Реферат - Современные информационные и коммуникационные технологии в образовании детей с особыми потребностями в обучении - файл n1.docx

Реферат - Современные информационные и коммуникационные технологии в образовании детей с особыми потребностями в обучении
скачать (33.7 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx34kb.08.07.2012 17:55скачать

n1.docx




СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ
В современном российском обществе все актуальнее становится проблема роста количества детей с различными нарушениями развития – это и речевые патологии, нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, интеллекта. В столь сложный исторический момент Институт Коррекционной Педагогики РАО ставит задачу проектирования Специальной системы образования нового типа, заявляет новые приоритетные направления фундаментальных и прикладных исследований в области специальной психологии и педагогики, начинает разрабатывать научно обоснованную стратегию и тактику кардинального реформирования системы. На основе проводимых исследований Институт разрабатывает программу планомерного перехода отечественной системы специального образования на новый этап своего развития (в соответствии с ратифицированными Российской Федерацией Конвенциями ООН в области прав детей, прав инвалидов). Одно из направлений – это проектирование и разработка новых, компьютерно-опосредованных, технологий для применения в коррекционно-развивающем обучении, которые на этапе развития нового поколения играют глобальную роль: помогают достичь оптимальной коррекции нарушенных функций у детей.

Комплексное коррекционное воздействие на детей с нарушениями в развитии осуществляется на основе ряда методолого-методических принципов. Одним из первоочередных и наиболее важных является онтогенетический принцип, который подразумевает учет возрастных, психофизических особенностей детей, характера имеющегося у них нарушения. Этот принцип ориентирует коррекционное воздействие на устранение или сглаживание, коррекцию или компенсацию нарушений интеллектуального, речевого, сенсорного, двигательного и эмоционального дефекта, на создание полноценной основы для последующего саморазвития личности, которое возможно только при сформированности ключевых звеньев развития. Пластичность коры головного мозга обусловливает развитие ребенка даже в тяжелых патологических условиях. В работе важно определять наиболее сохранные звенья в речеслуховой, речедвигательной, зрительной, двигательной системах и опираться именно на них. И ориентироваться на «зону ближайшего развития» по Выгодскому.

Деятельностный принцип - подразумевает проведение работы с ребенком при организации совместной с ним деятельности. Принципы и приемы психолого-педагогического воздействия в преодолении отклонений в развитии ребенка опираются на учет сенситивных периодов развития каждой психической функции и разных видов деятельности ребенка.

Новые, компьютерно-опосредованные, технологии, применяемые в коррекционно-развивающем обучении, должны отвечать не только общедидактическим принципам, но и коррекционно-развивающим.

Компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала. При условии систематического использования электронных мультимедиа обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения детей с разноуровневой подготовкой и различными интеллектуальными способностям. Компьютерные технологии позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность и ведущую деятельность – игру. Компьютер как средство пассивного отображения объектов мультимедиа не обладает принципиальной новизной в дидактическом плане. Принципиально новой для сферы обучения является интерактивность, благодаря которой учащиеся могут в процессе анализа мультимедиа объектов динамически управлять их содержанием, формой и проделывать другие подобные манипуляции, добиваясь наибольшей наглядности. Компьютер также является средством для обучения важным аспектам коммуникации, необходимой для совместной деятельности. Известно, что к основным мотивам старших дошкольников относится установление и поддержание положительных отношений со взрослыми и сверстниками. У детей 5-7 лет наблюдается ситуативно-деловая форма общения с ровесниками. Дети общаются, советуются, помогают друг другу, пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что и составляет главное содержание потребности в общении. Совместные действия детей способствуют развитию общения между ними, обогащению речи, готовят к обучению в школе. Одновременно с тягой дошкольника к общению и совместной деятельности со взрослыми у него появляется и другой мотив – стремление к самоутверждению. Поэтому роль взрослого в компьютерных занятиях детей велика. Она заключается не только в предоставлении детям свободы, но и в помощи по освоению нового, в оценке результатов и поощрении успехов детей, что очень важно для них. Применение информационных компьютерных технологий позволяет реализовать дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению. Интерактивные обучающие программы, основанные на гипертекстовой структуре и мультимедиа, дают возможность организовать одновременное обучение детей, обладающих различными способностями и возможностями. Наряду с образовательными функциями информационные компьютерные технологии могут воздействовать и на физическое состояние. Развивать его и помогать ребенку в преодолении трудностей. В результате изучения особых образовательных потребностей детей с нарушениями в развитии были созданы специальные компьютерные программы. Одно из преимуществ компьютерных средств обучения заключается в том, что компьютер может комплектоваться с учетом нужд и потребностей детей с ограниченными возможностями. Для дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата возможно изменение конфигурации клавиатуры: применяется мембранная клавиатура с повышенной чувствительностью, клавиатура с увеличенными клавишами. Могут использоваться специальные пальцевые датчики. Для детей с нарушениями слуха разработаны специальные компьютерные технологии, при которых голос говорящего человека преобразуется в визуальные символы на экране монитора. Для детей с нарушениями зрения используется специальная клавиатура с насечками на клавишах, программы, с помощью которых озвучивается информация – «Экранный чтец».

Принципиально новую технологию в разработке вспомогательных средств формирования и коррекции фонетической стороны речи предложили специалисты компании IBM. В 1991 году в Институте коррекционной педагогики РАО была русифицирована первая версия программы «Видимая речь». Она в первую очередь предназначена для работы как с детьми, так и со взрослыми пациентами с нарушенным слухом, но может использоваться в работе с пациентами с сохранным физиологическим слухом. К этой категории можно отнести детей с первичной речевой патологией в рамках дизартрии, дислалии, алалии, ринолалии и заикания. Также программа эффективна при работе с детьми, имеющими вторичные нарушения речи, основной диагноз которых сочетается с речевой патологией. Авторы программы предложили новый подход к визуализации основных акустических компонентов речи, создав достаточно информативные даже для маленьких детей графические образы с элементами мультипликации. В программе предусмотрена визуализация слоговой структуры слова. С ее помощью на экране компьютера в доступных для детей образах отображается процесс коррекции и формирования таких просодических компонентов речи, как голосовые модуляции, выделение словесного и логического ударения. В этой программе в отличие от предшествующих приборов отображение звучащей речи на экране стабильно и сохраняется в течение любого времени, необходимого для работы и анализа деятельности.

Другим направлением при создании программного обеспечения для специального образования стала разработка специализированных компьютерных программ, направленных на коррекцию нарушений в развитии через обучение, не использующих в своей непосредственной работе функций обработки и преобразования звука. Специалистами Лаборатории компьютерных технологий Института коррекционной педагогики РАО разработан пакет специализированных компьютерных программ, поддерживающих развивающее обучение детей с различными нарушениями. Среди них коррекционно-диагностическая среда «Мир за твоим окном» (О. И. Кукушкина, Т. К. Королевская, Е. Л. Гончарова, 1997; О. И. Кукушкина, 1996, 2001), программы «Состав слова (Кроссворд)», «Развивающие игры в среде Лого», «Математика для тех, кому трудно (Решение задач на движение – версии 1, 2. Состав числа)» (И. В. Больших, О. И. Кукушкина, 1995). Компьютерные программы Лаборатории компьютерных технологий ИКП РАО ориентированы на пошаговое развивающее обучение в различных содержательных областях. Их использование при обучении детей с проблемами в развитии позволяет решить две задачи: педагогическая диагностика развития и индивидуализация коррекционного обучения. Особый подход к использованию компьютерных средств обучения в специальном образовании был применен при разработке комплекса «Кабинет биологической обратной связи логотерапевтический» (1998 г., «Биосвязь», Санкт-Петербург). Данная технология сочетает в себе лечебно-оздоровительное и коррекционное воздействие на ребенка. Система включает в себя программно-аппаратный комплекс КАПфс-БОС - «Биосвязь», компьютерный комплекс с программным обеспечением, пульсотахометр компьютеризированный Пк-БОС, тренажер дыхания, комплект многоразовых датчиков частоты сердечных сокращений, микрофон, лечебно-коррекционно-оздоровительные методические рекомендации. Кабинет БОС, предназначен для профилактики и коррекции нарушений голоса и речи, совершенствования функции речи у взрослых и детей, обучения технике чтения лиц речевых профессий, предупреждения последствий стрессовых реакций, предупреждения заболеваний, связанных с высокими речевыми и психо-эмоциональными нагрузками, оздоровления организма и повышения адаптационных возможностей. Данная технология может применяться при заикании, алалии, афазии, дисграфии и дислексии, дислалии, дизартрии, ринолалии, расстройстве фонации на почве парезов и параличей гортани, функциональных дисфониях, нарушениях темпа речи, так называемой речевой тревоге, расстройствах речи у детей и взрослых с нарушением слуха и зрения. Работа с программой проводится при непрерывном контроле процесса дыхания и сердечной деятельности. Обучение пациентов навыкам слитной плавной речи производится в процессе чтения и произнесения звуков, слогов, слов, словосочетаний, фраз и текстов, появляющихся на экране монитора. Представленные программы направлены на коррекцию отдельных компонентов функциональной системы речи.

Для более широкого доступа к получению коррекционной помощи на сегодняшний день появились различные компьютерно-опосредованные технические средства для домашнего использования.

Одним из современных инструментов дистанционного образования, обеспечивающих высокую интерактивность процесса общения преподавателя и обучаемых, является телеконференция – мероприятие, в котором групповая коммуникация осуществляется между территориально распределенными участниками с помощью интернет-технологий. Она осуществляется на базе программно-технической среды, которая обеспечивает взаимодействие пользователей. Подобная технология освобождает преподавателя от необходимости взаимодействия с каждым учеником индивидуально и позволяет организовать коллективную работу обучающихся. Телеконференции могут проходить в форме переписки по электронной почте (режим off-line) или в реальном времени (режим on-line). В первом случае сообщения направляются получателям в соответствии со списком рассылки телеконференции. Во втором случае для реализации телеконференции необходимо использовать специальное программное обеспечение, а сама телеконференция состоит в обмене текстовыми сообщениями в реальном времени, которые практически мгновенно отображаются на экранах компьютеров всех участников телеконференции. В настоящее время указанное программное обеспечение происходит в режиме общения на интернет-странцах – так называемый «Чат». Телекоммуникационные проекты находят в последние годы все более широкое распространение в системах образования разных стран мира. Такие системы позволяют получать коррекционно-образовательную помощь детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, не зависимо от места проживания ребенка.

Системы компьютерной видеоконференцсвязи дают возможность естественного общения друг с другом, включая не только диалог "faсe-to-faсe", но и совместную работу над учебными материалами, просмотр графических материалов и различных предметов, относящихся к теме беседы, видеовставок, репортажей – все это определяет существенные преимущества систем компьютерной видеоконференцсвязи по сравнению с другими видами дистанционных контактов. Примерами наиболее часто используемых систем в Интернет являются Skype, CU-SeeMe. Данные средства позволяют на расстоянии проводить коррекционно-развивающую, образовательную и воспитательную работу с детьми, имеющими нарушения развития.

Электронная почта является одной из наиболее дешевых и сравнительно несложных для детей с особыми образовательными потребностями телекоммуникационных технологий. Однако она имеет ограниченный педагогический эффект из-за невозможности реализации диалога в реальном времени. Электронная почта применяется для: оперативной доставки необходимых учебных и учебно-методических материалов; оперативной доставки выполненных домашних заданий преподавателю; обратной связи между преподавателем и обучающимся; диалога между обучающимися; телеконференции в режиме off-line.

Интернет в состоянии в любой момент предоставить каждому учащемуся информационно-образовательные возможности, сопоставимые с возможностями самой универсальной, совершенной и всеобъемлющей энциклопедии знаний и даже превышающие их. Вся информация в интернете представлена в виде ссылок на различные источники, что позволяет наиболее полно изучать материал. На просторах сети интернет представлено много мультимедийной информации (видеоролики с записями занятий; картинки, иллюстрирующие предлагаемый материал; аудиозаписи), также на основе JAVA и Flash -технологий создаются различные программы для образования. При обучении ребенок может ограничиваться не только набором знаний, предоставляемых учителем, а сам найти нужную ему информацию (например ru.wikipedia.org). Всё это позволяет вести работу с детьми, с особыми образовательными потребностыми.

1. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Специфика психологических методов в условиях использования компьютера.- М.: МГУ, 1995.

2. Зайченко Т.П. Инвариантная организационно-дидактическая система дистанционного обучения: Монография. - СПб.: Изд-во "Астерион", 2004. - 188 с.

3. Зайченко Т.П. Основы дистанционного обучения: Теоретико-практический базис: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. - 167 с.

4. Краснова Г.А и др. Технологии создания электронных обучающих средств.- М.: МГИУ,2003.- 223 с.

5. Малитиков Е.М., Карпенко М.П., Колмогоров В.П. Актуальные проблемы развития дистанционного образования в Российской Федерации и странах СНГ // Право и образование. – 2000. – №1 (2). – С. 42–54.

6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие/Е.С. Полат и др.- М.: изд. центр Академия,2001.- 272 с.

7. Носов Н.А. Психологические виртуальные реальности.- М.: Институт человека РАН,1998.- 195 с.

8. Стребелева Е.А., А. Л. Венгер А.Л, Екжанова Е.А. Специальная дошкольная педагогика/ Под ред. Е. А. Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 312 с.

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации