Социологическое исследование - Отношение студентов к формированию собственного имиджа - файл n1.doc

приобрести
Социологическое исследование - Отношение студентов к формированию собственного имиджа
скачать (205.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc206kb.08.07.2012 18:40скачать

n1.doc



Министерство образования РФ

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО Казанский Государственный Технический Университет им. А.Н. Туполева

Институт Бизнеса и Инновационных Технологий

Кафедра «Инженерной Психологии и Педагогики»

Социологическое исследование

Отношение студентов к формированию собственного имиджа

Выполнили:

Студентки группы 8305

Юсифова Сабина

Софронова Юля

г. Казань

2011г.

Содержание
Введение…………………………………………………………..3

Теоретико-методологический раздел…………………………...4

  1. Формулировка и обоснование проблемы исследования…..4

  2. Цели и задачи исследования………………………………....4

  3. Объект и предмет исследования……………………………..5

  4. Гипотезы исследования……………………………………….5

  5. Логический анализ…………………………………………….6

Методический раздел……………………………………………..7

Организационный раздел…………………………………….…...8

Анализ результатов исследования…………………………….….9

Рекомендации по формированию имиджа студента……………11

Заключение……………………………………………………...…13

Приложение (анкета)………………………………………………14

Сводная таблица……………………………………………………17

Введение

Новая социально-экономическая и политическая ситуация в России повлекла за собой изменения как в жизни социальных групп, так и в жизни отдельно взятого человека. Поворот к личности как центру общественной системы предопределил рост значимости человеческой индивидуальности. Ярко выраженную социальную значимость приобретают особенности человека, его способности, профессиональная подготовка, восприимчивость к нововведениям, готовность к творческому поиску и контакту. Необходимость формирования нового стиля социального поведения, отвечающего задачам современного этапа развития общества, ведет к актуализации проблем, связанных с таким явлением как имидж и вызывает потребность в изучении условий и механизмов его развития и функционирования в обществе.

В настоящее время формирование позитивного имиджа становится актуальной проблемой не только в политической и деловой сферах, но и в студенческой среде. Изучение имиджа студенчества особенно важно и актуально на сегодняшний день, когда возрастают требования к будущему профессионалу, к современному специалисту. Вместе с тем изменяется и сам имидж студентов. Различные аспекты обобщенного образа студенчества закрепляются в массовом сознании в виде стереотипов, причем не только в сознании самих студентов ВУЗов, но и накладывают отпечаток на его восприятие общественностью. От того, каков имидж студента, как представлен образ студентов того или иного ВУЗа в сознании общественности, во многом зависит процесс привлечения абитуриентов, реализация перспективных проектов, общее положение ВУЗа в образовательной системе.

I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ


  1. Формулировка и обоснование проблемы исследования

Имидж играет важную роль в жизни студента. Он является важнейшим инструментом общения, и может передавать то, кто он есть и кем хочет быть. То, как студент выглядит и ведет себя, посылает сообщение миру о его способностях, навыках, талантах, положении и желаемом положении. От формирования имиджа зависит эффективность учебной и будущей профессиональной деятельности студента.

Таким образом, теоретическая актуальность и практическая значимость формирования имиджа студентов вуза определи выбор проблемы исследования: Что влияет на выбор средств создания собственного имиджа студентов КГТУ им. А.Н. Туполева.

  1. Цель и задачи исследования

Цель исследования выявление факторов, под влиянием которых формируется имидж студентов ВУЗа.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

    1. Выяснить какое внимание уделяют собственному имиджу студенты ВУЗа

    2. Определить насколько целенаправленно формируют свой имидж студенты ВУЗа

    3. Выявить факторы, которые влияют на формирование имиджа

    4. Определить в какой степени студентам свойственна имиджевая гибкость или имиджевая статичность

    5. Разработать рекомендацию по эффективному формированию имиджа



  1. Определение объекта и предмета исследования


Объектом исследования имидж студентов Казанского Государственного Технического Университета (КГТУ) им. А.Н. Туполева, Института Бизнеса и Инновационных Технологий, 3 курса.

Предметом исследования является отношение студентов ВУЗа к созданию собственного имиджа
4) Гипотезы

Основная гипотеза:

А) Имидж студента формируется под воздействием внешних факторов, студент пытается влиться в окружение (группу, ВУЗ)

Вспомогательные гипотезы:

Б) Большинство студентов посредством имиджа выражают принадлежность к определённой социальной группе, выражают индивидуальную позицию

В) Многие студенты формируют свой имидж неосознанно

Г) Большинство студентов проявляют имиджевую гибкость, нежели имиджевую статичность

5) Логический анализ основных понятий

ВУЗ – Казанский Государственный Технический Университет им. А.Н. Туполева

Имидж студента ВУЗа - это интегральная характеристика личности, включающая в себя совокупность внешних и внутренних личностных качеств студента, которые способствуют эффективности учебной деятельности.

Имиджевая гибкость – способность, умение адаптировать свой имидж к определённой ситуации; формирование имиджа в зависимости от изменяющихся внешних условий

Имиджевая статичность – приверженность индивида к одному определённому имиджу и неизменность его при изменяющихся внешних условиях

Формирование имиджа – процесс создания своего образа, привития вкуса и модели поведения

Индивидуальная позиция – это индивидуальные ценности и смыслы человека, его взгляды и отношение к миру, нормы, установки и мотивы

Принадлежность к определённой социальной группе - это осознание себя частью данной социальной группы, и, следовательно - это и принятие значимых в данной группе моделей поведения, норм

Дресс-код (dress code — кодекс одежды) — форма одежды, требуемая при посещении определённых мероприятий, организаций, заведений (например – ВУЗа)

Стиль casual - повседневная модная одежда, в которой делается упор на удобство

Индивидуальность - совокупность характерных индивидуальных особенностей и свойств, отличающих один индивидуум от другого; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость, уникальность.
II. МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Определение выборочной совокупности.

Для выявления основных тенденций изучаемого явления использована выборочная совокупность, составляющая n=64. Выборка случайная. Исследование носит разведывательный характер и не претендует на репрезентативность.
Характеристика методов сбора первичной информации

В данном исследовании используется метод сбора социологической информации – опрос. Вид опроса – анкетирование. Выбор вида исследования вытекает из поставленных цели и задач.

Методы компьютерной обработки первичной информации

В исследовании будут применены компьютерные программы Microsoft Excel, таблицы, характеризующие одномерное и двумерное распределение признаков.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Рабочий план исследования (сроки и этапы работы)


ЭТАПЫ

Срок

I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

  1. определение поля, объекта исследования




5 мая

  1. разработка программы исследования (обзор всевозможных источников о данной проблеме)

5 мая

  1. определение единиц наблюдения (рассматриваем процесс в широком аспекте)

5 мая

  1. подготовка методик и процедур КСИ

8 мая

II. ПОЛЕВАЯ РАБОТА







  1. сбор первичной информации

8 мая

  1. ввод в компьютер первичных данных

8 – 15 мая

  1. ввод и обсчет повторных данных, редактирование

15-25 мая

III. ПОДВЕДЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИТОГОВ

  1. анализ полученных данных и предложение рекомендаций

25мая-4 июня



IV. Анализ результатов исследования

Исследование было проведено среди студентов КГТУ-КАИ им. А. Н. Туполева, специальности управление персоналом. Было опрошено 64 студента, среди них 12 юношей и 52 девушки. Исследование проводилось в виде анкетирования.

По результатам проведенного опроса выявлено, что для 65, 63% студентов имидж – это способ самовыражения и акцентирования своей индивидуальности. Результаты анкетирования показали, что большинство студентов ВУЗа уделяют внимание собственному имиджу, т.к. на вопрос “Вы следите за своим имиджем?” положительно ответили 62,5% опрошенных.

39,06 % опрошенных целенаправленно занимаются формированием своего имиджа, тщательно продумывают все детали своего образа. Такой же процент опрошенных считают, что продумывать свой имидж необходимо лишь в определенной ситуации. И лишь у 18,75% имидж формируется стихийно, они не задаются целью его построения. Большинство юношей (10 из 12) считают, что имидж формируется естественным путем. Девушки же чаще задумываются о том как они выглядят и какое впечатление производят.

Студентам свойственно проявлять имиджевую гибкость, менять его в зависимости от обстоятельств. Динамичность своего имиджа подчеркивают 78,13% опрошенных. Остальные 15,63% склонны к статичности.

Многие респонденты ( 78,13%) отдали предпочтение современному и удобному стилю casual. 9.38% предпочитают универсальный и удобный спортивный стиль. Примерно равный процент (10,94%) опрошенных выбрали сочетание нескольких стилей. И лишь 1,56% выбрали классический.

Выбирая себе образ студент в первую очередь должен быть собой, так считают 45,31 % респондентов. Равно как и следовать современным тенденциям моды (35,94%). И лишь 6,25% считают что в высшем учебном заведении предпочтительнее официльно-деловой стиль.

Главным фактором подбора одежды респонденты считают моду (59,38%). Но так же важным условием является и удобство (25%). 6,25% придают особое значение практичности, 3,13% - универсальности. 4,69 % считают что подбирать одежду нужно исходя из своего внутреннего мира и настроения.

Помимо внешнего вида респонденты выделяют такие составляющие формирования имиджа студента, как хорошее чувство юмора, улыбка, уверенность в себе, красивая и правильная речь. Но главным качеством считают дружелюбность (90,63%).

Необходимым условием имиджа является проявление индивидуальности, обусловленное выбранной специальностью, как считает 56,25% опрошенных. Не меньшее количество респондентов считают, что успешный студент должен уметь себя правильно преподнести, должен быть быть готов взаимодействовать с людьми, показывать свою сущность в соответствии с ситуацией. Оставшиеся подчеркивают важность подбора одежды, аксессуаров, гармонии внешнего и внутреннего мира и проявление индивидальности.
V. Рекомендации

По результатам анкетирования мы сформировали рекомендации по формированию позитивного имиджа студента:

  1. Одежда выступает как средство общения, как инструмент воздействия на поведение и отношение к ее обладателю других людей.

Большая часть опрошенных (67,19%) считают, что определяющим фактором в восприятии однокурсников является именно внешний облик. Как отмечают сами студенты, значительную роль в формировании имиджа играет одежда (89,06%).

В современных условиях стиль одежды, принятый для ВУЗов, достаточно свободен. Однако следует учитывать, что занятие в ВУЗе – это сфера общения между разными поколениями, и социальными слоями общества. Ни одна деталь имиджа не должна вызывать негативные ассоциации. Одежда студента должна соответствовать сезону, характеру учебного занятия и рабочей ситуации.

Неприемлемо носить в ВУЗе открытую одежду (с этим солидарны 40% опрошенных студентов). А 100% опрошенных юношей считают, что открытая одежда однокурсников отвлекает от учебного процесса.

  1. Формируя собственный имидж не стоит ограничиваться только внешним обликом. Важными факторами в формировании положительного восприятия однокурсников также являются такие составляющие имиджа как:

  1. хорошее чувство юмора (так считают 67, 19% опрошенных)

  2. улыбка (75% опрошенных)

  3. уверенность в себе (73,44%)

  4. дружелюбность (90, 63%)



  1. Созданный вами и доведенный до совершенства облик должен существовать без отрыва от вашего собственного «Я». Так 56,25% опрошенных считают, что внешний облик успешного студента подразумевает проявление индивидуальности, как ведущую роль будущего управленца.



  1. Студенты КГТУ довольно часто встречают однокурсников, одетых не по ситуации (68, 75% опрошенных). А ведь очень важно, чтобы имидж был подвижным, динамичным и менялся в зависимости от ситуации, которая, является формой выражения общественных настроений, вкусов и увлечений (также считают 32,81% опрошенных).


Заключение

Анализ результатов анкетирования показал, что основная масса учащихся КГТУ им. А.Н. Туполева специальности управление персоналом формируют имидж, желая подчеркнуть свою индивидуальность. Создавая собственный образ студенты скорее ориентируются на модные тенденции (59,38%), нежели на мнение родителей и друзей. Что позволяет нам опровергнуть выдвинутую гипотезу о том, что студент пытается влиться в окружение и

что имидж студента формируется под воздействием таких внешних факторов как группа и ВУЗ. Мы подтвердили гипотезу о том, что посредством имиджа большинство студентов выражают индивидуальную позицию.

В исследовании мы выявили, что 39,06% студентов осознанно и целенаправленно формируют свой имидж и столько же опрошенных задумываются об имидже в зависимости от ситуации. Поэтому мы не можем утверждать, что многие студенты формируют свой имидж неосознанно (это лишь 18,75% опрошенных, в большинстве юноши).

По результатам анкетирования также замечено, что студенты проявляют имиджевую гибкость (78,13%), поэтому наша четвёртая гипотеза подтвердилась.

Так как имидж на сегодняшний день является мощным инструментом позиционирования себя в обществе при правильном формировании имиджа студент может стать успешным. Для этого при создании собственного имиджа студентам необходимо больше ориентироваться на такие факторы как – внешние условия (ВУЗ, группа), тем более что способность к имиджевой гибкости у студентов уже есть. И не стоит забывать о том, что имидж студента ВУЗа – это не только внешние проявления, но и внутренние качества и способности, такие как – доброжелательность, уверенность в себе, невербальные коммуникации (улыбка) и обладание хорошим чувством юмора.

Ведь неспроста ещё А.П. Чехов заметил, что: "В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли".

Приложение

Анкета
Уважаемый респондент! Просим Вас принять участие в социологическом исследовании на тему “Отношение студентов к созданию собственного имиджа”, которое проводят студенты КГТУ им. А.Н. Туполева группы 8305 Юсифова С.И. и Софронова Ю.Ю. , с целью выявления отношения студентов к данной проблеме. Анкетирование проводится анонимно, результаты будут использованы в обобщенном виде. Отвечая на вопросы, пожалуйста, выберите один вариант ответа, пометив его любым символом.


  1. Имидж для Вас:


1 – способ самовыражения, акцентирования своей индивидуальности

2 – определяет принадлежность к определённой группе

3 – не имеет значения

4 – отражение условий, в которых вы находитесь (например условий обучения)

5 – Ваш вариант____________________________________________________


  1. Вы следите за своим имиджем?


1 – да

2 – имидж для меня неважен

3 – в зависимости от ситуации


  1. Вы формируете свой имидж целенаправленно?


1 – да, я тщательно продумываю все детали моего имиджа

2 – нет, это происходит естественно, мне не приходится задаваться такой целью

3 – в определённых ситуациях да, а в определённых не уделяю внимания формированию собственного имиджу

4 – затрудняюсь ответить


  1. Вы склонны менять свой имидж в зависимости от жизненной ситуации?


1 – нет, я всегда остаюсь верен одному своему имиджу

2 – да, когда ситуация изменяется моё поведение и внешний вид соответственно становятся другими

3 – затрудняюсь ответить


  1. Какой стиль в одежде Вы предпочитаете?


1 – casual

2 – спортивный

3 – классический

  1. – Ваш вариант___________________________________________________




  1. Вы обращаете внимание на то, как одеты Ваши однокурсники?


1 – да

2 – нет

  1. – затрудняюсь ответить




  1. Что привлекает Вас больше всего во внешнем виде окружающих?


1 – внешний облик

2 – улыбка

3 – умение себя преподнести

  1. – Ваш вариант____________________________________________________




  1. Как вы относитесь к студентам, которые выглядят необычно?


1 – положительно

2 – не приветствую (отрицательно)

  1. – равнодушно

4 – затрудняюсь ответить


  1. Вас отвлекает от учёбы несоответствующий внешний вид ваших однокурсников?


1 – да (допишите что именно)________________________________________

  1. – нет




  1. По Вашему мнению приемлемо носить в ВУЗе открытую одежду? ( короткие юбки, шорты, глубокие декольте, топы, открывающие живот)


1 – да

2 – нет

  1. – не могу ответить однозначно




  1. Как, по Вашему мнению, следует выглядеть студенту ВУЗа?


_________________________________________________________________


  1. Часто Вы встречаете в вашем ВУЗе людей, одетых не по ситуации?


1 – да, довольно часто

2 – нечасто

3 – редко

4 – не встречаю таких


  1. Существует ли необходимость создания дресс-кода в ВУЗе?


1 – да

2 – нет

3 – не могу ответить однозначно


  1. Что, как Вы считаете, может помешать введению дресс-кода в ВУЗе?


_________________________________________________________________


  1. Чем Вы руководствуетесь при подборе одежды?


1 – удобство

  1. – универсальность

  2. – практичность

  3. – по советам друзей, родителей

  4. – новинки сезона

  5. – Ваш вариант_____________________________________________________




  1. Какие факторы, кроме внешнего вида, формируют у Вас положительное восприятие ваших однокурсников? (можно выбрать несколько вариантов)


1 - хорошее чувство юмора;

  1. – когда часто и охотно говорят комплименты;

  2. - улыбка;

  3. - уверенность в себе;

  4. – красивая, правильная речь;

  5. – эмоциональность речи (активная жестикуляция);

  6. - дружелюбность

  7. - знание норм этикета и их выполнение

9 – Ваш вариант______________________________________________________


  1. Что на Ваш взгляд подразумевает внешний облик успешного студента?

1 - гармония внешнего и внутреннего мира

2- проявление индивидуальности, как ведущая роль будущего управленца

3- умение подать себя, а также готовность и желание взаимодействовать с людьми, показать свою сущность в соответствии с ситуацией

4 - умение подобрать одежду, прическу, аксессуары, а также, гармония внешнего и внутреннего мира и проявление индивидуальности


  1. Ваш пол?


1 – мужской

  1. – женский




  1. Ваш возраст?


_______
Спасибо за сотрудничество!
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА

Вопрос (1)

Ответ (2)

количество студентов (3)

% по количеству (4)

юноши, % (5)

девушки, % (6)

1. Имидж для Вас:

1 – способ самовыражения, акцентирования своей индивидуальности

42

65, 63

0,00

80,77




2 – определяет принадлежность к определённой группе

4

6,25

0,00

7,69




3 – не имеет значения

8

12,50

66,67

0,00




4 – отражение условий, в которых вы находитесь (например условий обучения)

10

15,63

33,34

11,54




5 – Ваш вариант

0

0,00

0,00

0,00

2) Вы следите за своим имиджем?

1 – да

40

62,50

16,67

73,08




2 - имидж для меня неважен

12

18,75

66,67

7,69




3 - в зависимости от ситуации

12

18,75

16,67

19,23

3) Вы формируете свой имидж целенаправленно?

1 – да, я тщательно продумываю все детали моего имиджа

25

39,06

0,00

48,08




2 – нет, это происходит естественно, мне не приходится задаваться такой целью

12

18,75

83,34

3,85




3 – в определённых ситуациях да, а в определённых не уделяю внимания формированию собственного имиджу

25

39,06

16,67

44,23




4 – затрудняюсь ответить

2

3,13

0,00

3,85

4) Вы склонны менять свой имидж в зависимости от жизненной ситуации?

1 – нет, я всегда остаюсь верен одному своему имиджу

10

15,63

58,33

1,92




2 – да, когда ситуация изменяется моё поведение и внешний вид соответственно становятся другими

50

78,13

16,67

92,30




3 – затрудняюсь ответить

4

6,25

25,00

5,77

5) Какой стиль в одежде Вы предпочитаете?

1 – casual

50

78,13

16,67

92,30




2 – спортивный

6

9,38

41,67

1,92




3 - классический

1

1, 56

0,00

1,92




4 - сочетание нескольких стилей

7

10,94

41,67

3,85

6) Вы обращаете внимание на то, как одеты Ваши однокурсники?

1 – да

57

89,06

41,67

100,00




2 – нет

6

9,38

50,00

0,00




3 - затрудняюсь ответить

1

1,56

8,33

0,00

7) Что привлекает Вас больше всего во внешнем виде окружающих?

1 - внешний облик

43

67,19

41,67

73,08




2 – улыбка

11

17,19

25,00

15,38




3 - умение себя преподнести

8

12,50

33,33

7,69




4 - Ваш вариант: гармоничность

2

3,13

0,00

3,85

8) Как вы относитесь к студентам, которые выглядят необычно?

1 - положительно

7

10,94

8,33

11,54




2 - не приветствую (отрицательно)

12

18,75

75,00

5,77




3 - равнодушно

44

68,75

16,67

80,77




4 - затрудняюсь ответить

1

1,56

0,00

1,92

9) Вас отвлекает от учёбы несоответствующий внешний вид ваших однокурсников?

1 - да: чрезмерно открытая одежда (декольте, короткие юбки и т.д.)

15

23,44

100,00

5,77




2 – нет

49

76,56

0,00

94,23

10) По Вашему мнению приемлемо носить в ВУЗе открытую одежду?

1 –да

13

20,31

8,33

23,08




2 – нет

40

62,50

41,67

67,31




3 - не могу ответить однозначно

11

17,19

50,00

9,62

11) Как, по Вашему мнению, следует выглядеть студенту ВУЗа?

1 - одеваться в официально-деловом стиле

4

6,25

0,00

7,69




2 - быть модным

23

35,94

0,00

44,23




3 - быть собой

29

45,31

33,33

48,08




4 - не знаю

8

12,50

66,67

0,00

12) Часто Вы встречаете в вашем ВУЗе людей, одетых не по ситуации?

1 - да, довольно часто

44

68,75

41,67

75,00




2 – нечасто

8

12,50

25,00

9,62




3 – редко

11

17,19

33,33

13,46




4 - не встречаю таких

1

1,56

0,00

1,92

13) Существует ли необходимость создания дресс-кода в ВУЗе?

1 – да

9

14,06

41,67

7,69




2 – нет

51

79,69

33,33

90,38




3 - не могу ответить однозначно

4

6,25

25,00

1,92

14) Что, как Вы считаете, может помешать введению дресс-кода в ВУЗе?

1 - недовольство студентов

53

82,81

58,33

88,46




2 - ущемление прав на самовыражение

2

3,13

0,00

3,85




3 - ничто не помешает

9

14,06

41,66

7,69

15) Чем Вы руководствуетесь при подборе одежды?

1 – удобство

16

25,00

83,33

11,54




2 – универсальность

2

3,13

0,00

3,85




3 – практичность

4

6,25

16,67

3,85




4 – по советам друзей, родителей

1

1,56

0,00

1,92




5 – новинки сезона

38

59,38

0,00

73,08




6 - своим внутренним миром и настроением

3

4,69

0,00

5,77

16) Какие факторы, кроме внешнего вида, формируют у Вас положительное восприятие ваших однокурсников?

1 - хорошее чувство юмора

43

67,19

100,00

59,62




2 - когда часто и охотно говорят комплименты

5

7,81

0,00

9,62




3 – улыбка

48

75,00

75,00

75,00




4 - уверенность в себе

47

73,44

58,33

76,92




5 - красивая, правильная речь

14

21,88

8,33

25,00




6 - эмоциональность речи (активная жестикуляция)

6

9,38

0,00

11,54




7 - дружелюбность

58

90,63

83,33

92,31




8 - знание норм этикета и их выполнение

8

12,50

0,00

15,38




9 - искренняя доброта

4

6,25

0,00

7,69

17)Что на Ваш взгляд подразумевает внешний облик успешного студента?

1 - гармония внешнего и внутреннего мира

2

3,13

16,67

0,00




2- проявление индивидуальности, как ведущая роль будущего управленца

36

56,25

75,00

51,92




3- умение подать себя, а также готовность и желание взаимодействовать с людьми, показать свою сущность в соответствии с ситуацией

21

32,81

8,33

38,46




4 - умение подобрать одежду, прическу, аксессуары, а также, гармония внешнего и внутреннего мира и проявление индивидуальности

5

7,81

0,00

9,62

18) Ваш пол?

1 – мужской

12

18,75

100,00

0,00




2 – женский

52

81,25

0,00

100,00

19) Ваш возраст?

1 -19

21

32,81

41,67

30,77




2 -20

42

65,63

50,00

69,23




3 – 21

1

1,56

8,33

0,00





Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации