: содержание и социальные функции. Диссертация на соискание научной степени кандидата культурологических наук. – М., 1996.

5Боровик В.С., Кретов Б.И. Основы политологии и социологии: учеб. пособ. для средн. профес. учеб. заведений. – М., 2001.

6 Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., попов А.В., Самыгин С.И., Социология: Курс лекций6 Учебное пособие. – ростов-н/Д, 2000.



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации