Реферат - Этикет и поведение человека - файл n1.doc

Реферат - Этикет и поведение человека
скачать (105.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc106kb.08.07.2012 17:45скачать

n1.doc

Московский

Гуманитарно -

Экономический

Институт


Реферат

по дисциплине

«Культурология».
Тема: «Этикет и поведение человека».

Выполнила студентка

ССО набора 2010 г.

Часовникова В.В.
Работу проверил_____________________


Содержание:

1. Введение

2. Этикет как важная часть общечеловеческой культуры

3. История возникновения этикета

4. Структура, основные правила и принципы современного этикета

5. Заключение

6. Литература

Введение

Этикет является одним из ярко выраженных феноменов культуры, который затрагивает всю гамму чувств и эмоций человека, обогащает само человеческое общение. Роль этикета в обществе всегда была очень велика, что подтверждается его длительной исторической и социальной эволюцией, функциями в обществе, многоплановой структурой, многообразными видами и формами.

В отличие от ритуала, обрядовые церемонии которого носят

демонстративный характер, этикет основан на практической общественной целесообразности. Важнейшей особенностью этикета является и то, что он всегда подчинен сложившейся системе культурных ценностей. Принять этикетные нормы – значит, признать себя членом данной социальной группы или общества в целом и подчиниться сложившимся здесь культурным ценностям.

Социальная значимость этикета проявляется в том, что он отражает

равенство и неравенство индивидов и групп (как внешнее, так и внутреннее), сложившуюся в обществе социальную иерархию, демократизм или консерватизм социальных отношений. Этикет позволяет людям ориентироваться в повторяющихся социокультурных ситуациях (приветствия, знакомства, поведение в общественных местах и т.д.). Этикет отражает и общий культурный уровень людей (образованность, воспитанность, конформизм).

Несмотря на то, что нормы этикета связаны с существенным ограничением эгоизма отдельного индивида, большинством они воспринимаются как должное. В этом также проявляется своеобразие этикета, способного оказывать существенное влияние на сознание людей, на их нравственные ориентиры.

Важнейшей социальной функцией этикета является предупреждение

конфликтных ситуаций в межличностном общении, где ему отводится роль сильного превентивного средства. Здесь этикет способен снять

психологическую напряженность. В конфликтных ситуациях (семейные, межличностные конфликты) нормы этикета выполняют функцию «синтона» («психологического поглаживания»). Тактичность, как знак уважения к конфликтующей стороне, создает условия для цивилизованного разрешения конфликта.

Нормы этикета помогают людям найти общий язык, достойно вести себя в сложных ситуациях. Отказ от использования этикета ухудшает отношения между людьми, ведет к человеческим драмам.

Этикет, являясь величайшим достоянием человеческой культуры, не только регулирует социальные отношения, но и обогащает жизнь людей, поскольку обладает ярким «игровым эффектом».

Цель данной работы – дать характеристику этикета как важной части

общечеловеческой культуры.

В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

- показать историю этикета;

- описать структуру, основные правила и принципы современного этикета;

Этикет как важная часть общечеловеческой культуры

История возникновения этикета

Первые правила поведения, ставшие основой поведенческой культуры,

возникли вместе с человеческим обществом. Их главная задача состояла в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия для выживания. С развитием общественной организации усложнялась поведенческая регламентация. Появлялись инструкции по поведению, вырабатывался церемониал важнейших общественных событий, формировался поведенческий порядок, отражавший жизнь той или иной социальной группы: дворян, купцов, ремесленников, даже странствующих студентов. В XVII в., во времена короля Людовика XIV, стремившегося к укреплению своей власти всевозможными способами, сформировался придворный этикет как обязательный порядок поведения при дворе французского короля. Впрочем, такой же порядок существовал и при других монархических дворах Европы: Испании, Италии, Англии. Англию и Францию называют обыкновенно: "классическими странами этикета". Однако родиной этикета назвать их никак нельзя, так как в XV столетии в обеих странах господствуют грубость нравов, невежество, поклонение грубой силе и т.п. Франция дала этому порядку определение, выразила его в словесной форме – etiquette. Этикет – это установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность правил, регулирующих внешнее выражение взаимоотношений людей, проявляемое в обхождении, обращениях и приветствиях, поведении в общественных местах, манерах и внешнем облике человека.

В России слово «этикет» распространилось в XVIII в. Со времени

Петра I в связи с социально – экономическими изменениями в жизни

государства начал складываться дворянский этикет, своеобразно сочетавший в себе древнерусские обычаи и традиции с европейскими правилами поведения. Рождались новые общественные отношения, а значит, и новый церемониал. Принималось множество указов, определявших, что надевать, какие делать прически, как следует поступать в различных ситуациях и т.д. В 1717 г. появился сборник поведенческих советов («Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению собранное от разных авторов»), сразу приобретший популярность среди молодых дворян. Во второй половине XVIII в. в России старый патриархальный поведенческий порядок был вытеснен новым, выработанным дворянством. Основу его составили образованность и воспитанность, изящество манер и правила приличия. Но провинциальное дворянство не спешило менять старый уклад жизни, постепенно уступая новым требованиям поведения и общения.

Анализируя современные этикетные нормы, можно увидеть их общность с нормами XVIII в., ибо и сегодня сохранились потребность в учтивом и

доброжелательном общении между людьми.

В XVIII – XIX вв. в российском обществе господствовал дворянский

этикет, носителем которого был тип личности, чье поведение, внешний вид и стиль жизни основывались на культурных традициях, органически соединявших этические и эстетические нормы. Как и в прежние времена, воспитывалось четкое осознание себя в общественной иерархии: знать и понимать свое место в обществе, разумно оценивая превосходство тех, кто выше по положению, воздерживаясь от сближения с ними и проявляя скромность. В этикете по – прежнему существовало множество степеней и оттенков. Но в любом случае требовались уважение и предупредительность, скромность и сдержанность, а также строгое внимание к своему внешнему виду, манерам и речи.

Вместе с тем этикет понимался как свод формальностей, касающихся

внешности и образа действий. В обществе говорили: хороший тон, хорошие манеры. Широкое развитие получила педагогическая теория «быть и казаться».

После событий 1917 г. коренным образом изменились условия жизни в

России, возникли новые правила поведения и нормы. Были уничтожены светский этикет столичного дворянства и патриархальные традиции русской провинции. Неграмотная народная масса не понимала сущности и значения этикета, считая его ненужной роскошью старого мира. Только выход Советской России на международную арену сохранил в среде дипломатических, а затем и высших государственных и партийных работников этикетную основу поведения. Но для большинства населения страны вместо продуманной поведенческой системы, вырабатывавшейся в течение двух веков, формировался новый, советский порядок поведения, в основе которого лежали классовые пролетарские интересы, своеобразно сочетавшиеся с выборочными правилами прежнего

этикета.

В последнее десятилетие слово «этикет» снова приобрело широкое

звучание. Выпущено в свет немало книг, раскрывающих содержание современного этикета. Утверждается понимание функциональной значимости этикета для развития общества и каждой личности в отдельности.

Таким образом, сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми.

Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать, не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.

Структура, основные правила и принципы современного этикета

Рассмотрением структуры современного этикета занимались и занимаются, по сей день многие авторы. Они выделяют формы, виды и подвиды этикета. Например, Э.Я. Соловьев подразделил этикет по форме на речевой и неречевой.

Первый является вербальным (словесным) выражением уважительного отношения к людям и проявляется в словесной форме: в речи, манере обращений и приветствий, умении вести беседу, высказывать критическое замечание, участвовать в споре, говорить комплименты. Всегда и везде человеку сопутствует слово. От того, как и что мы говорим, зависят наши деловые и личностные контакты.

Неречевая форма этикета включает в себя поступки и действия, с помощью которых проявляется уважительное отношение к окружающим. Все действия, поступки, манеры человека, так или иначе, характеризуют его как хорошо воспитанного, владеющего поведенческой культурой, или, наоборот, как недостаточно подготовленного к жизни в современном обществе.

Этикет проявляется в разных социальных и профессиональных группах по- разному. Поэтому автор (Э.Я. Соловьев) разделил его на следующие виды:

а) придворный этикет – строго регламентированный порядок и формы

обхождения, установленные при дворах монархов (с учетом национальных особенностей);

б) военный этикет – свод общепринятых в армии правил, норм и манер

поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;

в) дипломатический этикет - правила поведения дипломатов и других

официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;

г) общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и

условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом. Он является самым разнообразным по формам и функциям и может принимать такие формы как: присутственный этикет (гости, приемы, рестораны, театры и др.); брачный этикет; семейный этикет; спортивный этикет; этикет путешествий; корпоративный этикет; деловой этикет.

Можно говорить об этикете каждой конкретной профессии: юриста, врача, педагога, депутата, министра и т.п. одни поведенческие правила характерны для всех, другие отражают определенный вид деятельности. Подвиды этикета определяются характером ситуации, в которой находится человек: на работе, за столом, в гостях и т.д. Все эти структурные деления условны, носят теоретический характер, так как практические правила разных видов этикета выступают в неразрывной связи. Например, в общении с коллегами действуют правила всех подвидов этикета. Предложенная структура способствует более четкому усвоению многочисленных правил этикета и является кратким и четким выражением его содержания.

Среди множества правил И.Н. Курочкина выделяет два таких, которые

пронизывают все поведение человека, придавая ему высоконравственный характер. Первое – не ставить людей в неудобное положение, по крайней мере, делать это как можно реже; второе – поступать с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

В общении с людьми, различными по национальности, возрасту, взглядам, убеждениям, интересам, социальному положению, поможет соблюдение такого важного нравственного качества, лежащего в основе этикетного поведения, как вежливость. Многие авторы утверждают, что вежливость помогает снять недовольство, снизить уровень обиды, установить взаимопонимание между участниками сложного общения.

Одним из главных элементов вежливости многие авторы считают умение запоминать имена. Большинство из них в своих работах, к примеру, приводят слова Д. Карнеги, который говорит об этом так: "Большинство людей не запоминают имен по той причине, что не хотят тратить время и энергию на то, чтобы сосредоточиться, затвердить, неизгладимо запечатлеть эти имена в своей памяти. Они ищут для себя оправданий в том, что слишком заняты. Однако они вряд ли больше заняты, чем Франклин Рузвельт, а он находил время для того, чтобы запомнить и при случае воскресить в памяти даже имена механиков, с которыми ему приходилось соприкасаться. Ф.Рузвельт знал, что один из самых простых, самых доходчивых и самых действенных способов завоевать расположение окружающих - это запомнить их имена и внушить им сознание собственной значительности".

Любое правило этикета предполагает его разумность и необходимость соблюдения. Например, если руководитель перебивает своего подчиненного, не давая ему высказаться, он не только проявляет себя человеком, слабо владеющим правилами поведенческой культуры, но может и не понять точки зрения собеседника, упустить нить его размышлений и не узнать чего–то значительного для дела, коллектива и для себя. Следовательно, неразумно перебивать сотрудника, что и является важным правилом речевого и делового этикета.

Эстетика речи, манер, поступков в сочетании с нравственными нормами лежит, как мы уже говорили, в основе этикетного поведения. По мнению А. Мирзоян, внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества во многом отражают манеры. Манеры – это способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика. В обществе хорошими манерами Д. В. Беклешов считает скромность и

сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми.

Дурными же манерами он считает привычки громко говорить, не

стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции и поведении,

неряшливость в одежде, грубость, проявляемые в откровенной

недоброжелательности к окружающим, в пренебрежении к чужим интересам и запросам, в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражении, в намеренном оскорблении достоинства окружающих людей, в бестактности, сквернословии, употреблении унизительных кличек прозвищ.

Этикет подразумевает доброжелательное и уважительное отношение ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Он включает в себя учтивое обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, формы обращения к старшим, формы обращения и приветствия, правила ведения разговора, поведение за столом. В целом этикет в цивилизованном обществе совпадает с общими требованиями вежливости, в основе которых лежат принципы гуманизма.

Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только в общественных местах, но и дома. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обуславливается актом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства.

К сожалению, встречаются люди с двойным стандартом поведения: один – на людях, другой - дома. На работе, со знакомыми и друзьями они вежливы, предупредительны, а дома с близкими не церемонятся, грубы и не тактичны.

Это говорит о невысокой культуре человека и плохом воспитании.

Многие авторы считают, что необходимо и соблюдение национальных обычаев и традиций, то есть международного этикета. Уважая человека, мы уважаем и его национальность. Соблюдение этого принципа особенно актуально в настоящее время из-за опасности возникновения и разжигания национальных конфликтов, могущих привести к гражданской войне. Находясь в другой стране, желательно соблюдать местные традиции и правила этикета.

Особенности делового этикета

Принципы делового этикета

Современный деловой этикет регламентирует поведение людей на

службе, в общественных местах и на улице, на различного рода официальных мероприятиях – приемах, церемониях, переговорах.

Стремительное развитие деловых отношений с другими странами

привело к необходимости знакомства с правилами делового этикета, которым до последнего времени уделялось мало внимания.

Деловой этикет занимает особое место в искусстве поведения.

Если, нарушая те или иные нормы поведения, в быту и в обществе вы рискуете главным образом своей репутацией воспитанного человека, то в бизнесе такие ошибки могут стоить больших денег и карьеры. Великий мастер и учитель в сфере деловых отношений Дейл Карнеги утверждал, что успех человека в финансовых делах на пятнадцать процентов зависит от его профессиональных знаний и на восемьдесят пять - от его умения общаться с людьми.

Мало просто быть вежливым и воспитанным человеком. Нужны конкретные знания тонкостей этой области человеческих взаимоотношений. Например, как и когда сказать нужное слово или промолчать, сделать соответствующий событию подарок, как составить полезный для дела круг общения, умение организовать деловую трапезу и вести себя на ней и т.д., и т.п. - и все с тем прицелом, чтобы эти контакты и поступки благоприятно отражались на делах фирмы и ваших собственных.

Во время делового общения всегда есть реальная возможность для

комплиментов. Они воодушевляют вашего делового партнера, придают ему уверенность, одобряют.

Такие авторы, как Р. Фишер и У. Юрии, уверены, что при деловых

переговорах нужно неукоснительно соблюдать правила поведения страны – партнера по бизнесу. Правила общения людей связаны с образом и стилем жизни, национальными обычаями и традициями. Все это результат жизненного многовекового опыта, быта предшествующих поколений или иного народа.

Современную деловую жизнь невозможно представить без телефона. К деловому телефонному разговору надо тщательно готовиться. Искусство ведения телефонных разговоров состоит в том, чтобы кратко сообщить все, что следует, и получить ответ. Основа успешного проведения делового телефонного разговора – компетентность, тактичность, доброжелательность, владение приемами ведения беседы, стремление оперативно и эффективно решить проблему или оказать помощь в ее решении.

Другой важной частью делового этикета Т. И. Холопова и М. М. Лебедева выделяют служебную переписку. Авторы в своей работе предлагают ряд правил оформления письма. Одно из главных требований к письму – оно не должно быть длинным. Если хотите, чтобы ваше письмо прочли, постарайтесь уложиться на полутора страничках машинописного текста, а еще лучше – на одной странице. Хорошее письмо должно быть четким и ясным. Это второе требование к письму. Старайтесь избегать в деловом письме многосложных, непонятных слов и выражений.

Деловые беседы, совещания надо стараться проводить за час – полтора. Если сроки совещания затягиваются – значит, оно плохо подготовлено. Не стремитесь проводить их часто. Каждый должен отвечать за свой участок работы. Не разрешайте никому, и сами не прерывайте речь выступающего. Старайтесь проводить совещания регулярно: в одни и те же дни, в одно и то же время, в одном и том же помещении.

По мнению Д. Ф. Энджел, деловые контакты немыслимы без такого важного атрибута делового этикета как визитная карточка. Визитные карточки имеют очень широкое распространение не только в официальном, но и в неофициальном общении. Основное предназначение визитной карточки - заочно «представить» своего владельца и «действовать» от его имени. Существуют определенные правила оформления визитных карточек (формат и соответствующие сведения о владельце), которые должны строго соблюдаться для официальных лиц и деловых людей. Визитные карточки применяются для поздравлений, выражений соболезнования, выражения благодарности, заочного прощания в случае отъезда, представлений кого-либо, приглашений на прием, при перемене адреса. В каждом из перечисленных выше случаев карточка либо прикладывается, либо посылается.

Д. Беклешов в рассматриваемой сфере предлагает три основных правила: золотое правило: относитесь к другим, ко всем без исключения, так, как вы бы хотели, чтобы относились к вам; пять волшебных слов: пожалуйста, благодарю Вас, отлично сделано.

Р. Фишер и У. Юрии считают, что просто быть вежливым, доброжелательным и т.д. недостаточно. Они выделяют следующие принципы:

- Делай все вовремя;

- Не болтай лишнего.

- Думай не только о себе, но и о других.

- Одевайся, как положено.

- Говори и пиши хорошим языком.

Рассмотрим подробнее эти положения:.

Мало того, что опоздания мешают работе, - они есть признак того, что на

человека нельзя положиться и он скверный исполнитель. Требование все делать вовремя касается и всей иной профессиональной и служебной деятельности. Все дела должны делаться в срок!

Суть принципа «Не болтай лишнего» в том, что человек обязан хранить секреты своей организации. Причем речь идет о всех делах фирмы или учреждении, где он работает, - от технологических до кадровых. То же можно сказать и о тех подробностях своей личной жизни, о которых могут поведать друг другу сослуживцы.

Думай не только о себе, но и о других. Без этого не может быть и речи о

каких-либо успехах. Один из бизнесменов сказал по этому поводу: «Все неприятности происходят из-за эгоизма или зацикленности на своих интересах, например, иногда стараются навредить коллегам, чтобы заработать преимущество в конкуренции с сослуживцами или выдвинуться в рамках собственного заведения».

Всегда надо иметь в виду, что у всех есть свои интересы и во всякой

точке зрения содержится частица истины, даже если вам кажется, что ваш

оппонент или собеседник абсолютно не прав. Поэтому непреложным требованием делового этикета является необходимость уважать чужое мнение и стремление понять его.

В принципе «Одевайся, как положено» самое главное – это необходимость вписаться в окружение на службе, а внутри этого окружения – в контингент работников вашего уровня. Ваша одежда должна быть выбрана со вкусом - соответствовать моде по фасону и цветовой гамме. То же касается обуви и прочих аксессуаров. Если сразу после работы вам предстоит деловой ужин, то не одевайтесь в вечерний туалет, иначе люди подумают, что у вас к ним личный, а не профессиональный интерес.

Принцип «Говори и пиши хорошим языком» означает, что все произносимое и написанное вами - записки, письма и т.д. - должны не только нести ясную и целенаправленную мысль, но и быть изложены хорошим языком, причем все имена собственные должны произноситься и писаться без ошибок. В случае трудностей с грамматикой и правописанием пользуйтесь словарями, учебниками и услугами более грамотных сотрудников. Необходимо запретить самому себе использовать бранные и нецензурные выражения - даже чужие, которые вы пересказываете.

Сравнительный анализ делового этикета в различных странах

Вследствие мощного всемирного процесса объединения и усиления

экономических связей происходит рост рынков экспорта и импорта, многие компании становятся многонациональными. Деловой успех стал в большей степени определяться знанием и соблюдением этикета бизнесменами (и не только ими) тех стран, с которыми они сотрудничают. Местный этикет при ведении дел за границей - большая проблема для тех, кто ездит в деловые поездки по разным странам. Не менее важно знать об особенностях культуры, традиций и правил хорошего тона стран, откуда к вам приезжают деловые партнеры.

Знание этикета собственной страны еще мало что гарантирует. Поэтому,

чем больше вы почерпнете информации о той стране, в которую собираетесь ехать, тем больше у вас будет шансов на успех. В. А.Сухарев и М. В. Сухарев выделяют ряд правил этикета, справедливые независимо от того, куда вы приехали:

- уважайте национальные традиции в еде, праздники, религию и

руководство страны, в которой вы находитесь;

- не сравнивайте со своей страной;

- ничего не критикуйте;

- будьте всегда пунктуальны, учитывайте движение на дорогах и скопление людей на улицах;

- не хвастайтесь большими деньгами;

- ознакомьтесь с денежной системой страны, в которой находитесь;

- очень важны титулы, ими следует пользоваться;

- корреспонденция должна иметь очень официальный характер;

- приезжая не в первый раз в страну, позаботьтесь, чтобы на обороте

вашей визитной карточки была информация на языке этой страны;

- обязательно вставайте, когда звучит национальный гимн страны.

Наблюдайте и повторяйте действия ваших хозяев;

- не надевайте специфические национальные костюмы вроде тоги или сари. Ведь может оказаться, что это имеет религиозный характер;

- нельзя требовать, чтобы все было, как у вас дома: еда, обслуживание

и т.п.;

- имена следует запоминать. Если имя трудное, не вредно будет

потренироваться в его произношении. Имейте в виду, что имена могут

указывать на социальный статус и семейное положение. По именам звать людей не следует, если они сами об этом не попросят.

Общение начинается с приветствия, Многообразие форм приветствий не поддаются всестороннему описанию и классификации (кивок головой, поклон, рукопожатие, поцелуй, воздушный поцелуй, словесное приветствие и т.д.). Формы приветствия разнообразны. О племени масаи рассказывают, что перед тем, как приветствовать друг друга, они плюют на руки. Житель Тибера, снимал шляпу, высовывал язык, а левую руку держал за ухом, как бы прислушиваясь. Люди из племени маори прикасаются друг к другу носами. В Англии, женщина на улице, как правило, первая приветствует мужчину, т.к. ей представляется право решать, желает ли она публично подтвердить своё знакомство с данным мужчиной или нет. Европейцы при приветствии приподнимают шляпу и слегка кланяются. У японцев существует 3 вида поклонов: низкий, средний, лёгкий (с углом 150).

Этикет предписывает, как прощаться. Если общество многочисленно, можно ни с кем, кроме хозяев не прощаться. Это всюду кроме Англии называется "уйти по-английски", а в Англии - "уйти по-французски".

Институт гостеприимства существовал в очень сходной форме у самых

разных народов мира: у древних германцев и евреев, у арабов и австралийцев, индейцев и народов Севера. Поразительные совпадения в ритуале приема гостя у народов, удаленных друг от друга во времени и пространстве, конечно, не могут быть случайными, они свидетельствуют об устойчивости неких глубинных структур ритуала, его семантических мотиваций.

У якутов проезжий мог в любое время зайти в дом, расположиться там, пить чай, варить пищу или ночевать. Даже неприятного ему человека хозяин не смел удалить из своего дома без достаточно уважительных причин. Чукчи утверждали, что хозяин должен сохранить уважительное отношение к гостю, даже если тот его побьет.

Классической страной гостеприимства по праву считается Кавказ. Это

обусловлено укладом кавказских горцев, сохранностью высокоритуализованной рыцарской культуры, а также географической изолированностью, способствовавшей консервации архаических черт быта. В то же время гостеприимство народов Кавказа не является чем-то совершенно исключительным, оно находит множество параллелей в других регионах, в частности у славянских народов Балканского полуострова.

Соблюдение законов гостеприимства считалось одной из наиболее важных обязанностей человека. Оно строго контролировалось обычным правом. Так, например, в Осетии за их нарушение сбрасывали со связанными руками и ногами в реку с высокого обрыва. При столкновении обязанностей гостеприимства с обязательствами кровной мести преимущество отдавалось первым.

На Северном Кавказе каждый горец имел специальное помещение для гостей (так называемая кунацкая). У состоятельных людей это мог быть отдельный дом, у менее богатых - часть жилого дома, совпадавшая с мужской половиной.

У некоторых адыгских дворян и князей стол в кунацкой был постоянно

накрыт в ожидании случайного гостя, и блюда сменялись трижды в день.

Кабардинцы держали в кунацкой поднос с мясом, пастой и сыром, и называлось это "пища того, кто придет".

Обычай держать на столе постоянно хлеб и соль был еще в XIX веке почти повсеместным у восточных и западных славян.

Ритуал гостеприимства можно представить как диалог двух сторон,

вступающих в общение. И хозяин, и гость подчиняются жесткому этикетному сценарии, который связывает, ограничивает их действия и в то же время позволяет достигнуть определенных целей: хозяину - достойно принять гостя, заслужив тем самым почет и уважение окружающих и милость Бога, гостю - получить пищу, приют и поддержку. Хозяин не только берет на себя заботу о госте, но и обязуется защищать его наравне с членами своего рода.

Хорошие манеры служат благородной оправой истинной нравственности, но не являются достаточным основанием, чтобы судить о человеке по существу его достоинств. Хорошие манеры, стиль поведения, деликатность, тактичность не формируются сами по себе. Большое значение здесь имеют социальная микросреда, в которой живёт человек, полученное в детстве воспитание, но в любом случае человек может овладеть хорошими формами общения, только будучи заинтересованным, в этом.
Заключение

Можно отметить, что современный этикет способствует взаимопониманию людей в процессе дипломатического и делового общения, обеспечивает в немалой степени его целесообразность и практичность. Также является гарантией проявления взаимного уважения субъектов общения, служит формированию положительного имиджа деловых партнеров и является в этом смысле, помимо всего прочего, "прибыльным делом". В этикете высоко ценятся умение управлять своими эмоциями, скрывать дурное настроение (в основе девиз - "учитесь властвовать собой"), быть внимательным к окружающим, а также готовым выслушать говорящего, оказать услугу нуждающемуся в ней.

Таким образом, современный этикет регламентирует поведение людей в

быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях - приемах, церемониях, переговорах. Этикет - очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности морали ,выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости ,человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.

Список литературы:

1. Алехина И. Имидж и этикет делового человека. М.: Анкил,1996. – 194 с.

2. Беклешов Д. В. Манеры и поведение делового человека. – М.:

Современник,1993. – 215 с.

3. Все об этикете. – М.: Вече, 2000. – 298 с.

4. Курочкина И. Н. Этикет для детей и взрослых: Учеб. пособие для студ.

высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

– 256 с

5. Мирзоян А. Мир этикета: Энциклопедия. Урал Л.Т.Д., 2001. – 327 с.

6. Николаева Т. Н., Илларионов С. И. Этикет и мы. – М.: Советский спорт, 1993. – 160 с.

7. Правила хорошего тона. М.: ТОО «Ариель», 1993. – 101 с.

8. Соловьев Э. Я. Современный этикет и деловой протокол. – 2-е изд. –

М.: Издательство «Ось-89», 1999. – 198 с.

9. Сухарев В. А., Сухарев М. В. Психология народов и наций. Д.: Сталкер,

1997. – 203 с.

Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации