Реферат - Классно-урочная система: прошлое, настоящее, будущее - файл n1.doc
Реферат - Классно-урочная система: прошлое, настоящее, будущеескачать (63 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc
Факультет иностранных языков
Классно-урочная система:
прошлое, настоящее, будущее
Содержание Введение
1. Становление и развитие классно-урочной системы……………………………
2. Достоинства и недостатки функционирования классно-урочной системы в современных условиях……………………………………………………………….
3 Взгляд в будущее: переживет ли классно-урочная система новые компьютерные технологии………………………………
Заключение
Библиография
Введение Одной из самых распространенных форм обучения в системе образования многих стран мира является классно-урочная система. Не зная, что она из себя представляет, историю ее становления и развития, трудно предугадать ее дальнейшие перспективы. Являясь одной из форм организации учебного процесса классно-урочная система представляет собой формирование из групп учащихся классов, которые сохраняют свой состав в течение установленного периода времени (обычно учебного года), и где ведущей формой проведения занятий является урок, проводимый по специально разработанным методикам.
Классно-урочная система в своих основных чертах остается неизменной уже на протяжении многих лет. И не смотря на то, что ее основные положения были разработаны весьма тщательно, в практику работы школ она входила медленно. На протяжении истории становления данной системы многие ученые занимались ее подробным изучением, вследствие чего были выделены определенные недостатки. Начались поиски организационного оформления педагогического процесса, которое заменило бы классно-урочную систему. Они происходили в различных направлениях, и преимущественно были связаны с проблемой количественного охвата обучающихся и управления учебно-воспитательным процессом. Тот факт, что данная система с момента возникновения практически не изменилась в своей основе, вызывает у некоторых ученых мнение, что она уже устарела, что она ориентирована на среднего ученика, создает трудности для слабых и задерживает развитие способностей у более сильных.
В настоящее время классно-урочная система по-прежнему остается преобладающей в общеобразовательных школах, но все же предпринимаются попытки ее реформирования и совершенствования.
Становление классно-урочной системы Исторически классно-урочная система образования пришла на смену индивидуальному обучению, отдельные её элементы существовали в школах древнего мира и средних веков. Сложившиеся к 6 в. до н. э. в Древней Греции спартанская и афинская системы воспитания предусматривали единый возраст поступления в школу (7 лет), организацию обучения на нескольких уровнях по установленным учебным планам, создание устойчивых групп учащихся, с которыми отдельные виды занятий проводились одновременно. Возникшие в раннем средневековье монастырские и соборные школы имели твёрдое расписание, точно определённую продолжительность занятий. В эпоху Возрождения (14—16 вв.) в ряде школ применялось объединение учащихся в классах по знаниям. Разработанная Ф. Меланхтоном система организации немецких школ предусматривала деление школы на классы, содержала учебные планы и программы обучения в каждом из них; идеи Меланхтона были реализованы на практике Страсбургской классической латинской гимназией И. Штурма (основана 1538). Этим было положено начало плану организации обучения «один класс — один год», который лежит в основе классно-урочной системы. В 16 в. в братских школах Юго-Западной Руси (Львовской, Луцкой и др.) учащиеся подразделялись на классы и занятия с каждым классом проводились по специальному расписанию.
Первоначальное теоретическое обоснование классно-урочной системы дал чешский педагог Я. А. Коменский, который видел в ней не только педагогически эффективную систему, но и одно из средств демократизации школьного образования.
В 17—18 вв. классно-урочная система получила признание и в 19 в. стала одной из ведущих систем организации школьного обучения во многих странах. В школах России начала широко применяться в последней четверти 18 в.; была утверждена как основная система организации обучения в русских народных школах. В дальнейшем значительный вклад в научную разработку многих сторон этой системы обучения, особенно урока, внёс К. Д.
Ушинский. Он разработал типологию уроков. Большой вклад в разработку научных основ организации урока внес А. Дистервег. Он разработал систему принципов и правил обучения, касающихся деятельности учителя и ученика, обосновал необходимость учета возрастных возможностей учащихся.
Классно-урочная система в своих основных чертах остается неизменной уже на протяжении более 300 лет. Поиски организационного оформления педагогического процесса, которое заменило бы классно-урочную систему, велись в двух направлениях, связанных преимущественно с проблемой количественного охвата обучающихся и управления учебно-воспитательным процессом.
Так, в конце XIX в. в Англии оформилась система обучения, охватывающая
одновременно 600 и более обучающихся. Учитель, находясь с учащимися разных возрастов и уровня подготовленности в одном зале, учил старших и более успевающих, а те, в свою очередь, младших. В ходе занятия он также наблюдал за работой групп, возглавляемых своими помощниками — мониторами. Изобретение белль-ланкастерской системы, получившей свое название от фамилии ее создателей — священника А.Белля и учителя Д.Ланкастера, было вызвано стремлением разрешить противоречие между потребностью в более широком распространении элементарных знаний среди рабочих и сохранением минимальных затрат на обучение и подготовку учителей.
Другое направление в совершенствовании классно-урочной системы было связано с поисками таких форм организации учебной работы, которые сняли бы недостатки урока, в частности его ориентированность на среднего ученика, единообразие содержания и усредненность темпов учебного продвижения, неизменность структуры: опрос, изложение нового, задание на дом. Следствием недостатков традиционного урока явилось и то, что он сдерживал развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся. Идею К.Д.Ушинского о том, чтобы дети на уроке по возможности трудились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным трудом и давал для него материал, в начале XX в. попыталась реализовать в США Е.Паркхерст при поддержке влиятельных в то время педагогов Джона и Эвелины Дьюи. В соответствии с предложенным Е.Паркхерст далыпонским лабораторным планом, или далыпон-планом, традиционные занятия в форме уроков отменялись, учащиеся получали письменные задания и после консультации учителя работали над ними самостоятельно по индивидуальному плану. Однако опыт работы показал, что большинству учащихся не по силам без помощи учителя самостоятельно учиться. Широкого распространения дальтон-план не получил
.Достоинства и недостатки функционирования классно-урочной системы в современных условиях В процессе развития и совершенствования классно-урочной системы в конце 19—начале 20 вв., когда некоторые страны приняли законы об обязательном обучении, выявился ряд сложных и актуальных проблем:: классификация учащихся, перевод в следующие классы, индивидуализация обучения и др. Школы капиталистических стран (США, Великобритании и др.) уже в начале 20 в. предприняли попытки решить эти проблемы посредством распределения учащихся в параллельных классах по способностям. Это привело к возникновению «сильных», «средних», «слабых» классов и соответствующей дифференциации учебных программ, сроков изучения материала, методов преподавания, в результате чего возможность перехода из «слабых» в «средние» и «сильные» классы фактически исключалась. Группировка проводилась в соответствии с показаниями тестовых испытаний умственной одаренности и стала использоваться правящими кругами буржуазных стран в качестве одного из средств классовой селекции учащихся.
Анализ данных теории и практики обучения показывает, что идея группировки учащихся по способностям имеет двойственную природу: теоретически предполагая определенные организационные преимущества, она включает ряд крайне нежелательных последствий, прежде всего в гуманном отношении. Она и практически неосуществима по многим причинам, из которых главными является отсутствие научно обоснованных способов объективного измерения способностей учащихся и неизбежное нарушение однородности состава класса из-за неравномерности развития учащихся и различий в их интересах, склонностях. В массовых общеобразовательных школах учащиеся одного и того же класса отличаются друг от друга способностями, склонностями, интересами, развитие которых обеспечивается сочетанием достаточно гибких и разнообразных видов обучения на уроках с факультативными занятиями и различными формами внеклассной и внешкольной работы.
Совершенствованию классно-урочной системы во многом способствовали исследования советских дидактов. В условиях советской школы обеспечивались четкость организации учебной работы, относительно непрерывное педагогическое руководство учащимися, их продуктивная познавательная деятельность, сохранялись личностные отношения между учителем и учащимися, а также между самими учащимися, что способствовало созданию ученического коллектива, который становится эффективным инструментом не только обучения, но и воспитания учащихся. В старших классах школ классно-урочная система применялась в сочетании с элементами лекционно-семинарской системы. Кроме общеобразовательных школ она так же используется в профессионально-технических училищах и средних специальных учебных заведениях.
Несомненным достоинством традиционного обучения является возможность за короткое время передать большой объем информации. При таком обучении учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности. Кроме того, оно предполагает усвоение и воспроизведение знаний и их применение в аналогичных ситуациях. Среди существенных недостатков этого типа обучения можно назвать его ориентированность в большей степени на память, а не на мышление. Это обучение также мало способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, активности. Наиболее типичными заданиями являются следующие: вставь, выдели, подчеркни, запомни, воспроизведи, реши по примеру и т.п. Учебно-познавательный процесс в большей степени носит репродуктивный (воспроизводящий) характер, вследствие чего у учащихся формируется репродуктивный стиль познавательной деятельности. Поэтому нередко его называют "школой памяти". Как показывает практика, объем сообщаемой информации превышает возможности ее усвоения (противоречие между содержательным и процессуальным компонентами процесса обучения). Кроме того, отсутствует возможность приспособить темп обучения к различным индивидуально-психологическим особенностям учащихся (противоречие между фронтальным обучением и индивидуальным характером усвоения знаний). Необходимо отметить и некоторые особенности формирования и развития мотивации учения при таком типе обучения.
А.А. Вербицкий выделяет ряд противоречий традиционного обучения. По его мнению, будущее выступает для учащегося в виде
абстрактной, не мотивирующей его перспективы применения знаний, поэтому учение не имеет для него личностного смысла. Обращение в прошлое лишает учащегося возможности столкновения с неизвестным, с
проблемной ситуацией, которая порождает мышление. Обучение предстает как технология передачи готового, отчужденного от динамики развития культуры учебного материала, вырванного из контекста как предстоящей самостоятельной жизни и деятельности, так и из текущих потребностей самой личности. Кроме того, учащийся в процессе обучения получает не целостную картину мира, а лишь ее осколки, которые сам собрать не в состоянии.
Взгляд в будущее: переживет ли классно-урочная система новые компьютерные технологии
Сегодня многим очевидна необходимость интеграции информационно-компьютерных технологий в массовую школу. Несмотря на усилия государства по модернизации образования, никаких существенных сдвигов не происходит. Одной из главных причин неудач внедрения информационно-компьютерных технологий в систему образования является конфликт между классно-урочной системой обучения в массовой школе и новой парадигмой распространения и тиражирования знаний. Множество учеников образовательного учреждения в процессе получения знаний замкнуты на одного педагога. Его мнение является абсолютным, т. к. отсутствует альтернативное, или просто другое, столь же авторитетное мнение. Учащиеся находятся в зависимости от личностных взаимоотношений. Серьезной опасностью в условиях современного уровня развития ресурсного обеспечения образовательного процесса становится порождаемое классно-урочной системой
искусственное сужение информационного поля. Чаще всего основными образовательными ресурсами, используемыми в ходе изучения школьной дисциплины, являются школьный учебник и состоящие с ним в комплексе учебно-методические материалы, рекомендованные авторами программы обучения. Все остальные ресурсные источники игнорируются. Такой подход не оправдан в условиях глобализации сферы образования. Эти причины в дополнение к уже перечисленным заставляют серьезно задуматься о несовершенстве такой системы образования и направить усилия на ее качественное обновление с использованием новейших технологий и последних научных открытий или же предложить новые подходы к обучению. Например, в вузовском образовании распространяются технологии дистанционного обучения.
Многие исследователи говорят о невозможности реформирования классно-урочной системы, называя ее устаревшей и считая, обучение должно строиться на других принципах и не иметь столько недостатков. Но эта система пока остается ведущей, хотя определенные шаги по ее изменению уже предпринимаются.
Современное российское общество, если говорить о нём в контексте развития образования, выдвигает ряд требований, продиктованных реалиями нынешнего времени. Во-первых, доступность образования для жителей удаленных территорий, иначе говоря,
возможность дистанционного обучения. Не секрет, что в России при её огромных расстояниях, концентрация учебных заведений в различных регионах не одинакова. Экономическая ситуация также повлияла и на кадровое обеспечение системы образования. Недостаточное финансирование привело к высокой востребованности квалифицированных педагогов. Второе требование -
модульность процесса обучения. Сейчас в России процесс получения образования построен в соответствии с иерархическим принципом и является ступенчатым: дошкольное, основное, полное, средне-специальное, высшее. При этом преемственность соблюдается только при переходе со ступени на ступень. Реалии же сегодняшнего дня таковы, что преемственность должна соблюдаться и внутри каждой ступени.. Третье требование -
интернациональность образования. В условиях глобализации рынка труда становится важным то обстоятельство, что качество и объём содержания отечественных учебных программ должно быть не ниже общепринятых в мире. Только при соблюдении этих условий можно обеспечить конкурентноспособность российского образования в мировом масштабе.. Большое количество претензий выдвигается сегодня к
отсутствию системности в образовании вообще и школьном в частности. Содержание разных учебных дисциплин слабо связано между собой. Цель, декларируемая системой образования, – формирование научной картины мира – не достигается.
Заключение В настоящее время классно-урочная система является одной из самых распространенных форм обучения в сфере образования многих стран мира. Классно-урочная система как один из видов традиционного образования несомненно имеет свои достоинства, благодаря чему она просуществовала такое долгое время. Так ее несомненным достоинством является возможность за короткое время передать большой объем информации. Но в первую очередь она в основном ориентирована на усвоение и воспроизведение знаний и их применение в аналогичных ситуациях, неслучайно ее часто называют «школой памяти». Поэтому данная система далеко не всегда обеспечивает необходимое качество образования и квалифицированную подготовку современного конкурентоспособного работника. В условиях быстро меняющегося мира, глобализации и широкого распространения информационных технологий требуется новые подходы к решению данной проблемы. Особенно актуальны эти вопросы в современном российском трансформирующемся обществе.
В условиях глобализации рынка труда становится важным то обстоятельство, что качество и объём содержания отечественных учебных программ должно быть не ниже общепринятых в мире. Только при соблюдении этих условий можно обеспечить конкурентноспособность российского образования в мировом масштабе.
Библиография
Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.
Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления: Пер. с англ. М., 1999.
Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1955.
Оконь В. Введение в общую дидактику: Пер. с польск. М., 1990.
Скаткин М. Н. Дидактика средней школы. М., 1982.
Классно-урочная система: прошлое, настоящее, будущее