Железняк Ю.Д., Водянникова И.А., Гаптов В.Б. и др. Баскетбол: Поурочная учебная программа для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско - файл n1.doc

приобрести
Железняк Ю.Д., Водянникова И.А., Гаптов В.Б. и др. Баскетбол: Поурочная учебная программа для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско
скачать (12579 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc12579kb.08.07.2012 17:22скачать

n1.doc

  1   2   3
Комитет по физической культуре и спорту

при совете министров СССР



Главное управление научно-методической работы
Управление спортивных игр

Б А С К Е Т Б О Л
Поурочная учебная программа для детско-юношеских

спортивных школ и специализированных детско-юношеских

школ олимпийского резерва

(учебно-тренировочные группы, четыре года обучения)


Москва – 1984
КОМИТЕТ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР



Главное управление научно-методической работы
Управление спортивных игр


Утверждена
Комитетом по физической культуре

и спорту при Совете Министров

СССР
24 февраля 1984 г.

Б А С К Е Т Б О Л
Поурочная учебная программа для детско-юношеских

спортивных школ и специализированных детско-юношеских

школ олимпийского резерва

(учебно-тренировочные группы, четыре года обучения)


Москва – 1984

Программа разработана коллективом авторов в составе: Ю. Д. Железняк — доцент, заслуженный тренер СССР; И. А. Водянникова канд. пед. наук; В. Б. Гаптов канд. пед. наук; В. М. Левин доцент, канд. Пед. наук; С. В. Жданов (кафедра спортивных игр МОГИФКа), Ю. Ф. Буйлин (Спорткомитет СССР).

Программа подготовлена под методическим руководством Программно-методического сектора Главного управления научно-методической работы Спорткомитета СССР.

Все замечания и предложения по дальнейшему совершенствованию программы просьба направлять по адресу: Москва, Лужнецкая наб., 8, Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР, Главное управление научно-методической работы.
1. ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Характеристика программы
Поурочная программа составлена на основе директивных и нормативных документов Министерства просвещения СССР, Министерства финансов СССР, Министерства здравоохранения СССР, ВЦСПС и Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР и раскрывает весь комплекс параметров подготовки юных спортсменов на весь многолетний период обучения и тренировки.

При разработке настоящей программы использовалась программа по баскетболу для спортивных школ 1977 г., учитывались научные данные, а также опыт работы детско-юношеских спортивных школ. В программе представлены задачи работы в учебно-тренировочных группах; содержание материала по основным компонентам: технической, тактической, физической, теоретической, интегральной, психологической, морально-волевой подготовке, а также по инструкторской и судейской практике; раскрыто содержание восстановительно-реабилитационных мероприятий; приводится распределение времени на перечисленные компоненты — по периодам, этапам и неделям годовых циклов обучения; количество тренировочных в соревновательных дней; количество тренировочных занятий и игр; поурочное распределение программного материала; модельные недельные циклы для отдельных этапов тренировки; модельные занятия; нормативные требования—приемные (по отбору), переводные (после первого, второго и третьего годов обучения) и выпускные (после четвертого года обучения), а также приводятся модельные характеристики сильнейших баскетболистов по игровым амплуа. Таким образом, программа детализирует содержание работы детско-юношеских спортивных школ последовательно по четырем годам обучения, вплоть до отдельных тренировочных занятий.
1.2. Задачи работы в учебно-тренировочных группах
В учебно-тренировочных группах задачи работы подчинены, как о в группах начальной подготовки, многолетней подготовке спортивных резервов в баскетболе, спортсменов высокой квалификации с гармоничным развитием физических и духовных сил, активных строителей коммунистического общества, стойких защитников Родины.

Конкретное содержание задач вытекает из основного принципа работы в учебно-тренировочных группах универсальности подготовки с элементами игровой специализации (по игровым функциям):

1. Укрепление здоровья о закаливание организма учащихся, содействие правильному физическому развитию, повышение уровня разносторонней физической подготовленности.

2. Развитие специальных физических качеств и способностей, необходимых при совершенствовании техники и тактики.

3. Прочное овладение основами техники и тактики баскетбола.

4. Определение каждому учащемуся игровой функции в команде и с учетом этого индивидуализация их подготовки.

5. Приучение к соревновательным условиям.

6. Обучение навыкам ведения дневника, системам записи игры, проведению анализа полученных данных.

7. Приобретение навыков инструктора-общественника по баскетболу, организации и проведению соревнований.

8. Подготовка и выполнение нормативов комплекса ГТО II ступени «Спортивная смена» (первый и второй годы обучения) и III ступени «Сила и мужество» (третий о четвертый годы обучения).

9. Выполнение II (второй год обучения) о I (третий год обучения) юношеских спортивных разрядов и нормативных требований по всем видам подготовки.

Исходя из основного принципа построения всей работы в учебно-тренировочных группах, сохраняется тенденция универсальности в постановке задач, выборе средств и методов по отношению ко всем занимающимся, вместе с тем вводятся элементы специализации по игровым функциям, что требует индивидуального подхода и углубленного изучения особенностей каждого юного спортсмена.

Обучающая направленность настоящей программы исходит из необходимости уже в этих возрастных группах добиться прочного овладения занимающимися основами техники и тактики игры, достаточно высокого уровня развития физических качеств в способностей, что позволит в дальнейшей специализированной подготовке достигнуть высокого уровня индивидуального мастерства и спешной его реализации в условиях игровой соревновательной деятельности.

В связи с этим основной показатель работы спортивных школ по баскетболу — выполнение в конце каждого года программных требований по уровню подготовленности учащихся, выраженных в количественных и качественных показателях всех видов подготовки.






2. ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

(12-14 лет)
Отличительной особенностью первого года обучения является стабильная специализированная подготовка по баскетболу с контингентом, в основном, отобранном в процессе работы в группах начальной подготовки. На этом этапе важно добиться стабилизации состава учебных групп, воспитать стойкий интерес к баскетболу, квалифицировано решать поставленные задачи.
2.1. Распределение объемов компонентов тренировки

в годичном цикле
Распределение времени на основные разделы подготовки па первом году обучения осуществляется в соответствии с конкретными задачами многолетней тренировки на основании указаний, имеющихся в объяснительной записке (табл. 1.1—1.4). В соответствии с этими указаниями происходит распределение учебного времени по видам подготовки при разработке документов текущего (годового) планирования, при этом учитывается работа спортивно-оздоровительного лагеря (табл. 2.1). В этом случае в связи с проведением лагерного сбора увеличивается количество часов занятий (до 24 часов в неделю), соответственно возрастает количество часов, отводимое на отдельные виды подготовки, и количество занятий.


На первом году обучения большое внимание уделяется физической подготовке—до 40% учебного времени. Объем технической подготовки составляет приблизительно 23%, но это без учета объема выполняемых технических приемов в процессе тактической и интегральной подготовки.

Повышается значение интегральной подготовки, на нее выделяется около 15% учебного времени. Это связано с необходимостью объединения (интеграции) эффекта отдельных компонентов тренировки (физической, технической, тактической) с целью ее реализации в условиях игровой деятельности.

С первого года обучения в учебно-тренировочных группах вводятся инструкторская и судейская практика.




В табл. 2.2. представлено распределение объемов компонентов тренировки по недельным циклам.

В этой учебно-тренировочной группе не предусмотрена периодизация спортивной тренировки, поэтому учебный материал различных разделов подготовки распределен относительно равномерно.

2.2. Поурочное распределение программного материала

и последовательность его изучения
Определена последовательность изучения нового технико-тактического программного материала. С учетом этой последовательности, сложности материала и положений методики обучения программный материал распределен по занятиям (184 занятия, 46 недель учебного года). При подготовке плана на 52 недели количество занятий увеличивается до 208, а при наличии спортивно-оздоровительного лагеря до 256. Распределение программного материала за пределами 46 недель осуществляется тренером в соответствии с конкретными условиями работы.

Выделены занятия, на которых программный материал изучается впервые, и те занятия, на которых этот материал повторяется, и решаются вопросы совершенствования навыка.

На основании раздела 2.2. тренер составляет график, где слева перечисляет программный материал, а справа откладывается 184 (208, 256) клеток на каждое занятие. На основании поурочного распределения программного материала в соответствующих клетках (уроках) проставляются треугольники - начало обучения, кружочки — повторение, а также сроки контрольных испытаний, зачетов и т. п. Такой документ дает четкое представление о том, что надо делать на каждом занятии. На основе графика в соответствии с данными распределения времени на компоненты тренировки разрабатываются конспекты уроков с конкретной дозировкой нагрузки.

Поурочный график помогает ориентироваться как в вопросах планирования, так и в вопросах контроля со стороны администрации спортивной школы и других организаций.

Ниже приводится поурочное распределение программного материала. В графе «Последовательность изучения» показано, в какой последовательности надо изучать новый программный материал данного года обучения. В двух следующих графах указаны те занятия, на которых должно проводиться обучение (начало обучения, дальнейшее изучение и совершенствование курса).



















2.4. Модельные тренировочные занятия
Представленные в данном разделе примерные модельные занятия являются примером дальнейшей детализации программы. В модельных занятиях, построенных на материале программы для конкретного года обучения, показана их полная структура. При этом занятия по всем четырем годам обучения подобраны так, чтобы они давали тренеру представление о структуре основных видов занятий различной направленности.

Для первого года обучения приведены три занятия: комбинированное по технике и тактике, однонаправленное по технической подготовке и комбинированное по технической и интегральной подготовке.

Разделы «Организация урока» и «Заключительная часть» в модельных занятиях не раскрываются, так как их назначение и содержание общеизвестно.
Урок № 46. Комбинированный по технической и тактической подготовке
Задачи:
1. Обучение добиванию мяча с отскоком от щита.

2. Совершенствование техники бросков мяча в корзину одной рукой сверху в прыжке после ведения я остановки.

3. Совершенствование тактики взаимодействия двух игроков (передней и задней линий): в нападении, с заслоном, в защите, переключение.

Инвентарь — мячи баскетбольные.

Время 135 мин.

Подготовительная часть — 25 мин.

Организация урока. Ходьба с разновидностями (на носках, на пятках, скрестным шагом, руки за головой, за спиной). Бег с разновидностями (руки за головой, за спиной, на

поясе, к плечам, с изменением направления, с остановками) — 5 мин.

Общеразвивающие упражнения— 15 мин. Выполняются в движении в колонне по четыре:

1. Вращение рук в плечевых суставах вперед и назад.

2. В упоре присев, правая сзади, смена положений ног

на каждый счет.

3. В упоре присев, правая в сторону, смена положений ног на каждый счет.

4. Вращение туловищем вправо, влево на 4 счета.

5. Отжимание в упоре лежа.

6. Наклоны вперед, доставая пальцами рук носков ног.

7. наклоны туловища в стороны с одновременным махом рук.

8. Прыжки па месте. Каждый четвертый прыжок с поворотом на 360є.

9. Легкий бег.

Основная часть 100 мин.

I. Обучение добиванию мяча с отскоком от щита — 20 мин.

1. Занимающиеся располагаются на расстоянии 2 м от стены, у каждого мяч. Подбросить мяч вверх, в прыжке поймать его и выполнить добивание в стену и т. д.

2. Расположение то же. Добивание в стену сериями.

3. Занимающиеся, располагаясь парами на расстоянии 2 м от стены, и 3—4 м друг от друга, выполняют в прыжке добивание в стену, направляя мяч в сторону партнера.

4. Расположение в колоннах под углом к щиту на расстоянии 2—3 м с двух сторон. Из одной колонны передают мяч ударом в щит так, чтобы он, не касаясь корзины, опускался с противоположной стороны. Из другой колонны в прыжке выполняют забивание. Выполнив упражнение, занимающиеся переходят в конец противоположной колонны.

II. Совершенствование техники броска мяча в корзину в прыжке после ведения и остановки 13 мин.

Занимающиеся делятся на группы в зависимости от числа корзин и поочередно выполняют ведение с последующей остановкой и броском в корзину в прыжке одной рукой сверху. Варианты выполнения упражнения:

а) ведение выполняется по прямой к корзине, в сторону от корзины, с изменением направления ведения;

б) броски выполняются с различных точек площадки под различным углом к корзине.

Упражнения проводятся соревновательным методом до определенного количества попаданий с заранее обусловленных точек.

III. Совершенствование тактики заслонов и переключений—30 мин.

1. Занимающиеся делятся на группы по 4 человека в каждой (два нападающих, два защитника). Один нападающий занимает место игрока передней линии, другой — игрока задней линии. Передан мяч игроку передней линии, игрок задней линии выполняет наружный заслон. Игрок передней линии атакует корзину. Защитники, выполняя переключение оказывают активное сопротивление. Если мяч не забит, пары меняются ролями. Если забит, роли остаются прежними.

2. Игра 2х2 в одну корзину с выполнением тех же взаимодействий,

3. Игра 4х4 в одну корзину с выполнением тех же взаимодействий.

IV. Совершенствование техники выполнения штрафных бросков— 10 мин.

Занимающиеся делятся на группы в зависимости от числа корзин и выполняют штрафные бросков. Побеждает тот, кто имеет большее количество попаданий подряд.

V. Учебная игра — 25 мин.

Задание в игре: выполнять заслоны в нападении между игроками передней в задней линий. Применять переключения при игре в защите.

Заключительная часть - 10 мин.
Урок № 108. Однонаправленный по технической подготовке
Задачи:
1. Совершенствование техники ловли мяча одной рукой.

2. Совершенствование техники ведения мяча в сочетании с другими приемами техники (ловлей, передачами, бросками в корзину).

Инвентарь — мячи набивные и баскетбольные, стойки для обводки.

Время— 135 мин.

Подготовительная часть — 25 мин. Организация урока. Ходьба в сочетании с движениями руками, высоко поднимая колени, перекатом с пятки па носок. Бег (высоко поднимая колени, захлестывая голени, скрестным шагом в сочетании с рывками) — 10 мин.

Общеразвивающие упражнения с набивными мячами в парах— 15 мин.

1. Стоя спиной друг к другу, ноги врозь, передачи мяча из рук в руки, над головой, прогибаясь назад, в с наклоном вперед между ногами.

2. Из положения, лежа ступнями друг к другу, передача мяча из рук в руки с наклоном туловища вперед.

3. Стоя спиной друг к другу, ноги врозь, передачи мяча двумя руками из рук в руки с вращением туловища.

4. бросить мяч партнеру двумя руками из-за спины с наклоном туловища вперед.

5. Захватив мяч ступнями ног, подбросить его прыжком партнеру на грудь.

6. Захватить мяч руками партнеры стараются вырвать его друг у друга.

7. В положении присела спиной друг к другу (мяч удерживается спинами) продвигаться прыжками в сторону.

8. То же, только выполняя приседания.

9. Легкий бег с передачей набивного мяча.

Основная часть — 100 мин.

I. Совершенствование техники ловли мяча одной рукой — 20 мин.

Каждый занимающийся берет мяч и выполняет следующие упражнения:

вой

1. Подбрасывать мяч над собой двумя руками, поймать левой

2. Подбросить мяч над собой двумя руками, поймать правой

вой.

3. Подбрасывать и ловить мяч только правой, затем только левой рукой (другая рука за спиной).

4. Подбрасывать мяч одной рукой, ловить другой.

5. Стоя лицом к стене на расстоянии 3 и 4 м, посылать мяч в стену двумя руками, ловить одной рукой.

6. В парах выполнять передачи и ловлю мяча одной рукой, меняя высоту полета мяча по заданию преподавателя.

7. Продвигаясь вдоль границ зала, занимающиеся выполняют в парах передачи мяча двумя руками, ловлю одной. Скорость и направление перемещения изменяются по сигналам преподавателя.

II. Совершенствование техники ведения мяча с изменением направления в сочетании с бросками в корзину в движении - 20 мин.

1. Вдоль боковых линий на расстоянии 2 м от них устанавливаются стойки для обводки (по пять стоек с каждой стороны). Занимающиеся выполняют ведение мяча, обводя каждую стойку и выполняя броски в корзину в движении одной рукой сверху у основных щитов. Упражнение выполняется сначала в правую, затем в левую сторону.

2. Игра «Салки с ведением мяча».

III. Совершенствование техники броска мяча в корзину одной рукой сверху в прыжке — 10 мин.

Упражнение выполняется в парах. Первый выполняет бросок в корзину, подбирает мяч, делает передачу партнеру для выполнения броска, а сам занимает место, готовясь к повторному броску. По заданию преподавателя броски выполняются после ловли мяча в движении, после ведения, после обманных движений и т. д.

IV. Совершенствование техники ведения мяча в сочетании с передачами, ловлей и бросками в корзину 15 мин.

Занимающиеся располагаются в колоннах в двух диагонально расположенных углах площадки. Двое занимающихся занимают место на противоположных сторонах площадки в местах пересечения средней линии с боковыми. Первый из каждой колонны делает передачу игроку у средней линии на своей стороне, в движении ловит обратную передачу, ведет мяч к корзине на противоположной стороне и выполняет бросок (одной рукой сверху, снизу, в прыжке по заданию преподаватели), подбирает мяч, передает его игроку ближайшей колонны, а сам занимает место в ее конце.

V. Совершенствование техники выполнения штрафных бросков.

Занимающиеся делится на равные группы в зависимости от числа корзин и соревнуются в точности выполнения штрафных бросков. По сигналу в каждой группе занимающиеся выполняют поочередно по одному броску. Побеждает колонна, выполнившая быстрее 10 попаданий, после чего все переходят на одну корзину вправо по кругу и упражнение повторяется и т. д.

VI. Учебная игра 25 мин.

В процессе игры совершенствуются: техника ведения мяча и противодействие ведению (выбивание) передача в прыжке, личная система защиты я быстрый прорыв игроками передней линии.

Заключительная часть – 10 мин.
Урок 83. Комбинированный по тактической и интегральной подготовке
Задачи:
1. Совершенствование тактики взаимодействия трех игроков («тройка»)

2. Совершенствование тактики групповых взаимодействий — групповой отбор мяча.

3. Совершенствование техники броска со средних дистанций.

4. Совершенствование техники применения защиты — прессинг.

Инвентарь — мячи баскетбольные.

Время — 135 мин.

Подготовительная часть – 25 мин.

Организация урока. Ходьба обычная, на носках, на пятках, на внешней (внутренней) стороне ступни, в полуприседе, в полном приседе. Бег в среднем темпе в сочетании с ускорениями по сигналам преподавателя — 10 мин.

Общеразвивающие упражнения — 15 мин. Выполняются в движении в колонне:

1. Руки к плечам. Вращение рук в плечевых суставах на каждый шаг (вперед, назад).

2. Рывки согнутыми в локтевых суставах руками назад на каждый шаг.

3. Чередование ходьбы с приседаниями. Четыре шага вперед — четыре приседания.

4. Наклоны туловища вперед на каждый шаг, доставая пальцами рук носка ноги.

5. Руки за спиной, пальцы соединены. Рынки прямыми руками назад на каждый шаг.

6. Продвижение вперед в положении упора стоя согнувшись.

7. Руки согнуты в локтях перед грудью, повороты туловища в стороны в движении. Поворот выполняется в сторону ноги, выполняющей шаг вперед.

8. Ходьба в полном приседе.

9. Легкий бег.

Основная часть — 100 мин.

I. Совершенствование тактики взаимодействия («тройка») — 25 мин.

1. Занимающиеся располагаются перед корзинами. По сигналу преподавателя выполняется «тройка» (без сопротивления).

Варианты выполнения: в зависимости от сигнала преподавателя завершает атаку игрок, выходящий из-под заслона; игрок, выполнявший заслон; игрок, который должен передавать мяч.

2. Взаимодействие «тройка» выполняется с активным сопротивлением защитников. Если нападающие забили мяч, то они вновь выполняют ту же роль. Если мяч не забит, роли меняются.

3. Игра 3х3 в одну корзину с задачей атаковать кольца только после выполнения взаимодействия «тройка».

II. Совершенствование тактики взаимодействия «групповой отбор мяча» 10 мин.

Упражнение выполняется группами по 5 человек на одной половине площадки. Два нападающих, применяя ведение и передачи, стараются, как можно дольше удержать мяч. Трое защитников пытаются отобрать у них мяч. При этом игрока с мячом атакуют двое защитников, стараясь применить групповой отбор мяча. Защитник, овладевший мячом, становится нападающим, а потерявший мяч — защитником.

III. Совершенствование техники броска со средних расстояний— 10 мин.

Занимающиеся делятся на группы по 4—5 человек. У каждой группы мяч. С места, указанного преподавателем игроки поочередно выполняют броски в корзину (до определенного количества попаданий).

IV. Совершенствование тактики групповых действий «отдай мяч, выходи» в условиях прессинга — 20 мин.

Занимающиеся делятся на четверки. Два нападающих, два защитника. Нападающие, выбрасывая мяч из-за лицевой линии и применяя взаимодействия «отдай мяч, выходи», стремятся пройти через всю площадку и забросить его в корзину. Защитники оказывают сопротивление по всей площадке, применяя групповой отбор мяча. Если мяч забит, то нападает та же пара, если нет, следует смена ролей. В упражнении можно исключить применение ведения мяча.

V. Учебная игра с применением прессинга и группового отбора мяча—20 мин.

VI. Совершенствование техники штрафных бросков — 5 мин.

Заключительная часть - 10 мин.
3. ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

(13—15 лет)
Задачи и содержание работы на втором году обучения являются логическим продолжением работы первого года. Основное внимание по-прежнему сосредотачивается на универсальной подготовке учащихся, однако начинает проявляться специализированная подготовка в соответствии с игровыми функциями занимающихся

По сравнению с первым годом обучения уменьшается время, отводимое на общую физическую подготовку, увеличивается — на специальную физическую подготовку. Объем технической подготовки достигает 23%, а с учетом ее доли в тактической и интегральной подготовке возрастает еще больше.

На тактическую подготовку отводится 15% учебного времени, а на интегральную — 16%.

Важнейшим разделом на этом году обучения является изучение нового программного материала и совершенствование ранее изученных технических приемов и тактических действий.

Значительно увеличивается количество игр (до 34).

В связи с увеличением объема часов увеличивается количество занятий в неделю — до 5.

Так же, как и на первом году обучения, периодизация отсутствует, она в той или иной мере проявляется в содержании и направленности работы на определенных этапах годичного цикла.
3.1. Распределение объемов компонентов тренировки

в годичном цикле








3.2. Поурочное распределение программного материала

и последовательность его изучения
Основные положения поурочного распределения программного материала те же, что и на первом году обучения (см. раздел 2.2). Однако раздел VIII «Повторение пройденного материала» предусматривает повторение программного материала, выученного учащимися в начальных группах и на первом году обучения. Тренер, учитывая уровень подготовленности учащихся и состав групп, предлагает материал для повторения по своему усмотрению с учетом поурочного распределения техники нападения и техники защиты, тактики нападения и тактики защиты.










3.3. Модельные недельные тренировочные циклы







3.4. Модельные тренировочные занятия
Для учащихся второго года обучения проводятся занятия следующих видов направленности: комбинированное по тех­нической и физической подготовке, целенаправленное по тех­нической и интегральной подготовке.

В занятии по технической и физической подготовке пока­зан один из вариантов применения средств физической под­готовки после совершенствования техники в баскетболе. Та кое построение занятия (с условием его проведения в спортив­ном зале) наиболее типично для конца подготовительного или соревновательного периодов.

В других занятиях показано сочетание средств техниче­ской, тактической и интегральной подготовки в условиях со­вершенствования ранее изученного материала. При этом про­должительность одного из приведенных занятий — два, а дру­гого — три часа.


Урок № 108. Комбинированный по технической и физической подготовке
Задачи:

1. Совершенствование техники выполнения бросков мяча в корзину с разных расстояний.

2. Совершенствование техники овладения мячом, отско­чившим от щита.

3. Совершенствование техники накрывания мяча при брос­ках в прыжке одной рукой сверху.

4. Развитие скоростно-силовых качеств и скоростной вы­носливости.

Инвентарь — мячи баскетбольные, мячи набивные.

Время — 135 мин.

Подготовительная часть — 25 мин.

Организация урока. Ходьба с разновидностями (обычная, перекатом с пятки на носок, на внутренней, внешней сторо­не ступни, в полуприседе). Бег в умеренном темпе с разно­видностями (спиной вперед, левым, правым боком, вперед, скрестным шагом) — 10 мин.

Общеразвивающие упражнения в построении по кругу — 15 мин:

1. Подняться на носки руки вверх, опуститься — руки вниз.

2. Из положения ноги врозь, руки в стороны, вращение туловищем вправо и влево.

3. Пружинистые приседания.

4. Отжимания в упоре лежа на руках.

5. Из положения лежа на спине коснуться ногами пола за головой, вернуться в исходное положение.

6. Наклоны туловища вперед с доставанием руками нос­ков ног.

7. Из положения основная стойка упор — присев, упор — лежа — упор присев — основная стойка.

8. Вращение кистями рук в исходном положении руки в стороны, вперед.

9. Прыжки на месте с одновременным сжиманием паль­цев рук.

10. Прыжки с ноги на ногу в движении по кругу.
Основная часть — 100 мин.
I. Совершенствование техники броска мяча в корзину с разноудаленных точек — 20 мин.

Упражнение выполняется группами по 3 человека. Один выполняет броски в корзину, с заранее обозначенных мест площадки, разноудаленных от корзины. Двое других подают ему мячи (упражнение выполняется двумя мячами). После 20 бросков место бросающего занимает другой занимаю­щийся.
Примечание. Передачи мяча выполняющему броски надо выполнять с таким расчетом, чтобы он успел переместиться на другое место после выполнения броска. В упражнении необходимо стремиться к повышению скорости выполнения бросков за счет сокращения подготовительной фазы. Способы выполнения бросков необходимо чередовать после каждой серии (одной рукой в прыжке с места с ближних точек, другой — от плеча с дальних). Целесообразно проводить упражнение соревновательным мето­дом между группами или внутри группы.
II. Совершенствование техники накрывания мяча при броске в прыжке— 15 мин.

Упражнение выполняется в парах. Один с мячом под кор­зиной, второй — на расстоянии 4—5 м от корзины. Первый делает передачу второму, который выполняет бросок в прыж­ке. Первый после передачи выбегает к партнеру и в прыжке выполняет накрывание мяча. После броска партнеры меня­ются ролями.
III. Совершенствование техники овладения мячом, отско­чившим от щита — 20 мин.

Упражнение выполняется в парах у корзины. Один напа­дающий с мячом, другой — защитник. Нападающий выполня­ет бросок в корзину с 3—4 м и следует к корзине для борьбы за мяч. Защитник, преграждая ему путь, также стремится овладеть мячом. Задача нападающего — добить мяч в кор­зину, защитника — овладеть мячом. Если в упражнении выиг­рывает нападающий, он опять выполняет ту же роль, если защитник — роли меняются.

IV. Развитие скоростно-силовых качеств, силы — 45 мин.

1. Передачи набивного мяча (2—3 кг) в парах на месте следующими способами: а) двумя от груди; б) одной от пле­ча; в) двумя снизу; г) одной снизу; д) двумя сверху; е) од­ной сбоку.

2. Серийные прыжки с места с доставанием руками ори­ентира (щита, кольца, сетки).

3. Прыжки толчком двух ног через набивные мячи (7—8 мячей кладутся на расстоянии 1 м) лицом вперед, правым, левым боком вперед, с поворотом в прыжке на 90°, 180°, на правой, левой ноге.

4. Передачи набивного мяча в парах, сидя на полу (рас­стояние 5 м), двумя руками от груди, одной от плеча, двумя из-за головы, одной сбоку.

5. Прыжки толчком одной в движении, держа набивной мяч двумя руками над головой. Упражнение выполняется вдоль боковых линий. На каждый третий беговой шаг — пры­жок вверх.

6. Эстафета с переноской набивного мяча. Занимающие­ся делятся на группы по 4—5 человек и выстраиваются в колонны по одному за лицевой линией у мяча. По сигналу первый берет мяч в руки и выполняет челночные пробежки (до ближней линии штрафной площадки, возвращается к ли­цевой линии, от лицевой линии — к средней, от средней к ближней штрафной, затем к дальней штрафной, возвращается к средней линии, затем бежит к дальней лицевой линии, а от дальней лицевой линии — рывок к своей колонне), отдает мяч следующему, а сам занимает место в конце своей колон­ны. Варианты бега: лицом вперед, правым или левым боком вперед, спиной вперед и их чередования.
Заключительная часть — 10 мин.
Урок № 147. Однонаправленный по тактической подготовке
Задачи:

1. Совершенствование тактики взаимодействия — «малая восьмерка».

2. Совершенствование тактики изученных взаимодействий при быстром прорыве и численном большинстве.

Инвентарь — мячи баскетбольные, скакалки.

Время — 90 мин.

Подготовительная часть — 20 мин.

Организация урока. Ходьба с разновидностями (на нос­ках, па пятках, с одновременным движением рук), бег обыч­ный, в полуприседе, с касанием пальцами рук пола, по сиг­налу — остановка с полным приседом, по следующему сиг­налу — рывок (3 мин).

Общеразвивающие упражнения со скакалкой—12 мим:

1. Рывки руками назад над головой, скакалка сложена вчетверо.

2. Рывки руками назад, скакалка, сложенная вчетверо, за спиной.

3. Пружинистые приседания, руки со скакалкой вперед.

4. Из исходного положения ноги врозь, руки со скакалкой над головой, наклоны туловища в стороны.

5. Из исходного положения ноги врозь, руки в стороны, скакалка за спиной, вращение туловища вправо, влево.

6. В положении седа, продеть скакалку под ногами — вер­нуться в исходное положение.

7. Прыжки через скакалку с разновидностями (толчком двух, на правой, на левой, с ноги на ногу, с максимальным вращением, с двойным покручиванием).

8. Легкий бег, ходьба.
Основная часть — 65 мин.

I. Совершенствование тактики взаимодействия «малая восьмерка» — 20 мин.

1. Занимающиеся делятся на группы по 3 человека и вы­полняют взаимодействие «малая восьмерка». По заранее обусловленным сигналам выполнить следующие действия:

а) проход к корзине с последующим броском в корзину игроком из-под заслона;

б) передача мяча под корзину игроку, открывшемуся пос­ле заслона;

в) завершение атаки корзины дальним броском из-под заслона.

2. В группах по 6 человек (три нападающих, три защит­ника) выполнять «малую восьмерку» с активным сопротивле­нием.

II. Совершенствование тактики групповых взаимодействии при быстром прорыве в численном большинстве («отдай мяч и выходи», «пересечение») — 20 мин.

1. Занимающиеся делятся на группы по 3 человека, два нападающих, один защитник. От лицевой линии нападающие, применяя взаимодействия «отдай мяч и выходи» и «пересече­ние», стремятся забросить мяч в противоположную корзину, преодолевая сопротивление одного защитника. Если мяч не забит, то нападающий меняется ролями с защитником.

2. То же только в группах по 5 человек (три нападаю­щих, два защитника).

III. Совершенствование техники выполнения штрафных бросков — 10 мин.

У каждого занимающегося мяч. Задача — попасть в каж­дую корзину (3 штрафных броска). Мяч после броска само­стоятельно подбирается и ведением возвращается для следую­щего броска. Выигрывает тот, кто раньше выполнит задание.

IV. Учебная игра с акцентом на применение быстрого про­рыва — 15 мин.
Заключительная часть — 5 мин.
Урок № 174. Комбинированный по технической и интегральной подготовке
Задачи:

1. Совершенствование взаимодействия «наведение».

2. Совершенствование индивидуальных тактических дей­ствии.

3. Совершенствование в чередовании различных систем за­щиты.

4. Совершенствование техники бросков мяча в корзину. Инвентарь — мячи баскетбольные.

Время — 135 мин.

Подготовительная часть — 25 мин.

Организация урока. Ходьба, бег с разновидностями (спи­ной вперед, боком - вперед), рывки по сигналу с последующей остановкой, изменение направления бега по сигналу — 5 мин.

Игра «Салки мячом» — два водящих, передавая мяч, друг другу, салят убегающих. Водящие стараются приблизиться к одному из убегающих и осалить его, не выпуская мяч из рук. Осаленный присоединяется к водящим. Игра продолжа­ется до тех пор, пока не будут осалены все убегающие — 10 мин.

Общеразвивающие упражнения в движении в колонне — 10 мин:

1. Вращение рук в плечевых суставах вперед и назад.

2. Попеременные рывки руками вверх и вниз.

3. Наклоны туловища вперед с доставанием пальцев ног руками на каждый шаг.

4. Руки перед грудью, вращение туловищем вправо, влево.

5. Ходьба в полном приседе.

6. Руки в стороны, сжимание и разжимание пальцев, вращение кистей в лучезапястных суставах.

7. Легкий бег.
Основная часть — 100 мин.
I. Совершенствование техники бросков с близких расстоя­ний — 15 мин.

Занимающиеся делятся на группы и располагаются в ко­лонну у боковых линий в месте их пересечения со средней линией, лицом к корзине. Правая колонна выполняет брос­ки, левая передачи, при бросках с левой стороны — наоборот. После передачи и броска — переход в противоположную ко­лонну. Броски выполняются сначала с правой стороны, затем с левой.

Варианты бросков: одной рукой сверху и снизу в дви­жении; одной рукой сверху и снизу после ведения; то же только бросок с проходом щита.

II. Совершенствование тактики взаимодействия «наведе­ние» — 15 мин.

Занимающиеся делятся па группы и играют в одну корзи­ну 2x2, выполняя взаимодействие «наведение».

III. Совершенствование техники бросков мяча со средних расстояний — одной рукой сверху в прыжке — 20 мин.

Занимающиеся делятся на группы (не менее 3-х человек) в зависимости от числа корзин. Преподаватель обозначает 5 точек перед каждой корзиной. Каждой колонне необходимо выполнить 20 попаданий с каждой точки. Сделав бросок в корзину, занимающийся подбирает мяч и, передав его сле­дующему, встает в конец колонны.

IV. Учебная игра — 30 мин (две половины по 15 мин).

В процессе игры командам дается задание играть в защите личную систему на своей половине площадки. Однако в определенные моменты игры (после забитого мяча, замены, выполнения штрафного броска) применяется защита прес­синг.

В перерыве между половинами игры совершенствование

в штрафных бросках (10 мин).

V. Совершенствование техники бросков с дальних рас­стояний — 20 мин.

Организация, как в упражнении III, но только броски вы­полняются одной рукой от плеча с дальних дистанций (не менее 10 попаданий).
Заключительная часть — 10 мин.
4. ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

(14—16 лет)
При условии выполнения программного материала пер­вого и второго годов обучения, на третьем году обучения за­нимающиеся достигают достаточно высокого уровня физиче­ской подготовленности, прочно овладевают основами техники и тактики игры, приобретают определенные игровые навыки, что позволяет ставить вопрос о достижении в определенные сроки годичного цикла высокой спортивной формы. Поэтому с третьего года обучения вводится периодизация учебно-тре­нировочного процесса.

На общую физическую подготовку отводится 17% време­ни, а на специальную — 21%. На техническую подготовку без ее включения в тактическую и интегральную подготовку от­водится до 25%.

Тактическая подготовка занимает 16% времени, инте­гральная — 21 %.

Занятия проводятся 5 раз в неделю и продолжительность некоторых из них увеличивается.

Количество игр за год достигает 44.
  1   2   3


Комитет по физической культуре и спорту
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации