Ответы к государственному экзамену по журналистике - файл n1.docx

приобрести
Ответы к государственному экзамену по журналистике
скачать (644.9 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx645kb.08.07.2012 17:25скачать

n1.docx

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Билет №1.

Вопрос 1. Тенденции развития региональной журналистики на современном этапе.

Главной тенденцией развития региональной журналистики является образование медиа-холдингов. В сложных финансовых условиях политика объединения целесообразна и в экономическом отношении, и в творческом плане. Она была характерна для первого этапа развития центральной прессы, теперь этот опыт взяли на вооружение региональные СМИ.

Негативная унификация региональных СМИ - преимущественное развитие на местном уровне шаблонов развлекательной прессы, шоу-ТВ и американских аналогов.

Столичные СМИ скупают региональные.

В рамках регионов наблюдаются очень любопытные тенденции структурного характера. Местные газеты в большинстве случаев как бы распадаются на две категории: газеты для области, рассчитанные не только и не столько на областной, краевой или республиканский центр, сколько на города и поселки, находящиеся в пределах этой области, края или республики, и газеты городские. И они часто очень серьезно отличаются друг от друга, во-первых, аудиторией и, во-вторых, методами своей работы. Городская газета имеет большие преимущества для поддержания контактов с аудиторией: постоянного читателя проще приобрести в рамках города, чем области.

Кроме того, в ряде регионов существует противостояние мэров региональных столиц и губернаторов, которое проявляется и на уровне газет. В данном случае структуризация прессы идет по пути создания двух административных уровней: с одной стороны, газеты с участием губернатора, поддержкой губернаторской власти в соучредительстве, с другой — газеты с участием городской мэрии и ее соучредительством. Это способствует поддержанию плюрализма в региональной прессе, отражает иногда внутренние противоречия административного характера, а иногда и разные интересы населения городского и сельского, которые также необходимо учитывать. Количество городских газет значительно больше. Соответственно структура местной прессы сильно различается в зависимости от масштаба городов данного региона и уровня сельского населения. Продолжающаяся тенденция к урбанизации ведет к тому, что больше читателей становится в городах и соответственно изменяется и структура прессы.

Местное радио по-прежнему использует проводное вещание, хотя сейчас частные радиостанции развиваются все более активно.

Региональное телевидение, по сравнению с телевидением московским, российским, имеет преимущество в плане поддержания контактов с аудиторией, но проигрывает с точки зрения размещения рекламы и возможностей развития собственной продукции. По части финансирования государственные телекомпании существенно уступают частным.

Сегодня важнейшие моменты развития региональной прессы связаны также с особыми местными проблемами, которые существенно отличаются в зависимости от района, географической ситуации. К примеру, районы Южно-Европейской части России — Ростовская область, Краснодарский край — в значительной степени связаны с событиями в Чечне. Это заставляет их больше внимания уделять проблемам этнических конфликтов и в связи с этим — международным проблемам. В приграничных регионах, где активно развиваются двусторонние связи, много внимания также Уделяется международным проблемам. В результате региональные газеты становятся более разнообразными.

Вопрос 36. Принципы построения взаимоотношений организаций и СМИ.

Поскольку аббревиатуры press relations и public relations одинаковы – PR, иногда возникает ошибка, что это одно и то же, однако связь с прессой – это лишь часть паблик рилейшнз. Предназначение press relations – обеспечить максимальный объем публикаций или радио- и телепередач, содержащих информацию PR-характера, для того чтобы добиться понимания явлений и процессов и предоставить необходимые знания.

Связь с прессой не ограничивается только прессой, а включает все новостные средства передачи информации: прессу, радио, телевидение и хроникальные фильмы. Хотя периодически появляются и другие родственные термины, например, «отношения с медиа» – media relations, они пока не получили признания.

Цель связи с прессой – «добиться понимания явлений и процессов и предоставить необходимые знания», а не печатать то, что клиент или работодатель хотят видеть напечатанным или получить «благоприятные упоминания». Главное, чтобы все материалы для прессы должны быть «интересными и стоящими для опубликования». Именно это должно быть критерием всех материалов, которые PR-специалист передает медиа и именно на основе этого критерия эти материалы должны оцениваться. Если полученный материал «интересен» для читателей, слушателей или зрителей и «стоящий для опубликования», он, скорее всего, будет использован, а полученное в результате этого паблисити будет, в конечном счете, позитивно для клиента или для работодателя.

Помимо предоставления медиа материалов для издания или выпуска в эфир, необходимо хорошо понимать, как издаются газеты и журналы и как готовятся теле- и радиопрограммы. Если специалист игнорирует подобную деятельность, он может совершить грубые ошибки, например, отправить новостные релизы для публикации в номере, который уже сверстан или вообще вышел в свет. Необходимые аспекты, которые нужно знать о прессе: издательская политика; периодичность публикации; срок представления материалов; печатный процесс, территория распространения; читательский профиль; метод распространения.

Основные принципиальные способы достижения хороших отношений с прессой:

1. Предоставление услуг медиа. PR-специалист должен тесно взаимодействовать с медиа. Созданные отношения должны быть двухсторонними.

2. Формирование своей репутации как достоверного источника. Присылаемый материал должна быть точным, направляться туда и тогда, когда он нужен. В этом случае журналисты будут считать этот источник надежным, а отношения будут двусторонними и прочными.

3. Обеспечение качественными образцами. Например, хорошими, интересными, воспроизводимыми фотографиями, имеющими соответствующий сопроводительный материал. Кроме того, с появлением компьютерного прямого ввода новостные релизы могут быть набраны отправителем, в результате чего особой необходимости для перепечатывания присланного материала или его исправлений нет.

4. Взаимодействие в обеспечении материалом. Например, организация интервью для представителей прессы с известными личностями, когда это требуется.

5. Обеспечение возможности для проверки материала. Например, предоставление журналистам возможности увидеть описываемые процессы своими глазами.

6. Формирование и упрочение личных взаимоотношений с представителями медиа. Отношения должны основываться на доверии и взаимном профессиональном уважении.

Вопрос 71. «Война памфлетов» в эпоху английской буржуазной революции.

Английская революция (1642-1660) вызвала всплеск общественной мысли и стала важной вехой в развитии английской печати, которая в короткий срок выросла как количественно, так и качественно. В революционную эпоху спрос на новости резко возрастает, да и важных новостей становиться намного больше. Дополнительным стимулом прогресса английской журналистики стало фактическое уничтожение цензуры. Правда, Долгий парламент попытался вновь ввести ее в 1643 году, но эти постановления было невозможно принять в полном объеме вплоть до установления диктатуры Кромвеля в 1653 году.

В этот же период активно развивалась английская журналистика, представленная главным образом памфлетной публицистикой. Периодические издания – газеты, журналы – были ещё слишком слабо развиты и тяготели к коммерческому и информационно-рекламному стилю. Политическая же дискуссия велась с помощью памфлетов, которые с полным правом могут быть представлены в качестве основной формы журналистского творчества эпохи английской буржуазной революции.

Памфлетной публицистики, то она была представлена огромным количеством названий и целой плеядой имен. Уже упомянутый М. Нидхем, помимо издания газет, активно занимался памфлетным творчеством. Широко известен его памфлет «Защита дела английской республики», написанный после казни короля Карла I.

Джон Мильтон – поэт, общественный деятель, известный публицист, живший в Англии в период становления буржуазного общества. Мильтон оказался в гуще революции с самого её начала. Политические памфлеты выдвинули его в число первых идеологов революции. Революционность Мильтона была буржуазно-ограниченной, но он не преследовал те экономические цели, которые ставила перед собой английская буржуазия. Его скорее интересовала идейная сторона. Как и многие другие деятели буржуазных революций, Мильтон был выразителем «страстей и иллюзий» участников этих событий. Важнейшим вкладом в развитие общественной мысли того времени были трактаты и памфлеты Мильтона. Он начинал с критики клерикализма, деспотии католической церкви, а затем перешел к пропаганде идей народовластия. Трактат Мильтона «Права и обязанности короля и правителей» послужил прямым обоснованием приговора суда и казни Карла 1.

В 40-х годах в антиепископальных трактатах он писал о необходимости ограничения монархии, а в 1649 году в памфлетах «Права и обязанности короля и правителей» и «Иконоборец» уже утверждал законность народовластия. После выступления Мильтона в суде в качестве обвинителя английского монарха и казни короля сторонники последнего издали и распространили памфлет «Икона короля», где Карл был представлен как святой мученик. «Иконоборец» был ответом монархистам. Мильтон вступил в полемику с ними.

Дальнейшее его творчество свидетельствует о том, что он оставался республиканцем до конца, и сохранил эти убеждения и после реставрации монархии в Англии.

Памфлеты Джона Мильтона являются образцом политической публицистики, одухотворенной высокими целями. Они написаны ярко, образно, остроумно.

Выразителем взглядов демократических сил английской буржуазной революции был Джон Лильберн, лидер левого крыла партии индепендентов. Лильберн – страстный борец и противник неограниченной монархии, сторонник парламента. Он, как и Мильтон, считал, что источником власти является народ, а парламент всего лишь его слуга. Особенно большой популярностью пользовались памфлеты Лильберна «Защита прирожденного права Англии, направленная против всякого произвола, будь то короля, парламента или кого другого» (1645г.), «Новые цепи Англии» (1649 г.) и «Соглашение свободного народа Англии» (1649 г.).

Гораздо дальше в критике власти пошел третий английский публицист этого периода Джерард Уинстенли. Он опровергал правомочность не только власти монарха, но и власти лордов и землевладельцев, что сближало его с Руссо. Он был социалистом-утопистом и требовал не только политического равенства, но и экономического. Его взгляды на собственность очень близки взглядам Сен-Симона, Мора, Фурье, их можно квалифицировать как утопический коммунизм. Уинстенли писал, что земля сотворена для того, чтобы быть общей сокровищницей, она должна принадлежать всем «как зверям, так и людям», ибо создана «как общий фонд для всех». Причину всех бедствий он видел в частной собственности, называя её «беспокойным дьяволом». При выборе средств Уинстенли проявлял непоследовательность, надеясь на поддержку Кромвеля, которому и посвятил свой главный памфлет – «Закон свободы».
Билет №2

Вопрос 2. Современная журналистика в условиях многополярного мира и глобализации.

Международное сообщество: в его основе лежит классическая система международных отношений, базирующаяся на суверенитете национального государства. При этом система управления развитием международной жизни опирается на принцип международного представительства, воплощенный в системе ООН, позволяющий реализовывать цивилизационно-культурологическую многополярность мира. В основе организации международного сообщества находится принцип конфедерации, обеспечивающий целое из не зависимых друг от друга частей.

Глобальное сообщество: в основе его исторической сути лежит принцип федерации – единое человеческое общество планеты. Однако в основе процесса его формирования лежат две тенденции: формирование униформного в цивилизационно-культурологическом отношении мира, ориентированнного на культурологию цивилизации-лидера, на данном этапе атлантизма, который для обеспечения продвижения по планете своих культурных ценностей использует глобальную монополию силы. Эта тенденция разделяет глобальное сообщество на атлантизм и остальной мир.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ, (глобализм) – возрастание роли внешних факторов (экономических, социальных и культурных) в воспроизводстве всех стран-участниц этого процесса, формирование единого мирового рынка (рынков) без национальных барьеров и создание единых юридических условий для всех стран. Как особая фаза международных отношений, зародилась несколько десятилетий назад, но ее формирование не завершилось и к началу третьего тысячелетия. Однако общественное внимание она привлекла лишь в 1990-х. В связи с огромным разбросом политических пристрастий в современной мировой науке и политике единого общепризнанного определения глобализации не существует; имеющиеся формулировки носят описательный, либо взаимоисключающий характер.

Глобализация:

1 Технические средства - спутник, сеть

2 Сущ. глобальные СМИ (одновременно во многих странах мира - агентства, газеты - World Street Journal, Financial Times, USA Today, International Gerald Tribune – глобальные, то есть доступны по всему миру. Самые важные новости - финансы. Журналы делятся на 2 группы: общественно-политические (Time, Newsweek, U.S. News, Economist) и журналы по интересам.

- глобализация ТВ (CNN, MTV). Но главное - не название, а то, что глобализация свойственна для всех национальных каналов (покупают однотипные передачи, фильмы, напр. X-files).

- глобализация радио (в основном - музыкальное - крутят одних исполнителей).

Т.о. происходит глобализация содержания СМИ (однотипный, схожий, одинаково упакованный). С этим борются, во Фр., в нек. диктаторских режимах, но это безполезно. Глобальное содержание - в основном развлекательное - мелодрамы, спорт, шоу, муз. клипы, мультики, детские передачи + сенсационные новости, скандалы, документальные фильмы (природа, животные). "Развлекуха", в основном, прет из США да лат. Америки.

глобализация успешна, т.к.

1 развлекательные программы понятны всем (ориентация на массовость)

2 США круче всех в развлекат. индустрии.

3 США круче всех в кап. развитии, а сейчас все подорвались строить капитализм (укрепление полит. режима в странах).

4 экономич причины - США есть гигантский рынок, фильмы своего производства они окупают еще у себя в стране в прокате, так этого им мало - крутят по всему миру. Качество (т.е. эффекты + картинка) - также вне конкуренции, тем более в таком кол-ве.

Печать. Глобализация сопровождается развитием местной прессы и малых по тиражу, но весьма влиятельных для небольших населенных пунктов и общин изданий. В России растет число малотиражных газет для небольших групп.

В журнальном деле увеличивается число специализированных изданий. По тиражам не уступают развлекательным. Современные же информационные еженедельники, которые выпускаются концерном «Мост медиа» («Итоги»), издательским домом «Коммерсантъ» («Власть», «Деньги»), существенно уступают им по тиражу, хотя их можно отнести к изданиям, непосредственно связанным с участием в политическом процессе.

Радио. Цифровой радиосигнал позволяет соединять вещание глобальное и местное, вплоть до общинного. Одна из главных тенденций сегодня — бурный рост местного радио благодаря удешевлению распространения сигнала и быстроте его передачи через Интернет или спутники связи. Сократилась доля национальных радиовещательных компаний и увеличивается число местных станций, работающих в диапазоне FM в таких городах, как Нью-Йорк или Москва. В России - существенная регионализация радио и его переход на местное вещание.

Местные российские станции пытаются создать свои сети, даже общероссийские. Так действует в Москве радиостанция «Эхо Москвы», которая так же, как и некоторые другие московские компании, распространяет свой сигнал через Интернет по России и за ее пределами.

ТВ. Разделение труда между эфирным ТВ и кабельным. В России кабельное телевидение сосредоточено на сугубо местной аудитории. В Москве оно действует на уровне районного или даже квартального вещания и включает два элемента — районные или квартальные местные новости, к которым иногда подверстывают и городские, и видеофильмы (далеко не всегда лицензионные). Этот канал активно эксплуатируют местные власти — префектуры и управы.

Вещающие из Москвы каналы телевидения сохраняют доступ практически ко всем регионам России и остаются в этом смысле главным стержнем общероссийского информационного пространства. Таким образом, телевидение в России представлено эфирным федеральным вещанием и региональными и местными эфирными каналами, а также локальными кабельными программами. В большинстве случаев общенациональный экран, который рассчитан на национальную аудиторию и постоянное освещение развивающихся в течение дня событий, привлекает большие аудитории и в регионах, но удаленность московского телевидения от местных проблем позволяет успешно развиваться региональным телекомпаниям.

В европейских странах сложилась иная сеть вещания. Во Франции и Англии существует как общественно-правовое, так и частное эфирное телевидение. В Германии все эфирное телевидение — общественно-правовое, а кабельное и спутниковое — преимущественно частное.
Вопрос 37. Развитие интернета в условиях перехода стран к информационному обществу.

Первая сеть ARPANET была создана по заказу Пентагона с целью сохранения важной информации в случае ядерного удара. В конце 1969 г. сеть соединила четыре, далеко отстоящих друг от друга компьютера. Так был реализован принцип децентрализации информации.

В ARPANET сеть использовалась главным образом для передачи файлов и электронных сообщений, но с начала 1980-х гг. стали бурно развиваться альтернативные сети BitNet и CSNet (электронная почта). Позже к ним прибавились и другие (FidoNet и др.).

В конце 1970-х — начале 1980-х гг. наступает академический этап развития сети. Этот этап характеризуется развитием средств передачи файлов и электронной почты. Следующим шагом стало появление собственно World Wide Web (WWW). WWW — это система для доступа к гипертекстовой и гипермедиа информации. Проект WWW зародился в европейском физическом центре CERN, но со временем перерос рамки сообщества физиков-исследователей. Гипертекстовая информация хранилась в документах, сформированных определенным образом, например в формате HTML — Hyper Text Markup Language — язык маркировки гипертекстов, разработанный Тимом Бернерс-Ли). Идея этого стандарта была позаимствована им из стандартов, разрабатываемых в то время для телевидения.

История WWW кратко

• 1990 г. — создан первый текстовый браузер.

• Май 1991 г. — WWW была распространена по всему CERN.

• Октябрь 1991 г. — был создан первый шлюз (ворота в сеть) для поискового средства WAIS.

• Декабрь 1991 г. — CERN анонсировал WWW по всему сообществу физиков в области высоких энергий.

• Январь 1993 г. — работает уже 50 веб-серверов; был представлен первый полноценный браузер Viola для X Window, в котором воплотились все составляющие первоначального проекта — графическая гипертекстовая система с использованием мыши.

• Февраль 1993 г. — появилась альфа-версия браузера Mosaic для

X Window, разработанная в NCSA (National Center for Supercomputing Applications университета штата Иллинойс).

• Октябрь 1993 г. — число веб-серверов превысило 500, а трафик WWW составил 1% от полного трафика магистралей интернета. Та же динамика развития сохранилась и в последующие годы.

• Июль 1994 г. — CERN создал группу, названную W3 Organization, — совместное предприятие CERN и MIT для дальнейшего развития WWW. К началу 1995 г. эта группа трансформировалась в The World Wide Web Consortium (http://www.w3.org) и продолжает оставаться одним из ведущих разработчиков WWW.

Интернет преобразовал СМИ в СМК фактом своего рождения. Принципы, лежащие в основе функционирования интернета, начали трансформировать и саму структуру СМИ.

Эффективное решение многих актуальных задач, лежащих в сфере журналистики, уже невозможно исключительно информационным (вещательным) путем, а необходимо их коммуникационное решение.

Таким образом, современные массмедиа — это система, которая объединяет традиционные средства массовой информации, глобальные телекоммуникационные средства (сеть) и сумму технологий работы с массовой аудиторией и тем самым порождает виртуальные реальности информационных пространств.

Интернет, а вместе с ним и массмедиа можно рассматривать как ядро цивилизационного развития и как феномен культуры. Интернет-культура (или киберкультура) начинается тогда, когда сеть создает в себе новые формы культурного бытия и транслирует их в нашу повседневную жизнь.

Таким образом, интернет претендует на всеобщую потенциальную связность.

Впервые о своем существовании электронные коммуникации заявили в полный голос во время событий августа 1991 года. Согласно исследованию «Интернет для журналиста»,

...во время путча в августе 1991 года в Москве, когда реакционные политические и военные фигуры пытались восстановить старую систему советского правления, все традиционные средства коммуникации были прерваны: телефон, телевидение, радио и печать. Но компьютерные сети, в то время уже возникшие в Советском Союзе, не были тронуты цензурой и смогли выпустить море информации о событиях в Москве. Согласно сведениям Алексея Солдатова, президента «Релкома» (на сегодняшний день самой крупной компьютерной сети в России), в те напряженные августовские дни «Релком» выпустил 46 тысяч единиц информации по всей России и за рубеж, когда все остальные каналы средств массовой информации были закрыты.

Информационное общество — глобальный экономико-политический, антропосоциалъный и технологический проект, предполагающий управляемый цивилизационный переход к мировому общественному устройству, при котором доминирующую роль во всех областях жизни будет играть система массовых коммуникаций (СМК), реализованная с помощью компьютерных телекоммуникационных технологий, в частности технологий интернета.
Вопрос 72. Журналистика периода ВФР.

Журналистика стала зеркалом Великой французской революции, в ней отразились все её течения и противоречия.

1789-1794 – ВФР. 14 июля 1789 г. – взятие Бастилии. Открытие генеральных штатов в мае 1789 г. – власть третьему сословию. Возвышение Мирабо. Персональный журнализм. Законодательное собрание в 1791 г. декретировало свободу печати.

Два этапа: 89-92; 93-94 пожирание собственных детей. Количество газет возросло с 60 до 500.

Самой яркой личностью, общепризнанным лидером, «отцом народа» был депутат от третьего сословия, потомственный аристократ Оноре-Габриэль де Мирабо. Это был непревзойденный оратор, выступления которого производили на аудиторию впечатление «какого-то чудодействия, колдовства…». Ораторское искусство Мирабо сразу же сделало его авторитетным лицом в Национальном Собрании, разобщенном поначалу принципом сословности. Мирабо стал лидером, объединив представителей трех сословий Вступив на арену политической деятельности в Париже в 1789 году, Мирабо стал издавать газету «Journal des Etats generaux» («Газета Генеральных штатов»), которая вскоре была запрещена королевским министром Неккером. Но неукротимый трибун возобновил издание под другим названием: «Письма к моим избирателям». Газета Мирабо была одним из первых революционных изданий. В ней начинали журналистскую деятельность Демулен и Ксавьер. Её отличительной чертой было то, что она делалась коллективом людей. Но идейным вождем здесь был Мирабо, его духом и идеями пронизаны все публикации.

Правый якобинец дантонист Камиль Демулен (1760–1794) издавал газеты «Revolutions de France et de Brabant» («Революции Франции и Брабанта») и «Le Vieux Cordellere» («Старый кордельер»). «Сегодня во Франции журналист сам себе и консул, и диктатор», – писал Демулен. За требования ослабления революционного террора и отмены системы принудительной таксации цен и зарплаты был казнен.

Левый якобинец Жан Рене Эбер (1757–1794) выпускал газету «Pere Duchene» («Папаша Дюшен»), названную по имени фольклорного персонажа – торговца и любителя выяснять отношения. Газета рассчитана была на низшие слои населения – безработных, бедняков, маргиналов. Эбер умел руководить толпой и считал необходимым опускаться в своей публицистике до уровня самого невзыскательного читателя. «Я понимаю по-латыни, но говорю с читателями на их языке», – говорил Эбер. Его газету называли наиболее самобытным изданием революции. За страстные выступления против произвола якобинской диктатуры Эбер был казнен.

Марат(якобинец)Газета «Марат друг народа» стала выходить с 12 сентября 1789 года. На фоне восторженных приветствий революции, лившихся со страниц парижской прессы этих дней, голос «Друга народа» прозвучал резким диссонансом. Марат сразу же выступил против тех, кто решил ограничить революцию её первыми формальными достижениями, будущих предателей Лафайета, Мирабо, Бриссо, Неккера, Бальи В течение 4 лет революции Марату пришлось дважды прекращать издание своей газеты, выпускать её подпольно. Самыми верными помощниками и друзьями в эти трудные дни были для него простые люди Парижа, санклюлоты. Они же были его информаторами (Марат делал свою газету почти в одиночку) и распространителями отпечатанной на плохой бумаге мелким неровным шрифтом, но самой влиятельной и любимой газеты Парижа 1789 – 1793 годов. Секрет популярности Марата прост. Две вещи сделали его истинным другом народа: 1) то, что он всегда и, прежде всего, бесстрашно и настойчиво защищал интересы «маленького человека», бедняка или санкюлота, как говорили в те дни в Париже; 2) простой, понятный народу и одновременно «зажигательный», по определению жирондистов, язык газеты Марата.

Франсуа Бабёф по происхождению был представителем «третьего сословия». До 1789 года он служил комиссаром по межевым делам, а также занимался сочинением трудов по проблемам имущественных отношений и благоустройства (известна его книга под названием «Записки для земельных собственников и собственников сеньорий»). Служба помогла Бабёфу досконально изучить систему экономических отношений феодального общества, узнать тайны происхождения аристократических владений. Именно в эти годы в его сознании возникли мысли о неравенстве и несправедливости отношений в феодальном обществе. Личный жизненный опыт и размышления, связанные с родом его занятий, подготовили Бабёфа к революции. Он принял её сразу. 14 июля он участвовал во взятии Бастилии. Затем некоторое время метался между Парижем и Руа (город, в котором жила его семья) и, наконец, основал газету «Пикардийский корреспондент». Так же издавал «Трибун народа». Казнен во времена Директории.
Билет № 3

Вопрос 3. Журналистика и общественное мнение в условиях демократического общества.

В демократическом обществе СМИ являются 4-ой властью. Наравне с законодательной, исполнительной и судебной, не юридически, но идейно-духовно. В России СМИ не воспринимаются как фактор демократического развития общества, а лишь как инструмент властей, журналистов же - как исполнителей. Прессе отказывают в автономности. Между тем открытое общество, подлинная демократия предполагают наличие публичной или общественной сферы, которая образуется между правительством, властью и гражданами, обществом, которую и заполняет своеобразный дискуссионный клуб - СМИ. Власть читает, слушает, смотрит и реагирует. Так должно быть. Но у нас пресса зажата в тисках между властью и капиталом (хотя и в этих условиях она все же пытается выступать в качестве фактора демократизации). На Западе уже реализуется, например, идея общественно-правового вещания с достаточно универсальной и подробной программой новостей, образовательными программами, передачами для этнических и других меньшинств (инвалидов, новых эмигрантов и др.).

Власть в подлинно демократических государствах, характеризующихся наличием гражданского общества, понимает свою обслуживающую роль и то, что без развитой журналистики, выполняющей роль полпреда общества, она обойтись не сможет.

"Плюрализм СМИ" следует понимать как разнообразие продукции СМИ, отраженное, например, в существовании множества независимых и автономных СМИ (что обычно называется структурным плюрализмом), и разнообразие типов и содержания (взглядов и мнений), предоставляемых общественности. Таким образом, как структурный/количественный, так и качественный аспекты являются основными в понятии плюрализма СМИ. Следует подчеркнуть, что плюрализм - это разнообразие СМИ, предоставляемых общественности, что не всегда совпадает с тем, что на самом деле усваивается.

Свобода слова в нашей стране гарантирована Конституцией, а все остальное лишь сужает эту основополагающую для демократии свободу.

Общественное мнение — система ориентаций в современности. Общественное мнение представляет собой реакцию массового сознания на явления, события, процессы современной жизни. В силу изменчивости жизни изменчиво и общественное мнение. Под публикой понималась совокупность индивидов, которые в отличие от массы как таковой, осознают свои интересы, активно включены в процесс их реализации и обладают своим прилюдно выражаемым мнением. Отсюда пошло английское выражение "public opinion", которое обозначает не общественное мнение в целом, как часто его переводят у нас, а мнение публики, т. е. активной части масс.

В силу своей специфики СМИ основное внимание уделяют формированию общественного мнения. Когда речь заходит о воздействии на аудиторию, нельзя избежать таких понятий как пропаганда и агитация.

В идеале результат деятельности СМИ заключается в широкой информированности аудитории по самым разнообразным явлениям жизни. Полученная из масс-медиа информация должна "работать" – формировать общественное мнение и картину действительности, заставлять действовать сообразно заключенному в ней импульсу. Кроме формирования общественного мнения, СМИ так же занимаются его выражением и распространением.Поскольку свобода выражения мнений является краеугольным камнем политической свободы, она нуждается в особой защите. Даже демократическое правительство может ущемлять свободу своих граждан. И если свободе прессы и впрямь суждено стать реальностью, то правительству для этого необходимо ограничить свою способность вмешиваться, контролировать или манипулировать средствами массовой коммуникации.

Вместе с тем важно видеть и использовать роль СМИ как «четвертой власти» адекватно ее истинной роли в демократическом обществе. Это значит понимать и принимать требования «информационного порядка», видеть возможности «четвертой власти», не преуменьшая, но и не преувеличивая «властные полномочия» СМИ, не считать и не стремиться делать их сверхвластью. Такая опасность идет с двух сторон. Во-первых, от противопоставления непосредственной демократии (а СМИ действуют в этой сфере) демократии представительной (избранным институтам власти), тогда как они взаимодополнительны. Это не значит, что недопустимо критическое отношение к государственным институтам, их официальным лицам, принимаемым решениям и действиям властей. Иное дело — пренебрежительное, уничижительное отношение, что свидетельствует о неуважении к воле избирателей (тем более, что на их поведение на выборах так или иначе повлияла журналистика ранее). Во-вторых, от неадекватных, преувеличенных представлений о роли и значении в жизни общества той группы, интересы которой представляет СМИ, от непонимания (нежелания, неумения — все равно) необходимости соотносить эти интересы с общенациональными и даже общечеловеческими нуждами, от стремления «во что бы то ни стало» добиться своего. Возможность превращения в «сверхвласть» особенно велика у тех СМИ, которые связаны с «большими деньгами» (крупным капиталом, коррумпированными чиновниками, преступным миром).

СМИ, стремящиеся обрести «сверхвласть», превращаются из инструмента информационного обеспечения демократии в орудие олигархии, автократии, меритократии, плутократии или других способов не -, лже-, антидемократического властвования. Mediademokratia становится mediakratia.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Билет №1. Вопрос 1. Тенденции развития региональной журналистики на современном этапе
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации