Седун А.М., Садовская М.Н. Компьютерные информационные системы - файл n1.doc
приобрестиСедун А.М., Садовская М.Н. Компьютерные информационные системыскачать (1584 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc
Тема 1. ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КОРПОРАТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ 2
Компьютерные информационные технологии в управлении экономическим объектом. 2
Классификация систем управления. 2
Понятие информационной системы. 2
Виды обеспечения информационных систем. 4
Корпоративные информационные системы. 5
Принципы организации корпоративных информационных систем. 6
Корпоративные информационные технологии. 6
Технологии "клиент/сервер". 7
Структура корпоративной информационной системы. 8
Требования к КИС. 9
Тема 2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ КОРПОРАТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ 11
Информационные ресурсы. Роль информационных ресурсов в управлении экономикой. 12
Государственные программы информатизации Республики Беларусь. 13
Тема 3. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И СИСТЕМНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОРПОРАТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ 15
Системное программное обеспечение. Переносимость, масштабируемость, мобильность, режимы обработки информации и другие характеристики операционных систем. 16
Операционная среда. 18
Тема 4. СЕТЕВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОРПОРАТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ 21
Корпоративные сети. Характеристики корпоративных компьютерных сетей. 21
Internet/Intranet-технологии в корпоративных информационных системах. 24
Развитие телекоммуникационных и сетевых технологий. 26
Тема 5. КОРПОРАТИВНЫЕ БАЗЫ ДАННЫХ 27
Тема 6. ПРИКЛАДНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОРПОРАТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ 27
Электронный бизнес, его классификация. 29
Рис.1 Обязательные компоненты геоинформационной системы 32
Пакеты прикладных программ в предметной области. Состояние рынка программного обеспечения в Республике Беларусь. Перспективы развития прикладного программного обеспечения в предметной области. 32
Тема 7. СИСТЕМЫ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА 34
Направления использования систем искусственного интеллекта (ИИ): системы понимания естественного языка, распознавание образов, системы символьных вычислений, системы с нечеткой логикой, генетические алгоритмы, теория игр и т.д. 34
Модель нейрона, алгоритм ее работы. 36
Искусственные нейронные сети. 39
Примеры применения нейронных сетей для решения экономических задач. 40
Интеллектуальный анализ данных. 43
Понятие и назначение экспертной системы (ЭС). 44
Классификация ЭС. Архитектура и принципы построения ЭС. 46
Режимы работы ЭС. 48
Понятие системы поддержки принятия решений (СППР). 49
Применение СППР в экономике. 52
Тема 8. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ КОРПОРАТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ 53
Информационная безопасность. 53
Классы безопасности информационных систем. 53
Программно-техническое обеспечение безопасности информационных систем. 56
Средства защиты: физические, аппаратные, программные, аппаратно-программные, криптографические и т.д. 56
Корпоративные проекты информационной безопасности. Обеспечение безопасности в компьютерных сетях. 56
Методы защиты информации: организационно-административные и организационно-технические. 58
Тема 9. ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ 59
Жизненный цикл КИС. Модели жизненного цикла КИС: каскадная, спиральная. 59
Этапы проектирования КИС. 60
Разработка концепции КИС. 62
Реинжиниринг бизнес-процессов. Участники реинжиниринга бизнес-процессов. 62
CASE-технологии. 67
Оценка эффективности внедрения информационных систем. 69
Тема 1. ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КОРПОРАТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
Компьютерные информационные технологии в управлении экономическим объектом.
Классификация систем управления.
Под системой управления понимается совокупность взаимосвязанных элементов, предназначенных для целенаправленного воздействия управляющего органа на управляемый объект.
Предприятие как организационная система имеет определенную структуру как в управляющей, так и в управляемой системе. Если управляемая система определяется технико-технологическими особенностями данного предприятия, производственными связями, то управляющая система определяется тем, какие функции нужно выполнять в процессе управления, размерами и сложностью производства.
Информационное обеспечение управления осуществляется посредством функционирования информационной системы.
Понятие информационной системы.
Информационная система (ИС) — это средство организации информационного обеспечения процесса управления, способствующее своевременному поступлению необходимой и достоверной информации во все звенья системы управления, нуждающиеся в ней. К информационным системам относятся и автоматизированные системы управления технологическим процессом, предприятием, корпорацией.
Подсистема — относительно самостоятельная часть системы, выделенная по определенному признаку.
Информационная система представляет собой совокупность трех элементов: технологии, управления, функциональных подсистем. Если организация управляется неэффективно, то никакая информационная технология ей не поможет.
В информационной системе, также как и в организации необходимо учитывать внешнее окружение в целом, поскольку и та, и другая являются открытыми системами, зависящими от взаимообмена вводимыми ресурсами и результатами деятельности с внешним миром (см. рис.1).
Организации должны быть в состоянии эффективно реагировать и приспосабливаться к изменениям внешнего окружения, чтобы обеспечить выживание и достижение поставленных целей.

Важной функцией информационных систем в организациях является осуществление коммуникаций. Коммуникация — это обмен информацией между людьми. Осуществление коммуникаций — это связующий процесс, необходимый для любого важного управленческого действия.
Между организацией и ее окружением, между выше и ниже расположенными уровнями, между подразделениями организации необходим обмен информацией.
Обмен информацией в организации можно улучшить, внедрив ИС, которая позволит создать системы обратной связи, регулировать информационные потоки, предпринимая управленческие действия, способствовать формированию восходящих и боковых ветвей информационного обмена, развертывать системы сбора предложений, печатать материалы информативного характера для использования внутри орггЁикщищью информационных систем можно планировать объем работ, материальные и других ресурсы, осуществлять контроль за ходом выполнения плана, за производственным процессом.
Классификация информационных систем. ПО РЕЖИМУ РАБОТЫ 1.
РУЧНЫЕ - вся обработка данных осуществляется пользователем вручную.
2.
АВТОМАТИЧЕСКИЕ - вся обработка данных осуществляется автоматически.
3.
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ - на некоторых этапах обработки данных эта обработка осуществляется вручную, на остальных автоматически.
ПО СОДЕРЖИМОМУ ИНФОРМАЦИОННОГО ФОНДА 1.
ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ (ИПС) - системы, в которых основными, превалирующими операциями являются поисковые операции, например, ИС "КАДРЫ".
2.
СИСТЕМЫ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ (СОД) - системы, в которых превалирующими являются операции обработки, например, ИС "БУХГАЛТЕРИЯ".
ПО СОДЕРЖИМОМУ ИНФОРМАЦИОННОГО ФОНДА 1.
ФАКТОМЕТРИЧЕСКИЕ - в информационном фонде таких ИС содержатся собственно данные об объектах предметной области, например, справочник физических констант.
2.
ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ - в информационном фонде таких ИС содержатся ссылки на документы (или другие ИС), в которых хранятся требуемые данные. Например, каталог справочников и таблиц.
ПО ЧАСТОТЕ ОБНОВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ФОНДА 1.
СТАТИЧЕСКИЕ - ИС, в которых обновление информационного фонда не происходит при любом обращении пользователя. Например, справочник исторических событий, справочник физических констант и т.п.
2.
ПОЛУСТАТИЧЕСКИЕ - ИС, в которых обновление информационного фонда происходит не при каждом обращении пользователя. Например, ИС "КАДРЫ", ИС "БУХГАЛТЕРИЯ" и т.п.
3.
ДИНАМИЧЕСКИЕ - ИС, в которых обновление информационного фонда происходит при каждом обращении, например, система выдачи точного времени, системы связи и т.п.
В дальнейшем будут рассматриваться АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИС, реализуемые средствами вычислительной техники, в частности средствами IBM PC-совместимых компьютеров.