Диплом - Взаимосвязь девиантного поведения и потенциально опасных действий у пассажиров аэропорта - файл n1.rtf

Диплом - Взаимосвязь девиантного поведения и потенциально опасных действий у пассажиров аэропорта
скачать (6432.2 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.rtf6433kb.08.07.2012 17:05скачать

n1.rtf

  1   2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Новосибирский государственный педагогический университет»
Факультет психологии
Кафедра психологии личности и специальной психологии

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Взаимосвязь девиантного поведения и потенциально опасных действий у пассажиров аэропорта


Выполнил студент группы 53: Данилов А.Н.

Специальность (030301, психолог, преподаватель психологии)

Специализация (клинический психолог)

Форма обучения (очная)

Научный руководитель: Соколова Е.В.

(Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности и специальной психологии)
Новосибирск 2010

Оглавление
Введение

Глава 1 Психологические особенности девиантного поведения

    1. Теории девиантного поведения, теоретические обоснования понятия

1.2 Виды и проявления девиантного поведения

1.3 Причины девиантного поведения

Глава 2 Особенности девиантного поведения у потенциально опасных пассажиров аэропорта

2.1 Понятие потенциально опасного пассажира (критерии)

2.2 Внешние проявления девиантного поведения

2.3 Методы выявления девиантного поведения

Глава 3 Экспериментальное исследование девиантного поведения у пассажиров аэропорта

3.1 Методы и организация исследования

3.2 Результаты исследования

3.3 Интерпретация результатов исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время проблема терроризма была и остается одной из наиболее серьезных проблем безопасности современного общества. Во всем мире в бюджеты ведущих стран мира заложены огромные средства для борьбы с террористической угрозой национальной безопасности. Главы многих стран называют борьбу с терроризмом одним из главных направлений своей политики.

После печальных событий осени 2001 года в США и других странах огромное внимание стало уделяться проблеме безопасности в гражданской авиации. Значительно ужесточилась политика служб безопасности в отношении пассажиров.

В службах безопасности аэропорта широко распространено понятие «потенциально опасный пассажир». В широком смысле это пассажир, который может представлять угрозу для себя и для других на территории аэропорта.

Настоящее исследование ставит своей целью изучить влияние девиантного поведения на безопасность в аэровокзальных комплексах. Как известно, отклоняющееся поведение зачастую является источником опасности для самого человека, а также для его окружения. На территории аэропорта, где сама ситуация предполагает повышенный уровень ответственности, пассажир с девиантным поведением уже становится потенциально опасен. Стресс и состояние повышенной тревожности могут активизировать проявления девиантного поведения до критически опасного уровня.

В нашем исследовании мы поставили целью выяснить, есть ли связь между девиантным поведением и потенциально опасными действиями пассажиров на территории аэропорта.

Проблематика исследования. В настоящее время отсутствуют данные по проблеме отклоняющегося поведения среди пассажиров аэропорта. Анализ литературы, посвященной данной проблеме, показал, что взаимосвязь девиаций поведения и

Объект исследования. Объектом нашего исследования является девиантное поведение как психологическая категория.

Предмет исследования. Предметом нашего исследования являются особенности девиантного поведения потенциально опасных пассажиров аэропорта.

Цель исследования. Целью нашего исследования является установление взаимосвязи между девиантным поведением и потенциально опасными действиями применительно к пассажирам аэропорта.

Задачи исследования. Достижение цели исследования будет возможно при условии выполнения нескольких важных задач:

  1. Проанализировать литературные источники по теоретическим вопросам исследования.

  2. Изучить проблему девиантного поведения пассажиров аэропорта.

  3. Провести экспериментальное исследование девиантного поведения потенциально опасных пассажиров на базе службы авиационной безопасности ОАО «Аэропорт Толмачёво».

  4. Разработать экспресс-методику выявления потенциально опасных пассажиров, доступную к применению как собственно службам безопасности аэропорта, так и психологическим службам в частности.

В связи с поставленными задачами мы провели три этапа исследования:

Первый этап. Определение целей и задач исследования, выбор объекта и предмета исследования, выдвижение гипотезы. Теоретический анализ состояния обозначенной проблемы, изучение историко-методологических оснований для определения характеристик отклоняющегося поведения.

Второй этап. Сбор информации и проведение психодиагностики испытуемых, обоснование необходимости введения в экспериментальную часть дипломной работы статистических методов исследования, постановка экспериментальной гипотезы, которая бы могла позволить разработать организацию экспериментального исследования статистическими методами.

Третий этап. Экспериментальное исследование взаимосвязи девиаций поведения и потенциально опасных действий у пассажиров аэропорта методами математической статистики в рамках констатирующего и уточняющего эксперимента, психологический анализ и интерпретация полученных экспериментальных данных.

Гипотеза. Мы предполагаем, что существует взаимосвязь между девиантным поведением и потенциально опасными действиями у пассажиров аэропорта.

Теоретической и методологической основой исследования являются: теория В.Д. Менделевича о типах и видах отклоняющегося поведения; концепция профайлинга, разработанного авиакомпанией «Эль Аль» как основного психологического метода обеспечения безопасности аэропортов; теория агрессивности К.Лоренца.

Методы исследования: В представленной работе используется комплекс теоретических и практических методов, направленных для достижения поставленной цели исследования.

  1. Анализ имеющейся литературы по вопросам отклоняющегося поведения и безопасности полетов.

  2. Для диагностики признаков девиаций поведения мы использовали методику социально-психологической адаптации Роджерса – Дэймонда (регистрация личностных предпосылок отклоняющегося поведения). Также был использован тест руки Вагнера (экспресс-диагностика агрессивных тенденций настроения) и 8-цветный вариант теста Люшера (экспресс-диагностика уровня стресса).

  3. В связи со спецификой исследования, методом выявления признаков потенциальной опасности пассажиров является метод систематизированного наблюдения в форме авторской методики «Потенциально опасный пассажир».

Экспериментальное исследование проводилось на базе аэропорта «Толмачёво». Выборку составили 30 пассажиров аэропорта.
Глава 1 Психологические особенности девиантного поведения


    1. Теории девиантного поведения, теоретические обоснования понятия


И.С. Кон (1989) определяет данное понятие как совершение действий, прямо или косвенно нарушающих нормы и правила, принятые в данном обществе.

В.Д. Менделевич (2003) в определении девиантного поведения обращает внимание и на внутренние стороны процесса: он считает, что отклоняющееся поведение проявляется в виде дисбаланса психических процессов, снижении адаптивности и проблемы с самоактуализацией личности человека, а также в отказе человека от нравственного контроля за своим поведением.

Основные виды девиантного поведения: преступность, алкоголизм, наркомания, суицидальное поведение, вандализм, проституция, сексуальные девиации.

Понятие девиантного поведения шире понятий "делинквентность" (противоправное, преступное, криминальное поведение) и "антиобщественное поведение" (асоциальность).

По мнению И.С. Кона (1989), любые формы отклоняющегося поведения, как бы они не отличались между собой, всегда взаимосвязаны. Аддиктивное поведение, агрессия и противоправные действия зачастую образуют систему, так что можно предположить, что пассажир, обладающий девиантным поведением, также будет агрессивен и более склонен к противоправным действиям, чем человек с поведением, находящимся в границе нормы.

Само же противоправное поведение связано с отклонением от нормы психологического здоровья. Автор указывает, что такому поведению свойственны определенные социальные факторы: проблемы в школе, психотравмы на протяжении жизни, а также влияние группы или субкультуры, обладающей девиантностью. Также автор подчеркивает, что наиболее важными личностными факторами являются локус контроля и уровень самоуважения.

Причинную связь между девиантным поведением и этими факторами попытался установить Говард Кэплан (1960), который разработал свою теорию девиантного поведения. Он проверял её, изучая наркоманию, делинквентное поведение, а также ряд психических расстройств.

По его мнению, отклоняющееся поведение в большинстве случаев, связано со снижением самоуважения. Доказана статистическая связь между отклоняющимся поведением и низкой самооценкой. Сами опрошенные считают, что не совершают личностно-ценные действия, а, напротив, совершают отрицательные поступки. Все действия, так или иначе противоречащие нормам общества, направлены на то, чтобы не выглядеть в своих глазах ущербным.

Х. Бэккер (1960) разработал концепцию первичного и вторичного отклонения, которая помогает проследить процесс становления личности закоренелого девианта. Под первичным отклонением понимается такое отклоняющееся поведение личности, которое в общем и целом не слишком выходит за рамки общества и может быть списано на эксцентричность или особенности характера, или на банальную ошибку, которые всем нам свойственно совершать. Например, в помещении аэропорта провожающие заходят в зону, где висит табличка «Провожающим вход запрещен». Таких людей никто не склонен считать какими-то особыми.

Переход на вторичное отклонение происходит тогда, когда действия человека перестает укладываться в рамки социально приемлемой роли. При вторичном отклонении поведение не соответствует принятым нормам в обществе, и человек рассматривается уже как девиант.

Бывает так, что одно-единственное действие человека или обвинение в этом действии навсегда меняют судьбу человека, и его воспринимают как девианта. Он начинает терять свои связи с референтными группами и отдаляется от неё. Возможна связь с маргинальными или преступными сообществами, которые начинают прививать ему уже свои собственные нормы, подтверждающее таким образом ярлык девианта. Общество все сильнее начинает воздействовать на человека, применяя все более и более жесткие меры для установления контроля.

С.С. Фролов (1994) также рассматривает отклонения со знаком «плюс».

Понятие отклоняющегося поведения немыслимо без оценки его с точки зрения культуры, которая принята в данном конкретном обществе. Отклонения могут быть не только социально приемлемыми, но и социально одобряемыми. Так, странствующий отшельник может рассматриваться как великий пророк, а может как обычная маргинальная личность. Гении, народные избранники, деятели культуры – их отклонения связаны с тем, что они превозносятся над основной массой.

Развитие общепринятых ценностей и культуры всегда поощрялось обществом. Неудачи, постигавшие этих людей на пути, не слишком строго оценивались другими людьми. А вот нарушение этих ценностей всегда и во всех обществах каралось самыми суровыми методами. В нашем исследовании мы будем рассматривать отклоняющееся поведение со знаком «минус», так как именно оно будет являться одной из основ потенциально опасных действий, создающих угрозу нормальной работе аэропорта.

Понятие нормы в понимании отклоняющегося поведения.

Понятие нормы является исходным для изучения любых девиаций. Поскольку, по определению, отклоняющееся поведение - это поведение, отклоняющееся от социальных норм, то последние заслуживают специального рассмотрения.

Одним из основных условий существования любой системы выступает ее способность поддерживать состояние некоего равновесия. История человечества приводит убедительные примеры того, что беспорядок неизбежно переходит в разрушение, и, напротив, стремление к упорядочиванию и согласованию может быть гарантией существования общества и жизни вообще.

Нормы являются тем механизмом, который удерживает общественную систему в состоянии жизнеспособного равновесия в условиях неизбежных перемен. В обществе одновременно сосуществуют различные нормативные субкультуры — от научных до криминальных. В целом понятие нормы является достаточно дискуссионным.

В переводе с латинского языка «норма» — правило, образец, предписание.

В естественных и общественных науках норма понимается как предел, мера допустимого для сохранения и изменения систем. Социальные нормы являются одним их видов существующих норм (наряду с техническими, биологическими, эстетическими, медицинскими и др.). Специфической особенностью социальных норм является то, что они регулируют сферу взаимодействия людей.

Социальная норма — совокупность требований и ожиданий, которые

предъявляет социальная общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений [17, с. 29].

Социальная норма закрепляет исторически сложившийся в конкретном обществе интервал дозволенного или обязательного поведения людей, а также социальных групп и организаций. В отличие от естественно-научной социальная норма может соответствовать и не соответствовать объективным законам развития.

В последнем случае аномальна сама норма (как, например, законы тоталитарного общества) и нормальны отклонения от нее. Вследствие этого социальные отклонения могут быть не только негативными, нарушающими функционирование системы, но и позитивными, стимулирующими ее прогрессивное развитие, например в форме научного и художественного творчества.

При всем многообразии проявлений социальные нормы имеют следующие основные свойства: объективность, историчность, универсальность, схематичность, безусловность. Данные свойства означают, что норма является исторически выработанным, обобщенным социальным предписанием, обязательным для выполнения со стороны всех людей и в любой ситуации.

Особую трудность представляет такое свойство социальной нормы, как ее относительность и динамичность. История изобилует примерами различных культурных предписаний для одного и того же явления. Так, требования к внешнему облику человека, наиболее ярко выраженные в моде, меняются буквально на наших глазах.

Другой яркий пример — радикальные изменения в полоролевом поведении женщин в ряде стран. Установки на сексуальное поведение также изменяются подчас на противоположные.

Например, в истории европейских государств мы можем проследить следующие метаморфозы: от полигамии и оргазстической культуры Древнего мира — через жесткие запреты Нового времени — к сексуальной революции последних десятилетий, вплоть до полной свободы в интимных отношениях и узаконивания гомосексуальных браков. Перечисленные свойства социальных норм нередко порождают в индивидуальном сознании негативные чувства — от простого непонимания до открытого протеста.

Конфликт между интересами личности и репрессивной природой норм несколько сглаживается процессами гуманизации. В современных развитых государствах отмечается тенденция усиления лояльности общества к проявлениям индивидуальности. В целом, несмотря на относительность и внутреннюю противоречивость, социальные нормы играют неоценимую регулятивную роль в жизни любого общества.

Они создают нормативно-одобряемое поле деяний, желательных для данного общества в данное время, тем самым ориентируя личность в ее поведении. Они выполняют функцию контроля со стороны общества, служат образцом, информируют, позволяют оценивать поведение, прогнозировать его.

Как бы ни относились к ним люди, нормы существуют и непрерывно действуют.

Нормы в психологии. Социальные нормы могут образовываться стихийно (например, в виде традиций) или целенаправленно (например, в форме законов, официальных предписаний или запретов). Существует еще один путь — научного определения нормы.

В психологии для научного определения понятия «норма» используются различные способы. Наиболее простой и распространенный — негативный подход. В соответствии с ним нормальный (или здоровый) человек тот, у кого отсутствуют аномалии.

По справедливому замечанию Б.С.Братуся, «тем самым мы едва лишь очерчиваем границу круга, в котором следует искать специфику нормы, однако на эту специфику никак не указывая» [3, с. 10].

Позитивный подход, напротив, нацелен на выявление образца с желательными качествами. Для получения эталона (условной группы людей без аномалий) чаще всего применяют методы математической статистики. Статистическая норма выглядит как средний показатель. Это то, что присуще большинству (не менее чем половине) людей в популяции. При этом «усреднение» людей порождает немало казусов и проблем. Обыгрывая эту проблему, Ч.Ломброзо (не без доли черного юмора) описывал «нормального человека» как индивида, «обладающего хорошим аппетитом, порядочного работника, эгоиста, рутинера, как терпеливое, уважающее всякую власть домашнее животное» [3, с. 8].

Другая, критериальная, норма основана на социально-нормативном критерии. Она существует преимущественно в форме требований (задач) различной степени трудности. Например, «хорошим» гражданином может считаться человек, соблюдающий нормы закона, а «нормальным» работником является тот, кто хорошо справляется с профессионально-квалификационными требованиями.

Другой вариант критериально ориентированных норм — это школьная программа. В соответствии с образовательными стандартами (требованиями к знаниям и умениям) все учащиеся условно делятся на «справляющихся» с ней и «не справляющихся», т.е. неуспевающих.

Наконец, норма может быть идеальной — в виде обобщения положительных качеств выдающихся представителей человечества, обеспечивающих его прогрессивное развитие. Вбирая в себя лучшие черты «замечательных» людей, идеальная норма выступает преимущественно в форме идеалов — вдохновляющих образцов для подражания. Идеалы, несмотря на кажущуюся отдаленность от реальности, играют чрезвычайно важную роль в регуляции поведения человека и жизни общества. Мнение, что позитивные идеалы в наибольшей степени, чем что-либо другое, обеспечивают духовное здоровье личности, уходит корнями в историю человечества.


    1. Виды и проявления девиантного поведения


Отклоняющееся поведение всегда проявляется в виде действий, с помощью которых человек взаимодействует в реальностью. Поэтому проявления девиантного поведения можно рассматривать как способы, с помощью которых человек адаптируется к окружающему миру.

По В.Д. Менделевичу (2001), существует пять способов взаимодействия индивида и реальности.

Противодействие реальности – при этом типе взаимодействия человек убежден, что с реальностью, которая его не устраивает, можно и нужно активно бороться. Он пытается изменить ненавистный ему мир так, чтобы он наилучшим образом удовлетворял его потребности и соответствовал его представлениям.

Как правило, общество отвечает индивиду силовым давлением, принуждая к соблюдению норм и правил, нарушаемым девиантом.

Такой тип взаимодействия встречается в основном при делинквентном и/или криминальном поведении.

Болезненное противостояние реальности - при таком типе взаимодействия человек в силу патологических изменений психики однозначно воспринимает мир как нечто враждебное и чуждое. Такой человек вряд ли сможет эффективно взаимодействовать с миром. Отличие от предыдущего способа заключается в том, что противодействуя реальности, человек идет на это сознательно, а при болезненном противостоянии индивид даже не представляет другого мира, кроме как враждебного. Встречается при психопатологическом и патохарактерологическом типе отклоняющегося поведения.

Уход от реальностиданный тип взаимодействия проявляется в том, что человек не настроен адаптироваться к миру, и предпочитает отрешиться от мира, считая себя неспособным приспособиться к его реалиям.

Аддиктивное поведение, и в особенности, злоупотребление психоактивными веществами являются ярким примером такого способа «приспособиться к миру». Также один из быстро набирающих популярность способов – это компьютерные игры, а в особенности так называемые MMORPG. Такой способ самореализоваться частично перекликается со следующим, а именно игнорированием реальности.

Отличие заключается в том, что игнорировать реальность и быть к ней адаптированным человек может лишь в том случае, если он занимается каким-нибудь узкопрофессиональным делом. Например, программисты могут часами проводить время за компьютером и при этом быть нормально адаптированы к реальности, так же, как и профессиональные игроки в компьютерные игры.

Такой способ встречается нечасто, и представляет собой вариант нормы.

Наиболее предпочитаемым способ является приспособление к реальности. Гармонично развитый человек в большинстве случаев находит себя в мире, и такой способ наиболее поощряется обществом. Для такого человека важно самореализоваться именно в обществе реальных людей, быть признанным обществом и устойчиво стоять на ногах.

Итак, девиантное поведение определяется способом взаимодействия с реальностью.

Какие же его типы выделяет психология?

Менделевич(2003) предлагает классификацию отклоняющегося поведения по виду нарушаемых человеком норм.

Он выделяет пять типов девиантного поведения:

Аддиктивный типлюди с этим типом девиантного поведения предпочитают уходить от реальности посредством употребления психоактивных веществ или зацикливании на определенных типах деятельности (например, игре в компьютерные игры или серфинге по Интернету).

В большинстве своем такие люди не приемлют реалии мира, они считают жизнь «серой», «скучной», «унылой», и их способ ухода от реальности заменяет им насыщенность и разнообразие жизни. «Жить так, как все» они не хотят, поскольку это не приносит им желаемого удовлетворения.

В жизни аддикты пассивны, ожидают от жизни мало и действий совершают также немного. Когда же дело касается деятельности, которая приносит им удовлетворение, они начинают проявлять недюжинную активность (целыми днями оттачивают мастерство в компьютерной игре), или проявляют чудеса изобретательности в нахождении места и выпивки, например.

Что интересно, склонные к аддиктивному поведению люди проявляют большую устойчивость к кризисным ситуациям и жизненным потрясениям, чем люди с нормальным типом поведения. Вероятно, это связано с тем, что нарушение нормального хода вещей в их жизни – это возможность испытать сильные эмоции, которых им так не хватает.

Второй тип девиантного поведения – это патохарактерологический. Такое поведение возникает у людей в процессе становления личности, прошедшей по дисгармоничному типу – это личностные расстройства по МКБ-10.

Люди с данным типом поведения часто обладают неустойчивой самооценкой, которая колеблется от неадекватно заниженной до неадекватно завышенной, а также склонны к манипулированию другими людьми, как правило, их близкими.

В зависимости от вида личностного расстройства такие девианты также могут быть склонными к поведению, основанному на ритуалах и определенных видах деятельности, призванных снизить высокий уровень тревожности и страха (невротический тип личности).

Психопатологический тип поведения базируется на симптомах психических заболеваний, которыми страдает индивид. Зачастую совершенно невозможно понять мотивы поведения человека, если не знать, что он страдает каким-либо душевным расстройством.

Одним из видов отклоняющегося поведения, которое может принадлежать к этим трем типам, является аутодеструктивное поведение. Человек с данной моделью поведения будет ориентирован не на самоактуализацию и личностный рост, а на разрушение личности. Причиной такого поведения могут являться и аддикции, и личностные расстройства, и психические болезни.

Несколько особняком стоит девиантное поведение на базе гиперспособностей человека, которое часто сопровождает человека, значительно выше одаренного в какой-то области, чем среднестатистический обыватель.

Такие люди с трудом адаптируются в мире, поскольку не могут и/или не хотят разбираться в отношениях между людьми, ведут себя нелогично или наивно по меркам остальных. Именно такие люди наиболее часто игнорируют реальность, которая кажется им малозначимой, и не представляющей интереса. Они слабо приспособлены к жизни и вместе с тем живут в гармонии с собой, если могут заниматься любимым делом, получая от этого материальное и моральное удовлетворение.

И, наконец, одним из самых опасных типов поведения является делинквентный тип. Это частный случай криминального поведения, который проявляется в том, что человек имеет патологическое стремление к нарушению правовых и юридических норм. От криминального поведения делинквентное отличается меньшей степенью тяжести деяний человека.

Это скорее не преступление, а проступок, опасность которого является скорее потенциальной, ведь такой тип поведения при своем развитии может закономерно перерасти в криминальное поведение как способ материального заработка. В основном, это поведение свойственно детям и подросткам, поэтому при воспитательных действиях есть возможность не допустить криминального поведения как значительно более тяжелого проявления девиантного поведения.
1.3 Причины девиантного поведения
Мы рассмотрели основные типы и виды отклоняющегося поведения, а также попытались дать определение этому понятию. Также необходимо определить причины такого поведения, те явления, которые лежат в самой основе девиаций.

Очевидно, что существует множество точек зрения на данную проблему, и, рассматривая её, необходимо учитывать все разнообразие психологических теорий.

В рамках данной проблемы представляют интерес материалы XXXVIII научно-технической конференции по итогам работы профессорско-преподавательского состава Сев. Кав. ГТУза, посвященной теориям, объясняющим причины девиантного поведения.

Авторы Ветров Ю.П. и Бугоянц А.Ю. (2009) пишут, что биологическое объяснение, которое включает в себя генетику, гормоны, особенности ВНД, не учитывает каждый конкретный случай. Часто бывает так, что человек, который физически должен проявлять отклоняющееся поведение, на деле оказывается абсолютно вписанным в существующие нормы. Авторы таких концепций не учитывают особенности личности человека, его волевых проявлений.

В связи с этим больше себя зарекомендовал психологический подход, который часто применялся в анализе преступного поведения. Он связывает девиации со снижением самоуважения, как уже говорилось выше, а также с внутриличностными конфликтами, отсутствием личностного роста и проблемами психотического уровня: дефектов интеллекта или психопатических отклонений.

На девиантное поведение ребенка, по мнению данных авторов, влияет недостаточная сформированность некоторых функциональных систем мозга: ММД, СДВГ и т.д.

Также поведение, не укладывающееся в нормы, связывают с индивидуально-психологическими особенностями ребенка.

Важное место в объяснении причин девиантного поведения занимают представители психоаналитического направления, основоположником которого считается З.Фрейд.

Он связывал отклонения в поведении с перманентным личностным конфликтом между ID и Alter-ego. Нормальное развитие личности по Фрейду предполагает формирование защитных механизмов, которые определяют взаимодействие этих двух личностных структур.

Фрейд (1999) связывает девиации с динамикой этих сфер личности, а также динамикой инфантильных эмоциональных переживаний личности, по мнению А.Адлера (2003).

Теория объектных отношений наибольшее значение придает тому, как ребенок взаимодействует с родителями на ранних этапах, какой образ родителя и взрослого складывается у него в голове. Положительное или отрицательное восприятие взрослых во многом будет определять отношение к обществу в целом.

Стратегии основных психологических защит «Я» человека формируются именно на ранних этапах развития, в это же время формируется и поведенческий базис, те паттерны поведения, которые человек будет использовать в дальнейшем как наиболее предпочтительные для него.

Личности с девиантным поведением, как правило, используют самые «детские» и простые механизмы защиты, что связано с незрелостью их Эго и Супер-Эго.

Также можно утверждать, что отклоняющееся поведение детерминируется именно неосознаваемыми импульсами ввиду низкого контроля над бессознательным верхними структурами личности.

Косвенно подтверждает это, например, поведение делинквентных подростков, которые всегда затрудняются в объяснении причин и мотивов, побудивших на противоправные действия. Они могут придумывать самые невероятные и неправдоподобные объяснения как раз из-за того, что сами не слишком понимают, что их толкнуло на проступки.

Гуманистический подход в лице А.Маслоу (1999) объясняет нарушения поведения с позиций утраты идентичности ребенка со своими чувствами, когда он не может самореализоваться при имеющихся условиях воспитания.

А. Бандура (2000) выдвигает мнение, что агрессия ребенка связана со злоупотреблением родителями физических мер воздействия.

Эрикссон (2000) в анализе причин отклоняющегося поведения наибольшее значение придает пути развития личности, ответа на главные экзистенциальные вопросы о своем предназначении и смысле жизни.

Девиации поведения возникают тогда, когда человек отказывается от ответственности за свою жизнь, он предпочитает плыть по течению и выбирать всегда самый легкий путь в жизни.

Может быть, это является одной из причин, по которым подростковый возраст считается «трудным». Ведь человеку в этот период и приходится впервые серьезно задуматься о смысле своего существования, и ответы на такие вопросы во многом будут определять его позицию в дальнейшей жизни.

Школа бихевиоризма и необихевиоризма в лице Б.Скиннера, У. Торндайка и Д.Уотсона (1988) считает, что окружающая среда полностью детерминирует поведение человека: он научается взаимодействию со средой и посредством опыта выбирает наиболее предпочтительную модель поведения. Эффективные в его среде модели закрепляются, а неэффективные отбрасываются как ненужные.

Также при усвоении поведенческих норм работает механизм негативного обусловливания, например, когда родители наказывают ребенка под влиянием чувства гнева. Свою роль играет и дефицит внимания, ведь любой ребенок знает, что значительно эффективнее привлекать внимание родителей, нарушая нормы, а не следуя им.

Выготский Л.С (2005) признаёт влияние природных особенностей организма, но главное – это то, что человек становится личностью по мере увеличения своих связей с обществом.

На формирование личности человека накладывает отпечаток воздействия других значимых людей, которые передают им опыт своего взаимодействия с миром, причем не посредством простого усвоения, а благодаря сложному социальному взаимодействию, включающему внешние и внутренние факторы, социальные и психофизиологические задатки соответственно.

Итак, отечественная психология представляет девиантное поведение как социально обусловленное – и ответственность за него несет как общество, так и сам человек.

Таким образом, девиантные формы поведения, базируясь на индивидуально-психологических стереотипах, имеют зависимость от внешних условий, ситуативных моделей, которые способны либо провоцировать, либо блокировать неадекватные формы поведения.

Исходя из этих положений, генезис отклоняющегося поведения обусловливают такие разнообразные, но взаимосвязанные факторы, как:


  1   2


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации